УДК 371.4
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2021 Л. В. Байбородова1, М. И. Рожков2
1докт. пед. наук, профессор, директор института педагогики и психологии, заведующий кафедрой педагогических технологий e-mail: [email protected]
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
2 докт. пед. наук, профессор, главный научный сотрудник e-mail: mir-46@,mail. ru
Институт изучения детства, семьи и воспитания Российская академия образования
В статье представлен авторский взгляд на воспитание гражданской идентичности сельских школьников на основе анализа результатов исследований в процессе многолетней опытной и инновационной деятельности. Выделяются особенности воспитания данного качества у сельских детей, обусловленные их проживанием на селе, образовательными ресурсами школы, социальными нормами, традициями, характерными для сельского социума. Отмечаются проблемы и положительные стороны сельской школы, влияющие на воспитание гражданской идентичности детей. Рассматриваются подходы и принципы, реализация которых способствует формированию гражданской идентичности сельских школьников, а также содержание воспитания данного качества. Обращается внимание на развитие сфер индивидуальности ребенка при отборе педагогических средств, предлагаются ко мпле ксные средства для решения задач воспитания гражданской идентичности сельских школьников.
Ключевые слова: социальная педагогика, социальное воспитание, гражданская идентичность, сельские школьники, подходы, принципы, содержание, педагогические средства.
CONCEPTUAL PROVISIONS OF THE EDUCATION CIVIC IDENTITY OF RURAL SCHOOLCHILDREN
© 2021 L. V. Bayborodova1, M. I. Rozhkov2
1 Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology, Head of the Department of Pedagogical Technologies
e-mail: [email protected]
Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky
2 Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chief Researcher e-mail: [email protected]
Institute for the Study of Childhood, Family and Education Russian Academy of Education
The article presents the author's view on the education of civic identity of rural students based on the analysis of research results in the process of many years of experience and innovation. Special features education of this quality from rural children due to their living in the countryside, educational resources for schools, social norms, traditions, typical rural society. The problems and positive aspects of rural schools affecting the education of civil identity of children are noted. Approaches and principles which realization promotes formation of civil identity of rural school students, and also the maintenance of education of this quality are considered. Attention is paid to the development of the child's personality in the selection of pedagogical tools, offers comprehensive tools for solving the problems of education of civic identity of rural students.
Keywords: social pedagogy, social education, civil identity, rural schoolchildren, approaches, principles, content, pedagogical means.
Каждому народу присущи особенности восприятия внешнего мира, которые базируются на специфическом укладе жизни людей. Каждый этнос отличается особым менталитетом, способом мышления, нравственными ценностями, мировосприятием. Очень важно, чтобы это сохранялось в жизнедеятельности последующих поколений, что возможно благодаря гражданской идентификации, под которой понимается сложный и целостный процесс установления тождества личности с социальной средой, с гражданами своей страны и принятие как собственных исторически сложившихся в этом сообществе норм и ценностей [Асмолов 2008]. В Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года ставится задача воспитания у подрастающего поколения чувства принадлежности к российскому народу, его истории и культуре как одна из приоритетных задач государственной политики в области образования [Стратегия... 2015; Рожков 2013; 2020]. Проблема воспитания гражданской идентичности молодого поколения достаточно активно обсуждается в педагогической науке, накоплен разнообразный опыт решения данной проблемы в практике [Деева 2014; 2019; Матренин 2016; 2017; Репринцев 2015; 2017; 2017а; 2017б; 2020; 2020а; Сухоруков 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2016г; 2016д]. Мы предлагаем ряд актуальных концептуальных положений воспитания гражданской идентичности сельских школьников на основе анализа результатов исследований, проведенных в процессе многолетней опытной и инновационной деятельности, не претендуя на завершенность и бесспорность изложенных идей.
