Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / СТАРШЕКЛАССНИК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трещев Александр Михайлович, Ивакина Анна Леонидовна

Выявлены и обоснованы особенности формирования гражданской идентичности старшеклассников в условиях сельской школы. Проведен теоретический обзор педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме. Проанализированы различные определения категории «гражданская идентичность». Определена сущность понятия «гражданская идентичность», которая рассматривается авторами как тождественность (принадлежность) индивида обществу, народу, государству, осознание и оценка личностью своего гражданского состояния, готовность и способность принимать активное участие в жизни государства. Описана структура гражданской идентичности, включающая когнитивный, эмоциональный, ценностно-ориентированный и деятельностный компоненты. Названы и охарактеризованы объективные и субъективные факторы, обуславливающие формирование гражданской идентичности. Сделан вывод об обусловленности процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников сельской школы социально-экономическими и политическими вызовами, а также о необходимости разработки модели исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Трещев Александр Михайлович, Ивакина Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING CIVIC IDENTITY IN SENIOR PUPILS OF VILLAGE SCHOOLS

The peculiarities of forming civic identity in senior pupils of village schools are revealed and substantiated. Pedagogical, psychological and methodical literature on the studied problem has been reviewed. Various definitions of the concept «civic identity» have been analyzed. The essence of the notion «civic identity» has been defined. The authors consider it as an identity (belonging) of an individual to society, the people, the state, awareness and evaluation by a person of his or her civic status, readiness and ability to take an active part in the life of the state. The authors describe the structure of civic identity that includes cognitive, emotional, value-based and activity-based components. The objective and subjective factors providing the formation of civic identity are named and characterized. The conclusion about the conditionality of the process of formation of civic identity of high school students in rural schools by socio-economic and political challenges, as well as the need to develop a model of the phenomenon under study.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Научная статья УДК 37.02

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Александр Михайлович Трещев1, Анна Леонидовна Ивакина2н

1 2Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия

1treshev@asu.edu.ru 2ivakina0312@bk.ruн

Аннотация. Выявлены и обоснованы особенности формирования гражданской идентичности старшеклассников в условиях сельской школы. Проведен теоретический обзор педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме. Проанализированы различные определения категории «гражданская идентичность». Определена сущность понятия «гражданская идентичность», которая рассматривается авторами как тождественность (принадлежность) индивида обществу, народу, государству, осознание и оценка личностью своего гражданского состояния, готовность и способность принимать активное участие в жизни государства. Описана структура гражданской идентичности, включающая когнитивный, эмоциональный, ценностно-ориентированный и деятельностный компоненты. Названы и охарактеризованы объективные и субъективные факторы,

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

обуславливающие формирование гражданской идентичности. Сделан вывод об обусловленности процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников сельской школы социально-экономическими и политическими вызовами, а также о необходимости разработки модели исследуемого феномена.

Ключевые слова: гражданская идентичность, компоненты гражданской идентичности, сельский социум, формирование гражданской идентичности, старшеклассник

Для цитирования: Трещев А. М., Ивакина А. Л. Особенности формирования гражданской идентичности у старшеклассников сельской школы // Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73.

General Pedagogics, History of Pedagogics and Education (pedagogical

sciences)

Original article

PECULIARITIES OF FORMING CIVIC IDENTITY IN SENIOR PUPILS OF VILLAGE SCHOOLS

Alexander M. Treshchev1, Anna L. Ivakina23

1 2Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia

1treshev@asu.edu.ru

2ivakina0312@bk.ruH

Abstract. The peculiarities of forming civic identity in senior pupils of village schools are revealed and substantiated. Pedagogical, psychological and methodical literature on the studied problem has been reviewed. Various definitions of the concept

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

«civic identity» have been analyzed. The essence of the notion «civic identity» has been defined. The authors consider it as an identity (belonging) of an individual to society, the people, the state, awareness and evaluation by a person of his or her civic status, readiness and ability to take an active part in the life of the state. The authors describe the structure of civic identity that includes cognitive, emotional, value-based and activity-based components. The objective and subjective factors providing the formation of civic identity are named and characterized. The conclusion about the conditionality of the process of formation of civic identity of high school students in rural schools by socio-economic and political challenges, as well as the need to develop a model of the phenomenon under study.

Keywords: civic identity, components of civic identity, village society, forming civic identity, senior pupil

For citation: Treshchev A. M., Ivakina A. L. Peculiarities of forming civic identity in senior pupils of village schools. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(1):56-73. (In Russ.).

