Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРА / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ДОСТОИНСТВО / ЧУВСТВО ГРАЖДАНСКОГО ДОЛГА / ЧУВСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКАЯ СОВЕСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ МУЖЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавая Юлия Константиновна, Кравченко Олег Георгиевич

В статье проанализированы и описаны составляющие основной искомой дефиниции «гражданственность». Авторами выделены такие элементы, как: гражданское самосознание, гражданское достоинство, чувство гражданского долга, чувство гражданской ответственности, гражданская совесть, гражданское мужество. Отмечено, что первоосновой национального гражданского воспитания являются методы народной педагогики, которая как вид духовной культуры общества выполняет существенные функции общественной жизни: гуманизацию, социализацию, индивидуализацию молодежи. Чувство гражданственности определяется авторами как комплекс духовно-нравственных переживаний личности за судьбу Родины, проявляется в чувстве патриотизма, морально-эстетических чувствах и национально-культурной идентичности, гражданского достоинства, гражданской ответственности, гражданского долга, гражданской совести, гражданского мужества, уважительном отношении и любви к родному краю, что отражается в социально значимых действиях, поступках, направленных на обеспечение социальных интересов и прав человека, а также изменение социальной среды в соответствии с моральными ценностями и актуальными общественными задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CITIZENSHIP OF STUDENTS - THE PRIORITY TASK OF THE UNIVERSITY

The article analyzes and describes the components of the main definition under study - that of “civic consciousness”. The authors have identified such elements as: civic self-consciousness, civic dignity, the sense of civic duty, the sense of civic responsibility, civic conscience, and civic courage. It is noted that the primary basis of the national civic education is the methods of folk pedagogy, which, as a kind of spiritual culture of society, perform essential functions of public life: humanization, socialization, individualization of young people. The sense of civic consciousness is defined by the authors as a complex of a person’s spiritual and moral concern for the fate of the Motherland, manifested in the sense of patriotism, moral-aesthetic feelings and the national-cultural identity, civic dignity, civic responsibility, civic duty, civic conscience, civic courage, respect and love for the native land, which is reflected in socially significant actions, actions aimed at ensuring social interests and human rights, as well as changing the social environment in accordance with moral values and current social tasks.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ВУЗА»

Педагогика

УДК 37.035.4

кандидат педагогических наук, доцент Картавая Юлия Константиновна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория); старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Кравченко Олег Георгиевич

Крымский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Евпатория)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ВУЗА

Аннотация. В статье проанализированы и описаны составляющие основной искомой дефиниции «гражданственность». Авторами выделены такие элементы, как: гражданское самосознание, гражданское достоинство, чувство гражданского долга, чувство гражданской ответственности, гражданская совесть, гражданское мужество. Отмечено, что первоосновой национального гражданского воспитания являются методы народной педагогики, которая как вид духовной культуры общества выполняет существенные функции общественной жизни: гуманизацию, социализацию, индивидуализацию молодежи. Чувство гражданственности определяется авторами как комплекс духовно-нравственных переживаний личности за судьбу Родины, проявляется в чувстве патриотизма, морально-эстетических чувствах и национально-культурной идентичности, гражданского достоинства, гражданской ответственности, гражданского долга, гражданской совести, гражданского мужества, уважительном отношении и любви к родному краю, что отражается в социально значимых действиях, поступках, направленных на обеспечение социальных интересов и прав человека, а также изменение социальной среды в соответствии с моральными ценностями и актуальными общественными задачами.

Ключевые слова: гражданственность, народная педагогика, культура, патриотизм, гражданское самосознание, гражданское достоинство, чувство гражданского долга, чувство гражданской ответственности, гражданская совесть, гражданское мужество.

Anmtation. The article analyzes and describes the components of the main definition under study - that of "civic consciousness". The authors have identified such elements as: civic self-consciousness, civic dignity, the sense of civic duty, the sense of civic responsibility, civic conscience, and civic courage. It is noted that the primary basis of the national civic education is the methods of folk pedagogy, which, as a kind of spiritual culture of society, perform essential functions of public life: humanization, socialization, individualization of young people. The sense of civic consciousness is defined by the authors as a complex of a person's spiritual and moral concern for the fate of the Motherland, manifested in the sense of patriotism, moral-aesthetic feelings and the national-cultural identity, civic dignity, civic responsibility, civic duty, civic conscience, civic courage, respect and love for the native land, which is reflected in socially significant actions, actions aimed at ensuring social interests and human rights, as well as changing the social environment in accordance with moral values and current social tasks.

