Научная статья на тему 'ГРАНТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «СТУПЕНИ В ПРОФЕССИЮ»)'

ГРАНТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «СТУПЕНИ В ПРОФЕССИЮ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНТ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОЕКТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПОДРОСТКОВ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / GRANT / DEVELOPMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION / PROJECT / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / PROFESSIONAL ORIENTATION OF ADOLESCENTS / PRE-PROFESSIONAL TRAINING OF ADOLESCENTS / DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черных Оксана Павловна, Летучева Людмила Александровна

В статье обсуждается возможность развития образовательного учреждения через реализацию гранта. Весной 2020 г. в ГБУДО «Дом учащейся молодежи «Магнит» стартовал проект «Ступени в профессию», реализуемый при поддержке гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Тематическое направление описываемого грантового проекта «Ступени в профессию», - это профориентация и предпрофессиональная подготовка несовершеннолетних детей, состоящих на различных профилактических учетах, путем вовлечения их в комплекс учебно-воспитательных и коррекционных мероприятий на базе учреждения дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черных Оксана Павловна, Летучева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRANT AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION (ON THE EXAMPLE OF THE «STEP INTO PROFESSION» PROJECT)

The article discusses the possibility of developing an educational institution through the implementation of a grant. In the spring of 2020, the “Steps to the profession” project was launched in the “Magnit” House of Studing Youth, which is being implemented with the support of a grant from the Fund to Support Children in Difficult Life Situations. The thematic direction of the described grant project “Steps to the Profession” is vocational guidance and pre-professional training of minor children, who are on various preventive records, by involving them in a complex of educational and correctional activities based on the institution of additional education.

Текст научной работы на тему «ГРАНТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «СТУПЕНИ В ПРОФЕССИЮ»)»

References

1. Uvarov A. Yu., Frumin I. D. (ed.) Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovanija [Difficulties and prospects of digital transformation of education]. Moscow, Publishing house of the Higher School of Economics, 2019, 344 p. (In Russian)

2. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda : Ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 2018 g. № 204 goda (s izmenenijami i dopolnenijami) [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018, No. 204 (with amendments and additions)], Garant [site], 2020, available at: https://www.ivo.garant.ru/#/ document/71937200/ (accessed: 31.07.2020). (In Russian)

3. 30 faktov o sovremennoj molodezhi: issledovanie Sberbanka i Validata [30 facts about modern youth: a study of Sberbank and Validata], Youngspace. Youth magazine, [site], 2020, available at: https://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi/ (accessed: 31.07.2020). (In Russian)

4. Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy : [prikaz Ministerstva prosveshhenija RF ot 2 dekabrja 2019 g. № 649] On the approval of the Target model of the digital educational environment: [order of the Ministry of Education of the Russian Federation of December 2, 2019, No. 649], Garant: [site], 2020, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/73235976/ (accessed: 31.07.2020). (In Russian)

5. Bikbulatova L. A. O distancionnom kurse po fizike v tehnikume [About the distance course in physics in the technical school] Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, No. 2, pp. 36-41. (In Russian)

6. Kulakova V. Kak organizovat' videokonferenciju pri pomoshhi Zoom [How to organize a video conference using Zoom], Deloproizvodstvo i dokumentooborot na predprijatii [Office work and document management at the enterprise], 2020, No. 5, pp 72-84. (In Russian)

Худолей Елена Сергеевна, директор ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», г. Челябинск, е-тай: hudoley@chtpgh.ru

Khudolei Elena Sergeevna, Director, Chelyabinsk college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy, Chelyabinsk, e-mail: hudoley@chtpgh.ru

Сведения для цитирования: Черных, О. П. Грант как условие развития образовательного учреждения (на примере проекта «Ступени в профессию») / О. П. Черных, Л. А. Летучева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 79-83.

УДК 377 ББК 74.57

ГРАНТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «СТУПЕНИ В ПРОФЕССИЮ»)

О. П. Черных, Л. А. Летучева

В статье обсуждается возможность развития образовательного учреждения через реализацию гранта. Весной 2020 г. в ГБУДО «Дом учащейся молодежи «Магнит» стартовал проект «Ступени в профессию», реализуемый при поддержке гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Тематическое направление описываемого грантового проекта «Ступени в профессию», — это профориентация и предпрофессиональная подготовка несовершеннолетних детей, состоящих на различных профилактических учетах, путем вовлечения их в комплекс учебно-воспитательных и коррекционных мероприятий на базе учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: грант, развитие образовательного учреждения, проект, дополнительное образование детей, профессиональная ориентация подростков, предпрофессиональная подготовка подростков, девиантное поведение подростков.

