УДК 793.3 Б01 10.17238/188П1998-5320.2019.36.132
Л. Я. Николаева, Т. В. Сабанцева, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ОСВОЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
Проблема и цель. Статья посвящена актуальной проблеме преподавания образцов творческого наследия выдающихся мастеров русского народно-сценического танца в процессе обучения студентов хореографических специализаций. Рассматриваются современные образовательные методики в хореографическом образовании. Изучаются различные методы с использованием электронной образовательной среды. Предпринята попытка проанализировать особенности практического освоения студентами-хореографами образцов танцевального наследия выдающихся деятелей русского народного танца для дальнейшего использования их в творческой работе как образцов решения темы, идеи, образа и всей композиции танца. Основной акцент сделан на приобретении навыков самостоятельной работы студентов по освоению творческого наследия великих отечественных танцоров и хореографов.
Методология. Исследование проводится на основе анализа научно-методической литературы и обобщения современных образовательных методик в хореографическом образовании. Результаты. Освоение творческого наследия выдающихся деятелей русского хореографического искусства осуществляется по двум основным направлениям:
- изучение образцов русского народно-сценического танца, основой которых послужили народные традиции и фольклор;
- изучение образцов классического танца, поставленных на основе русского народного танца. Выделены два основных способа самостоятельного изучения студентами образцов хореографического наследия: разбор танца по записи и по видеоматериалам. Подробно описан механизм организации самостоятельной работы студентов-хореографов по освоению танцевального наследия. Выводы. Опираясь на вышесказанное, можно отметить, что изучение творческого наследия великих мастеров хореографического искусства способствует формированию у студентов исполнительского мастерства, знаний техники и манеры исполнения лексического материала, стилистических особенностей русского народного танца, законов и правил композиции русского танца, самостоятельной работы с образами хореографического произведения.
Ключевые слова: хореографическое искусство, творческое наследие, образцы танцевального творчества, танцевальный репертуар, русский народный танец.
Введение. Современная ситуация в высшем образовании требует не только широкого внедрения новых информационно-коммуникативных технологий, но и серьёзной ревизии традиционных форм и методов обучения [1, 2, 3]. Образовательная среда высшей школы должна модернизироваться с учётом новейших технологий, отвечать современным требованиям развития направлений подготовки и учитывать изменения контингента обучающихся. При выполнении таких условий образовательная среда вуза будет соответствовать требованиям, предъявляемым современным рынком труда. Студент - это будущий конкурентоспособный специалист в определённой области, отвечающий последним требованиям рынка труда.
Образовательная среда вуза - это не только аудиторные занятия, но и большой объем самостоятельной работы студентов. Её значимость упоминается в различных исследованиях. Так, И. О. Котля-рова указывает на то, что, согласно отдельному разделу закона «Об образовании в РФ», технологии e-(электронное обучение) предполагают, что самостоятельную работу студентов возможно организовывать с электронными материалами и с использованием различных гаджетов: персонального компьютера (ПК), мобильного телефона, планшета, смартфона и др. [4]. Преимущества e-leaгning состоят в использовании электронных средств, что даёт возможность проектировать индивидуальные траектории обучения студентов.
Современная методика преподавания хореографических дисциплин в системе высшего профессионального образования предполагает обращение к творческому опыту выдающихся мастеров русского народно-сценического танца, чьи практические разработки и творческие поиски сыграли важную роль в становлении и развитии национальной танцевальной культуры России. Как верно отмечает
В. М. Майорова, «...владение опытом выдающихся мастеров русского сценического танца позволит специалистам - выпускникам учебных заведений находить новые решения при создании современных хореографических произведений» [5, с. 100-105]. Кроме того, обращение к опыту мастеров прошлого позволяет не только обстоятельно познакомиться с эволюционными линиями сценических компонентов танцевального произведения, но и выделить их видовой состав, закономерности внутреннего и внешнего строения, а в итоге определить технологию современного творчества [6].
Вышеизложенное подтверждает мысль об актуальности исследования самостоятельной работы студентов-хореографов по практическому освоению образцов танцевального наследия выдающихся деятелей русского народного танца.
