Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО'

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
101
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманистическая парадигма образования / гражданская идентичность / гражданственность / патриотизм / национальные ценности / поликультурное образование / педагогическое наследие В.А. Сухомлинского / humanistic paradigm of education / civic identity / citizenship / patriotism / national values / multicultural education / pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванищева Надежда Александровна

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию гражданской идентичности в российской и зарубежной научной мысли. Акцентируется внимание на сохранении исторически сложившегося государственного единства России в современных условиях геополитического противостояния. В интерпретации автора гражданская идентичность есть показатель консолидации общества в национальной среде, солидарности общественных сил, определенное условие целостности государства. Дефиниция гражданской идентичности раскрывается в тесной связи с понятиями гражданственности и патриотизма. Обосновано, что педагогическая наука вводит формирование гражданской идентичности в число стратегических приоритетов образовательной деятельности. Образовательный процесс должен основываться на обязательном учете ценностных ориентаций, обеспечивающих формирование цельной личности патриота и защитника своей Родины. Поликультурное образование как среда взаимодействия представителей разных культур обеспечивает осознание подрастающим поколением принадлежности к стране с полиэтничным и многоконфессиональным российским народом. Анализируется феномен гражданской идентичности в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского, который определил контуры «национальной идеи» гражданственности в неразрывной связи с гуманизмом. В качестве источников исследования использовались труды «Родина в сердце» и «Рождение гражданина», где педагогом высказана значимая для нашей работы мысль – Отечество как ценность важно для личности реализацией в нем ее духовных устремлений. Несмотря на серьезную трансформацию ценностных представлений в последние десятилетия выражение «человек немыслим без гражданской сердцевины» (В.А. Сухомлинский) в наступивших испытаниях для российского государства как никогда актуально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванищева Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL IDENTITY IN POLYCULTURAL EDUCATIONAL SPACE IN THE CONTEXT OF V.A. SUKHOMLINSKY

The article discusses the main approaches to understanding civic identity in Russian and foreign scientific thought. Attention is focused on the preservation of the historically established state unity of Russia in the current conditions of geopolitical confrontation. In the author’s interpretation, civic identity is an indicator of the consolidation of society in the national environment, the solidarity of social forces, a certain condition for the integrity of the state. The definition of civic identity is revealed in close connection with the concepts of citizenship and patriotism. It is substantiated that pedagogical science introduces the formation of civic identity among the strategic priorities of educational activities. The educational process should be based on the obligatory consideration of value orientations that ensure the formation of an integral personality of a patriot and defender of his Motherland. Multicultural education as an environment for interaction between representatives of different cultures ensures that the younger generation realizes that they belong to a country with a multiethnic and multi-confessional Russian people. The phenomenon of civic identity in the pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky, who defined the contours of the «national idea» of citizenship in close connection with humanism. The sources of the study were the works “Motherland in the Heart” and “The Birth of a Citizen”, where the teacher expressed a thought that is significant for our work – the Fatherland as a value is important for the individual by the realization of her spiritual aspirations in it. Despite the serious transformation of value ideas in recent decades, the expression «a person is unthinkable without a civic core» (V.A. Sukhomlinsky) in the coming trials for the Russian state is more relevant than ever.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО»

DOI: 10.25198/1814-6457-239-47 УДК 378.041

Иванищева Н.А.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия

Е-mail: Ivanicheva@list.ru

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию гражданской идентичности в российской и зарубежной научной мысли. Акцентируется внимание на сохранении исторически сложившегося государственного единства России в современных условиях геополитического противостояния. В интерпретации автора гражданская идентичность есть показатель консолидации общества в национальной среде, солидарности общественных сил, определенное условие целостности государства. Дефиниция гражданской идентичности раскрывается в тесной связи с понятиями гражданственности и патриотизма. Обосновано, что педагогическая наука вводит формирование гражданской идентичности в число стратегических приоритетов образовательной деятельности. Образовательный процесс должен основываться на обязательном учете ценностных ориента-ций, обеспечивающих формирование цельной личности патриота и защитника своей Родины. Поликультурное образование как среда взаимодействия представителей разных культур обеспечивает осознание подрастающим поколением принадлежности к стране с полиэтничным и многоконфессиональным российским народом.

