Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лопатин Данил Павлович, Загородникова Юлия Олеговна

Настоящая статья посвящена особенностям защиты авторских и смежных прав на хореографическое произведение. В статье будет рассмотрена специфика защиты прав на хореографическое произведение, будут проанализированы современные проблемы в области охраны танца в России и приведены пути решения таких проблем, особое внимание будет уделено зарубежному опыту защиты прав на рассматриваемый объект. Актуальность темы исследования обусловлена активным развитием танцевального искусства в современном мире, увеличением разнообразия танцевальных направлений, стремительным ростом количества уникальных хореографических постановок и хореографических элементов, нуждающихся в правовой охране и защите. Ситуацию обостряет и прогрессивное развитие Интернета, что позволяет недобросовестным хореографам и танцовщикам копировать любой танец, обнародованный в сети. Все эти факторы отражают важность качественной защиты и надлежащей фиксации хореографического произведения, которая на данный момент в Российской Федерации на очень низком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL PROTECTION OF COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS TO A CHOREOGRAPHIC WORK

This article is devoted to the features of protection of copyright and related rights to a choreographic work. The article will consider the specifics of protecting the rights to a choreographic work, analyze current problems in the field of dance protection in Russia and provide ways to solve such problems, special attention will be paid to foreign experience in protecting rights to the object in question. The relevance of the research topic is due to the active development of dance art in the modern world, the increase in the variety of dance styles, the rapid growth in the number of unique choreographic productions and choreographic elements that need legal protection and protection. The situation is exacerbated by the progressive development of the Internet, which allows unscrupulous choreographers and dancers to copy any dance published on the network. All these factors reflect the importance of high-quality protection and proper fixation of a choreographic work, which is currently at a very low level in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ»

Гражданско- правовая защита авторских и смежных прав на хореографическое произведение

Лопатин Данил Павлович,

студент, кафедра гражданского права, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет E-mail: frozeneg@mail.ru

Загородникова Юлия Олеговна,

студент, кафедра гражданского права, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

E-mail: iuliazagorodnikova@yandex.ru

Настоящая статья посвящена особенностям защиты авторских и смежных прав на хореографическое произведение. В статье будет рассмотрена специфика защиты прав на хореографическое произведение, будут проанализированы современные проблемы в области охраны танца в России и приведены пути решения таких проблем, особое внимание будет уделено зарубежному опыту защиты прав на рассматриваемый объект. Актуальность темы исследования обусловлена активным развитием танцевального искусства в современном мире, увеличением разнообразия танцевальных направлений, стремительным ростом количества уникальных хореографических постановок и хореографических элементов, нуждающихся в правовой охране и защите. Ситуацию обостряет и прогрессивное развитие Интернета, что позволяет недобросовестным хореографам и танцовщикам копировать любой танец, обнародованный в сети. Все эти факторы отражают важность качественной защиты и надлежащей фиксации хореографического произведения, которая на данный момент в Российской Федерации на очень низком уровне.

Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, авторское право, интеллектуальные права, хореографическое произведение, гражданско-правовая защита прав.

На протяжении многих лет искусство и человек были неотделимы друг от друга. Люди наслаждались и вдохновлялись произведениями творчества, передавали свои эмоции при помощи языка тела, выражали мысли в искусстве, оставляя огромное духовное наследие предкам.

Со временем, появилась необходимость в правовой защите, созданных творческих произведений, тогда было положено начало формированию законодательства об интеллектуальной собственности, которое продолжают совершенствовать до сих пор.

Перовое упоминая о хореографическом произведении, в призме авторского права, содержится в положениях Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г., которая, приравняла хореографическое произведение к литературным и художественным произведениям. Тогда охране подлежали лишь письменные или графические записи хореографа, иллюстрирующие авторский танец.

В 1967 году, при внесении изменений в Бернскую конвенцию условие о письменной фиксации было исключено. С этого момента термин «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения творчества, независимо от способа и формы их выражения. Благодаря данному положению объектом охраны стал именно танец, а не изложенные на бумажном носителе указания хореографа относительно постановки движений и поз [1].

Данный поход актуален и в наши дни, так, согласно Российскому законодательству, а именно п. 1 ст. 1259 ГК РФ, «хореографическое произведение является объектом авторского права, независимо от достоинств и назначения, а также от способа его выражения» [2].