В условиях глобализации различных процессов, происходящих в современном мире, проблема формирования гражданской идентичности у российских школьников сегодня приобретает все большую актуальность.

Это связано с обострившимися в обществе противоречиями при осмыслении таких ценностей, как Родина, патриотизм, гражданская идентичность и усилением антипатриотического влияния на подрастающее поколение. На необходимость кардинального решения данной проблемы указывается в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Этот документ призван «консолидировать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения» [1 ].

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

Появление в Федеральных государственных образовательных стандартах

гражданской идентичности как одной из приоритетных образовательных целей и одного из личностных результатов школьников также актуализирует данную проблему, ориентируя педагогов на ее целенаправленное решение.

Целью нашего исследования является выявление особенностей формирования гражданской идентичности старшеклассников сельской школы.

В начале XXI века возрос интерес исследователей к идентификационным процессам. В аспекте проблематики нашего исследования привлекают внимание работы Л. В. Байбородовой, Т. В. Водолажской, Д. В. Григорьева, В. Н. Ефименко, И. В. Коноды, Е. А. Морозовой, Л. С. Пастуховой, А. В. Репиной, С. Г. Уварина, М. А. Юшина и др. Разные аспекты исследования гражданской идентичности анализируются в современных диссертационных исследованиях Е. М. Арутюновой, Э. М. Дымова, В. Ю. Журавлевой, И. В. Коноды, Е. Л. Омельченко, В. В. Титова, М. А. Юшина и др.

Перечисленные авторы внесли серьезный вклад в изучение проблемы формирования гражданской идентичности, однако следует отметить многообразие определений категорий «государственная идентичность», «региональная идентичность», «политическая идентичность», «гражданская идентичность», «этническая идентичность», «национально-гражданская идентичность» и др. Заметим, что понятие «идентичность» в научный обиход ввел американский психолог Э. Г. Эриксон. В представлении ученого, идентичность - это чувство внутренней непрерывной самотождественности, основывающейся на принятии личностью целостного образа себя в единстве с социально значимым [2, с. 341]. При этом идентичность в широком понимании определяется им как «устойчивая самотождественность персональных, общественных, культурных характеристик, связанных на начальном уровне с классической культурой» [3, с. 36].

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

Обращаясь к сущности понятия «гражданская идентичность»,

исследователи определяют его по-разному. Так, Т. В. Водолажская трактует гражданскую идентичность как «реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе» [4, с. 141].

Д. В. Григорьев убежден, что гражданская идентичность представляет собой свободную идентификацию человека с народом (российской нацией), включенность человека в культурную и социальную жизнь страны, осознание причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, признание себя россиянином [5].

В представлении С. В. Рыжовой гражданская идентичность - это «отождествление человека с обществом, государством и страной. Она является силой, сплачивающей население страны». Вместе с этим в понятии гражданской идентичности исследователь выделяет национально-гражданскую и государственно-гражданскую идентичность [6, с. 289].

М. А. Юшин рассматривает гражданскую идентичность как «тождественность личности статусу гражданина, как оценку собственного гражданского состояния, готовность и способность исполнять сопряженные с наличием гражданства прямые обязанности, пользоваться правами, принимать интенсивное участие в жизни страны и общества» [7, с. 31].

По мнению А. Г. Асмолова, гражданская идентичность позволяет личности осознать собственную принадлежность к обществу людей конкретного государства на общекультурной базе, имеющей определенный личностный смысл [8, с. 68].

И. В. Вилкова считает, что гражданская идентичность - это «осознание личностью принадлежности на общекультурной основе к сообществу граждан определенного государства, готовности и способности выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, принимать активное участие в жизни государства» [9].

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

На основании вышеизложенного мы пришли к выводу об отсутствии

единого подхода к определению гражданской идентичности, несмотря на анализ в научной литературе всевозможных нюансов исследуемого феномена. Тем не менее в ряде работ определена общая позиция относительно сущности понятия «гражданская идентичность»: «отождествление себя с социумом, народом», «осознание личностью приспособления к обществу людей конкретного государства», «осознание себя россиянином». Следует также отметить значимость в структуре гражданской идентичности такого компонента, как «осознанная активность субъекта в жизни государства», в связи с чем мы, опираясь на позицию А. Г. Асмолова, И. В. Вилковой, Д. В. Григорьева и М. А. Юшина, под гражданской идентичностью будем понимать тождественность (принадлежность) личности обществу, народу, государству, осознание и оценку личностью своего гражданского состояния, готовность и способность активно участвовать в жизни государства.

