Научная статья на тему 'Формирование патриотизма в молодежной среде'

Формирование патриотизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
428
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафонова Алла Сергеевна

Рассмотрена проблема гражданственности молодежи в условиях современного социального кризиса. Изложены основные результаты и выводы социологического исследования отношения к патриотизму, проведенного в студенческой среде политехников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of patriotism forming and public spirit among young people are described in the article. The most important results of research which were made among students about patriotism are expounded.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма в молодежной среде»

УДК 323.2

А.С. Сафонова

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Как показывают опросы общественного мнения [1], проведенные в молодежной среде, такие понятия, как «патриотизм» и «гражданственность», не получили распространения среди молодых людей, рожденных в начале 1990-х. Сегодня молодежь мало думает о будущем страны в целом, скорее, каждый думает прежде всего о собственных интересах. Отсюда и так называемая «утечка мозгов», и нежелание участвовать в выборах, служить в армии...

Основная проблема заключается в том, что современная молодежь родилась уже в совершенно новом государстве, после развала Советского Союза с сформированными в нем определенными нормами и ценностями, обычаями и устоями. Россия начала 1990-х годов — это государство, претерпевшее значительные изменения во всех сферах общественной, социальной и политической жизни.

Так, новое поколение начинало свою жизнь в государстве, не имеющем определенной идеологии, а образовавшийся вакуум начал быстро разрушать национальное самосознание русского человека. Прежде всего мы имеем в виду феномен «массовой культуры» с ее культом насилия и эгоизма, который препятствовал (и продолжает препятствовать) зарождению патриотической идеи в обществе.

В результате отсутствия какой-либо политики в сфере воспитания и образования, гражданско-патриотической социализации российское общество в конце XX века столкнулось с утратой чувства патриотизма, гордости за свою Родину и ее народ, историю и культуру великой России. Основной причиной создавшегося положения явилось практически свертывание патриотического и гражданского воспитания молодежи, и в первую очередь учащихся и студентов образовательных учреждений [2, с. 130]. Именно поэтому исследования на тему патриотизма среди учащихся вузов продолжают быть актуальными.

В декабре 2010 года кафедрой политологии СПбГПУ было проведено исследование, что-

бы выяснить, как студенты понимают феномен патриотизма. Объектом исследования явились учащиеся разных курсов пяти технических факультетов университета (объем выборочной совокупности составил 224 респондента в возрасте от 17 до 22 лет).

Цель исследования—выяснить уровень политической и социальной активности современной молодежи, а также определить, что студенты понимают под понятиями «патриотизм» и «гражданственность».

Каждый член общества так или иначе позиционирует себя в политической среде: разделяет те или иные политические взгляды, участвует или не участвует в выборах, политических акциях, либо как минимум проявляет свою позицию в форме политической лояльности или протеста. Политическая (или гражданская) позиция, политическая активность выступают, таким образом, как необходимый элемент поведения молодежи [3, с. 68].

Исследование показало, что меньше половины опрошенных студентов считают себя политически активными людьми. На вопрос «Считаете ли Вы себя социально и политически активным человеком?» положительный ответ дали всего 20,25 % респондентов, отрицательный — 58 %, затруднились с ответом 21,75 %.

У подавляющего большинства респондентов (69 %) участие в общественно-политической жизни сводится к отслеживанию информации о событиях в стране и за рубежом с помощью СМИ. Участвуют в голосовании на выборах 38 %, ходят на митинги 8 %; членство в политической партии отметили 3 %, а 15 % указали, что их участие в общественно-политической жизни не сводится ни к чему из вышеперечисленного1.

На вопрос о желании стать членом какой-либо политической партии всего 8 % молодых людей ответили положительно, 72 % — отрицательно, 20 % не дали ответа на этот вопрос.

'Везде, где сумма ответов превышает 100 %, респондентам была дана возможность выбрать несколько вариантов ответа на вопрос.

