Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
629
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОССИЯ / ТЮМЕНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / РОССИЯНЕ / ГРАЖДАНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хайруллина Н. Г.

После принятия обновленной Стратегии государственной национальной политики, в которой представлено определение общероссийской гражданской идентичности, вопросы ее формирования активно обсуждаются учеными, политиками, представителями власти и гражданского сообщества. Поскольку поколение молодежи определяет будущее своей страны, важно исследовать ее отношение к вопросам формирования общероссийской гражданской идентичности. В конце октября 2021 г. в населенных пунктах юга Тюменской области был проведен онлайн-опрос с целью изучения проблем формирования общероссийской идентичности среди молодежи. В опросе приняли участие 2 000 представителей тюменской молодежи. В ходе опроса удалось выяснить мнение юношей и девушек о собственных успехах и неудачах, о достижениях и неудачах страны; об отношении к понятию «россиянин», об отношении к России в целом, к объединительным идеям. По оценкам тюменской молодежи, сегодня в России необходимо особое внимание уделить решению проблем бедности, здоровья, экологии и образования. Результаты исследования подтверждают, что для Тюменского региона сегодня важной задачей остается формирование и развитие общероссийской гражданской идентичности в сознании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хайруллина Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC IDENTITY IN CONTEMPORARY RUSSIA

After the adoption of the updated Strategy of the state national policy, which presents the definition of the all- Russian civic identity, the issues of its formation are actively discussed by scientists, politicians, representatives of the authorities and civil society. Since the generation of young people determines the future of their country, it is important to study its attitude to the formation of an all-Russian civic identity. At the end of October 2021, an online survey was conducted in the settlements of the south of the Tyumen region in order to study the problems of forming the all-Russian identity of young people. 2,000 representatives of the Tyumen youth took part in the survey. In the course of the survey, it was possible to find out the opinion of young men and women about their own successes and failures, about the achievements and failures of the country; about the attitude towards the concept of “Russian”, about the attitude towards Russia as a whole, towards unifying ideas. According to Tyumen youth, today Russia needs to pay special attention to solving the problems of poverty, health, ecology and education. The results of the study confirm that for the Tyumen region today, the formation and development of an all-Russian civic identity in the minds of young people remains an important task.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА

STATE AND CIVIL SOCIETY, IDEOLOGY AND POLITICS

Развитие территорий. 2022. № 2. С. 22—27. Territory Development. 2022;(2):22—27.

Государство и гражданское общество, идеология и политика

Научная статья УДК 316.334

DOI: 10.32324/2412-8945-2022-2-22-27

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Нурсафа Гафуровна Хайруллина

Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация, [email protected]

Аннотация. После принятия обновленной Стратегии государственной национальной политики, в которой представлено определение общероссийской гражданской идентичности, вопросы ее формирования активно обсуждаются учеными, политиками, представителями власти и гражданского сообщества. Поскольку поколение молодежи определяет будущее своей страны, важно исследовать ее отношение к вопросам формирования общероссийской гражданской идентичности. В конце октября 2021 г. в населенных пунктах юга Тюменской области был проведен он-лайн-опрос с целью изучения проблем формирования общероссийской идентичности среди молодежи. В опросе приняли участие 2 000 представителей тюменской молодежи. В ходе опроса удалось выяснить мнение юношей и девушек о собственных успехах и неудачах, о достижениях и неудачах страны; об отношении к понятию «россиянин», об отношении к России в целом, к объединительным идеям. По оценкам тюменской молодежи, сегодня в России необходимо особое внимание уделить решению проблем бедности, здоровья, экологии и образования. Результаты исследования подтверждают, что для Тюменского региона сегодня важной задачей остается формирование и развитие общероссийской гражданской идентичности в сознании молодежи.

Ключевые слова: общероссийская идентичность, гражданская идентичность, Россия, тюменская молодежь, россияне, гражданство

Для цитирования: Хайруллина Н. Г. Гражданская идентичность в современной России // Развитие территорий. 2022. № 2. С. 22—27. DOI: 10.32324/2412-8945-2022-2-22-27.