Это определение, на наш взгляд, отражает задачи образовательного стандарта нового поколения: формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности. Вместе с тем гражданская идентичность сопряжена с осознанием субъектом личностного смысла, определяющего целостное отношение к социальному и природному миру.

Анализ исследований в области содержания понятия гражданской идентичности позволил нам сделать вывод о том, что авторы в большинстве своем выделяют следующие ее структурные компоненты: когнитивный (познавательный), эмоциональный, ценностно-ориентированный и деятельностный (поведенческий), наполняя их авторским содержанием.

Безусловный интерес в рамках нашего исследования представляет видение О. Д. Пахолко структуры гражданской идентичности как совокупности следующих элементов: когнитивного (познавательного), предполагающего познание человеком правовой основы страны, политического устройства и т. д.;

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

эмоционально-оценочного (коннотативного), предусматривающего отношение человека к политическим мероприятиям, рефлексивность представлений и знаний о государстве; ценностно-ориентированного (аксиологического), заключающегося в проявлении уважения и почитании прав иных людей, толерантности, принятии законов; деятельностного (поведенческого), суть которого в осознании роли в социальной жизни страны, ощущении своей ответственности за страну [10].

Этой точки зрения относительно структурных компонентов придерживается большинство ученых. Мы также считаем, что формирование гражданской идентичности предполагает формирование когнитивного (познавательного), эмоционального, ценностно-ориентированного и деятельностного (поведенческого) компонентов, обуславливающих процесс осознания индивидом своей принадлежности к гражданской общности, знание и соблюдение правовых основ государства, усвоение поведенческой модели гражданина, готового принимать активное участие в жизни страны и быть ответственным за ее судьбу.

Как видим, вышеперечисленное содержание всех компонентов гражданской идентичности соотносится с гражданско-патриотическим воспитанием, это в полной мере соответствует современным требованиям государства и общества, актуализируя формирование гражданской идентичности.

Формирование гражданской идентичности обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. Среди объективных выделяются социальное окружение личности, общий язык, исторические, политические, экономические, культурные и другие факторы. К субъективным факторам, влияющим на формирование гражданской идентичности личности, относятся пол, национальность, образование, возраст, индивидуальные особенности личности и др.

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

В рамках данной статьи мы остановимся на выявлении и описании

особенностей формирования гражданской идентичности у старшеклассников в условиях сельской школы.

Как указывает ряд исследователей (Л. В. Байбородова, Д. А. Гусев, М. И. Зайкин, О. В. Коршунова, В. Р. Ясницкая и др.), сельский социум обладает достаточно высоким педагогическим потенциалом для формирования гражданской идентичности. Во многих селах это связано с богатыми историческими традициями малого социума, в условиях которого формируются образцы ответственного, нравственного поведения его жителей. В селе каждый человек на виду, воспитание осуществляется «всем миром», из поколения в поколение передаются истории жизни, почитание конкретных людей, рассказы о героическом прошлом односельчан. Богатым источником формирования гражданской идентичности села становится человеческий потенциал.

Еще одной особенностью формирования гражданской идентичности в условиях сельского социума является чувство принадлежности к сельской общности. Проводимые массовые мероприятия (субботники, спортивные соревнования, вахты памяти, клубы выходного дня, концерты силами односельчан, чествование многодетных семей, людей труда и др.) дают возможность каждому сельскому жителю принять в них активное участие, почувствовать сопричастность к этим событиям. До сих пор во многих селах сохранились всеобщие формы помощи друг другу - «помочи». Совместный труд во благо другу, соседу, одинокой старушке, многодетной семье служит объединяющим началом и позволяет каждому из его участников чувствовать себя значимым в сельском социуме.

Многие сельчане считают своим долгом заботиться о благополучии и спокойствии тех, кто их окружает. Возможность проявить себя на глазах всего села, получить признание и уважение односельчан формирует как у взрослого

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

населения, так и у детей осознание принадлежности к сельской общности, удерживает сельских жителей на своей малой Родине.

Сегодня село переживает непростое время, связанное с его экономическим умиранием. Несмотря на многочисленные проблемы сельского социума, в ряде сел предпринимают попытки противостоять кризисным социальным явлениям, парализовавшим сельское хозяйство: появляются новые рабочие места, развиваются фермерские хозяйства, увеличивается количество самозанятых, реализуются программы, направленные на возрождения села. Все это делает сельскую жизнь привлекательной, вызывает у сельчан чувство гордости за свою малую родину.

