Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 15 (269). Философия. Социология. Культурология. Вып. 24. С. 139-143.
В. Н. Козлов, Е. И. Салганова
ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩЕЙСЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕЁ ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ
В статье обозначается актуальность общественной активности учащейся и студенческой молодежи как показателя ее гражданского становления; проводится анализ ценностных ориентаций; выявляются черты гражданина: интерес к политике; участие в общественной жизни; отношение к молодежным группам, объединениям, организациям; намерения защищать свои права.
Ключевые слова: общественная активность, гражданское становление, ценностные ориентации, гражданин, политическая активность, общественная активность.
Формирование и подготовка к жизни в обществе индивида - гражданина, патриота, законопослушного члена общества во все времена были значимы. Одной из важнейших характеристик гражданственности молодежи является ее участие в общественной и политической жизни. В ситуации системного кризиса российского общества налицо социальная индифферентность молодых. И она чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма. Вся сложность и про-
тиворечивость этих процессов доказываются результатами репрезентативных социологических исследований кафедры социологии Челябинского государственного университета. Они проведены в 2007-2009 годах среди школьников 9-11 классов, учащихся профтехучилищ, студентов средне-специальных и высших учебных заведений Челябинской области (выборка многоступенчатая, квотная).
Исследованиями выявлен приоритет у учащейся и студенческой молодежи общечеловеческих ценностей над гражданскими (табл. 1). Такие гражданские ценности, как свобода, безопасность, уважение к другим
Таблица 1
Ценности учащейся и студенческой молодежи
(в % к общему числу опрошенных по каждой группе)
Главное в жизни Школь- ники Учащиеся профессиональных училищ Студенты ссузов Студенты вузов
Семья 77 79 80 83
Здоровье 66 72 71 74
Образование 65 66 68 51
Любовь 56 58 63 63
Дружба 48 40 39 47
Свобода 35 25 31 36
Деньги 33 35 36 45
Уважение к другим людям 21 31 25 17
Безопасность 19 18 25 24
Развлечения 16 17 11 11
Труд 11 19 15 14
Законопослушность 11 12 13 7,4
Все важно 9,5 12 15 6,9
Общественная работа 3,2 5,3 4,9 2,9
Другое 2,2 1,4 0,7 2,4
Затрудняюсь ответить 0,2 0,7 0,2 0,5
людям, законопослушность оказываются в середине списка. На последнем месте из тринадцати названных ценностей - общественная работа. На нее указывают 3,2 % школьников, 5,3 % учащихся профессиональных училищ, 4,9 % студентов ссузов и 2,9 % студентов вузов.
Сумма превышает 100 %, поскольку респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов.
Исследование показало, что представления учащейся и студенческой молодежи о том, что характеризует гражданина, какими чертами он должен обладать, тоже весьма противоречивы. Так, большинство школьников в качестве отличительных признаков гражданина называют патриотизм, законопослушность, готовность защищать Родину; учащиеся профессиональных училищ - готовность защищать Родину, ответственное отношение к учебе, труду, законопослушность; студенты ссузов - законопослушность, патриотизм, готовность защищать Родину; студенты вузов - патриотизм, законопослушность, готовность защищать Родину (табл. 2). Примечательно, что на четвертое место учащаяся и студенческая молодежь ставит интерес к общественной жизни. На такую черту гражданина указывают 54 % школьников, 52 % учащихся профессиональных училищ, 55 % студентов ссузов и 52 % студентов вузов.
Сумма превышает 100 %, поскольку респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов.
Исследования показывают, что большинство учащихся и студентов интересуется по-
литикой (рис. 1). Однако регулярно интересуется ею только каждый пятый среди студентов вузов, каждый девятый и каждый восьмой среди школьников и студентов ссузов, а среди учащихся профессиональных училищ таких только 7,4 %. Довольно многие среди учащейся и студенческой молодежи не интересуются политикой вообще (25 % школьников, 34 % учащихся профессиональных училищ, 23 % студентов ссузов и 13 % студентов вузов). И это наглядный показатель гражданской культуры на ее определенных этапах. Меньше интересуются политикой юноши, чем девушки.
Вместе с тем учащаяся и студенческая молодежь весьма пассивна в общественной жизни. Участвуют в ней почти половина школьников, учащихся профессиональных училищ и студентов ссузов, среди студентов вузов таких только треть (рис. 2).
Четверть опрошенных среди учащейся молодежи и треть среди студентов не участвуют в общественной жизни, еще почти столько же затруднились с ответом, что, скорее всего, свидетельствует об их безразличии к ней. В то же время с возрастом общественная активность снижается и возрастает доля тех, кто затрудняется определить свое участие в общественной жизни.
