УДК 378.032
DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-2-36-44
Поступила в редакцию / Received 12.04.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 22.05.2023 Принята к публикации / Accepted 31.05.2023
оригинальная статья
Гражданская идентичность студентов военного учебного центра: понятийный анализ
Музыкантов Алексей Николаевич и © , Прокудин Юрий Петрович О
:ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций
имени профессора М.А. Бонч-Бруевича» 191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 61А 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Аннотация. Представлен опыт осмысления гражданской идентичности как социального и педагогического феномена, проведенный на основе анализа научных публикаций различных авторов. Дано авторское представление рассматриваемой дефиниции как личностного многоуровневого динамичного новообразования, характеризующегося способностью человека к осмысленному освоению и интериоризации уникального культурно-исторического наследия; устойчивой гражданской позицией и личностными смыслами в принятии государственных ценностей; готовностью к активной социально-преобразовательной деятельности на благо государства и общества. Определены структурные компоненты гражданской идентичности студентов военного учебного центра: ценностно-смысловой (ценности и личные смыслы), когнитивный (знание и понимание), эмоционально-оценочный (эмоции и чувства), коммуникативный (способы и стили общения) и поведенческий (проявление в деятельности и активность). Обоснована гибридность содержательного наполнения компонентов, их обусловленность особыми правовыми и организационными аспектами. Новизна статьи заключается в том, что в ней дается характеристика особенностей формирования гражданской идентичности студентов в условиях военного учебного центра, специфика которого связана с наличием двойной ведомственной подчиненности; специфичностью решаемых образовательных задач; различными по содержанию формами внеаудиторной воспитательной работы. Ключевые слова: гражданская идентичность; студент; военный учебный центр; структура гражданской идентичности студентов Конфликт интересов отсутствует
Для цитирования: Музыкантов А.Н., Прокудин Ю.П. Гражданская идентичность студентов военного учебного центра: понятийный анализ // Психолого-педагогический журнал «Гаудеа-мус». 2023. Т. 22. № 2. С. 36-44. DOI 10.20310/1810-231X^023-22-2-36-44
© Музыкантов А.Н., Прокудин Ю.П., 2023
original article
Civil identity among students in military training center: concept analysis
Aleksey N. Musykantov1 ® , Yuri P. Prokudin2
1 The Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications 61A Moika Emb., St. Petersburg 191186, Russian Federation 2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation
Abstract. We consider civic identity as a social and pedagogical phenomenon, based on the analysis of scientific publications by various authors. Civic identity is a personal multi-level dynamic neoplasm characterized by a person's ability to master intelligently and internalize a unique cultural and historical heritage; a stable civic position and personal meanings in the adoption of state values; readiness for active social and transformative activities for the benefit of the state and society. The structural components of the civil identity among students in a military training center are value-semantic (values and personal meanings), cognitive (knowledge and understanding), emotional-evaluative (emotions and feelings), communicative (methods and styles of communication) and behavioral (manifestation in activity and activity). The hybridity of the content of the components, special legal and organizational aspects is substantiated. The research describes the features of the formation of students' civil identity in a military training center, the specifics of which are dual departmental subordination; educational tasks; forms of extracurricular educational work.
Keywords, civil identity; student; military training center; structure of students' civil identity
There is no conflict of interest
For citation: Musykantov A.N., Prokudin Yu.P. Civil identity among students in military training center: concept analysis. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 2, pp. 36-44. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-2-36-44
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда Россия находится в сложной геополитической ситуации, особую важность приобретает формирование гражданской идентичности молодежи и студентов.
Проведенный анализ научных исследований на данную тему показал, что, несмотря на достаточно высокий интерес к проблеме и большое количество публикаций, единого понимания феномена гражданской идентичности не сложилось. Напротив, как отмечают исследователи, ее сущностная характеристика претерпевает значительные качественные и количественные изменения, становясь более многообразной, многосторонней и многоуровневой, предполагая усиление не только теоретического осмысления, но и практическую интериоризацию в обществе, усложнение, совершенствование, ориентирование на
намерения более широкого круга контингента участников, включая молодежь, студенчество как наиболее прогрессивную часть общества.