Прежде всего, мы убедились, что воспитание гражданской идентичности школьников существенно зависит от норм, ценностей, образа жизни, отношений, характера деятельности населения, а также традиций региона, поселения, конкретного социума, при этом социальные и образовательные ресурсы, необходимые для воспитания данного качества, существенно отличаются в городской и сельской школе [Булатников 2012; 2012а; 2012б; 2012в]. К проявлениям гражданской идентичности сельского школьника мы относим: самостоятельность, инициативность при получении знаний о природе, ценностное, бережное отношение к ней; заинтересованность и активность в изучении истории своей семьи, школы, села, традиций родного края, в поиске путей развития и преобразования села; чувство гордости за историческое прошлое, культурное наследие малой родины, уважительное отношение к традициям предков, односельчанам; бережное отношение к историческим и культурным памятникам своей местности, стремление использовать и распространять опыт местных умельцев, находить и организовывать дела, полезные для семьи, школы, села [Сухоруков 2017; 2020; 2020а; 2020б; 2021; 2021а; 2021б; 2021в; 2021г].
Конечно, в каждом селе школа и ее культурное и социальное окружение уникальны, однако целесообразно выделить ряд общих особенностей, влияющих на воспитание гражданской идентичности, которые следует учитывать при организации
учебной и внеучебной деятельности детей. В первую очередь отметим, что удаленность значительной части сельских школ от районных и городских центров создает особые проблемы в воспитании гражданской идентичности, обусловленные замкнутостью социального пространства, ограниченностью социальных связей и отношений детей и взрослых. Отсутствие в большинстве сел организаций дополнительного образования, культурно-образовательных центров и, соответственно, специалистов затрудняет процесс организации разносторонней деятельности детей и жителей села, требует дополнительных усилий от педагогов. Ограниченность социальных контактов школьников препятствует их успешной социализации. Затруднен для многих сельских школьников доступ к современным источникам информации, существенно труднее для сельских детей попасть в центры культуры, искусства, спорта, центры досуга.
В то же время у сельской школы есть свои положительные стороны, учитывая которые можно успешно решать задачи воспитания гражданской идентичности:
- прочные и необезличенные коммуникативные отношения сельских школьников с односельчанами, что позволяет естественным образом организовать их совместную продуктивную и социально-значимую деятельность, взаимодействие при решении проблем школы и села, активно воздействуя на развитие взаимной социальной ответственности взрослых и детей;
- близость сельской школы к агропредприятиям, сельским учреждениям, хозяйственным подразделениям, создающая возможности для приобщения учащихся к решению производственных и социально-экономических проблем села, к участию их в трудовой деятельности, включению школьников в реальный аграрный труд и др.;
- относительная автономность проживания, ограниченность и естественность общения жителей села, хорошее знание особенностей детей педагогами, жителями и учащимися друг друга, что способствует интенсивности взаимодействия взрослых и детей, и соответственно более сильному взаимовлиянию старшего и младшего поколений, сохранению и передачи культурных традиций и норм;
- раннее и систематическое привлечение детей к домашнему труду, формирующее трудолюбие, причастность к семейным делам, заботу друг о друге, ответственность за свою семью, близких людей;
- устойчивость положительных культурно-исторических традиций, нравственных ориентиров и ценностей, атмосфера общинности, создающие основу для воспитания гражданской идентичности;
- непосредственная близость детей к живой природе, обогащающей эмоциональное восприятие окружающего мира и являющейся источником активной экологической, трудовой созидательной и творческой деятельности;
- общественный контроль за деятельностью школы, учителей, детей, регулирующий поведение и деятельность участников образовательного процесса, закрепляющий ценностное отношение у молодых людей к селу, земле, семье, традициям и нормам жизни.
Отметим, что все обозначенные выше особенности в разной степени проявляются в том или ином поселении и оказывают влияние на воспитание гражданской идентичности молодого поколения. Это в первую очередь зависит от социально-экономического состояния и перспектив производства на селе, занятости населения трудом и целесообразности организованного досуга жителей, наличия деловых лидеров поселения, развития общественного самоуправления на селе и, конечно, социально-культурной и воспитательной деятельности, которую организуют школа, образовательные и общественные организации села.
