Научная статья на тему 'Гражданская самоорганизация регионального общества: особенности формирования, формы реализации, перспективы'

Гражданская самоорганизация регионального общества: особенности формирования, формы реализации, перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
228
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / САМООРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА / ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / CIVIL SOCIETY / REGIONAL SOCIETY SELF-ORGANIZATION / SOCIAL ORGANIZATIONS / INTERACTION OF REGIONAL POWER AND NON-COMMERCIAL SECTOR / POTENTIAL OF REGIONAL CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Окатов Владимир Николаевич, Окатов Александр Владимирович

Авторы статьи рассматривают влияние институтов регионального гражданского общества на принятие решений в различных сферах экономической, социальной и культурной деятельности. Показан общий уровень гражданской активности в Тамбовской области, дана характеристика некоммерческого сектора, проанализированы формирующиеся механизмы поддержки гражданских инициатив со стороны региональных властных структур и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Окатов Владимир Николаевич, Окатов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil self-organization of regional society: peculiarities of forming, forms of realization, perspectives

The authors of the article consider the influence of the institutes of civil society on taking decisions in different spheres of economic, social and cultural activity. The general level of civil activeness in Tambov region is shown, non-commercial sector is characterized, forming mechanisms of civil initiatives support from power structures and business are analyzed.

Текст научной работы на тему «Гражданская самоорганизация регионального общества: особенности формирования, формы реализации, перспективы»

ПРОБЛЕМА ДНЯ

ГРАЖДАНСКАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В.Н. Окатов, А.В. Окатов

Авторы статьи рассматривают влияние институтов регионального гражданского общества на принятие решений в различных сферах экономической, социальной и культурной деятельности. Показан общий уровень гражданской активности в Тамбовской области, дана характеристика некоммерческого сектора, проанализированы формирующиеся механизмы поддержки гражданских инициатив со стороны региональных властных структур и бизнеса.

Ключевые слова: гражданское общество, самоорганизация регионального общества, общественные организации, взаимодействие региональной власти и некоммерческого сектора, потенциал регионального гражданского общества.

Гражданское общество рассматривается авторами статьи как ведущая форма социальной упорядоченности общества, построенная на началах солидарности, консолидации, единства целей, взаимного доверия, открытого диалога и являющегося одним из следствий свободы информации. В широком смысле оно представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в государственные структуры и позволяющих гражданам и их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы.

Важнейшим атрибутом современного гражданского общества, его институциональной основой являются общественные организации граждан. Они представляют собой сектор, который объединяет в себе множество различных типов организации - просветительские, научные, экологические, правозащитные и иные объединения, благотворительные общества, творческие союзы, клубы и др. Все эти организации обладают рядом схожих признаков: они отделены от государства; являются самоуправляемыми, т. е. обладают полной самостоятельностью в решении всех вопросов, связанных с их деятельностью; участие в них не является обязательным, деятельность осуществляется за счет добровольного пожертвования финансовых средств или времени; участники и лидеры этих организаций не имеют права на

получение прибыли или заранее отказываются от ее распределения в свою пользу. Анализ их деятельности и условий, в которых они развиваются, дает представление об уровне участия жителей области в жизни регионального общества.

На 1 октября 2007 г. в Тамбовской области было зарегистрировано 243 общественных организации (не считая профсоюзы и религиозные объединения), из которых 138 являются самостоятельными общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в пределах территории Тамбовской области (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» называет такие объединения региональными), 65 - филиалами общероссийских общественных объединений (осуществляют свою деятельность более чем в половине субъектов Российской Федерации) и 40 - филиалами региональных общественных организаций (работают в пределах одного органа местного самоуправления). Среди видов общественных организаций в области доминируют организации ветеранов и инвалидов (около 33 %), спортивные (более 20 %), культурно-просветительные (7 %), правозащитные (около 5 %), экологические (4,3 %), этнические (около 4 %).

Анализ материалов текущего архива управления Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области (уставы об-

щественных организаций, документы, представляемые при их регистрации, годовые отчеты и др.) показывает, что общественные объединения и фонды в реалиях рыночных социально-экономических отношений выживают лишь в том случае, если решают социально значимые проблемы, реально заботятся о нуждах людей, проживающих на конкретных территориях, учитывают их потребности и интересы. Наиболее эффективно действуют те организации, которые сотрудничают с областной администрацией, органами местного самоуправления через специализированные общественные советы: по социальным проблемам, по вопросам культуры, образования и науки, молодежной политике, по делам детей и женщин, вопросам экономических реформ и собственности и т. д. Среди партнеров областной администрации, администрации г. Тамбова - объединения предпринимателей, этнические, ветеранские, молодежные, культурно-просветительские, творческие и информационные организации, благотворительные фонды и др.