Анализируется феномен гражданской идентичности в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского, который определил контуры «национальной идеи» гражданственности в неразрывной связи с гуманизмом. В качестве источников исследования использовались труды «Родина в сердце» и «Рождение гражданина», где педагогом высказана значимая для нашей работы мысль - Отечество как ценность важно для личности реализацией в нем ее духовных устремлений. Несмотря на серьезную трансформацию ценностных представлений в последние десятилетия выражение «человек немыслим без гражданской сердцевины» (В.А. Сухомлинский) в наступивших испытаниях для российского государства как никогда актуально.

Ключевые слова: гуманистическая парадигма образования, гражданская идентичность, гражданственность, патриотизм, национальные ценности, поликультурное образование, педагогическое наследие В.А. Су-хомлинского.

Ivanishcheva N.A.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia Е-mail: Ivanicheva@list.ru

CIVIL IDENTITY IN POLYCULTURAL EDUCATIONAL SPACE IN THE CONTEXT OF V.A. SUKHOMLINSKY

The article discusses the main approaches to understanding civic identity in Russian and foreign scientific thought. Attention is focused on the preservation of the historically established state unity of Russia in the current conditions of geopolitical confrontation. In the author's interpretation, civic identity is an indicator of the consolidation of society in the national environment, the solidarity of social forces, a certain condition for the integrity of the state. The definition of civic identity is revealed in close connection with the concepts of citizenship and patriotism. It is substantiated that pedagogical science introduces the formation of civic identity among the strategic priorities of educational activities. The educational process should be based on the obligatory consideration of value orientations that ensure the formation of an integral personality of a patriot and defender of his Motherland. Multicultural education as an environment for interaction between representatives of different cultures ensures that the younger generation realizes that they belong to a country with a multiethnic and multi-confessional Russian people.

The phenomenon of civic identity in the pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky, who defined the contours of the «national idea» of citizenship in close connection with humanism. The sources of the study were the works "Motherland in the Heart" and "The Birth of a Citizen", where the teacher expressed a thought that is significant for our work - the Fatherland as a value is important for the individual by the realization of her spiritual aspirations in it. Despite the serious transformation of value ideas in recent decades, the expression «a person is unthinkable without a civic core» (V.A. Sukhomlinsky) in the coming trials for the Russian state is more relevant than ever.

Key words: humanistic paradigm of education, civic identity, citizenship, patriotism, national values, multicultural education, pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky.

В гуманистической парадигме образования поиск основополагающих идей и ценностей для консолидации населения Российской Федерации актуализирует вопрос гражданской идентичности. Сплочение и объединение россиян невозможно без усвоения знаний о государстве и гражданстве, характере отношений представителей многонационального народа между собой и с государством, принадлежности к гражданской общности. Предметом публичных дискуссий и научного анализа выступает готовность подрастающего поколения выполнять гражданские обязанности по отношению к государству как важнейшему институту цивилизации. Современная личность должна осознавать свою принадлежность к обществу, к государству, понимать свою ответственность за происходящее и возможность противостоять экспансии глобальных сил. Педагогическая наука вводит формирование гражданской идентичности в число стратегических приоритетов образовательной деятельности.

В нормативном документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [11] проектирование пространства современной воспитательной практики обеспечивается путем создания системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов по формированию российской гражданской идентичности. Данное положение требует поиска новых форм и средств гражданского воспитания в процессе педагогического взаимодействия, которые будут определять ценностно-смысловые ориентиры подрастающего поколения в интересах Отечества.