Цель исследования - проанализировать особенности практического освоения студентами-хореографами образцов танцевального наследия выдающихся деятелей русского народного танца для дальнейшего использования их в творческой работе как образцов решения темы, идеи, образа и всей композиции танца. Основной акцент сделан на приобретении навыков самостоятельной работы студентов по освоению творческого наследия.
Методология. Исследование проводится на основе анализа научно-методической литературы и обобщения современных образовательных методик в хореографическом образовании.
Результаты. Освоение творческого наследия выдающихся деятелей русского хореографического искусства осуществляется по двум основным направлениям:
- изучение образцов русского народно-сценического танца, основой которых послужили народные традиции и фольклор;
- изучение образцов классического танца, поставленных на основе русского народного танца.
Образцы танцевального творчества выдающихся мастеров русского народного танца, ставшие частью культурного наследия России, имеют ярко выраженное личностное начало. Так, например, достоянием российского искусства всегда были и будут русские хороводы, пляски и кадрили в постановке Т. А. Устиновой, Н. С. Надеждиной, И. А. Моисеева, О. Н. Князевой, И. З. Меркулова, М. С. Годенко, Т. Н. Гвоздевой, Я. А. Коломейского, В. М. Захарова и других балетмейстеров. Несмотря на глубокую связь с народным искусством, творческие работы выдающихся мастеров русского танца отличались собственным неповторимым стилем и методами работы с фольклорным и этнографическим материалом. Так, Т. А. Устинова на основе фольклорного материала создала в русской хореографии целое направление авторского сценического русского танца. Г. П. Гусев пишет: «Много времени и сил отдавала она изучению русского традиционного фольклора, по крупицам собирала его по различным регионам России, записывала, обрабатывала и вновь возвращала зрителям в форме художественных произведений» [7, с. 8-9]. Для творчества И. А. Моисеева характерен «метод художественного синтеза народной пляски и сценических форм танца» [8, с. 358].
Подлинной самобытностью отличаются хореографические номера в репертуаре ансамбля танца «Березка», поставленные Н. С. Надеждиной на основе русских народных танцев. Н. С. Надежди-на отмечала: «Мы хотим как можно ярче отразить чистоту и величие русского народного искусства, это источник вдохновения для нашего ансамбля» [9, с. 29].
Настоящие хореографические шедевры народного танца различных регионов России созданы балетмейстерами танцевальных групп государственных русских народных хоров. Среди них О. Н. Князева (Уральский государственный академический русский народный хор), Я. А. Коломейский (Государственный Омский русский народный хор), И. З. Меркулов (Государственный академический Северный русский народный хор), Б. Н. Бурмакин (Государственный академический Сибирский русский народный хор), В. Д. Модзолевский (Государственный Волжский русский народный хор им. П. М. Милославова) и другие балетмейстеры. Изучение творческого наследия названных балетмейстеров позволяет студентам глубоко приникнуть в региональный компонент русской танцевальной культуры, познакомиться с характерными особенностями народного танца различных областей и регионов России. Е. А. Кузнецов отмечает, что в процессе освоения шедевров народной хореографии студентам выпадает уникальная возможность познакомиться с традиционной танцевальной манерой и научиться различать региональные особенности русского народного танца [9].
Освоение образцов классической хореографии, поставленных на основе русских танцевальных традиций, предполагает знакомство с творческим наследием выдающихся русских балетмейстеров, таких как М. И. Петипа, А. А. Горский, Л. И. Иванов, М. М. Фокин и другие. Создавая высокохудожественные произведения, балетмейстеры обогащали классический танец стилистическими признаками русской народной хореографии. В то же время движения русского народного танца, «подкрепленные
техникой классического танца, обретают большую вариативность, пластичность, силу, благородство, образность и характерность художественного выражения» [8, с. 22]. Многие русские танцы, поставленные выдающимися балетмейстерами, например русский танец из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро», трепак из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», вошли в золотой фонд русского балета; в разное время они являлись украшением репертуара многих современных российских балерин (Е. Максимовой, У. Лопаткиной и др.). Сегодня они бережно сохраняются и изучаются в учебных заведениях хореографической направленности. Как отмечает Е. В. Смелковская, «роль русского танца в системе образования студентов трудно переоценить, и знакомство студентов с ярчайшими примерами классического танца, поставленными на основе русского танца и танцев других народностей, необходимо...» [10, с. 61]. По мнению автора, «изучение образцов классического и народно-сценического танцев дало бы студентам возможность не только ознакомиться с лучшими хореографическими произведениями русских балетмейстеров, но и использовать их в своей работе как примеры употребления лексики народного танца, раскрытия образов и характеров» [10, с. 62].