Становление организационных структур и потенциала общественных организаций позволило им перейти к различным формам и методам взаимодействия с региональными властными структурами, среди которых необходимо особо отметить сотрудничество на договорной основе. Наблюдается не только количественный рост совместных проектов и программ за последние пять лет, но и происходят качественные изменения в отношении органов исполнительной власти к партнерству с общественными объединениями. В частности, все более отчетливым становится адресное взаимодействие региональных органов власти с самыми разными слоями и структурами современного тамбовского общества. При главе областной администрации, его заместителях, главе администрации г. Тамбова действуют более 20 общественногосударственных структур (советов, коллегий, комиссий), через которые осуществляется взаимодействие со значительной частью добровольных организаций.

Авторы статьи в 2007-2008 гг. провели несколько эмпирических исследований, раскрывающих наиболее значимые аспекты деятельности региональных общественных организаций, их взаимодействия между собой, с властью и бизнесом.

В первом исследовании была поставлена цель изучить повседневную деятельность тамбовских обществ, их проблемы и задачи, которые они ставят перед собой. Методом сбора информации стало фокусированное групповое интервью (фокус-группа) с участием 14 представителей тамбовской общественности (семь руководителей и семь рядовых членов добровольных ассоциаций).1

На основе анализа полученных данных можно выделить следующие проблемы общественных организаций:

- экономические проблемы (трудности с арендой помещения для проведения собраний и заседаний членов добровольных ассоциаций, недостаточный объем финансовых средств);

- юридические проблемы, связанные с регистрацией и перерегистрацией добровольных обществ, с низким правосознанием членов общественных организаций;

- кадровые проблемы (недостаточное количество активистов, добровольных помощников организации);

- недостаточное информационное обеспечение деятельности гражданских ассоциаций;

- проблемы организационного характера (организация различного рода мероприятий, встреч, собраний, планирование деятельности организации);

- недоверие со стороны общества, власти и бизнеса.

Практически все участники обсуждения основной признали финансовую проблему. Именно недостаток денежных средств чаще всего становится препятствием для эффективной деятельности добровольной организации. Собственных ресурсов участников общественного объединения явно не хватает для нормальной работы, следовательно, финансовую поддержку нужно искать либо у представителей коммерческих структур, либо у власти.

Проблемы юридического характера, по мнению большинства, имеют временный характер и связаны с недостаточным правовым образованием граждан. При этом участника-

1 Фокус-группа была проведена нами в конце сентября 2007 г. Дискуссия длилась около трех часов. В помещении, где проходила фокус-группа, велась видеосъемка. Обработка результатов исследования была в целом завершена в конце октября 2007 г.

ми обсуждения, прежде всего руководителями организаций, были приведены примеры, свидетельствующие о трудностях, возникающих при регистрации общественных объединений, а также при подготовке регулярных отчетов об их деятельности для представления в региональное управление Федеральной службы регистрации.

Участники дискуссии признали особую остроту кадровой проблемы. Они отметили, что добровольным обществам не хватает активистов и помощников. Во многом это связано с отсутствием материального вознаграждения. Но ведь сам смысл работы общественных организаций не предполагает получение материальных выгод. Цели их деятельности лежат в иной плоскости, и главным для членов добровольной ассоциации является удовлетворение не материальных, а моральных нужд, потребностей высшего порядка.

На вопрос о том, как привлечь активистов, как заинтересовать граждан участием в общественной организации, были получены различные ответы. Большинство согласилось с тем, что необходимо широко освещать деятельность добровольных объединений различного профиля в средствах массовой информации, заручившись при этом поддержкой местных властей.

Часть участников высказала иное мнение, свидетельствующее о более глубоком понимании проблемы. Они не отрицали важность информационной поддержки и помощи властей, но отсутствие этих составляющих не является, по их мнению, главной причиной низкой гражданской активности. Они полагают, что основным фактором, определяющим участие или неучастие граждан в добровольных организациях, является уровень социальной культуры общества.

Как было отмечено участниками групповой дискуссии, ситуация с информационным обеспечением деятельности добровольных объединений в последние годы значительно улучшилась. В первую очередь, это связано с развитием региональных средств массовой информации, с появлением новых телевизионных каналов, радиостанций, периодических изданий, занимающихся освещением не только политической и экономической жизни региона, но и уделяющих внимание проблемам «третьего» сектора.

Освещение деятельности общественного объединения представляет собой лишь одну сторону информационного аспекта работы добровольных ассоциаций. Другой стороной этого аспекта является получение информации о внешней среде организации. Руководители объединений сообщили нам о следующих способах получения данных о потребностях и нуждах граждан региона: анкетирование; создание картотеки или базы данных обращений граждан; данные статистики, предоставляемые государственными учреждениями; данные средств массовой информации.

