Научная статья на тему 'Границы и масштабы присутствия государства в российской банковской системе'

Границы и масштабы присутствия государства в российской банковской системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / ПЕРИМЕТР БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В КАПИТАЛЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов О. С., Стадник А. М.

В статье рассматривается проблема присутствия государства в банковской системе России. Дано определение понятия «банк с государственным участием». Актуализирована информация по количеству банков с государственным участием по итогам 2011 г. Проанализированы особенности участия государства в капитале отечественных кредитных учреждений. Предложено определение понятия «периметр банков с государственным участием».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Границы и масштабы присутствия государства в российской банковской системе»

Банковская система

Удк 336.717

границы и масштабы присутствия государства в российской банковской системе

О. С. ГАСАНОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Е-mail: oscar@ctsnet. ru

А. М. СТАДНИК, аспирант кафедры финансов и кредита Е-mail: jute03@gmail. com Ростовский государственный строительный университет

В статье рассматривается проблема присутствия государства в банковской системе России. Дано определение понятия «банк с государственным участием». Актуализирована информация по количеству банков с государственным участием по итогам 2011 г. Проанализированы особенности участия государства в капитале отечественных кредитных учреждений. Предложено определение понятия «периметр банков с государственным участием».

Ключевые слова: банк с государственным участием, периметр банков с государственным участием, прямое и косвенное участие государства в капитале.

Участие государства в банковской системе широко обсуждается в научных и околонаучных кругах. Основными объектами исследований являются масштабы и границы присутствия государственного капитала в отечественной банковской системе.

В настоящее время не существует четкого определения понятия «банк с государственным участием». В российском законодательстве не закреплен термин «государственный банк» [1]. Например, Большой экономический словарь определяет, что государственным банком является кредитное уч-

реждение, находящееся в собственности государства и управляемое государственными органами [1]. В отчетах о развитии банковского сектора и банковского надзора, которые готовит Банк России [5], в свое время был применен термин «государственный банк», определяемый как банк, доля участия государства в уставном капитале которого превышает 50 %.

Необходимо отметить, что под термином «государственное участие» следует понимать участие в капитале банка не только Российской Федерации, но и ее субъектов, а также муниципальных образований, поскольку они также могут распоряжаться государственным имуществом.

Возможность участия субъектов Федерации и муниципальных образований в капиталах кредитных организаций предусмотрена ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Итак, под банками с государственным участием могут пониматься банки с участием: государства, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в уставных капиталах. Также не следует забывать о том, что государство вправе

владеть долями в уставном капитале банка через предприятия, которые находятся в собственности у государства.

По мнению авторов, наиболее верным способом классификации банков с государственным участием является способ, изложенный в работе А. В. Верникова «Государственные банки в России: масштабы и новые особенности» [4, 6], сформированный на основе более ранних работ: С. С. Бабаева «Какой банк можно назвать государственным» [2], А. В. Верникова и Е. А. Глушковой «Какого размера видимая рука государства в банковском секторе России?» [7], Е. А. Глушковой «Границы государственного сектора в банковской системе» [4].

Классификация, предложенная А. В. Вернико-вым, в общем виде базируется на том, что участие государства в капитале банков можно разделить на «прямое» и «косвенное».

Прямое участие: акции (доля) уставного капитала банка находятся в собственности непосредственно у органа государственной исполнительной власти.

Косвенное участие: акции (доля) уставного капитала банка напрямую не находятся у органов государственной власти, т. е. банк контролируется государством опосредованно - через находящиеся в государственной собственности финансовые и нефинансовые организации.

Прямо принадлежат государству те банки, главным или единственным акционером которых являются органы исполнительной власти федерального, регионального или муниципального уровня, а также Банк России, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Российский фонд федерального имущества.

Под косвенно принадлежащими государству понимаются банки, контролируемые государственным капиталом, но не собственно органами государственной власти. В этом случае акционерный контроль могут осуществлять:

- находящиеся в государственной собственности финансовые и нефинансовые компании;

- государственные корпорации - Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и Внешэкономбанк (ВЭБ);

- другие компании и учреждения с государственным капиталом [3].

