Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВА КОНСТРУИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВА КОНСТРУИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ирназаров Рашит Исмагилович, Коровкина Наталья Владимировна, Садретдинова Эвеллина Винеровна, Хайруллина Нурсафа Гафуровна, Шайхисламов Рафаэль Бадретдинович

В статье рассматриваются перспективы исследования российской идентичности. Особое внимание уделяется исследованию таких аспектов формирования российской идентичности, как социокультурная интеграция российского общества по «горизонтали» и «вертикали» в контексте и вне контекста межэтнических и межконфессиональных процессов. Обосновывается идея о важности формирования российской идентичности «снизу», самими гражданами, общественностью. Для этого необходима сеть полноценных как вертикальных, так и горизонтальных коммуникаций, служащей каналом дискуссий, обсуждений проблем российского единства и путей их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ирназаров Рашит Исмагилович, Коровкина Наталья Владимировна, Садретдинова Эвеллина Винеровна, Хайруллина Нурсафа Гафуровна, Шайхисламов Рафаэль Бадретдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE PUBLIC AS THE BASIS FOR CONSTRUCTING RUSSIAN IDENTITY

The article discusses the prospects of the study of Russian identity. Special attention is paid to the study of such aspects of the formation of the Russian identity, as a social and cultural integration of Russian companies in the «horizontal» and «vertical» in context and out of context of interethnic and interfaith processes. Substantiates the idea of the importance of the formation of Russian identity «from below» by citizens and the public. This requires a full network of both vertical and horizontal communications, serving as a channel for debate, discussion of problems of Russian unity and ways of their solution.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВА КОНСТРУИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

российской молодежи является маркером состояния всего российского общества в целом, что накладывает на государственные органы власти особую ответственность в реализации ГМП. Реализация социального потенциала молодежи заставляет всех акторов данного процесса к прагматичной, последовательной деятельности в создании благоприятных условий для раскрытия потенциала молодого поколения.

Список литературы_

1. Глотов М. Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10.

2. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи: учеб. пособие. Екатеринбург: Науч.-исслед. центр при институте молодежи, 1997. - 211 с.

3. Нигматуллина Т. А. Государственная молодежная политика в федеративной России: инновационные парадигмы / Т. А. Нигматуллина Башкирский институт социальных технологий. - УФА: БИСТ, 2012. - 188 С.

4. «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=6881#0 (дата обращения: 17.10.2016).

_Сведения об авторах

Михайлов Сергей Юрьевич, аспирант, Тюменский индустриальный университет, тел. 89123858319, e-mail: [email protected]

Просекова Марина Николаевна, д. ф. н., профессор, Тюменский индустриальный университет, тел. 8(3452)453524, е-mail: filosofia@tsogu. ru

Mikhailov S. Yu., master of sciences of the Department of drilling of oil and gas wells, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)283398, e-mail: [email protected]

Prosekova M. N., Doctor of Philosophy, professor, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)453524, е-mail: [email protected]__

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

УДК 316.77

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВА КОНСТРУИРОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ2

THE FORMATION OF THE PUBLIC AS THE BASIS FOR CONSTRUCTING

RUSSIAN IDENTITY

Р. И. Ирназаров, Н. В. Коровкина, Э. В. Садретдинова, Н. Г. Хайруллина, Р. Б. Шайхисламов

R. I. Irnasarov, N. V. Korovkina, E. V. Sadretdinova, N. G. Khairullina, R. B. Schakhislamov

Ключевые слова: российская идентичность; российская нация; этническая идентичность; конфессиональная идентичность; связи с общественностью; социальное конструирование; социокультурная интеграция Key words: Russian identity; the Russian nation; ethnic identity; religious identity; public relations; social construction;

sociocultural integration

2Статья выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда по проекту № 15-13-02021 «Особенности формирования гражданской идентичности россиян в полиэтничном регионе (на примере Республики Башкортостан)». В статье приведены данные, полученные в результате исследования по гранту в 2015-2016 годах. В исследованиях по гранту опрошено 1000 респондентов старше 18 лет по систематической выборке населения Республики Башкортостан. Ошибка выборки не превышает 3%.

