Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В ШКОЛЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В ШКОЛЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / ГРАЖДАНСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туова Тамара Гиссовна, Блягоз Нафсет Шумафовна, Теучеж Фатима Даутовна

Проблема формирования гражданской идентичности личности сопровождает модернизацию общества, особенно она актуальна сегодня не только для развития черт личности, но и для подрастающего поколения, которое должно иметь активную гражданскую позицию в отношении своего государства и Родины. Осознание личности своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе определяет понятие гражданской идентичности. На основе того, что школьники разных возрастов имеют различный жизненный опыт, при выборе жизненных ориентиров им необходима помощь педагога. У подростков нет устойчиво сложившихся социальных мотивов, интересов и достаточного опыта, а стремление к самостоятельности не всегда подкреплено интересами и достаточным опытом. В требованиях Федерального государственного стандарта отмечается, что основа гражданской идентичности - базовые национальные ценности. Целью исследования является диагностика сформированности гражданской идентичности и патриотизма среди подростков и возможные психолого-педагогические условия для их формирования на уроках в школе на примере уроков географии в курсе «География России». Методы исследования: теоретические и эмпирические, среди которых изучение методологических походов к пониманию проблемы формирования гражданской идентичности и патриотизма; анкетирование, методы математической статистики. Результаты исследования позволили сделать следующие ключевые выводы: 1. Использованы методологические подходы философов, педагогов и психологов: Н.А. Бердяева, М.С. Кагана, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, В.И. Гальперина, которые занимались исследованиями духовно-нравственной основы личности, психологического и духовного менталитета народа, народных ценностей в образовании. 2. Анализ результатов анкетирования обучающихся 8-9 классов МБОУ «Майкопская гимназия № 22» в 2021/2022 учебном году показал позитивные результаты педагогического эксперимента, доказал обоснованность предлагаемой методики преподавания курса «География России», результативность психолого-педагогических условий при формировании знаний патриотического содержания, повышающих уровень сформированности гражданской идентичности и нравственно-патриотической позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туова Тамара Гиссовна, Блягоз Нафсет Шумафовна, Теучеж Фатима Даутовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF CIVIL IDENTITY AND PATRIOTISM FORMATION IN A SCHOOL AT THE PRESENT STAGE OF EDUCATION

The problem of a person’s civic identity formation accompanies society modernization, and it is especially relevant today, not only for the development of personality traits, but also for the younger generation, who should be active citizens of their state, their homeland. Awareness of an individual to belong to a community of citizens of a certain state, on a general cultural basis, determines civic identity. Due to the fact that students of different ages have different life experiences, they need the help of a teacher when choosing life guidelines. Adolescents do not have well-established social motives, interests and sufficient experience, just as the desire for independence is not always supported by interests and sufficient experience. The requirements of the Federal State Standard state that the basis of civic identity is the basic national values. The purpose of the research is to diagnose the formation of civic identity and patriotism among adolescents and the possible psychological and pedagogical conditions for their formation in the lessons at school, using the example of geography lessons in the course of “Geography of Russia”. The research methods used are theoretical and empirical methods, including the study of methodological approaches to understanding the problem of civic identity and patriotism formation; questioning, methods of mathematical statistics. The results of the research have led to the following key conclusions: 1. Methodological approaches of philosophers, teachers and psychologists were used: N.A. Berdyaev, M.S. Kagan, K.D. Ushinsky, V.A. Sukhomlinsky, V.I. Galperin, who studied the spiritual and moral basis of a personality, psychological and spiritual mentality of people, and folk values in education. 2. Analysis of the results of the survey of students of 8-9 grades of MBOU “Maikop Gymnasium No. 22” in the 2021/2022 academic year, the positive results of the pedagogical experiment proved the validity of the proposed methodology for teaching the course of the “Geography of Russia”, the effectiveness of psychological and pedagogical conditions in the formation of knowledge of patriotic content, increasing the level of formation of civic identity and moral and patriotic position.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В ШКОЛЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-118-125 УДК 371.035.7

ТуоваТ.Г., Блягоз Н.Ш.ДеучежФ.Д.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В ШКОЛЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Туова Тамара Гиссовна,

кандидат педагогических наук, Ооцент кафедры географии

ФГБОУВО «Адыгейский государственный уннвврснтет», Майкоп, Россия

e-mail: tamaratnova(a)yandex. г и

тел.: +7 (928) 466 43 69

Блягоз Нафсет Шумафовна,

кандидат педагогических наук, дог^ент кафедры общей педагогики ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия e-mail: nafse t410@yandex. г и тел.: +7 (989)142 03 95