Практические занятия по дисциплине включают в себя:
• изучение отдельных фрагментов из хореографических номеров;
• изучение целых хореографических номеров.
Специфика данной дисциплины обусловлена тем, что при изучении образцов творческого наследия русской народной хореографии необходимо строго сохранять замысел балетмейстера, музыкальную и хореографическую структуру изучаемого произведения. В процессе изучения танцевального образца не допускаются произвольные сокращения и изменение хореографической структуры номера, упрощение или усложнение хореографической лексики, приспособление её к техническим возможностям исполнителей. В связи с этим перед преподавателем стоит сложная педагогическая задача подобрать хореографическое произведение (или фрагмент) в соответствии с исполнительскими возможностями студентов, позволяющими точно передать танец, раскрыть его содержание и стилистические особенности.
Сложившаяся в современном хореографическом образовании методика изучения образцов творческого наследия ориентирована на традиционный метод преподавания (от преподавателя к студенту), основанный на демонстрации исполнительской манеры и техники движений. В этом случае преподаватель должен знать все особенности изучаемого произведения и донести их до студентов. Для этого необходимо требовать от студентов методической грамотности исполнения движений и комбинаций, стилистической и музыкально-ритмической точности. Кроме того, крайне важно, чтобы в процессе обучения студент не только формировался как исполнитель, но и мог самостоятельно творчески осваивать образцы хореографического наследия.
Самостоятельная работа студентов представляет собой совокупность аудиторных и внеаудиторных занятий и работ, которые обеспечивают освоение образовательной программы высшей школы в соответствии с требованиями ФГОС. Первичные навыки и умения самостоятельной работы закладываются на первом этапе обучения человека - в школе. Но, как правило, навыки недостаточно сформированы для освоения материала в форме самостоятельной работы в вузе. Практика показывает, что студенты различаются по уровню готовности к реализации требований к самостоятельной работе. Выделяются две основные группы студентов. Первая характеризуется тем, что её представители ориентированы на выполнение заданий самостоятельной работы и обладают универсальными учебными компетенциями, позволяющими успешно справиться с требованиями к её выполнению (умением понимать и запоминать приобретаемую информацию, логически мыслить, воспроизводить материал письменно и устно, проводить измерения, вычисления, проектировать и т. д.). Студенты второй группы не имеют устойчивой ориентации на постоянное выполнение самостоятельной работы при освоении учебного материала и отличаются низким уровнем развития универсальных учебных компетенций и навыков самоорганизации [11].
Поэтому главным звеном в правильно организованной системе самостоятельной работы студентов является преподаватель вуза.
Хореографическая педагогика сложна и своеобразна в преподавании и изучении. Поэтому преподаватель вуза определяет методы организации самостоятельной работы студента-хореографа.
Обратимся к педагогическим методам освоения творческого наследия выдающихся деятелей хореографии.
Следует отметить, что сохраняются шедевры творческого наследия выдающихся деятелей хореографии благодаря существующим в профессиональной художественной культуре способам фик-
сации танца (система записи танца на бумаге, видеозапись) [12]. В связи с этим выделим два основных способа самостоятельного изучения студентами образцов хореографического наследия:
• разбор танца по записи;
• разбор танца по видеоматериалам.
