Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическая активность студенческой молодежи: анализ социологического исследования'

Гражданско-патриотическая активность студенческой молодежи: анализ социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
191
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / PATRIOTISM / CIVIC ACTIVITY / SOCIAL HEALTH / STATE YOUTH POLICY / POLITICAL DISCOURSE / PEDAGOGICAL DISCOURSE / CULTURAL AND HISTORICAL ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голобородько Андрей Юрьевич, Стеценко Владимир Вадимович

В ходе анализа результатов исследования предлагается использование культурного просветительства как механизма повышения эффективности государственной культурной политики и активизации положительной социальной активности молодых людей. В статье выделяются проблемные аспекты общественной жизни, государственной молодежной политики, социокультурной обстановки, которые препятствуют гражданско-патриотической активности молодежи. Авторы акцентируют внимание на актуализации ценностного аспекта работы с молодежью, который призван преодолеть негативные установки и тенденции в молодежной среде и повысить уровень патриотизма и гражданской ответственности молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Голобородько Андрей Юрьевич, Стеценко Владимир Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil-patriotic activity of student youth: analysis of sociological research

In the analysis of the results of the study, it is proposed to use cultural enlightenment as a mechanism to increase the effectiveness of state cultural policy and to increase the positive social activity of young people. The article highlights the problematic aspects of public life, state youth policy, socio-cultural situation, which hinder the civil and patriotic activity of young people. The authors focus on the actualization of the value aspect of work with youth, which is designed to overcome negative attitudes and tendencies in the youth environment and increase the level of patriotism and civic responsibility of young people.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическая активность студенческой молодежи: анализ социологического исследования»

А.Ю. Голобородько

доктор политических наук, кандидат филологических наук, доцент, директор Таганрогского института имени А.П. Чехова

(филиала) РГЭУ (РИНХ)

В.В. Стеценко**

преподаватель кафедры отраслевых юридических дисциплин

Таганрогского института имени А.П. Чехова

(филиала) РГЭУ (РИНХ)

Гражданско-патриотическая активность студенческой молодежи: анализ социологического исследования

За прошедшее десятилетие в молодёжной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности между поколениями. Процессы реформирования, происходящие в России, по-новому высвечивают проблему участия молодёжи в жизни общества. Во-первых, молодёжь - одна из значительных демографических групп российского общества. Во-вторых, молодые люди являются частью наиболее социально активного населения страны. Отсутствие молодежной политики после крушения СССР, рост числа деструктивных движений, отсутствие государственной идеологии, пропаганда чуждого западного уклада жизни привели к утрате духа гражданственности и патриотизма у целых поколений российской молодежи. В настоящее время самоидентификация молодёжи неоднозначна. С одной стороны, молодые люди составляют значительную долю в составе новых социальных слоёв, растет число молодых лидеров общественных движений и политических партий. С другой стороны, молодёжь оказалась одной из самых незащищённых социальных групп, существует острое несоответствие новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества1 .

В Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года указывается, что именно эффективная молодежная политика является важным элементом государственной стабильности и укрепления российской государственности, так как молодежь составляет значительную

* Голобородько Андрей Юрьевич, e-mail: goloborodko2009@mail.ru

** Стеценко Владимир Вадимович, e-mail: vstetsenkov1992@gmail.com

1 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. : Академкнига, 2003. 308 с.

часть трудоспособного населения (47,1 % на 1 января 2017 г.), выступает в качестве движущей силы нации, активного субъекта преобразования общества и стратегического ресурса повышения уровня человеческого потенциала страны1.

Для выявления уровня гражданской активности, особенностей гражданской позиции в молодежной среде нами проведено социологическое исследование на базе Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) (2018 г.). Среди всего многообразия методов научного исследования мы отдали предпочтение смешанному, полузакрытому типу анкетирования с использованием способа саморегистрации как наиболее информативного, продуктивного и гибкого, адекватного поставленным целям и задачам. Совокупность наблюдаемой выборки составляет 150 чел. Это количество допустимо для пилотного исследования.

Объект исследования - студенческая молодежь.

Предмет исследования - гражданско-патриотическая позиция молодёжи.

Цель исследования - выявить уровень гражданской активности студенческой молодёжи в социально-политической жизни.