Ключевое значение для формирования гражданской идентичности имеет система базовых национальных ценностей, которая определяет самосознание российского народа, отношение человека к семье, обществу, государству, труду, расставляет приоритеты общественного и личностного развития. В Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [17] отмечается важность сохранения и передачи от поколения к поколению традиционных ценностей как нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России. К

традиционным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно они являются фундаментом консолидации российского общества, создавая прочную основу для защиты и укрепления российской государственности, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.

Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО), утвержденные в 2021-2022 гг., включают требования к результатам освоения основных образовательных программ с вектором на воспитательный характер образования. Согласно ФГОС ОО, планируемые результаты освоения основных образовательных программ, и прежде всего - личностные результаты, становятся содержательной и критериальной основой для разработки общеобразовательной организацией программы воспитания. Личностные результаты раскрыты как действия на основе системы ценностных отношений и заданы в области гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического воспитания, воспитания ценности научного познания. Сравнение личностных результатов на уровне начального, основного и среднего образования показывает, что ключевым результатом выступает гражданская идентичность, содержание которой преемственно углубляется и расширяется (таблица 1):

Выделим несколько направлений в диалоговой стратегии проектирования гражданского воспитания.

Попытаемся ниже их сформулировать.

Гражданская идентичность как национальная идея

Начало теоретического осмысления проблемы идентичности лежит в плоскости рассмотрения структуры самосознания человека, формирования его представлений о самом себе. Данный аспект изучения самосознания лич-

ности привел к появлению в психологическом знании термина «Я-концепция». Направление исследования идентичности личности представлено в работах Р. Бернса [2], У. Джеймса [6]. Впоследствии в зарубежном научном дискурсе складывается несколько подходов в изучении идентичности: психоаналитический (З. Фрейд, Э. Эриксон), бихевиористический (Г. Тэшфел, Дж. Тернер), гуманистический (Дж. Брунер, К. Роджерс) и символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид). В дальнейшем проблема идентичности входит в область познания глобального гражданского общества. В связи с этим ученые обращаются к анализу гражданской идентичности с позиции ответственности человека за свою Родину.

В научной литературе имеется множество определений гражданской идентичности, раскрывающих ее сущность с различных сторон (таблица 2).

Анализ представленных выше трактовок позволяет нам рассматривать гражданскую идентичность как комплексный феномен, включающий элементы социальной идентичности (идентичность с согражданами), средовой (идентичность с территорией проживания) и мировоззренческой (идентичность с государством, его культурными ценностями). В самом общем понимании гражданская идентичность есть показатель консолидации общества в на-

циональной среде, солидарности общественных сил, определенное условие целостности государства. Поэтому интерес к ее изучению не угасает. Каждая историческая эпоха ставила свои задачи перед школой. Гражданская идентичность определялась исходя из доминирующих идеологических воззрений и формировалась как социальный заказ. Поэтому дефиниция гражданской идентичности учеными (И.Г. Белякова, Е.Н. А.В. Станкевич, Сулима, С.Г. Чухин, Е.В. Чухина и др.) исследуется в тесной связи с понятиями патриотизма и гражданственности [1], [10], [12], [18]. В процессе единения народов страны, формирования общих ценностей и гражданского самосознания в трансформирующихся обществах ключевая роль отводится патриотизму. Большинство представителей разных поколений считают себя патриотами и объясняют это тем, что гордятся своим Отечеством, символами своего государства и своим народом, с уважением относятся к историческому прошлому и культуре страны. В.А. Тишков пишет: «Российский патриотизм - это деятельное чувство сопричастности с Россией как страной, с ее народом и его культурой» [15, с. 62]. Ценностная сторона патриотизма включает образ своей страны (представление о территории и границах России, ее географических особенностях, исторических событиях развития государственности и общества, истории и географии родного края,

ФГОС общего образования Личностные результаты обучающихся

ФГОСНОО формирование основ российской гражданской идентичности: становление ценностного отношения к своей Родине - России; осознание этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; представления о человеке как члене общества

ФГОС ООО воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

ФГОС СОО осознание обучающимися российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к своему народу, воспитание чувства ответственности перед Родиной, почитание к символам государства (герб, флаг, гимн); сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок; принятие традиционных национальных и общечеловеческих ценностей; готовность к служению Отечеству, его защите

Таблица 1 - Сравнение личностных результатов на уровне начального, основного и среднего образования

достижениях и культурных традициях народов) и отношение к ней.