Отметим, что отсутствие желания быть членом партии или участвовать в политическом движении прежде всего мотивируется тем, что молодежь сама может выражать свою гражданскую позицию — 35,5 % опрошенных, 8,5 % не считают себя патриотами, 22,5 % указали вариант «другое» без уточнения выбора, 31 % затруднились с ответом на данный вопрос.

Приведенные данные указывают на тот факт, что в российском обществе царит недоверие к политическим партиям. Большинство молодых людей не участвуют и в общественных процессах, бойкотируют выборы и политическую жизнь страны в целом. Сегодня во главе угла стоят совершенно другие ценности: ориентирование на личный успех, профессиональный и карьерный рост, материальное благополучие, создание семьи.

Небольшое число политически активной молодежи можно условно разделить на три основные группы.

Первая группа объединяет людей, принимающих участие в гражданских движениях самой разной идеологической ориентации, сосредоточивающих свою деятельность на про-тестных акциях и противопоставляющих себя действующему режиму.

Вторая группа — объединения, созданные властью при активном использовании административного ресурса («Наши», «Россия Молодая» и др.). Их цель — защита власти и демонстрация массовой поддержки президента и существующего порядка современной молодежью. Фактически активность государства в молодежной политике сводится к созданию объединений такого рода.

К третьей группе относится толком не организованная, но потенциально мощная прослойка молодых людей, ориентированных на радикальный национализм [4, с. 103] .

Патриот (от греч. раМоИБ — земляк) — это человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины [5, с. 745]. Патриотизм не заложен в человеке на генетическом уровне, он не передается по наследству, а формируется на протяжении всей жизни.

На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» 73 % опрошенных ответили утвердитель-

но, 20 % респондентов — отрицательно, 7 % затруднились с ответом. Данные показатели свидетельствуют о противоречиях и трудностях в процессе политической социализации молодежи, об отсутствии или недостаточной работе необходимых институтов, обеспечивающих информационную поддержку данного процесса.

На вопрос «В чем, по Вашему мнению, проявляется патриотизм?» получены следующие ответы: «уважение традиций» — 74 %, «конструктивная критика власти и недостатков в стране» — 34 %, «создание семьи и воспитание детей» — 29 %, «работа по специальности с максимальной отдачей» — 19 %.

Одним из самых близких понятию «патриотизм» является понятие «гражданственность». Гражданственность — это прежде всего политическая и социальная активность индивида, включенность его в жизнь общества, а также способность, желание и готовность выступать в роли гражданина и полноправного участника политических и социальных процессов страны.

А.А. Козлов дает следующее определение гражданственности: «.. .динамичная ценностно-правовая связь людей как граждан с определенным государством, реализуемая через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы, и направленной на ее радикальное переустройство» [6].

В этом ключе довольно показательны ответы на вопрос «Как бы Вы себя охарактеризовали?», данные в ходе исследования. Они распределились следующим образом: «гражданин России»— 63 %, «житель своего региона, города, села» — 32 %, «представитель национальности» — 30 %, «представитель профессии» — 28 %, «гражданин мира» — 20 %, а 11 % опрошенных указали на семейное положение и 9 % — на религиозные взгляды.

Результаты опроса свидетельствуют, с одной стороны, о формирующейся идентичности, связанной с национальными ценностями (самоидентификация со страной в целом и

отдельным регионом или городом). С другой стороны, на третьем месте (пусть и с большим отрывом от первой позиции) стоит идентификация по национальному признаку, что может быть связано с наличием кризисных явлении в современном российском обществе, особенно в молодежной среде.

Сегодня мы все чаще слышим о необходимости патриотического воспитания молодежи. На вопрос «Считаете ли Вы уроки патриотического воспитания необходимыми для молодежи?» утвердительно ответили 46 % респондентов, отрицательно — 42 %, а 8 % затруднились с ответом. Большинство молодых людей, считающих необходимым проведение уроков патриотического воспитания, полагают, что их надо проводить в школах — 85 %, а 26 и 33 % опрошенных — соответственно в училищах и вузах.