Задачи исследования:

1. Определить уровень участия студенческой молодежи в социально-политической жизни общества.

2. Установить отношение студенческой молодежи к концептам «патриотизм», «гражданственность» и степень их актуализации на поведенческом уровне.

3. Конкретизировать содержание концепта «социальное здоровье» и диагностировать его уровень в студенческой среде.

4. Проанализировать содержательный аспект культурно-исторического просветительства как механизма стимуляции гражданской активности студенческой молодежи.

5. Разработать рекомендации по развитию практического инструментария повышения качества взаимодействия общества и государства в рамках формирования гражданской идентичности студенческой молодежи и воспитания в духе патриотизма на основе активизации механизмов культурно-исторического и правового просвещения.

Исходя из задач исследования, в анкете представлены следующие тематические блоки вопросов: гражданская активность молодежи, патриотизм, социальное здоровье, культурно-историческое просветительство.

Рассмотрим результаты тематического блока «Гражданская активность молодежи». Анализ анкетирования позволяет разделить респондентов на 3 группы: занимающие активную созидательно-деятельностную позицию (29 %), пассивную потенциально-выжидательную позицию (24 %) и негативно-отвергающую позицию (36 %) (рис. 1).

1 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70713498 (дата обращения: 18.07.2018).

принимал и буду

I принимал, не планирую в будущем

не принимал, но собираюсь

не принимал и не собираюсь

Рис. 1. Результаты социологического исследования «Участие молодежи в социально-политической жизни города»

Вызывает тревогу тот факт, что треть респондентов (36 %) не принимали и не собираются принимать участие в социально-политической жизни города, что свидетельствует о том, что молодые люди недостаточно мотивированы и не верят, что их деятельность может иметь реальный результат.

Анализ результатов анкеты по выявлению факторов стимулирования социально активной позиции молодежи показывает, что большинство участников (49 %) отдают предпочтение своим сверстникам и ближайшему социальному окружению, что объясняется психологическими и возрастными особенностями этой категории молодежи (рис. 2). Можно предположить, что активные представители студенческой молодежи положительно влияют на свое окружение в плане мотивации к гражданской активности. Второе место (37 %) среди факторов, стимулирующих гражданскую активность, занимают СМИ (пропаганда), и это объяснимо, так как, с одной стороны, СМИ являются естественной средой обитания молодежи, влияющей на социализацию личности в медиатизированном обществе, а с другой - по теории поколений студенческую молодежь можно отнести к так называемому цифровому, «экранозависимому» поколению, отлично работающему с информацией (рис. 2).

10%

I пропаганда (СМИ) I друзья, сверстники I родители I свой вариант

Рис. 2. Результаты социологического исследования «Факторы стимуляции социальной активности молодежи»

Волонтерство как добровольная форма объединения для мобилизации социальной инициативы, достижения общественно значимых целей, совместного решения общих проблем, способствующая развитию социальной активности молодежи, направлено на развитие гражданской активности молодежи, и с этим тезисом согласны 60 % респондентов (рис. 3)1. Обратим внимание на позицию доктора социологических наук Т.К. Ростовской, рассматривающей вовлечение в волонтерство и добровольческую деятельность в качестве условия скрепления общества, обеспечения консолидации усилий по укреплению государства и общества, реализуя патриотизм как национальную идею, основу российской гражданской идентичности2.

3%

■да

■ нет

■ зависит от уровня (федерального, регионального и местного)

■ свой вариант

Рис. 3. Результаты социологического исследования «Влияние вовлечения молодежи в волонтерские программы на ее гражданскую активность»

Среди наиболее значимых причин политического нигилизма респонденты выделили слабую гражданскую позицию молодежи (36 %) и негативные явления в социально-политической жизни общества (35 %) (рис. 4). Исходя из полученных данных, преодолеть политический нигилизм можно путем формирования чувства гражданственности и патриотизма в молодых людях с использованием всего потенциала образовательных средств учебных заведений и созданием адекватной воспитательной среды, а также устранив негативные влияния социума.

■ неуверенность

■ недооценка политических свобод

■ слабая гражданская позиция

■ негативные явления в социально-политической жизни общества

Рис. 4. Результаты социологического исследования «Причины политического нигилизма современной молодежи»

1 Конвисарева Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 21 с.