Keywords: civic consciousness, folk pedagogy, culture, patriotism, civic self-consciousness, civic dignity, sense of civic duty, sense of civic responsibility, civic conscience, civic courage.

Введение. В начале третьего тысячелетия, во время глобальных изменений в социально-экономическом развитии российского государства, гуманистические принципы должны оставаться одними из важнейших ценностных приоритетов отечественной педагогики. Поэтому основной концептуальной идеей образования, на наш взгляд, должна стать парадигма И.Г. Ермакова, по которой высшая школа XXI века - это прежде всего школа поликультурного воспитания, культурного самоопределения и самореализации личности, где каждому молодому человеку созданы все условия для овладения базовой культурой, сердцевиной которой являются духовные ценности народа и мировой цивилизации [5, с. 28].

Актуальность исследования обусловливается потребностью современного общества в формировании у молодого поколения высокого уровня национального сознания и гражданственности, которые являются стержнем национального гражданского воспитания.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильности использования, применения принципа народности в процессе воспитания. В частности, эти вопросы исследовали такие классики педагогики как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Г.С. Сковорода, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. Значительный вклад в исследование народной педагогики внес Г.Н. Волков, который собственно и ввел термин «этнопедагогика».

Основной целью нашего исследования является определение роли традиционной культуры в системе национального воспитания личности и анализ гражданских ценностей студенческой молодежи.

Изложение основного материала статьи. Будущее каждой нации зависит, прежде всего, от молодежи. Сегодня все отрасли экономики, государственные органы нуждаются в специалистах, которые сочетают высокий профессионализм с духовностью, совестью, человеколюбием [5]. Формирование такого специалиста невозможно, прежде всего, без развития национальной системы образования как важнейшего звена воспитания национально сознательных граждан, формирования образованной, творческой личности, становления ее физического и нравственного здоровья, транслирования национальной и мировой культуры, духовности.

По мнению Н.А. Глузман, «на классический университет возлагается большое количество задач...» [4, с. 69]. Именно поэтому национальное воспитание и гражданственность как исторически обусловленные и созданные самим народом системы семейных ценностей, идей, взглядов, убеждений, идеалов, традиций, обычаев, учебно-воспитательных организаций, учреждений и других форм социальной практики направлены на организацию жизнедеятельности подрастающих поколений, воспитания их в духе естественно-исторического развития материальной и духовной культуры нации, предстает органическим компонентом

всех звеньев и форм образования. Отсюда принцип нераздельности обучения и воспитания, заключающийся в их органическом сочетании. Главной целью национального воспитания является приобретение молодым поколением социального опыта, наследование духовного достояния российского народа, достижение высокой культуры общения, межнациональных отношений, формирование личностных качеств граждан России, развитой духовности, физического совершенства, моральной, художественно-эстетической, правовой, трудовой и экологической культуры, что будет способствовать воспитанию целостной и всесторонне развитой личности и является важным условием развития страны [7].

Аргументированно и убедительно о сущности национального воспитания писал А.П. Бредихин: «национальное воспитание - это определенная почва в деле укрепления нравственных сил и обновления, возрождения души народа. Поэтому и видим, что более крепкой нацией в наши времена является та, которая лучше других черпает в своем воспитании свои глубокие национальные сокровища, которая национальной психологии дала свободное развитие... национальное воспитание вырабатывает у человека не двойную шаткую нравственность, а крепкую, целостную личность» [1, с. 22].

Первоосновой национального гражданского воспитания являются методы народной педагогики. Народная педагогика - это не просто отрасль педагогических знаний и опыта народа, которая проявляется в доминирующих взглядах на цели, задачи, средства и методы воспитания и обучения, а это и неиссякаемый источник учебно-воспитательной мудрости, это система народных знаний и опыта, которая объединяет такие важные сферы, как детствоведение, семьеведение, семейное воспитание, этику добрососедства, влияющие на формирование национального достоинства и самоуважения и являются важными составляющими национального сознания, то есть осмысленного, «когнитивного» отношения к себе, к своему народу, своей стране, истории, культуре, языку.

Трудно переоценить значение функций народной педагогики. Ведь благодаря ей передаются и преумножаются материальные и духовные культурные достижения народа, утверждаются национальная самобытность и самосознание нового поколения. Народная педагогика - это система принятых в соответствующей местности методов и средств воспитания, которые передаются от поколения к поколению и усваиваются, прежде всего, как определенные знания, умения и навыки. Народная педагогика относится к числу тех мощных феноменов, обеспечивающих сохранение национального характера, привычек и психологии человека [8].