Теучеж Фапгима Даутовна,

кандидат географических наук, дог^ент кафедры географии

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия

e-mail: teiichezhfatima(a)yandex. г и

тел.: +7 (960) 499 92 85

Аннотация

Проблема формирования гражданской идентичности личности сопровождает модернизацию общества, особенно она актуальна сегодня не только для развития черт личности, но и для подрастающего поколения, которое должно иметь активную гражданскую позицию в отношении своего государства и Родины. Осознание личности своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе определяет понятие гражданской идентичности. На основе того, что школьники разных возрастов имеют различный жизненный опыт, при выборе жизненных ориентиров им необходима помощь педагога. У подростков нет устойчиво сложившихся социальных мотивов, интересов и достаточного опыта, а стремление к самостоятельности не всегда подкреплено интересами и достаточным опытом. В требованиях Федерального государственного стандарта отмечается, что основа гражданской идентичности - базовые национальные ценности.

Целью исследования является диагностика сформированности гражданской идентичности и патриотизма среди подростков и возможные психолого-педагогические условия для их формирования на уроках в школе на примере уроков географии в курсе «География России».

Методы исследования: теоретические и эмпирические, среди которых изучение методологических походов к пониманию проблемы формирования гражданской идентичности и патриотизма; анкетирование, методы математической статистики.

Результаты исследования позволили сделать следующие ключевые выводы:

1. Использованы методологические подходы философов, педагогов и психологов: Н.А. Бердяева, М.С. Кагана, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, В.И. Гальперина, которые занимались исследованиями духовно-нравственной основы личности, психологического и духовного менталитета народа, народных ценностей в образовании.

2. Анализ результатов анкетирования обучающихся 8-9 классов МБОУ «Майкопская гимназия № 22» в 2021/2022 учебном году показал позитивные результаты педагогического эксперимента, доказал обоснованность предлагаемой методики преподавания курса «География России», результативность психолого-педагогических условий при формировании знаний патриотического содержания, повышающих уровень сформированное™ гражданской идентичности и нравственно-патриотической позиции.

Ключевые слова: гражданская идентичность, патриотизм, нравственные и духовные ценности, федеральный государственный стандарт, гражданская направленность личности, гражданское сознание

Для цитирования: Туова Т.Г., Блягоз Н.Ш., Теучеж Ф.Д. Пснхолого-педаго-гические аспекты формирования гражданской идентичности и патриотизма в школе на современном этапе образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14, № 3. С. 118-125. /ИЦ)\: с1(н. 01^/10.47370 2078-1024-2022-14-3-118-125

TuovaT.G., Blyagoz N.Sh.,Teuchezh F.D.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF CIVIL IDENTITY AND PATRIOTISM FORMATION IN ASCHOOLATTHE PRESENT STAGE OF EDUCATION

Tuova Tamara Gissovna,

Candidate of Pedagogics, an associateprofessor of the Department of Geography FSEEIHE "Adygh State University", Maikop, Russia e-mail: tamaratuova(a}yandex. ru tel.: +7 (928) 466 43 69

Blyagoz Nafset Shumafovna,

Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of General Pedagogics

FSEEI HE "Adygh State University", Maikop, Russia e-mail: nafset410(a}yandex. ru tel.: +7 (989)142 03 95

Teuchezh Fatima Dautovna,

Candidate of Geographical Sciences, an associate professor of the Department of Geography

FSEEI HE "Adygh State University", Maikop, Russia e-mail: tenchezhfatima(aiyandex. ru tel.: +7 (960) 499 92 85

Annotation

The problem of a person's civic identity formation accompanies society modernization, and it is especially relevant today, not only for the development of personality traits, but also for the younger generation, who should be active citizens of their state, their homeland. Awareness of an individual to belong to a community of citizens of a certain state, on a general cultural basis, determines civic identity. Due to the fact that students of different ages have different life experiences, they need the help of a teacher when choosing life guidelines. Adolescents do not have well-established social motives, interests and sufficient experience, just as the desire for independence is not always supported by interests and sufficient experience. The requirements of the Federal State Standard state that the basis of civic identity is the basic national values.

The purpose of the research is to diagnose the formation of civic identity and patriotism among adolescents and the possible psychological and pedagogical conditions for their formation in the lessons at school, using the example of geography lessons in the course of "Geography of Russia".