Значительным педагогическим потенциалом в формировании гражданской идентичности обладает природа сельского края. Экскурсии, походы, «экологические тропы», «голубые патрули», возможность использовать флору и фауну для проведения уроков и внеклассных занятий, организуемых на природе, способствуют воспроизводству и укреплению гражданской идентичности у школьников.

Общеизвестно, что на селе дети с ранних лет включены в посильную трудовую деятельность, являющуюся неотъемлемой частью их жизни. Возможность включения детей в общественно-полезную деятельность в условиях сельского социума - залог успешного формирования гражданской идентичности. На это указывал В. А. Сухомлинский: «Радость труда - могучая воспитательная сила. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя - свои усилия, свое имя» [11, с. 154].

Охрана природы, работа по благоустройству, помощь ветеранам войны и труда, проведение праздников и концертов для жителей села, игровых программ для детских садов, участие в волонтерских отрядах и т. д. - все это, с одной стороны, находит отклик в сердцах односельчан и вызывает уважение к юным

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

труженикам, а с другой - формирует у школьников готовность принимать активное участие в жизни села, впоследствии и государства.

К особенностям формирования гражданской идентичности в условиях села можно отнести социальное партнерство, поскольку на селе имеются благоприятные условия для активного взаимодействия школы и всех структур сельского социума. Традиционно сельская школа является социально -культурным центром, который находится во взаимодействии с сельской администрацией, учреждениями культуры, общественными и образовательными организациями. Это дает возможность использовать кадровые, административные и материальные ресурсы для осуществления воспитательной деятельности, включать школьников в решение ряда социальных проблем села, формируя у них чувство причастности к делам государственной важности.

Безусловно, сегодня жизнь села кардинальным образом изменилась. Большое влияние на сознание сельчан имеют негативные факторы: ухудшение экономической ситуации на селе, отсутствие рабочих мест, закрытие культурных заведений и т. д., но мощный воспитательный потенциал, заключенный в эмоциональном и духовно-нравственном единении представителей сельского социума, может играть решающую роль в формировании гражданской идентичности школьников.

Важной особенностью, влияющей на формирование гражданской идентичности, является возраст. Формирование гражданской идентичности может протекать успешно при условии учета возрастных особенностей субъектов воспитания (в нашем исследовании это старшеклассники). Содержание структурных компонентов гражданской идентичности обучающихся старших классов определяется их возрастной спецификой.

Старшеклассники (от 15 до 18 лет) относятся к юношескому возрасту, который характеризуется активным освоением социума. В данный период, повзрослев, они «примеряют» на себя различные социальные роли, с

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

удовольствием занимаются социально значимой деятельностью, пытаясь проявить себя самостоятельными субъектами. На этот возраст приходится много важных для личности социальных событий: субъект получает паспорт гражданина России, с 16 лет он подлежит уголовной ответственности, может заключать трудовой договор, управлять транспортным средством категории «А», быть членом кооператива, самостоятельно распоряжаться своим заработком и т. д.

Все это дает старшекласснику новую социальную роль - он становится гражданином России, у него имеются свои права и обязанности. В связи с этим у старшеклассника изменяется восприятие окружающей действительности: он воспринимает себя в единстве с социальным целым - народом, обществом, государством. Эмоциональный фон восприятия жизненных событий в данный период также изменяется: у старшеклассника возникает чувство гордости, в первую очередь, за себя как человека, сопричастного к большой стране, ее прошлому и настоящему.

Нужно понимать, что в период трансформации общества следует активно включать обучающихся старших классов в освоение нового социального статуса - гражданина России, направляя работу со старшеклассниками на идентификацию личности с гражданской общностью. С этой точки зрения, освещение событий, связанных с освоением космоса и Арктики, изобретением новых видов военной техники, спортивными успехами, миротворческими миссиями наших военнослужащих, великими научными открытиями и др. , является необходимым в определении содержания когнитивного и эмоционального компонентов гражданской идентичности старшеклассников.