На решение задач воспитания гражданской идентичности оказывают влияние условия самой школы. Большинство сельских школ являются малочисленными,
что позволяет гибко выстраивать образовательный процесс, оперативно и мобильно реагировать на изменяющие обстоятельства, возникающие жизненные и образовательные ситуации, проектировать образовательный процесс под запросы детей, оперативно откликаться на запросы каждого школьника, родителей, системно взаимодействовать с социальными партнёрами, родителями. Обозначенные выше особенности сельского социума, сельской школы и образовательного процесса в ней необходимо учитывать при определении концептуальных положений воспитания гражданской идентичности детей. Деятельность педагогов должна быть обращена к обеспечению условий для закрепления в сознании каждого сельского школьника роли гражданина своей страны, сельского труженика. Такая задача предполагает интеграцию сельских школьников в соответствующие виды деятельности и отношения, которые порождают в воспитанниках ощущение принадлежности к гражданскому и профессиональному сообществу селян. Именно акцент на воспитании сельского труженика задает специфику содержания и организации всей жизнедеятельности сельских детей, подготовки их к добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, ориентирует на гармоничное сочетание трудовой деятельности земледельца с окружающей природной средой, со всем сельским миром.
В современных условиях важна реализация экзистенциальной стратегии воспитания, которая предполагает, что среди ценностей, которые лежат в основе жизненного самоопределения школьника, доминирующей является ценность гражданственности, при этом важно формировать у ребенка способности к самоопределению, саморегуляции, саморазвитию, самореализации, формирующие уникальность и неповторимость жителя селя, его самобытность и социальную позицию.
Разумеется, ФГОС, регламентирующие деятельность учреждений общего образования, предлагают базовые подходы, на которых может строиться процесс формирования гражданской идентичности сельских школьников. Среди таких подходов можно обозначить высокий потенциал индивидуально-ориентированного, системно-деятельностного, аксиологического, интегративного, развивающего, вариативного подходов. К этому перечню можно добавить несколько не менее продуктивных подходов. В частности:
- рефлексивно-деятельностный подход, позволяющий в процессе воспитания гражданской идентичности школьников приобщить детей к активной социально значимой и созидательной деятельности, обеспечить рефлексивность и аналитичность участия в ней школьника как полноправного субъекта саморазвития, формирования самосознания, как активного участника общественно -значимой деятельности;
- субъектно-ориентированный подход, на основе которого становятся возможными личностное и творческое саморазвитие сельского школьника, реализация им своего природного потенциала, «природных сущностных сил» - способностей, обретение индивидуальности, включение в общественно-полезную деятельность и ощущение личной ответственности за ее результаты, развитие самостоятельности и инициативности каждого воспитанника;
- социокультурный подход, в рамках которого обеспечивается жизнедеятельность каждого сельского школьника как активного субъекта культуры села, как ответственного ее носителя и обладателя, как продолжателя традиций села и его истории, как продолжателя истории сельской семьи и рода, как патриота своей малой родины.
Не менее важны в процессе формирования гражданской идентичности детей идеи и принципы, составляющие идейно-смысловую и содержательную основу «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданин а России» [Данилюк 2009]. К этим идеям можно добавить некоторые принципы, которые сформулированы
М.И. Рожковым: индивидуально-личностного развития, целенаправленности воспитания, адресного подхода, стимулирования гражданской идентификации, нравственной экспертизы; актуализации ситуации, дилеммности воспитания и др. [Рожков 2013].
В сельской школе имеются благоприятные условия для интеграции педагогических средств, используемых в учебном и воспитательном процессе, в общем и дополнительном образовании, а также интеграции ресурсов сельской школы и социума, объединения усилий всех субъектов социально-педагогической среды села. При этом важно найти решения и варианты интеграции, позволяющие разнообразить деятельность детей, расширить и обогатить их социальный опыт, выявить возможности для воспитания гражданской идентичности, создавая условия для саморазвития каждого ребенка. Поэтому особенно важно в сельской школе реализовать принцип интегративности и вариативности.
Следующий принцип, обеспечивающий успешность формирования гражданской идентичности сельских детей, - социального партнерства, который обусловлен прежде всего большей, чем в городе, взаимной зависимостью и взаимным влиянием сельской школы и социума. Используя ресурсы сельского социума, его социально-педагогический потенциал в целях успешной социализации и воспитания молодого поколения, школа в то же время обеспечивает духовно-нравственное, общекультурное развитие своих воспитанников, способствует закреплению молодежи на селе, его социальному и экономическому развитию.
