Научная статья на тему 'Грантовая политика Правительства республики Хакасия в сфере средств массовой информации'

Грантовая политика Правительства республики Хакасия в сфере средств массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНТ / GRANT / ГРАНТОВАЯ ПОЛИТИКА / GRANT POLICY / СУБСИДИЯ / SUBSIDY / ГРАНТОДАТЕЛЬ / ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ / ГРАНТОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / GRANT LEGISLATION / МЕДИАОТРАСЛЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / МЕДИАПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА / MEDIA SPACE OF THE REGION / GRANT GIVING ORGANIZATION / GRANT RECEIVER / MEDIA INDUSTRY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ломилкин Александр Николаевич, Антонов Владимир Петрович

Статья посвящена особенностям грантовой политики Правительства Республики Хакасия в сфере деятельности массмедиа. Определены цели, задачи, функции грантовой политики власти региона в медиаотрасли, проанализированы основные направления субсидирования деятельности СМИ, являющиеся для региональной власти наиболее значимыми. Достаточно подробно рассматриваются критерии отбора СМИ, претендующие на соискание правительственных грантов. Также описываются возможности реализации на практике положений о грантовой политике, заложенных в нормативных документах правительства Республики Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mass Media Grant Policy of the Government of the Republic of Khakasia

The article is devoted to the mass media grant policy of the government of the Republic of Khakasia. It defines the objectives, functions of the mass media grant policy pursued by the local authorities, analyses the main, most important for the regional authorities, directions of mass media activities subsidies. It gives a detailed description of the criteria of selection of mass media applicants for the grant. The article studies the way the grant policy provisions, provided by regulations of the government, are used in practice.

Текст научной работы на тему «Грантовая политика Правительства республики Хакасия в сфере средств массовой информации»

УДК 001.38

ГРАНТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ В СФЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

А. Н. Ломилкин, В. П. Антонов

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Статья посвящена особенностям грантовой политики Правительства Республики Хакасия в сфере деятельности массмедиа. Определены цели, задачи, функции грантовой политики власти региона в медиаотрасли, проанализированы основные направления субсидирования деятельности СМИ, являющиеся для региональной власти наиболее значимыми. Достаточно подробно рассматриваются критерии отбора СМИ, претендующие на соискание правительственных грантов. Также описываются возможности реализации на практике положений о грантовой политике, заложенных в нормативных документах правительства Республики Хакасия.

Ключевые слова: грант, грантовая политика, субсидия, грантодатель, грантополучатель, грантовое законодательство, медиаот-расль, средства массовой информации, медиапространство региона.

Данная статья являет собой вторую часть исследования, связанного с освещением проблем в области информационной политики правительства Республики Хакасия (РХ) в медиапространстве региона [1]. В предыдущей работе мы проанализировали, насколько успешно функционируют в республике правительственные службы, связанные с информированием населения о деятельности органов государственной власти на территории РХ, на каких принципах базируется деятельность правительственных PR-структур, каков круг выполняемых ими задач, через какие каналы коммуникации они осуществляют связь с населением и общественностью региона. В наши задачи входило также выявление типа эволюционной модели public relations, соответствующей деятельности региональных правительственных PR-подразделений, и определение степени эффективности влияния их деятельности на информационную политику регионального медиапространства. Для разрешения указанных задач исследования нами, в частности, анализировалась деятельность Управления информационной политики - структурного подразделения Администрации Правительства РХ, на которое возложены функции PR-службы.

Предметом настоящего исследования является грантовая политика Правительства РХ в медиапространстве региона, целью - рассмотрение особенностей этой политики, преследуемые ею цели, роль, задачи и функции искомой политики.

Сразу отметим, что грантовая политика региональной власти в сфере средств массовой информации осуществляется в рамках региональной информационной политики. Основной целью грантовой политики является регулирование процессов производства и передачи информации. Это позволяет, прежде всего, решать такие стратегические задачи, как модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, внедрение инновационных технологий, поднимающих на качественно новый уровень информирование населения и общественности республики. Субсидирование разных видов СМИ также призвано оказывать поддержку участникам рынка информационных услуг и способствовать их конкурентоспособности, формировать специфические информационные отношения, выпускать удовлетворяющие запросам власти информационные продукты и др.