В данный период предстоит большая работа с обучающимися старших классов и по вопросам ценностного осмысления российских символов. Символическое основание формирования гражданской идентичности невозможно опровергнуть. В качестве таких символических форм могут

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

выступать гимн, герб, флаг, различные государственные церемонии, праздники и т. д. Безусловно, отношение к государственным символам формируется гораздо раньше, чем в юношеском возрасте, однако осознание глубокой преемственности с прошлым страны, отраженное в современных символах, становится понятным только в старшем школьном возрасте. Символ обеспечивает силу единства, общности и имеет способность мотивировать на совместные действия. Например, участие старшеклассников в государственных праздниках, где исполняется гимн и вносятся знамена, позволяет обучающимся осознавать себя частью большого целого и является важной составляющей формирования гражданской идентичности.

В юношеском возрасте на формирование гражданской идентичности неоспоримое влияние оказывает учебно-профессиональная деятельность. В этот период обучающиеся старших классов связывают ее со своим будущим, поэтому она должна приобретать новое содержание и в первую очередь соотноситься с профессиональными пробами. Разработка профессиональных проектов, организация конкурсов профессионального мастерства, расширение практико-ориентированного обучения, углубление знаний о процессах, которые происходят в экономике страны, включение старшеклассников во взаимодействие с работодателями - все это благодатная почва для формирования у старшеклассников гражданской идентичности. Учет данной особенности возраста позволяет активизировать поведенческий компонент гражданской идентичности.

Благоприятной предпосылкой формирования гражданской идентичности в этом возрасте является психологическая готовность старшеклассников к самоопределению. Юношеский возраст - возраст устремления в будущее. На данном возрастном этапе развития старшеклассники испытывают величайшую потребность в самоопределении, формировании системы представлений о мире и о себе в этом мире. Самоопределение характеризуется определением

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

человеком своей жизненной перспективы, своего жизненного пути. Для старшеклассников - это интенсивный поиск смысла жизни, конструирование системы жизненных целей, путей и средств их достижения. Как подчеркивает М. Р. Гинзбург, в процессе самоопределения «решается проблема взаимоотношения себя и общества, определения себя в обществе и через общество», что возможно только в области ценностей и смыслов [12, с. 47]. Все это подразумевает выход личности на новый уровень самосознания, формирование самооценки, выработку отношения к социальным и социокультурным ценностям, присвоение системы моральных правил и норм.

Старшеклассники начинают активно оценивать себя, интересоваться нравственно-этическими проблемами, молодежной политикой, событиями, происходящими на родине и за ее пределами, культурой своего государства и зарубежных стран, определяя свое отношение ко всему происходящему. В этот период важно давать старшеклассникам возможность проявлять себя в социально-значимых событиях, создавая условия для демонстрации своего «Я». Особое значение здесь приобретает самостоятельность обучающихся старших классов и их ответственность за принятие решений, что формирует гражданскую позицию. Так, в условиях сельского социума старшеклассники становятся опорой для избирательных комиссий при подготовке к выборам. Формирование гражданской идентичности протекает успешно при включении обучающихся старших классов в реализацию социальных проектов: «Живет на селе ветеран», «Память сердца», «Красота моего села - люди!» и др.

В ходе реализации таких проектов у старшеклассников проявляется самостоятельность, возникает чувство гордости, укрепляется вера в ценность людей своего села (аксиологический компонент гражданской идентификации), а участие в общественной жизни села формирует будущую модель жизнедеятельности (поведенческий компонент гражданской идентификации).

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

Процесс формирования гражданской идентичности обучающихся старших

классов осуществляется успешно еще и потому, что центральным психологическим процессом юношеского возраста, по утверждению Э. Г. Эриксона, является процесс формирования личной идентичности [2, с. 341]. Личность осознает свою принадлежность к той или иной социально-личностной позиции и способна к осуществлению индивидуально-личностных выборов. На этом возрастном этапе усиливается стремление к самореализации, поэтому важно включить старшеклассника в различные виды деятельности, обеспечивающие ему успех.

Как видим, формирование гражданской идентичности старшеклассников сельской школы - процесс достаточно сложный. С одной стороны, это обусловлено социально-экономическими и политическими трансформациями в обществе, отсутствием социальных перспектив в России, и, в частности, на селе. С другой стороны, не определены четкие целенаправленные модели и механизмы формирования гражданской идентичности данной категории граждан. В связи с этим мы видим дальнейшую перспективу нашего исследования в разработке модели формирования гражданской идентичности старшеклассников сельской школы, определении критериев и уровней ее сформированности.

Список источников

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://government.ru/.

2. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис: учеб. пособие / Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых; пер. с англ. Андреева А. Д. [и др.]. 2-е изд. М.: Флинта [и др.], 2006. 341 с.

