Научная статья на тему 'ХОРЕОГРАФЫ ТОЖЕ АВТОРЫ'

ХОРЕОГРАФЫ ТОЖЕ АВТОРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКИЕ ПРАВА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ТАНЕЦ / ХОРЕОГРАФ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарева Юлия Андреевна

В данной статье рассматривается хореографическое произведение как самостоятельный объект авторских прав. Изучаются исключительные права хореографа в отношении хореографического произведения. Анализируется судебная практика в области защиты авторских прав на танец.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOREOGRAPHERS ARE ALSO AUTHORS

This article is devoted to examine a choreographic work as an independent object of copyright. The exclusive rights of the choreographer in relation to the choreographic work are studied in the article. The article provides the consideration and analysis of the judicial practice in the field of copyright protection for dance.

Текст научной работы на тему «ХОРЕОГРАФЫ ТОЖЕ АВТОРЫ»

Лазарева Юлия Андреевна Московский государственный юридический университет им. О^. Кутафина Международно-правовой институт

Россия, Москва yulialazareva24@mail.ru Lazareva Julia

Oleg Kutafin Moscow State Law University International legal Institute Russia, Moscow

ХОРЕОГРАФЫ ТОЖЕ АВТОРЫ Аннотация: в данной статье рассматривается хореографическое произведение как самостоятельный объект авторских прав. Изучаются исключительные права хореографа в отношении хореографического произведения. Анализируется судебная практика в области защиты авторских прав на танец. Ключевые слова: авторские права, хореографическое произведение, танец, хореограф, судебная практика.

CHOREOGRAPHERS ARE ALSO AUTHORS Annotation: this article is devoted to examine a choreographic work as an independent object of copyright. The exclusive rights of the choreographer in relation to the choreographic work are studied in the article. The article provides the consideration and analysis of the judicial practice in the field of copyright protection for dance.

Key words: copyright, choreographic work, dance, choreographer, judicial practice.

В современном мире с повышением ценности интеллектуальной собственности особо обострилась проблема защиты авторских и смежных прав. Все чаще в судебной практике встречаются дела, связанные с нарушением исключительных прав на литературные произведения, музыкальный контент, исполнения, фонограммы, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных. Но что можно сказать о хореографических произведениях? К сожалению, они редко рассматриваются в юридической литературе в качестве объекта интеллектуальных прав, в связи с чем вполне логичны вопросы о правовом режиме данных объектов, о том, подлежат ли ни вообще правовой охране и что составляют исключительные права хореографа. И именно на эти вопросы я постараюсь дать ответы в своей статье.

Для начала следует разобраться, что же вообще такое хореографическое произведение. До сих пор единого определения данному понятию, закрепленного в законодательных актах, не существует. Однако не раз в научном сообществе предпринимались попытки дать такое определение. Например, по мнению К.А. Кирсановой, хореографическое произведение — это произведение, состоящее из совокупности танцевальных элементов (движений и поз, составляющих хореографические текст, а в некоторых случаях и пантомим), расположенных в определённой последовательности с целью создания цельного хореографического образа в рамках единой концепции, с наложением музыкального сопровождения или без такового [2]. Важно отметить, что существует множество разновидностей и стилей танца (например, балет, народные, эстрадные, бальные танцы и т.д.) [4, с. 82].

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), хореографические произведения являются самостоятельным объектом авторских прав, а значит, к ним относятся общие требования охраноспособности: хореографическое произведение должно быть признано результатом творческого труда и выражено в объективной форме [1].

Кто же будет признан автором танцевального произведения? Очевидно, лицо, которое придумало определенные движения и позы, расположило их в определенном уникальном порядке и выразило в объективной форме: записало или зарисовало на бумаге, осуществило фото- или видесъемку с помощью технических средств. Таким лицом может являться хореограф. Здесь важно различать понятия «автор» и «исполнитель» хореографического произведения. Исполнитель будет обладать лишь смежными правами на свое исполнение, так как он исполнил уже созданную последовательность танцевальных движений, он не может обладать авторскими правами на такое произведение [6].

Какими же исключительными правами обладает хореограф? Правом на воспроизведение и распространение произведения, например, с помощью видеозаписи такого произведения, правом на публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения, в том числе путем размещения видеозаписи танцевальной постановки в сети Интернет.

Существует немалое количество примеров судебной практики в области защиты авторских прав на танец. Интересный случай произошел в Америке в 2019 году. На разработчика известного игрового симулятора Fortnite EpicGames подали в суд. Основанием иска в суд послужили танцевальные движение, которые используются в игре для выражения эмоции Swipe It. Инициатором иска стал рэпер 2 Milly, который в 2014 году в клипе на трек "MillyRock" придумал танец, который стал «вирусным» в обществе. Рэпер посчитал использование придуманных им танцевальных движений в видеоигре без его разрешения нарушением его авторских прав [3].