Актуальность проблемы поиска путей развития образовательного учреждения не вызывает сомнения. Сегодня грант является популярным механизмом поддержки государством образовательных и социальных проектов. Значение термина «грант» раскрывается в отечественном законодательстве как «денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями» (ст. 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике») [1]. Законодательство гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок (ст. 3 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике») [1].

Если говорить об образовательных организациях как субъектах научной деятельности, то в действительности у них есть выбор в поиске грантовой поддержки, но существуют и определенные ограничения, которые, в первую очередь, определяются типом образовательного учреждения, а также имеющимися опытом и ресурсами для реализации планируемых мероприятий.

Точкой отсчета при поиске конкурсных программ у нас были цель и задачи программы развития учреждения на 2019-2023 гг., в частности:

1) совершенствование качества воспитательного процесса, обеспечивающего создание условий для социализации, профессионального самоопределения и самореализации учащихся (задача 2);

2) повышение профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров (задача 3);

3) обеспечение доступности современного образования для различных категорий населения (задача 4);

4) совершенствование материально-технической базы ГБУДО ДУМ «Магнит»;

5) совершенствование управления финансовыми ресурсами ГБУДО ДУМ «Магнит» (задача 5).

Анализ конкурсных программ, доступных для нашей образовательной организации как организации дополнительного образования, привел к рассмотрению программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее — Фонда) [2], созданного в 2008 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации и учрежденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Фонд выдает гранты на социальные проекты, поддерживающие семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Фонд предоставляет гранты на реализацию мероприятий программ и комплексов мер субъектов Российской Федерации и проектов муниципалитетов, организаций и учреждений по приоритетным направлениям своей деятельности. Если говорить об образовательных учреждениях различных типов, то они могут принять участие в конкурсе инновационных социальных проектов учреждений и организаций, направленных на развитие эффективных практик поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данный конкурс Фонда имеет три тематических направления: 1 — профилактика отказов от новорожденных детей; 2 — организация развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации; 3 — профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка несовершеннолетних, состоящих на различных профилактических учетах.

Нашим учреждением было выбрано третье направление, обозначенное в конкурсной документации Фонда как конкурсная программа «Не оступись!». В рамках этой программы и был разработан собственный инновационный социальный проект учреждения под названием «Ступени в профессию». Цель проекта: создание системы профессиональной ориентации и пред-профессиональной подготовки несовершеннолетних, состоящих на различных профилактических учетах, в образовательном пространстве дополнительного образования г. Магнитогорска (на базе ГБУДО ДУМ «Магнит»).

Цель планируется к реализации через следующие задачи:

1) обеспечение управления проектом, включая информационное сопровождение и мониторинг реализации мероприятий;

2) формирование целевой группы несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) и проведение вводных меро-

приятий по подготовке к профориентационной и предпрофессиональной работе;

3) просвещение и консультирование несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) по вопросам профподготовки и трудоустройства, формирование у несовершеннолетних целостного представления о содержании профессий, мотивации к обучению и труду;

4) обучение несовершеннолетних по программам предпрофессиональной подготовки и включение их конкурсную и проектную деятельность.

Целевая группа проекта — это несовершеннолетние, состоящие на различных профилактических учетах (далее — несовершеннолетние) — 20 чел., а также их родители (законные представители). Для проекта было решено конкретизировать целевую группу, набрав для работы несовершеннолетних 9-х классов. Продолжительность реализации проекта: 1 апреля 2020 г. — 30 сентября 2021 г.

Социальная практика, технология, методика или способ действий, внедряемые в рамках проекта: реализация на базе заявителя новых программ предпрофессиональной подготовки несовершеннолетних, внедрение форм просвещения и консультирования по вопросам профподготовки и трудоустройства, проведение профориента-ционных проб, экскурсий и мастер-классов.

Конкретизируем содержание проекта «Ступени в профессию». Комплексный план реализации мероприятий проекта формировался по задачам, указанным выше. В плане проекта имеются образовательные, воспитательные, просветительские и коррекционные мероприятия. Его суть состоит в том, чтобы привлечь несовершеннолетних обучающихся 9-х классов, состоящих на различных учетах, в наше учреждение дополнительного образования для овладения начальными профессиональными навыками по дополнительным образовательным программам «Школа электроники и электротехники» и «Школа фотографии» в оборудованных на средства гранта и собственные средства аудиториях; сформировать интерес несовершеннолетних к участию в конкурсах и чемпионатной деятельности; организовывать экскурсии и мастер-классы с обучающимися по направлениям данных образовательных программ. В создаваемом в рамках проекта кабинете профориентации планируется проведение с детьми систематических занятий по самоопределению и профориентации. Большой блок коррекционной работы предполагает сотрудничество с клиническим

психологом: психодиагностику, выявление мотивации и профориентационной направленности, корректировку поведения и ценностей несовершеннолетних, а также взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних.

