Научная статья на тему 'Гражданская активность и патриотизм современной молодежи'

Гражданская активность и патриотизм современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
873
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / МОЛОДЕЖЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIC ACTIVITY / PATRIOTISM / LOVE TO THE MOTHERLAND / THE YOUTH / MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бражникова А. Н.

В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что гражданская активность и патриотизм, во взаимосвязи и взаимообусловленности выступают не только как важные качества в характеристике личности, но и как существенные составляющие социально-психологческого состояния современного общества. Описаны результаты эмпирического исследования, свидетельствующие о безразличии и недоверии современной молодежи к представителям власти, политическим партиям, и о пассивности, инддифферентоности, инфантильности самих молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As a result of the theoretical and empirical research it is stated that civic activity and patriotism, which are mutually interdependent and interconnected concepts, are not only important for characterizing a personality but they are also essential components of a psychological and social condition of the modern society. The results of the empirical research indicate the indifference and distrust of the modern youth to the government and political parties on the one hand, and indifference, passivity, infantilism of young people themselves on the other hand.

Текст научной работы на тему «Гражданская активность и патриотизм современной молодежи»

УДК 159.923:316.37

ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

А.Н. Бражникова

В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что гражданская активность и патриотизм, во взаимосвязи и взаимообусловленности выступают не только как важные качества в характеристике личности, но и как существенные составляющие социально-психологческого состояния современного общества. Описаны результаты эмпирического исследования, свидетельствующие о безразличии и недоверии современной молодежи к представителям власти, политическим партиям, и о пассивности, инддифферентоности, инфантильности самих молодых людей.

Ключевые слова: гражданская активность, патриотизм, любовь к Родине, молодежь, современное общество.

Социально-экономические, политические, условия жизни, «моральная деградация» в нашей стране, существенно сказываются на социально-психологическом состоянии личности и общества в целом. Современная социальная действительность требует огромной работы государства, общества и каждого человека по восстановлению социально-правовой справедливости, нравственности, повышения благополучия российского общества.

Существенным фактором в определении и росте субъективных возможностей человека в преобразовании им действительности и самого себя являются гражданская активность и патриотизм. Данные феномены изучается в различных гуманитарных науках, в различных аспектах и направлениях. Выступая одними из важнейших характеристик человека как личности и как гражданина, гражданская активность и патриотизм являются предметом исследования и психологии. И здесь мы полностью согласны с В. А. Сухомлинским, который считал, что «гражданская активность - это сложное социально-психологическое явление, в котором органически сочетаются интеллектуальный, эмоциональный, волевой и практический аспекты жизнедеятельности человека как создателя материальных и духовных ценностей общества» [4,с. 105.].

Под гражданской активностью мы будем понимать «способность мыслить и действовать во имя глубинных объективных интересов государства и общества, укрепления авторитета закона, защиты чести и достоинства сограждан, утверждения общечеловеческих ценностей и норм цивилизованного бытия» [1, с.45]. В свою очередь, готовность и способность личности к созидательному преобразованию действительности, полноценной самореализации себя в обществе и государстве возможны лишь при наличии любви к Родине.

Любовь к Родине тесно связано с понятием «патриотизм». Появляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей национального достоинства человека как личности и как гражданина, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо своей Родины. Патриотизм, по мнению В.И Лутовинова, наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения Отечеству [3,с. 57-58]. Патриотизм, убежден В.И. Лесняк, охватывает чувство ответственности за свою судьбу, судьбу своих близких и своего народа, представляет собой нравственную основу жизнедеятельности государства и возобновляемый ресурс развития общества [2, с.110].

Таким образом, следует говорить о социально - политическом, правовом аспекте гражданской активности и нравственно-эмоциональной основе патриотизма, которые во взаимосвязи и взаимообусловленности выступают не только как важные качества в характеристике личности, но и как существенные составляющие социально-психологческого состояния общества.

В переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение, ориентиры и интересы всех социальных слоев и групп, особенно важным становится исследование гражданской активности и патриотизма той социальной группы, которая является одной из наиболее активных и перспективных субъектов современного общества - молодежи. Молодежь как социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и нравственного состояния в российском обществе, имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из ее объективной сущности. В силу своих особенностей молодые люди наиболее остро чувствует положительное и отрицательное современного общества, являются своеобразным датчиком по выявлению как плохого, так и хорошего.

