Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций в рамках социального партнерства'

Особенности взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций в рамках социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2157
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / ОБЩЕСТВО / БИЗНЕС / SOCIAL PARTNERSHIP / PUBLIC CHAMBER / SOCIETY / BUSINESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чистякова Светлана Анатольевна

Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества по решению социальных проблем, базируясь на ключевых принципах социального партнерства. Социальное партнерство сегодня это уже не столько трехсторонние отношения по схеме: государство профсоюзы бизнес, это общественные организации (либо структуры, объединяющие их) во взаимодействии между государством и обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций в рамках социального партнерства»

32. Муриков Г., Никитин В. В разных колоннах -к единой цели! (диспут С. Кургиняна и

А. Проханова с точки зрения русского националиста) // Голос России. 1993. № 5 (10). С. 2.

33. Слово к народу // Советская Россия. 1991. 23 июля. С. 1.

34. Тарасов Б. «Отчизна» зовет // Советская Россия. 1991. 10 июля. С. 1.

35. Россия: партии, ассоциации, союзы, клубы. Документы и материалы. М., 1992. Кн. 5. С. 72.

36. Краснов В.Н. Система многопартийности в современной России (очерки истории). М., 1995. С. 98-99.

Поступила в редакцию 6.11.2009 г.

Fomenkov A. A. Formation of the great-power nationalist organizations in USSR. The article is devoted to a quite actual subject related with political processes in the USSR during perestroika. The peculiarities of harmonization of right-wings (Russian nationalists and monarchists, etc.) with the most conservative part of CPSU are analyzed. Main structures of great-power nationalist orientation are highlighted.

Key words: perestroika in the USSR; great-power nationalists; delegates’ club “Russia”; coordination council of national and patriotic powers in Russia; “Motherland”.

УДК 323

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

© С.А. Чистякова

Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества по решению социальных проблем, базируясь на ключевых принципах социального партнерства. Социальное партнерство сегодня - это уже не столько трехсторонние отношения по схеме: государство - профсоюзы - бизнес, это общественные организации (либо структуры, объединяющие их) во взаимодействии между государством и обществом.

Ключевые слова: социальное партнерство; Общественная палата; общество; бизнес.

Проблемы становления гражданского общества в России, роль и влияние его институтов на проводимую государством социально-экономическую политику, создание конкретных механизмов взаимодействия граждан и их объединений, общественных организаций, политических партий со всеми ветвями власти стали в последнее время предметом жарких дискуссий.

Государственную и политическую элиту страны обратить свое внимание на необходимость создания благоприятных условий для развития зарождающихся институтов гражданского общества заставило выступление Президента Российской Федерации

В.В. Путина на Первом гражданском форуме, состоявшемся в ноябре 2001 г. в Кремлевском дворце съездов. Тогда же и представители более 300 тыс. зарегистрированных общественных и некоммерческих организаций из всех регионов страны впервые почувствовали, что власть действительно готова пойти на серьезный диалог и взаимодействие с гражданскими институтами, заинтересована

видеть в них равноправных и дееспособных партнеров.

В этих условиях чрезвычайно актуальным является усиление взаимодействия органов государственной власти с инструментами гражданского общества по решению социальных проблем. Такое взаимодействие должно базироваться на ключевых принципах социального партнерства.

Социальное партнерство - идеал конструктивного взаимодействия между НКО и органами государственного управления. Оно помогает трансформировать новые требования в ресурсы, необходимые для развития. Главные ресурсы развития гражданского общества - его различные самодеятельные и саморазвивающиеся структуры. «Власть, отказывающаяся от партнерства с новыми общественными структурами, устанавливающая монополию на все решения и устраняющая все то оппозиционное, что обнажает общественные проблемы, становится бессильной. Ибо простейшие проблемы обыденной жизни становятся для нее неразрешимыми»

[1], - еще в 1996 г. высказывал свое мнение профессор Г.Ю. Семигин.

Однако нельзя утверждать, что особенно широкое применение термин «социальное партнерство» получил в конце XX - начале XXI вв. На важность такого подхода к решению острых социальных проблем указывали многие ученые и политические мыслители еще во второй половине XIX в. Так, Чарльз Дарвин, Карл Кесслер, Петр Кропоткин связывали развитие общества не столько с борьбой, сколько со взаимопомощью. По их мнению, человек и человечество смогли выжить и развиваться благодаря взаимопониманию, согласию и взаимной поддержке, а не потому, что «зубами и когтями» вырывали последний кусок у своего ближнего. «Закон взаимной помощи имеет гораздо большее значение, чем закон взаимной борьбы», -писал Кропоткин в своей работе «Хлеб и воля. Современная наука и анархия» [2]. Иными словами, социальная солидарность и лежит в основе социального партнерства.

