DOI: 10.31660/1993-1824-2021-4-114-129
УДК 316.462
Межнациональные отношения: оценки учащейся провинциальной молодежи
Нурсафа Гафуровна Хайруллина1, Юрий Михайлович Конев1, Владимир Федорович Ковров
1Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный
университет, Тюмень, Россия '2
Кафедра социологии и работы с молодежью, Башкирский государственный университет, Уфа, Россия
Аннотация. Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных и прикладных научных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020-2022 гг., а также по договору НИР «Разработать индикаторы социологического мониторинга с целью выявления напряженности между обучающимися старших классов общеобразовательных школ и ГАПОУТО «Агротехнологический колледж» разных национальностей и проведение социологического мониторинга межнациональных, межконфессиональных и общественно-политических отношений в Заводоуковском муниципальном районе» с АУДО МО Заводоуковский городской округ «Центр развития детей и молодежи». В сентябре 2021 года среди старшеклассников четырех заводоуковских школ и учащихся колледжа был проведен онлайн-опрос, который позволил охарактеризовать национальную идентификацию обучающихся, выявить уровень межнациональной напряженности между обучающимися школ, измерить социальную дистанцию к представителям различных национальностей, а также выявить роль образовательного учреждения в формировании благоприятной и позитивной среды для межнационального взаимодействия. Анализ результатов позволил выявить факторы, которые оказывают влияние на возникновение напряженности между старшеклассниками и учащимися разных национальностей. К ним, помимо национальной принадлежности, мы относим социальные характеристики участников опроса, например, место жительства, место учебы. Данные факторы оказывают влияние на мнения старшеклассников и учащихся при оценке предлагавшихся вопросов. К примеру, большинство и учащихся, и старшеклассников считают, что в колледже и школе созданы благоприятные условия, позволяющие проявлять уважение к обычаям, традициям и языку учащихся иных национальностей, но, по мнению учащихся колледжа, там чаще готовы помочь в затруднительных ситуациях вне зависимости от национальной принадлежности. Результаты исследования позволили разработать мероприятия по снятию напряженности между старшеклассниками школ и учащимися колледжа разных национальностей, которые приезжают на обучение из разных населенных пунктов района, и для гармонизации этих отношений.
Ключевые слова: учащаяся провинциальная молодежь, межнациональные отношения, социальная дистанция, этническая идентификация, межнациональная напряженность.
International relations: evaluations by student provincial youth
Nursafa G. Khairullina1, Yury M. Konev1, Vladimir F. Kovrov2
1Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen,
Tyumen, Russia
2
Department of Sociology and Work with Youth, Bashkir State University, Ufa, Russia
Abstract. The article was prepared within the framework of the Program of Fundamental and Applied Scientific Research "Ethnocultural diversity of Russian society and strengthening of all-Russian identity" 2020-2022, as well as under the research agreement "Develop indicators of sociological monitoring in order to identify tension between students of senior classes of secondary schools and GAPOUTO "Agrotechnological college" of different nationalities and conducting sociological monitoring of interethnic, inter-confessional and socio-political relations in the Zavodoukovsky municipal district "with AUDO MO Zavodoukovsky urban district" Center for the Development of Children and Youth". In September 2021, an online survey was conducted among high school students at four Za-vodoukovsk schools and college students, which made it possible to characterize the national identity of students, identify the level of interethnic tension between school students, measure social distance to representatives of different nationalities, and also identify the role of an educational institution in the formation of a favorable and a positive environment for interethnic interaction. The analysis of the results made it possible to identify factors that influence the emergence of tension between high school students and students of different nationalities. To them, in addition to nationality, we include the social characteristics of survey participants, for example, place of residence, and place of study. These factors influence the opinions of high school students and students when assessing the proposed questions. For example, the majority of both students and high school students believe that favorable conditions have been created in the college and school, allowing them to show respect for the customs, traditions and language of students of other nationalities, but, according to college students, they are more often ready to help in difficult situations, regardless of the national accessories. The results of the study made it possible to develop measures to relieve tension between high school students and college students of different nationalities, who come to study from different settlements of the region, and can harmonize these relations.
Keywords: student provincial youth, interethnic relations, social distance, ethnic identification, inter-ethnic tension.
Введение
В Тюменской области, согласно результатам последней Всероссийской переписи, проживают представители 143 национальностей. Являясь благополучным регионом с точки зрения социально-экономической и общественно-политической ситуации, область на протяжении последних десятилетий является привлекательной для трудовых мигрантов из бывших союзных республик Средней Азии (Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана) и Северного Кавказа. Миграционные процессы способствуют возникновению социальной напряженности в отношениях между представителями различных национальностей и вероисповеданий. Фактором гармонизации таких отношений является грамотная государственная национальная политика.
Принципы государственной национальной политики закреплены в Конституции РФ, в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [1; 2], что актуализирует их значимость для современного российского, в том числе провинциального социума [3; 4]. Неслучайно гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений названа приоритетным направлением государственной национальной политики России.