В современных реалиях хореографическое произведение может быть выражено в любой форме, в законодательстве отсутствуют требования к способам его фиксации, также, не предусмотрены специальные нормы об обязательной регистрации танцевальных произведений, следовательно, авторские права у хореографа возникают в момент создания танца, т.е. в момент придания произведению объективной формы [8, с. 107-109].

Говоря о гражданско-правовой защите авторских и смежных прав на хореографическое произведение, в первую очередь следует отметить, что в настоящее время творчество не знает границ и стремительно развивается вместе с человеческими потребностями. При этом, вместе с развитием интеллектуальной собственности, увеличивается количество нарушений в данной области

5 -о

сз

<

см о см

и возникает необходимость в эффективной защите прав. Защита гражданских прав (в области интеллектуальной собственности), представляет собой совокупность мер, направленных на признание или восстановление нарушенных прав, а также защиту интересов правообладателей.

Гражданский Кодекс предусматривает специальные механизмы защиты при нарушении авторских и смежных прав, применение которых возможно по требованию автора произведения, правообладателей и иных лиц, которым предоставлено право на обращение в суд, в случаях, установленных законом [7, с. 27-28].

Сразу стоит определиться с тем, какое поведение будет считаться неправомерным и нарушающим права автора. Исходя из анализа судебной практики по данному вопросу, становится очевидным, что таковыми будут признаваться следующие действия:

1) Непризнание автора, выраженное в отрицании авторства или в иной форме [14];

2) бездоговорное использование произведения, в случае, когда свободное использование запрещено [13];

3) неправомерное изготовление, импорт, хранение, перевозка, продажа, или иное распространение материальных носителей, в которых выражен результат интеллектуальной деятельно-сти[12].

Критерии неправомерного поведения, также как и правомерного, законодательно не закреплены, что порождает свободу судебного усмотрения, в отношении каждого конкретного случая нарушения права. Данный подход порождает многообразие форм нарушения, применительно и к хореографическому произведению [9, с. 11-13].

Один из таких необычных случаев - нарушение фотографом авторских прав хореографа. Обратимся к зарубежному опыту для демонстрации данного казуса, ведь возможность нарушения прав хореографа при помощи фиксирования танцевального элемента, посредством его запечатле-ния в фотографии является весьма дискуссионным вопросом и актуальным, как среди отечественных ученых, так и зарубежных.

Стоит рассмотреть пример, резонансного дела в Американском суде. В данном процессе истцы -наследники известного хореографа Джорджа Ба-ланчина, предъявили иск к издательству, которое включило в свою книгу шестьдесят фотографий балета Баланчина «Щелкунчик», каждый снимок сопровождался рассказом автора книги.

Первая инстанция отказала в удовлетворении исковых требований, указав на то, «что хореографическое произведение должно представлять собой последовательность ритмичных движений». В свою очередь, фотоснимки в книге отражают только фиксацию в определенный момент времени положения тела танцоров, исполняющих определенные танцевальные элементы.

Апелляционный суд, при пересмотре решения, не согласился с выводами первой инстанции.

В данном решении в первую очередь было исследовано наличие взаимосвязи со снимками в книге и самой балетной постановкой, с указанием на то, что читатель при просмотре фото, с помощью воображения может представить, позы предшествующие запечатлённому кадру и позы, следующие за ним.

Суд пришёл к выводу о наличии заимствования копирования оригинала, решение было отменено и направлено на новое рассмотрение, но по итогу всё закончилось мировым соглашением. А выводы Апелляционного суда значительно повлияли на дальнейшее исследование данного вопроса и нередко встречаются в научных трудах, в качестве, подтверждения возможности нарушения прав автора хореографического произведения, посредством его фотографирования [6, с. 200].

Так, Кирсанова К.А. на основании зарубежного опыта, при возникновении подобных споров в России предлагает судебным органам исследовать следующие вопросы:

- Правомерно ли осуществлялась съёмка поз и движений хореографического произведения?

- Признаются ли движения, запечатленные на снимке, оригинальными и представляют ли собой результат творческого труда хореографа?

- Позволяет ли количество сделанных снимков проследить развитие хореографического произведения от начала его исполнения до кон-ца[6, с. 202]?

Способы защиты авторских прав зависят напрямую от того, какие именно права автора нарушены -личные неимущественные или исключительные.