В течение долгого времени социальное партнерство рассматривали как систему институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей [3]. Безусловно, сохранение «социального консенсуса» и разрешение конфликтных ситуаций путем согласований и соглашений является необходимой предпосылкой социального партнерства. Такая концепция ориентирует деятельность трудящихся и представляющих их профсоюзов на необходимость установления соглашения между трудом и капиталом.

Развитие социального партнерства в такой форме - важная составная часть процесса усиления социальной направленности рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В т. н. «трипартистском» ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных

гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Взаимодействие социальных партнеров осуществляется в различных формах. Во-первых, путем совместного участия сторон в законотворческой деятельности по проблемам социально-трудовых отношений, т. е. в работе над законопроектами и нормативными актами, подготовке предложений, замечаний по их изменению, совершенствованию. Во-вторых, через консультации, переговоры субъектов социального партнерства, имеющих различные интересы при решении конкретных вопросов, с целью сближения их позиций или выработки компромиссных, взаимоприемлемых решений [1].

Как показывает опыт, социальное партнерство не ограничивается только сферой социально-трудовых отношений. В сферу трехстороннего сотрудничества входит (в разном объеме) более широкий круг экономических и социальных вопросов.

В современных условиях социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных социальных групп, применяемый в процессе разрешения возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в разных сферах общественной практики. В случае возникновения конфликта действующий механизм социального партнерства позволяет достичь согласия и взаимопонимания между конфликтующими сторонами без насилия и подавления одной из них. В связи с этим появились и другие определения термина «социальное партнерство», отражающие все многообразие данного понятия.

По мнению того же Семигина: «Социальное партнерство - это такая система отношений различных социальных субъектов, которая ориентирована на первоочередное достижение общенациональных интересов, не ущемляя при этом интересы групповые и корпоративные (т. е. учитывая их)» [1].

Вот еще одно определение. Под социальным партнерством понимается «...согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов, содействие решению экономических и политических задач, укреплению демократии, формированию социально правового государства, гражданского общества» [4].

Однако сегодня все чаще социальное партнерство рассматривается как «система взаимоотношений, позволяющая наиболее полно учитывать интересы различных институтов общества (НКО и государственных структур) и целенаправленно решать важнейшие социальные проблемы на основе взаимного доверия» [3].

Таким образом, социальное партнерство -это уже не столько трехсторонние отношения по схеме: государство - профсоюзы - бизнес, это, зачастую, общественные организации (либо структуры, объединяющие их) во взаимодействии между государством и обществом.

Здесь задача развития социального партнерства состоит в том, чтобы население области, города, муниципального района повседневно ощущало, что в лице общественных организаций оно имеет активного, компетентного представителя его интересов, способного на всех уровнях отстаивать эти интересы перед властью, способного формулировать проблемы и пути их выполнения, участвовать в выработке решений и их реализации [5].

Так, одним из шагов по созданию такого компетентного органа гражданского общества стало принятие в 2005 г. Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации». Вслед за этим во многих регионах России начали активно работать региональные Общественные палаты, которые становятся важными формами объединения усилий институтов гражданского общества и их консолидированного взаимодействия с властными структурами. Тамбовская область, в свою очередь, не является исключением.

Сегодня на территории Тамбовской области зарегистрировано 250 общественных и 200 некоммерческих организаций. Представители 70 из них входят в состав Общественной палаты. Можно констатировать, что за три года активной деятельности Палаты сложилась разнообразная практика взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций в социальной сфере.

В Законе «Об Общественной палате Тамбовской области» от 23 июня 2006 г. № 61-З установлено, что Общественная палата Тамбовской области (далее - Палата)

является собранием граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций Тамбовской области, формируемым на основе добровольного участия граждан Российской Федерации, представителей общественных объединений и объединений некоммерческих организаций Тамбовской области. Палата призвана обеспечить согласование общественно-значимых интересов граждан с исполнительными органами государственной власти региона и органами местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития региона, обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Тамбовской области [6].

Палата, будучи совокупностью общественных структур и отношений, позволяет человеку реализовать его конституционные права. Гражданское общество представляет собой ту социальную среду, которая необходима для поддержки и развития инициатив граждан и тех общественных объединений, которые они создают. Об этом четко заявил на первом пленарном заседании Палаты глава администрации области О.И. Бетин, что без «партнерства и взаимодействия с организациями гражданского общества власти не решить задач модернизации региона в социально-экономической и культурной сферах» [7].

Создание Общественной палаты как раз и призвано осуществить диалог общества и власти, общение региональных властных структур с представителями некоммерческих объединений и выступить в роли «социального партнера».

Общественная палата разрабатывает и апробирует в своей деятельности конкретные механизмы взаимодействия и сотрудничества общественных организаций и гражданских объединений с различными ветвями региональной власти. Она практикует такие формы работы, как общественные слушания и круглые столы, на которых обсуждаются насущные проблемы регионального развития и принимаются адресные рекомендации по повышению эффективности общественного контроля, экспертизы нормативно-правовых актов.

