УДК 331.101.21
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МОЛОДЕЖИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
THE GOVERNMENT AND YOUTH INTERACTION AT YOUTH POLICY
REALIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
С. Ю. Михайлов, М. Н. Просекова
S. Yu. Mikhaylov, M. N. Prosekova
Ключевые слова: молодежная политика; занятость; молодое поколение; социальные гарантии;
население; постиндустриальное общество; кризис; макроэкономика Key words: youth policy; employment; younger generation; social guarantees; population;
post-industrial society; crisis; macroeconomic
В данной статье рассматривается вопрос о реализации государственной молодежной политики в условиях социально-экономического кризиса. Исследуются такие важные особенности общества переходного периода как преемственность между предыдущими стратегиями по реализации государственной молодежной политики и особенности государственной молодежной политики в постиндустриальном обществе, анализируется активность молодого поколения на данном этапе развития страны. На основе исследуемых данных выявляются тенденции, которые участвуют в формировании государственной молодежной политики вплоть до 2025 года. С. Ю. Михайловым выявлена степень влияния экономических кризисов на молодежь и государственную молодежную политику. Профессиональная самореализация молодых людей, их социальная мобильность рассматриваются в условиях стагнации макроэкономической системы страны. Данные показатели, а также феномен «социального лифта» исследуются, как ключевые показатели состояния государственной молодежной политики. При этом учитывается особенность российского социума как общества переходного периода, в рамках его перехода от плановой экономики к рыночной экономике, переход с индустриального на постиндустриальный уровень. Автором сделаны важные выводы о том, что государственная молодежная политика является ключевым фактором в создании условий для реализации творческого потенциала молодежи, кроме того определяется роль молодого поколения в качестве субъекта молодежной политики.
In this article the issue of the state youth policy realization in the conditions of social and economic crisis is considered. Such important features of society in a transition period as succession between the previous strategy for implementation of the state youth policy, feature of the state youth policy in post-industrial society are researched, of the younger generation activity at this stage of the country development is analyzed. On the basis of the researched data tendencies which participate in the formation of the state youth policy up to 2025 come to light. S. Yu. Mikhaylov revealed an extent of economic crises influence on youth and the state youth policy. Professional self-realization of young people, their social mobility are considered in the conditions of stagnation of macroeconomic system in the country. These indicators, and also phenomenon of "the social elevator" are researched as key indicators of a condition of the state youth policy. At the same time the feature of the Russian society as societies of a transition period, within its transition from the state planned economy to market and transition with industrial to post-industrial level is considered. The author drew important conclusions that the state youth policy is a key factor for implementation of creative potential of youth, besides the role of the younger generation as the subject of youth policy is determined.
Высокая скорость изменений современного мира, в котором главенствуют высокие технологии, порождается взаимная культурная и духовная интеграция и на фоне глобализации культивируется общество потребления, а также сопутствующие этому социально-экономические кризисы оказывают влияние на все современное общество, и российское в том числе.
Российское общество, существовавшее большую часть двадцатого века в «закрытом» режиме, особенно остро восприняло метаморфозы действительности, но особо чувствительной частью общества, адсорбирующей все новое, является молодое поколение. Несмотря на полисемантичность и многогранность, понятие «поколение» конституируется как «социальная общность людей в определенных возрастных границах, для которых характерны схожие условия социализации и жизнедеятельности, типичные потребности и ценностные ориентации» [1]. При этом конституирующим аспектом для данных условий, потребностей и ценностей
является влияние коренных изменений в политической, социально-экономической сферах жизни общества, пришедшихся на определенный исторический период.
Масштабный переход российского государства от социалистической системы к капиталистической в 1991 году, совпавший с началом постиндустриального периода в странах Запада, определил новый, особый вектор развития всех последующих поколений в Российской Федерации.
Поколение переходного периода — это люди, родившиеся на рубеже ХХ-ХХ1 вв., имеют отличные от советских поколений жизненные установки, ценностные ориентиры, морально-этические установки, сферы самореализации и т. д., в связи с этим взаимодействие государственной власти и молодежи должно основываться на принципиально инновационной парадигме, соответствующей требованиям XXI века.
В Российской Федерации заложение основ современной государственной молодежной политики (далее — ГМП) связано с принятием Верховным советом РФ в 1993 году Постановления «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Несмотря на то, что данное Постановление было принято в новых для России условиях демократии, оно базировалось на социалистических принципах ушедшего режима.
С переходом в начале XXI века всего мирового сообщества и России, как неотъемлемой ее части, в постиндустриальную эру возникла потребность в более четком ориентировании ГМП в соответствии с запросами нового времени. Одним из первых документов государственного уровня в секторе молодежной политики стала «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», принятая до 2016 года.
Следующим важнейшим шагом федеральной власти в создании актуальной стратегии ГМП стало распоряжение об утверждении «Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года», подписанное 29 ноября 2014 года председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым. Данные Основы концентрируются на тенденциях в развитии молодого поколения Российской Федерации, а также учитывают перспективные общемировые направления в молодежной сфере. Принятые Основы ГМП концептуально конструируют структуру государственной стратегии в вопросах, касающихся молодого поколения, они создают благоприятную среду для социальной самоидентификации российской молодежи, обозначают сферы для приложения активности деятельных молодых людей. ГМП, базируясь на данных Основах, также включают в себя фундаментальные принципы, в соответствии с которыми должно происходить взаимодействие всех ветвей власти и молодежи в Российской Федерации.