Современная сельская школа нередко оказывается зависима от демографической ситуации на селе, испытывает все известные социальные процессы, связанные с оттоком сельского населения. Школы становятся малочисленными, а школьные классы - разновозрастными. Эти обстоятельства создают особую социально-педагогическую ситуацию, в которой изменяются привычные способы социального взаимодействия, оказываются малоэффективны привычные методики и технологии социального воспитания. Да и сама идентичность приобретает специфические черты. Разновозрастные временные и постоянные группы детей (РВГ), детских объединений (РВО) задают существенно иной, по сути новый, формат социального взаимодействия всех субъектов школьной жизни. Организация деятельности РВГ создает благоприятные возможности для формирования нравственных ценностей, гражданских качеств детей, но только при условии соблюдения принципа регулирования взаимодействия учащихся разного возраста. Этот принцип ориентирует на упреждение возможного подавления старшими младших, на обеспечение равенства, партнерства, взаимной заинтересованности школьников друг в друге, на межвозрастное взаимодействие, на диалог. Регуляция взаимодействия предполагает стимулирование совместной деятельности старших и младших, их плодотворное гуманное общение, сотрудничество.
Учитывая особенности воспитания гражданской идентичности сельских школьников, считаем важным дополнить еще два взаимосвязанных направления:
- воспитание заботливого хозяина земли, труженика села, что предполагает изучение особенностей проживания на земле, природных, культурных и исторических традиций села; формирование потребности и умений выявлять, использовать, сохранять и развивать природные, социальные и личные ресурсы для успешной жизни на селе; освоение эффективных технологий ведения индивидуального, фермерского сельского хозяйства; ознакомление с профессиями, которые помогут найти применение своим способностям, обеспечить благоприятные условия для создания семьи, семейной жизни и созидательного труда на благо и для развития села;
- изучение социальных проблем села и активное участие в их решении, включающие знакомство школьников с природными, социальными и экономическими
ресурсами села; выявление и анализ социально-экономических проблем, возможных для решения школьниками при изучении учебных дисциплин, во внеурочное время; деловое взаимодействие с представителями организаций и специалистами по экспертизе выявленных проблем, структурированию проблем с учетом степени сложности и доступности их решения для школьников определённого возраста или разновозрастной группы; разработка проектов по решению проблем села и участие в их реализации; выполнение социальных проектов по заказу сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств; работа по благоустройству села, посильное участие в производительном труде, включение детей в дела трудовых коллективов местных предприятий.
Воспитание гражданской идентичности школьников осуществляется при изучении учебных дисциплин, а также в процессе внеурочной и внеклассной деятельности, в организациях дополнительного образования. Осознание и присвоение гражданских и нравственных ценностей, воспитание гражданской идентичности осуществляется через взаимодействие взрослых и детей в различных видах деятельности, при этом эффективность деятельности повышается, если она:
а) строится на основе национальных идей общества и государства, служения Отечеству, сохранения единства народа, укрепления традиций страны, своего села;
б) имеет добровольный, социально-значимый, преобразующий, созидательный и творческий характер, выводит ребенка из потребительской позиции в позицию созидания и заботы об улучшении окружающей среды, о развитии своего села;
в) обеспечивает субъектную позицию школьников, способствуя их самоопределению и саморазвитию, обоснованию собственных целей; предусматривая разработку и реализацию проектов по решению социально значимых проблем страны, села, школы, семьи;
г) доступна для детей, опирается на их инициативность, самостоятельность, творчество, поиск оригинальных решений, предполагает личную ответственность каждого школьника перед своим сообществом, ориентирована на развитие гражданского общества сельского социума, защиту окружающей среды;
д) формирует у школьников чувство сострадания, сотрудничества, личной ответственности за судьбу своего села и своей страны, воспитывает ощущение долга, достоинства, чести, справедливости, заботы о людях.