Особенностью народной педагогики является то, что она исходит из исторически сложившегося опыта, включая общечеловеческий опыт. Выработанные веками традиции человеческого сосуществования у всех народов имеют единственно-этическую основу, суть которой - социальное объединение людей ради выживания и прогресса. Поэтому, бесспорно, народная педагогика выступает одним из основных факторов, которые влияют на формирование национального сознания.

К.Д. Ушинский усматривал изменения народной педагогики в усвоении молодежью различных видов культуры и прежде всего - культуры труда, которую считал необходимой предпосылкой физического, нравственного и умственного развития человека, основой личного счастья. Большой вес придавал выдающийся педагог родному языку: родное слово формирует душу, вырабатывает характер, приобщает к своей нации. К механизмам народной педагогики он относил также игру, общественное мнение, характер народа, его национальные особенности, обычаи, традиции, фольклор [3].

Известная исследовательница Е.П. Шабалина отмечала: «народная педагогика - это неписаный, многотомный, устный учебник об обучении и воспитании подрастающих поколений, который создается народом, хранится в его памяти и постоянно им используется» [9, с. 261]. «Народная педагогика относится к числу тех мощных феноменов, обеспечивающих сохранение национального характера, привычек и психологии человека» [8, с. 8], ведь она, по мнению Г.Н. Волкова, «...исследует опыт трудящихся, выясняет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной научно-педагогической практике, исследует способы установления контактов народной педагогической мудрости с педагогической наукой, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и выясняет их соответствие современным задачам воспитания» [2, с. 127]. Теоретические положения этнопедагогики, ее идеи сформулированы в форме, доступной и понятной для каждого россиянина, они отражены в материальных и духовных достижениях культуры, прежде всего национальной, которая воплощается в сказках, легендах, колыбельных песнях, обрядах.

Народное творчество наиболее зримо наличествует в обычаях, в народной музыке, в декоративно-прикладном искусстве и невидимо присутствует оно в способе деятельности и поведении. Фольклор синтезирует поэзию, танец и пение, кодируя ментальность народа, отличая один народ от другого.

Существует много примеров истребления этносов, их языка и национальной культуры. Оставаясь в сознании ряда деятелей, несмотря на неблагоприятные условия, народная культура представала средством идентификации с этносом (нацией) и возрождения национальных традиций. Под этнической (национальной) идентификацией понимается осознание тождества общих генетических психологических черт поведения, выработанных на базе общей территории проживания, языка, культурных традиций и пр. Проблема национальной идентичности по своей сути философская относится также к ряду культурологических, прежде всего к тем, у которых разработаны эталоны (стандарты) этносоциального поведения. В этом ракурсе привычки, вкусы, историческая наследственность, ритуалы, традиции, обряды, артефакты определяют определенные сообщества во времени и пространстве. Для многих народов, в том числе и русского, народная культура - больше, чем народная традиция. К ней стекались духовные силы всех общественных слоев и при наиболее сложных условиях она оставалась важным фактором сохранения национального самосознания.

О национальном сознании, национальной идентичности начинают говорить тогда, когда для социума важно определить свое единство, свою внутреннюю связь, свой исторический характер, свои традиции. Это составляющие, определяющие сущность национальной идеи. Большим достоянием нашей народной культуры является ее региональное богатство стилей (локальные разновидности народного строительства, одежды, песенности, инструментальной музыки и пр.). Это одновременно составляет и некоторую трудность в победе над психологией «локального сепаратизма», который выработался под влиянием исторических условий развития этноса. Проблема может быть решена при условии осознания необходимости сохранения целостной этнической культуры при дифференцированности в ней историко-этнографических наслоений и преодолении инерции прошлого - политических распрей между различными регионами.

Природа фольклора, его структура соответствуют требованиям социума. Личностное в творчестве народа подчиняется общественным интересам, а новые элементы закрепляются в фольклоре лишь тогда, когда они соответствуют его ценностным основам. Без сохранения идентичности с традицией невозможна жизнеспособность фольклорных явлений.

Народное творчество как проявление совместной деятельности людей является неотъемлемым компонентом усвоения достижений культурного развития человечества и их передачи следующим поколениям. Этика и эстетика фольклора формируется в процессе создания жизни в труде. В этом его большая морально-воспитательная сила, проявляющаяся в разнообразных формах - сказках, народных песнях, пословицах, поговорках, анекдотах и т.д.

В славянском фольклоре выделяются две вечные идеи, которые определяют сущность его этического начала - прославление добра, положительного героя, запрет зла в человеческих отношениях. Добро и зло не могут быть реальными без добрых людей и их добрых поступков - такова идея песен, сказок, сказаний. Все запреты (табу) в фольклоре выходят из исконно выработанных представлений о добре и зле. Да, добром и благом считался честный труд, а все, что идет не от труда, содержало негативную оценку.