Для исследования гражданской активности и патриотизма нами была разработана специальная анкета, состоящая из 6 вопросов. Ответы на вопросы предусмотрены в свободной форме, что

тредусматривает более полный и творческий подход к интерпретации данных в определен гражданской активности и патриотизма молодых людей.

В исследовании приняли участие 300 человек, из них 100 студентов вузов, 100 - колледжей и 100 учащихся профессиональных училищ г. Брянска в возрасте от 18 до 20 лет.

Гражданская активность требует в первую очередь выражения гражданской позиции, а именно отношения к государственной власти и политическим партиям. Исследованию отношения молодых людей к государственной власти и политическим партиям направлены вопросы: №1. Как вы относитесь к государственной власти (с уважением, недоверием, пренебрежением, безразлично и т.д.) и почему? и №2 Как вы относитесь к политическим партиями почему?

Ответы на вопрос: Как вы относитесь к государственной власти (с уважением, недоверием, пренебрежением, безразлично и т.д.) и почему? показали, что большинство молодых людей исследуемой выборки (31%) безразлично относятся к государственной власти, поскольку не интересуются политикой. Причем значительных различий в показателях между испытуемыми разных профессиональных учебных заведений не наблюдается. В свою очередь 24% респондентов, а именно 23% студентов вузов, 28% студентов колледжей и 20% учащихся профессиональных училищ не доверяют существующей власти, мотивируя это тем, что представители гражданской власти «постоянно обманывают», «много говорят, но мало делают», а так же «нет справедливости», «много неясностей и несоответствий» и т.д... Пренебрежение или просто негатив к гражданской власти испытывают 15% респондентов исследуемой выборки. Среди них 19% студентов вузов, 13% студентов колледжей и 14% учащихся профессиональных училищ. Доминируют такие мотивы как «не реализовано то, что надо народу, не вижу полезных и продуктивных действий, не устраивает их деятельность, обманывают народ или же «внизу власть тьмы, вверху - тьма власти». С уважением относятся к гражданской власти 24% респондентов, а именно 22% студентов вузов, 25% студентов колледжей и 24% учащихся профессиональных училищ, поскольку государственная власть, на их взгляд, «заботится о людях, одобряют ее идеи, есть право выбора, иногда она поступает правильно». Следует обратить внимание на то, что 54% % студентов вузов, 76% студентов колледжей и 84% учащихся профессиональных училищ не смогли объяснить как позитивное, так и негативное отношение к государственной власти. Это может свидетельствовать как о несформированности субъективных представлений молодых людей о деятельности государственной власти и об отчуждении власти от человека в нашей стране, так и пассивности, инддифферентоности, инфантильности самих респондентов.

Что касается отношения к политическим партиям, здесь также наблюдается значительные разногласия. Большинство молодых людей исследуемой выборки (33%) безразлично относятся к политическим партиям. Это 46% студентов вузов, 35% студентов колледжей и 32% учащихся профессиональных училищ, поскольку не интересуются политикой. Не доверяют политическим партиям, 21% респондентов, а именно 11% студентов вузов, 30% студентов колледжей и 23% учащихся профессиональных училищ мотивируя это тем, что «большинство программ не воплощались в жизнь, много говорят, ничего не делают для страны, только для себя». Пренебрежительно относятся к политическим партиям 15% респондентов исследуемой выборки. Среди них 13% студентов вузов, 17% студентов колледжей и 15% учащихся профессиональных училищ. Основные мотивы: «никто не учитывает мнение народа, защищают интересы скорее власти, чем народа, там все куплено, они стараются повысить свой жизненный уровень, не исполняют обещанного, врут». С уважением относятся к политическим партиям 18% респондентов, а именно 19% студентов вузов, 17% студентов колледжей и 18% учащихся профессиональных училищ, мотивируя это тем, что «партии, делают нашу жизнь лучше, любой может высказать свое мнение». Положительно относятся к некоторым политическим партиям, которые, на их взгляд, выполняет свои обещания 4% студентов вузов, 1% студентов колледжей и 1% учащихся профессиональных училищ. Не определились в своем отношении к политическим партиям 7% студентов вузов и 18% учащихся профессиональных училищ. По всей выборке это составило 6 % испытуемых. Не смогли объяснить свое как позитивное, так и негативное отношение к политическим партиям 24% % студентов вузов , 51% студентов колледжей и 64% профессиональных училищ. Невозможность мотивировать свое отношение к политическим партиям, указывает на наш взгляд на отсутствие политической грамотности, гражданскую пассивность, и инфантильность молодых людей.