При обсуждении проблемы организации деятельности добровольного объединения участники дискуссии разошлись во мнениях. Рядовые члены общественных объединений утверждали, что организация работы гражданских ассоциаций находится на крайне низком уровне. Причиной этого во многом является неэффективное управление объединением. Руководители добровольных организаций, напротив, говорили, что ведению эффективной управленческой деятельности мешают сами члены общественных организаций, не подчиняясь решению совета общественного объединения и не проявляя должного энтузиазма при осуществлении своих функций.

Одной из наиболее существенных проблем общественных организаций было признано недоверие к ним со стороны общества, власти и бизнеса. По общему мнению, это недоверие является следствием создания недобропорядочными гражданами общественных объединений в качестве ширм для занятия криминальным бизнесом, уклонения от налогов и использования спонсорских средств не по назначению (т. е. фактически их расхищение). В последнее время большинство таких «липовых» организаций было закрыто, и доверие медленно начало восстанавливаться.

Таким образом, основными проблемами тамбовских добровольных обществ являются следующие: недостаток денежных средств, низкий уровень гражданской активности населения, слабая организация деятельности объединения, а также недоверие со стороны общества, власти и бизнеса. Было высказано мнение, что решение этих проблем возможно только при системном подходе к ним. Так,

например, устранив недоверие к общественным организациям, можно тем самым повысить уровень общественной самодеятельности, что, в свою очередь, может привлечь больший поток финансовых средств, разумно распорядившись которыми можно значительно улучшить организацию деятельности и повысить эффективность работы общественного объединения.

Эмпирические исследования свидетельствуют, что информированность граждан о деятельности региональных общественных организаций невысока. Весной 2000 г. фонд «Общественное мнение» провел массовый анкетный опрос среди молодежи, посвященный проблемам становления гражданского общества в современной России. В частности, предполагалось выяснить, насколько молодежи известно понятие «третий сектор», который предполагает самодеятельность общественных организаций, направленную на решение социальных, экономических и культурных задач помимо государства. Об организациях, призванных стать формой самоорганизации общества в целях разделения с властью ответственности за судьбы своей страны в целом и регионов в частности, опрошенные в Центральном Федеральном округе, в том числе и в Тамбовской области, продемонстрировали невысокую осведомленность: около 30 % молодых людей услышали о таких организациях впервые, а более 50 % респондентов ничего не знали о работе негосударственных организаций в своем регионе. Примерно 35 % опрошенных убеждены, что для них польза от общественных организаций не слишком велика, 20 % считает, что ее нет совсем, и примерно столько же -что она небольшая.

Авторам статьи показалось интересным выяснить, изменилась ли информированность молодежи об общественных организациях спустя семь лет, а также ее оценки их деятельности. С этой целью в ноябре 2007 -январе 2008 гг. было проведено социологическое исследование «Роль общественных организаций в жизни нашей области». В ходе исследования было опрошено 483 студента второго - пятого курса Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Тамбовского государственного технического университета, Тамбовского филиала Московского университета МВД России. Опрос про-

водился среди обучающихся академии гуманитарного и социального образования, институтов математики, физики и информатики, права и психологии (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина); гуманитарного и конструкторско-технологического факультетов (Тамбовский государственный технический университет); юридического факультета (Тамбовский филиал Московского университета МВД России).

Участникам исследования было предложено ответить на вопросы разработанной авторами анкеты. Было роздано 520 анкет. 483 были возвращены, из которых все оказались действительными (респонденты ответили более чем на треть вопросов анкеты). В опросе участвовали 215 мужчин и 268 женщин.

Проанализируем ответы респондентов на основные блоки анкеты, посвященные общественным организациям и их роли в жизни нашей области.

На вопрос «Что для Вас означает словосочетание «общественная организация?» был получен весьма широкий спектр ответов, содержащих в себе различные аспекты деятельности негосударственных организаций. 18,9 % опрошенных полагают, что общественные организации - это объединения людей для достижения общих целей; 15,8 % считают общественными организациями объединения людей по интересам; для 11,4 % респондентов общественные организации -это объединения, участвующие в решении актуальных общественных проблем, а для 6,1 % - это организации, помогающие людям;

1,7 % опрошенных отождествляют общественные организации с объединениями, созданными для защиты прав и свобод граждан.

Помимо вышеназванных ответов были получены и такие, где общественные организации ассоциировались у респондентов с клубом единомышленников, способом проведения свободного времени, общественным движением, общественным контролем за властью, совместной инициативной деятельностью, политическими партиями, профсоюзами и т. д.

