Научная статья на тему 'О семантическом поле понятия «Толерантность»'

О семантическом поле понятия «Толерантность» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
731
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / СОГЛАСИЕ / ЛЕГИТИМНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белозёрова Анна Сергеевна

Статья посвящена феномену «толерантность» в современном меняющемся обществе. Обосновывается актуальность темы исследования. Раскрывается проблема семантического поля понятия «толерантность» и его вариативный характер. Рассматриваются подходы к изучению феномена «толерантность», анализируется понятие «терпимость».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE SEMANTIC FIELD OF THE «TOLERANCE» NOTION

The article is devoted to the «tolerance» phenomenon in the modern changing society. The urgency of the theme of research is substantiated. The semantic field problem of the «tolerance» notion and its variativity are disclosed. Approaches to studying the «tolerance» phenomenon are considered, the «toleration» notion being analyzed.

Текст научной работы на тему «О семантическом поле понятия «Толерантность»»

УДК[1:316.647.5+321.01](045)

БЕЛОЗЁРОВА Анна Сергеевна, аспирант кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор

5 научных публикаций

О СЕМАНТИЧЕСКОМ ПОЛЕ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Статья посвящена феномену «толерантность» в современном меняющемся обществе. Обосновывается актуальность темы исследования. Раскрывается проблема семантического поля понятия «толерантность» и его вариативный характер. Рассматриваются подходы к изучению феномена «толерантность», анализируется понятие «терпимость».

Толерантность, терпимость, согласие, легитимность

Толерантность - одно из центральных понятий в отношении любого конфликта, связанного, в первую очередь, с мирным сосуществованием представителей различных культур. Наличие минимума толерантного сознания в обществе является залогом конструктивного взаимодействия его членов. Без толерантности в социальных группах и между группами бесконфликтное сосуществование невозможно априори. Недостаток чувства толерантности в обществе всегда являлся первопричиной всех военных разногласий с того момента, как существует род человеческий, поэтому так необходимо формирование идеи толерантности в современном социуме, а также верное толкование понятия «толерантность».

Понятие «толерантность» (лат. tolerantia), получившее широкое распространение в гуманитарных и общественных науках и социальной практике отличается большой терминологической вариативностью.

В рамках правового подхода феномен «толерантность» понимается как требование пост-

© Белозёрова А.С., 2011

роения общества, основанного на праве. С позиций психологического подхода, толерантность, с одной стороны, есть нейтралитет, равнодушие, находящееся всегда на стороне личного, с другой - толерантность есть максимум сопереживания и доброты. В культурологии главное внимание обращено к выделению культур, способствующих или препятствующих формированию и развитию толерантного сознания.

В философии основными направлениями изучения являются особенности исторической эволюции идеи толерантности, влияние ее антропологической природы. Здесь толерантность понимается как осознание неправоты любого догматизма.

Понятие «толерантность» довольно полисемично, его семантическое поле включает в себя несколько значений. Языковая репрезентация семантического поля позволяет видеть два основных направления толкования понятия «толерантность»: толерантность как терпимость и толерантность как признание легитимности другого.

Белозёрова А.С. О семантическом поле понятия «толерантность»

Как признание легитимности другого, как «стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений»1, как «принятие и симпатия к мнениям других, отличающимся от своих собственных»2, понимание семантики феномена «толерантность» прослеживается в работах В.Е. Буденковой, Н.Л. Новосадовой, Н.Н. Федотовой, М.П. Мчедлова и др.

Как отмечает М.Л. Новосадова, «толерантность означает и интерес к различиям, активное, конструктивное отношение. Важным смысловым нюансом понятия “толерантность” является устойчивость, сила. Терпимость по отношению к чужому мнению означает позицию сильного. Напротив, нетерпимость, ксенофобия является признаком слабости»3. «Толерантность - это признание легитимности законных и не расходящихся с моралью интересов другого и открытость по отношению к его опыту, готовность к диалогу и к расширению собственного опыта в этом случае»4.

Похожей точки зрения придерживается М.П. Мчедлов: «Толерантность предполагает доброжелательность, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству»5. Синонимичное определение мы находим у Т.В. Волковой: «Толерантность - стремление к непосредственной всеобщности, единству, единомыслию». Это то, что она именует «высшим уровнем толерантности», определяя ее как «фактор культуры, формирующий согласие, консенсус в обще-стве»6.

В современной научной литературе толерантность понимается как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению»7, как «терпимость; свойство, умение терпимо относиться к чему-нибудь, терпеть что-нибудь»8, «терпимость (Duldsamkeit)»9. Такой точки зрения придерживаются С.Г. Ильинский, Б.Г. Капустин, Ю. Шпис, И.В. Кругова, В.В. Соловьёв и др.