В целях гармонизации межнациональных отношений, предупреждения межнациональных конфликтов и межэтнического противостояния органы власти разных уровней должны своевременно выявлять случаи возникновения напряжений [5-7]. Но
без постоянного изучения учета общественного мнения решения власти будут иметь односторонний характер. Данные исследования авторами ведутся на протяжении последних десяти лет [8; 9]. Для полного контроля над ситуацией государству необходимо максимально учитывать ожидания и потребности россиян, интересы представителей различных не только религиозных и этнических групп, но и возрастных групп населения [10; 11]. Поэтому изучение состояния отношений между учащимися различных национальностей, выявление причин межнациональной напряженности среди провинциальной учащейся молодежи, проживающей на юге Тюменской области, позволят предложить мероприятия по снятию напряженности между обучающимися разных национальностей.
Исходя из цели исследования сформулированы следующие задачи:
1) охарактеризовать национальную идентификацию обучающихся;
2) выявить уровень межнациональной напряженности обучающихся школ и Агротехнологического колледжа;
3) измерить социальную дистанцию между представителями различных национальностей;
4) выявить роль образовательного учреждения в формировании среды для межнационального взаимодействия.
Гипотезы исследования: предполагается, что 1) национальная идентификация провинциальной молодежи носит устойчивый характер; 2) межнациональная напряженность возникает чаще среди обучающихся колледжа; 3) учащаяся молодежь чаще дистанцируется от сверстников среднеазиатских и кавказских национальностей; 4) основополагающую роль в формировании гармоничных межнациональных отношений у подростков и молодежи играет семья, а в развитии — образовательное учреждение.
Методы и инструментарий
Объект исследования — обучающиеся школ и Агротехнологического колледжа Заво-доуковска в возрасте от 14 до 20 лет. Метод исследования — онлайн-опрос. Анкета содержала 26 вопросов, ключевые показатели и индикаторы представлены в таблице 1. Объем выборочной совокупности составил 403 респондента (286 и 117 человек соответственно).
В опросе приняли участие 45,0 % юношей, обучающихся в колледже, и 34 % — учащихся школ, а также 55,0 и 66,5 % девушек, обучающихся соответственно в колледже и заводоуковских школах. Две трети опрошенных (66,7 %) обучающихся колледжа живут в г. Заводоуковске, а каждый третий житель села приехал для обучения в город. Распределение старшеклассников заводоуковских школ: 92,6 % живут в городе; 7,4 % приехали из сельских поселений в город.
Национальный состав участников опроса соответствует сложившейся структуре населения юга Тюменской области: более 80 % участников опроса русские, далее в порядке убывания — татары, башкиры, украинцы, азербайджанцы, армяне, немцы, узбеки, таджики, чеченцы и представители других национальностей (от 11,0 до 14,4 % в зависимости от места обучения).
Таблица 1
Ключевые показатели и индикаторы социологического исследования
Задача Показатель Индикатор Вопрос анкеты
Дать характеристику национальной идентификации обучающихся Национальная идентичность обучающихся Отношение к своей национальности А5
Отношение к своей национальной принадлежности 6
Чувство неполноценности из-за своей национальной принадлежности 7
Чувство стыда за людей своей национальности 8
Оценка дружбы между людьми одной национальности 9
Чувство превосходства представителей твоей национальности над другими 10
Выявить уровень межнациональной напряженности обучающихся школ и Агротехнологического колледжа Этническая толерантность Симпатии и антипатии к людям своей национальности 11
Отношение к национальности как фактору неприятности 12-13
Отношение к чужой речи как фактору напряженности 14
Оценка людей других национальностей при близком общении 15
Измерение социальной дистанции к представителям различных национальностей Социальная дистанция Готовность сотрудничества с представителем любого народа, несмотря на национальные различия 16
Готовность принять как друга представителей различных национальностей 17
Готовность принять как соседа представителей различных национальностей 18
Готовность принять как коллегу по учебе представителей различных национальностей 19
Готовность принять как жителя своего города, села представителей различных национальностей 20
Отрицание общения с представителями различных национальностей 21
Выявить роль образовательного учреждения в формировании среды для межнационального взаимодействия Оценка социальной среды Уважение к обычаям, традициям и языку иных национальностей 22
Помощь друг другу в затруднительных ситуациях вне зависимости от национальной принадлежности 23
Недружелюбные или враждебные высказывания о людях другой национальности 24
Оскорбления по национальному признаку 25
Хулиганские действия на межнациональной основе, физическое насилие (избиение, драки) 26
Анализ социально-демографических характеристик Социально-демографический портрет Пол, возраст, национальность, место проживания 1, 2, 3, 4
Результаты исследования
Выявление специфики межэтнической напряженности начнем с анализа ответов на вопрос, скрывают ли свою национальность старшеклассники заводоуковских школ (далее старшеклассники) и учащиеся Агротехнологического колледжа (далее учащиеся), расположенного в городе Заводоуковске. Анализ ответов показал, что большинство опрошенных никогда не скрывают свою национальность (89,0 и 92,6 % соответственно). Отметим, что только 6,5 % учащихся колледжа и 4,8 % старшеклассников признались в том, что скрывают свою национальную принадлежность постоянно или иногда.
