Научная статья на тему 'Грант «Разработка концепции многовариантности вузовского медиаобразования как фундамента конкурентоспособности специалиста на медиа-рынке» (государственный контракт № п1310) в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»'

Грант «Разработка концепции многовариантности вузовского медиаобразования как фундамента конкурентоспособности специалиста на медиа-рынке» (государственный контракт № п1310) в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Грант «Разработка концепции многовариантности вузовского медиаобразования как фундамента конкурентоспособности специалиста на медиа-рынке» (государственный контракт № п1310) в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»»

гратификационной системы и процедуры защиты диссертации.

Специфика междисциплинарных коммуникаций во многом определяет и развитие отечественной исторической науки, стремящейся на рубеже Х1Х-ХХ вв. к дисциплинарному размежеванию и сохранению объекта своего исследования, а к концу XX в. - к междисциплинарному сотрудничеству и диалогу.

Выделенная поливариантная типология научных коммуникаций (по направленности, акторам, способу трансляции, критерию иерархичности, механизму трансляции дисциплинарных нормативов, критерию культурного взаимодействия и степени интенсивности) позволяет представить динамику коммуникативных связей в отечественной исторической науке на протяжении второй половины XIX - первой половины XX вв. и ее влияние на трансформацию образа исторической науки.

В.П. Корзун,

руководитель проекта, д-р ист. наук, профессор,

М.А. Мамонтова, координатор, канд. ист. наук, доц.

Грант

«Разработка концепции многовариантности вузовского медиаобразования как фундамента конкурентоспособности специалиста на медиарынке» (государственный контракт № П1310) в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»

Исследования кафедры стилистики и языка массовых коммуникаций, выполняемые по гранту в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России», посвящены проблемам адаптации вузовского медиаобразования к требованиям современного рынка труда. Руководителем гранта является доктор филологи-

ческих наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики и языка массовых коммуникаций Н.А. Кузьмина, в работе принимают участие все члены кафедры (доценты Е.Г. Малышева, О.С. Рогалева, Т.В. Шкайдерова, С.Г. Носовец, Е.А. Абросимова), доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики И.П. Ромашова, а также аспиранты и студенты.

Концепция гранта состоит в следующем. В изменившихся информационных условиях особенно остро встает вопрос о профессиональной подготовке специалистов в сфере массовой коммуникации. Согласно информации Главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации Омской области, в омском регионе у многих сотрудников СМИ отсутствует высшее образование, соответствующее области профессиональной деятельности - сфере массовых коммуникаций. Кроме того, вузы не готовят кадры специалистов по СМИ с необходимым уровнем квалификации и нужной специализацией.

Студенты специальности «журналистика», как правило, начинают профессиональную деятельность уже на втором-третьем курсе и часто остаются работать на выбранном месте и после окончания вуза. Филологический факультет ОмГУ им. Ф.М. Достоевского сотрудничает с большим количеством предприятий-рабо-тодателей, закрепленных в разнообразных сферах масс-медиа. На производстве от студента или выпускника требуются специфические навыки и определенная компетенция. При этом предприятия, берущие на работу молодого специалиста, как правило, бывают вынуждены тратить временные и денежные ресурсы на его адаптацию к определенной сфере деятельности (телевидение, радио, газета или журнал, интернет-портал и т. д.). Особенно остро стоит проблема языковой подготовки будущих работников медийной сферы. Отмечается недостаточность общей грамотности работников СМИ, неумение создать узнаваемый индивидуальный стиль, некорректное использование выразительных средств языка, незнание способов воздействия на аудиторию, отсутствие элементарных знаний по лингвистической безопасности и т. д.

Безусловно, во многом это связано со спецификой вузовского медиаобразова-

Проекты

309

ния. Журналистское языковое обучение, основанное на базовых курсах, превращается в упрощенный, усеченный вариант классического филологического образования.

Проект «Разработка концепции многовариантности вузовского медиаобразования» призван решить данную проблему путем введения модульной системы обучения студентов, обучающихся по специальности «журналистика».

Работа по гранту рассчитана на три года (2009-2011 гг.) и состоит из трех этапов, в настоящий момент коллектив завершает работу по второму этапу проекта.

На первом этапе исследования сделан аналитический обзор, посвященный систематизации сведений из научных источников по проблеме современного медиаобразования. Проведено полномасштабное анкетирование студентов старших курсов, выпускников и работодателей с целью определения запросов и ожиданий респондентов относительно содержания, качества и практической направленности современного медиаобразования.

Ответы работодателей и их устные опросы свидетельствуют о том, что на региональном рынке СМИ сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, наблюдается избыточность журналистских кадров, с другой - их дефицит. Такая диспропорция связана с несоответствием нынешней программы подготовки журналистов требованиям современного рынка труда.

Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты позволил сделать вывод о том, что запросы и ожидания студентов и выпускников коррелируют с потребностями регионального медиарынка, выявленными в результате тестирования.

Большинство студентов и выпускников продемонстрировало лишь частичную удовлетворенность получаемым/по-

мнение у специалистов относительно медиакомпетенции студентов и выпускников - частичная удовлетворенность. Недостающие для работы в медиасфере знания, навыки и умения, отмеченные и специалистами, и студентами, связаны с практической деятельностью (редактирование сетевого журнала, сбор и обработка информации, практическая грамотность), а также со специфическими для сетевых, печатных, телевизионных, ра-

дийных СМИ компетенциями (например, навыки компьютерной верстки и вебдизайна, создание и обслуживание сайта, навыки монтажа и озвучивания телевизионных и радиопрограмм).