Республиканская грантовая политика в сфере СМИ реализует также конституционное право граждан на получение общественно значимой информации через органы СМИ, способствует укреплению информационной безопасности, гласности и плюрализма мнений. Правительственные гранты, ставящие целью освещение деятельности органов государственной власти, напрямую способствуют реализации федерального законодательства в части реализации ст. 39 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», которая, в частности, гласит: «Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц» [2].

Анализ основных направлений субсидирования позволит показать, освещение каких сфер социально-политической, экономической, культурной, спортивной и др. жизни республики через разные виды СМИ значимо для региональной власти, каким из них уделяется наибольшее внимание, а какие остаются без внимания. Анализ направлений субсидирования также даст возможность выяснить, насколько эффективно происходит освещение в СМИ стратегических сфер, способствующих становлению информационного общества и реализации передовой модели PR-коммуникации, которая позволяет республиканской власти наиболее эффективно информировать общество и поддерживать с ним обратную связь.

Обращаясь к нормативно-правовой базе грантовой политики, особое внимание стоит уделить критериям отбора СМИ-соискателей для получения правительственных грантов и предъявляемым к массмедиа требованиям. Рассмотрим также и то, как на практике реализуются положения, заложенные в нормативных документах.

Рассмотрение вопроса начнём с утверждения о том, что современная российская практика в области безвозмездной материальной помощи организациям и частным лицам весьма противоречива. По мнению экспертов, российский институт грантов ещё слишком молод и до сих пор находится в стадии самоопреде-

ления. Его становление связано с концом 1980-х годов, периодом горбачёвской эпохи, когда стали появляться первые гранты для поддержки научных исследований учёных и опытно-изыскательской деятельности изобретателей. В качестве проведения параллелей заметим, что в мировой практике гранты впервые появились в США после Второй мировой войны, когда в Северной Америке поднялся спрос на образование. В настоящее время американский грантовый институт имеет большой опыт, отлаженный механизм и чёткие приоритеты выделения грантов.

Обратимся к этимологии понятия. Анализ лексикографических источников показал, что далеко не все из них включают в свои словники лексемы «грант», «грантовый» [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. Объяснение данного положения лежит на поверхности: эти понятия вошли в наш лексикон недавно (см. об этом выше).

Электронные ресурсы [11, 12] переводят с английского языка понятие «grant» как «дарить», «жаловать», «оказывать материальную поддержку», «давать дотацию», «субсидию», «безвозмездную ссуду». Так, Глоссарий. RU включает следующее определение этого понятия: «Грант - право, получаемое на конкурсной основе физическим или юридическим лицом, на выделение льготной финансовой квоты для выполнения конкретной программы в некоторой сфере деятельности [12]. Опорным элементом в приведённой дефиниции является понятие «право». Однако в определениях из других источников этот семантический элемент отсутствует. Например: «Грант... Форма дополнительного финансирования учреждений и деятелей культуры, а также научных исследований в виде определённых дотаций, субсидий, стипендий, предоставляемых на конкурсной основе» [13, с. 186-187] или «Грант. Единовременное денежное пособие, выдаваемое учёному или научному учреждению для проведения исследований по определённой проблеме» [14, с. 220].

Одной из первых фиксаций рассматриваемого понятия в отечественной лексикографии является помещение его толкования в Кратком словаре современных понятий и терминов (1993), включающем наиболее употребительную общественно-политическую, экономическую, техническую, культуроведческую и другую терминологию. Здесь термин «грант», в отличие от первых двух источников, трактуется как многозначное понятие: 1) единовременное выделение денежной суммы или дарение оборудования, помещения и т. п. (обычно из личных средств) культурным, научным и другим учреждениям и организациям; 2) безвозмездная дотация, субсидия главным образом учебным заведениям, творческим коллективам, спортивным командам и прочим, предоставляемая административными органами из государственных или муниципальных средств; 3) стипендия, выплачиваемая студентам и ученикам из государственного или местного бюджета [15, с. 92]. Большой толковый словарь 1998 года отмечает, что в России под грантом могут подразумеваться и премии, и персональные стипендии, и прочие безвозмездные выплаты [16].