Важное место в системе национального гражданского воспитания отводится воспитанию родным словом, ведь язык является национальным признаком. Как считают Ю.К. Картавая и О.Г. Кравченко, «язык и речь являются продуктами культуры, своеобразной памятью мира, концентрируют все, что узнало человечество» [6, с. 105]. Язык выступает главным фактором консолидации нации. Усваивая язык с раннего возраста, дети постепенно становятся носителями национального содержания, духа: средствами родного языка у них эффективнее формируются национальная психология, характер, мировоззрение, сознание и самосознание и другие компоненты духовности народа [9].

Можем утверждать, что народная педагогика как вид духовной культуры общества выполняет существенные функции общественной жизни: гуманизацию, социализацию, индивидуализацию молодежи. Они осуществляются конкретно - исторически, их направление обусловлено классовой природой общества; зависят они и от национальных условий жизни (этнопедагогика). Но несмотря на разнообразие форм всегда есть главная общечеловеческая задача - воспитание подрастающего поколения.

Проанализировав научные исследования, мы выяснили, что чувство гражданственности является комплексным личностным образованием, объединяющим определенные качества: гражданское самосознание, гражданское достоинство, чувство гражданского долга, чувство гражданской ответственности, гражданскую совесть, гражданское мужество. Раскроем их сущность.

Гражданское самосознание появляется, когда человек осознает, что он принадлежит к определенному государственному социуму. Человек, овладев родным языком, начинает идентифицировать себя с соответствующим этносом и государством. Зато у несознательных граждан преобладает потребительское отношение к государству.

Чувство гражданского достоинства означает переживание человеком позитивного отношения к себе и к ценностям своего государства. Граждане, общаясь с представителями других стран, не должны чувствовать свою неполноценность и забывать о своем достоинстве, каждому гражданину стоит постоянно помнить о национальной чести и достоинстве. Студенты проявляют свое достоинство в общении и уважительном отношении к людям.

Права и обязанности являются составными частями правового статуса и закреплены Конституцией Российской Федерации. Чувство гражданских прав и обязанностей - это избирательное и устойчивое эмоциональное отношение человека к законам и событиям в государстве. Для студентов гражданский долг проявляется в успешном обучении и соблюдении правил в учебном заведении.

Проблема гражданской ответственности для человека и развития общества является актуальной, это связано с тем, что от нее зависит как благополучие отдельного сообщества, государства, так и человеческой цивилизации. Чувство гражданской ответственности указывает на эмоциональное отношение лица к своим действиям. Оценить уровень такой ответственности у студентов можно при участии в общественной деятельности, своевременным исполнением общественных обязанностей (староста, профорг, студенческое самоуправление), участие в волонтерских мероприятиях.

На основе изучения этических положений мы определяем гражданскую совесть как нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных гражданских поступков. Гражданская совесть позволяет эмоционально реагировать на последствия гражданской деятельности или бездействия лица в обществе. Это чувство свойственно зрелому человеку, понимающему нравственные нормы. Коммерциализация в обществе в последнее время вытесняет нравственность и создает значительные препятствия относительно осмысления последствий гражданского поведения.

Анализируя современную социологическую и педагогическую литературу, можно утверждать, что «гражданское общество - это самоорганизованное, самоуправляемое и саморазвивающееся сообщество людей», чувство причастности к гражданскому обществу - это устойчивое эмоциональное отношение человека к обществу, когда он чувствует свою связь с Отечеством и пытается привести к его процветанию [7, с. 65]. Важно понимать социально-политические изменения в обществе. Для студентов это чувство проявляется в кооперации усилий, желании участвовать в общественной деятельности молодежных общественных организаций, в городских социально-педагогических проектах и др.

Чувство гражданской культуры - это осознание своей принадлежности к совокупности достижений гражданского общества и эмоциональное отношение к исторически приобретенному комплексу материальных и гражданских ценностей, правил, традиций, верований. Для студентов оно сказывается в сохранении и развитии гражданской культуры и гармонизации отношений в социуме.

Проведенный анализ позволил определить чувство гражданственности как комплекс духовно-нравственных переживаний личности за судьбу Родины, проявляется в чувстве патриотизма, морально-эстетических чувствах и национально-культурной идентичности, гражданского достоинства, гражданской ответственности, гражданского долга, гражданской совести, гражданского мужества, уважительном отношении и любви к родному краю, что отражается в социально значимых действиях, поступках, направленных на обеспечение социальных интересов и прав человека, а также изменение социальной среды в соответствии с моральными ценностями и актуальными общественными задачами.