Большинство респондентов (88,9 %) уверено, что общественные организации необходимы в современной России. Более половины опрошенных (57,6 %) считают, что обилие общественных организаций свидетельствует о высоком уровне культурного

развития региона. При ответе на вопрос о зависимости между мощью государства и количеством общественных объединений более 70 % признавших существование такой зависимости полагают, что в сильном государстве общественных организаций больше, чем в слабом. На вопрос же о том, должна ли власть способствовать развитию общественных организаций в горячих точках, почти три четверти студентов (73,8 %) высказали мнение о необходимости такого содействия. Приведенные цифры, несомненно, свидетельствуют о положительном отношении респондентов к общественным организациям и о признании их существенной роли в жизни и развитии страны.

Для того чтобы выяснить, на каком уровне (уровне страны, региона, города или отдельной семьи) общественные организации функционируют с наивысшей пользой, студентам был задан соответствующий вопрос. Оказалось, по мнению опрошенных, что чем выше уровень деятельности общественных организаций, тем больше их эффективность. Обратная ситуация наблюдается, когда респондент дает отрицательную оценку роли общественных объединений в жизни страны, области, города и семьи. Здесь, чем выше уровень воздействия, тем больший вред наносят, как считают студенты, общественные организации на складывающуюся социальную и духовно-нравственную обстановку. Процент сомневающихся в позитивной или негативной роли общественных организаций также возрастает с увеличением охвата деятельности и уровня их функционирования.

Таким образом, основная масса студентов считает, что общественные организации более эффективны на макроуровне, чем на уровне отдельной семьи. Возможно, это объясняется тем, что респонденты не ощущают позитивного воздействия общественных объединений на свои семьи и другие малые группы, с которыми они находятся в непосредственном общении. А когда речь идет об области или стране, опрошенные опираются не на личный опыт, а на средства массовой информации, которые довольно часто повествуют о продуктивной работе различных гражданских ассоциаций регионального или всероссийского значения.

Происходят ли изменения значимости общественных организаций по мере социокультурного и интеллектуального развития общества? При ответе на этот вопрос единодушия проявлено не было. 43,1 % опрошенных полагают, что значимость общественных организаций растет, 35,7 % - остается на прежнем уровне, 12,1 % - понижается и 8,8 % затрудняются с ответом.

Можно предположить, что причина такого разброса мнений заключается в крайне низкой осведомленности граждан о работе добровольных обществ. Лишь немногим более 25 % опрошенных имеют хоть какое-то представление о деятельности общественных организаций. Об этих объединениях большинство респондентов (69,9 % ответивших на данный вопрос) узнало из различных средств массовой информации. Чаще всего студенты упоминали такие организации, как «Green Peace», «Идущие вместе» и «Комитет солдатских матерей». О региональных общественных объединениях они практически никакого представления не имеют. Основная масса ответов на данный вопрос содержала не названия конкретных организаций, а сферу их деятельности. Так, были упомянуты культурные, спортивные, научные, детские, молодежные, правозащитные, благотворительные, технические общественные организации и профсоюзы. Неспособность опрошенных привести название общественной организации, возможно, свидетельствует об их недостаточной информированности о деятельности этих объединений.

Причем эта низкая осведомленность является не только и не столько следствием апатии студентов, отсутствием интереса к деятельности общественных объединений, сколько пассивностью самих организаций. Более половины опрошенных (51,5 %) считают себя социально активными гражданами, а почти три четверти студентов (71,4 %) готовы войти в общественную организацию, если направление ее деятельности вызовет у них интерес. При этом 33 % респондентов демонстрируют особо сильное желание присоединиться к привлекшей их организации. Вызывает интерес и тот факт, что 65,8 % тех, кто считает себя социально пассивными людьми, готовы стать членами заинтересовавшей их общественной организации.

Однако стремление большинства студентов войти в заинтересовавшую их общественную организацию не находит своего практического воплощения. Членами добровольных объединений среди опрошенных являются (или являлись) всего 6,4 % учащихся, а более 90 % респондентов никогда не входили ни в одну общественную организацию.

Местная власть, по мнению респондентов, не старается поддержать формирующийся «третий сектор». 44,8 % студентов думают, что власти работают с общественными объединениями для отчетности, 20,5 % высказывает мнение о безразличном отношении администрации к добровольным обществам, а 8,1 % участников опроса и вовсе считают, что региональные органы управления стремятся ограничить активность общественных организаций. Таким образом, студенты убеждены в том, что отношение тамбовский властей к общественным организациям если не отрицательное, то, по крайней мере, безразличное.

На вопрос о чертах, которыми должна обладать общественная организация (можно было выбрать любое количество ответов), более трех четвертей студентов (77,4 %) ответили, что она должна состоять из людей, преследующих общие интересы. Почти половина опрошенных (46,5 %) заявила, что такой чертой является постоянная деятельность организации, осуществляемая без длительных перерывов. Чуть больше трети респондентов считает, что общественная организация должна удовлетворять интересы своих членов (37,7 %) и иметь постоянно действующий руководящий орган (37,4 %). Еще 34 % студентов полагают, что признаком общественной организации является ее некоммерческая направленность, а 18,2 % высказали мнение о необходимости фиксированного членства в объединении.