В нашей стране в активное употребление это понятие вошло в связи с деятельностью многочисленных зарубежных фондов, которые первыми в России стали активно оперировать этим понятием. С их точки зрения, грант - это предоставляемые на конкурсной основе НКО, то есть некоммерческим общественным организациям, и частным лицам финансовые средства для реализации общественно полезных программ в различных областях деятельности по профилю грантополучателя [17].

А. Акрамовская в статье «Что такое грант?» пишет о четырёх основных значениях данного термина:

1) средства, предоставляемые физическим или юридическим лицам для реализации конкретных общественно полезных проектов или программ в различных сферах;

2) финансовая помощь, оказываемая России иностранными государствами (правительствами) для проведения и поддержки реформ и проектов в различных областях;

3) стипендии, то есть средства, выделяемые учащимся, студентам, аспирантам и т. п. для поддержки их деятельности в области образования или научных исследований;

4) премия, то есть поощрение физических лиц за какие-либо заслуги перед обществом или государством

[17].

Таким образом, анализ трактовок данного понятия говорит о том, что повторяющимися общими в них являются такие основные признаки гранта, как: безвозмездность, общественная полезность, целевой характер, конкурсность, единовременность.

В настоящее время в Российской Федерации наиболее распространена практика предоставления грантов в сфере науки и образования, а также некоммерческим неправительственным организациям. Общим для грантов является наличие следующего категориального набора: соискатель гранта, заявка, целевое назначение, область/сфера деятельности, условия грантодателя, конкурс на соискание, отчёт об использовании средств.

С другой стороны, безвозмездно и безвозвратно выданная субсидия, с экономической точки зрения, должна окупить себя тем или иным способом и вернуться назад в виде определённых благ. Например, в сфере образования это может выглядеть следующим образом: выпускники университета, получив грант, создают производство, появляются рабочие места, нанятые сотрудники генерируют рыночный продукт, в конечном итоге часть его стоимости в виде налогов возвращается в госбюджет. Однако в других сферах гранты могут и не окупаться, но влиять на ситуацию, которая принесёт грантодателю определённые преференции, будет способствовать продвижению его интересов, решению конкретных задач. Последнее как раз относится к грантам в сфере СМИ, которые призваны не только поддерживать «стратегический интерес» к определённым общественно значимым темам, но и влиять на их паблисити среди граждан.

Для того чтобы понять основания, на которых выделяется субсидия, следует обратиться к общеевропейскому грантовому опыту в сфере образования как наиболее распространённому. Здесь за основу берутся два критерия: 1) лучшая успеваемость соискателя (иначе умение делать что-либо на качественном уровне, лучше других) и 2) материальное положение соискателя (отсутствие собственных источников финансирования) [17]. Данные критерии представляются нам универсальными и могут использоваться применительно к любой другой сфере - в нашем случае к медиаотрасли. Опора на них поможет нам в дальнейшем определить, какой категории СМИ Правительство РХ наиболее благоприятствует посредством их субсидирования.

Сочетание приведённых критериев или использование их по отдельности при отборе СМИ-соискателей может вывести на цель, преследуемую грантодателем. Так, если приоритет отдаётся лучшей «успеваемости» СМИ, то конечной целью является производство качественного информационного продукта. Сама субсидия для материально благополучного соискателя выступает лишь дополнительным стимулом для проведения работ, признаком доверия и одобрения со стороны власти.

Субсидия для материально нуждающихся СМИ с лучшей «успеваемостью» ставит целью не только производство качественного продукта, но и поддержку, стимулирование деятельности перспективного соискателя путём открытия дополнительных финансовых возможностей для их совершенствования, установки на прочный финансовый фундамент.

В случае если приоритет отдаётся только неблагополучному материальному положению СМИ, невзирая на качество производимой ими продукции, целью субсидирования может являться искусственная поддержка участника рынка в слабо развитой конкурентной среде либо в условиях полного её отсутствия. В последнем случае территория распространения продукции данных СМИ может представлять стратегический интерес для гранто-дателя.

Для определения юридической основы грантовой политики Правительства РХ обратимся к нормативно-правовой базе. Основу республиканского грантового законодательства прежде всего составляют закон РХ № 119-ЗРХ от 10.12.10 «О грантах Республики Хакасия в сфере средств массовой информации» и Постановление Правительства РХ № 124 от 18.03.11 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «О грантах Республики Хакасия в сфере средств массовой информации»«.

