ПРОБЛЕМА ДНЯ
ГРАЖДАНСКАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В.Н. Окатов, А.В. Окатов
В статье авторы рассматривают степень влияния гражданских организаций, действующих в регионе в различных сферах общественной жизни. Выявлены различные аспекты культуры самоорганизации гражданского регионального общества, его проблемы и перспективы развития.
Ключевые слова: гражданское общество, регион, культура самоорганизации, общественные организации, общественная палата, диалог власти и общественности.
(Окончание. Начало в вып. 8 (64). 2008.)
Региональная власть осознала, что без партнерства и взаимодействия с институтами гражданского общества ей не решить задач модернизации региона в социально-экономической и культурной сферах. Для их решения необходимо развитие новых гражданских структур, которые способны заставить власть и бизнес-сообщество учитывать общественное мнение. Таким новым институтом взаимодействия гражданского общества в его региональном измерении и органов власти стала Общественная палата Тамбовской области, созданная в соответствии с Законом «Об Общественной палате Тамбовской области» от 23 июня 2006 г.
Региональный законодатель установил, что Общественная палата Тамбовской области является собранием граждан РФ, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций Тамбовской области, формируемым на основе добровольного участия граждан, представителей общественных объединений и объединений некоммерческих организаций Тамбовской области. Палата призвана обеспечить согласование общественно-значимых интересов граждан с исполнительными органами государственной власти региона и органами местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития региона, обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ,
Конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в Тамбовской области.
Общественная палата разрабатывает и апробирует в своей деятельности конкретные механизмы взаимодействия и сотрудничества общественных организаций и гражданских объединений с различными ветвями региональной власти. Она практикует такие формы работы, как общественные слушания, конференции, семинары и круглые столы, на которых обсуждаются насущные проблемы регионального развития и принимаются адресные рекомендации по повышению эффективности общественного контроля, экспертизы нормативно-правовых актов. Комиссии Палаты концентрируют свое внимание на самых разных сторонах жизни наиболее незащищенных слоев населения области.
С появлением Общественной палаты формируются в области работающие механизмы гражданского контроля и проведения общественных экспертиз различных законопроектов и решений органов государственной власти и местного самоуправления. Палата не имеет права законодательной инициативы, да это ей и не надо. Она становится эффективным институтом, который доводит экспертизы законопроектов на предмет их адаптированности к реалиям местной жизни и их возможных социальных последствий. Общественная палата не подменяет собой региональные государственные структуры, не «влезает» в функции исполнительной вла-
сти. Палата - это своего рода голос населения области, это обратная связь власти с гражданами, то, чего сегодня на самом деле часто не хватает.
В своей практической работе Палата тесно сотрудничает с администрацией Тамбовской области, депутатским корпусом, органами местного самоуправления, Общественными палатами других регионов, СМИ, различными конфессиями, институтами гражданского общества и др. Ответственные за взаимодействие с Общественной палатой Тамбовской области имеются практически во всех государственных, муниципальных и общественных структурах, что в целом содействует взаимному информированию и конструктивному сотрудничеству.
Правила внутренней организации, процедуры и порядок деятельности Общественной палаты Тамбовской области устанавливает разработанный и утвержденный на общем собрании Палаты Регламент. Обязательные для каждого члена Палаты правила поведения и ответственность за их нарушения определяет Кодекс этики членов Общественной палаты, утвержденный одновременно с Регламентом. Организация работы Аппарата Палаты, его взаимоотношения с советом и комиссиями Палаты строятся на основе Устава Тамбовского областного государственного учреждения «Аппарат Общественной палаты Тамбовской области».
Практически все мероприятия Палаты получают отражение в средствах массовой информации. Палата активно сотрудничает с областными и муниципальными печатными изданиями. Регулярно проводятся радио- и телевизионные эфиры с участием членов палаты на региональных телеканалах. Выходит в свет информационный бюллетень «Вестник Общественной палаты Тамбовской области», ее деятельность находит отражение на официальном сайте Палаты.