Новый подход к развитию гражданской идентичности в современном социуме подтверждают: расширение ее нормативно-правовых основ, появившихся на различных уровнях; увеличение количества обстоятельных разнонаправленных научных исследований, в которых отражено новое видение решения проблемы, а также представление обоснованных технологических разработок, направленных на процесс ее формирования в различных социальных группах (школьники, студенты, военнослужащие, курсанты и т. п.).
При этом работ, посвященных содержанию гражданской идентичности у студентов военного учебного центра, представлено недостаточно, что, на наш взгляд, обусловлено
становлением его как нового социального института в системе высшего образования.
Военный учебный центр - это особое подразделение в структуре образовательных организаций высшего образования, которое создается в целях обучения граждан Российской Федерации по программам военной подготовки: для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, а также подготовки военных специалистов запаса (Постановление Правительства РФ от 3 июля 2019 г. № 848)1.
Согласно нормативным актам, регламентирующим деятельность военного учебного центра, его основными задачами являются: реализация программ военной подготовки, а также участие в проведении воспитательной работы среди граждан и работы по военно-профессиональной ориентации молодежи.
Принимая во внимание факт, что в военном учебном центре обучаются студенты гражданского вуза, и во многом их отношение к освоению военной специальности воспринимается лишь как возможность получения дополнительного образования, расширяющего возможности профессиональной самореализации в гражданской либо военной сфере, возникает необходимость выявления особого содержания гражданской идентичности студентов и факторов выбора профессии.
Принимая во внимание сложную политическую и экономическую ситуацию в мире, военное противостояние стран с разными государственными интересами, мы обращаем внимание на неоднозначную оценку цели и результатов гражданской идентичности. С одной стороны, студенты как граждане должны быть готовы защищать интересы своей страны в качестве военных специалистов, а с другой стороны, они относятся к военной подготовке как к дополнительной.
Данные выводы приводят к необходимости уточнить понятие гражданской идентичности, раскрыть особенности ее формирова-
1 Об утверждении Положения о военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 3 июля 2019 г. № 848. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
ния у студентов в условиях военного учебного центра.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Основными методами исследования выступало: изучение и сравнительный анализ научных публикаций, нормативно-правовой и организационной документации, а также планов военно-политической работы военных учебных центров вузов г. Санкт-Петербург (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича») и г. Тамбов (ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Работы А.Г. Асмолова, Н.В. Безгиной, О.В. Болтыкова, Т.В. Водолажской, Д.В. Григорьева, Л.Б. Шнейдер и других исследователей убедительно доказывают, что в настоящее время имеется достаточное количество научных междисциплинарных исследований, содержание которых посвящено гражданской идентичности. Различным аспектам данного вида идентичности посвящены диссертационные исследования Е.М. Арутюновой, Э.М. Дымова, В.Ю. Журавлевой, И.В. Коно-ды, Е.Л. Омельченко, В.В. Титова, М.А. Юши-на и т. д. Авторские позиции достаточно разнообразны в зависимости от круга интересов и предметной области исследователя, более того, с точки зрения Н.Л. Ивановой, гражданскую идентичность целесообразно отнести к наиболее спорным и неоднозначным дефинициям современной науки [1].
Не ставя задачи в этой статье провести содержательный анализ научных публикаций по проблеме, отметим лишь некоторые из них, имеющие отношения к теме нашего исследования. По мнению А.Г. Асмолова, основу гражданской идентичности представляет осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл [2]. Л.В. Коновалова пишет, что гражданская идентичность - это идентичность, в основе которой лежит идентификация индивида с обществом, государством, страной, где он живет и трудится [3].
Т. Водолажская рассматривает понятие «гражданской идентичности» как осознание
принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющего для индивида значимый смысл, феномен надындивидуального сознания, признак гражданской общности, позволяющий действовать в качестве коллективного субъекта, считает, что оба определения не исключаемы, а только ориентированы на разные стороны дефиниции. По мнению автора, становление гражданской идентичности не ограничивается осознанием только принадлежности, оно обстоятельно дополняется позитивным отношением и признанием ее ценности. Более того, оно касается специфики развития гражданской общности как целостного, коллективного субъекта, так как гражданская идентичность - это результат самосознания всего общества и ее качество, формирующееся во взаимосвязанности и взаимозависимости ее членов [4].