Факт того, что патриотические ценности на сегодняшний момент являются одними из самых востребованных гражданами, способствует укреплению в общественном сознании тезиса о патриотизме как объединяющей идее.

Формирование гражданской идентичности тесно связано с воспитанием гражданственности. «Гражданственность есть нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны» [16, с. 21]. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нем. Каждый человек должен ощущать неразрывную связь с судьбой своего государства. Это оправляет нас к поиску

собственных ответов на вопросы: «В чем состоит гражданская позиция человека сегодня?», «Что значит не на словах, а на деле проявлять качества патриота?»

Поликультурное образование в контексте задач гражданского общества

Для Российской Федерации, населенной многочисленными народами, различающимися по культуре, языку и религии, важна задача становления единой нации, сформированной на основе гражданской идентичности. В Концепции развития поликультурного образования отмечается, что общероссийская гражданская идентичность должна обеспечить социализацию подрастающих поколений в условиях сложившейся поликультурной действительности, подготовить их к сотрудничеству в трехмерном пространстве национально-региональной, общероссийской и мировой культуры [7]. В Концепции гражданская идентичность рассматривается в совокупности четырех взаимосвязанных компонентов: этнокультурный (субнациональный), регионально-титульный (национально-территориальный), общероссийский (супернациональный) и мировой (общечеловеческий).

Таблица 2 - Определения гражданской идентичности в научной литературе

Автор(ы), название труда Определение

Сластенин В.А., Каширина В.П. Психология и педагогика: в 2 ч. Ч. 2 Педагогика (2023) Гражданская идентичность - принятие выработанных в обществе идей, норм, взглядов и идеалов, которые определяют гражданское сознание формирующейся личности [с. 153]

Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития и бытия личности: в 2 т. Т.1 (2022) Гражданская идентичность - феномен внутренней позиции личности, развивающегося посредством идентификации с идеями, утверждающими ценность человека как гражданина своего Отечества [с. 117]

Павлова Н.В., Степанов Г.И. Формирование гражданской идентичности как социального механизма становления гражданского общества (2021) Гражданская идентичность - совокупность наиболее значимых гражданских ценностей, определяющих поведение человека в обществе; осознание личностью статуса гражданина, способность и готовность выполнять гражданские обязанности [с. 3]

Дьякова В.В. Гражданская идентичность поколений в современной России: социологический анализ(2017) Гражданская идентичность - результат гражданской идентификации, то есть процесса приобретения и усвоения личностью норм, идеалов, ценностей, ролей и моральных качеств, свойственных той гражданской общности, к которой принадлежит индивид [с. 11]

Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли (2008) Гражданская идентичность - осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе; она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру [с. 37]

Ряд исследователей (Э.Г. Ванхемпинг, Н.А. Иванищева, Е.И. Петренко) описывают поликультурность с позиции качественной характеристики современного мира, где образование и культура неотделимы [4]. Субъектами поликультурного образования являются все участники образовательного процесса (как представители культурных меньшинств, так и носители доминирующей культуры). Приобщение детей и молодежи к родной культуре рассматривается и как источник духовно-нравственного развития личности, и как важное средство обогащения культурного потенциала этноса. При этом, в соответствии со стратегическими задачами национально-образовательной политики государства, приоритет в поликультурном образовании отдается реализации образовательных стратегий по интеграции детей и молодежи в общенациональную культуру, по формированию у них общероссийской гражданской идентичности -принадлежности к российской нации, как единой гражданско-политической общности, - при сохранении и развитии языкового и культурного многообразия в стране.