В области формируются работающие механизмы гражданского контроля и проведения общественных экспертиз различных законопроектов и решений органов государственной власти и местного самоуправления. Палата не имеет права законодательной инициативы, однако она становится эффективным институтом, который доводит экспертизы законопроектов на предмет их адаптиро-ванности к реалиям местной жизни и их возможных социальных последствий.

Для того чтобы Палата могла иметь объективное мнение и принимать действенные решения в рамках социального партнерства, необходимы действенные рычаги влияния. Первый рычаг - это обладание информацией, доступной, открытой для членов Палаты: по бюджету области, по экономике, по социальным проблемам, по деятельности правоохранительных органов. Второй рычаг - это открытый диалог. Диалог с главой администрации области, депутатами Думы, главами городов и районов, чиновниками различных ведомств.

На сегодняшний день ответственные за взаимодействие с Общественной палатой Тамбовской области имеются практически во всех государственных, муниципальных и общественных структурах, что в целом содействует взаимному информированию и налаживанию эффективного социального партнерства.

Палатой был избран курс на формирование устойчивых партнерских отношений органов исполнительной власти, общественных и иных некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении социально-значимых проблем.

Базируясь на тамбовской практике, можно утверждать, что на сегодня региональная Общественная палата становится активным институтом гражданского общества, сотрудничающим со всеми органами власти, местного самоуправления, общественными и иными некоммерческими организациями, бизнес-сообществом в решении социальнозначимых проблем.

За последние годы возросло число некоммерческих организаций, имеющих опыт сотрудничества с региональными органами власти. Эксперты, представляющие организованную общественность, подчеркивают, что именно они выступают в качестве ини-

циаторов взаимодействия органов власти и некоммерческого сектора, т. е. выступают в роли социальных модераторов. В 2008 г. государственные органы значительно чаще приглашали лидеров некоммерческих организаций в качестве экспертов [8].

Одной из таких экспертных групп стала рабочая группа по социально-трудовым отношениям, создание которой позволило осуществить на базе Палаты непосредственные функции «социального партнерства», о которых упоминалось ранее.

В составе Общественной палаты второго созыва работают семь представителей профсоюзных организаций Тамбовской области -руководители областных организаций отраслевых профсоюзов, профсоюзных организаций промышленного предприятия и вуза. В октябре 2008 г. они провели две встречи, на которых обсуждался вопрос о создании рабочей группы по вопросам социальнотрудовых отношений как структурной единицы Общественной палаты. Эта группа, по их мнению, смогла бы стать «переговорной площадкой» между профсоюзами и органами власти, каналом связи с главами администраций городов и районов.

Совет Общественной палаты поддержал инициативу профсоюзных лидеров, и на первом организационном собрании Палаты второго созыва такая рабочая группа была создана. В январе 2009 г. рабочая группа по социально-трудовым отношениям разработала конкретные предложения по реализации антикризисных мер. Первоочередными задачами были определены:

- разъяснение жителям области программы предложенных мер по выходу из кризиса;

- сохранение приоритета социальной направленности проводимой в области политики (бюджет, сохранение и повышение нормативов социальной поддержки, адресность и доступность социальной защиты и др.);

- осуществление постоянного контроля за реализацией мер по увеличению минимального размера оплаты труда и введению отраслевой системы оплаты труда в областных учреждениях здравоохранения, культуры и социальной сферы;

- осуществление общественного контроля за процессом оптимизации структуры

и затрат органов государственной и муниципальной власти;

- совместно с органами исполнительной власти и прокуратурой осуществлять контроль ситуации на тех предприятиях, где происходят увольнения работников; предпринять необходимые меры по стабилизации ситуации и сохранению рабочих мест, проводить активную политику обеспечения занятости.

Осенью рабочей группой был проведен «круглый стол» на тему: «Обеспечение занятости населения и развития самозанятости на основе расширения рынка труда». Участники «круглого стола» обсудили эффективность областных мер по снижению напряженности на рынке труда, организацию работы центров занятости населения в области, вопросы трудоустройства инвалидов, наиболее важные аспекты социально-трудовых отношений граждан, занятых на общественных работах, и пришли к единому мнению, что в ближайшее время необходимо рассмотреть и наметить пути решения ряда вопросов, касающихся обеспечения занятости населения и развития самозанятости на основе расширения рынка труда. По мнению участников «круглого стола», данные рекомендации не решат всех проблем, но позволят разработать механизм по уменьшению очагов социальной напряженности.