Закон «О грантах Республики Хакасия в сфере средств массовой информации», как поясняет его преамбула, регулирует отношения, связанные с предоставлением организациям, которые являются редакциями средств массовой информации, издателям, а также организациям, осуществляющим производство и выпуск радио- и телепрограмм, размещение информации на собственных сайтах в международной компьютерной сети Интернет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (далее - СМИ), грантов из средств бюджета Республики Хакасия на частичное возмещение затрат, связанных с производством и (или) распространением информационно-публицистических, научно-популярных и просветительских материалов и программ (далее - информационные проекты) [18].

Как видим, данный нормативно-правовой акт напрямую касается таких субъектов массово-информационной деятельности, как редакции СМИ, организации, учреждения, предприятия либо граждане, объединения граждан, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации, а также издатели - учреждения, осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ.

Под грантом РХ в сфере средств массовой информации понимаются денежные средства, выделяемые из республиканского бюджета РХ в форме субсидий СМИ для частичного возмещения затрат, связанных с производством и/или распространением информационных проектов. Таким образом, ключевыми для понимания сути гранта являются слова «денежные средства в форме субсидий». Кстати, толкование понятия «субсидия» в словарных источниках также разнится. Так, в одних словарях субсидия - это денежные средства, предоставляемые органами власти физическим или юридическим лицам безвозмездно или на условиях долевого финансирования расходов (см., например: [4, с. 762; 6, с. 478; 13, с. 403]. В других изданиях под субсидией понимаются не только выделяемые государством или каким-нибудь учреждением кому-нибудь денежные средства, но и оказываемая материальная поддержка [9, с. 585; 14, с. 746]. Причём даже разные издания одного и того же словаря представляют лексическое значение данного слова в разном объёме. В частности, таким источником является Словарь русского языка С. И. Ожегова: более узко объясняют значение этого понятия ранние издания [см. 4, с. 762], более широко - поздние выпуски [см. 5, с. 762]. По нашему мнению, в наиболее полном виде представлено толкование данного термина в источнике [9]: «Субсидия [< лат. subsidium - помощь, поддержка] - пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счёт средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам» [9, с. 585].

В отношении предмета нашего рассмотрения следует сказать, что субсидии, предоставляемые СМИ правительством республики, являются прямыми, то есть направленными на развитие конкретной отрасли - медийной.

Постановление Правительства РХ определяет орган, осуществляющий организацию и проведение конкурса на соискание грантов. Грантодателем выступает Администрация Главы РХ - Председателя Правительства РХ.

Рассматриваемый нормативный документ также уточняет понимание информационных проектов, под которыми подразумевается комплекс мероприятий, разработанный СМИ, объединённый по функциональным, финансовым признакам и направленный на производство и/или распространение информационно-публицистических, научно-популярных и просветительских материалов и программ о РХ.

Гранты РХ предоставляются СМИ для распространения информационных проектов по следующим 12-ти тематическим направлениям. Приведём в оригинальной последовательности названия каждого из них, в соответствии с порядковым номером:

1) программы социально-экономического развития РХ;

2) вопросы демографии, материнства и детства, молодёжи, популяризация семейных ценностей;

3) лучший социальный проект для социально незащищённых категорий граждан;

4) охрана здоровья населения, популяризация здорового образа жизни;

5) развитие туризма и спорта;

6) развитие науки, культуры и искусства;

7) межнациональные и межконфессиональные отношения;

8) развитие институтов гражданского общества, деятельность общественных объединений и движений;

9) деятельность органов государственной власти РХ, органов местного самоуправления, правоохранительных органов;

10) развитие сельского хозяйства и промышленности;

11) развитие малого и среднего бизнеса;

12) вопросы противодействия коррупции.

Как видим, если первое направление может включать такой широкий спектр вопросов, как строительство жилья, формирование Абакано-Черногорской агломерации, помощь молодым специалистам, программы для развития села и т. п., то последующие направления грантовой политики Правительства РХ носят более конкретный - отраслевой - характер и входят в сферу компетенции определённых министерств и ведомств республики (Минкультуры, Минздрава, Минспорттуризма, Миннацполитики, Минсельхозпрода, Минрегиона, Минэкономики РХ).

