Научная статья на тему 'Гражданская позиция личности: основные подходы к формированию'

Гражданская позиция личности: основные подходы к формированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5277
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ / EDUCATION / CITIZENSHIP / FORMATION / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейников Владимир Стефанович

В данной статье рассматривается проблема формирования гражданской позиции личности в современном образовании, обосновывается её актуальность. Автор выделяет четыре главных подхода: предметный, проектный, ситуативно-воспитательный и институциональный, рассматривает содержание и методы каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олейников Владимир Стефанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil position of person: main approaches to the formation

This article considers the problem of formation of civic identity in modern education, its relevance is justified. The author identifies four main approaches: a subject, project, situational and educational and institutional, considering the content and methods of each of them.

Текст научной работы на тему «Гражданская позиция личности: основные подходы к формированию»

3. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина. -М.: Академия, 2007. - 336 с.

4. Волков, С. А. Из истории развития образования // Личность и культура. - 2006. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lichnost-kultura.narod.ru.

5. Пилиповский, В. Я. Педагогическая мысль в странах Запада: традиции и современность. — Красноярск, 1998.

6. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. — 1995. — № 6. — 45-47.

7. Вербицкий, А. А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. Известия Уральского РАО. - 2012. — № 6. - С. 5-19.

8. Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. — М.: Академия, 2000. — 288 с.

9. Субетто, А. И. Место этнокультурного и биологического разнообразия Арктических регионов России в логике Ноосферизма как модели устойчивого развития в ХХ1 веке // Личность и культура. - 2006. — № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lichnost-kultura.narod.ru.

10. Юдина, Н. П. Типология педагогических ценностей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studmed.ru.

11. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. - Т. 1 / сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979. - 560 с.

12. Павлова, Л. Д. Психологическое сопровождение личностно-ориентированного обучения. -Луганск: Знание, 2006. - 400 с.

13. Мальцева, Т. Е. Концептуальные подходы к определению понятия социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями // Педагогика и просвещение. - 2015. - № 2. - С. 194-200.

УДК 378

В.С. Олейников*

Гражданская позиция личности: основные подходы к формированию

В данной статье рассматривается проблема формирования гражданской позиции личности в современном образовании, обосновывается её актуальность. Автор выделяет четыре главных подхода: предметный, проектный, ситуативно-воспитательный и институциональный, рассматривает содержание и методы каждого из них.

Ключевые слова: образование, гражданская позиция, формирование, методы.

V.S. Oleynikov*. Civil position of person: main approaches to the formation. This article considers the problem of formation of civic identity in modern education, its relevance is justified. The author identifies four main approaches: a subject, project, situational and educational and institutional, considering the content and methods of each of them.

Keywords: education, citizenship, formation, methods.

Проблема формирования личности, социализации и воспитательного воздействия на личность в настоящее время находится в центре образовательного процесса не только в России, но и в мире.

Во многом это объясняется тем, что в социуме изначально существует объективная потребность в том, чтобы люди поступали однотипным образом в часто повторяющихся ситуациях, что является гарантией стабильности общества как воспроизводящей себя системы.

Эта потребность практически реализуется через традиции и обычаи, религию и этикет, а также посредством всей системы образования и воспитания. Большую роль в формировании личности играют нравственно-правовые нормы, в основе которых лежат гражданственность и гражданская позиция.

Гражданская позиция как междисциплинарное научное понятие не имеет единого определения. В целом исследователи рассматривают её либо как совокупность качеств личности, либо как систему персональных взглядов на ряду явлений действительности (общество, государство, право, религия, власть и т.д.).

Как отмечает Т.В. Шабанова, «гражданская позиция, представляющая собой интегративную систему отношений личности к государству, обществу и самому себе, как гражданину, включает в себя ценностные индивидуальные установки, качества, гражданскую идентичность» [1, с. 291].

* Олейников, Владимир Стефанович, профессор кафедры педагогики и социальной психологии ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: mail@ univermvd.ru.

* Oleynikov, Vladimir Stefanovich, Professor of the Department of Pedagogy and Social Psychology of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia, doctor of pedagogic sciences, Professor, Honored Worker of Higher School. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: mail@ univermvd.ru.