Видя одну из главных задач своей деятельности в становлении культуры самоорганизации регионального общества, Общественная палата Тамбовской области считает чрезвычайно важным делом изучение и обобщение конкретных форм и методов влияния некоммерческих организаций на власть, анализ характерных особенностей диалога общественности с региональными властными и коммерческими структурами
Тамбовщины, тех решений, которые принимаются последними в ходе этого диалога. Результатом проделанной Палатой в 2007 г. работы в этом направлении стала подготовка и проведение региональной научно-практической конференции «Гражданское общество в региональном измерении: общественные организации Тамбовской области в прошлом и настоящем». Организаторы конференции (Общественная палата и администрация Тамбовской области) при этом руководствовались тем, что рассуждения о гражданском обществе нельзя ограничить анализом его абстрактных, пригодных в условиях глобализации для всего мира схем и образцов, что необходимо в практической деятельности руководствоваться конкретными проявлениями гражданственности на уровне различных сфер жизни региона в их исторической ретроспективе. Не случайно проведенная конференция была посвящена 70-летию Тамбовской области.
На конференции были рассмотрены особенности формирования гражданского общества в российской провинции, показаны роль и место общественных организаций в социально-экономическом и культурном пространстве Тамбовской области в начале ХХ1 столетия, проанализирована культура самоорганизации дореволюционного Тамбова конца Х1Х - начала ХХ в., дана характеристика общественного молодежного движения Тамбовщины в первые послереволюционные десятилетия.
В рекомендациях конференции отмечалось, что проблемы во взаимодействии региональной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений заключается не только и не столько в разграничении их компетенций. Основная проблема в другом - представители власти далеко не всегда признают способность общественной организации выступать в качестве самостоятельной структуры, реализующей областные социальные проекты.
Участники конференции были единодушны в своем выводе о том, что повышение официального статуса и неформального влияния общественных организаций возможно только тогда, когда происходит правовое закрепление их участия в целевых программах, экспертных и консультативных советах и комиссиях, создаваемых при админи-
страции области и органах местного самоуправления. Общественные организации, за редким исключением, пассивны и проявляют безразличие к тем действиям (или бездействию), которые предпринимает местная власть в социальной сфере. Активные формы гражданской позиции общественные организации, как правило, не используют. Такие активные формы проявлялись либо в виде немногочисленных обращений (немногим более десятка) в Общественную палату области, либо в ходе проведения последней массовых мероприятий - общественных слушаний, общих (пленарных) заседаний, круглых столов.
Палата крайне робко налаживает связи с региональными и местными общественными организациями и не доводит их проблемы, трудности до властных структур. Палата весьма нерешительно берет на себя роль структуры, которая могла бы координировать действия добровольных объединений различного профиля, консолидировать стоящие перед ними цели. А региональная и муниципальная власти пока испытывают трудности в разработке рекомендаций для привлечения некоммерческих организаций в социальную сферу, в т. ч. в части определения заданий на предоставление услуг, стандартов качества и доступности, расчета их стоимости и т. п. Ни региональная власть, ни муниципальная в силу бюджетных ограничений не могут позволить себе привлекать для поддержки такой деятельности имеющиеся в области экспертные ресурсы. К тому же средства, выделяемые в территориальных бюджетах на предоставление социальных услуг, оказываются «закрепленными» за бюджетными подведомственными учреждениями.
Важнейшим направлением гражданской самоорганизации регионального общества является социальная сфера жизни области, прежде всего сфера социальной защиты населения, таких его категорий, как инвалиды, сироты, социально неблагополучные и малообеспеченные семьи, одинокие пенсионеры, нуждающиеся в постороннем уходе и др. Не случайно одним из первых крупных мероприятий Общественной палаты Тамбовской области стали подготовка и проведение круглого стола «Проблема бедности и пути
ее решения средствами социальной политики: региональный аспект».