2 Ростовская Т.К. Патриотическое воспитание молодежи как основа формирования российской гражданской идентичности // Альманах АртекФорум. 2018.

Рассмотрим вопросы, связанные с тематическим блоком «Патриотизм». 62 % опрошенных студентов считают патриотизм и гражданственность стержневыми ценностями национальной идеи (рис. 5), что может являться следствием успешной международной политики государства. Вызывает опасение, что треть респондентов (33 %) называют патриотизм второстепенным фактором развития общества (рис. 5), что можно связать с эффектом социального неравенства, проявлением протестных настроений среди молодежи, с критическим отношением к власти.

5% 0%

I является главным фактором

является второстепенным фактором

не важен

I свои вариант

Рис. 5. Результаты социологического исследования «Роль патриотизма в развитии государства»

На вопрос анкеты «Считаете ли Вы себя патриотом?» большинство респондентов (76 %) ответили утвердительно, что является ярким проявлением эффективной молодежной политики по воспитанию патриотизма. 16 % респондентов не считают себя патриотами, можно предположить, что причинами такой позиции может являться негативная коннотация концепта «патриотизм» в современном глобализирующемся мире. Согласимся с мнением исследователей А.В. Кузьмина и Ю.Н. Трифонова, что именно на деятельностный аспект патриотизма необходимо обращать внимание всем акторам патриотического воспитания1.

■да

■ нет

я патриот, но не России

■ своИ вариант

Рис. 6. Результаты социологического исследования «Считаете ли Вы себя патриотом?»

1 Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. Значение патриотизма в жизни российского общества: функциональный подход // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2017. № 7. С. 43-63.

Проанализируем результаты ответов на блок вопросов, связанный с социальным здоровьем. Рассмотрим, как оценивают молодые респонденты социально-психологическое состояние россиян. 40 % участников отмечают тревогу и обеспокоенность, а 31 % чувствуют себя спокойно (рис. 7). Мы считаем, что такие результаты связаны с духовно-нравственным кризисом общества, социальным расслоением и несправедливостью, преодоление этих негативных тенденций содержится в уникальной модели развития России, основанной на её истории, традициях, самобытности, уникальности, ценностях в рамках единого государства. И в этой связи поддерживаем мнение А.И. Овчинникова, А.Ю. Ма-мычева, П.П. Баранова, которые в качестве цели Российского государства выделяют сбережение уникального этноконфессионального и культурного ландшафта России, традиционных нравственных ценностей, закрепленных в Конституции РФ1.

Для преодоления причин негативного социально-психологического здоровья следует рассмотреть механизмы его улучшения. Практически половина респондентов (47 %) считают наиболее эффективным применение мер по стимулированию активности молодежи (рис. 8). Меры по стимулированию социальной активности способствуют расширению участия молодых людей в сфере социально-политических отношений, а также укреплению социального статуса молодежи (31 % - меры по защите, 20 % - меры по стабилизации) (рис. 8).

Наши результаты согласуются с мониторингом общественного мнения под руководством М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги, в котором большинство юношей и девушек ожидают решения своих проблем от государства. Доля оценивающих нынешнюю молодежную политику власти как эффективную составляет 15 %, как неэффективную - 322.

1 Овчинников А.И., Мамычев А.Ю., Баранов П.П. Основы национальной безопасности : учеб. пособие. 2-е изд. М. : Риор: ИНФРА-М, 2017. 224 с.

2 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Ценностные ориентации, нравственные установки и гражданская активность молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 1 (95). С. 5-36.

■ ощущают эмоциональный подъем

■ чувствуют себя спокойно

■ ощущают чувство тревоги, обеспокоенности

■ находятся в состоянии безразличия, апатии

Рис. 7. Результаты социологического исследования «Социально-психологическое здоровье россиян»

меры по стабилизации меры по стимулированию

■ меры по защите

■ свой вариант

Рис. 8. Результаты социологического исследования «Критерии улучшения социального самочувствия молодежи»

Итоговый блок вопросов анкеты был связан с культурным просветительством как формой развития гражданской активности молодежи. Большинство респондентов поддерживают культурное просветительство как форму деятельности, отвечающую интересам молодежи (39 %) и направленную на сохранение самобытности, на воспитание в рамках культуры и традиций своего народа (37 %) (рис. 9). Результаты свидетельствуют о том, что респонденты заинтересованы в культурном просветительстве и данная форма работы может быть продуктивно использована для гражданско-патриотического воспитания молодежи.