Мнение студентов в данном случае совпадает с точкой зрения многих обществоведов, занимающихся изучением добровольных ассоциаций. Наличие общих интересов и целей действительно является основной чертой общественной организации. Работа без длительных перерывов, удовлетворение интересов своих членов и постоянно действующий руководящий орган - все это черты, без которых невозможно существование

нормального общественного объединения. Следовательно, студенты имеют достаточно адекватное представление о характеристиках, которыми должна обладать общественная организация.

В одном из вопросов анкеты респондентам было предложено выразить свое отношение к следующим суждениям, отражающим их отношение к общественным организациям.

1. Общественные организации существуют лишь формально.

2. Руководители общественных организаций относятся к простым людям равнодушно.

3. Чем больше общественных организаций, тем выше социальная защищенность людей.

4. Я мог бы войти в общественную организацию, если направление ее деятельности понравилось бы мне.

5. Большинство общественных организаций сейчас - это ширма для финансовых махинаций.

6. Льготы общественным организациям надо отменить.

7. В будущем все люди будут членами общественных организаций.

8. Общественные организации должны заниматься коммерческой деятельностью для лучшего выполнения своих функций.

9. Состоятельным и влиятельным людям следует оказывать помощь общественным организациям.

10. Жизнь простого человека сейчас не зависит ни от партий, ни от общественных организаций.

11. Современная молодежь не создала самостоятельно ни одной общественной организации.

12. Я не доверяю лидерам общественных организаций. Они, как правило, корыстные и черствые люди.

13. Ни одна общественная организация не занимается благотворительностью искренне.

Свое мнение опрашиваемые располагали на шкале от -3 (совершенно не согласен) до +3 (абсолютно согласен).

Выявление отношения студентов к каждому конкретному суждению из вышеназванного списка не способно приблизить нас к комплексному пониманию их позиции. В данном случае разумно было применить

процедуру факторного анализа, посредством которой большое число переменных, относящихся к имеющимся наблюдениям, сводится к меньшему количеству независимых влияющих величин, называемых факторами. При этом в один фактор объединяются переменные, сильно коррелирующие между собой. Целью проведенного факторного анализа явилось нахождение таких комплексных факторов, которые как можно более полно объясняют наблюдаемые связи между переменными, имеющимися в наличии.

В результате произведенных расчетов было выделено три фактора. К первому фактору относятся следующие суждения.

Общественные организации существуют лишь формально.

Руководители общественных организаций относятся к простым людям равнодушно.

Большинство общественных организаций сейчас - это ширма для финансовых махинаций.

Жизнь простого человека сейчас не зависит ни от партий, ни от общественных организаций.

Современная молодежь не создала самостоятельно ни одной общественной организации.

Я не доверяю лидерам общественных организаций. Они, как правило, корыстные и черствые люди.

Ни одна общественная организация не занимается благотворительностью искренне.

Ко второму фактору были отнесены следующие суждения.

Чем больше общественных организаций, тем выше социальная защищенность людей.

Я мог бы войти в общественную организацию, если направление ее деятельности понравилось бы мне.

Общественные организации должны заниматься коммерческой деятельностью для лучшего выполнения своих функций.

Состоятельным и влиятельным людям следует оказывать помощь общественным организациям.

И, наконец, к третьему фактору принадлежат следующие суждения.

Я мог бы войти в общественную организацию, если направление ее деятельности понравилось бы мне.

В будущем все люди будут членами общественных организаций.

Из-за равных по величине факторных нагрузок как для второго, так и для третьего факторов, положение «Я мог бы войти в общественную организацию, если направление ее деятельности понравилось бы мне» включено в оба фактора.

Первый фактор собрал все суждения, выражающие негативное отношение к общественным организациям. Преобладающее число респондентов не согласно с этими суждениями. Исключение составляют лишь суждения «Большинство общественных организаций сейчас - это ширма для финансовых махинаций» и «Современная молодежь не создала самостоятельно ни одной общественной организации». С этими суждениями основная масса студентов согласилась.

Во второй фактор вошли те положения, которые указывают на доброжелательное отношение к общественным организациям. Практически со всеми суждениями этой группы студенты согласились. Исключением стало суждение «Общественные организации должны заниматься коммерческой деятельностью для лучшего выполнения своих функций».

К третьему фактору относятся суждения, которые отражают перспективы общественных организаций. Перспективы эти, по мнению респондентов, противоречивые. Несмотря на то, что большинство студентов выразило желание войти в понравившуюся им общественную организацию, они не согласились с суждением о том, что в будущем все люди будут членами общественных организаций.