Несмотря на наличие обширной исторической ретроспективы в изучении проблемы, целесообразно отметить точку зрения А.М. Юшина, который пишет, что современный жизненный период является временем становления новой гражданской идентичности. Это связано с новейшими политическими и социальными переменами и совершенно новыми событиями, происходящими во всех областях жизни человека, иной оценкой взаимоотношений и требований к качествам личности как условий ее перспективного будущего [5].
С точки зрения Н.Л. Ивановой и Г.Б. Ма-зиловой, гражданская идентичность - это важный компонент социальной идентичности, возникающий из восприятия индивидом своего членства в общности, формирование которого обеспечивает позитивное включение индивида в работу государства, а именно: в установление социальных связей, развитие активности, разумного отношения к ресурсам [6].
Д.В. Григорьев видит в гражданской идентичности отождествление человека с гражданской причастностью к будущему, настоящему, прошлому страны. Значимость авторского высказывания проявляется и в том, что оно ориентирует человека на его социально-преобразовательную деятельность на благо общества и государства [7].
По мнению А.А. Николаевой, гражданская идентичность выступает одним из про-
явлений самоопределения личности и характеризуется осознанием личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. Ученый выделил три основных функции гражданской идентичности: 1 - интегративную (формирование чувства «Мы»), 2 - «самореализации и самоактуализации личности в социально значимых и социально оцениваемых видах деятельности» и 3 - защитную, дающую человеку чувство безопасности, стабильности» [8]. Значение гражданской идентичности Н.П. Кириленко видит в ее интегрирующей функции, проявляющейся в личностном, государственном контексте, а также в принятии особенностей современной ситуации [9].
По мнению И.Г. Томаревой, значимым дополнением в выборе содержания гражданской идентичности выступает культура, отражающая менталитет народа, его убеждения, ценности и включающая комплекс качеств (духовные, материальные, интеллектуальные, эмоциональные), характерных для определенного общества или социальной группы [10]. Н.А. Галактионова пишет о том, что гражданская идентичность подразумевает ценностно-когнитивное наполнение [11].
Э. Эриксон обращает внимание на особую значимость отрочества для становления идентичности, «поскольку молодежь может предложить свою лояльность и энергию как сохранению того, что продолжает казаться истинным, так и революционному изменению того, что утратило свою обновляющую значимость» [12]. А.Г. Асмолов отмечает, что гражданская идентичность сплачивает население, является цементирующей основой социальной интеграции [13].
Таким образом, мы поддерживаем позицию о том, что гражданская идентичность -это многоуровневое личностное новообразование, которое определяет отношение индивида к себе, обществу, государству. Значимость определения очевидна, так как, по мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, для развития России необходимы не только экономические успехи и компетентное управление страной, но и гражданская идентичность общества: «Для огромной многонациональной России принципиальное, решающее значение имеет солидарность людей, чувство сопричастности к судьбе Отече-
ства, ответственности за его настоящее и за будущее — то, что принято называть общероссийской идентичностью, гражданским самосознанием»2.
Проведенный обзор научных публикаций, посвященных изучению гражданской идентичности, дает основание сделать выводы о том, что: сегодня данная проблема достаточно актуальна и выходит по значимости, по мнению исследователей, на одно из первых мест, находясь при этом на стадии развития. Это объясняется спорностью и неоднозначностью понятий, разнообразием терминов, различием в представлениях о сущности и содержании гражданской идентичности как социальном и педагогическом феномене.
При этом большинством авторов гражданская идентичность рассматривается в качестве базового личностного новообразования, исключительно человеческой потребности, результатом интериоризации социально-культурных ценностей, представлений, мифов, норм и правил поведения, способствующих формированию зрелого, осознанного взгляда молодежи на окружающую действительность и реализующихся через целенаправленное воспитание и включение в социально-ценную деятельность.
Формирование гражданской идентичности студентов военного учебного центра рассматривается нами как процесс и результат специально-организованной педагогической деятельности. В связи с этим целесообразно раскрыть как общие, так и специфические аспекты деятельности военного учебного центра.
Изучение нормативно-правовой и организационной документации вуза в целом и военного учебного центра как одного из его структурных подразделений позволило нам обратить внимание на следующие аспекты:
- во-первых, наличие двойной ведомственной подчиненности;
- во-вторых, специфичность решаемых образовательных задач;
- в-третьих, различные по содержанию формы внеаудиторной воспитательной работы.