© Олейников В.С., 2016

Педагогика

Проведенный нами анализ научной литературы выявил, что понятие гражданской позиции может рассматриваться с нескольких точек зрения. Во-первых, с точки зрения политологии, гражданская позиция — это место в расстановке сил политических субъектов. Во-вторых, с точки зрения социологии — это совокупность социальных ролей человека как гражданина, образующая его социальный статус гражданина. В-третьих, с психолого-педагогической точки зрения гражданская позиция — как система восприятия личностью определённых сторон объективной реальности.

В настоящее время в отечественной педагогике нет единого понимания не только формирования гражданской позиции как одного из направлений гражданского воспитания курсантов, но и самого гражданского воспитания.

Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание [2, с. 32]. При этом гражданское воспитание наряду с правовым, экологическим и экономическим перечисляют в числе новых направлений, находящихся в стадии формирования.

Г.М. Коджаспирова среди направлений воспитания называет нравственное, экологическое, гражданское, патриотическое и др. [3, с. 33].

А.П. Шарухин называет «взаимосвязанными частями» воспитания нравственную, патриотическую, воинскую, правовую, интернациональную, культурно-эстетическую, экономическую, экологическую и физическую составляющие [4, с. 235].

О.Ю. Ефремов среди направлений воспитания военнослужащих выделяет следующие: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое [5, с. 302].

Л.П. Крившенко выделяет гражданское воспитание в отдельное направление и определяет его как «систему воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений» [6, с. 230].

Таким образом, можно констатировать, что в педагогической науке не существует единого взгляда даже на гражданское воспитание как отдельное самостоятельное направление в воспитательной деятельности. Некоторые учёные отождествляют его с патриотическим или государственно-патриотическим и не выделяют в отдельное направление. Еще более сложно обстоит дело с пониманием места и роли гражданской позиции в образовательном процессе, в т.ч. в военных образовательных организациях.

Мы полагаем, что формирование гражданской позиции как средство воспитания гражданско-патриотических качеств и ценностей традиционно является одним из наиболее востребованных направлений социализации личности, а также духовно-нравственного и гражданского воспитания.

Отсутствие в педагогической практике отлаженного научно-методического процесса формирования гражданской позиции позволяет сделать вывод о том, что исследования по этой проблеме остаются актуальными.

В данной статье мы рассмотрим основные подходы к формированию гражданской позиции, используемые в отечественной образовательной практике.

В современном российском образовании выделяются следующие направления в формировании гражданской позиции: предметное, проектное, ситуативно-воспитательное и институциональное.

Их отличие заключается в расстановке акцентов, а также в различии факторов, методов, выделенных как основополагающие в рамках каждого направления. Направления реализуются не только в урочной, но и во внеурочной воспитательной работе.

Предметное направление существует в рамках «знаниевой» парадигмы образования. По мысли Н.С. Попова, оно представляет собой «гражданское просвещение» [7, с. 45]. Формирование гражданской позиции происходит здесь через передачу знаний о государстве, политике, обществе, праве.

Основной метод данного направления - чтение учебных курсов по политологии, истории, обществознанию, правоведению и в несколько меньшей степени - социологии, экономике. Форма проведения занятий при предметном направлении - классно-урочная.

Внутри направления выделяются политологическая, правовая и обществоведческая модели.

Политологическая модель строится на приоритете совокупности знаний о государственно-политической сфере и участии в политическом процессе. При этом применяются методы политического моделирования, т.е. создание моделей образования политических партий и организаций, общественных движений, а также моделей избирательной и выборной кампаний, парламентских заседаний, функционирования различных госструктур.

Вопросы политического моделирования в воспитании гражданской позиции молодого поколения отражены в работах Н.М. Воскресенской и Н.В. Давлетшиной, К.С. Гаджиева, Р.Н. Мухаевой, А.Ф. Никитина [8].

В основе правовой модели формирования гражданской позиции лежит идея о приоритете права и правовой культуры, законопослушного поведения. Базовым элементом формирования гражданской позиции в этой модели выступает знание законов и правовых норм своего государства, умение их анализировать и грамотно применять, не бояться отстаивать свои права. Данная модель представлена в работах Я.В. Соколова, В.О. Мушинского и др. [9].