Особенностью защиты личных неимущественных прав является тот факт, что она осуществляется вне зависимости от вины нарушителя, а также, на данные требования не распространяется срок исковой давности.

В целях защиты прав автора, считаем целесообразным напомнить о возможности и важности фиксации хореографических произведений, законодательно перечень не закреплён, но судебная практика надлежащими признает следующие:

1) Экспликацию (текстовое описание хореографической постановки, подробное описание отдельных её элементов с зарисовками танцевальных движений и т.п.);

2) Видеозапись хореографического произведения (при его исполнении);

3) Нотация танца (редко применяется, но хорошо помогает зафиксировать основные особенности произведения)

4) Регистрация описания хореографического произведения в организации, представляющей интересы авторов и иных правообладателей (Российское авторское общество);

5) Применение компьютерных программ, позволяющих виртуально зафиксировать авторский танец. [5, с. 39-40]

Немного стоит уделить внимание иным отраслям права, которые также предусматривают определённые санкции за нарушение авторских прав,

наряду с гражданским кодексом. Правонарушитель может быть привлечен как к административной (статья 7.12. КоАП РФ), так и уголовной ответственности (ст. 146 УК РФ), в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения.

Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» указывает на возможность применения к нарушителю мер защиты интеллектуальных прав в гражданско-правовом порядке, одновременно с применением мер административной или уголовной ответственности. В то же время, отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможности применения гражданско-правовых мер защиты [11].

Данное положение позволяет использовать в качестве преюдиции, при обращении в суд с иском о привлечении к гражданско-правовой ответственности, материалы, собранные таможенными органами, полицией или решение суда, которым нарушитель привлечен к административной или уголовной ответственности [4, с. 19-20].

Рассмотрим проблемы, связанные с защитой танца, которые возникают из-за того, что хореографическое произведение в силу своей специфики имеет особый режим правовой охраны.

Одна из проблем, связанных с защитой, вытекает из того, что хореографическое произведение, в качестве объекта авторских прав не подлежит специальной регистрации, что создает немало проблем на практике.

Механизм защиты авторских прав на хореографическое произведение в России кардинально отличается от аналогичного механизма в зарубежных странах. Это связано с низким уровнем правосознания хореографов нашей страны, их безынициативностью по закреплению прав на танцевальные произведения и чрезвычайно малым количеством исков по защите авторских прав на рассматриваемый объект, что мешает формировать качественную судебную практику по рассматриваемому вопросу [3, с. 75].

Исходя из данных опроса хореографов, становится очевидным, что споры о праве авторства между хореографами чаще всего решаются путем сотрудничества и мирных переговоров. Трудно оценить, насколько это эффективно, возмещаются ли в полном объёме убытки, причинённые автору, неправомерным использованием его произведения [10, с. 51-52].

Так, например, недавно СМИ сообщили о нарушении авторских прав хореографов номера «Русская женщина», который с огромным успехом был обнародован на шоу «Новые танцы». Спустя 4 месяца после выступления, хореографа Евгению Се-керину оповестили о том, что её авторское произведение исполняет известная танцевальная студия TODES. Танец исполнялся несколько раз, причем было заимствовано всё: музыка, костюмы и танцевальная постановка в целом. Что самое интерес-

ное, к хореографу оригинала постановки заранее обратились представители студии и спросили разрешение на использование номера, на что получили отказ [17].

Данной ситуации была предана широкая огласка в интернет - сообществе, где указывали, что это не первое заимствование номеров данной студией, но ни одного иска, в отношении руководителей, в суд так подано и не было. Иллюстрируемая ситуация не исключение, всё обошлось обсуждениями в социальных сетях, а правонарушитель так и остался безнаказанным.

Вышеприведенный инцидент, в очередной раз демонстрирует низкий уровень правосознания хореографов, из-за чего и дальше в нашей стране будет развиваться неправомерное, бездоговорное использование хореографических произведений.

Рассуждая над вышеназванной проблемой, хореограф Наталья Довбыш пишет «есть ли наша вина в том, что авторские права нарушают? Может быть, если бы при каждом подобном нарушении мы обращались в суд, то и число подобных противоправных деяний значительно снизилось» [16].