Есть вопросы, которые носят специализированный характер, например, освещение деятельности органов власти в целом. Большой интерес, с точки зрения PR, представляет восьмое направление, посвящённое развитию институтов гражданского общества, поскольку именно они играют большую роль в функционировании правительственных public relations. Государство должно учиться вести диалог с гражданскими силами и постоянно корректировать сферу своих полномочий, поскольку public relations способен поддерживать конструктивный диалог и реализовать высшие формы коммуникации лишь при наличии развитого гражданского общества.

Попытаемся объяснить необходимость выделения Правительством РХ данного списка направлений гранто-вой политики, рассмотрев несколько подходов, описывающих возможные ситуации в медиапространстве республики.

- Данные направления недостаточно освещаются в СМИ, так как в их информационной зоне не происходит значимых событий, либо данные события не соответствуют критерию «медийности» и не представляют интерес для журналистов. Цель выделения гранта - при помощи финансирования СМИ создать искусственный интерес к названным сферам.

- В данных направлениях назревают либо уже произошли кризисные ситуации, приведшие к снижению паблисити. Цель - посредством освещения в СМИ стабилизировать ситуацию в данных сферах, повысить их рейтинг.

- Освещение событий в СМИ происходит спонтанно и недостаточно, не производит должного эффекта воздействия на массовое сознание граждан. Цель - посредством комплексного освещения событий показать, как идут дела в этой сфере; показать цепочку конкретных решений проблем, направленных на благо граждан; скорректировать освещение до необходимых объёмов нормы.

- Данные сферы в СМИ не освещаются в необходимом объёме. Цель - гранты в таком случае являются средством поддержки дальнейшей стабильности освещения проблем этих сфер. А переход от общего к специализированному освещению позволит более глубоко раскрыть проблематику данных направлений, оказать более сильное воздействие на массовое сознание.

- Комбинированный подход, сочетающий несколько из указанных выше ситуаций.

Закон «О грантах Республики Хакасия в сфере средств массовой информации» поясняет, что оценка заявок на получение грантов осуществляется экспертным советом, который создаётся для осуществления экспертной оценки информационных проектов, представленных для участия в конкурсе на предоставление грантов Республики Хакасия в сфере средств массовой информации, и определения победителей конкурса. В экспертный совет входят не менее трёх представителей от Правительства РХ, не менее трёх от Верховного Совета РХ и не менее четырёх от общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере СМИ. Наличие представителей общественности в совете свидетельствует о том, что власть допускает контроль гражданского общества за реализацией грантовой политики, делая её более открытой, прозрачной и максимально приближённой к информационным потребностям граждан.

С появлением закона о грантах в 2010 году и началом проведения грантовой политики в 2011 году уже аккумулирован определённый опыт и имеются статистические данные, позволяющие объективно судить о популярности/непопулярности мер государственного субсидирования.

Так, согласно Распоряжению Главы Администрации РХ - Председателя Правительства РХ от 28.04.2011 г. № А-12-р «О выделении грантов Республики Хакасия в сфере средств массовой информации», в 2011 году гранты были предоставлены 22-м СМИ на общую сумму 20,9 млн руб. и согласно Распоряжению от 04.07.2011 г. № А-15-р в этом же году гранты были выделены ещё 14-ти СМИ на общую сумму 4,1 млн руб.

Таким образом, в первый год участия по итогам конкурса на грантовую поддержку победителями стали 47 СМИ, что составляет 33 % от общего числа зарегистрированных в регионе службой Роскомнадзора по Хакасии.

В 2012 году, согласно Распоряжению от 20.03.12 № А-10-р, гранты были выделены 42-м СМИ на общую сумму 23,1 млн руб., что составило 30 % от общего числа зарегистрированных в регионе СМИ.

Данная статистика показывает, что и без того невысокий показатель СМИ - участников грантовой программы - имеет тенденцию к понижению. Низкий показатель СМИ-грантополучателей может являться следствием нескольких факторов:

- высокие требования, предъявляемые к качеству информационной продукции СМИ;

- необходимость вложения собственных средств;

- недостаточная информированность СМИ о проведении конкурса на соискание грантов.

Согласно Постановлению Правительства РХ, объявление о конкурсе публикуется лишь в трёх источниках, являющихся подведомственными правительству республики организациями, к числу которых относятся республиканская газета «Хакасия», бюллетень «Вестник Хакасии» и официальный Интернет-портал органов исполнительной власти республики.