2 В.В. Путин призвал к укреплению общероссийской гражданской идентичности. URL: https://www.5-tv.ru/news/337572/putin-piizval-kukrepleniu-obserossiiskoi-grazdanskoi-identicnosti/ (дата обращения: 20.03.2023).
Первый выделенный нами аспект подтверждается тем, что образовательная деятельность в организациях высшего образования регламентируется Федеральным законодательством: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012); Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.»; Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 6 апреля 2021 г. № 245 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специа-литета, программам магистратуры»; Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки.
Важно отметить, что согласно ст. 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. Следовательно, образовательная деятельность военного учебного центра должна осуществляться в соответствии с указанными нормативными актами.
При этом образовательная деятельность в военном учебном центре дополнительно регулируется рядом нормативных актов Министерства обороны Российской Федерации: «Порядок приема и обучения в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования» (приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2020 г. № 400), Постановление Правительства РФ от 3 июля 2019 г. № 848 «Об ут-
верждении Положения о военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования», Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», ряд других документов, отражающих специфические особенности подготовки специалистов военного профиля. Следовательно, законодательно приоритетным является высшее образование по гражданской специальности, а получение военной специальности рассматривается как дополнительное.
Наши выводы подтверждаются результатами исследований В.В. Белевцева, Н.В. Воловика, С.Н. Дрибнохода, В.В. Дулина, А.Д. Кудри, Г.Е. Кушнаренко, В.А. Левченко, А.А. Лу-бянникова, В.А. Романова, И.В. Симоненко, А.Ф. Шамича, которые пишут о том, что функционирование военных учебных центров в структуре гражданского вуза строится на дифференциации и интеграции двух разных систем подготовки специалистов: дифференциация предполагает относительное разнообразие в формах вневойсковой подготовки кадровых офицеров, при этом различные формы подготовки кадрового офицерского состава интегрируются в рамках единого образовательного пространства России. Так, А.Ф. Шамич рассматривает гражданский вуз как часть системы высшего образования, а военный учебный центр как «элемент подсистемы военного образования в структуре гражданского вуза». В таком случае, логичным становится предположение, что достижение цели высшего образования решается разными способами, которые дополняют и обогащают друг друга.
При этом важно учитывать, что студенты, выбирая гражданский вуз, изначально нацелены на получение именно гражданской специальности и видят свое будущее в профессиональной самореализации именно в гражданской сфере, а военную специальность рассматривают как дополнительную, обеспечивающую возможность более широкого выбора при трудоустройстве. Данный факт указывает на то, что основной акцент делается на учебный процесс, что, на наш взгляд, не способствует формированию важной составляющей гражданской идентично-
сти, отражающей специфику подготовки к выбору военной специальности. Наши выводы подтверждаются фактом, что у значительной части выпускников военного учебного центра мотивация к выбору военной специальности в качестве основной достаточно низкая.
Второй аспект связан с тем, что гражданский вуз и военный учебный центр решают как общие, так и частные задачи, отражающие специфику гражданской либо военной подготовки.
Выделим некоторые из общих задач:
- формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
- распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
При этом военный учебный центр также ориентирован на решение воспитательных задач: «участие в проведении воспитательной работы среди граждан и работы по военно-профессиональной ориентации молодежи». Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные задачи дополняют друг друга, обогащая и расширяя их возможности по формированию гражданской идентичности студентов.
Третий аспект военного учебного центра связан с различием в формах и содержании внеаудиторной воспитательной работы. В связи с этим возникает необходимость в уточнении понятия гражданской идентичности и определения содержания ее структурных компонентов.
Анализ научных трудов А.Г. Асмолова, И.В. Вилковой, Т. Водолажской, Д.В. Григорьева, А.А. Николаевой, М.А. Юшина и др., а также собственный опыт исследования позволили нам сформулировать авторское определение, согласно которому гражданская идентичность - это личностное многоуровневое динамичное новообразование, характеризующееся способностью человека к осмысленному освоению и интериоризации уникального культурно-исторического наследия; устойчивой гражданской позицией и
личностными смыслами в принятии государственных ценностей; готовностью к активной социально-преобразовательной деятельности на благо государства и общества.