Учащиеся и студенты, которые не участвуют в общественной жизни, среди причин на первое место ставят - «нет времени». На втором месте - «затрудняюсь ответить». Каждого пятого учащегося и каждого шестого студента это просто не интересует. «Никто не
Таблица 2
Мнение учащейся и студенческой молодежи о чертах гражданина
(в % к общему числу опрошенных по каждой группе)
Черты гражданина Школь- ники Учащиеся профессиональных училищ Студенты ссузов Студенты вузов
Патриотизм 69 53 65 78
Законопослушность 66 57 67 76
Готовность защищать Родину 61 64 63 60
Интерес к общественной жизни 54 52 55 52
Ответственное отношение к учебе, труду 42 60 50 32
Российское гражданство 38 44 47 34
Готовность голосовать 34 34 33 40
Самостоятельность 26 39 34 22
Интернационализм 12 7,9 6,7 7,1
Затрудняюсь ответить 2,5 2,1 1,2 0,2
Другие 1,0 1,4 0,9 3,1
У
Ш]волы-иеи
■ Учащиеся профессиональных учигиц
□Студенты ССУЗоб-
□Студенты
□п
Рис. 1. Интерес учащейся н студенческй нсл-сдажн к пшинтгн»
(в % к оСщаиу числу эпмок-мь* ги «звд-И г^шое]
□ Школьник и
□ Учащиеся профессиональных училищ
□ Студенты ссузов
□ Студенты вузов
Затрудняюсь ответить
Рис. 2. Участие учащейся и студенческой молодежи в общественной жизни
(в % к общему числу опрошенных по каждой группе)
Да
Нет
Рис.3. Наличие в вузе органа студенческого самоуправления (общественная организация студентов)
(в % к общему числу опрошенных в 2008 и 2009 гг.)
предлагает этим заниматься» - подчеркивают ям. Однако членетво в какой-то молодежной 20 % студентов вузов, 17% школьников, 14 % группе, организации, объединении указыва-учащихся профессиональных училищ и 12 % ют только 9,5 % школьников, 10 % учащихся
студентэв ссузов.
При пределенной противоречивости проявления общественной активности подавляющее большинство учащейся и студенческой молодежи положительно относятся к моло-дежны м группам, объединениям, организаци-
профессиональных училищ, 6,5 % студентов ссузов и 7,6 % студентов вузов.
По результатам нашего опроса 2009 года, более половины студентов указывают на наличие органов студенческого самоуправления (общественной организации студентов) в сво-
50
10
0
Да
Нет
Не знаю
□ 2008 г. - 2285 респондентов
□ 2009 г. - 1820 респондентов
53 54
50-/
40-/ ‘
зо-/
20-'/
о-'"" о/ 3,7 3,6 3,6 2 4 —Ґ Ґ (1
Положительно (с некоторыми оговоркам и)
Затрудняюсь ответить
Рис.4. Отношение опрошенных в 2008 и 2009 гг. к деятельности органа студенческого самоуправления (общественной организации студентов) в вузе
(в % к общему числу опрошенных в каждом опросе)
70
Иная позиция
Готов участвовать постоянно (время Поддерживаю, но участвовать не от времени) буду
Мне это безразлично
Рис. 5. Готовность опрошенных в 2008 и 2009 гг. участвовать в работе
органов студенческого самоуправления ВУЗа при их наличии или создании
(в % к общему числу опрошенных в каждом опросе)
□ 2008 г. - 2285 респондентов
□ 2009 г. - 1820 респондентов
1=7=
М7- 17
Об ащусь в орган Через СМИ Иные методы Затр щняюс ь ответи
Обращусь в администрацию ВУЗа
Рис.6. Намерения студентов области защищать свои права
в случае их нарушени я в 20(085 и 2009 гг.
(в % к общему числу опрошенных в каждом опросе)
ем вузе, но более трети о них ничего не знают, а 4,4 % опрошенных отмечают, что в их вузах таких организаций нет (рис. 3).
Более половины опрошенных положительно тносятся к деятельности органа сту-денческ го самоуправления (общественной организации студентов) в вузе, только 3,6% -отрицат ;льно (рис. 4).
Вме е с тем, подавляющее большинство студентов в целом поддерживает работу ор-
ганов студенческого самоуправления вуза. Но только половина готова постоянно участвовать в их работе, а треть поддерживает, но участвовать не будет. Еще каждому шестому это безразлично (рис. 5).
Тем самым исследование выявляет противоречие между положительной оценкой деятельности органа студенческого самоуправления и личной неготовностью определенной части студентов участвовать в его работе.
60
20
Несмотря на преимущественно положительное отношение к работе органов студенческого самоуправления, только каждый шестой студент намерен защищать свои права с его помощью (рис. 6). Самым популярным у студентов способом защиты своих прав в случае их нарушения по-прежнему является обращение в администрацию вуза. Это подчеркивает почти каждый второй студент. Четверть опрошенных намерены защищать свои права через суд. И лишь незначительная часть респондентов готова бороться за свои права с помощью СМИ.
Основные выводы наших исследований следующие. Проблема гражданского становления учащейся и студенческой молодежи в современной России есть. Её (молодежи) общественная активность низка. Системы участия в общественной деятельности различных групп и слоев молодежи практически нет. Эта проблема может решаться, если молодежная политика реально будет рассматриваться как один из приоритетов в российском государстве.
Примечания
1 См.: Салганова, Е. И. Гражданская культура учащейся и студенческой молодежи Челябинской области : социологический анализ : монография / Е. И. Салганова, В. Н. Козлов, Е. В. Грунт. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. 351 с.
2 См.: Организация и проведение социологических исследований среди студентов Челябинской области: Отчет о научно-исследовательской работе. 2009. 141 с.
3 См.: Сборник материалов по реализации молодежной политики № 10 «Организация и проведение социологических исследований среди студентов Челябинской области: отчет о научно-исследовательской работе» / Гл. упр. молодеж. политики Челяб. обл., Челяб. регион. общест. орг. Всерос. общест. орг. «Российский Союз Молодежи». Челябинск, 2008. 80 с.