В статье рассматриваются перспективы исследования российской идентичности. Особое внимание уделяется исследованию таких аспектов формирования российской идентичности, как социокультурная интеграция российского общества по «горизонтали» и «вертикали» в контексте и вне контекста межэтнических и межконфессиональных процессов. Обосновывается идея о важности формирования российской идентичности «снизу», самими гражданами, общественностью. Для этого необходима сеть полноценных как вертикальных, так и горизонтальных коммуникаций, служащей каналом дискуссий, обсуждений проблем российского единства и путей их решения.

The article discusses the prospects of the study of Russian identity. Special attention is paid to the study of such aspects of the formation of the Russian identity, as a social and cultural integration of Russian companies in the «horizontal» and «vertical» in context and out of context of interethnic and interfaith processes. Substantiates the idea of the importance of the formation of Russian identity «from below» by citizens and the public. This requires a full network of both vertical and horizontal communications, serving as a channel for debate, discussion of problems of Russian unity and ways of their solution.

После распада СССР в общественных науках закономерно обозначился интерес к проблеме формирования российской идентичности. За последние десятилетия социологами, философами, политологами достаточно глубоко изучен уровень российской идентичности в обществе в целом и в различных социальных группах. В большинстве исследований основное внимание уделялось соотношению этнической и российской (гражданской) идентичности, при этом явно или неявно предполагалась важность приоритета российской идентичности над этнической идентичностью. В последние годы происходит переосмысление многими учеными этой идеи: нельзя рассматривать этническую и российскую идентичности как антитезы, они не исключают, а дополняют друг друга. В сознании большинства граждан страны нет конфликта между этими идентичностями.

По нашим исследованиям (здесь и далее приводятся данные опросов, проведенных по гранту РГНФ «Особенности формирования гражданской идентичности россиян в полиэтничном регионе (на примере Республики Башкортостан)»), 43 % респондентов ощущают себя в равной мере и россиянином, и человеком своей национальности; 31 % — скорее россиянином, чем человеком своей национальности; 16 % — скорее человеком своей национальности, чем россиянином. При этом почти половина респондентов относят многонациональность России к ее сильной стороне, создающей возможности для благополучия страны, и лишь 5 % респондентов полагают, что это является препятствием для развития страны; треть респондентов считают многонациональность страны и сильной стороной, и препятствием для развития России. Следовательно, необходимо найти те факторы многонациональности, которые способствуют и которые препятствуют формированию российской идентичности.

В исследованиях стали выделять государственно-гражданскую (политическую) и общественно-гражданскую (социальную) составляющие российской идентичности. В последние годы в связи с «исламским фактором» обозначился интерес в конфессиональной (этноконфессиональной) идентичности, ее взаимосвязи с российской идентичностью.

Мировой (прежде всего, западноевропейский) опыт показывает, что гражданская идентичность в многонациональном и многоконфессиональном сообществе не может быть успешно сформирована на основе политики не только ассимиляции и сепарации, но и мултикультурализма. Кризис западноевропейского мультикультурализма обусловливает необходимость поиска путей социокультурной интеграции как основы российской идентичности — добровольной стратегии и тактики взаимного принятия культур и формирования на этой основе более сложной и богатой, разделяемой разными социальными, этническими, конфессиональными группами культуры. Российская идентичность может быть результатом именно такой социокультурной интеграции.

Сегодня перед общественными науками явственно обозначились следующие грани научной проблемы российской идентичности.