Признаком национальной идентификации могут выступать ответы учащихся на вопрос об отношении к своей национальной принадлежности. Две трети обучающихся колледжа и чуть меньшее число старшеклассников ответили, что гордятся своей национальной принадлежностью (66,7 и 60,9 % соответственно), каждый третий учащийся колледжа к своей национальной принадлежности относится безразлично. Среди старшеклассников такой ответ дали на 6,2 % респондентов больше. Вызывает позитивную оценку, что только два участника онлайн-опросов (один старшеклассник и один обучающийся колледжа) стыдятся своей национальности.
На следующий вопрос: «Приходилось ли Вам испытывать чувство неполноценности из-за своей национальной принадлежности?» большинство опрошенных колледжа и общеобразовательных школ (85,5 и 89,1 % соответственно) ответили, что никогда не испытывали чувства неполноценности из-за своей национальной принадлежности. При этом 7,5 % учащихся и 5,9 % старшеклассников постоянно или иногда испытывают чувство неполноценности из-за своей национальной принадлежности. Еще 5,07,0 % старшеклассников и учащихся затруднились ответить на поставленный вопрос.
Следующим индикатором национальной идентификации выступают ответы на вопрос: «Приходилось ли Вам испытывать стыд за людей своей национальности?» Здесь каждый второй учащийся ответил, что никогда не испытывал стыд за людей своей национальности, а вот среди старшеклассников таких меньше на 10 %. При этом 41,0 % учащихся признались, что иногда испытывали стыд за людей своей национальности, а постоянно испытывали — 17,1 %, это каждый шестой респондент. При этом среди старшеклассников чувство стыда испытывал иногда или постоянно каждый второй (30,9 и 18,9 % соответственно). Одновременно 8,5 % учащихся затруднились ответить на поставленный вопрос, среди старшеклассников таких меньше — 5,3 %.
Далее участникам опроса было предложено высказать свое согласие или несогласие с утверждением, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности. Чуть более трех четвертей опрошенных учащихся (79,5 %) ответили, что скорее и совершенно не согласны с данным утверждением, среди старшеклассников таких больше — 88,4 %. Согласие с данным утверждением высказали 6,8 % учащихся (согласен — 4,6 % и скорее согласен — 2,2 %) и 3,9 % старшеклассников. При этом 13,7 % учащихся в чем-то согласны, а в чем-то не согласны с данным утверждением, а среди старшеклассников таких в два раза меньше (табл. 2).
Следующий вопрос позволил выяснить, приходилось ли респондентам испытывать превосходство представителей своей национальности над другими. Четверть опрошенных учащихся и старшеклассников (26,5 и 25,0 % соответственно) признались, что испытывали превосходство над людьми других национальностей: каждый десятый ответил «Да, постоянно», а каждый шестой — «Иногда». Чуть более половины опрошенных никогда не испытывали чувства превосходства над людьми других национальностей. При этом каждый пятый учащийся и каждый четвертый старшеклассник затруднились ответить на поставленный вопрос.
Таблица 2
Распределение ответов на утверждение, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности, в зависимости от места обучения, в % к общему числу опрошенных
Вариант ответа Обучающиеся
школ колледжа
Согласен 2,5 4,6
Скорее согласен 1,4 2,2
В чем-то согласен, в чем-то нет 7,7 13,7
Скорее не согласен 14,4 13,7
Не согласен 74,0 65,8
Индикатором этнической толерантности могут выступать ответы на вопрос, трудно ли уживаются участники опроса с людьми своей национальности. Почти каждый пятый учащийся признался, что иногда или постоянно испытывает затруднения при общении с людьми своей национальности. Среди старшеклассников таких больше на 4,5 %. Почти три четверти учащихся и две трети старшеклассников имеют противоположную позицию, они ответили, что не испытывают затруднений при общении с людьми своей национальности. Почти каждый десятый учащийся и старшеклассник испытал затруднения с ответом на данный вопрос.
Более чем две трети опрошенных учащихся считают, что люди других национальностей иногда или постоянно создают неприятности (33,3 и 6,0 % соответственно). Среди старшеклассников таких меньше на 6,0 %. При этом чуть более половины опрошенных учащихся ответили, что люди других национальностей никогда не создают им неприятности, среди старшеклассников такого мнения придерживаются на 7,2 % больше. Почти каждый десятый участник опроса затруднился ответить на поставленный вопрос.
Каждый третий учащийся, принявший участие в опросе, постоянно или иногда испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь. Среди старшеклассников таких больше на 7,1 %. При этом более половины опрошенных (57,2 и 58,1 % соответственно) никогда не испытывают такого напряжения (табл. 3). Отметим, что 7,7 % учащихся затруднились ответить на данный вопрос, среди старшеклассников таких в 5 раз меньше.