С.А. Боргояков отмечает: «Политическая и социокультурная значимость формирования гражданской идентичности актуализирует проблему подготовки педагогов к профессиональной деятельности в условиях поликультурного образовательного пространства России» [3, с. 22].

Анализ нормативных документов организации образовательного процесса университетов (учебные планы, ОПОП по укрупненной группе направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки»), осуществляющих подготовку педагогов, свидетельствует о том, что формирование целостной системы поликультурных компетенций в большинстве вузов не планируется. В то же время формирование отдельных составляющих поликультурной компетентности происходит путем включения согласно требованиям ФГОС ВО 3++ такой универсальной компетенции, как «межкультурное взаимодействие» (УК-5) и общепрофессиональной компетенции, как «построение воспитывающей образовательной среды» (ОПК-4).

Одновременно отметим, что универсальные (общекультурные) компетенции призваны формировать у будущих педагогов этнопеда-

гогические знания, готовность адекватно воспринимать культурное разнообразие общества и культуру межэтнических отношений с учетом национальных и конфессиональных особенностей обучающихся. «Образовательное пространство университета выступает как центр культуры и средство межкультурного взаимодействия, как среда, способствующая повышению качества образования, объединению разных поколений, сотрудничеству с социальными партнерами и компаниями, как фактор гармонизации отношений в поликультурном информационном обществе» [5, с. 24]. Образовательная практика показывает, что подготовка будущего педагога к выполнению возлагающихся на него задач, связанных с формированием общероссийской гражданской идентичности базируется на способности воспринимать культурное и языковое разнообразие общества и осуществлять воспитание обучающихся на основе традиционных духовно-нравственное ценностей. Ценности в этом процессе имеют ключевое значение, поскольку, согласно С. Л. Рубинштейну, выполняют функцию создания первичного отношения - действенного, практического отношения человека к миру [3].

Предмет гражданской идентичности в педагогических воззрениях В.А. Сухомлин-ского

В качестве источников исследования феномена гражданской идентичности автором использовались труды, составляющие педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского: «Родина в сердце» (1978), «Рождение гражданина» (1979).

Педагогическая позиция В.А. Сухомлинского состояла в том, что необходимо внести серьезные изменения в педагогическую теорию и практику, направленные на проявление гражданской ответственности школьника в общественно значимой деятельности. Данная позиция отражала целостный взгляд ученого на становление личности в устоявшихся традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.

Страницы книги В.А. Сухомлинского «Родина в сердце» [13] дают верное направление мысли в связи с целым рядом национально-культурных концептов идентификации себя в качестве гражданина России. В лексикографи-

ческих источниках понятие «родина» рассматривается в широком смысле как «отечество, родная страна» и в узком - как «место рождения, происхождения... возникновения» [8]. Родина -единственно важное место на земле, место силы каждого человека, где все дорого сердцу и где душа находит свое умиротворение среди близких и родных. Величие родины проявляется в ее географическом размахе, охватывающем две части света - Европу и Азию, в ее уникальных природных богатствах, дарующих человеку ресурсы для жизни и деятельности, в ее самобытной сказочной красоте, вдохновляющей нас на труд и подвиги во имя ее процветания.