Первая — это соотношение государственной и социальной составляющих в российской идентичности: в какой степени в общественном сознании они различаются; определяют и формируют друг друга; какая является базовой и какая — надстроечной. В общественном

сознании присутствуют представления и о гражданском, и культурном, и этническом содержании российской нации. Согласно нашим исследованиям, (28 % респондентов считают, что российская нация — это полиэтническое образование («все нации России образуют вместе единую российскую нацию»), четверть респондентов полагают, что российская нация есть гражданское объединение страны; 18 % респондентов усматривают в российской нации особый социокультурный феномен («кто говорит по-русски, связан с русской культурой независимо от национальности»); 5 % респондентов утверждают, что российская нация — это и есть русские; 15 % респондентов утверждают, что нет такой особой нации, как российская, а есть разные нации, представляющие Россию. Эти представления отражают сложность, многоуровневость, разноплановость российской идентичности.

Вторая — это взаимосвязь российской идентичности и ее составляющих не только с этнической и конфессиональной, но и другими видами социальной идентичности (региональной, локальной, стратификационной). Например, как влияет на формирование российской идентичности характер расслоения российского общества по доходам, собственности, власти, возможности вертикальной мобильности. Необходимо анализировать российскую идентичность не только в аспекте межэтнической и межконфессиональной интеграции, но и в плане социальной интеграции общества в целом. Согласно нашим исследованиям, интегрирующие факторы российской идентичности («что объединяет россиян?») ранжируются в общественном сознании в следующем порядке: общая история соседства, совместного проживания народов России; общая экономика; русский язык как средство общения; участие разных народов страны в войнах против иноземных захватчиков; схожесть традиций, характера народов; православие и ислам как традиционные религии страны; многообразие национальных культур; центральная государственная власть; современные геополитические угрозы.

Как видим, лидирующие позиции занимают диахронические и синхронические социокультурные интегрирующие факторы. Факторы дезинтеграции российской идентичности («что разъединяет россиян, является причиной разобщенности?») ранжируются следующим образом: разделение общества на бедных и богатых; оторванность власти от населения; межнациональные конфликты в прошлом; миграция из Средней Азии и Закавказья; частная собственность на землю и природные богатства; разные взгляды и ценности молодежи и старшего поколения; миграция из других регионов России; несхожесть традиций, характеров народов; различия в языках общения; религиозные различия; многонациональность России; существование в России национальных республик.

Многонациональность страны, особенности федеративного устройства замыкают перечень факторов дезинтеграции. Но первые две позиции занимают факторы, не связанные с этническим составом страны. Следовательно, формирование российской идентичности предполагает сегодня не только и не столько межэтническую, сколько межстрановую интеграцию. Важно не только изучать российскую идентичность высших, средних и низших слоев по критериям доходов, собственности и власти, но и найти «мостики», способные объединить эти социальные слои в рамках единой «российской нации». Без этого все попытки создания российской нации будут безуспешными.

Третья — это «глубина» российской идентичности. Согласно нашим последним исследованиям, в которых «глубина» социальной принадлежности измерялась в шкалах «простая формальность», «не самое важное значение», «важное значение, хотя могу представить себя вне этой группы», «не представляю себя вне этой группы», существует четкая зависимость степени идентичности от типа социальных групп. Не представляют себя вне своей семьи три четверти, вне родственников — половина, вне своих друзей — треть респондентов, тогда как вне жителей России не представляют себя только каждый четвертый, вне своей этнической группы и вне своей конфессии — каждый пятый респондент. Каждый пятый респондент считает свою принадлежность к жителям России простой формальностью (отметим, что формальностью свою принадлежность к этносу и конфессии считают соответственно 22 и 26 % опрошенных). Следовательно, существует определенная иерархия

79

российской идентичности. С этими данными коррелируются ответы на другой вопрос «Что считать своей Родиной?». 23 % респондентов согласны с мнением о том, что Родина — там, где тебе хорошо, и не обязательно это страна, село, город, где ты родился и вырос. Потенциально каждый пятый респондент может отказаться от российской идентичности. Это, как мы полагаем, требует изучения «глубины» российской идентичности.