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос, испытывают ли респонденты напряжение, когда слышат вокруг себя чужую речь, в зависимости от места обучения, в % к общему числу опрошенных
Вариант ответа Обучающиеся
школ колледжа
Да 7,4 5,1
Иногда 33,9 29,1
Никогда 57,2 58,1
Затрудняюсь ответить 1,5 7,7
Ответы на следующий вопрос позволили выявить направленность в межнациональных взаимодействиях (позитивную или негативную). Каждый десятый участник опроса испытывает раздражение при близком общении с людьми других национальностей. При этом чуть более чем три четверти учащихся не испытывают раздражение при близком общении с людьми других национальностей, среди школьников таких больше на 6,1 % (79,5 и 85,6 % соответственно). Каждый десятый учащийся затруднился ответить на данный вопрос, среди старшеклассников таких в 2,5 раза меньше (табл. 4). По нашему мнению, за формулировкой «Затрудняюсь ответить» скрывается неуверенность участников опроса, в первую очередь учащихся колледжа, поскольку именно они чаще старшеклассников выбирают данный, нейтральный вариант ответа.
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос, испытывают ли респонденты раздражение при близком общении с людьми других национальностей, в зависимости от места обучения,
в % к общему числу опрошенных
Вариант ответа Обучающиеся
школ колледжа
Да 2,0 1,9
Иногда 8,1 7,5
Никогда 85,6 79,5
Затрудняюсь ответить 4,3 11,1
На вопрос: «Должны ли люди других национальностей иметь ограничения в праве проживания в г. Заводоуковске, три четверти учащихся ответили отрицательно, среди старшеклассников таких на 12,1 % больше. При этом 14,5 % учащихся ответили, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания в г. Заводоуковске, среди старшеклассников так считают менее 10 % (табл. 5). При этом 12,0 % учащихся затруднились вновь ответить на поставленный вопрос, среди старшеклассников таких вдвое меньше.
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос, что люди других национальностей должны иметь ограничения в праве проживания в г. Заводоуковске, в зависимости от места обучения, в % к общему числу опрошенных
Вариант ответа Обучающиеся
школ колледжа
Да 3,0 3,4
Иногда 6,1 11,1
Никогда 85,6 73,5
Затрудняюсь ответить 6,3 12,0
Готова ли учащаяся молодежь взаимодействовать и иметь дела с представителями любых национальностей? Или национальные различия оказывают влияние на принятие решения о деловых взаимоотношениях? Ответы на данные вопросы можно получить из таблицы 6. Как видим, однозначно готовы иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия, три четверти опрошенных старшеклассников и на 7,4 % меньшее число учащихся. Каждый шестой признался, что готов, но не всегда — иногда, среди старшеклассников такой вариант ответа выбрали в два раза меньшее число опрошенных. А вот четкий отрицательный ответ на данный вопрос высказали менее 10 % процентов участников опроса (6,8 и 8,1 % соответственно), и такое же число учащихся и старшеклассников затруднились ответить на данный вопрос.
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос о готовности иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия, в зависимости от места обучения,
в % к общему числу опрошенных
Вариант ответа Обучающиеся
школ колледжа
Да 77,5 70,1
Иногда 8,1 16,2
Никогда 8,1 6,8
Затрудняюсь ответить 6,3 6,9
В ходе исследования нам удалось измерить социальную дистанцию между представителями различных национальностей. Традиционно выделяют следующие шкалы социальной дистанции: готовность принять в качестве друга, соседа, коллеги по учебе, жителя моего города, села или не хотел бы с ним общаться, видеть в своем городе. Если провести анализ оценок участников опроса по всем предложенным дистанциям в зависимости от национальности, то можно увидеть, что большинство опрошенных готовы принять представителей других национальностей в лучшем случае как друзей или жителей своего города или населенного пункта. Позитивная оценка присутствует в отве-
тах от 31 до 63 % участников опроса в зависимости от анализируемой национальности. При этом русских, украинцев и белорусов выбирают чаще в качестве друзей, а не жителей своего города, а узбеков и таджиков, наоборот, готовы чаще принять в качестве жителей своего города, но не в качестве близкого друга. Представителей других национальностей готовы принять почти одинаковое число опрошенных учащихся и старшеклассников и в качестве близкого друга, и в качестве жителей своего города. При этом от 3 до 11 % участников опроса готовы принять представителей определенной национальности в качестве соседа или коллеги по учебе. Как видно из данных таблицы 7, каждый десятый старшеклассник и учащийся готов принять представителей всех национальностей (кроме русских, татар и башкир) в качестве соседа, а в качестве коллеги по учебе почти в два раза реже называются украинцы и белорусы, в 2,5-3 раза реже азербайджанцы, чеченцы, ингуши, грузины, армяне, осетины, в 5 раз реже — представители из Средней Азии. Татар, башкир и русских готовы принять и в качестве друга, и в качестве соседа.