Обществоведческая модель на первое место ставит получение знаний об обществе, общественном устройстве, истории его развития. Она также носит название «интегративной», т.к. демонстрирует междисциплинарные связи философии, политологии, социологии, экономики и других гуманитарных наук. Эту модель в своих работах рассматривают Л.Н. Боголюбов, Н.М. Воскресенская, А Н. Иоффе, Н.И. Элиасберг [8; 10].

Слабой стороной предметного направления можно назвать излишнюю академичность, отсутствие практической работы, порождающее отрыв от социальной реальности. В данном случае у субъекта обучения формируются идеальные представления об объектах действительности, не всегда совпадающие с ней самой.

Проектное направление характеризуется использованием метода социального проектирования как главного средства формирования гражданской позиции. Социальный проект включает в себя выявление, анализ и разработку (или попытку) решения какой-либо общественной проблемы. При этом обязательно личное участие обучающихся во взаимодействии с органами власти или общественными организациями.

Основная идея проектного направления заключается в том, что формирование гражданской позиции будет эффективным только при опоре на личный опыт гражданско-политической, социальной деятельности обучающихся.

Данное направление отражено в работах Н.М. Воскресенской, И.Г. Димовой, Т.И. Кобелевой, Н.С. Попова и др. [7; 8; 11].

Содержание ситуативно-воспитательного направления формирования гражданской позиции состоит в участии обучающихся в эмоционально окрашенных смоделированных ситуациях, которые позволяют их «прожить». За счёт процесса «проживания» формируются навыки принятия решений, анализа и аргументации своей позиции.

В данном направлении приоритетным является эмоциональный компонент. В содержании занятий смысловой центр смещается в эмоциональную и мотивационную сферы, составляющие основу воспитательного процесса. Повышенное внимание при этом уделяется обсуждению проблемных тем, актуальных для обучающихся.

Ситуативно-воспитательное направление рассматривается в работах Я.В. Соколова по граждановедению, Н.И. Элиасберг [10].

Институциональное направление формирования гражданской позиции основывается на практическом опыте гражданской деятельности обучающихся. Обязательное вовлечение в различные виды социальной деятельности формирует у них гражданскую позицию, основанную на реальных навыках, умениях и опыте. Это направление можно назвать своего рода «гражданским тренингом».

Данное направление активно применяется в формировании гражданской позиции обучающихся. В рамках институционального направления в образовательных организациях создаются различные структуры самоуправления, моделирующие гражданское общество. Обучающиеся активно участвуют в общественной жизни, решая не только внутренние вопросы, но и развивают внешние связи со сторонними организациями.

В настоящее время в российском образовании существуют разнообразные подходы и методы формирования гражданской позиции. Разнообразие определений гражданской позиции, методов и способов её формирования, с одной стороны, порождает некий методологический хаос, а с другой, свидетельствует о недостаточной разработанности обеспечения процесса её формирования.

Кроме того, необходимо выделить в отдельное направление формирование гражданской позиции в образовательных организациях силовых структур, т.к. их специфика требует разработки отдельных методов, способов и средств.

Обучение в образовательных организациях силовых структур создаёт дополнительные проблемы в формировании гражданской позиции. Сама специфика образовательной среды в таких организациях порождает противоречия между растущими требованиями к уровню гражданского воспитания курсантов и офицеров, с одной стороны, а, с другой, известной консервативностью ведомственных образовательных организаций.

Условия социализации личности, включая формирование гражданской позиции, в образовательных организациях силовых структур обладают рядом особенностей. Нормы поведения курсантов представлены в виде императивных социальных эталонов, набор которых формализован и ограничен. Процесс социализации жёстко структурирован и цикличен, циклы имеют однородную структуру и чёткие границы.

Специфика формирования гражданской позиции в образовательных организациях силовых структур характеризуется ещё и тем, что образовательная среда носит закрытый характер. Уставные, жёстко регламентированные иерархические отношения; казарменная материально-предметная среда; ведомственные воинские традиции; строгая субординация; централизованная система управления оказывают специфическое влияние на формирование гражданской позиции курсантов и слушателей образовательных организаций силовых структур.