Для того чтобы выяснить причину низкого показателя участия СМИ в грантах, обратимся к качественным характеристикам участников конкурса.

Постановлением Правительства РХ вводится систематизированный список грантополучателей - СМИ, признанных победителями конкурса и заключивших договор о предоставлении гранта с грантодателем. СМИ-грантополучатели делятся по территориальному признаку и размеру предоставляемых им субсидий.

Первую категорию составляют региональные медиагруппы - СМИ, осуществляющие производство и выпуск теле- и радиопрограмм с зоной вещания на территориях трёх и более городских округов и трёх и более муниципальных районов РХ. (Напомним, что на территории РХ находится всего 5 городских округов и 8 муниципальных районов). Данная категория может рассчитывать на субсидию в размере 1,5 млн руб.

Вторую категорию составляют региональные печатные СМИ с зоной распространения своего издания на территориях трёх и более городских округов и трёх и более муниципальных районов Республики Хакасия. Данная категория может рассчитывать на субсидию в размере 1,0 млн руб.

Третью категорию грантополучателей составляют Интернет-издания - СМИ, занимающиеся размещением информации на собственных сайтах в международной компьютерной сети Интернет. Данная категория может рассчитывать на субсидию в размере 300 тыс. руб.

Четвёртую категорию грантополучателей составляют СМИ местного значения с зоной распространения информации на территории городских округов или иных муниципальных образований РХ. Данная категория может рассчитывать на субсидию в размере 500 тыс. руб.

Постановление Правительства РХ определяет целевое назначение гранта по отношению к данным категориям СМИ: частичное возмещение затрат, связанных с производством и/или распространением информационных проектов по установленным тематическим направлениям. В то же время указываются ограничительные рамки (квота): возмещение составляет 80 % от стоимости затрат на реализацию информационных проектов, но не более сумм, указанных выше для каждой из категорий.

На основании приведённых данных можно сделать вывод о приоритетах власти в грантовой политике. Наиболее крупные медиакомпании и печатные издания с развитой инфраструктурой, прочно занимающие место на рынке СМИ и имеющие широкую зону вещания/распространения, обладают право на наибольшую государственную субсидию. Причём телевизионной журналистике отдаётся предпочтение по сравнению с печатной за её способность более оперативно и эффективно воздействовать на массовое сознание. В то же время СМИ другого уровня - уровня муниципального района и городского округа, не имеющие столь большого аудиторного охвата, паблисити, а порой и материального достатка, вынуждены довольствоваться гораздо меньшими суммами субсидий.

СМИ всемирной глобальной сети Интернет, которым в эпоху информационного общества должно уделяться наибольшее внимание как передовому средству передачи информации, также могу рассчитывать лишь на незначительные грантовые суммы. Очевидно, что по территориальному критерию Интернет-СМИ имеют глобальный охват по сравнению с остальными типами медиа, в то же время их реальная посещаемость в Хакасии уступает аудиториям некоторых аудиовизуальных медиа. Данный факт свидетельствует о невысоком уровне информационного общества в республике, невысокой интернетизации и воздействующей силе глобальной Сети.

Отсюда следует, что приоритетным критерием в грантовой политике Правительства РХ является «лучшая успеваемость» тех или иных СМИ, их способность производить качественный информационный продукт и реализовать его на рынке. Приведённые ранее 12 направлений грантовой политики Правительства РХ, бесспорно, требуют качественного освещения в СМИ и эффективного воздействия на массовую аудиторию, позволяя конструировать положительное паблисити, налаживать гармоничное отношение с общественностью.

Как нам удалось выяснить, приоритетным грантополучателем для Правительства РХ являются СМИ, охватывающие преимущественно крупные населённые пункты, где концентрируется наиболее активный электорат. Поэтому не удивительно, что самые солидные гранты получают проправительственные медиакомпании и успешные частные СМИ, обладающие всей необходимой ресурсной базой. Только на втором месте стоит критерий материального положения СМИ, в соответствии с которым этому массмедиа выделяется грант. К сожалению, множество районных СМИ, имеющих проблемы с техническим оснащением и инфраструктурой, не могут

рассчитывать на большие субсидии. Объясняется это качеством их продукции и небольшой зоной распространения.