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос, в каком качестве респонденты готовы лично принять людей определенных национальностей, в зависимости от места обучения, в % к общему числу опрошенных
В качестве
Национальность друга соседа коллеги по учебе жителя моего города не хочу общаться и видеть в своем городе
Татары, башкиры 40,2/ 41,3 5,0/ 6,7 6,0/ 5,7 41,9/ 42,0 6,9/ 4,3
Русские 58,1/ 63,4 3,3/ 3,0 3,3/ 5,0 31,6/ 28,5 3,5/ 1,9
Украинцы, белорусы 42,7/ 47,3 11,1/ 9,5 6,0/ 6,0 35,0/ 33,6 5,2/ 3,6
Узбеки, таджики 34,2/ 37,1 11,1/ 7,4 1,7/ 6,0 40,2/ 43,1 12,8/ 6,4
Азербайджанцы, чеченцы, 39,3/ 7,0/ 2,3/ 37,6/ 13,7/
ингуши 38,2 8,1 4,3 41,3 7,4
Грузины, армяне, осетины 37,6/ 41,8 8,5/ 8,2 3,5/ 7,1 37,6/ 37,6 12,8/ 5,3
Примечание: в числителе представлены ответы учащихся колледжа, в знаменателе — старшеклассников школ.
Далее подробнее рассмотрим оценки участников по каждой анализируемой дистанции. Первая дистанция — принятие в качестве друга. Как показывают данные, представленные в таблице 7, этническая общность не является однозначным фактором желательности и возможности принятия в качестве друга представителя той или иной национальности. Более половины опрошенных учащихся допускают принятие в каче-
стве друга русских, чуть меньше половины — украинцев, белорусов, татар и башкир. Представителей других национальностей готовы принять около трети опрошенных учащихся. По нашему мнению, это объясняется тем, что представители указанных национальностей в сельских районах юга Тюменской области поселились в ходе миграционных процессов, а взаимоотношения русских, татар и украинцев носят длительный характер. Более того, перечисленные этносы в структуре населения области имеют численное преобладание. В ответах старшеклассников при оценке национальности друга, в отличие от учащихся колледжа, не выявлено значимых различий, можно отметить, что их число превышает от 3 до 5 % в зависимости от национальности. Например, в качестве друга готовы принять 42,7 % учащихся, а среди старшеклассников таких 47,3 %. Азербайджанцев, чеченцев, ингушей готовы принять как жителей своего города 37,6 % учащихся и 41,3 % старшеклассников.
В качестве желательного соседства учащиеся и старшеклассники рассматривают преимущественно украинцев и белорусов, а также узбеков и таджиков, далее следуют грузины, армяне и осетины. В ответах старшеклассников и учащихся при оценке национальности соседа, как видим, не выявлено значимых различий, можно отметить количественное превышение позитивных оценок к представителям отдельных национальностей. Например, в качестве соседа каждый десятый учащийся (11,1 %) готов принять узбеков и таджиков, среди старшеклассников готовность высказали только 7,4 %. В целом учащаяся молодежь не дистанцируется от выходцев из Средней Азии, это говорит об отсутствии неприязненного отношения к ним (см. табл. 7).
Поскольку значительная часть социальных взаимодействий осуществляется в образовательном учреждении, то оценка друг друга происходит в ходе учебных и практических занятий, когда оценке подвергаются в первую очередь знания, а также личностные и деловые качества. Поэтому в качестве коллеги по учебе учащиеся выбирают преимущественно представителей татарской и башкирской национальности, а также украинцев и белорусов. А вот узбеков и таджиков учащиеся менее всего склонны видеть в качестве коллег по учебе, поскольку те, чаще всего плохо владеют русским языком, сложнее усваивают учебный материал, традиционные российские ценности, пытаются воспроизводить в учебных заведениях этнические стереотипы поведения.
Следующая шкала социальной дистанции — «житель моего города, села». Как видим из данных таблицы 7, различия между представителями анализируемых национальностей не значительны. В качестве постоянных жителей г. Заводоуковска учащиеся и старшеклассники готовы принять приезжих и из Средней Азии и с Северного Кавказа, но наибольшее предпочтение получили представители татарской и башкирской национальности, традиционно населяющие юг Тюменской области.
Последняя шкала, которую следует проанализировать, — «нежелание общаться и видеть в своем городе» представителей определенных национальностей, то есть желание исключить из круга своего общения, а также желание не поддерживать формальные и неформальные контакты. Ответы на данный вопрос в открытой или скрытой форме доказывают нам интолерантное отношение к представителям следующих национальностей: узбекам, таджикам, азербайджанцам, чеченцам, ингушам, грузинам, армянам, осетинам. Хотя уровень неприятия не является критическим, но свидетельствует о
наличии напряженности и конфликтности в межэтнических отношениях в первую очередь учащихся колледжа. Проводя сравнительный анализ ответов учащихся и старшеклассников, можно увидеть двухразовое превышение у учащихся негативных оценок к представителям отдельных национальностей. Например, с узбеками и таджиками не хотели бы общаться 12,8 % учащихся, среди старшеклассников таких только 6,4 %.
Проведенный выше анализ подтверждает наличие неприязненного отношения и учащихся, и старшеклассников к представителям Средней Азии и Северного Кавказа, поэтому далее рассмотрим ответы участников опроса о причинах, вызывающих раздражение и неприязнь к представителям некоторых народов, с которыми им приходилось общаться во время учебы и свободное время. Разрешалось выбрать все возможные варианты причин.