Проблема бедности - одна из самых больных для современного общества. Согласно опросу, проведенному социологами университета имени Г.Р. Державина в декабре 2006 г., больше всего жители нашей области большинства возрастных и социальнопрофессиональных групп раздражены именно имущественными различиями. Первое место в рейтинге самых острых противоречий тамбовского общества - прежде всего в областном центре - уверенно занял разрыв в доходах между богатыми и бедными, отрыв уровня жизни первых от бытия вторых. С полным основанием можно констатировать практически 15-ти кратный разрыв уровня доходов самых богатых и самых бедных.
В рекомендациях круглого стола были, в частности, выявлены содержательные аспекты анализа бедности в регионе: проведен анализ структуры доходов населения, выявлены экономические факторы, затрудняющие доступ конкретных групп населения, различающихся по социально-профессиональным признакам, к основным социальным услугам. Особое внимание палата уделила разработке технологий внедрения адресной социальной поддержки населения на уровне муниципального образования с оценкой ее эффективности. Было также отмечено, что категория бедности характеризует не только материальное положение человека, но и его психологическое состояние: растущая в условиях либерализации экономики дифференциация людей, социальная дистанция между бедными и богатыми обостряют ощущение собственной бедности, что изменяет облик многих сфер жизни - обслуживания, торговли, рекламы и др. Поэтому от действий социальных работников и от системы социального развития в целом, которая, кстати, в регионе функционирует достаточно эффективно, напрямую зависит материальное положение и психологическое настроение различных групп населения, проживающих на территории Тамбовской области.
В условиях отсутствия полноценного конкурентного рынка социальных услуг в области большинство общественных организаций вынуждено ограничивать свою деятельность простыми социальными услугами. Это программы социально-психологической
реабилитации, консультирование по различным льготам, надомное обслуживание пенсионеров и инвалидов, сбор пожертвований, несложные учебные программы, просветительская деятельность и т. д.
Общественная палата выступила одним из организаторов проведения в г. Тамбове расширенного заседания комиссии Общественного совета Центрального Федерального округа по вопросам регионального развития, местного самоуправления и предпринимательства, на котором были рассмотрены вопросы развития благотворительности как эффективного фактора социальной поддержки населения в регионе. На заседании, в частности, была дана высокая оценка сотрудничеству Общественной палаты с Тамбовской областной Думой и администрацией области по развитию благотворительности как инструмента решения социальных проблем, вкладу тамбовской общественности в инициирование, разработку и принятие Закона Тамбовской области «О благотворительной деятельности в Тамбовской области», регулирующего отношения в сфере благотворительности, сочетающей в себе начала милосердия и филантропии.
В качестве примера эффективной реализации благотворительности можно рассматривать опыт взаимодействия руководства Тамбовской области и общественных объединений в использовании такого механизма социального партнерства, как социальный заказ, направленный на делегирование ряда полномочий некоммерческим организациям для решения приоритетных социальных проблем региона.
Другим социально значимым направлением гражданской самоорганизации регионального гражданского общества, находившимся в центре внимания Общественной палаты, была и продолжает оставаться сфера, определяющая демографическую ситуацию в Тамбовской области и перспективы формирования политики народонаселения в регионе. На публичных слушаниях, проведенных в 2007 г., были определены пути повышения эффективности управления демографическими процессами в регионе, включающие в себя четыре основных блока проблем:
- проведение целенаправленной работы по стимулированию рождаемости и всестороннему развитию семьи;
- создание условий для укрепления здоровья населения, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни;
- повышение уровня жизни населения области, обеспечение занятости трудоспособных граждан, рост доходов семей, предоставление установленных законодательством социальных льгот и выплат;
- регулирование миграционных процессов, в т. ч. внутриобластной миграции, в целях оптимизации половозрастной структуры населения городских и сельских поселений и сбалансированного демографического развития территорий.