State and civil society, ideology and politics

Original article

CIVIC IDENTITY IN CONTEMPORARY RUSSIA

Nursafa G. Khairullina

Tyumen Industrial University, Tyumen, Russian Federation, [email protected]

Abstract. After the adoption of the updated Strategy of the state national policy, which presents the definition of the all-Russian civic identity, the issues of its formation are actively discussed by scientists, politicians, representatives of the authorities and civil society. Since the generation of young people determines the future of their country, it is important to study its attitude to the formation of an all-Russian civic identity. At the end of October 2021, an online survey was conducted in the settlements of the south of the Tyumen region in order to study the problems of forming the all-Russian identity of young people. 2,000 representatives of the Tyumen youth took part in the survey. In the course of the survey, it was possible to find out the opinion of young men and women about their own successes and failures, about the achievements and failures of the country; about the attitude towards the concept of "Russian", about the attitude towards Russia as a whole, towards unifying ideas. According to Tyumen youth, today Russia needs to pay special attention to solving the problems of poverty, health, ecology and education. The results of the study confirm that for the Tyumen region today, the formation and development of an all-Russian civic identity in the minds of young people remains an important task.

Keywords: all-Russian identity, civic identity, Russia, Tyumen youth, Russians, citizenship

For citation: Khairullina N.G. Civic identity in contemporary Russia. Territory Development. 2022;(2):22—27. (In Russ.). DOI: 10.32324/2412-8945-2022-2-22-27.

© Хайруллина Н. Г., 2022

В марте 2021 г. В. В. Путин на заседании совета по межнациональным отношениям обратил внимание на необходимость укрепления общероссийской гражданской идентичности, назвав ее ключевой [1]. Президент Российской Федерации объяснил, что общероссийская идентичность и гражданское самосознание — это солидарность жителей страны и их ощущение сопричастности «к судьбе Отечества». Он подчеркнул многона-циональность России как государства, что определяет важность формирования общероссийской идентичности наряду с эффективной экономикой и компетентным управлением. В данном контексте особое значение имеют исследования российской молодежи к вопросам формирования общероссийской гражданской идентичности.

Ученые Башкирского государственного университета и Тюменского индустриального университета провели в октябре — ноябре 2021 г. он-лайн-опрос тюменской молодежи в рамках реализации программы фундаментальных и прикладных научных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020—2022 гг. (руководитель проекта — доктор социологических наук, профессор Р. Б. Шайхисламов) с целью изучения проблем формирования общероссийской идентичности молодежи России [2 ; 3].

В опросе, проведенном на юге Тюменской области (руководитель — доктор социологических наук, профессор Н. Г. Хайруллина), приняли участие 2 000 человек, из них 54 % составили респонденты мужского пола, 46 % — женского. Возрастное распределение респондентов следующее: 16—18 лет — 60 %; 19—21 год — 25,8 %; 22—25 лет — 8,5 % и 26—30 лет — 5,7 % [4—5]. Опрошены представители более двадцати национальностей, проживающие в областном центре, провинциальных городах и сельских поселениях юга области. При этом в городе с населением от 100 тыс. (областной центр) проживают 80 % участников опроса, в городе с населением до 100 тыс. человек — 14 %, а поселке, селе — 6 %.

Рассмотрим первые результаты опроса. Так, на вопрос, испытывали ли респонденты гордость за собственные достижения, успехи за последний год, большинство участников ответили утвердительно: «да, довольно часто испытывал» — почти каждый второй (46,4 %), «иногда» — чуть менее половины опрошенных. Одновременно 7,5 % молодежи признались, что не испытывали гордость за собственные достижения или успехи. Иначе ответили молодые люди на вопрос, испытывали ли они недовольство за собственные достижения, успехи за последний год: почти две трети респондентов признались, что испытывали чувство недовольства за собственные неудачи и ошибки (10,7 % «довольно часто», 57,2 % «иногда»). Каждый третий не испытывал такого чувства.