Основной формой проявления гражданской активности является участие в голосовании на выборах. Анализ ответов на вопрос: Принимаете ли вы участие в выборах и почему? показал, что немного более половины (53%) респондентов, а именно 55% студентов вузов, 52% студентов колледжей и 53% учащихся профессиональных училищ обладая чувством гражданской ответственности, проявляют гражданскую активность и выражают свою гражданскую позицию посредством голосования в выборах. В свою очередь, 7% испытуемых из них 5% студентов вузов, 8% студентов колледжей и 10%

гащихся профессиональных училищ, выражая свою гражданскую позицию, ситуативным участие голосовании, пытаются участвовать в жизни страны. Значительная часть выборки 45% студентов вузов, 48% студентов колледжей и 47% учащихся профессиональных училищ не принимают участие в голосовании на выборах. Эти молодые люди или не верят в честность и справедливость современной избирательной системы или же демонстрируют отстраненную позицию к участию в политической жизни общества, мотивируя это тем, что «бесполезно, результаты известны заранее» «не вижу смысла», или же «не интересно», «не хочу, нет желания».

Одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями, выражающих нравственно-эмоциональное отношение к своей Родине характеризуется понятием «патриотизм». Идеи патриотизма преломляются в личностном опыте каждого человека, отражаются в его нравственном облике и чувствах, воплощаться в делах. Исследованию понимания сущности и назначения патриотизма молодыми людьми явились ответы на вопросы: Что значит быть патриотом своей Родины? Считаете ли вы себя патриотом Родины и почему? Готовы ли вы, если возникнет необходимость, отдать жизнь за Родину?

Анализ ответов на вопрос: Что значит быть патриотом своей Родины? показал, что 92% молодых людей исследуемой выборки (93%студентов вузов, 92% студентов колледжей и 89% учащихся профессиональных училищ), в понятие «быть патриотом своей Родины», включают прежде всего, «искреннюю любовь и гордость за свою Родину, готовность защищать свою страну, служить ей, беречь, быть верным и преданным стране, отдавать все и не требовать ничего в замен и т. д.». Основной акцент делается на нравственно-психологическом аспекте отношения к своей стране, поскольку предусматривает любовь и ответственность. Затруднились ответить на данный вопрос 7% студентов вузов, 6% студентов колледжей 11% учащихся профессиональных училищ. Это 8% исследуемой выборки, показавших несформированность представлений о патриотизме и низком уровне осознания идей патриотизма.

Определению собственного патриотизма и аргументации признания/непризнания себя патриотом Родины, послужили ответы на вопрос: Считаете ли вы себя патриотом Родины и почему?

Полученные данные показали, что большинство молодых людей 69% исследуемой выборки, а именно 72% студентов вузов, 69% студентов колледжей и 67% учащихся профессиональных училищ, считают себя патриотами своей Робины, поскольку «независимо ни от чего любят и уважают свою страну, верны своей стране и готовы ее защитить». Это свидетельствует о глубочайшем, искреннем почитании своей страны. Не считают себя патриотами Родины 18% исследуемой выборки, а именно 18% студентов Брянского государственного университета, 17% студентов колледжей и 18% учащихся профессиональных училищ, поскольку «ищут, где выгоднее, не станут жертвовать собой ради своей Родины, не видят в этом смысла или не любят власть». Не уверены, не всегда, считают себя патриотами своей страны 7% исследуемой выборки, а именно 7% студентов вузов, 10% студентов колледжей и 3% учащихся профессиональных училищ, мотивируя это тем, что «не станут жертвовать собой ради своей Родины», или «бывали моменты, когда не хотелось тут жить». Не смогли ответить на поставленный вопрос 6% исследуемой выборки, а именно 3% студентов вузов, 4% студентов колледжей и 12% учащихся профессиональных училищ. Не смогли аргументировать, свои ответы на вопрос: 42% студентов вузов, 68% студентов колледжей и 69% учащихся профессиональных училищ. Это достаточно большой процент испытуемых, с несформировавшимся когнитивным и мотивационным аспектом патриотизма.