Интересно, что защите подлежат не только целые танцевальные номера, но и отдельные движения. Например, Жакел Найт, американский хореограф, создал известную на весь мир хореографию для клипа Бейонсе на композицию Single ladies. После этого он понял, что многие корпорации решили, что смогут

осуществить маркетинговые ходы с использованием ставшей настолько популярной хореографии. Тогда он обратился к юристам, и созданные им конкретные танцевальные движения, описанные на 40 листах, были защищены авторским правом. То есть теперь их использование предполагает денежное вознаграждение в пользу Найта [7].

Однако существуют некоторые ограничения исключительных прав в отношении хореографических произведений. Так, согласно статье 1269 ГК РФ, если танец стал частью сложного объекта, то автор такого танца не обладает правом на его отзыв независимо от того, кому принадлежат интеллектуальные права на сам сложный объект [1]. В 2011 году Российское Авторское Общество (далее - РАО) обратилось в суд с иском к Областному государственному учреждению культуры "Концертное объединение "Уральский хор" (далее -ОГУК "КО "Уральский хор"), указав, что Миронов В.А., являющийся членом РАО, за время своей работы в ОГУК "КО "Уральский хор" создал ряд хореографических и вокально-хореографических произведений. С 15 декабря 2009 г. Миронов А.В. запретил исполнение своих произведений, однако ОГУК "КО "Уральский хор" неоднократно использовал его произведения в своих выступлениях. Решением районного суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, исковые требования удовлетворены частично. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила вынесенные по делу судебные постановления, придя к выводу, что все произведения ОГУК "КО "Уральский хор" являются сложными объектами, а значит, невозможность использования хотя бы одной составляющей их части, в данном случае - хореографических произведений, приведет к утрате авторского замысла создателя сложного объекта и повлечет невозможность его дальнейшего применения [5].

Таким образом, хореографическое произведение - самостоятельный объект как авторских, так и смежных прав, причем охране подлежат как танец в целом, так и отдельный его элемент, конкретное движение. Автором танцевальной постановки является хореограф. Его исключительные права составляют право на воспроизведение, распространение, публичный показ, публичные исполнение произведения и т.д. Хореограф ограничен лишь в праве на отзыв в случае, если созданное им хореографическое произведение стало частью сложного объекта, например, кинофильма или театральной постановки.

В целом, можно делать вывод, что законодательство в области защиты прав на хореографические произведения пока еще находится на стадии развития. Уже сейчас юристы сталкиваются с необходимостью охраны прав на танцевальные постановки в цифровой среде, что пока еще не урегулировано законодательством. Более того, на мой взгляд, законодателю в следует обратить внимание на более тщательную проработку правового режима импровизированных танцевальных произведений, которые, по моему мнению, также должны быть защищены от разного рода незаконного воспроизведения и исполнения. Так, можно предположить, что будущем права хореографов, в том числе хореографов-импровизаторов, будут расширяться, распространяться на цифровую сферу, удовлетворяя требования развитого информационного общества.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (Часть 1). Ст. 5496.

2. Кирсанова К. А. Интеллектуальные права на хореографическое произведение, его исполнение и постановку: диссертация на соискание ученой

степени кандидата юридических наук [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: //rgup.ru/rimg/Шes/_Кирсанова_К._Диссертация_к_печати.pdf.

3. Михайлова В. Танцы вокруг Fortnite: кто из популярных танцоров обвинял Epic Games в воровстве [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://app2top.ru/industry/tantsy-vokrug-fortnite-kto-iz-populyarny-h-tantsorov-obvinyal-epic-games-v-vorovstve-136925.html.

4. Новоселова Л.А. Право интеллектуальной собственности. Авторское право: учебник. М.: Статут, 2017. Т 2. - 365 с.

5. Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2012 N 45-В12-1 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Смирнова Е. Танец как объект авторского права. двойника [Электронный ресурс] // URL: https://regforum.ru/posts/4314_tanec_kak_obekt_avtorskogo_prava/?utm_source=ip_ club%2C+facebook&utm_term=ip%2Bclub&utm_campaign=IP_CLUB.

7. Хореограф номера Single ladies защитил его авторским правом [Электронный ресурс] // URL: https://www.dance.ru/news/khoreograf-nomera-single-ladies-zashchitil-ego-avtorskim-pravom/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.