Кроме этого, нами определена структура гражданской идентичности студентов военного учебного центра, в которой мы выделяем: ценностно-смысловой (ценности и личные смыслы), когнитивный (знание и понимание), эмоционально-оценочный (эмоции и чувства), коммуникативный (способы и стили общения) и поведенческий (проявление в деятельности и активность) компоненты.
Позитивная оценка ложится в основу формирования ценностей и личностных смыслов в служении Родине и Отечеству (ценностно-смысловой компонент). Наполнение новым содержанием ценностных ориентаций студентов военного учебного центра формирует их мотивацию к активному участию в решении стратегических оборонных задач, защите территориальной и иной целостности государства, обеспечению его безопасности, внутренней готовности к патриотизму как способу выражения эмоционального переживания гражданской идентичности; утверждения в сознании и чувствах социально значимых государственно-гражданских ценностей, взглядов, убеждений; уважения к Российскому государству, его истории, законам, символам и историческим святыням; представлений о толерантности, справедливости, ответственности, благородстве, великодушии, долге; внутренней потребности в гражданском единении.
Опыт исследования позволяет утверждать, что в основе гражданской идентичности студентов военного учебного центра должно лежать ядро базовых знаний и представлений (когнитивный компонент) о героических традициях русского народа, истории возникновения и развития военных обрядов, символах воинской чести и доблести, подвигах военнослужащих в военное и мирное время, памятных датах в истории российской армии. Именно знание и понимание истории страны, ее героического прошлого и настоящего ложится в основу гражданской идентичности студентов военного учебного центра.
Акцентирование внимания студентов на роли армии в жизни государства позволяет
изменить их эмоциональную оценку современных событий (эмоционально-оценочный компонент), сформировать положительное отношение к воинскому долгу и чести, подвигам сограждан в сложные для государства периоды, проявлениям героизма отдельных людей в военное и мирное время, военным традициям, законам, обязанностям каждого гражданина перед обществом и Отечеством, месту государства на мировой геополитической арене. Положительная эмоциональная оценка предполагает переход от пассивного неосознаваемого (очевидный уровень) к пониманию (понятийный уровень) и глубинному внутреннему осмыслению (иррациональный уровень), выражающемуся в осознанной позитивной оценке происходящих в государстве событий, формирует готовность к служению людям как высшей ценности государства.
Особое место в структуре гражданской идентичности занимает усвоение особых норм и правил общения в военном сообществе (коммуникативный компонент), которое значительно отличается от гражданского. Субординация и уважение к старшим по званию начинают восприниматься как норма. При этом важно отметить, что отношения между студентами и преподавателями военного учебного центра значительно отличаются от отношений с преподавателями в гражданском вузе. Во время учебных занятий в военном учебном центре отношения строятся в строгом соответствии с Уставом Вооруженных сил, где преобладает авторитарный стиль, во внеаудиторное время он изменяется на авторитетный, что связано с уважительным отношением к преподавателю-офицеру как личности. Важно отметить, что преобладающее большинство преподавателей военного учебного центра - это действующие офицеры, имеющие государственные награды за участие в обеспечении безопасности государства и мирных граждан.
В структуре гражданской идентичности студентов мы выделяем особенности поведения (поведенческий компонент). Вовлечение студентов в разнообразную и разнонаправленную внеаудиторную деятельность, имеющую патриотическое содержание, способствует развитию их гражданской активности. Участие студентов в мероприятиях, посвященных дням воинской славы, акциях по со-
хранению воинских захоронений, конкурсах патриотической песни, военно-поисковой работе и др. не в качестве «зрителей», а в качестве активных участников, организаторов, безусловно, способствует формированию их активной гражданской позиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование гражданской идентичности студентов в условиях военного учебного центра происходит в гибридных (смешанных) условиях, построенных на основе дифференциации и интеграции двух разных сис-
тем подготовки специалистов - гражданской и военной, что, несомненно, находит свое отражение в идентификации (принятии) ими ценностей, норм и правил поведения, готовности к решению как мирных, так военных стратегических задач по защите государственных интересов. Интеграция двух различных по формам и содержанию систем воспитания усиливает эффект и способствует формированию гражданина новой формации, готового к личностной и профессиональной самореализации в мирной и военной сфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и профессиональное становление личности. Ярославль: Ме-ждунар. акад. психол. наук, 2005. 167 с.
2. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования в социокультурной модернизации России / под науч. ред. А.Г. Асмолова. М.: Федеральный ин-т развития образования, 2012. 251 с.
3. Коновалова Л.В. К вопросу о формировании гражданской российской идентичности в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 4. C. 316-323. EDN: YMOVTO
4. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6 (43). С. 140142. EDN: VZZOQD
5. Юшин М.А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной Росси: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Тула, 2007. 22 с.
6. Мазилова Г.Б. Динамика социальной идентичности личности в современном обществе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 22 с.
7. Григорьев Д. Российская гражданская идентичность - это сопричастность России и русскому миру // Воспитательная работа в школе. 2016. № 1. С. 9-15.
8. Николаева А.А. Гражданская идентичность в структуре социальных идентичностей личности // Вестник практической психологии образования. 2011. Т. 8. № 4. С. 67-70. EDN: QQXWQJ
9. Кириленко Н.П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения: значение, структура, возрастные особенности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 4. С. 471-476. DOI 10.18500/1819-7671-2016-16-4471-476
10. Томарева И.Г. Особенности гражданской идентичности и современной России // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1. С. 188-191. EDN: VMGLBD
11. Галактионова Н.А. Гражданская идентичность как компонент личностной идентичности // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2010. № 1. С. 10-12. EDN: PVJLLR
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.
13. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: в 2 ч. / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Федеральный ин-т развития образования, 2011. Ч. 1. 339 с.
REFERENCES
1. Ivanova N.L. Social identity and professional formation of personality. Yaroslavl, IAPS Publ., 2005, 167 p. (In Russian).
2. Asmolov A.G., scientific ed. Formation of Civic Identity as a Key Aim for Education in Social and Cultural Modernization of Russia. Moscow, FIED Publ., 2012, 251 p. (In Russian).
3. Konovalova L.V. Formation of Russian civic identity at a university. Pushkin Leningrad State University Journal, 2017, no. 4, pp. 316-323. (In Russian).
4. Vodolazhskaya T. Civic Identity. Educational Policy, 2010, no. 5-6 (43), pp. 140-142. (In Russian).
5. Yushin M.A. Political Mechanisms of Formation of Civic Identity of Youth in Modern Russia. Cand. polit. sci. diss. thesis. Tula, 2007, 22 p. (In Russian).
6. Mazilova G.B. Dynamics of Social Identity of a Person in Modern Society. Cand. psychol. sci. diss. thesis. Yaroslavl, 2006, 22 p. (In Russian).
7. Grigorev D. Russian civic identity is the involvement of Russia and the Russian world. Vospitatel'naya rabota v shkole, 2016, no. 1, pp. 9-15. (In Russian).
8. Nikolaeva A.A. Civil identity in the structure of social identities of the individual. Bulletin of Practical Psychology of Education, 2011, vol. 8, no. 4, pp. 67-70. (In Russian).
9. Kirilenko N.P. Formation of civil identity among the younger generation: importance, structure, age features. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 16, no. 4, pp. 471-476. (In Russian). DOI 10.18500/1819-7671-2016-16-4-471-476
10. Tomareva I.G. Peculiarities of civic identity in modern Russia. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, no. 1, pp. 188-191. (In Russian).
11. Galaktionova N.A. Civil identity as a component of personal identity. Proceedings of Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, 2010, no. 1, pp. 10-12. (In Russian).
12. Erikson E. Identity: Youth and Crisis. Moscow, Flinta Publ., 2006, 342 p. (In Russian).
13. Asmolov A.G., ed. How Civic Identity Is Born in the World of Education: from Phenomenology to Technology: in 2 pts. Moscow, FIED Publ., 2011, pt 1, 339 p. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Музыкантов Алексей Николаевич - заместитель начальника военного учебного центра. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2635-0343 AuthorlD: 756723
Вклад в статью: поиск, анализ и обобщение литературы, написание текста статьи.
Прокудин Юрий Петрович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0558-2786 Вклад в статью: общая идея статьи, корректировка текста и окончательное утверждение статьи.
Aleksey N. Musykantov - Deputy Head of Military Training Center. The Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications, St. Petersburg, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2635-0343 AuthorlD: 756723
Contribution: literature search, analysis and evaluation, article text writing.
Yuri P. Prokudin - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0558-2786 Contribution: main study conception, article text editing, final article approval.