Гражданское право
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, КОНТРОЛИРУЮЩИХ КРЕДИТНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
ЕРМИЛОВ Валерий Борисович,
аспирант кафедры гражданского права и гражданского процесса Юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье исследованы особенности привлечения лиц контролирующих кредитную организацию к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде взыскания убытков в пользу кредитной организации. Проанализированы изменения, внесенные в последнее время в законодательство о банкротстве об ответственности лиц, контролирующих кредитную организацию.
Abstract: The article studies peculiarities of involvement of the persons controlling a credit institution to vicarious liability and to liability in damages in favor of the credit institution. It's analyzed the changes in the bankruptcy law on the liability of persons controlling a credit institution.
Ключевые слова: Банкротство, кредитная организация, контролирующее должника лицо, руководитель должника, субсидиарная ответственность, убытки.
Keywords: Bankruptcy, credit organization in control of the debtor entity, the head of the debtor, vicarious liability, and damages.
При рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве кредитных организаций одним из актуальных является вопрос о привлечении к ответственности руководителей кредитной организации, членов совета директоров (наблюдательного совета), учредителей (участников), а также вопрос о возмещении убытков, причиненных виновными действиями (бездействием) лиц, контролирующих кредитную организацию. Институт субсидиарной ответственности лиц, контролирующих кредитную организацию, регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Глава IX Закона о банкротстве дополнена § 4.1 "Банкротство кредитных организаций" (в ред. от 22 декабря 2014 г. N 432-Ф3)[1], вступившего в силу с 23 декабря 2014 г., за исключением отдельных положений. Ранее регулировавший несостоятельность (банкротство) кредитных организаций Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", утратил силу (подп. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 432-Ф3).
Отношения, связанные с несостоятельностью кредитной организации и не урегулированные § 4.1 Закона, регулируются в субсидиарном порядке нормами глав I, III, III.1, VII, XI Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также нормативными актами Банка России в случаях, предусмотренных Законом (п. 3 ст. 189.7 Закона о банкротстве).
Закон о банкротстве распространяет свое действие на коммерческие банки и небанковские
кредитные организации. Небанковские кредитные организации вправе осуществлять лишь отдельные виды банковской деятельности, перечень которых определяется ЦБ РФ. К небанковским кредитным организациям предъявляются иные требования по размеру уставного капитала. Следует отметить что, к небанковским кредитным организациям ним ЦБ РФ предъявляет иные пруденциальные требования.
В пункте 1 статьи 189.8 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" содержится определение несостоятельности кредитной организации.
Признаками несостоятельности кредитной организации выступают: неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (п. 1 ст. 189.8 Закона о банкротстве).
По мнению Ю.С. Медведева, закреплено два признака банкротства (картотека и недостаточность имущества), признание наличие которых судом приводит к признанию банка банкротом[2].
По смыслу Закона о банкротстве недостаточность имущества также может быть использована
как признак несостоятельности. Недостаточность имущества используется как признак несостоятельности в случае отзыва лицензии у кредитной организации (п. 1 ст. 189.64 Закона о банкротстве).
Из п. 2 ст. 189.8 Закона о банкротстве следует, что при определении неспособности кредитной организации исполнить обязанность по уплате обязательных платежей учитываются ее обязанности не только как самостоятельного налогоплательщика, но и как кредитной организации по исполнению поручений ее клиентов о перечислении обязательных платежей в бюджет.
В Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица"[3], от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве"[4], от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"[5], а также в информационном письме Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[6] содержатся разъяснения по вопросам привлечения к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих кредитную организацию.
В соответствии с п. 1 ст. 189.23 Закона о банкротстве, если банкротство кредитной организации наступило вследствие действий и (или) бездействия лиц, контролирующих кредитную организацию, такие лица в случае недостаточности имущества кредитной организации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в порядке, установленном статьей 10 настоящего Федерального закона, с особенностями, установленными настоящей статьей.
Из абзаца 31 статьи 2 Закона о банкротстве следует что, под контролирующим должника лицом понимается лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управ-
ления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом.
Арбитражным судом могут быть признаны контролирующими должника лица и по долгам кредитной организации, признанной несостоятельной (банкротом) привлечены к субсидиарной ответственности: руководитель должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, лицо которое в силу полномочий основанных на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, члены ликвидационной комиссии.
Необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 189.23 Закона о банкротстве при определении контролирующего лица должника (кредитной организации) не применяется положение абзаца 31 статьи 2 настоящего Федерального закона (менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом), в течение которого такое лицо имеет или имело право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника.
В соответствии с абз. 3 ст. 11.1 Федерального закона РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) (в ред. от 04.11.2014) к руководителям кредитной организации относятся: единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа.
Пока не доказано иное, предполагается, что банкротство кредитной организации наступило вследствие действий и (или) бездействия лиц, контролирующих кредитную организацию, при наличии одного из обстоятельств:
- в случае причинения вреда имущественным правам кредиторов в результате совершения контролирующим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона (абз. 3 п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве);
- в случае не передачи в установленном порядке временной администрации по управлению кредитной организации или ликвидатору (конкурсному управляющему) документов бухгалтерского учета и
Гоажданское право
(или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы (абз. 4 п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).
Следует отметить, что суд может применить положения абзаца 4 пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве в отношении лиц, на которых возложена обязанность формирования, ведения, хранения документов, отражающих экономическую деятельность кредитной организации, и баз данных кредитной организации на электронных носителях (резервных копий баз данных).