3. Уварин С. Г. Социальная политика и государственный патриотизм // Информационные войны. Пресс-выпуск ВЦИОМ. 2009. № 1295. 36 с.

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

4. Водолажская Т. В. Идентичность гражданская // Образовательная

политика. 2010. № 5-6. С. 140-142.

5. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». URL: http ://proektpatriot2.j imdo. com/гражданская-идентичность.

6. Рыжова С. В. О тенденциях формирования российской национально-гражданской идентичности (опыт этносоциологических исследований) // Социально-политическая трансформация в современной России: поиск модели устойчивого развития: сборник статей / Ин-т Справедливый Мир, Рос. ассоц. полит. науки, Ин-т социологии РАН; [редкол.: Л. И. Никовская (отв. ред.), В. Н. Шевченко, В. Н. Якимец]. М.: Ключ-С, 2015. C. 284-296.

7. Юшин М. А. Молодежный парламентаризм и формирование гражданской идентичности // ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER. 2007. № 7. С. 2635.

8. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.

9. Вилкова И. В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6. URL: https ://human. snauka.ru/.

10. Пахолко О. Д. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию и развитию гражданской идентичности младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2014. С. 214-217.

11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: «Радянська школа», 1969. 154 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

12. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая

проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 46-50.

References

1. The upbringing development strategy in the Russian Federation for the period up to 2025. URL: http://government.ru/. (In Russ.).

2. Erikson E. H. Identity: Youth and Crisis: textbook / Editor and prefacer A. V. Tolstykh; translated from English by A. D. Andreeva [et al.]. 2nd edition. Moscow: Flinta [et al.]; 2006. 341 p. (In Russ.).

3. Uvarin S. G. Social politics and state patriotism / Information wars. VCIOM news release. 2009;(1295). 36 p. (In Russ.).

4. Vodolazhskaya T. V. Civil identity. Obrazovatelnaya politika = The Educational Policy Magazine. 2010;(5-6):140-142. (In Russ.).

5. Grigoriev D. V. Forming civil identity in a modern pupil. Online-conference «The perspective of civic-patriotic education in the educational system». URL: http ://proektpatriot2.j imdo. com/ гражданская-идентичность. (In Russ.).

6. Ryzhova S. V. On the trends of Russian national civic identity formation (experience of ethno-sociological research). Social and political transformation in modern Russia: the Search for a model of sustainable development: a collection of articles / Just World Institute, Russian Political Science Association, Institute of Sociology of RAS; [editorial board: L. I. Nikovskaya (executive editor), V. N. Shevchenko, V. N. Yakimets]. Moscow: Kluch-S; 2015. P. 284-296. (In Russ.).

7. Yushin M. A. Youth parliamentarism and formation of civic identity. OBOZREVATEL = OBSERVER. 2007;(7):26-35. (In Russ.).

8. Asmolov A. G. A strategy for the sociocultural modernization of education: on the way to overcoming the identity crisis and building a civil society. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies. 2008;(1):65-86. (In Russ.).

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

9. Vilkova I. V. About definition of the essence of the concept of civic identity.

Gumanitarnie nauchnie issledovaniya = Humanities scientific researches. 2012;(6). URL: https://human.snauka.ru/. (In Russ.).

10. Pakholko O. D. Preparation of students of pedagogical college for the formation and development of civic identity of junior high school students. Problems and prospects of educational development: Proceedings of the 5th International Scientific Conference. Perm: Merkurii; 2014. P. 214-217. (In Russ.).

11. Sukhomlinskii V. A. I give my heart to children. Kiev: Radyanska shkola; 1969. 154 p. (In Russ.).

12. Ginzburg M. R. Personal self-determination as a psychological problem. Voprosy Psychologii = Issues of Psychology. 1988;(2):46-50. (In Russ.).

Информация об авторах А. М. Трещев - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования;

А. Л. Ивакина - аспирант кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования.

Information about the authors Alexander M. Treshchev - Doctor of Science in Pedagogics, Professor of the Chair of Pedagogics and Continuing Professional Education;

Anna L. Ivakina - post-graduate student of the Chair of Pedagogics and Continuing Professional Education.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 56-73.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.01.2023; одобрена после рецензирования 26.01.2023; принята к публикации 30.01.2023.

The article was published 19.01.2023; approved after reviewing 26.01.2023; accepted for publication 30.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.