Следующие два вопроса позволили выявить отношение молодежи к достижениям и неудачам России. Гордость за страну за последний год испытали чуть более половины респондентов

(«довольно часто» — каждый пятый, «иногда» — 41,6 %), «не испытывали» — четверть опрошенных участников опроса. При этом каждый шестой респондент признался в своем безразличии. Каждый второй участник опроса признался, что за последний год испытывал чувство недовольства за неудачи, ошибки России («довольно часто» — каждый седьмой, «иногда» — 35,3 %), «не испытывал» — каждый третий респондент. Одновременно каждый шестой участник опроса заявил, что это ему безразлично.

Позитивные ответы выявлены на вопрос, изменилось ли за последний год отношение к тому, что вы являетесь россиянином. Каждый седьмой участник опроса признался, что это чувство стало в большей мере положительным, каждый третий ответил, что чувства не изменились — как были положительными, так и остались. При этом 6,0 % заявили, что чувства стали в большей мере отрицательными, а по оценке 4,6 % — как были отрицательными, так и остались. Каждый четвертый молодой человек не испытывал и не испытывает ни положительных, ни отрицательных чувств по поводу того, что он является россиянином. Затруднения с ответом испытал каждый пятый молодой человек. Таким образом, каждый десятый представитель молодого поколения не идентифицирует себя как гражданин своей страны.

В качестве индикатора общероссийской идентичности тюменской молодежи служат ответы на вопрос о значимости самого понятия «россияне». Чуть менее трети молодых людей ответили, что группа «россияне» для них ничего не значит, «это простая формальность» (30 %). Каждый седьмой участник опроса ответил, что эта группа «что-то значит, но самое главное — „Я", а не эта группа». Чуть более четверти опрошенных считают, что «россияне и Они значимы одинаково» (28,9 %). При этом для 5,2 % респондентов эта группа более значима, чем собственное «Я», 6,8 % признались, что вне этой группы они себя просто не представляют. Чуть более десяти процентов затруднились ответить на поставленный вопрос. Аналогичное распределение ответов (плюс-минус 1—2 %) выявлено при оценке групп «жители моего региона» и «жители моего города, села»).

Другие оценки выявлены при оценке групп «моя семья» и «мои друзья». Семья ничего не значит, «это простая формальность» для 3,1 % участников (60 человек!). В том, что «семья что-то значит, но самое главное — „Я", а не эта группа» признались 5,3 % респондентов. Каждый пятый полагает, что «семья и Он значимы одинаково». Семья для почти трети респондентов более значима, чем их собственное «Я», а 40 % участников вне этой группы себя просто не представляют. При оценке своих друзей получены следующие ответы: 4,2, 16, 52, 26,5 и 20,9 % соответственно. Остальные затруднились ответить.

В целях исследования представим ответы, характеризующее отношение тюменской молодежи к представителям своей национальности. Каждый третий респондент (30 %) признался, что «люди

своей национальности» для них ничего не значат, «это простая формальность». Каждый пятый ответил, что «люди своей национальности» для них что-то значат, но «самое главное — „Я", а не эта группа». Для каждого третьего «люди своей национальности» имеют одинаковое значение. Пятьдесят человек из числа опрошенной молодежи признались, что «люди своей национальности» более значимы, чем их собственное «Я», а 7,2 % молодых людей ответили, что вне этой группы они себя просто не представляют.

Далее рассмотрим ответы на вопросы, раскрывающие отношение тюменской молодежи к своей стране. Так, на вопрос-суждение «Моя Родина не обязательно Россия; ею может быть другая страна, где мне хорошо будет жить», около трети участников опроса согласились и выбрали вариант ответа — «Родина Россия или другая страна, главное, чтобы мне было хорошо там жить». Около половины опрошенных (44,5 %) представителей молодого поколения считают Россию своей Родиной независимо от того, где жить лучше — здесь или в другой стране. При этом 3,5 % участников признались, что не хотели бы считать Россию своей Родиной независимо от того, где жить лучше — здесь или в другой стране. Задумывались над этим вопросом, но пока затрудняются с ответом 7 % респондентов, а в два раза большее число не задумывались об этом.