Таким образом, на основе данных проведенного факторного анализа, можно сказать, что большинство студентов позитивно относится к общественным организациям, верит в их возможности, но, тем не менее, не идеализирует их, обращая внимание на те или иные отрицательные характеристики современных общественных объединений.

Далее в одном из вопросов мы поинтересовались, какие общественные организации наиболее необходимы в нашем городе. Респонденты могли назвать не более трех вариантов ответа. Таблица 1 отражает распределение мнений опрошенных.

Таблица 1 Общественные организации, наиболее необходимые в нашем городе по мнению респондентов

№ Вид организации %

1 Молодежные 47,5

2 Спортивные 44,4

3 Правозащитные 27,9

4 Культурно-просветительские 25,9

5 Медицинские 23,6

6 Научные 19,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Экологические 19,2

8 Образовательные 19,2

9 Благотворительные 17,5

10 Детские 11,8

11 Оборонные 7,7

12 Патриотические 6,7

13 Профсоюзы 5,4

14 Религиозные 3,4

15 Краеведческие 2,7

16 Технические 2,4

17 Организации ветеранов и инвалидов 2,4

18 Организации национальных меньшинств (этнические) 1,0

19 Другие 0,7

Нужно заметить, что ответы студентов на данный вопрос практически не зависели ни от пола, ни от факультета, на котором они обучаются. Такая зависимость проявилась лишь у студентов института права ТГУ и курсантов Тамбовского филиала Московского университета МВД. Первые в категорию наиболее необходимых включили правозащитные общественные объединения (45 % студентов), а вторые считают спортивные общества наиболее востребованными (76,4 % курсантов). Эти отклонения от общего мнения связаны со спецификой будущей работы учащихся.

Подводя итог нашему исследованию, отметим, что в целом отношение тамбовских студентов к общественным организациям и их роли в жизни нашей области носит позитивный характер. Респонденты адекватно представляют себе, что такое общественная организация, какими чертами она должна обладать, и отмечают необходимость общественных объединений в современной России. Кроме того, большинство опрошенных убеждено, что обилие общественных организаций является важным индикатором высокого культурного уровня развития региона и благополучия государства. Основная масса студентов полагает, что общественные орга-

низации функционируют более эффективно на макроуровне, чем на уровне малой группы. Наиболее необходимыми общественными объединениями в Тамбове, по мнению большинства респондентов, являются молодежные и спортивные организации.

Несмотря на позитивное отношение к общественным организациям, студенты плохо информированы о работе тамбовских добровольных объединений, хотя большинство из них считает себя социально активными и выражает желание войти в понравившуюся общественную организацию. Почти половина участников опроса скептически относится к взаимодействию местных властей и общественных объединений.

Анализируя общие результаты исследования, авторы приходят к выводу, что в последнее пятилетие общественные организации стали играть более важную роль в вопросах политической социализации молодежи, «идя вслед» за институтом семьи и системой образования. Добровольные объединения стремятся закрепить взаимосвязь человека с доминирующими в обществе фундаментальными ценностями системы, способствуют снижению социальной напряженности в социуме, превращаясь тем самым в конструктивную силу, сохраняющую и укрепляющую социальную систему.

Проведенные в 2005-2006 гг. эмпирические исследования информированности граждан 50-70-х гг. рождения, проживающих в г. Тамбове, о целях деятельности и видах общественных объединений (социологический центр университета им. Г.Р. Державина) свидетельствуют, что их представления об этой деятельности достаточно поверхностны, а потому говорить о каком-то устойчивом отношении к деятельности некоммерческих организаций будет некорректно, ибо эта деятельность для почти 60 % жителей областного центра незаметна и неважна. Каждый третий горожанин полагает, что общественные организации создаются для решения сугубо правозащитных задач. А восприятие добровольных обществ как организаций, способных осуществлять независимый контроль за деятельностью региональных властных структур и бизнеса, в представлении более половины горожан вызывает негативные оценки. Около 40 % опрошенных тамбовчан в возрасте от 30 до 50 лет считают, что об-

щественные организации могли бы проявить себя лишь в таких видах деятельности, как охрана материнства и детства, благотворительная помощь социально-уязвимым слоям населения, охрана здоровья.

Приведенные выше результаты исследований позволили сделать общий вывод о том, что отношение граждан к деятельности общественных организаций, действующих в настоящее время на территории Тамбовской области, можно рассматривать как несфор-мировавшееся.