Бесспорно, социально-педагогическая деятельность зависит от многих условий, предопределяющих ее эффективность и влияние на социально-нравственное, личностное развитие сельских школьников, формирование их гражданской идентичности. В этом контексте особое значение имеет выбор педагогических средств для достижения обозначенных целей, которыми обеспечивается развитие всех сфер личности школьника (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, сферы саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной), формирование его индивидуальности. Опираясь на работы О.С. Гребенюка [Гребенюк 1995], попробуем для каждой из сфер определить наиболее эффективные средства:
- интеллектуальная - активные методы убеждения и самоубеждения, технологии развития критического мышления, дискуссии и дебаты, метод дилемм, деловые и интеллектуальные игры, упражнения по развитию способов мыслительной деятельности;
- мотивационная - сравнение своих достижений с поставленными целями и задачами, своих достижений с успехами других, самодиагностика и самооценка сформированности гражданской идентичности, анализ своей деятельность с точки зрения поставленных задач, индивидуального продвижения и роста; создание ситуаций успеха, положительных переживаний от социально значимой деятельности
и достигнутых результатов в делах на пользу других людей, своей страны, своего села; создание ситуаций признания, одобрения товарищами, авторитетными лицами достижений ребенка в его делах на пользу села;
- эмоциональная - эмоциональный рассказ, настраивающий на полезные дела, организация ярких и неожиданных событий в семье, коллективе, связанных с традициями, делами в стране, селе; чтение и обсуждение книг, воздействующих на ребенка фактами, отражающими отношение героев к своей малой родине, семье, стране; просмотр и обсуждение фильмов с яркими событиями, судьбами героев, самоотверженно выполняющих свой долг гражданина, патриота, семьянина, труженика; использование эмоционально воздействующих средств театрализации, музыкального оформления, усиливающих переживания за результаты общественно значимой деятельности, труда на благо других людей и села;
- волевая - упражнения и тренинги «Как стать волевым», «Как научиться владеть собой», «Как добиваться цели», постановка привлекательных, но требующих преодоления трудностей, препятствий для их достижения целей, организация целеполагания, планирования своей деятельности, контроль и самоконтроль за выполнением намеченного;
- сфера саморегуляции - создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен принимать решения, регулирующие его дальнейшие действия; создание ситуаций идентификации, когда ребенок соотносит себя, свои действия с общественными нормами и правилами, осознает себя в сопоставлении с другими людьми, которые проявляют качества настоящего гражданина своей страны, преданного своему селу жителя;
- предметно-практическая - общественно-значимая деятельность, целеполагание, аналитическая деятельность, самоуправление, социальные пробы, в которых достигается успех, радость от полезности и значимости выполненной работы;
- экзистенциальная сфера - общественно-полезная деятельность, решение моральных дилемм о смысле жизни, о служении Родине, об отношениях людей разных национальностей, дискуссии, обсуждение вопросов нравственного содержания деятельности и отношений между людьми.
Выделим некоторые комплексные средства, эффективно влияющие на развитие всех сфер индивидуальности ребенка и решение задач воспитания гражданской идентичности школьников:
- субъектно-ориентированная технология, направленная на формирование субъектной позиции сельских школьников и включающая самодиагностику своих достижений, трудностей, проблем; самоанализ собственных действий, используемых средств и способов, причин достижений и неудач в решении намеченных задач; самоопределение, то есть постановка новых целей на основе самоанализа, определение плана действий; самоорганизацию, которая предполагает принятие самостоятельных решений и их реализацию по выполнению намеченных планов; самооценку достижений в соответствии с намеченными целями планами; самоутверждение, то есть главные выводы ребенка о целесообразности намеченных целей и планов, прогнозирование дальнейших действий;
- самоуправление, когда дети сами определяют проблему, ищут пути ее решения, принимают решение, организуются для его реализации; что позволяет приобщать детей к решению управленческих проблем коллектива, обеспечить сопричастность каждого ребенка к решению общественно значимых проблем села, развивая социальную ответственность и формируя гражданскую позицию детей;
- проектная деятельность, позволяющая обогатить сферу социальных связей учащихся, опыт взаимодействия школьников разного возраста, взрослых и детей, а
также предоставляющая обучающимся возможность учиться преодолевать трудности, осуществлять социальные пробы (для сельской школы проектная деятельность может стать системообразующим видом деятельности воспитательной системы сельской школы, основной целью которой является формирование гражданской идентичности);
- музейная деятельность, которая может осуществляться в различных вариантах в зависимости от условий школы, социума и профессионализма педагогов, а при наличии школьных и местных музеев становится системообразующей в решении задач гражданской идентичности;
- коллективные творческие дела, организованные по методике И.П. Иванова, основными идеями которой являются забота об близких и далеких людях, об у лучшении окружающей жизни, сотворчество, сотрудничество старших и младших, взрослых и детей;
- воспитывающие ситуации, которые могут сопровождать все виды деятельности, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность, учится быстро адаптироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействие окружающей среды, осваивать различные социальные роли.