В.А. Сухомлинский раскрывает понятие «родина» в единстве с понятиями «человек», «смысл жизни», «труд», «долг», «природная среда», «красота», «традиции», «вечность» и др. Устремляя взгляд в будущее он не упускает из поля зрения генетических связей этого будущего с прошлым, высоко оценивает социальную значимость национальных традиций. «Человеку дана память, запечатлевшая жизнь многих поколений, - память, простирающаяся в века. Только потому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются. Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливает свою личность как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство - чувство долга и ответственности перед народом, перед Отечеством» [13, с. 22]. Он настойчиво проводит мысль о том, что «Родина начинается с матери, родившей и вскормившей человека, с людей, отдавших частицу своей души во имя творения другого человека. Только у того, кто отдает свои духовные силы другим людям, появляется подлинно дорогое. Вначале это мать, отец, братья и сестры, бабушка и дедушка, потом товарищ, друг. От людей родных и близких, от духовного общения с ними юный гражданин приходит к понятию соотечественник, к великому представлению о Родине [13, с. 37]. При этом гражданский облик отца определяет «как способность быть долженствующим» перед своим ребенком [13, с. 39].

Примечательно, что образ родины показывается в содержании анализируемых трудов многопланово. Главным критерием оценки работы учителя Сухомлинский видел умение

пробудить в детях чувство любви к Родине. «. В этом глубоком чувстве органически сочетаются, сливаются любовь к своему народу, к родной природе, к родному селу и городу с горячим стремлением отдать свои силы во имя великих общественных идеалов. Чувство любви к родному, близкому переплетается с сознанием долга перед обществом, с мыслью о личной ответственности за судьбы людей. Высшие общественные идеалы становятся моральным достоянием личности только тогда, когда через всю ее жизнь, поведение, отношения с другими людьми красной нитью проходит долг в действии - сознание, чувствование и исполнение долга» [13, с. 32].

В книге «Рождение гражданина» В.А. Су-хомлинский авторский замысел гражданской идентичности показывает интериоризацией гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

В центре внимания педагога-гуманиста находится свободно развивающаяся личность с гражданскими мыслями, гражданским долгом и гражданской ответственностью. Основу моральной зрелости индивида составляет идея Родины. «Моральная воспитанность, духовное благородство человека в годы отрочества достигаются тем, что он видит мир через свой долг перед Родиной; самой дорогой для него святыней является честь, слава, могущество и независимость Родины» [14, с. 24]. В гражданском освоение подрастающим поколением действительности органически сливаются оценка и поведение. Гражданская идентичность регулирует поведение и сознание во всех сферах общественной и личной жизни - в труде, быту, политике, науке, семейных, личных отношений. Здесь уместно говорить о так называемом «гражданском видение мира» [14, с. 172]. Беседы об общественных событиях страны, трудовых подвигах, великих сражениях, доблестных деяний ее жителей, с отвагой и честью защищающих свою отчизну, усиливают патриотические настроения подростков. Общение в системе В.А. Сухомлинского представляло собой тонкое проникновение педагога в духовный мир воспитанника для понимания его мировидения.

Можно без преувеличения утверждать, что в рождении личности гражданина приоритет от-

водится социальной составляющей, поскольку она определяет набор ценностей для развития личностных качеств. Национальные ценности оказывают положительное влияние, если развивают ощущение себя частью своей Отчизны, этноса, веры, способствуют осмыслению значимости в современном обществе своего места проживания с его культурными и религиозными особенностями. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества. «Главная задача школы - воспитать патриотов, безгранично преданных Родине, идеям государства, идеалам трудового народа» [14, с. 209]. В.А. Сухомлинский не прекращал поиск новых средств формирования личного отношения к Родине: духовный порыв утвердить ее достоинство, величие, честь, славу, могущество. «Познавая идею Родины, переживая чувство любви, благодарности, восторженности, тревоги, заботу об ее нынешнем и будущем, непримиримость к ее врагам и готовность отдать за нее жизнь, человек познает себя, утверждает свое достоинство» [14, с. 209].

Для повышения воспитывающего характера обучения В.А. Сухомлинский целесообразным считал поведение прогулок на свежем воздухе и экскурсий на природные объекты, чтобы «охватить непосредственным взглядом пространство и время, потому что это одно из важнейших условий формирования идеи Родины и познание ее величия умом и сердцем» [14, с. 210].