Вместе с тем результаты исследований дают основания надеяться, что потенциал формирования и укрепления регионального гражданского общества достаточно велик, о чем свидетельствуют выявленные проявления бытовой солидарности и самоорганизации жителей Тамбовской области, которые могут при благоприятных условиях эволюционировать в направлении более развитых форм добровольческой деятельности. Около 40 % опрошенных студентов тамбовских вузов и более половины опрошенных граждан 50-70-х гг. рождения утвердительно ответили на вопрос о том, приходилось ли им в последнее время оказывать поддержку (материальную и моральную) окружающим, совершать поступки на благо других людей, заниматься благотворительностью.

По мнению экспертов, привлеченных для формирования общей оценки по рассматриваемой проблеме, практика работы общественных организаций показывает, что среди приоритетных направлений их социальной политики следует особо выделить следующие:

- предотвращение массовой бедности и ослабление процесса имущественного расслоения населения области;

- противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации в регионе;

- развитие системы здравоохранения;

- оптимизация процесса межнациональных отношений, регулирование миграционных процессов;

- обеспечение процесса совершенствования системы образования в области;

- сохранение и развитие культурного наследия региона;

- обеспечение охраны окружающей среды и др.

Независимые эксперты пришли к следующим выводам:

- основная проблема во взаимодействии региональных властных структур, органов местного самоуправления и общественных объединений состоит не столько в разграничении их компетенций, сколько в признании способности третьего сектора выступать руководителем и автономным исполнителем социальных проектов;

- формальным подтверждением повышения официального статуса общественных объединений в региональной социальной политике является закрепление их участия в целевых программах, экспертных и консультативных советах и др. При этом административный и политический ресурсы становятся одними из самых значимых для многих добровольных организаций г. Тамбова и области;

- уровень социального капитала в Тамбовской области сегодня остается недостаточным для выполнения общественными организациями таких основных функций гражданского участия в решении социальных проблем, как обеспечение независимого контроля и адекватной обратной связи;

- негативное отношение к экологическим, благотворительным, культурно-досуговым и другим общественным организациям, наблюдаемое у части населения области, является следствием отсутствия разработанных механизмов и прецедентов эффективности их деятельности;

- большинство добровольных организаций Тамбовской области становится участником экономически обеспеченных программ. В финансово необеспеченных программах их статус не определен, либо они вообще не включаются в региональные социальные программы;

- общественные организации, как прави-

ло, остаются пассивными по отношению к действиям (или бездействию) региональных властных структур в социальной сфере. Активные формы выражения гражданской позиции используются крайне редко. В последнее время они проявляются либо в виде обращений в областную общественную палату, либо в ходе проведения последней массовых мероприятий (общественные слушания,

круглые столы).

На уровне региона необходим глубокий анализ социальной роли таких негосударственных организаций, как товарищества собственников жилья, территориальные общественные самоуправления (ТОС), кондоминиумы, и тех рисков, которые возникают в связи с бюрократизацией, коррупцией, отчуждением, административным вмешательством, борьбой групп интересов и недостаточной разработанностью правовых оснований местного самоуправления. Позитивную роль здесь могут сыграть общественные советы, созданные весной - летом 2007 г. при органах местного самоуправления Тамбовской области.

Таким образом, роль и место общественных организаций в социально-экономическом и культурном пространстве региона неоднозначны. Тамбовский третий сектор в настоящее время находится в переходном состоянии, когда организации, удовлетворяющие материальные и духовные потребности людей, определяют и занимают свою «нишу» в структуре общественной самодеятельности. Жители области недостаточно информированы о целях и задачах региональных добровольных обществ, полагая, что эффективная работа общественных объединений возможна только на макроуровне, а не на уровне отдельных региональных социально-профессиональных и демографических групп. В то же время многие группы, прежде всего студенческая молодежь, считая себя социально активными людьми, выражают желание принимать участие в работе добровольных обществ.

Данный вывод обусловливает необходимость осуществления ряда практических мер, направленных на совершенствование деятельности тамбовских общественных организаций различного профиля: во-первых, разработку рабочих моделей и создание эффективно работающей инфраструктуры третьего сектора; во-вторых, обеспечение организационно-методической поддержки его действий со стороны властей; в-третьих, отработку реальных механизмов взаимодействия общественных организаций с коммерческими структурами и органами власти; в-четвертых, проведение исследований и мониторинга в регионе по проблемам деятельности добровольных объединений; в-пятых, проведение силами органов управления и общественных

организаций отбора целевых групп населения, которые могут и хотят участвовать в программах, реализуемых на основе социального заказа, конкурса проектов (грантов), системы контрактов и т. д.