Таким образом, воспитание гражданской идентичности сельских детей, наряду с общими концептуальными идеями, предполагает реализацию педагогами специальных положений, подходов, принципов, планирование особых для села направлений деятельности участников воспитательного процесса, что обусловлено особенностями сельского социума, взаимодействия и взаимоотношений взрослый и детей, социальными нормами, традициями, характерными для сельского образа жизни. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников предусматривает использование различных педагогических средств, влияющих на все сферы индивидуальности ребенка, при этом важно учитывать и использовать социальные, природные, кадровые ресурсы школы и ее окружения.
Библиографический список
Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: На пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-85.
Байбородова Л.В., Белкина В.Н., Груздев М.В., Гущина Т.Н. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. №5. С. 7-21.
Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.
Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. 2012а. № 1. С. 146-152.
Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2012б. Т. II. №5. С. 24-30.
Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого-педагогический поиск. 2012в. № 22. С. 19-34.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 26 с.
Деева Е.В. Пантеон национальных героев в системе средств формирования ценностного отношения подростков к истории и культуре Русского мира // Б ерегиня. 777. Сова. 2019. № 4 (43). С. 183-195.
Деева Е.В., Матренин П.В. Теоретические подходы и опыт формирования ценностного отношения подростков к истории малой родины в деятельности общественных объединений // Известия РАО. 2014. № 4 (32). С. 93-106.
Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Репиной. Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2013. 268 с.
Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск: Южно-Уральск. кн. изд-во, 1995. 238 с.
Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 1995. 107 с.
Матренин П.В. Гуманистические основы формирования ценностного отношения подростков к истории и культуре малой родины средствами клубной деятельности // Гуманизация образовательного пространства: сб. ст. [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016. С. 845-857.
Матренин П.В. Этническая социализация подростков средствами изучения истории и культуры малой родины: Белгородский опыт // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности : сб. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 435-440.
РепринцевА.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.
Репринцев А.В. Общинно-коллективистский этос традиционного Русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания / под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома: КГУ, 2020. С. 33-40.
Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Междунар. научно-практ. конф. Ереван: РАУ, 2020а. С. 628-648.
Репринцев А.В. Этническая социализация подростков и молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и противоречия // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. 2017. Саратов: СГУ, С. 596-612.
Репринцев А.В. Этнокультурная социализация молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и тенденции // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017а. С. 91-96.
Репринцев А.В., Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017б. Т.33. №7 (256). С. 142149.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание свободного человека. Москва -Берлин: Директ-Медиа, 2020. 265 с.
Рожков М.И., Сапожникова Т.Н. Формирование у школьников гражданской идентичности и межэтнической толерантности в поликультурном пространстве: методическое пособие. Ярославль: Канцлер, 2013. С. 32-34.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 12.09.2021).
Сухоруков И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.
Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 292-299.
Сухоруков И.С. Клубные сообщества в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 33-44.
Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016а. С. 857-877.
Сухоруков И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. 2020а. Т. 26. № 4. С. 14-24.
Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред. Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021а. С. 136-140.
Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун-та. 2016б. Т. 22. № 4. С. 258-263.
Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л И. Уманского). Кострома: КГУ, 2016в. С. 230-240.
Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире : сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.
Сухоруков И.С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021б. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4070/ (дата обращения: 23.10.2021).
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2021в. С. 247-252.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016г. № 2 (29). С. 92-101.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль, 2021г. С. 247-252.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и
юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016д. Т. 2. №4. С. 53-62.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020б. С. 196-204.