Триада причин, названных старшеклассниками и учащимися, различается, но главные причины носят социокультурную окраску. Чуть более четверти опрошенных старшеклассников основной причиной назвали отсутствие у приезжих элементарной культуры и неумение себя вести в обществе, по оценкам учащихся колледжа, данная причина занимает четвертую позицию. По мнению четверти опрошенных учащихся и старшеклассников, второй причиной (первой у учащихся) является то, что приезжие ведут себя развязно, как хозяева, не соблюдают обычаи нашей страны. Безусловно, данная причина способствует возникновению и развитию межнациональных конфликтов, экстремистских настроений среди молодежи и других негативных последствий, с которыми столкнулись европейские государства, открыв границы для мигрантов. Пропагандируемые европейские ценности не нашли поддержки у мигрантов, они продолжали соблюдать свои традиционные ценности, игнорируя ценности принимающего общества.
Каждый пятый учащийся и старшеклассник считает, что люди других национальностей враждебно относятся к русским. Отметим, что для старшеклассников данная причина в рейтинге занимает третью позицию, а у учащихся — вторую. В чем проявляется враждебность, предстоит изучить на следующем этапе исследования. Чуть меньшее число опрошенных опасаются их в связи с угрозой терроризма (17,1 %).
Почти каждый десятый респондент раздражается и испытывает неприязненное отношение к представителям некоторых национальностей из-за манеры их поведения, внешности, одежды.
Отметим, что причинами раздражения и неприязни названы и экономические причины: респондентам не нравится, что они контролируют определенные сферы бизнеса, отнимают рабочие места у местного населения и занимаются преступной деятельностью.
Как было отмечено выше, значительную часть времени обучающиеся проводят на территории учебного заведения, где посещают учебные занятия или практические работы в специально отведенных лабораториях, мастерских. Кроме того, в образовательных учреждениях работают творческие кружки, спортивные секции, где происходит непосредственное общение учащихся различных национальностей между собой, а также с учителями и наставниками. В образовательной среде происходят формирование и развитие толерантного отношения к представителям различных национальностей;
школа, колледж являются институтами этнической и религиозной социализации учащейся молодежи. Рассмотрим оценки учащихся и старшеклассников некоторых условий, сложившихся в Агротехнологическом колледже и заводоуковских школах. Участники опроса оценивали по пятибалльной шкале (где 1 балл означает наименьшую выраженность сложившихся условий, 5 баллов — наибольшую выраженность) пять условий, способствующих развитию толерантного отношения к представителям различных национальностей.
Две трети опрошенных учащихся и старшеклассников считают, что в колледже и школе созданы благоприятные условия, позволяющие проявлять уважение к обычаям, традициям и языку учащихся иных национальностей, именно они поставили высшие баллы (4 и 5). При этом каждый пятый поставил среднюю оценку (3), а каждый десятый наименьшие баллы. Можно предположить, что один из десяти обучающихся придерживается противоположного мнения: в колледже не созданы условия для уважительного отношения к обычаям, традициям и языку учащихся иных национальностей (табл. 8).
Таблица 8
Оценки обучающихся некоторых условий, характеризующих ситуацию в колледже,
в % к общему числу опрошенных
Характеристика Оценка (в баллах)
1 — наименее выражено 2 3 4 5 — наиболее выражено
Уважение к обычаям, традициям и языку иных национальностей 5,3/ 7,7 5,7/ 3,4 21,2/ 19,7 29,7/ 21,4 38,2/ 47,9
Помощь друг другу в затруднительных ситуациях вне зависимости от национальной принадлежности 3,9/ 10,3 4,3/ 4,3 11,3/ 13,7 28,0/ 17,9 52,5/ 53,8
Недружелюбные или враждебные высказывания о людях другой национальности 40,7/ 50,4 22,1/ 14,5 19,6/ 20,5 8,6/ 6,8 8,9/ 7,7
Оскорбления по национальному признаку 52,2/ 57,3 17,6/ 12,8 14,4/ 16,2 8,3/ 4,3 7,6/ 9,4
Хулиганские действия на межнациональной основе, физическое насилие (избиение, драки) 55,0/ 57,3 16,8/ 12,8 12,1/ 17,1 8,6/ 4,3 7,5/ 8,5
Примечание: в числителе представлены ответы учащихся колледжа, в знаменателе — старшеклассников школ.
Более чем три четверти опрошенных учащихся (80,5 %) считают, что в колледже готовы помочь друг другу в затруднительных ситуациях вне зависимости от национальной принадлежности, среди старшеклассников таких меньше — 71,7 %. Противоположную точку зрения высказали 8,2 % учащихся, согласно которой в колледже при оказании помощи обращают внимание на национальность обращающегося. Отметим, что среди старшеклассников такого мнения придерживается почти в два раза большее число респондентов. Каждый десятый участник опроса поставил среднюю оценку (1 и 3).