Некоторые хореографические номера, представляющие собой образцы танцевального наследия русского народного и классического танца, записаны и изданы в специальной учебно-методической литературе. В учебном процессе широко используются сборники с записью танцев Т. А. Устиновой («Беречь красоту русского танца», «Избранные русские народные танцы»), Н. С. Надеждиной (Русские танцы: описание танцев из репертуара ансамбля «Березка») и др. Знакомство с записью танца позволяет студентам изучить его содержание, описание движений, пространственное построение, стилистические особенности исполнения, специфику музыкального сопровождения. В связи с этим при изучении образцов танцевального наследия студенты должны освоить общепринятые системы записи танца, которые позволяют зафиксировать основные движения и рисунки хореографического произведения.
В настоящее время существует несколько систем записи танца. Наиболее популярными и изучаемыми являются системы записи Р. Лабана, Р. Бенеш и С. Лисициан. Т. А. Устинова предложила схему разбора танца по записи, которая заключается в следующем: знакомство с содержанием танца, изучение музыкального материала, разучивание элементов танца [13, с. 96]. В предисловии к книге Т. А. Устиновой «Избранные русские танцы» известный балетовед, педагог в области хореографического искусства В. И. Уральская пишет: «Любой танец можно поставить по записи, даже если вы не видели его. Постановщик может несколько изменить движения в зависимости от подготовленности танцовщиков; правильно усвоенный и творчески обогащённый фантазией постановщика материал записи танца часто делает его более интересным» [13, с. 27].
На практике при организации самостоятельной работы студентов по освоению образцов танцевального наследия русского народного танца целесообразно применять методику Т. А. Устиновой по схеме разбора танца по записи [13, с. 56]. Алгоритм, предложенный автором, позволяет поэтапно освоить изучаемый материал и использовать полученные знания на практических занятиях.
Таким образом, первоначальное освоение исторической справки и содержания танца позволит студенту обосновать актуальность изучаемого материала, изучение музыкального материала позволит расширить круг знаний в области русского народного танца, а разучивание элементов танца делает возможным применение знаний на практических занятиях.
С развитием медиатехнологий особенный интерес вызывает второй способ работы с хореографическим образцом. Сегодня многие образцы хореографического наследия зафиксированы на различных видеоносителях. Этот способ изучения хореографического образца позволяет студентам как в целом, так и в мельчайших деталях рассмотреть технику и манеру движений, творческие особенности и региональное своеобразие танца. Кроме того, он даёт возможность проявить исследовательские способности и раскрыть свой творческий потенциал. Видеоматериал позволяет просматривать танцевальную композицию неограниченное число раз, целиком или фрагментарно.
Самостоятельной работе студента с видеоматериалом предшествуют групповые занятия под управлением преподавателя, потому что начальный практический опыт нужно получить на аудиторных занятиях. Именно преподаватель акцентирует внимание студентов на особенностях освоения танцевальной культуры русского народа.
Если схемы разбора танца по записи ранее представлены в научной и учебно-методической литературе в полном объёме, то схемы анализа образцов танцевального наследия русского народного танца по видеоматериалам практически не упоминается.
Так, И. Э. Бриске предлагает схему анализа танцевальной видеокомпозиции, в которой предполагается несколько этапов работы:
• название танца, его национальная принадлежность, хореограф / постановщик, исполнитель / исполнители;
• характеристика музыкального сопровождения: жанр (лирический, игровой, героический), темп, музыкальный размер, продолжительность;
• характеристика костюмов (всех исполнителей), атрибутов (веночки, платки, веточки, тамбурины, веера и пр.);
• характеристика композиционных рисунков и переходов (выделяются наиболее устойчивые, неоднократно повторяющиеся);
• характеристика танцевальных движений: разнообразные или однообразные, техника ног, рук, корпуса, характерные движения для разных исполнителей, например для девушек и для юношей, - и их сочетание [1, с. 41].
Предложенная схема анализа способствует полному изучению танцевальной композиции, представленной на видеоносителе. Такой способ организации самостоятельной работы студентов-хореографов соответствует современным требованиям образовательной среды вуза и является наиболее востребованным в системе хореографического образования.