The research methods used are theoretical and empirical methods, including the study of methodological approaches to understanding the problem of civic identity and patriotism formation; questioning, methods of mathematical statistics.

The results of the research have led to the following key conclusions:

1. Methodological approaches of philosophers, teachers and psychologists were used: N.A. Berdyaev, M.S. Kagan, K.D. Ushinsky, V.A. Sukhomlinsky, V.I. Galperin, who studied the spiritual and moral basis of a personality, psychological and spiritual mentality of people, and folk values in education.

2. Analysis of the results of the survey of students of 8-9 grades of MBOU "Maikop Gymnasium No. 22" in the 2021/2022 academic year, the positive results of the pedagogical experiment proved the validity of the proposed methodology for teaching the course of the "Geography of Russia", the effectiveness of psychological and pedagogical conditions in the formation of knowledge of patriotic content, increasing the level of formation of civic identity and moral and patriotic position.

Keywords: civic identity, patriotism, moral and spiritual values, federal state standard, civic orientation of the individual, civic consciousness

For citation: Tuova T.G., Blyagoz NiSh., Teuchezh F.D. Psychological and pedagogical aspects of civil identity and,patriotism formation in a school at the present stage of education Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2022. Volume 14, No. 3. P. 118-125. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-U8-125

Сегодня в мире существует высокая геополитическая нестабильность в сфере государственности, суверенитета, межнациональных отношений. В таких условиях проблема формирования гражданственности и патриотизма является актуальной.

Задача формирования нравственных ценностей, проявляющихся в гражданской идентичности у школьников, является достаточно актуальной в методике обучения географии. Такие нравственные ценности личности развиваются в течение всей жизни человека. Подростковый возраст с его психологическими,

физиологическими, интеллектуальными и индивидуальными особенностями (личностное и профессиональное самоопределение, повышенный интерес к источнику информации) - наиболее благоприятный период для вырабатывания потребности в идентичности.

В требованиях ФГОС к результатам освоения программы выделены личностные результаты освоения образовательной программы, в которых обеспечивается возможность формирования основ гражданственности обучающихся, осознание российской гражданской идентичности, сопричастности

к социально позитивным духовным ценностям, сформированности внутренней позиции личности школьника, как особого ценностного отношения к себе, к людям [5, гл. 2, пункт 32.3].

В начале XX века американский психолог Э.Х. Эриксон ввел в науку понятие «идентичность». По его мнению, «...идентичность является многоуровневым внутриличностным образованием, имеющим сложное социально-культурное основание. Сознание подростка с очевидностью становится идеологич-ным, следующим внушаемой ему унифицированной традиции или идеям, идеалам» [6, с. 141].

Под гражданской идентичностью можно понимать личностно значимую и общественно приемлемую деятельность человека, которая проявляется в причастности к будущему, настоящему и прошлому своей страны, своего государства.

По мнению O.A. Карабановой, «формирование гражданской идентичности - это многогранный процесс, охватывающий комплекс задач, стоящих перед учителем: воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, школе, улице, городу; формирование бережного отношения к родной природе, к земле; привитие ребенку чувства гордости за свою Родину; развитие интереса к явлениям общественной жизни, традициям, обычаям» [1, с. 34-37].

Проблема формирования гражданской идентичности у школьников тесно переплетается с формированием патриотизма, патриотических ценностей к своей Родине. В содержании географического образования выделяется один из важных его компонентов - эмоционально-ценностное отношение к взглядам, убеждениям, к миру, который направлен на формирование нравственно-ценностных составляющих личности. Поэтому формирование гражданской идентичности и патриотических ценностей в курсе «География России» особенно востребовано.

В педагогическом словаре Г.М. Код-жаспировой, А.Ю. Коджаспирова, «патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину (край, республику, город или сельскую местность), где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству» [2, с. 38].

Анализ школьной практики преподавания географии показывает, что недостаточно проработаны направления формирования гражданской идентичности и патриотизма на уроках географии. Это и низкий уровень школьного самоуправления, и недостаточное использование содержания данного курса географии; невысокий уровень участия школьников в общественно активных видах деятельности; низкая практическая компетент-ностно-деятельностная сторона организации самостоятельной работы.

Самоопределение подростков в осознании своей гражданской идентичности, понимании роли гражданина своей Родины основывается на общекультурной и личностной основе.

В исследованиях Э.Х. Эриксон отмечает, что «в подростковом периоде идет активно процесс накопления знаний о взаимоотношениях между людьми, в жизни общества, о свободе выбора и способа поведения, когда чувства определяют мотивы поведения» [6, с. 143].