Четвертая — «ширина» российской идентичности. С российским народом, его культурой и историей отождествляют себя не только граждане РФ, но и наши соотечественники в ближнем и дальнем зарубежье. Большинство наших сограждан считают тех жителей дальнего и ближнего зарубежья, кто связан историческими, культурными и этническими корнями с нашей страной, своими соотечественниками. Например, жители Республики Башкортостан, согласно нашим исследованиям, относят к соотечественникам всех русских, проживающих в странах бывшего СССР (71 % респондентов); русских, представителей всех народов РФ, проживающих в дальнем зарубежье (по 42 %); представителей всех народов РФ, проживающих в дальнем зарубежье (41 % респондентов). Российская идентичность в условиях глобализации, политических катаклизмов, роста миграции постепенно приобретает трансграничный характер.

Пятая — это временные параметры формирования российской идентичности. В своем выступлении на заседании совета по межнациональным отношениям 31 октября 2016 года, Президент РФ В. В. Путин отметил, что формирование российской идентичности — процесс сложный и небыстрый, но, безусловно, он идёт, и в последние годы — достаточно активно. Восприятие гражданами себя как части России, повышение ответственности за свою страну становятся всё более устойчивыми. Но это не значит, что мы должны просто наблюдать за этими процессами и просто фиксировать то, что происходит [1]. Нашими исследованиями также фиксируется, что за последние с 2012 по 2015 годы в Республике Башкортостан произошли заметные сдвиги в пользу формирования российской идентичности. Однако следует заметить, что это произошло во многом в результате присоединения Крыма к России, событий на юго-востоке Украины, социально-экономическими трудностями страны в последние годы, послужившие факторами консолидации общества. Длительность процесса формирования российской идентичности зависит от множества объективных факторов. В то же время этот процесс связан с конструированием в сознании людей перспектив национального развития страны. Половина респондентов затрудняются предположить, каким будет национальный состав нашей страны через полвека. Треть респондентов полагают, что в целом сохранится и через 50 лет нынешний национальный состав страны. 14 % считают, что в далеком будущем сложится на основе разных наций единая российская нация. Лишь 5 % усматривают ассимиляционную перспективу — через полвека, по их мнению, в стране останется только русская нация. Если исходит из теоремы У. Томаса «Если люди определяют ситуацию как реальную, то она становится таковой по своим последствиям», то, как определяют наши граждане сегодня далекие перспективы этнонационального развития страны, таким во многом и будут реализовываться в жизни эти конструкции. Но поскольку сегодня в общественном сознании отсутствует какая-либо доминирующая конструкция, то и процесс формирования российской идентичности, в том числе «российской нации», будет достаточно длительным и неоднозначным.

Шестая — это соотношение формирования российской идентичности «сверху» (ее конструированием правовыми, политическими, медийными ресурсами, образовательными программами в школах и вузах) и «снизу» (объединением граждан на локальном, региональном и социетальном уровнях). Иными словами, каковы возможности формирования российской идентичности населения, рассматриваемого как «аудитория», и граждан, представляющих собой «общественность»? Выступая на последнем совете по межнациональным отношениям при Президенте РФ (31 октября 2016 года), ведущий российский социолог Л. А. Дробижева подчеркнула, что гражданская идентичность — это активная гражданская позиция. Поэтому очень важно формировать это гражданское сознание и ответственность за все, что происходит в стране [1].

Последняя грань проблемы российской идентичности, с нашей точки зрения, является наиболее злободневной. Во-первых, история неоднократно доказывала, что все конструкты, навязываемые народу сверху, оказываются достаточно хрупкими и быстро разрушаются при социально-политических катаклизмах. Российская идентичность должна произрасти преимущественно снизу, конструироваться самими гражданами, и, прежде всего, общественностью.