Участники общественных слушаний поддержали использование государственнообщественного механизма формирования и реализации региональной демографической политики, предполагающего создание широкой общественной коалиции. Ядро такой коалиции могли бы составить, с одной стороны, общественные организации, выступающие в защиту семьи и семейных ценностей, пропагандирующие здоровый образ жизни, защищающие окружающую среду и т. д., а с другой - политические партии, готовые внести свой вклад в усилия по выходу из демографического кризиса. Такой государственно-общественный механизм реализации демографической политики в Тамбовской области наиболее полно учитывает современные региональные особенности, создает больше возможностей для привлечения негосударственных финансовых, информационных и интеллектуальных ресурсов, позволяющих направить поведенческие стереотипы различных групп населения в сторону изменения демографической ситуации к лучшему.
Определяя приоритетную роль семьи в реализации региональной демографической политики, общественность области организовала и провела ряд круглых столов по теме «Семья в современном обществе: проблемы и перспективы», на которых были рассмотрены представленные комиссиями Палаты аналитические материалы о положении многодетных семей в Тамбовской области. Совместно с работниками управления труда и социального развития области члены Общественной палаты провели выездные заседания на базе Общественных советов Моршан-ского и Рассказовского районов, повесткой
для которых стало обсуждение федеральной программы «Государственная поддержка многодетных семей в Российской Федерации на 2008-2015 гг.».
Рассматривая гражданскую самоорганизацию тамбовского общества, следует особо назвать такое ее направление, как общественное влияние в сфере образования и просвещения. К сожалению, образовательнопросветительская тематика пока занимает незначительное место в деятельности региональных и местных общественных объединений. Выгодно отличающиеся в этом отношении региональное отделение Вольного экономического общества России, организации «Молодежные инициативы» и «Аппарель», отделения некоторых творческих союзов и национально-культурных обществ, ведущих сотрудничество с институтами образования, лишь подчеркивают сделанный вывод.
Слабость регионального общественного сектора в образовательной сфере подтверждается еще и тем, что некоммерческие структуры практически не оказывают реального влияния на формирование образовательной политики в Тамбовской области. Об этом свидетельствуют, например, результаты работы Общественной палаты, изучившей некоторые аспекты функционирования региональной системы высшего, среднего и начального профессионального образования и рассмотревшей на своем общем собрании вопрос о подготовке инженерно-технических и рабочих кадров в области.
По мнению представителей регионального бизнес-сообщества и системы образования, проблема дефицита кадров, остро стоящая в области, решающим образом обусловлена неудовлетворительным характером взаимодействия бизнеса и образования. Для решения указанной проблемы необходимо:
- продолжить налаживание контактов между бизнес-сообществом и образовательной сферой;
- сформировать систему областного заказа на специалистов высшей квалификации, в формировании которого примут участие все заинтересованные стороны;
- рекомендовать бизнес-сообществу осуществлять системное участие в обучении студентов, повышении их знаний и компетентности через формирование содержания образования, реализацию совместных науч-
но-практических программ, сотрудничество в реализации инновационных проектов;
- развивать системные, стратегические модели взаимодействия, такие как участие бизнеса в попечительских и координационных советах, создание совместных учебноинновационных центров и участие бизнеса в формировании образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;
- усилить мотивировку молодежи на получение качественного инженерного и профессионально-технического образования в области;
- повысить эффективность контроля региональных структур гражданского общества за повышением качества подготовки кадров инженерных и массовых рабочих профессий;
- поднять статус начального профессионального образования как в представлениях молодежи, так и в образовательных приоритетах региональной власти. В этой связи становится актуальным анализ образовательного потенциала рабочих, направленный в конечном счете на выявление оптимальных способов обеспечения предприятий области квалифицированными рабочими кадрами, увеличение средней доли работников с начальным и средним профессиональным образованием, востребованных промышленными предприятиями. Необходимо проводить кампанию по популяризации технических знаний, восстанавливать детские кружки и дома технического творчества. Нужна активная поддержка этих инициатив в региональных средствах массовой информации.