2% да, такая форма отвечает интересам молодежи

да, данная форма направлена на сохранение самобытности, на воспитание в рамках культуры и традиций своего народа

■ нет, такие формы не могут в полной степени обеспечить культурные и политические интересы молодежи

■ свой вариант

Рис. 9. Результаты социологического исследования «Необходимость формирования гражданско-патриотического сознания путем культурного просветительства»

На рис. 10 представлены наиболее эффективные виды работы в формате культурного просветительства, по мнению респондентов: организация флешмобов, акций, проектная деятельность (40 %), взаимодействие с государственными органами, РПЦ, общественными организациями (32 %). Результаты констатируют необходимость использования активных форм просветительства, в которых студенты могут высказать свою позицию и проявить себя.

Итак, результаты проведенного исследования позволяют нам сформулировать систему условий развития социальной активности и приобретения опыта гражданско-патриотической деятельности в формате культурного просветительства:

• учет современной социокультурной ситуации в обществе;

• ориентация на нормативно-правовую базу федерального и регионального уровней, регламентирующую работу с молодежью;

• практический и социальный характер деятельности;

• учет поколенческих особенностей;

• учет психологических особенностей юношеского возраста.

Рис. 10. Результаты социологического исследования «Эффективные формы работы по культурному просветительству»

Выделенные условия представляют собой объединение контентов педагогического и политического дискурса, являются свидетельством их семиотического сближения в контексте реализации технологий культурного просветительства в рамках гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи1.

По нашему мнению, одним из измерений результативности и продуктивности государственной культурной политики является аксиологическое поле мироощущения современной российской молодежи в контексте ее гражданской, национальной, этнокультурной идентичности. В этой связи дальнейшим направлением нашего исследования будет являться активная работа в рамках мониторинга проблемных зон государственной культурной и молодежной политики, разработка механизмов устранения негативных тенденций в контексте культурного просветительства с последующей их реализацией и внедрением на разных уровнях государства, общества и социальных институтов.

Голобородько А.Ю., Стеценко В.В. Гражданско-патриотическая активность студенческой молодежи: анализ социологического исследования. В ходе анализа результатов исследования предлагается использование культурного просветительства как механизма повышения эффективности государственной культурной политики и активизации положительной социальной активности молодых людей. В статье выделяются проблемные аспекты общественной жизни, государственной молодежной политики, социокультурной обстановки, которые препятствуют

1 Голобородько А.Ю., Стеценко В.В., Рудковский А.А. Семиотическое пространство сближения актуального педагогического и политического дискурсов современной России в контексте укрепления культурной безопасности (к постановке вопроса) // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 3 (94). С. 136-142.

■ проведение круглых столов, открытых лекций, заседаний клубов

■ организация флешмобов, акций, проектная деятельность

■ взаимодействие с государственными органами, РПЦ, общественными организациями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ свой вариант

гражданско-патриотической активности молодежи. Авторы акцентируют внимание на актуализации ценностного аспекта работы с молодежью, который призван преодолеть негативные установки и тенденции в молодежной среде и повысить уровень патриотизма и гражданской ответственности молодых людей.

Ключевые слова: патриотизм, гражданская активность, социальное здоровье, государственная молодежная политика, политический дискурс, педагогический дискурс, культурно-историческое просветительство.

Goloborodko A.Yu., Stetsenko V.V. Civil-patriotic activity of student youth: analysis of sociological research. In the analysis of the results of the study, it is proposed to use cultural enlightenment as a mechanism to increase the effectiveness of state cultural policy and to increase the positive social activity of young people. The article highlights the problematic aspects of public life, state youth policy, socio-cultural situation, which hinder the civil and patriotic activity of young people. The authors focus on the actualization of the value aspect of work with youth, which is designed to overcome negative attitudes and tendencies in the youth environment and increase the level of patriotism and civic responsibility of young people.

Keywords: patriotism, civic activity, social health, state youth policy, political discourse, pedagogical discourse, cultural and historical enlightenment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.