Понятие общественности, сформулированное представителем философии прагматизма Дж. Дьюи и одним из главных представителей символического интеракционизма Г. Блумером, характеризует активное социальное образование, в определенный момент объединяющее всех тех, перед кем встает общая проблема, чтобы вместе искать пути ее разрешения. Однако без общения между собой группировка людей может остаться бесформенной тенью, чем-то таким, что судорожно ищет себя, сосредоточиваясь на химерах, а не на сути дела. Наличие проблемы, дискуссии и коллективного мнения является отличительным признаком общественности. Факт же существования определенной проблемы означает наличие такой ситуации, которая не может быть разрешена на основе какой-то культурной нормы, но только на основе коллективного решения, достигнутого в процессе дискуссии.

В процессе общения на микро-, мезо- и макроуровнях происходит конструирование разнообразных «Мы», в том числе конструирование российской идентичности, объединяющее разнородные социальные группы, людей с различными точками зрения.

В настоящее время формирование российской идентичности является проблематичной. С одной стороны, высшее руководство страны, политическая, общественная и научная элита проявляют заинтересованность в успешном формировании российской идентичности. С другой стороны, в нашей стране, как и во многих странах, происходит, выражаясь термином Ю. Хабермаса, упадок общественности. Многочисленные исследования показывают низкий уровень способности и желания людей объединяться, совместно решать общие проблемы. Низкий уровень доверия населением демонстрируется не только ко многим государственным и общественным институтам, но и друг к другу. Дефицит социального капитала в самых разных сферах жизни общества делает проблематичной и формирование российской идентичности. В этих условиях попытки ускорить процесс формирования российской нации «сверху», со стороны государственных структур, масс-медиа, неизбежно ведет «колонизации жизненного мира со стороны системного мира» (терминология Ю. Хабермаса). Не случайно ряд общественных деятелей и ученых разделяют озабоченность тем, что концепт «российская нация» может стать основой государственной идеологии, предназначенной для искусственной консолидации общества, но не для его реальной социокультурной интеграции. В этих условиях необходима разработка научных основ связей с общественностью как коммуникативного механизма саморегулирования межэтнических, межконфессиональных, межрегиональных отношений, взаимосвязей политической, экономической и культурной элиты с гражданским обществом.

Список литературы_

1. Протокол заседания совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ 31 октября 2016 года, г. Астрахань [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/copy/53173

__Сведения об авторах

Ирназаров Рашит Исмагилович, д. с. н., профессор кафедры социологии и работы с молодежью, Башкирский государственный университет, тел. 8(347)2293891, e-mail: [email protected]

Коровкина Наталья Владимировна, ассистент кафедры социологии и работы с молодежью, Башкирский государственный университет, тел. 8(347)2293891, e-mail: [email protected]

Садретдинова Эвеллина Винеровна, к. с. н., доцент кафедры социологии и работы с молодежью, Башкирский государственный университет, тел. 8(347)2293891, e-mail: [email protected]

Хайруллина Нурсафа Гафуровна, д. с. н., профессор кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский индустриальный университет, тел. 89222663399; e-mail: [email protected]

Шайхисламов Рафаэль Бадретдинович, д. с. н., профессор, заведующий кафедрой социологии и работы с молодежью, Башкирский государственный университет, тел. 8(347)2293891, e-mail: [email protected]

Irnazarov R. I., Doctor of Sociological Sciences, Professor, Department of sociology and work with youth of the Bashkir state University, phone: 8(347)2293891, e-mail: [email protected]

Korovkina N. V., assistant of the Department of sociology and work with youth of the Bashkir state University, phone: 8 (347)2293891, e-mail: [email protected]

Sadretdinova E. V., Candidate of Sociological Sciences, associate Professor in the Department of sociology and work with youth of the Bashkir state University, phone: 8(347)2293891, e-mail: [email protected]

Khairullina N. G., Doctor of Sociological Sciences, Professor of the chair «Marketing and municipal management», Industrial University of Tyumen, phone: 89222663399, e-mail: [email protected]

Shaikhislamov R. B., Doctor of Sociological Sciences, Professor, head of Department of sociology and work with youth of the Bashkir state University, phone: 8(347)2293891, e-mail: [email protected]_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.