Тестирование показало, что респонденты видят в современном специалисте медиасферы некоего универсала, владеющего большим количеством разнообразных компетенций, умеющего работать в различных сферах, тогда как вуз ориентирован прежде всего на печатные СМИ. В результате опроса выявлена также потребность региональной медиасферы в расширении связей и взаимодействии высшей школы и предприятий: необходимо систематическое проведение курсов повышения квалификации для работников медиасферы, а также привлечение специалистов-практиков к преподаванию в вузе.

Второй этап исследования начался с разработки теоретических и методологических оснований модульной системы медиаобразования, комплексной дидактической целью которой является формирование лингвистической компетенции журналистов как важнейшей составляющей медиаграмотности.

В связи с востребованностью на современном рынке труда специалиста-универсала целесообразным представляется выделение трех модулей, соотносимых с каналом передачи информации: «Печатные СМИ», «Телевизионные СМИ», «Сетевые СМИ». Каждый модуль состоит из двух частей: общей (обязательной для всех модулей) и специальной (вариативной). Общая часть (облигаторная для всех модулей) включает помимо обязательных филологических дисциплин два направления: 1) обучение студента основным

концепциям и методам, актуальным для современной науки о языке; 2) отработку практических навыков, связанных с оценкой нормативности, коммуникативной целесообразности и выразительности языка СМИ. Специальная (вариативная) часть посвящена содержательной, коммуникативной, жанровой и языковой специфике различных видов СМИ. Освоив дисциплины специальной части, студенты смогут понять специфику печатных, сетевых и электронных СМИ, научатся анализировать, создавать и редактировать разножанровые тексты различ-

ных каналов передачи информации (телевидение и радио, печатная журналистика, сетевые СМИ).

После разработки теоретических и методологических оснований модульной системы медиаобразования в рамках каждого выделенного модуля (печатные, телевизионные и сетевые СМИ) сотрудниками кафедры стилистики и языка массовых коммуникаций проведены научные лингвистические исследования. Написаны и опубликованы научные и научно-методические статьи, посвященные различным аспектам языка современных печатных, телевизионных и сетевых СМИ.

Результаты исследования по второму этапу объединены в подготовленной к печати коллективной монографии «Актуальные проблемы современного медиадискурса», в которой демонстрируется применение современных лингвистических подходов к исследованию массовой коммуникации, в том числе малоизученных областей СМИ. Монография включает такие разделы, как «Когнитивная специфика медиадискурса», «Речежанровые особенности современных СМИ», «Языковая личность как субъект современного медиадискурса», «Новые дискурсивные практики».

Кроме того, 27-29 сентября кафедра проводит I Международную научно-практическую конференцию «Медиадискурс и проблемы медиаобразования», на которой предполагается обсуждение широкого круга вопросов, связанных с дискурсом современных СМИ и современными концепциями медиаобразования.

В конференции принимают участие лингвисты различных городов, научных школ и направлений, специалисты по связям с общественностью и рекламе, издатели, редакторы, журналисты и руководители региональных СМИ. В рамках конференции пройдут круглые столы. Один из них - «Журналист в меняющемся мире: новые технологии - новые профессиональные стандарты» - подготовлен при участии Главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Омской области и омского отделения Союза журналистов России. Другой - «Язык современных СМИ: состояние, тенденции развития,

прогнозы» - посвящен оценке состояния языка и культуры речи в средствах массовой информации.

Третий, завершающий этап работы по гранту включает создание учебнометодических модулей «Телевизионная журналистика», «Язык печатных СМИ», «Сетевая журналистика», разработку курсов «Лингвистическая безопасность СМИ», «Идеология и СМИ» и др. для вузов; подготовку учебного пособия по модулям «Телевизионная журналистика», «Язык печатных СМИ», «Сетевая журналистика»; оборудование лаборатории практической деятельности студентов-медийщиков; создание рекомендаций по изменению учебного плана специальностей в связи со специализацией обучения. Ряд читаемых учебных дисциплин уже сейчас предусматривает специализацию и большую практическую направленность обучения будущих специалистов медийной сферы (спецсеминары, спецкурсы).

Во время всей работы над грантом ученым активно помогают студенты (сбор данных, первичная обработка результатов исследования). Опубликовано несколько научных статей, написанных в соавторстве со студентами, сделаны доклады по материалам гранта на научных студенческих конференциях разного ранга.

Надеемся, что проект позволит добиться повышения конкурентоспособности выпускника филфака ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на современном рынке труда.

Н.А. Кузьмина,

д-р филол. наук, проф., руководитель гранта;

Е.А. Абросимова, канд. филол. наук, доц.

Миграции и диаспоры в социокультурном, экономическом и политическом пространстве Сибири, Х1Х-ХХ1 вв.

Значимость этномиграционных процессов и формируемых ими этнических, конфессиональных и других социальных групп для Сибири и в прошлом, и в современности не вызывает сомнений как среди исследователей, так и среди практиков - экономистов, политиков, управленцев. Начиная с XVII столетия и до наших дней именно миграционные процессы играют решающую роль в формировании российского пространства к востоку от Урала, пространства экономического,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.