Почти две трети опрошенных склоняются к тому, что в колледже и школе не приняты недружелюбные или враждебные высказывания о людях другой национальности. При этом 17,7 % учащихся считают, что в колледже приняты недружелюбные или враждебные высказывания о людях другой национальности, среди старшеклассников такую оценку дали 14,5 % опрошенных. Отметим, что каждый пятый участник анкетного опроса поставил среднюю оценку.
Примерно аналогичные оценки мы видим, анализируя ответы учащихся и старшеклассников на оставшиеся две составляющие социально-психологической атмосферы, сложившейся в образовательных учреждениях. Так, 15,9 % учащихся уверены, что в колледже приняты оскорбления по национальному признаку, они поставили высшие баллы выраженности данным проявлениям (4 и 5); в школах они происходят реже, среди старшеклассников такие оценки поставили 12,6 % опрошенных. Среднюю оценку поставили 14,4 и 16,2 % учащихся и старшеклассников соответственно. Две трети опрошенных считают, что в школе и колледже не наблюдаются оскорбления по национальному признаку.
По мнению 16,1 % учащихся, в колледже происходят хулиганские действия на межнациональной почве, наблюдается физическое насилие (избиения и драки), в школах это наблюдается реже: среди старшеклассников такое мнение высказали 12,8 % опрошенных. Чуть более чем две трети опрошенных высказали противоположную оценку: в колледже и школе не происходят хулиганские действия на межнациональной основе, нет случаев физического насилия (избиений, драк).
Выводы
Результаты исследования, проведенного среди провинциальной учащейся молодежи, показали, что место обучения оказывает влияние на состояние отношений, складывающихся между старшеклассниками и учащимися разных национальностей. Специфика сельских районов юга Тюменской области (как и большинства российских регионов) не позволяет большинству сельских подростков получить общее среднее или среднее специальное образование в своих поселениях. Большинство школьников получают образование (как начальное, так и среднее, и общее среднее) в близлежащих крупных населенных пунктах, районных центрах или провинциальных городах. Большинство сельских выпускников средних школ поступают в колледж для получения одновременно общего среднего образования и освоения новой профессии. Незначительная часть продолжают обучение в общеобразовательных школах для последующего поступления в высшие учебные заведения.
Общение молодых людей между собой в образовательных учреждениях и вне стен школ и колледжа способствует формированию позитивного и негативного потенциала, на который оказывают влияние многие факторы, о которых речь шла выше. С одной стороны, общение старшеклассников и учащихся разных национальностей способствует преодолению национальных стереотипов, распространению позитивной информации об особенностях своей этнокультурной среды, преодолению напряженности и негативных стереотипов. С другой стороны, общение между собой во время учебных
и практических занятий, в досуговой среде (кружки, секции, библиотеки и пр.) может способствовать возникновению разного рода конфликтов.
Следует отметить, что сформулированные гипотезы в ходе проведенного исследования подтвердились.
1. Национальная идентификация провинциальной молодежи носит устойчивый характер: более половины обучающихся колледжа и старшеклассников гордятся своей национальной принадлежностью, большинство опрошенных никогда не испытывали неполноценность из-за своей национальной принадлежности.
2. Межнациональная напряженность возникает чаще среди обучающихся колледжа в связи со спецификой контингента обучающихся. Две трети учащихся — это сельская молодежь, которая в отличие от городской (провинциальной) молодежи имеет более низкую образовательную подготовку, в материальном плане менее обеспечена, находясь в отрыве от родительского дома, чаще испытывает стресс и не может сразу адаптироваться к городской жизни, более подвержена влиянию окружающей среды.
3. Учащаяся молодежь чаще дистанцируется от сверстников среднеазиатских и кавказских национальностей, что выражается в нежелании общаться и видеть в своем городе в первую очередь узбеков, таджиков, азербайджанцев, чеченцев, желание исключить их из круга своего общения, не поддерживать с ними формальные и неформальные контакты.
4. В образовательных учреждениях сложилась атмосфера уважительного отношения к обычаям, традициям и языку учащихся всех национальностей, взаимной помощи в затруднительных ситуациях вне зависимости от национальной принадлежности. Не приветствуются недружелюбные высказывания о людях другой национальности, оскорбления по национальному признаку и хулиганские действия на межнациональной почве. Таким образом, основополагающую роль в формировании гармоничных межнациональных отношений у подростков и молодежи играет семья, а в их развитии — образовательное учреждение. Таким образом, администрация учебного заведения совместно с родительским комитетом должна искать и реализовывать эффективные мероприятия для поддержания позитивного коммуникативного пространства учащейся молодежи.
Библиографический список
[1] Новый текст Конституции Российской Федерации с поправками 2020. - Текст : электронный // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации : официальный сайт. - URL: http://duma.gov.ru/news/48953/.
[2] Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/. - Текст : электронный.
[3] Конев, Ю. М. Социальные настроения сельских жителей юга Тюменской области / Ю. М. Конев, М. Л. Белоножко, О. М. Барбаков. - Текст : непосредственный // Социологические исследования. - 2016. - № 3 (383). - С. 82-87.