Следует отметить, что отсутствие зафиксированных авторских текстов не позволяет говорить о действительной подлинности того или иного образца, его идентичности первоисточнику.
Таким образом, изучение образцов хореографического наследия по записи или видеоматериалу позволяет студентам познакомиться с примерами хореографических постановок выдающихся мастеров русского танца, проанализировать балетмейстерские приемы и грамотно использовать их в собственной постановочной работе.
Выводы. Опираясь на вышесказанное, можно отметить, что изучение творческого наследия великих мастеров хореографического искусства способствует формированию у студентов исполнительского мастерства; знаний техники и манеры исполнения лексического материала, стилистических особенностей русского народного танца, законов и правил композиции русского танца, самостоятельной работы с образами хореографического произведения.
Библиографический список
1. Бриске И. Э. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Народно-сценический танец и методика его преподавания»: учеб. пособие. Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2006. 61 с.
2. Загвязинский В. И. Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса // Образование и наука. Екатеринбург: РГППУ, 2014. № 1 (2). С. 34-46.
3. Загвязинский В. И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. 118 с.
4. Котлярова И. О. Готовность преподавателей университета к использованию современных образовательных технологий. // Образование и наука. Екатеринбург: РГППУ, 2015. № 1 (1). С. 103-114.
5. Майорова В. М. Значение русского танца в процессе обучения студентов хореографических специализаций // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. М.: МГИК, 2017. № 2 (25). С. 100-105.
6. Степанченко И. В. Сохранение и использование творческого наследия выдающихся мастеров русского народного танца в учебном процессе в вузе // Русский народный танец: современное состояние, тенденции и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Орел: Горизонт, 2012. С. 213 - 217.
7. Гусев Г. П. Мастер русского народного танца // Русский танец: пути сохранения и развития Материалы Всероссийской конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Т. А. Устиновой : сост. В. Ю. Никитин, В. В. Королев. М.: МГУКИ, 2008. С. 8-10.
8. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 2-е изд., испр. и доп. М., «Искусство», 1981. С. 479.
9. Кузнецов Е. А. Влияние творческого наследия мастеров народного танца на формирование эстетического вкуса у студентов хореографических специализаций // Театр, музыка, кино, живопись. М.: ГИТИС, 2016. № 2. С. 37-47.
10. Смелковская Е. В. Русский танец и русская балетная школа. Образцы классической и народно-сценической хореографии // Русский танец: пути сохранения и развития Материалы Всероссийской конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Т. А. Устиновой : сост. В. Ю. Никитин, В. В. Королев. М.: МГУКИ, 2008. С. 59-62
11. Меренков А. В. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : А. В. Меренков, С. В. Куньщиков, Т. И. Гречухина. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2016. 80 с.
12. Курюмова Н. В., Поляков А. С. Народно-сценический танец как метод освоения фольклора и художественно-идеологическая конструкция // Ярославский педагогический вестник. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2017. № 4. С. 357-361.
13. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. М.: Искусство, 1996. 591 с.
T. V. Sabantseva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dostoevsky Omsk State University, 55 Mira Ave., Omsk, 644077, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/ 0000-0001-5464-3253
e-mail: [email protected] L. Ya. Nikolaeva, Associate Professor, Dostoevsky Omsk State University, 55 Mira Ave., Omsk, 644077, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/ 0000-0003-4480-6586 e-mail: [email protected]
MASTERING THE CREATIVE HERITAGE OF OUTSTANDING MASTERS OF RUSSIAN NATIONAL DANCE IN THE PROCESS OF TEACHING STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC SPECIALIZATIONS
Introduction. The article is devoted to the actual problem of teaching samples of the creative heritage of eminent masters of Russian folk stage dance in the process of teaching students of choreographic specializations. The modern educational techniques in choreographic education are considered. Various methods are being studied using an e-learning environment. An attempt was made to analyze the features of practical mastering of samples of the dance heritage of prominent figures of Russian folk dance for further use in creative work as examples of theme, idea, image and the entire dance composition determination. The main focus is on the acquiring independent work skills by students when mastering creative heritage.