Важной стороной гражданской активности в регионе становится деятельность по сохранению и развитию этнокультурного многообразия и координация ее со стороны общественности. В настоящее время в области действует 7 общественных объединений этнокультурной направленности. Это национальные общественные объединения армян, азербайджанцев, евреев, татар, курдов. Кроме того, на территории области действуют 195 религиозных организаций, из которых около 80 % - православные организации. Усилия Общественной палаты в сфере этно-конфессиональных отношений направлены на решение таких вопросов, как приоритеты национальной политики в регионе, способы укрепления этноконфессиональной толерантности, средства воспитания этноконфес-
сиональной толерантности, прежде всего, школьников, региональные средства массовой информации и проблемы этноконфес-сиональной толерантности и конфликтности, этническая миграция в контексте приоритетов человеческой безопасности и др.
Проведенные Палатой семинары и круглые столы позволили определить конкретные шаги по разработке и использованию в работе региональных и муниципальных органов власти современных методик формирования нравственных принципов ненасилия и согласия в этноконфессиональных отношениях, основанных на осмыслении толерантности как многофакторного явления, которое органично сочетается с изучением реального опыта совместного проживания разных этнических и религиозных групп в Тамбовской области. В частности, разработаны конкретные программы: по подготовке учителей школ к работе с полиэтническими коллективами учащихся, по подготовке работников культуры к проведению массовых мероприятий этнокультурного содержания, по подготовке сотрудников правоохранительных органов к работе с личным составом, осуществляющим взаимодействие с представителями различных этнических и религиозных групп на территории региона.
Определяя наиболее значимые проблемы гражданской самоорганизации регионального общества, независимые эксперты полагают, что требуют своего разрешения, во-первых, вопросы защиты прав потребителей медицинских услуг. Необходимо провести тщательный анализ деятельности лечебнопрофилактических учреждений, активно
влияя на систему медицинского обеспечения извне, организуя общественный контроль качества медицинской помощи, предоставляемой прежде всего частными организациями, повышая эффективность системы страхования. По мнению экспертов по защите прав пациента, организованная общественность должна выступить инициатором предложений по разработке необходимой региональной законодательной базы, в частности, на основе Федерального закона о са-морегулируемых организациях.
Во-вторых, постоянно возрастает заинтересованность общественности в решении экологических проблем. Необходимо определение приоритетов в сфере экологической
безопасности на региональном уровне, усиление контроля общественности за деятельностью экологических служб, действующих на территории области. Важность данной проблематики обусловлена еще и тем, что экологическая составляющая занимает все большее место в программах общественных организаций социокультурного, образовательного, просветительного, правового профилей, молодежных объединений, наконец, муниципальных образований. В качестве примера можно привести объединение усилий тамбовских работников культуры и экологов в деле сохранения культурного и природного наследия Тамбовской области.
Организованная общественность в состоянии проанализировать природоохранные программы городов и сельских районов области, нормативные акты органов местного самоуправления, регламентирующие вопросы экологической безопасности. Задача общественников заключается в переносе акцента деятельности регионального гражданского общества по экологической безопасности с протестных выступлений на конструктивное сотрудничество с властью, а стало быть, на объединение усилий властных структур и различных типов общественных объединений для развития экологического движения, на усиление экологического просвещения, формирование экологической культуры.
В-третьих, особо следует выделить задачу развития правового просвещения и образования. Большая часть населения Тамбовской области находится в зоне правовой неграмотности, отсутствует культура работы граждан и общественных организаций с юристами, адвокатами, судьями и прокуратурами. Именно организованная общественность должна осуществлять каналы обратной связи между юристами и гражданами с тем, чтобы за формальными процедурами не терялось содержание «живого права». В этой связи в правозащитной повестке дня общественных организаций все более важное место должны занимать правозащитные приемные, правозащитные расследования, требующие консультаций специалистов, и др.