Видится интересным, американский подход в области защиты хореографических произведений. Всё началось с того, что Жакель Найт стал первым хореографом, которому удалось добиться в суде признания авторского права на танец. Впоследствии Найт открыл компанию Knight Choreography & Music Publishing, которая специализируется на защите интеллектуальной собственности в области хореографического искусства и музыкальных произведений. Knight Choreography & Music Publishing помогает при регистрации прав на произведение, составляет лицензионные договоры и представляет интересы хореографов и музыкантов в судах [15].

Так, благодаря помощи компании в 2018 году было подано несколько исков к разработчикам игры Fortnite, которых обвинили в незаконном использовании известных танцевальных движений без согласия правообладателей. Общая сумма компенсации, о которой заявили авторы, составляет 20 миллионов долларов, судебные разбирательства до сих пор идут, но по заявлению Найта, спор будет решен в пользу истцов [18].

В России подобной организации, охраняющей интересы хореографов нет, поэтому считаю целесообразным, следовать зарубежному опыту и создать в нашей стране компанию с юристами в области интеллектуальной собственности, работа которых будет направлена именно на защиту прав хореографов, что будет способствовать правовому просвещению творческих лиц и увеличению исков о защите права на танец, а впоследствии, и формированию отечественной судебной практи- р ки по данной категории споров. Д

И -С m

Литература Ц

аз

1. Бернская Конвенция по охране литературных у и художественных произведений от 09.09.1886 А

4.

5.

см о см

(ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров Российской Федерации договоров. - 2003. - № 9. - Ст. 3.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006 - № 52 (часть I) - Ст. 5496

3. Аксенова Ю. Брумштейн Ю., Танцевальные номера: анализ особенностей с позиций авторского и смежных прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2011. № 8 С.10-13. Алисова Е.В. Актуальные проблемы защиты авторского права в сети Internet // Наука, образование и культура. 2016. № 2. С. 19-20. Ирхен И.И. Лаврова С.В. Нотация и фиксация хореографического текста в условиях функционирования медиасредств // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017. № 3 С. 39-52

6. Кирсанова К.А. Возможно ли нарушение фотографом авторского права хореографа. Сборник материалов Международного юридического форума «Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики». М. 2014. 202 с.

7. Кирсанова К.А. Интеллектуальные права на хореографическое произведение, его исполнение и постановку: автореф.дис...канд. юрид. наук: 12.00.03. М. 2016. С. 40-42

8. Смирнова В.М. Правовое регулирование отношений по использованию хореографических произведений // Журнал российского права. 2015. № 3. С. 64-70.

9. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 4. С. 1113.

10. Юмадилова Г.Б. Правовая охрана хореографического произведения как объекта авторского права в России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2014. № 4. С. 27-29.

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2019. 6 мая.

12. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 6 июля 2017 г. по делу № А52-3237/2016 [Электронный ресурс] URL: https:// sudact.ru/arbitral/doc/gUeeYUYVzJgL/?arbi-tral-txt (дата обращения 18.10.2022).

13. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 13 июля 2017 г. по делу № А50-7237/2016 [Электронный ресурс] URL: https:// sudact.ru/arbitral/doc/f4wfRdl12OHx/?arbitral (дата обращения 18.10.2022).

14. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 января 2014 г. по делу № А45-3664/2013 [Электронный ресурс] URL: https:// sudact.ru/arbitral/doc/3FhwJijHJGmj/? arbitral-txt (дата обращения 18.10.2022).

15. Впервые защитили авторские права на танцевальные произведения [Электронный ресурс] // URL: https://masterok.livejournal.com/7103954. html (дата обращения 22.10.2022)

16. Как бороться с плагиатом в хореографии? [Электронный ресурс] // URL: https://www.hore-ograf.com/new/kak-borotsya-s-plagiatom-v-xoreo-grafii.html (дата обращения 22.10.2022).

17. Плагиат в танцах? I Like That из Питера и Todes из Люберецах [Электронный ресурс] // URL: https://www.dance.ru/news/khoreograf-iz-peterburga-obvinila-studiyu-todes-iz-lyuberets-v-plagiate/ (дата обращения 24.10.2022).

18. Хореограф номера Single ladies защитил его авторским правом [Электронный ресурс] // URL: https://www.dance.ru/news/khoreograf-nomera-single-ladies-zashchitil-ego-avtorskim-pravom/ (дата обращения 25.10.2022).