Одним из показателей глубокой верности и преданность стране, выступает способность отдать в случае необходимости свою жизнь за Родину. Ответы на вопрос: Готовы ли вы, если возникнет необходимость, отдать жизнь за Родину? показали, что 43% молодых людей, а именно 45% студентов вузов, 39% студентов колледжей и 45 % учащихся профессиональных училищ, готовы отдать свою жизнь за Родину, если возникнет такая необходимость. Более трети молодых людей (38%) испытуемой выборки (36% студентов вузов, 50% студентов колледжей и 27 % учащихся профессиональных училищ), не готовы отдать свою жизнь за Родину. Не смогли ответить на данный вопрос 15% исследуемой выборки, а именно 14% студентов вузов, 7% студентов колледжей и 26 % учащихся профессиональных училищ. В свою очередь, не всегда, в зависимости от ситуации, готовы отдать жизнь за Родину 5% студентов вузов, 4% студентов колледжей и 2 % учащихся профессиональных училищ. Таким образом, в целом полученные данные позволяют говорить о том, что эмоционально-возвышенное отношение, к своей Родине выражающееся в мужестве, героизме, готовности отдать жизнь за свою Родину не утратило значимости у значительной части молодых людей исследуемой выборки.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о безразличии и недоверии современной молодежи к представителям власти и политическим партиям, деятельность которых, по

шению респондентов, направлена не на улучшение благосостояния страны, а на удовлетворение св _ личных интересов с одной стороны и о пассивности, инддифферентоности, инфантильности самих молодых людей с другой. Несмотря на продолжающуюся непопулярность и отчуждение власти от человека в нашей стране, большинство молодых людей характеризуются эмоционально-возвышенным отношениям к своей Родине и готовы отдать за нее свою жизнь. Невозможность выразить и мотивировать свое отношение к государственной власти и политическим партиям их деятельности, отсутствие политической грамотности, низкий уровень осознания идей патриотизма, значительной части респондентов, свидетельствуют о несформированности когнитивного и мотивационного аспектов гражданской активности и патриотизма значительной части молодых людей.

Социально-экономические, политические, условия жизни, «моральная деградация» в нашей стране, существенно сказываются на социально-психологческом состоянии каждого человека и общества в целом. Современная социальная действительность требует огромной работы государства, общества и каждого человека по восстановлению социально-правовой справедливости, нравственности, повышения благополучия российского общества. Существенным фактором в определении и росте субъективных возможностей человека в преобразовании им действительности и самого себя являются гражданская активность и патриотизм, которые во взаимосвязи и взаимообусловленности выступают не только как важные качества в характеристике личности, но и как существенные составляющие социально-психологческого состояния современного общества.

Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о безразличии и недоверии современной молодежи к представителям власти и политическим партиям и о пассивности, инддифферентоности, инфантильности самих молодых людей. Несмотря на продолжающуюся непопулярность и отчуждение власти от человека в нашей стране, большинство молодых людей характеризуются эмоционально-возвышенным отношениям к своей Родине и готовы отдать за нее свою жизнь. Несформированность когнитивного и мотивационного аспектов гражданской активности и патриотизма, низкий уровень осознания идей патриотизма значительной части молодых людей, характеризуются весьма выраженной односторонностью, недостаточной обращенностью к явлениям и процессам, происходящем в обществе.

Современная действительность существенно сказывается на социально-психологческом состоянии современного общества, своеобразным датчиком, которого выступает молодежь. В этой связи, возникает необходимость, консолидации общества и власти, по созданию качественно новых условий для совершенствования гражданской активности и патриотизма в нашей стране.

As a result of the theoretical and empirical research it is stated that civic activity and patriotism, which are mutually interdependent and interconnected concepts, are not only important for characterizing a personality but they are also essential components of a psychological and social condition of the modern society. The results of the empirical research indicate the indifference and distrust of the modern youth to the government and political parties on the one hand, and indifference, passivity, infantilism of young people themselves on the other hand.

The key words: civic activity, patriotism, love to the motherland, the youth, modern society.

Список литературы

1. Виноградов Ю. А. Гражданское движение в условиях перестройки: Дис. канд. полит. наук/ Ю. А.Виноградов, М., 1991.

2. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения. /Педагогика 2006 №5. с.110

3. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня. Педагогика 2006 №5. с.57-58.

4. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина/ В.А Сухомлинский //Воспитание школьников. 1996.№1. С. 105.

Об авторе

Бражникова А. Н.-кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Брянского государственного университета, anb5262@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.