Согласно п.п. 5-7, 10 статьи 189.23 Закона о банкротстве кредитная организация вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков, причиненных виновными действиями (бездействием) лиц, контролирующих кредитную организацию, в отношении которой осуществлены (осуществляются) меры по предупреждению банкротства с участием агентства, предусмотренные ст. 189.49 Закона о банкротстве.
Заявление о привлечении лица, контролирующего кредитную организацию, к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 189.23 Закона о банкротстве, может быть подано не позднее трех лет со дня признания кредитной организации банкротом. В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом. Заявление о привлечении контролирующих кредитную организацию лиц к субсидиарной ответственности, к ответственности в форме возмещения убытков (за исключением случая, предусмотренного п. 5 настоящей статьи) подается конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а также уполномоченным органом.
На заявителе лежит обязанность доказывания в арбитражном суде оснований для привлечения к субсидиарной ответственности лиц контролирующих кредитную организацию.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 189.67 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о несостоятельности кредитной организации разрешается вопрос о привлечении к ответственности в случаях предусмотренных Федеральным законом, лиц, контролирующих кредитную организацию.
Юридическими значимыми обстоятельствами при решении вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности лиц контролирующих кредитную организацию являются:
- имущество кредитной организации (банка) недостаточно для удовлетворения требований конкурсных кредиторов;
- контролирующими банк лицами были даны указания, которые прямо или косвенно были направлены на доведение кредитной организации до банкротства, либо несовершение тех действий, которые они в соответствии с Законом о банкротстве были обязаны совершить для предотвращения банкротства кредитной организации;
- наличие причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) лица и их последствиями в виде признания банка банкротом;
-вина контролирующих банк лиц.
Из п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве следует, что если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.
Суд вправе по ходатайству конкурсного управляющего принять обеспечительные меры, в том числе наложить арест на имущество контролирующего лица. В таком случае обеспечительные меры сохраняют действие также на период приостановления рассмотрения заявления о привлечении контролирующего лица к ответственности.
Имеющаяся судебная практика показывает, что арбитражные суды в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) удовлетворяют ходатайства конкурсных управляющих, поскольку заявленные требования о принятии обеспечительных мер направлены на сохранение существующего положения сторон и на обеспечение интересов должника и его кредиторов (Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2016 N 304-ЭС16-12277 по делу N А45-24351/2014, Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 306-ЭС14-5640 по делу N А72-3615/2012).
В силу п. 7 ст. 10 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности в виде возмещения убытков выносится определение, которое может быть обжаловано.
В силу Закона о банкротстве лица, привлеченные к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде взыскания убытков в пользу кредитной организации: не вправе приобретать акции (доли в уставном капитале) иной кредитной организации, составляющие более чем пять процентов ее уставного капитала, или устанавливать прямой либо косвенный (через третьих лиц) контроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем пятью процентами акций (долей) кредитной организации, в течение пяти лет со дня исполнения указанными лицами обязанности, установленной судебным актом о привлечении к такой ответственности; не вправе занимать должности руководителей кредитных организаций в течение пяти лет со дня исполнения указанными лицами обязанности, установленной судебным актом о привлечении к такой ответственности.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.
Ответственность лиц контролирующих кредитную организацию носит гражданско-правовой характер, соответственно к данной категории дел применяются положения глав 25 (Ответственность за нарушения обязательств) и 59 (Обязательства вследствие причинения вреда) ГК РФ.
В ст. 9, 10, 189.23 Закона о банкротстве установлены основания привлечения лиц, контролирующих кредитную организацию к гражданско-правовой ответственности:
- нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены ст. 9 Закона о банкротстве (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве);
- банкротство кредитной организации насту-
пило в результате виновных действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, в случае недостаточности имущества должника (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве);
- имущественным правам кредиторов причинен вред в результате совершения контролирующим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве (абз. 3 п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).
- если не переданы в установленном действующим законодательством о банкротстве порядке временной администрации или конкурсному управляющему документов о деятельности кредитной организации в результате чего затруднено проведение процедур применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы (абз. 4 п. 4 ст. 10, п. 3 ст. 189.3 Закона о банкротстве).
Арбитражные суды отказывают в привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих кредитную организацию:
- в случае недоказанности заявителем, что действия (бездействия) контролирующих должника лиц привели к несостоятельности (банкротству) кредитной организации (банка), причинили вред имущественным правам кредиторов;
- когда действия (бездействия), повлекшие вред, не выходили за пределы обычного делового (предпринимательского) риска;
- если не доказана вина контролирующего лица в доведении кредитной организации до банкротства;
- в случаях отсутствия прямой причинно-следственной связи между действиями (заключению сделок по отчуждению имущества) контролирующего лица и банкротством кредитной организации;
- если бывший руководитель кредитной организации (банка) выполнил свою обязанность по передаче временной администрации, а затем и конкурсному управляющему документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном порядке своевременно и надлежащим образом.
Библиография:
1. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // Российская газета. 2014. 26 дек. N 296.
2. Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения / Под. Ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2010. С. 265.
3. Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 2013. N 34.
4. Вестник ВАС РФ. 2012. N 8.
5. Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 (ред. от 14.03.2014) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
6. Вестник ВАС РФ. 2010. N 6.