В-четвертых, Палата, принимая активное участие в формировании общественных советов при органах местного самоуправления в области, организуя семинары и совещания для представителей общественных советов,
исходит из того, что местное самоуправление представляет собой фундамент развития регионального гражданского общества. Поэтому крайне важно поднимать роль организованной общественности в определении наиболее эффективных форм участия населения в местном самоуправлении, в т. ч., в части предоставления и расширения возможностей контроля за деятельностью руководства муниципального образования, определения
способности местного самоуправления самостоятельно решать вопросы местного значения, путей достижения органом местного самоуправления самостоятельности в решении своих вопросов и др.
Наконец, в-пятых, гражданская самоорганизация предполагает, что эффективность влияния регионального общества на различные сферы общественной жизни области во многом определяется количеством и качеством средств коммуникации, пользуясь которыми, общественные объединения способны доносить свои идеи и интересы до власти, бизнеса, различных групп населения. Важнейшим каналом общественных коммуникаций являются средства массовой информации. Фундаментальные проблемы свободы слова и печати на региональном уровне проявляются в широте позиций и точек зрения, представляемых в СМИ, в профессионализме и гражданской позиции журналиста.
Определяя перспективы, основные тенденции развития общественной самодеятельности в Тамбове и области в ближайшие пять лет и выявляя региональные факторы этого процесса, авторы статьи провели экспертный опрос (декабрь 2006 - декабрь 2007 гг.). В качестве экспертов было выделено 46 специалистов: 22 руководителя (лидера) общественных организаций различного профиля, 12 представителей властных структур различного уровня и 12 представителей бизнеса.
Опрос проводился с использованием по-лустандартизированного интервью.
Перед экспертами был поставлен ряд задач:
- оценить состояние и перспективы развития социального партнерства между региональной властью, бизнесом и общественными организациями;
- определить факторы, влияющие на развитие общественной самодеятельности;
- спрогнозировать значение ряда показателей, характеризующих направления дея-
тельности общественных организаций на территории Тамбова и области в ближайшие пять лет.
Результаты опроса показали, что, по мнению экспертов, назрела объективная необходимость в совершенствовании системы взаимоотношений «региональная власть -общественный сектор», в формировании новых подходов к сотрудничеству общественного и государственного секторов, выработке механизмов такого сотрудничества. Эксперты всех трех групп полагают, что следует определить концептуальные основы политики исполнительных органов власти региона, на которых строится их взаимодействие с общественными объединениями, выработать эффективные механизмы поддержки органами власти деятельности добровольных организаций по реализации ими социальных программ и проектов, создать институты взаимодействия (инфраструктуру) органов власти и общественных организаций.
Большинство экспертов (79 % опрошенных) отмечают, что развитие общественной самодеятельности укрепит доверие граждан к органам власти, сможет способствовать совершенствованию демократических форм управления, обеспечить социальную и политическую стабильность в регионе. Они считают, что развитие обществ социальной направленности позволит более широко использовать интеллектуальный, научный и культурный потенциал жителей Тамбова и области. Более половины экспертов, представляющих все три группы, связывают будущее общественного движения на Тамбовщине с разработкой прогностического, опережающего обоснования событий и процессов в социальной жизни региона сценария, проведением мониторинговых исследований и использованием в практике наиболее ценного отечественного и зарубежного опыта инициативного решения различными социальными группами значимых социокультурных проблем.
Эксперты практически единодушны в том, что важнейшим фактором, влияющим на развитие общественной самодеятельности в социальной сфере, является такое тесное взаимодействие органов власти с творческими союзами, общественными структурами радио и телевидения, кинопроката, книгоиздательства, театрального искусства, шоу-
бизнеса, библиотечного обслуживания, местными этнокультурными объединениями (назывались, в первую очередь, еврейская, азербайджанская, курдская организации) в целях широкого приобщения граждан к духовным ценностям, пропаганды нравственных норм жизни.
Эксперты - представители властных структур успешную деятельность общественных организаций в будущем связывают во многом с повышением эффективности использования федеральных и местных средств, направляемых на социальные нужды и нужды культуры, привлечением общественности к решению проблем обучения и переподготовки различных социально-профессиональных групп, помощи лицам с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (молодежь, женщины, граждане предпенсионного и пенсионного возраста, инвалиды и др.), поощрением благотворительности.