Важными составляющими при формировании гражданской идентичности и патриотизма в процессе изучения курса «География России» являются психолого-педагогические условия. К ним относятся: цели и задачи, содержание курса, методы, формы организации обучения, средства и технологии обучения; учет возрастных особенностей школьников при формировании нравственных, ценностных ориентиров, этнической самоидентификации, толерантности, развития

1 семья друзья СМИ школа 1 другое 1 экскурсии

Рис. 1. Результаты анкетирования обучающихся на предмет факторов, влияющих на формирование гражданской идентичности и патриотизма (вылетели проценты)

внутренних мотивов «Я - гражданин своей страны», «Мой народ, моя нация».

При изучении курса «География России» можно выделить большое количество тем, формирующих гражданскую идентичность и патриотизм: Россия и ее место в мире, Россия как государство с самой большой территорией в мире, большая протяженность границ, морская держава, особенности поликультурной и многонациональной страны, разнообразие естественных границ; богатейшие природные ресурсы, многообразие религий.

При изучении темы «Территория и границы России» рассматриваются сложные естественные ландшафты с точки зрения их охраны пограничниками, что в разнообразном климате они несут эту службу, что это люди мужественные и служба достойна мужчин. Наша страна является многонациональной, но все трудятся на благо своей Родины.

Тема «Внутренние воды России» рассматривает величайшие реки, озера, моря нашей страны, где отмечается, что маленькие реки и речушки нашей малой родины являются частью больших и могущественных рек.

При изучении темы «Население России» школьники знакомятся с информацией о жизни, быте и традициях больших и малых народов. В процессе изучения национального состава населения необходимо формировать толерантность по

отношению ко всем народам, к их национальным традициям. Например, приводить примеры мужества и героизма людей разных национальностей в годы Великой Отечественной войны.

Педагогический эксперимент проводился в МБОУ «Майкопская гимназия № 22» в 2021/2022 учебном году. В эксперименте участвовало 72 обучающихся 8-9-х классов. Во время эксперимента проводилось диагностическое анкетирование.

Анкета по проблеме формирования у обучающихся патриотизма и гражданской идентичности отражала факторы, оказывающие влияние на них: школа, семья, друзья, СМИ, экскурсии. Результаты анкетирования отображены на рисунке 1.

Анализ диаграммы показывает, что ведущими факторами являются: школа (39%), семья (24%) и СМИ (11%).

Для формирования гражданской идентичности и патриотизма у обучающихся в школьном курсе «География России» была создана целостная программа «Мы - россияне!».

На формирующем этапе эксперимента, на основании критериев В.П. Симонова, были определены уровни эффективности процесса формирования гражданской идентичности и патриотических ценностей [4].

Анализ диаграммы показывает, что в конце учебного года повысилось количество обучающихся с высоким уровнем и реализационно-целевым критерием с

Таблица 1

Программа «Мы - россияне!»

Структура программы Содержание программы

Цель программы Совершенствование методики формирования гражданской идентичности и патриотизма на уроках географии, направленной на развитие личности подростка, будущего гражданина России

Задачи программы - организация эффективной методики формирования гражданской идентичности и патриотизма через содержание курса «География России»; - формирование гражданского сознания, гражданской направленности личности, гражданского поведения на основе географических особенностей и культурных ценностей России; - создание условий для активной деятельности обучающихся; - изучение географии родного региона.

Направления реализации программы

Направление «Духовно-нравственное»

Учебная деятельность - направленность содержания курса «География России» на формирование духовно-нравственных ценностей современного российского общества, актуальности для формирования гражданской идентичности; - знакомство с этикетом наших предков, духовно-нравственными традициями; - знакомство с культурным наследием родного региона; - изучение заповедных, заказных и природоохранных территорий России

Внеучебная деятельность - тематические уроки: «Традиции и обычаи наших предков», «Современное общество - проблемы морали», «Россия в мировом сообществе»; - круглый стол «Нравственные ценности: истина и ложь»; - подготовка презентации «Моя малая Родина»; - диалог: «Какие ценности являются наиболее важными лично для Вас?»; - диалог «Мой нравственный идеал ученого-географа»

Научная деятельность - исследования на темы: «Черкесские сады и их возрождение», «Черкесская груша», «Яблоневая долина»

Направление «Социально-гуманистическое»

Учебная деятельность - изучение в курсе «География России» социальных, гуманистических направлений содержания предмета: разнообразие обрядов и традиций народов России, экологических проблем и рационального природопользования, трудового и семейного воспитания наших предков, бережного отношения к природе; - знакомство с экологическими проблемами современности; - знакомство с природой родного региона

Внеучебная деятельность - проведение мероприятий: «Моя Родина - Россия», «Природа Республики Адыгея»; - диспуты «Экология вопросы и ответы»; - проведение в рамках Недели географии: «Дня земли», «Дня воды»; - экскурсии на предприятия муниципального образования «Город Майкоп»; - участие в экологических акциях.