Проанализируем ответы на следующий вопрос-суждение: молодые люди обсуждают тему гражданства. Первый говорит, что современный человек должен быть гражданином всего мира, а не какой-то отдельной страны. Второй возражает, считая, что и сегодня человек должен быть гражданином своего государства. Третий не согласен ни с первым, ни со вторым; по его мнению, человек — гражданин только сам для себя, для своей семьи. Кого поддержат наши участники опроса? Каждый шестой участник опроса сторонник первой позиции (современный человек должен быть гражданином всего мира, а не какой-то отдельной страны), чуть меньшее число участников (13,5 %) высказались за вторую позицию, по их мнению, сегодня человек должен быть гражданином своего государства. Каждый десятый (третья позиция) считает, что гражданин только сам для себя, для своей семьи. При этом 2,8 % участников не придерживаются ни одной позиции. Чуть более трети опрошенных (36,9 %) полагают, что все в чем-то правы, и в чем-то — не правы. Каждый пятый не задумывался над этим вопросом.

На следующий вопрос о том, кого можно назвать настоящим россиянином (разрешалось выбрать не более семи ответов, соответствующих представлениям респондентов). Половина опрошенных представителей тюменской молодежи ответили, что настоящий россиянин тот, кто уважительно относится к разным народам своей страны. Чуть менее половины ответивших полагают, что настоящий россиянин тот, кто обладает всеми правами гражданина, независимо от того,

где родился, и тот, кто не позорит страну своим поведением (41,5 %). Более трети опрошенных считают, что настоящий россиянин тот, кто уважительно относится к другим странам (38,1 %), на деле содействует развитию страны (38,0 %) и уважительно относится к женщинам, детям, пожилым (37,4 %) и свободно владеет русским языком как государственным языком (36,6 %). Каждый третий участник опроса указал, что настоящий россиянин тот, кто родился в России, а не является мигрантом, получившим гражданство (35,3 %), кто является патриотом России (34,8 %) и гордится достижениями страны (32,8 %). Четверть опрошенных заявили, что настоящий россиянин тот, кто воспитан в традициях российской культуры (26,4 %), переживает за неудачи, трудности, испытываемые страной (24,1 %). Одновременно каждый десятый считает настоящим россиянином того, кто ставит интересы России выше своих интересов, исповедует традиционную для России религию и не критикует свою страну.

В целях исследования важно привести ответы участников на вопрос, могут ли быть общие идеи, общенародная мечта, ради воплощения которых в жизнь россияне способны объединиться. Выяснилось, что три четверти опрошенных высказали положительное отношение («вполне могут быть» — 36,9 %, «возможно» (38,7 %). Противоположную оценку высказали 7,2 % участников опроса («скорее всего, нет» — 4,7 % и «однозначно нет» — 2,4 %). Затруднился с ответом на данный вопрос каждый шестой респондент.

Тем, кто допускает наличие таких объединительных идей, предлагалось выбрать несколько наиболее важных. Мнения распределились следующим образом:

1. «В России нет бедности» — 71,3 %.

2. «Россияне — самые образованные люди» —

66.3 %.

3. «В России самые комфортные условия жизни» — 60,6 %.

4. «Россияне — здоровый народ» — 59,6 %.

5. «В России самая чистая окружающая среда» — 59,2 %.

6. «В России самые честные предприниматели» — 56,4 %.

7. «Россия — страна научных открытий» —

47.4 %.

8. «Россияне — люди высокой духовной культуры» — 38,7 %.

9. «Россия — ведущая военная держава в мире» — 38,3 %.

10. «Россия — страна дружбы народов» — 36,6 %.

11. «Россия — страна талантов» — 35,7 %.