В проекте «Ступени в профессию» запланированы механизмы предпрофессиональной подготовки и профориентации несовершеннолетних, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [3] и Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [4], которые определяют воспитание как неотъемлемую часть образования, взаимосвязанную с обучением, но осуществляемую также в форме самостоятельной деятельности.

Главной идеей воспитательного процесса целевой группы несовершеннолетних является то, что дети должны стать не объектом, а субъектом воспитательного процесса, то есть активными участниками, и получить свой собственный положительный опыт, на базе которого в дальнейшем будут формироваться новые устойчивые положительные формы поведения.

Помимо указанных мероприятий, большую часть исполнения плана составляют работы по закупке и установке оборудования, подготовке и ремонту учебных кабинетов, информационному освещению мероприятий в СМИ, помощи в сопровождении детей во время мероприятий, а также по управлению проектом.

Деятельность в проекте предполагает привлечение соисполнителей, которые помогут проектной команде в организации мероприятий с целевой группой. Например, Ассоциация юристов России (филиал в г. Магнитогорске) дала свое согласие на проведение просветительских лекций по повышению правовой грамотности для несовершеннолетних и их родителей (законных представителей). Реализацию проекта поддержали отдел по делам несовершеннолетних администрации города Магнитогорска, ЦПИ «Библиотека Крашенинникова» МБУК «ОГБ», МГОО ЧРОО ООО «Российский союз молодежи». Образовательные учреждения среднего профессионального образования г. Магнитогорска (ГБОУ ПОО «МТК» и ГБПОУ «МСМТ») также положительно отозвались о возможности оказать содействие в проведении мастер-классов и профориентационных экскурсий для несовершеннолетних, задействованных в проекте. Первоначальный диалог со школами показал, что им интересна заявленная работа с несовершеннолетними, и они готовы сотрудничать для

вовлечения детей в продуктивную учебно-воспитательную деятельность и коррекционные мероприятия. Достижения детей планируется отражать в индивидуальных портфолио. По итогам реализации проекта запланировано проведение конференции по обмену опытом, а также издание сборника по профориентации.

Показатели эффективности проекта включают охват мероприятиями целевой группы, привлечение и развитие ресурсов в ходе проектной деятельности, распространение эффективных результатов проекта, обеспечение открытости и публичности реализации проекта.

Весной этого года мы увидели, что время может вносить коррективы в наши планы. Начало нашего проекта «Ступени в профессию» совпало с введением режима повышенной готовности в Челябинской области и в стране в целом. По согласованию с грантодателем мы внесли свои предложения по корректировке плана мероприятий. Очные мероприятия по работе со школами по отбору целевой группы, очные встречи с соисполнителями проекта, персональная работа психолога по психодиагностике несовершеннолетних были перенесены на период окончания вынужденного перехода на дистанционное обучение и снятия ограничений на проведение очных практических мероприятий в группах.

Несмотря на некоторые трудности, проект начал реализовываться сразу по ряду подзадач. В частности, были проведены организационные мероприятия и приняты некоторые локальные акты, связанные с созданием координационного совета, проектной команды, разработкой дополнительных образовательных программ [«Школа электроники и электротехники» (216 ч.), «Школа фотографии» (216 ч.) и «Введение в мир профессии, основы построения карьеры и предпринимательства» (72 ч.)]. Также восемь сотрудников проектной команды прошли (дистанционно, на платформе для организации аудио- и видеокон-

ференций Zoom) повышение квалификации по теме «Теоретические и практические основы обучения, воспитания и ранней профориентации подростков, проявивших девиантное поведение» (72 часа). Начались закупки оборудования и ремонт учебных аудиторий. На сайте учреждения был создан раздел, посвященный реализации проекта «Ступени в профессию» [5].