Таким образом, в условиях глубоких социально-культурных и геополитических трансформаций актуализируется проблема гражданской идентичности. Наступившие испытания для российской государственности выдвигают в приоритет воспитание подрастающего поколения, которое будет чувствовать себя сопричастным истории России, проявлять чувство любви к своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Целью граждан-

ского воспитания является формирование гражданской идентичности обучающихся. В ФГОС общего образования среди личностных результатов заявлена гражданская идентичность как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан российского государства. В анализируемых подходах ученых гражданская идентичность определяется исходя из доминирующих идеологических воззрений. В настоящем исследовании гражданская идентичность рассматривается в тесной связи с понятиями патриотизма и гражданственности.

В поликультурном образовательном пространстве гражданская идентичность призвана обеспечить социализацию подрастающего поколения. Приобщение к национальной культуре обеспечивает духовно-нравственное развитие личности, формирует готовность к осознанному выбору нравственных ценностей в интересах Отечества и продуктивной деятельности в условиях поликультурного общества. Выполненный анализ ОПОП ВО по укрупненной группе направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки», осуществляющих подготовку педагогов, свидетельствует о том, что формирование целостной системы поликультурных компетенций в большинстве вузов не планируется.

Контент-анализ научного наследия В.А. Сухомлинского, в частности работ «Родина в сердце» и «Рождение гражданина», показывает, что понятие «Родина» является центральным объектом исследования в его педагогической теории и практике. Из упомянутых в статье трудов В.А. Сухомлинского мы черпаем те гражданские ценности и патриотические идеалы, которые в реализуемых сегодня образовательных стратегиях приобретают новое звучание. Многие его разъяснения на предмет гражданской идентичности определяют уже для современных детей и молодежи позицию, когда человек в первую очередь считает себя гражданином России, ощущает сопричастность к судьбе Отечества и связь с Россией как своей Родиной.

27.06.2023

Список литературы:

1. Белякова, И. Г. Формирование гражданской идентичности в образовательной среде глобализирующегося пространства / И. Г. Белякова // Вестник культуры и искусств. - 2017. - №2(50). - С. 98-105.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

3. Боргояков, С. А. Актуальные проблемы подготовки педагогов к профессиональной деятельности в условиях поликультурного образовательного пространства / С. А. Боргояков // Вестник Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. - 2022. -№4. - С. 18-35.

4. Ванхемпинг, Э. Г. Дизайн образования в парадигме «Университет 4.0»: монография / Э. Г. Ванхемпинг, Н. А. Иванищева, Е. И. Петренко. - СПб.: Изд.-полиграф. ассоц. высш. учеб. завед., 2021. - 227 с.

5. Гукаленко, О. В. Поликультурное образовательное пространство университета как социально-педагогический феномен / О. В. Гукаленко, В.П. Борисенков, Л. Д. Панова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. - 2020. - №1. - С. 21-34.

6. Джеймс, У Психология / под ред. Л. А. Петровской. - М.: Амрита, 2019. - 448 с.

7. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. URL: https://pnu.edu.ru/media/filer_public/1b/ a5/1ba5a122-7f0f-4008-a73d-9f5c2a8c922b/concept.pdf (дата обращения: 10.06.2023).

8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова [Электронный ресурс]. URL: https:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=27205 (дата обращения: 18.06.2023).

9. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2003. - 512 с.

10. Станкевич, А. В. Гражданское воспитание подрастающего поколения / А. В. Станкевич, В. Ж. Курмаев, С. М. Горбачева, И. Б. Фаустов // Молодой ученый. - 2017. - №18(152). - С. 339-342. - URL: https://moluch.ru/archive/152/43060/ (дата обращения: 18.06.2023).

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1be c44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (дата обращения: 10.06.2023).

12. Сулима, Е. Н. Гражданская идентичность как ресурс государства / Е. Н. Сулима // Ценности и смыслы. - 2017. - №3(49). -С. 8-17.