12. «Россия — спортивная держава» —

35.5 %.

13. «Россияне — самые доброжелательные люди в мире» — 33,7 %.

14. «Россияне — высоконравственные люди» — 20,8 %.

15. «В России искоренена коррупция» — 20,1 %.

16. «Россия — страна, где слышен голос каждого человека, каждого поколения, каждого народа» — 5,0 %.

На основании представленных ответов можно сформулировать вывод о том, что (глазами молодежи) в России необходимо особое, первоочередное решение уделить решению проблем бедности, здоровья, экологии и образования. Далее исследовался объединительный потенциал выбранных идей по различным категориям социальных групп.

Так, молодые люди должны были высказать свое мнение, насколько указанные идеи (мечты) могут разделяться и богатыми и малообеспеченными людьми. Чуть менее половины опрошенных считают, что высказанные идеи могут быть общими для богатых и малообеспеченных россиян. Практически каждый четвертый (22,5 %) полагает, что одни идеи могут быть общими, а другие — нет. Менее 10 % участников опроса утверждают, что данные идеи не могут быть общими для богатых и малообеспеченных россиян. При этом более четверти опрошенных представителей тюменской молодежи не смогли ответить на поставленный вопрос.

Насколько идеи победить бедность, решить проблемы здравоохранения, экологии и образования в России могут быть общими для людей разных национальностей? Более половины опрошенных (56,4 %) считают, что люди всех национальностей страны заинтересованы и мечтают о решении проблем бедности, здравоохранения, экологии и образования в России. Каждый десятый считает, что отдельные проблемы могут быть общими для людей разных национальностей,

Как мы видим, данные этого этапа исследования подтверждают серьезность проблем, выявленных ранее через оценку объединительных идей — проблем бедности, здравоохранения, экологии и образования. Кроме того, каждый третий участник опроса серьезной проблемой назвал сокращение численности населения. Проблема угрозы исчезновения языка народа отмечена каждым пятым участником опроса, каждый третий указал на ее существование, при этом считая ее незначительной.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены пять ключевых целей. В рамках про-

а другие — нет. При этом 6,3 % респондентов полагают, что эти идеи не могут быть общими для людей разных национальностей. Каждый четвертый не смог ответить на данный вопрос-рассуждение.

Определяя, насколько отмеченные идеи (мечты) могут быть едиными и для молодежи и для пожилых людей, чуть более половины опрошенных представителей тюменской молодежи посчитали, что выдвинутые идеи могут быть общими для всех, независимо от возраста. При этом 14 % респондентов предположили, что отдельные идеи могут быть общими для молодежи и пожилых людей, а каждый десятый указал, что у молодежи — одни идеи, у пожилых людей — совсем другие идеи. При этом каждый пятый затруднился ответить на вопрос.

Отвечая на вопрос, насколько отмеченные молодежью идеи (мечты) могут быть едиными и для политиков и для простых людей, 43,4 % респондентов посчитали, что идеи о решении проблем бедности, здравоохранения, экологии и образования в России могут быть общими для всех, независимо от принадлежности к политикам или простым людям. Отдельные идеи могут быть общими для политиков и для простых людей — такой вариант ответа выбрали 13,5 % представителей молодого поколения, чуть большее число респондентов (16,8 %) уверены, что у политиков — одни идеи, у простого народа — другие идеи. Одновременно более четверти респондентов не смогли ответить на поставленный вопрос.

В ходе опроса участники дали оценку шести проблемам людей одной с ними национальности, определив степень ее серьезности (таблица).

веденного исследования ставилась задача выяснить мнение представителей молодого поколения о том, кто может и должен реализовывать эти цели.