Цели ГМП, обозначенные в Основах, такие как: совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи; раскрытие творческого потенциала молодежи для преобразования социальной действительности; содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны говорят о том, что все предшествующие стратегии по реализации молодежной политики в РФ испытывали некоторые трудности и должны соответствовать актуальным потребностям сложившейся ситуации.
Основы ГМП до 2025 г. отражают основные проблемы, с которыми может столкнуться молодежь в период с 2016 по 2025 год. Для решения поставлены следующие приоритетные задачи:
формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства;
□ формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи;
□ создание благоприятных условий для молодых семей и др.
Также одной из приоритетных задач в государственной молодежной политике является «создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта». Проблема социальной мобильности молодежи и функционирования «социального лифта» выходит на первый план в современном
российском обществе. Скорость формирования «социального лифта» на сегодняшний день находится на высоком, но все-таки на несоответствующем запросам современной молодежи уровне, что часто приводит к канализации позитивной молодежной энергии в девиантное русло. Программа ГМП, рассчитанная до 2025 года, создает фундамент для работы «социального лифта», который должен действовать для позитивно-активной молодежи с творческим потенциалом и гражданской ответственностью.
Одним из главнейших показателей качества работы «социального лифта», и, как следствие работы ГМП, являются такие, как активная деятельность молодежи в политической жизни страны, перенаправление молодежной энергии от маргинальных молодежных объединений в созидающее русло, партнерское взаимодействие с государственной властью, профессиональная самореализация и др. Российское государство, пережив за довольно короткий срок (в 2008 г. и 2014 г.) два сильнейших социально-экономических кризиса, находясь под давлением экономических санкций ведущих западных стран и скатываясь во вторую «холодную войну» с США, испытывает определенное напряжение, что сказалось не только на внешней, но и особенно на внутренней политике государства. Наиболее чувствительной группой к подобного рода негативным явлениям всегда оказывается молодое поколение. Более того, состояние молодежной среды является зеркалом, в котором отражается состояние социально-экономической, политической, национальной и других сфер жизни российского общества в целом. В условиях социально-экономической стагнации вопрос о «социальном лифте» отходит на второй план, что приводит к падению показателей трудовой производительности, застою кадрового потенциала, нарушению профессиональной мобильности, снижению предпринимательской активности молодежи и др. Государственная молодежная политика, рассчитанная на перспективу, ставит в качестве одной из приоритетных задач социальную мобильность молодежи, запуск «социального лифта».
Исходя из поставленных задач, ГМП можно определить как совокупность принципов, образующих национальную стратегию, которая направлена на создание таких условий, в которых заведомо уязвимая социальная группа, в данном случае — молодежь, могла бы безбоязненно реализовывать свой потенциал в социальном поле, без риска оказаться под действием негативных факторов экономического, социального, политического характера и других негативных явлений.
Создание безопасной среды для молодого поколения особенно актуально в быстроменяющихся, и не всегда в лучшую сторону, условиях социально-экономической жизни страны. Одной из основных характеристик современной общероссийской концепции ГМП является отход от советских принципов во взаимодействии государственной власти и молодежи, которая культивировала патерналистские настроения у молодого поколения, предоставляла для действий молодежи некий «коридор», ограничивая выходящую за рамки творческую активность и направляя ее в одно — партийное русло. Вместе с тем советские принципы, лежащие в ГМП ушедшего режима, несли с собой и здравое зерно — одинаково невысокое положение молодых людей «на старте», повсеместный протекционизм молодежи, довольно высокие социальные гарантии.
В отличие от советской современная стратегия ГМП, ориентированная на 2025 год, представляет собой диалогическую модель взаимодействия государственной власти и молодежи, данная стратегия выводит молодое поколение из состояния «объекта» на уровень активного игрока на поле молодежной политики, она создает пространство, где молодежь может раскрыть свой потенциал и поощряет молодых людей к активным действиям, к самореализации в этой среде.
По мнению таких исследователей как Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко в условиях стагнации социально-экономической и политической сфер наиболее действенна стратегия ГМП, основанная на диалогических принципах государственных органов власти и молодежи [2].
Исходя из принципа структурности, по мнению Т. А. Нигматуллиной, государственная молодежная политика является своеобразным стержневым основанием молодежной политики, которая, в свою очередь, является системой комплексной и систематической деятельности государственных и негосударственных институтов в отношении молодежи, направленной на
75
становление и использование потенциала молодежи, формирование условий для вовлечения ее во все сферы жизни общества [3].
Выделяя само молодое поколения в субъектном отношении в сфере молодежной политики, следует учитывать, что в основе своей молодежь в большей мере исполняет роль индикатора обратной связи, активно реагируя на различные действия государственных органов в ГМП, создавая социальные запросы на те или иные направления ГМП.