Еще одним примером социального партнерства может служить созданная Комиссия по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляющая свою деятельность на основе Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [9]. Комиссию можно отнести к «надзорным» организациям, осуществляющим, прежде всего, функции общественного контроля. Ее основной мотив - социальное партнерство с органами власти посредством обеспечения открытости в деятельности последних.

За время своей работы члены комиссии участвовали в решении вопросов трудового, жилищно-бытового устройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения

лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в обеспечении их свободы совести и вероисповедания. Наличие такой комиссии, тесно сотрудничающей с Общественной палатой Тамбовской области, повышает роль общественных объединений в оказании помощи администрации мест принудительного содержания посредством создания рабочих мест для осужденных, в получении ими общего и профессионального образования, организации их досуга, создании психологических служб, пропаганде здорового образа жизни и законопослушного поведения и др.

При планировании посещений комиссией учреждений УФСИН России по Тамбовской области, как правило, ставились задачи проверки соблюдения условий нахождения лиц в местах принудительного содержания, личные беседы и сбор предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, а также объективный анализ фактов, изложенных в обращениях граждан.

Ни для кого не секрет, что сфера обеспечения прав человека в местах принудительного содержания тонкая и требует постоянного стремления к совершенству, а равно как безукоризненного воплощения буквы закона Российской Федерации в реальности. Разумеется, это будет достижимо только при честном партнерстве и сотрудничестве органов государственной власти и общественности.

Ярким образцом «социального партнерства» между гражданским обществом, избирательной комиссией Тамбовской области и общественностью может служить подписание Соглашения о проведении специальной акции «Новый участок», инициаторами которой, как элемента правовой поддержки и обратной связи с избирателями, выступили избирательная комиссия Тамбовской области, Общественная палата Тамбовской области, автономная некоммерческая организация «УЦ «Европейский клуб профессионалов» и Тамбовская региональная общественная организация «Центр правовых технологий «Гражданский союз».

Ее уникальность заключалась в создании для избирателей многофункционального, интерактивного, информационно-консультативного правового пространства.

Акция содержала четыре ключевых направления. Во-первых, была организована возможность обратиться непосредственно на «горячую линию» связи с избирателями в Общественную палату Тамбовской области. Во-вторых, акция предполагала открытие «кода правды» Ассоциацией некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль». В-третьих, на каждом избирательном участке совместно с волонтерами Студенческого правового бюро были организованы пункты правовой помощи. Четвертым важным направлением акции стала разработка приглашений на выборы нового образца, в котором была предусмотрена возможность для письменного изложения обращений избирателя в любую инстанцию.

Главная цель подписанного Соглашения -наладить обратную связь, а Палате стать посредником на пути общения избирателя с государством.

Все это наиболее яркие примеры социального партнерства в рамках деятельности Общественной палаты Тамбовской области. Стоит отметить, что за три года существования Палаты произошло заметное развитие и упрочнение институтов гражданского общества, усиление их активности и способности к самоорганизации. Одновременно с этим происходит совершенствование партнерских отношений Палаты, третьего сектора и органов власти, тем более что социальное партнерство, активно развиваясь, не является в настоящее время стабильным процессом, имеет характер скорее прерывистый, чем постоянный, и чрезвычайно подвержено влиянию самых разнообразных факторов.

1. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996. С. 43-147.

2. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 11.

3. Россия: взаимодействие государства и гражданского общества. М., 2006., С. 150.

4. Михеев В.А. Политика социального партнерства. М., 1999. С. 4.

5. Васильева Т.А. Социальное партнерство -конституциональный принцип гражданского общества (На примере Нижегородского региона) // Неправительственные некоммерческие организации и общественное просветительское движение России. История. Опыт. Перспективы. М., 2008. С. 93-99.

6. Об Общественной палате Тамбовской области: закон Тамб. обл. от 23.07.2006 г. № 61-З: принят постановлением Тамб. обл. думы от 23.07.2006 г. // Тамбовская жизнь. 2006. 27 июня.

7. Общественная палата Тамбовской области подвела итоги. Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации. иКЬ: www.oprf.ru/newsblock/regionnews/?id=107 (дата обращения: 16.12.2009).

8. Доклад о состоянии гражданского общества в Тамбовской области. 2008 год / отв. за подгот. доклада В.Н. Окатов. Тамбов, 2009. С. 14.

9. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: федеральный закон от 10.07.2008 г. № 76-ФЗ: принят Гос. Думой 21.03.2008 г. // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

Поступила в редакцию 22.10.2009 г.

Chistjakova S.A. Features of interaction of the state structures and the non-governmental organizations in the social partnership. Article is devoted to the topical questions of interaction of public authorities with institutes of a civil society under the decision of social problems based on key principles of social partnership. The social partnership today is not so much tripartite relations of the scheme: the state - the unions - the business, it is public organizations (or structures, uniting them) in interaction between the state and a society

Key words: social partnership; Public chamber; society; business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.