продолжение таблицы 1

Научная деятельность - исследования на темы: «Кавказский государственный заповедник», «Моя семья в великой Отечественной войне»

Направление «Гражданско-политическое»

Учебная деятельность - изучение административно-государственного устройства Российской Федерации и вопросов роли России в современном мире. Например, тема «Природное районирование»: знакомство с государственным устройством Российской Федерации, разнообразие и уникальность природных ландшафтов России, проблемы природных комплексов при использовании их природных богатств. При изучении темы «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» беседа по теме: «Природа - «архитектор», а рельеф «архитектурное творение природы»; трагические события на Кузбассе, связанные с добычей угля; диалог: «Исчерпаемые и невозобновимые ресурсы», «Урал - сокровищница минералов». - изучение государственной символики России

Внеучебная деятельность - тематические уроки: «Что значит быть гражданином России?», «Жить - Родине служить»; - диспут: «Горжусь тобой, моя Россия»

Научная деятельность - исследования по теме: «Отечественные путешественники и их роль в географических открытиях»

Направление «Псторико-географическое»

Учебная деятельность - изучение географических открытий и история заселения территории России.

Внеучебная деятельность - тематические уроки: «История развития Республики Адыгея», «Археологические раскопки: адыги и их историческое развитие»; - диалог: «Национальные особенности и многоликость народов России».

Научная деятельность - исследования на тему: «Сможем ли мы сберечь наше «национальное достояние»?»

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

60%

34% 39%

27% 27%

15%

практически-результативныи оптималыго-деятельностныи реализационно-целевои (низкий уровень) (средний уровень) (высокий уровень)

| до эксперимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| после эксперимента

Рис. 2. Уровни эффективности формирования гражданской идентичности и патриотизма при изучении школьного курса «География России»

15% до 39%, что подтверждает целенаправленное воздействие созданной комплексной программы (рис. 2).

Таким образом, использование целевой программы «Мы - россияне!» способствует эффективному формированию

практического опыта патриотической деятельности, развивает активную гражданскую позицию обучающихся.

Заключение

Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность приобщения обучающихся к процессу формирования гражданской идентичности и патриотизма при изучении школьного курса «География России».

Важные интегративные качества личности: гражданская идентичность и патриотизм отражаются в умении говорить на родном языке; знании истории, традиции, культуры своего народа; любви к своей Родине; готовности к защите ее границ; активном и сознательном

участии в повышении ее роли в мировом сообществе.

Обоснованы психолого-педагогические условия формирования гражданской идентичности и патриотизма у обучающихся в школе: возрастные особенности школьников на основе их психологических, физиологических, интеллектуальных и индивидуальных особенностей; понимание важности знаний и их действенности, которые привели к увеличению количества обучающихся в конце педагогического эксперимента к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Карабанова О.А., Асмолов А.Г., Марциновская Т.Д. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография в 2-х ч. М.: Просвещение, 2011. 121 с.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. С. 38.

3. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: в 2 т. Т. 1. Чары Платона. М.: Феникс, 1992. 448 с.

4. Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся. М.: МПУ, 1999. 123 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронны fi ресурс]. URL: https://classinform.ru/fgos.

6. Эриксон Э.Х. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 340 с.

REFERENCES:

1. Karabanova О.A., Asmolov A.G., Martsinovskaya T.D. How a civic identity is born in the world of education: from phenomenology to technology: a monograph in 2 parts. M.: Prosveshchenie, 2011. 121 p.

2. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogical dictionary. M.: Academy, 2003. P. 38.

3. Popper K.R. Open Society and Its Enemies: in 2 vols. Т. 1. Plato's Enchantment. Moscow: Phoenix, 1992. 448 p.

4. Simonov V.P. Diagnosis of the degree of learning of students. M.: MPU, 1999. 123 p.

5. Federal state educational standard of basic general education [Electronic resource]. URL: https://classinform.ru/fgos.

6. Erickson E.Kh. Identity: youth and crisis /transl. from English. M.: Progress, 1996. 340 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.