Национальная цель «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» предполагает рост численности населения страны, повышение продолжительности жизни до 78 лет, снижение уровня бедности в два раза, увеличение до 70 % числа занимающихся физкультурой и спортом. Каждый пятый участник опроса полагает, что эта цель может и должна быть реализована только государственными органами власти. Чуть более трети опрошенных считают, что она может и должна быть реализована не только государ-

Оценка тюменской молодежью проблем людей одной с ними национальности, % от общего числа ответивших

Assessment by Tyumen youth of the problems ofpeople of the same nationality, % of the total number of respondents

Проблема Такой проблемы практически нет Есть, но она незначительная Одна из серьезных проблем Затрудняюсь ответить

Угроза исчезновения языка народа 14,0 35,6 21,1 35,3

Сокращение численности населения 12,6 27,0 33,7 31,6

Бедность 13,5 15,9 53,2 24,3

Состояние здоровья 12,9 14,8 52,5 27,0

Уровень и качество образования 15,6 16,2 48,7 26,5

Безработица 13,8 14,2 53,8 24,3

ством, нужны совместные усилия всех россиян. При этом 7,8 % респондентов полагают, что эта цель не может и не должна быть реализована только государством и гражданами страны, нужны конкретные действия отдельного человека, преследующего свои интересы. Примерно такое же число участников уверены, что поставленная цель важна, но она недостижима при всех усилиях государства, общества и отдельного человека. Одновременно 15 человек заявили, что такую цель нельзя ставить, «пусть все как идет, так и идет», а четверть опрошенных затруднились с ответом.

Национальная цель «Возможности для самореализации и развития талантов» предполагает вхождение в десятку стран по качеству общего и высшего образования, по научным исследованиям; создание системы поддержки способностей и талантов у детей и молодежи; условия для формирования гармонично развитой и ответственной личности; увеличение числа волонтеров; увеличение числа посещений культурных мероприятий.

Каждый пятый участник опроса считает, что эта цель может и должна быть реализована только государственными органами, чуть более трети опрошенных (36,4 %) полагают, что она может и должна быть реализована не только государством, нужны совместные усилия всех россиян. Каждый десятый участник полагает, что данная цель не может и не должна быть реализована только государством и гражданами страны, нужны конкретные действия отдельного человека, преследующего свои интересы. В два раза меньшее число респондентов уверены, что она важна, но недостижима при всех усилиях государства, общества и отдельного человека. Ни один из опрошенных не ответил, что такую цель нельзя ставить, при этом четверть участников опроса затруднились ответить на данный вопрос.

Согласно национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» в России должно произойти улучшение жилищных условий, увеличение строительства жилья; улучшение качества городской среды, дорог; полный переход к современным методам утилизации коммунальных отходов; снижение выбросов загрязняющих веществ в два раза. Данную национальную идею, по мнению более трети опрошенных, может и должна быть реализована только государственными органами власти. Более четверти уверены, что она может и должна быть реализована не только государством, нужны совместные усилия всех россиян. При этом 5,9 % полагают, что нужны конкретные действия отдельного человека, преследующего свои интересы. Одновременно 4,3 % утверждают, что она важна, но недостижима при всех усилиях государства, общества и отдельного человека.

Национальная цель «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» предполагает достижение темпов роста производства выше общемировых темпов; устойчивый рост доходов и пенсий не ниже инфляции; долю занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек.

Треть опрошенных полагают, что реализация данной цели должна лечь на государственные органы власти, каждый четвертый считает, что нужны совместные усилия россиян — государству не справиться. Одновременно каждый десятый считает, что нужны конкретные действия отдельного человека, преследующего свои интересы. Пессимистическую оценку высказал каждый двадцатый респондент.

В реализации цели «Цифровая трансформация» (цифровые технологии в экономике, здравоохранении, образовании, государственном управлении; практически полная доступность услуг населению в электронном виде; практически полная доступность Интернета для каждого жилья), по мнению более трети респондентов, должны принять участие государственные органы власти. Четверть опрошенных считают, что она может и должна быть реализована не только государством, но и совместными усилиями жителей нашей страны. При этом менее десяти процентов опрошенных высказались, что данная цель не может и не должна быть реализована только государством и гражданами страны — нужны конкретные действия заинтересованного человека. Отметим, что 5,0 % участников отметили ее важность, но и недостижимость.