По мнению экспертов - представителей бизнеса, поле деятельности общественных организаций будет расширяться в таких направлениях, как стимулирование и использование общественных инициатив при разработке программ экономического роста, форм малого предпринимательства, поддержка общественных объединений (союзов и ассоциаций производителей и потребителей), содействующих развитию отечественного производства, хозяйственных структур с различными формами собственности, организуя работы по экономическому образованию и информированию населения с целью повышения его деловой активности и предприимчивости, создание условий для реализации коммерческих инициатив общественных объединений, в т. ч. и социокультурного профиля, с целью самофинансирования. Предприниматели и банкиры (около половины опрошенных) считают, что в будущем неизмеримо возрастет роль общественности в формировании среднего класса как основы экономического процветания региона, политической стабильности общества и благополучия граждан.
Эксперты, непосредственно работающие в общественных объединениях, полагают, что основными направлениями их деятельности станут:
- культуроохранное (сбережение духовного наследия, изучение истории и культуры родного края, создание энциклопедий и справочной литературы по истории, культуре, экономике, географии, флоре и фауне Тамбовской области, возрождение местных художественных промыслов, традиционных форм народной культуры, создание фольклорных коллективов, разработка туристско-экскурсионных маршрутов по территории региона и др.);
- культуротворческое (сохранение, восстановление, освоение и использование культурных ценностей, творческое развитие детей, подростков и взрослых, функционирование центров художественного творчества, приобщающих население к лучшим отечественным и зарубежным культурным образцам, издательская деятельность и др.);
- образовательное (обучение и воспитание светского и религиозного характера, организация сферы семейного, дошкольного и дополнительного обучения и воспитания, воскресные школы, использование клубных принципов образования, подготовка кадров для различных культурно-досуговых программ и др.);
- просветительское (пропаганда естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, культурного наследия, создание лекториев, организация и проведение фестивалей, дней литературы и искусства и др.);
- рекреативное (организация развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности, игр и праздников, различных видов отдыха, группового и семейного туризма);
- социально- и правозащитное (культу-ротерапия, культурно-досуговая реабилитация для нейтрализации и преодоления стрессовых состояний, организация консалтинговых кабинетов, оказание правозащитной помощи).
Роль общественных организаций в формировании и развитии региональной социальной среды неоднозначна. Когда для большинства групп населения актуальны прежде всего проблемы материального характера, в регионе доминируют благотворительные общества. А когда эти проблемы отходят на второй план, появляются общественные организации, сосредоточенные на
удовлетворении потребностей высшего порядка.
И последнее. Корень проблемы развития общественной самодеятельности населения лежит не в материальной, а в духовной сфере. Люди не могут позаботиться о себе, поскольку не могут приспособиться к ценностям и образцам поведения, присущим рыночным отношениям. А потому материальная поддержка, оказываемая людям со стороны государства и благотворительных обществ, должна подкрепляться духовной составляющей, что позволит не только удовлетворить повседневные потребности нуждающихся граждан, но и научить их делать это самостоятельно: человек получает не только рыбку, но и учится пользоваться удочкой для ее ловли. Общественные организации позитивно воздействуют на созна-
ние людей, подготавливая почву не только для экономического роста и улучшения материального благосостояния населения, но и для нравственного совершенствования, которое, как показывает исторический опыт, лежит в основе процветания общества.
Поступила в редакцию 10.07.2008 г.
Okatov V.N., Okatov A.V. Civil self-organization of regional society: peculiarities of forming, forms of realization, perspectives. In the second article the authors consider degree of influence of civil institutions, operating in the region in different spheres of social life. Various aspects of culture self-organization of the civil regional society, its problems and development perspectives are revealed.
Key words: civil society, region, self-organization culture, social organizations, public chamber, dialogue of the power and the public.