По мнению В.И. Лутовинова, «главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в нашем обществе патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими граждански активными, социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой» [7, с. 94].

В.К. Левашов видит цель патриотического воспитания прежде всего в развитии в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становлении граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [8, с. 99].

С 2001 года в России стали закладываться основы новой системы патриотического воспитания молодежи с помощью государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». В разработке данных про-

грамм участвовали Росвоенцентр, Минобороны, Минкультуры, Минобрнауки, Русская православная церковь и другие ведомства. Общий объем финансирования с 2001 по 2010 год составил порядка 674 млн рублей.

Разработанная концепция патриотического воспитания в России ставила своей целью определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.

В октябре 2010 года Правительством РФ была утверждена следующая программа — «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы». Новая программа направлена на совершенствование законодательства в области патриотического воспитания, повышение «профессионализма специалистов патриотического воспитания» и более активное использование для целей программы сети Интернет. Реализации поставленных задач должен способствовать отдельный закон — «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», который будет разработан до 2012 года. Исполнителями назначены сразу несколько ведомств и организаций — Минспорта, Минобороны, Минкультуры, Росвоенцентр, МВД, Минюст, Минфин, ФСБ, Российская академия наук, РАН [9].

Тем не менее здесь мы можем выделить ряд проблем, способных препятствовать эффективному решению поставленных государством задач. Прежде всего это коррупция или неэффективное распределение денежных средств с учетом потребностей не только крупных городов, но и удаленных регионов. Вторая проблема — слабая информационная поддержка. Информирование должно проводиться не только через сеть Интернет, с помощью телевидения и радио, но и через образовательные учреждения. Воспитание и развитие патриотизма и гражданственности не должны носить адресный характер, они должны осуществляться повсеместно во всех группах молодежи.

Патриотизм как явление национальной духовности и компонент общественного сознания в настоящее время, когда Россия «собирает камни» своей истории, актуален для российской действительности не менее, чем много веков назад, ведь сила любой страны во многом определяется силой патриотизма ее граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Московский комсомолец. — 2010. — 5 июля [Электронный ресурс] // Сайт газеты «Московский комсомолец». - Режим доступа: http://www.mk.ru/ роШс8/аЛ1с1е/2010/07/04/514036-раЦюйгт-и-го:з81уап-v-proshlom.html/ (дата обращения 24.04.2011).

2. Чернов, В.В. Гражданско-патриотические аспекты социализации российской молодежи [Текст] / В.В. Чернов // Полит. культура соврем. России: состояние, проблемы, пути трансформации / под ред. Н.С. Федоркина, Н.В. Карповой. - М.: КДУ, 2009. - 168 с.

3. Тимерманис, И.Е. Студенческое самоуправление как объект исследования и ресурс общественного развития [Текст] / И.Е. Тимерманис. — СПб.: Диалог, 2006. — 215 с.

4. Яшин, И. Не наша молодежь [Текст]/ И. Яшин// Социс. — 2006. — № 41 (45). — С. 103—107.

5. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков. — М.: Альта-Принт, 2007. - 1248 с.

6. Козлов, А.А. О патриотизме и гражданственности [Электронный ресурс] / А.А. Козлов. — Режим доступа: http://www.nravstvennost.info/library/news_ detail.php?ID=2263 (дата обращения 07.05.2011).

7. Лутовинов, В.И. В патриотизме молодежи — будущее России [Текст] / В.И. Лутовинов. — М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. — 208 с.

8. Левашов, В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов [Текст] / В.К. Левашов // Вестн. РАН. — 2005. — № 2. — С. 99—102.

9. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. — Режим доступа: Ы1р://правительство. рф/gov/results/12530/ (дата обращения 16.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.