Как видно из представленных данных, от четверти до трети опрошенных, в зависимости от рассматриваемой национальной цели, считают необходимым свое участие в их реализации. Таким образом, тюменская молодежь готова участвовать в преобразовании различных сфер жизнедеятельности российского общества.

В заключение отметим, что это первые результаты опроса тюменской молодежи. На основании проведенного анализа ответов молодежи выявлены проблемы формирования общероссийской идентичности, которые будут детально исследованы в ближайшее время. Исследование выявило желание молодежи участвовать в социально-политических изменениях Тюменского региона и страны, готовность сотрудничать с представителями власти. Считаем, что роль государства в процессе формирования общероссийской идентичности российской молодежи в целом и тюменской в частности должна стать основополагающей при создании условий, которые позволят представителям молодого поколения проявлять социальную активность, максимально проявлять свой образовательный, научный и творческий потенциал.

Список источников

1. Путин заявил о необходимости укреплять гражданскую идентичность в России. URL: https://www.vedomosti.ru/ society/news/2021/03/30/863816-putin-zayavil-o-neobhodimosti-ukreplyat-grazhdanskuyu-identichnost-v-rossii (дата обращения: 11.01.2022).

2. Формирование общественности как основа конструирования российской идентичности / Р. И. Ирназаров, Н. В. Коровкина [и др.] // Изв. высших учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. 2016. № 4. С. 74—78.

3. Толерантность молодежи и интернет-коммуникации / Г. Р. Асадуллина, Н. В. Коровкина, Э. В. Садретдинова [и др.] // Изв. высших учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. 2018. № 4. С. 69—80.

4. Хайруллина Н. Г. Российское гражданское общество: региональный аспект // Евразийский юридический журн. 2020. № 4 (143). С. 375—376.

5. Человек в Арктике: инновационные технологии решения социальных проблем : моногр. / [А. К. Арабский, О. М. Барбаков, М. Л. Белоножко и др.] ; отв. ред А. Н. Силин. Тюмень : ТИУ, 2017. 156 с.

References

1. Putin zajavil o neobhodimosti ukrepljat' grazhdanskuju identichnost' v Rossii [Putin announced the need to strengthen civic identity in Russia]. Available at: https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/03/30/863816-putin-zayavil-o-neobhodimosti-ukreplyat-grazhdanskuyu-identichnost-v-rossii (accessed: 11.01.2022).

2. Irnazarov R.I., Korovkina N.V. [et al.] Formirovanie obshhestvennosti kak osnova konstruirovanija rossijskoj iden-tichnosti [Formation of the public as a basis for constructing Russian identity], Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Soci-ologija. Jekonomika. Politika [News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Politics], 2016, no. 4, pp. 74—78.

3. Asadullina G.R., Korovkina N.V., Sadretdinova Je.V. [et al.] Tolerantnost' molodezhi i internet-kommunikacii [Tolerance of youth and Internet communication], Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologija. Jekonomika. Politika [News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Politics], 2018, no. 4, pp. 69—80.

4. Hajrullina N.G. Rossijskoe grazhdanskoe obshhestvo: regional'nyj aspekt [Russian civil society: a regional aspect], Ev-razijskij juridicheskij zhurnal [Eurasian legal journal], 2020, no. 4 (143), pp. 375—376.

5. Arabskii A. K., Barbakov O. M., Belonozhko M. L. et al. Silin A. N. ed. Chelovek v Arktike: innovacionnye tehnologii reshenija social'nyh problem: monografija [Man in the Arctic: innovative technologies for solving social problems: monograph]. Tjumen': TIU, 2017, 156 p.

Информация об авторе

Хайруллина Нурсафа Гафуровна — доктор социологических наук, профессор, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Information about the author Nursafa G. Khairiillina — Doctor of Sociological Sciences, Professor, Tyumen Industrial University, Tyumen, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.01.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 08.05.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 26.01.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 08.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.