Гипотеза о том, что Правительством РХ делается ставка на качественную продукцию крупных медиаигро-ков, окончательно подтверждается, если обратиться к критериям, по которым члены экспертного совета должны оценивать конкурсные заявки на соискание гранта. Приведём некоторые пункты этих критериев:

- опыт работы и квалификация соискателей гранта;

- техническое оснащение соискателей гранта;

- доля собственных средств в общем объёме финансирования;

- наличие чётко сформулированной целевой группы населения;

- наличие обратной связи с целевой аудиторией;

- создание новых рабочих мест;

- инновационность;

- долгосрочность.

Все перечисленные критерии, бесспорно, свидетельствуют о высоких требованиях, предъявляемых как к СМИ, так и к качеству их продукции. На наш взгляд, главной стратегической целью грантовой политики является влияние на информационное пространство и массовое сознание для реализации конкретных задач информационной политики, которая осуществляется региональным правительством.

Таким образом, проведённое исследование позволяет не только охарактеризовать особенности грантовой политики, проводимой Правительством РХ в сфере средств массовой информации, но и дать представление о грантах как важном инструменте контроля медиапространства региона. Республиканская грантовая политика в сфере СМИ позволяет обеспечить комплексное освещение социально значимых и приоритетных тем, исключить информационную недостаточность в медиапространстве региона. Кроме того, гранты рассматриваются как эффективный инструмент поддержки больших и малых медиаигроков, их конкуренции и духа профессионального соперничества, что является залогом эволюционных изменений, благоприятных для информационной политики региональной власти. Гранты решают многие задачи по поддержанию целостной картины информационного пространства региона, создают положительный имидж региональной власти, являются мощным стимулом для развития СМИ и способом негласного контроля над ними.

Библиографический список

1. Ломилкин, А. Н. Информационная политика правительства Республики Хакасия в медиапространстве региона / А. Н. Ломилкин, В. П. Антонов // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова / науч. ред. И. В. Пекарская, отв. за выпуск В. П. Антонов. - 2013. № 4. - С. 58-71.

2. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации». - URL: http://www.cons/cgi/online.cgi?red=doc;base=law;n=148788 (дата обращения: 01.03.2013).

3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. - 21-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1989. -924 с.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом "ОНИКС 21 век"»: ООО «Изд-во "Мир и Образование"», 2003. - 896 с.

5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательский дом "ОНИКС"»: ООО «Изд-во "Мир и Образование"», 2007. -976 с.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. - М. : Азъ Ltd, 1992. - 960 с.

7. Словарь иностранных слов. - 13-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1986. - 608 с.

8. Словарь иностранных слов. - 19-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1990. - 624 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. - М.: Русский язык, 1992. - 740 с.

10. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: ок. 13 000 слов / А. А. Семенюк (руководитель автор. коллектива), И. Л. Городецкая, М. А. Матюшина [и др.]. - М.: Русский язык, 1994. - 586 с. - (Малая б-ка словарей рус. яз.).

11. Грант // ABBYY Lingvo dictionaries (En-Ru). - URL: http://www.lingvo-online.ru/en/Translate/en-ru/grant (дата обращения: 15.03.2013).

12. Грант // Глоссарий^и/ - URL: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RRzhxokoo (дата обращения: 15.03.2013).

13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия: ок. 7 000 слов и устойчивых сочетаний / ИЛИ РАН; под ред. Г. Н. Скляревской. - М. : Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. - XLVI, 894, [4] с.

14. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. - М. : Изд-во «Эксмо», 2006. - 944 с. - (Библиотека словарей).

15. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. ; сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. - М.: Республика, 1993. - 510 с.

16. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - 1-е изд. - СПб.: Норинт, 1998. (Публикуется в авторской редакции 2009 года). - URL: http://gramota.ru (дата обращения: 15.03.2013).

17. Акрамовская, А. Что такое грант? / А. Акрамовская // Деньги и благотворительность. - 2004. - № 1 (52). - URL: http://nkozakon.ru/ publications/13/ (дата обращения: 15.03.2013).

18. Официальный портал исполнительных органов государственной власти № 119-ЗРХ. - URL: http://www.r-19.ru/mainpage/documents/akty/zakony/2010/dezember/12598.html (дата обращения: 15.03.2013).

© Ломилкин А. Н., Антонов В. П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.