Materials and Methods. The study is based on the methods of scientific and methodological literature analysis and generalization of modern educational techniques in choreographic education.
Results. The analysis of the creative heritage of outstanding figures of Russian choreographic art is carried out in two main areas: the study of Russian folk stage dance samples based on folk traditions and folklore; study of classical dance samples set on the basis of Russian folk dance. There are two main ways for students to study choreographic heritage samples: to analyze dances by records; to analyze dances using video. The mechanism for choreographers' independent work organization to master the dance heritage is described in detail.
Conclusions. Based on the foregoing, it can be noted that the study of the creative heritage of the great masters of choreographic art contributes to the formation of performance skills among students; knowledge of technique and manner of execution of lexical material, the stylistic features of Russian folk dance; the laws and rules of the composition of the Russian dance; independent work with images of choreographic works.
Keywords: choreographic art, creative heritage, samples of dance creativity, dance repertoire, Russian folk dance.
References
1. Briske I. E. Independent work of students in the discipline «Folk-stage dance and methods of its teaching»: textbook. Chelyabinsk state Academy of culture and arts. Chelyabinsk, 2006, 61 p. (In Russian).
2. Zagvyazinsky V. I. The higher school lecture in the context of modern educational processes. The Education and science journal. 2011, vol. 1 (2), pp. 34-46. DOI: 10.17853/1994-5639-2014-2-34-46
3. Zagvyazinskij V. I. Pedagogical bases of integration of traditional and new methods in developing education. Tyumen', 2008. (In Russian)
4. Kotlyarova I. O. Univercity teachers' readiness to use modern educational technologles. The Education and science journal. 2015, vol. 1(1), pp. 103-114. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-1-103-114.
5. Majorova V. M. The importance of Russian dance in the training of students of choreographic specializations. Culture and education: scientific and information journal of universities of culture and arts. Moscow, MSUCA, 2017, no. 2 (25), pp.100-105. (In Russian).
6. Stepanchenko I. V. The protection and usage of the outstanding masters' creative heritage of Russian folk dance in the educational process at the university. Russian folk dance: current state, trends and prospects of development: materials of the all-Russian scientific and practical conference. Eagle, Horizon, 2012, pp. 213-217. (In Russian).
7. Gusev G. P. The Master of Russian folk dance. Moscow, MSUCA, 2008, pp. 8-10. (In Russian).
8. Tarasov N. I. Classical dance. School of male performance. Moscow, 1981, 479 p. (In Russian).
9. Kuznecov E. A. The influence of the creative heritage of folk dance masters on the formation of aesthetic taste by the students of choreographic specializations. Theater, music, cinema, painting. Moscow GITIS, 2016, no.2, pp. 37-47. (In Russian).
10. Smelkovskaya E. V. Russian dance and Russian ballet school. Samples of classical and folk stage choreography. Russian dance: ways of protection and development. Materials of the all-Russian conference dedicated to the 100th anniversary of T. A. Ustinova's birth. Moscow, MSUCA, 2008, pp. 59 - 62. (In Russian).
11. Merenkov A. V. Independent work of students: types, forms, evaluation criteria: textbook. Ekaterinburg. 2016, 80 p. (In Russian).
12. Kuryumova N.V., Polyakov A.S. Folk-stage dance as a method of mastering folklore and artistic and ideological structure . Yaroslavl pedagogical Bulletin. Yaroslavl, 2017, no. 4, pp. 357-361. (In Russian).
13. Ustinova T.A. Selected Russian folk dance. Moscow, Art, 1996, 591 p. (In Russian).
Поступила в редакцию 20.02.2019 © Л. Я. Николаева, Т. В. Сабанцева, 2019
Авторы статьи:
Лидия Яковлевна Николаева, доцент кафедры режиссуры и хореографии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а, e-mail: [email protected] Татьяна Виталиевна Сабанцева, доцент кафедры режиссуры и хореографии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а,e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Н. Н. Суворова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков, Омский государственный университет путей сообщения.
Т. И. Эпп, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Омский государственный педагогический университет.