Вовлечение в проект мобилизовало нас на решение поставленных задач. Помимо запланированных, мы стали привлекать новые средства для достижения поставленной цели. Так, в марте 2020 г. педагог-организатор нашего учреждения успешно прошла курс обучения по использованию в работе с подростками настольной социально адаптированной игры-навигатора «Я — Человек» как инструмента профилактики правонарушений и корректировки жизненных сценариев. Обучение прошло на площадке ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж». Для использования этой игры в работе с несовершеннолетними учреждение приобрело три настольных набора. В мае 2020 г. педагоги, которые будут реализовывать программы «Школы электроники и электротехники» и «Школы фотографии», успешно прошли бесплатное обучение в дистанционном формате в Академии Ворлд-скиллс и получили свидетельства экспертов демонстрационного экзамена по компетенциям «Электроника» и «Фотография».

Подводя итоги, отметим, что работа над проектом «Ступени в профессию» положительно отразилась на развитии учреждения в целом. Реализация социального проекта способствовала совершенствованию механизмов проектного управления, внедрению проектного подхода в воспитательную работу, положительно сказалась на совершенствовании кадровых и материальных ресурсов учреждения, повысила корпоративную культуру.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. О науке и государственной научно-технической политике : Федеральный закон № 127-ФЗ [принят Государственной Думой 12.07.1996 : одобрен Советом Федерации 7.08.1996] // Консультант Плюс : правовая система : [сайт]. — 2020. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 02.07.2020).

2. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. — URL: https:// fond-detyam.ru/ (дата обращения: 06.07.2020).

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // Консультант Плюс : правовая база : [сайт]. — 2020. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.07.2020).

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. —

URL: https://legalacts.rU/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/#100009 (дата обращения 04.07.2020).

5. Ступени в профессию. — URL: http://dum-magnit.ru/ступени-в-профессию/ (дата обращения: 06.07.2020).

For citation: Chernyh, O. P. Grant as a condition for the development of an educational institution (on the example of the «Step into profession» project) / O. P. Chernyh, L. A. Letucheva // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 3 (27). — P. 79-83.

GRANT AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION (ON THE EXAMPLE OF THE «STEP INTO PROFESSION» PROJECT)

O. P. Chernyh, L. A. Letucheva

The article discusses the possibility of developing an educational institution through the implementation of a grant. In the spring of 2020, the "Steps to the profession" project was launched in the "Magnit" House of Studing Youth, which is being implemented with the support of a grant from the Fund to Support Children in Difficult Life Situations. The thematic direction of the described grant project "Steps to the Profession" is vocational guidance and pre-professional training of minor children, who are on various preventive records, by involving them in a complex of educational and correctional activities based on the institution of additional education.

Key words: grant, development of an educational institution, project, additional education of children, professional orientation of adolescents, pre-professional training of adolescents, deviant behavior of adolescents.

References

1. Rossijskaja Federacija. Zakony. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike : Federal'nyj zakon № 127-FZ [prinjat Gosudarstvennoj Dumoj 12.07.1996 : odobren Sovetom Federacii 7.08.1996] [Russian Federation. Laws. On science and state scientific and technical policy: Federal Law No. 127-FZ [adopted by the State Duma on 12.07.1996: approved by the Federation Council on 7.08.1996]]. Consultant Plus [site], 2020, available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_11507/ (accessed: 02.07.2020). (In Russian)

2. Fond podderzhki detej, nahodjashhihsja v trudnoj zhiznennoj situacii.[Fund to support children in difficult life situations], available at: https://fond-detyam.ru/ (accessed: 02.07.2020). (In Russian)

3. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon № 273-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 21.12.2012: odobren Sovetom Federacii 26.12.2012] [Russian Federation. Laws. On education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ [adopted by the State Duma on 12/21/2012: approved by the Federation Council on 12/26/2012]. Consultant Plus [site], 2020, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 02.07.2020). (In Russian)

4. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda : Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2015 g. № 996-r. [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025: Order of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r.], available at: https://legalacts.ru/doc/ rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/#100009 (accessed: 04.07.2020) (In Russian)

5. Stupeni v professijun [Steps to the profession], available at:http://dum-magnit.ru/stages-in-profession/ (accessed: 06.07.2020) (In Russian)

Черных Оксана Павловна, заместитель директора по научно-методической работе ГБУДО ДУМ «Магнит», кандидат философских наук, доцент, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: cherry-100@yandex.ru

Летучева Людмила Александровна, директор ГБУДО ДУМ «Магнит», Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: dum_magnit@mail.ru

Chernyh Oksana Pavlovna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work of GBUDO DUM "Magnit", Candidate of Philosophy, Associate Professor, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: cherry-100@yandex.ru

Letucheva Ljudmila Aleksandrovna, Director of GBUDO DUM "Magnit", Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: dum_magnit@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.