Представители данного направления отождествляют толерантность с терпимостью и придерживаются дефиниций типа: терпимость (толерантность) - «это такой способ отноше-

ния к “Другому”, при котором особенности частной жизни воспринимаются в качестве безразличных вещей»10 или «неустранимая переплетенность с насилием»11. Правомерно ли ставить знак равенства между понятиями «толерантность» и «терпимость»?

Согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, терпимым является «умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению»12, а под «терпением» следует понимать «способность терпеть». В свою очередь глагол «терпеть» означает «мириться с наличием, существованием кого-нибудь / чего-нибудь, поневоле допускать что-нибудь»13.

Выделенные в представленных дефинициях курсивом слова означают определенное сходство в семантике рассматриваемых понятий. Различие состоит лишь в том, что терпимость проявляется без враждебного настроя, по сравнению с терпением. Как видим, в толковании данных двух понятий присутствует негативный элемент, чувствуется некая напряженность, возможно, неприязнь.

Другими словами, терпимость означает лишь внешнее согласие акцептировать другое мнение, другое мышление, другие формы жизни, даже если существует внутренняя неприязнь. Здесь необходимо сделать акцент на слове «внешнее», поскольку быть терпимым, по сути, и означает терпеть внешне то, что идет вразрез с нашими внутренними представлениями, терпеть, не зависимо от того, хотим мы этого или нет.

На первый взгляд может показаться, что дефиниции «терпимость» и «толерантность» несут одинаковую смысловую нагрузку, т.к. оба понятия подразумевают изначальное расхождение собственной идеологии индивида с той, с которой приходится сталкиваться в процессе взаимодействия. В таком случае толерантности также должен быть приписан элемент негативности по аналогии с глаголом «терпеть», вследствие чего понятием «толерантность» будет обозначаться нечто нежелательное, неприятное.

Таким образом, несмотря на то, что толерантность и терпимость имеют одинако-

вое семантическое ядро, терпение не подразумевает толерантность, точно так же, как толерантность не подразумевает терпимость. Ведь быть толерантным не означает терпеть противоречащие нашим взглядам идеи и поступки, быть равнодушным к любым действиям и соглашаться со всем, что

нам предлагается, а иногда и навязывается. Толерантность есть положительная установка индивида по отношению к окружающему его разноуровневому дифференцированному социуму, заключающаяся в конструктивнодоброжелательной оценке и отказе от противостояния.

Примечания

1 Энциклопедия Кольера. URL: http://www.slovopedia.com/14/210/1019708.html (дата обращения: 12.06.2010).

2 Mirriam Webbster. URL: http://www.merriam-webster.com/.

3 Новосадова М.Л. Философское осмысление ценности толерантности в современном обществе // Аналитика

культурологии. 2006. 2(6). URL: http://analiculturolog.m/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=213

(дата обращения: 25.01.2010).

4 Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки. 2004. № 4. С. 5-27.

5МчедловМ.П. Проблемы толерантности в постсоветской России // Философские науки. 2002. N° 4. С. 72.

6 Волкова Т. В. Социально философский анализ толерантности как фактора социокультурной интеграции общества: дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2006. С. 57.

7 Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.slovopedia.eom/2/210/267717. html (дата обращения: 12.06.2010).

8 Толковый словарь Ушакова. URL: http://www.slovopedia.eom/3/210/842228.html (дата обращения: 12.06.2010).

9 Duden. Deutsches Universalworterbuch. URL: http://www.duden.de/ (дата обращения: 12.06.2010).

10 Ильинская С.Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. М., 2008. URL: http://www.politizdat.ru/iragment/64/ (дата обращения: 23.08.2010).

11 Капустин Б.Г. К понятию политического насилия // Полис. 2003. № 6. С. 6.

12 Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. URL: http://freesoft.ru (дата обращения: 10.09.2010).

13 Там же.

Belozyorova Anna ABOUT THE SEMANTIC FIELD OF THE «TOLERANCE» NOTION

The article is devoted to the «tolerance» phenomenon in the modern changing society. The urgency of the theme of research is substantiated. The semantic field problem of the «tolerance» notion and its variativity are disclosed. Approaches to studying the «tolerance» phenomenon are considered, the «toleration» notion being analyzed.

Контактная информация: e-mail: belozerova_anna@mail.ru

Рецензент - Ульяновский В.И., доктор социологических наук, профессор кафедры общего и специального менеджмента Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.