13. Сухомлинский, В. А. Родина в сердце / В. А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1978. - 175 с.

14. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 335 с.

15. Тишков, В.А. Нация наций: о подходах к пониманию России / В. А. Тишков. - М.: ИЭА РАН, 2023. - 69 с.

16. Тютькова, И. А. Педагогический тезаурус: учебное справочное пособие / И. А. Тютькова. - М.: ИЦ «В.Ю. Секачев», 2016. -160 с.

17. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». - URL: http:// publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202211090019 (дата обращения 10.06.2023).

18. Чухин, С. Г. Сущность, структура и критерии сформированности гражданской идентичности / С. Г. Чухин, Е. В. Чухина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2022. - №1(233). - С. 39-44.

References:

1. Belyakova, I.G. (2017) Formation of civic identity in the educational environment of a globalizing space. Bulletin of Culture and Arts, No. 2(50), p. 98-105.

2. Burns, R. (1986) Development of self-concept and education. M.: Progress, 420 p.

3. Borgoyakov, S.A. (2022) Actual problems of training teachers for professional activities in a multicultural educational space. Vestnik Mosk. university Ser. 20. Pedagogical education, No. 4, р.18-35.

4. Vanhemping, E.G., Ivanishcheva, N.A. and Petrenko, E.I. (2021) Design of education in the paradigm «University 4.0»: monograph. St. Petersburg: Publishing and Printing Association of Higher Educational Institutions, 227 p.

5. Gukalenko, O.V., Borisenkov, V.P. and Panova L.D. (2020) Polycultural educational space ofthe university as a socio-pedagogical phenomenon. Vestnik Mosk. university Ser. 20. Pedagogical education, No. 1, p. 21-34.

6. James, W. (2019) Psychology. Ed. L.A. Petrovskaya. M.: Amrita, 448 p.

7. The concept ofthe development of multicultural education in the Russian Federation. URL: https://pnu.edu.ru/media/filer_public/1b/a5/1ba5a122-7f0f-4008-a73d-9f5c2a8c922b/concept.pdf (date of access: 10.06.2023).

8. Ozhegov, S.I. Explanatory dictionary of the Russian language. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=27205 (date of access: 18.06.2023).

9. Rubinshtein, S.L. (2003) Being and Consciousness. Man and the world. St. Petersburg: Peter, 512 p.

10. Stankevich, A.V., Kurmaev, V.Zh., Gorbacheva, S.M. and Faustov, I.B. (2017) Civil education of the younger generation. Young scientist, No. 18(152), p. 339-342. URL: https://moluch.ru/archive/152/43060/ (date of access:18.06.2023).

11. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18040 2/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c58 7d6 / (date of access:10.06.2023).

12. Sulima, E.N. (2017) Civil identity as a resource of the state. Values and meanings, No. 3(49), p. 8-17.

13. Sukhomlinsky, V.A. (1978)Motherland in the heart. M.: Young Guard, 175 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Sukhomlinsky, V.A. (1979) The birth of a citizen. M.: Young Guard, 335 p.

15. Tishkov, V.A. (2023) Nation of nations: about approaches to understanding Russia. M.: IEA RAN, 69 p.

16. Tyutkova, I.A. (2016) Pedagogical thesaurus: educational reference manual. M.: Information Center «V.Yu. Sekachev», 160 p.

17. Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022, No. 809 «On Approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202211090019 (date of access: 10.06.2023).

18. Chukhin, S.G. and Chukhina, E.V. (2022) Essence, structure and criteria for the formation of civil identity. Bulletin of the Orenburg State University, No. 1(233), р. 39-44.

Сведения об авторе:

Иванищева Надежда Александровна, заведующий кафедрой географии и методики преподавания географических дисциплин Оренбургского государственного педагогического университета,

доктор педагогических наук, доцент E-mail: Ivanicheva@list.ru ORCID https://orcid.org/0000-0002-0537-9545

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.