Выводы. Итак, традиционная культура, которая основывается на началах национальных ценностей, обычаев, национального педагогического наследия, является стратегической основой национального

образования, которая предполагает, что содержание, формы и методы обучения и воспитания должны строиться с учетом тысячелетней истории, исконной культурно-исторической традиции русского народа на основе национальной культуры, обогащенной лучшими достижениями мировой. Концепты национального воспитания помогут вывести сознание каждого молодого человека на уровень системы идей, взглядов, убеждений, которыми живет современное государство, на основе приоритета общечеловеческих ценностей российского народа, создание условий для удовлетворения потребностей духовного и культурного саморазвития студентов, и, как следствие, формирование целостной поликультурной личности - гражданина Российской Федерации.

Чувство гражданственности современной молодежи занимает важное место в государстве и имеет стратегическое влияние на будущее страны. Государство, стремящееся к прогрессу, должно способствовать участию молодого поколения в трансформации общества. Переход к гражданскому обществу предусматривает обеспечение общественной активности, быстрой социализации, социальной стратификации и реального включения студенческой молодежи в социально-экономические, политические, духовные и другие процессы, во время которых формируется чувство гражданственности подрастающего поколения, повышается интерес к объединению усилий молодежи для общественного блага.

Литература:

1. Бредихин А.П. Традиции русской национальной культуры в контексте воспитания патриотизма и гражданственности современной молодежи // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Т. 7. - № 4-2. - С. 20-33.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

3. Гвоздецкий М.Ю. Развитие идеи К. Д. Ушинского о народности воспитания в отечественной педагогике // Ярославский педагогический вестник - 2010. - № 1. - С. 23-27.

4. Глузман Н.А. Теоретико-практические аспекты развития педагогического профессионализма преподавателей в классическом университете // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2019. - № 37 (56). - С. 67-76.

5. Ермаков И.Г. Культуротворческий потенциал просвещения на пороге ХХ1 столетия // Высшее образование: проблемы и перспективы развития. - К., 1995. - С. 25-29.

6. Картавая Ю.К., Кравченко О.Г. Речевая культура: междисциплинарный анализ дефиниции // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-1. - С. 105-108.

7. Киященко Н.И. Культура гражданского общества // Вопросы философии. 2010 - № 10 - С. 62-66.

8. Мирзоев Ш.А., Мирзоева А.Ш. Народная педагогика в народных загадках // Обзор педагогических исследований. - 2020. - Т. 2. - № 3. - С. 7-20.

9. Шабалина Е.П. Народная педагогика фактор педагогической практики этносоциума // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2019. - Т. 2. - № 8. - С. 260-263.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Катранжи Елена Олеговна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, направленные на решение проблемы развития мыслительных способностей, творческого воображения, конструктивного мышления дизайнеров в процессе обучения рисунку, в основе которого лежит линейно-конструктивный метод. Цель исследования является создание эффективной методической системы развития конструктивного пространственного мышления, включающую разработку и реализацию графических заданий и упражнений в учебном процессе.

Ключевые слова: проектный рисунок, творческое воображение, конструктивный рисунок, конструктивно-пространственное мышление, линейно-конструктивный метод.

Annotation. The article deals with the issues aimed at solving the problem of the development of thinking abilities, creative imagination, and constructive thinking of designers in the process of learning drawing, which is based on the linear-constructive method. The purpose of the study is to create an effective methodological system for the development of constructive spatial thinking, including the development and implementation of graphic tasks and exercises in the educational process.

Keywords: design drawing, creative imagination, constructive drawing, constructive-spatial thinking, linear-constructive method.

Введение. Возможность изучения применения новых методов в учебно-творческом процессе всегда актуальна, так как она призвана ставить учебно-развивающие задачи, ее эффективное решение способствует повышению качества подготовки специалистов-проектировщиков. Целью разработки данной статьи является выявление проблем, связанных с использованием линейных конструктивных методов будущими проектировщиками в курсовых проектах.

Изложение основного материала статьи. В непрерывном процессе развития высшего образования, в связи с изменяющимися условиями и требованиями к специалистам, необходимо совершенствовать содержание образовательных программ, разрабатывать новые формы и методы организации учебных курсов, разрабатывать современные технологии передачи знаний. Особенно это касается преподавания творческих дисциплин. В частности, эти тенденции повлияли на бурное развитие дизайнерского образования в России. Уже не нужно доказывать тот факт, что проектный подход в процессе подготовки будущих дизайнеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.