ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ГРАНИЦЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ Постнова Д.В.
Постнова Дарья Валерьевна - студент, строительный факультет, Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск
Аннотация: в данной статье пойдет речь о толерантности и её границах. Освещается вопрос о необходимости толерантности в жизни. Рассматривается понятие толерантности и терпимости и их употребление в зависимости от смысла. Ключевые слова: толерантность, терпимость, границы толерантности, toleration, tolerance.
На протяжении долгого времени происходят споры о необходимости или наоборот, ненужности толерантности в нашей жизни. По мнению одного из философов Британии - Бернарда Уильямса, толерантность ни как добродетель, ни как ценность невозможна.
Вопрос о границах тоже заставляет задуматься о правдивости. С одной стороны, стоит вопрос о существовании границы у явления толерантности и как эти границы определяются. С другой стороны, существуют ли границы между доверием и толерантностью. Ответ на этот вопрос зависит от нравственности отдельного индивида.
В англоязычной литературе существуют два термина: «toleration» и «tolerance». «Toleration» - означает терпение в широком смысле. Терпеть - значит поневоле допускать, мириться с существованием кого-либо или чего-либо. Претерпевать то, что претит, доставляет страдание, вызывает отвращение. Термин «tolerance», собственно толерантность, она используется не таком широком смысле - в ней больше определенности. Формулировка определения на основе англоязычных словарей: толерантность - принятие и уважение чужих взглядов, убеждений, традиций и практик жизни без внутреннего согласия с ними [2].
Часто нас просят быть толерантными, а значит, на некоторый взгляд, чего -то невообразимого. Толерантность в собственном смысле требуется по отношению к тому, к чему относиться терпимо невозможно. Объем этого понятия сходит к нулю. Сам Уильямс пишет о толерантности: «...кажется невозможной, поскольку она требует думать, что некоторые представления или практика являются абсолютно неверными ... и в то же самое время полагать, что имеется некоторое внутреннее благо в том, чтобы позволить им процветать» [3, с. 73].
В социальной жизни толерантность находится в разнообразных сферах: финансовой, политической, информационной (терпимость к пропаганде якобы западных ценностей), нравственной и так далее.
В п. 1.3. на конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, в п. 1.3. описано следующее: «Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), правопорядка и демократии. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека [4].
В современном обществе часто заимствованные слова слышатся в речи, как и термин толерантность, но следует уточнить, где уместно его употребление. Использование заимствованных слов возможно тогда, когда в языке нет аналога. Если толерантность переводится как терпимость, то оправдано ли его использование.
Толковый словарь С.И. Ожегова определяет терпимость как то, что можно терпеть, с чем можно мириться; уметь без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению [5].
Вопрос о толерантности возникает лишь в частном случае. Классическое либеральное решение, в основе которого права человека, подразумевает и стратегию приватизации, согласно которой в качестве частного индивида человек как существо автономное может делать все, что не наносит вреда другим людям [1].
Если современные проблемы толерантности заключаются в уважении и социальном статусе, а не в равных свободах, то о публичной толерантности стоит говорить с точки зрения борьбы определенных идентичностей в политическом обществе через публичное признание. Толерантность здесь приобретает особую символику, становясь знаком того, что общество поборется за слой меньшинств, их статус в публичной жизни общества.
Можно сделать вывод, что содержание и границы толерантности зависят от обоснования этого понятия. Толерантность применима только к определенным вопросам в очень строгих рамках. Выход за обозначенные границы, перенос понимания на объекты другой теории, размывает содержание и благоприятствует изменению содержания и основной мысли. В разных границах, все же, разные понимания толерантности могут находиться и взаимодействовать. И подобное сосуществование порой бывает очень необходимым.
Список литературы
1. Хомяков М.Б. Толерантность — парадоксальная ценность // Журнал социологии и социальной антропологии, 2003. Т. 6. № 4. С. 98—112.
2. Гречко П.К. О границах толерантности // Свободная мысль, 2005. № 10.
3. Williams B. Tolerating the intolerable // Mendus S. (ed.). The Politics of toleration in modern life Durham, 2000.
4. Декларация принципов терпимости. [Электронный ресурс]. Организация объединённых наций Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/dec larations/toleranc.shtml/ (дата обращения: 23.04.2015).
5. Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. Онлайн-версия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/35729.shtml/ (дата обращения: 21.04.2015).