Кроме того, формирование гражданской позиции личности в образовательных организациях силовых структур протекает в условиях конфликта, который вызван противоречиями между жизненным опытом, полученным в «гражданской» жизни, и тем, что формируется в процессе обучения с учётом ведомственной специфики.

Педагогика

Одним из основных факторов специфики формирования гражданской позиции в образовательных организациях силовых структур является прямая и безусловная зависимость этого процесса от запросов государства и общества в определённом типе личности, который включает в себя три составляющих: воин, гражданин, патриот.

Ценности в определённой степени отражают процесс межсубъектного взаимодействия в социуме, в т.ч. структур гражданского общества и образовательных организаций силовых структур. Патриотические, нравственные ценности, их защита и обеспечение реализации в государстве и обществе для таких организаций является базовой, ключевой основой всего обучения и воспитания.

В связи с этим главным направлением формирования гражданской позиции курсантов и слушателей является воспитание у них на основе нравственных эталонов и ценностей установки на сознательное служение Родине, государству и обществу.

Таким образом, в настоящее время в силу нарастания напряжения мировой политической ситуации, террористической угрозы, внутренних социальных противоречий государство особенно нуждается в профессионалах высокого уровня, являющихся одновременно активными гражданами и настоящими патриотами своей страны.

Список литературы

1. Шабанова, Т. В. Формирование ценностных установок гражданской позиции у курсантов военных вузов / С.М. Марченко, Т.В. Шабанова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - Т. 2. - С. 291-295.

2. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2000. - 304 с.

3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник. - М.: Кнорус, 2010. - 744 с.

4. Шарухин, А. П. Организация процесса воспитания в частях внутренних войск МВД России : монография / В. Ю. Колпаков, В. А. Суворов, А. П. Шарухин; под ред. В. Ю. Новожилова. - М.: На боевом посту, 2012. - 648 с.

5. Ефремов, О. Ю. Военная педагогика : учебник для вузов / под ред. О. Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2014. - 640 с.

6. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби; Проспект, 2004. - 343 с.

7. Попов, Н. С. Гражданское воспитание в системе внеклассной работы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Попов Николай Сергеевич. - М., 2004. - 151 с.

8. Воспитание гражданской позиции молодого поколения : сб. науч. ст. / Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т, Моск. ин-т открытого образования. - М.: Компания Спутник+, 2009. - 133 с.

9. Гражданское образование: Формирование активной жизненной позиции гражданина : сб. ст. для методистов и преподавателей общественных дисциплин. - М.: Издательско-образовательный центр «Веди-принт», 2001. - 288 с.

10. Элиасберг, Н. И. Правовое образование в отечественной школе 30-90-х годов ХХ века: Опыт системно-генет. анализа. - СПб.: Изд-во СПб ГУПМ, 2000. - 109 с.

11. Гражданско-правовое образование : сборник / С.-Петерб. гуманитар.-политол. центр «Стратегия». - СПб.: Норма, 2009. - 77 с.

УДК 378

А.С. Отраднова*

Педагогические условия адаптации

курсантов образовательных организаций МВД России

к учебно-служебной деятельности

В статье автор рассматривает проблему адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности образовательной организации МВД России. Проблема адаптации специалистов любой профессиональной сферы является сложным многосторонним процессом, эффективность которого связывают с введением комплекса взаимозависимых педагогических условий. При выборе педагогических условий, способствующих успешной адаптации курсантов к учебно-служебной

* Отраднова, Александра Сергеевна, преподаватель кафедры ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России». Адрес: Россия, 620000, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66. Тел.: 8-912-665-27-71. E-mail: alya.otradnova@inbox.ru.

* Otradnova, Alexandra Sergeyevna, Lecturer at the department of psychological of uniformed service and pedagogy Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: 620000, Sverdlovsk region, Ekaterinburg, Korepina str., 66. Ph.: 8-912-665-27-71.E-mail: alya.otradnova@inbox.ru.

© Отраднова А.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.