CIVIL PROTECTION OF COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS TO A CHOREOGRAPHIC WORK

Lopatin D.P., Zagorodnikova Yu.O.

Novosibirsk National Research State University

This article is devoted to the features of protection of copyright and related rights to a choreographic work. The article will consider the specifics of protecting the rights to a choreographic work, analyze current problems in the field of dance protection in Russia and provide ways to solve such problems, special attention will be paid to foreign experience in protecting rights to the object in question. The relevance of the research topic is due to the active development of dance art in the modern world, the increase in the variety of dance styles, the rapid growth in the number of unique choreographic productions and choreographic elements that need legal protection and protection. The situation is exacerbated by the progressive development of the Internet, which allows unscrupulous choreographers and dancers to copy any dance published on the network. All these factors reflect the importance of high-quality protection and proper fixation of a choreographic work, which is currently at a very low level in the Russian Federation.

Keywords: intellectual property right, copyright, intellectual property rights, choreographic work, civil law protection of rights.

References

1. Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works of 09/09/1886 (as amended on 09/28/1979) // Bulletin of international treaties of the Russian Federation treaties. -2003. - No. 9. - Art. 3.

2. Civil Code of the Russian Federation (Part Four) dated December 18, 2006 No. 230-FZ (as amended on June 11, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2006 - No. 52 (part I) - Art. 5496

3. Aksenova Yu. Brumshtein Yu., Dance numbers: analysis of features from the standpoint of copyright and related rights // Intellectual property. Copyright and related rights. 2011. No. 8 P. 10-13

4. Alisova E.V. Actual problems of copyright protection in the Internet // Science, education and culture. 2016. No. 2. S. 19-20.

5. Irkhen I.I. Lavrova S.V. Notation and fixation of the choreographic text in the conditions of the functioning of media. Bulletin of the Academy of Russian Ballet. A. Ya. Vaganova. 2017. No. 3 P. 39-52

6. Kirsanova K.A. Is it possible for a photographer to violate the copyright of a choreographer. Collection of materials of the International Legal Forum "Legal Protection of Intellectual Property: Problems of Theory and Practice". M. 2014. 202 p.

7. Kirsanova K.A. Intellectual rights to a choreographic work, its performance and staging: autoref.dis...cand.jurid. Sciences: 12.00.03. M. 2016. S. 40-42

8. Smirnova V.M. Legal regulation of relations on the use of choreographic works // Journal of Russian Law. 2015. No. 3. S. 64-70.

9. Khokhlov V.A. On the right of authorship // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2012. No. 4. S. 11-13.

10. Yumadilova G.B. Legal protection of a choreographic work as an object of copyright in Russia // Electronic supplement to the Russian legal journal. 2014. No. 4. S. 27-29.

11. Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of April 23, 2019 No. 10 "On the application of part four of the Civil Code of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta. 2019. May 6 th.

12. Judgment of the Court for Intellectual Property Rights dated July 6, 2017 in case No. A52-3237/2016 [Electronic resource] URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/gUeeYUYVzJgL/?arbitral-txt (accessed 18.10. 2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Judgment of the Court for Intellectual Property Rights dated July 13, 2017 in case No. A50-7237/2016 [Electronic resource] URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/f4wfRdl12OHx/?arbitral (accessed 10/18/2022).

14. Judgment of the Intellectual Property Rights Court dated January 16, 2014 in case No. A45-3664/2013 [Electronic resource] URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/3FhwJijHJGmj/? arbitral-txt (accessed 10/18/2022).

15. For the first time we protected copyrights for dance works [Electronic resource] // URL: https://masterok.livejournal. com/7103954.html (accessed 10/22/2022)

16. How to deal with plagiarism in choreography? [Electronic resource] // URL: https://www.horeograf.com/new/kak-borot-sya-s-plagiatom-v-xoreografii.html (accessed 10/22/2022).

17. Plagiarism in dancing? I Like That from Peter and Todes from Lyubertsy [Electronic resource] // URL: https://www.dance. ru/news/khoreograf-iz-peterburga-obvinila-studiyu-todes-iz-lyuberets-v-plagiate/ (accessed 24.10.2022).

18. The choreographer of the Single ladies act protected it with copyright [Electronic resource] // URL: https://www.dance.ru/news/ khoreograf-nomera-single-ladies-zashchitil-ego- avtorskim-pravom/ (accessed 25.10 .2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.