[4] Конев, Ю. М. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи (по результатам социологического опроса студентов Тюменского государственного нефтегазового университета) / Ю. М. Конев, Л. В. Ребышева, Ю. П. Савицкая. -Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 1-2. - С. 203-205.
[5] Россия — Тюмень : векторы евразийского развития : [коллективная монография] / Г. А. Байгонакова О. М. Барбаков, М. Л. Белоножко [и др.] ; под редакцией В. К. Левашова, Н. Г. Хайруллиной ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Тюменский государственный нефтегазовый университет. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2015. - 324 с. - Текст : непосредственный.
[6] Хайруллина, Н. Г. Межэтнические отношения в Тюменской области : динамика и тенденции / Н. Г. Хайруллина, Е. М. Воробьев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Тюменский государственный нефтегазовый университет. -Тюмень : ТюмГНГУ, 2014. - 196 с. - Текст : непосредственный.
[7] Хайруллина, Н. Г. Межэтнические отношения в полиэтничном российском регионе: социологическое измерение / Н. Г. Хайруллина. - Текст : непосредственный // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. - 2013. - № 1. - С. 182-184.
[8] Игнатова, Е. В. Общественно-политические, межнациональные и межконфессиональные отношения в оценках студентов / Е. В. Игнатова, Н. Г. Хайруллина, Н. В. Казакова. - Текст : непосредственный // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2020. - № 2. - С. 129-133.
[9] Ковров, В. Ф. Проблемы гармонизации межнациональных отношений в Республике Башкортостан : специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Ковров Владимир Федорович. - Уфа, 2000. - 126 с. - Текст : непосредственный.
[10] Khairullina, N. G. Interaction between générations : a sociological approach / N. G. Khairulli-na, K. N. Sadykova. - DOI 10.5829/idosi.wasj.2014.31.01.14279. - Direct text // World Applied Sciences Journal. - 2014. - Vol. 31, Issue 1. - P. 124-127.
[11] Хайруллина, Н. Г. Влияние пандемии коронавируса на социальное пространство студентов / Н. Г. Хайруллина, А. Л. Егоров, В. Ф. Ковров. - DOI 10.46320/20734506-2020-8-147-382-383. - Текст : непосредственный // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 8 (147). - С. 382-383.
References
[1] Novyy tekst Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii s popravkami 2020. (In Russian). Available at: http://duma.gov.ru/news/48953/
[2] Ukaz Prezidenta RF ot 19.12.2012 No 1666 "O Strategii gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda". (In Russian). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/
[3] Konev, Yu. M., Belonozhko, M. L., & Barabakov, O. M. (2016). Social mood of rural residents in the south of Tyumen region. Sociological Studies, (3(383)), рр. 82-87.
[4] Konev, Yu. M., Rebysheva, L. V., & Savitskaya, Yu. P. (2015). Valuable orientations of modern students (based on a poll of students of the Tyumen State Oil and Gas University). Modern Problems of Science and Education. Surgery, (1-2), рр. 203-205. (In Russian).
[5] Baygonakova, G. A., Barbakov, O. M., Belonozhko, M. L., Gavriliuk, V. V., Gavriliuk, T. V., Grosheva, I. A.,... Shelomentseva, V. P. (2015). Rossiya - Tyumen': vektory ev-razijskogo razvitiya. Tyumen, Tyumen State Oil and Gas University Publ., 324 p. (In Russian).
[6] Khairullina, N. G., & Vorob'ev, E. M. (2014). Mezhetnicheskie otnosheniya v Tyu-menskoy oblasti: dinamika i tendentsii. Tyumen, Tyumen State Oil and Gas University Publ., 196 p. (In Russian).
[7] Khairullina, N. G. (2013). Interethnic relations in multiethnic Russian region: sociological dimension. Vestnik KGTU im. A. N. Tupoleva, (1), pp. 182-184. (In Russian).
[8] Ignatova, E. V., Khayrullina, N. G., & Kazakova, N. V. (2020). Social and political, inter-national and interconfessional relations in estimations of students. Economical and humanities researches of the regions, (2), pp. 129-133. (In Russian).
[9] Kovrov, V. F. (2000). Problemy garmonizatsii mezhnatsional'nykh otnosheniy v Respu-blike Bashkortostan. Diss. ... kand. sotsiol. nauk. Ufa, 126 p. (In Russian).
[10] Khairullina, N. G., & Sadykova, K. N. (2014). Interaction between generations: a sociological approach. World Applied Sciences Journal, 31(1), pp. 124-127. (In English). DOI: 10.5829/idosi.wasj.2014.31.01.14279
[11] Khayrullina, N. G., Egorov, A. L., & Kovrov, V. F. (2020). Impact of the coronavirus pandemic on students' social space. Eurasian Law Journal, (8(147)), pp. 382-383. (In Russian). DOI: 10.46320/2073-4506-2020-8-147-382-383
Получена / Submitted: 16/10/2021
Доработана / Revised: 11/11/2021
Принята к публикации / Accepted: 13/11/2021