По мнению независимых экспертов, которое совпадает с мнением большинства опрошенных групп населения области, существенным стимулом развития общественных организаций может стать оказание им финансовой поддержки со стороны власти и бизнеса. К сожалению, нынешние масштабы включенности общественных организаций региона в различные финансовые потоки невелики. Региональные властные структуры и органы местного самоуправления выделяют весьма скудные средства крайне незначительному количеству общественных организаций, функционирующих на территории области. Организации, имеющие бюджетное финансирование, чаще всего работают с молодежью, занимаются организацией досуга и массовых мероприятий. А средства бизнеса, как правило, предоставляются лишь на те сферы деятельности некоммерческих объединений, которые могут дать неплохую рекламу в средствах массовой информации.

Рассматривая механизмы и формы взаимодействия общественности с государственными региональными структурами и органами местного самоуправления, эксперты единодушны в том, что позиция общественных объединений по отношению к власти отчетливо проявляется, во-первых, в том, насколько целенаправленно и эффективно они защищают интересы граждан перед органами власти, и, во-вторых, в том, насколько результативной является совместная деятельность общественных организаций и власти в разработке и реализации социально значимых для региона и его отдельных территорий программ.

По оценкам экспертов, в Тамбовской области наиболее интенсивное взаимодействие органов власти и общественных организаций происходит на уровне местного самоуправления при решении вопросов, имеющих непосредственное отношение к экономическому, социальному и культурному развитию данной территории. При этом основными формами взаимодействия могут стать созданные весной - летом 2007 г. общественные советы при органах местного самоуправле-

ния (ныне функционирует в области 28 таких советов).

К эффективным экономическим формам взаимодействия эксперты относят в первую очередь совместную реализацию социальных программ, формирование и размещение социального заказа, субсидии (гранты), имущественную поддержку некоммерческих организаций. Причем развитость форм взаимодействия общественности и органов местного самоуправления зависит от уровня институционализации некоммерческого сектора, напрямую связанного с уровнем урбанизации муниципального образования: в городских округах интенсивность взаимодействия существенно выше, чем в сельских районах. Например, общественный совет, созданный при администрации областного центра, активно приступил к решению важнейших вопросов развития г. Тамбова с учетом общественного мнения горожан и при поддержке общественности, вырабатывая конкретные рекомендации по решению социокультурных проблем, участию горожан и местных общественных объединений в значимых социально-экономических проектах, информируя общественные структуры и отделения политических партий о социально-политической обстановке в городе. Посредством работы в совете активные горожане, объединенные в местные некоммерческие организации, привлекаются к непосредственному ответственному участию на всех этапах управленческой и организационной работы администрации областного центра.

Говоря о современном состоянии гражданского общества в Тамбовской области, следует обратить внимание на появившийся в последнее время и значительно активизировавшийся в 2005-2007 гг. новый тип общественной активности - нерегистрирующиеся неформальные объединения людей, самоорганизация которых обусловлена конкретными социальными и культурными проблемами. Не имея своих офисов, штатного персонала, регулярных источников финансирования, эти неформальные сообщества объединяют активных членов общества различной профессиональной принадлежности (школьные учителя, работники культуры, вузовские преподаватели, инженеры, рабочие и т. д.), которые через средства массовой информации, организацию и проведение различных

социальных акций, письменные обращения доводят до сведения региональной власти, органов местного самоуправления информацию о проблемах в таких сферах, как сохранение культурного наследия, исторического лица города, по крайней мере его центральной части, экология, защита прав социальнообездоленных слоев населения и др.

Резюмируя сказанное, отметим, что ввиду уникальной позиции общественных организаций вне государственного и коммерческого секторов, их небольших размеров, связи с различными группами населения, гибкости и способности направлять частную инициативу на общественно-полезные цели, они представляют собой стратегически важных партнеров в поиске «срединного пути» между упованиями единственно на рынок либо единственно на государство. В связи с этим третий сектор является не только институтом, служащим удовлетворению насущных потребностей людей, но и растущей экономической силой, которая оказывает мощное влияние на все сферы общественной жизни. Вторгаясь в такие области, как образование, наука, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, охрана окружающей среды и др., общественные организации существенно дополняют, а иногда и заменяют действия региональных властных структур. Последние предпринимают активные попытки установления диалога и сотрудничества с общественными организациями, подчеркивая необходимость оказания действенной поддержки их социально значимых конструктивных инициатив. О формах реализации и перспективах такого сотрудничества речь пойдет во второй статье.

(Продолжение следует.)

Поступила в редакцию 16.06.2008 г.

Okatov V.N., Okatov A.V. Civil self-organization of regional society: peculiarities of forming, forms of realization, perspectives. The authors of the article consider the influence of the institutes of civil society on taking decisions in different spheres of economic, social and cultural activity. The general level of civil activeness in Tambov region is shown, non-commercial sector is characterized, forming mechanisms of civil initiatives support from power structures and business are analyzed.

Key words: civil society, regional society selforganization, social organizations, interaction of regional power and non-commercial sector, potential of regional civil society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.