Чтобы молодое поколение участвовало в социальной и политической жизни страны более активно, требуется создать условия для проявления молодежью ее жизненных позиций, а также обозначить ориентиры для реализации ее творческого потенциала. Для этого молодежи необходимо получать положительные отклики на свою инициативу на государственном уровне.
Также должна быть создана среда, в которой молодежь может беспрепятственно реализовывать свой потенциал, не зависящая от социально-экономических или политических катаклизмов. Помимо этого необходимо увеличить «градус» субъектности молодежи, только тогда она сможет ответственно проявлять свою активность, реализуя свой творческий потенциал. Коммуникация молодого поколения сфере молодежной политики должна происходить не только с государственными органами, но и между самими молодыми людьми, таким образом, имманентная энергия инициативности будет проявляться с еще большей активностью. Удовлетворение данных запросов молодежи к ГМП РФ в условиях социально-экономической нестабильности является необходимым условием для ее организации и претворения в жизнь.
Исследование нормативно-правового корпуса, определяющего государственную молодежную политику в РФ, который базируется на «Основах государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года» (2014 г.), Указе Президента РФ от 06.04.2006 № 325 (ред. от 25.07.2014) «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», Федеральном законе от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральном законе от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и других нормативно-правовых актах, позволяет определить превалирующие принципы в деятельности федеральных органов власти в области ГМП. Каждый из принципов учитывает специфику социально-экономической ситуации в стране, особенности молодежи, как уязвимой социальной группы, а также темпоральность изменений в мировом сообществе и во внутренней обстановке в РФ:
1) ответственность государства за соблюдение законных интересов молодежи;
2) ответственность молодежи за реализацию своих конституционных прав и обязанностей в сферах государственной и общественной жизни;
3) признание молодежи равноправным партнером в формировании и реализации государственной молодежной политики;
4) приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан; предоставление государством базового объема услуг для духовного, культурного, социального, физического и психического развития молодежи, а также возможностей для выбора жизненного пути, образования, начала трудовой деятельности, создания семьи;
5) поддержка деятельности молодежных общественных объединений и организаций;
6) развитие государственно-частного партнерства и взаимодействия с социальными институтами общества;
7) повышение эффективности использования информационных ресурсов и инфраструктуры в интересах реализации государственной молодежной политики;
8) укрепление механизмов правового регулирования и единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
9) взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части, касающейся молодежной политики [4].
В условиях нестабильной социально-экономической ситуации внутри страны, под прессингом внешнеполитической обстановки государственная молодежная политика является одним из важнейших векторов в деятельности российского государства. Положение
76
российской молодежи является маркером состояния всего российского общества в целом, что накладывает на государственные органы власти особую ответственность в реализации ГМП. Реализация социального потенциала молодежи заставляет всех акторов данного процесса к прагматичной, последовательной деятельности в создании благоприятных условий для раскрытия потенциала молодого поколения.
Список литературы_
1. Глотов М. Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10.
2. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи: учеб. пособие. Екатеринбург: Науч.-исслед. центр при институте молодежи, 1997. - 211 с.
3. Нигматуллина Т. А. Государственная молодежная политика в федеративной России: инновационные парадигмы / Т. А. Нигматуллина Башкирский институт социальных технологий. - УФА: БИСТ, 2012. - 188 С.
4. «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=6881#0 (дата обращения: 17.10.2016).
_Сведения об авторах
Михайлов Сергей Юрьевич, аспирант, Тюменский индустриальный университет, тел. 89123858319, e-mail: [email protected]
Просекова Марина Николаевна, д. ф. н., профессор, Тюменский индустриальный университет, тел. 8(3452)453524, е-mail: filosofia@tsogu. ru
Mikhailov S. Yu., master of sciences of the Department of drilling of oil and gas wells, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)283398, e-mail: [email protected]
Prosekova M. N., Doctor of Philosophy, professor, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)453524, е-mail: [email protected]__
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
УДК 316.77
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВА КОНСТРУИРОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ2
THE FORMATION OF THE PUBLIC AS THE BASIS FOR CONSTRUCTING
RUSSIAN IDENTITY
Р. И. Ирназаров, Н. В. Коровкина, Э. В. Садретдинова, Н. Г. Хайруллина, Р. Б. Шайхисламов
R. I. Irnasarov, N. V. Korovkina, E. V. Sadretdinova, N. G. Khairullina, R. B. Schakhislamov
Ключевые слова: российская идентичность; российская нация; этническая идентичность; конфессиональная идентичность; связи с общественностью; социальное конструирование; социокультурная интеграция Key words: Russian identity; the Russian nation; ethnic identity; religious identity; public relations; social construction;
sociocultural integration
2Статья выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда по проекту № 15-13-02021 «Особенности формирования гражданской идентичности россиян в полиэтничном регионе (на примере Республики Башкортостан)». В статье приведены данные, полученные в результате исследования по гранту в 2015-2016 годах. В исследованиях по гранту опрошено 1000 респондентов старше 18 лет по систематической выборке населения Республики Башкортостан. Ошибка выборки не превышает 3%.