Итак, целесообразно сформулировать следующее определение: банк с государственным участием представляет собой банк, в уставном капи-

тале которого в качестве акционера (участника) выступает государство, владея акциями (долями) в уставном капитале напрямую (через органы исполнительной власти всех уровней) или косвенно (через финансовые и нефинансовые организации, находящиеся в государственной собственности).

Авторами предлагается разделить все банки с государственным участием:

- на банки, находящиеся в прямом владении государственного капитала;

- на банки, находящиеся в косвенном владении государственного капитала.

Хотя существуют иные, более подробные, классификации [3].

При прямом участии органы государственной власти на федеральном и местном уровнях непосредственно владеют контрольным пакетом акций.

При косвенном участии контрольный пакет акций принадлежит компаниям и банкам, капитал которых формируется за счет средств государственных органов власти или предприятий, находящихся в их собственности.

Примером первого случая являются гиганты российской банковской системы - Сбербанк России, ВТБ, Россельхозбанк, которые играют важнейшую роль в экономике страны.

Примером второго случая являются кредитные учреждения, которыми владеют российские государственные банки и холдинговые компании. Среди таких банков - Газпромбанк, Банк Москвы, Транскредитбанк, Глобэксбанк и др.

То есть можно говорить о том, что пока банки с государственным участием условно поделены по принципу корпоративного владения, контроля и управления.

По мнению авторов, в отечественной банковской системе по состоянию на 01.01.2012 насчитывалось 35 банков с прямым и косвенным государственным участием (в выборку попадают банки, в уставном капитале которых доля государства составляет 50 и более процентов). Следует отметить, что в работе А. В. Верникова [4], датированной 2011 г., указывается, что по состоянию на 01.01.2011 в российской банковской системе насчитывалось 40 банков с государственным участием, т. е. на 5 банков больше, чем по авторским расчетам. Различия в количестве банков связаны с ликвидацией или реорганизацией банков, попавших в выборку Верникова (табл. 1).

Авторами при формировании выборки банков с государственным участием использовался

Таблица 1

Банки с государственным участием, которые были ликвидированы или реорганизованы за последние 12 мес. [8]

Банк Иомер лицензии Статус Причина отзыва лицензии Дата отзыва лицензии

ОАО «Пензенский Губернский банк «Тарханы» 459 Ликвидирован Лицензия аннулирована в связи с решением акционеров ОАО «Пензенский Губернский банк «Тарханы» о реорганизации общества путем его присоединения к ОАО «Акционерный коммерческий банк «Российский Капитал» (Москва, № 2312) 15.08.2011

ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад» 439 Ликвидирован Лицензия аннулирована в связи с решением акционеров ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад» о реорганизации общества путем его присоединения к ОАО «Банк ВТБ» (Санкт-Петербург, № 1000) 23.03.2011

ООО «КБ «Ноябрьс-кнефтекомбанк» 2274 Ликвидирован Лицензия аннулирована в связи с решением акционеров ООО «Коммерческий банк «Ноябрьскнефтекомбанк» о прекращении деятельности кредитной организации в порядке ликвидации 14.10.2011

ЗАО «АКБ «Сибирь-газбанк» 3042 Ликвидирован Лицензия аннулирована в связи с решением акционеров ЗАО «Акционерный коммерческий банк «Сибирьгаз-банк» о прекращении деятельности кредитной организации в порядке ликвидации. Исходя из представленных банком данных, он располагает достаточным имуществом для удовлетворения требований кредиторов 07.07.2011

ОАО «Коммерческий банк «Потенциал» 1019 Ликвидирован Лицензия аннулирована в связи с решением акционеров КБ «Потенциал» (ОАО) о реорганизации общества путем его присоединения к ОАО «АКБ «Российский Капитал» (Москва, № 2312) 26.04.2012

электронный ресурс «СПАРК ИНТЕРФАКС» и официальные интернет-сайты банков. Список банков Российской Федерации с прямым и косвенным государственным участием по состоянию на 01.01.2012, ранжированный по доле в совокупных активах системы, представлен в табл. 2.

Итак, среди 35 банков с государственным участием в 2011 г.:

- прямое владение установлено у 16 банков (46 % выборки);

- косвенное владение установлено у 19 банков (54 % выборки).

Правительство РФ напрямую владеет тремя банками. Причем два из них (ВТБ и Россельхозбанк) в списке крупнейших по активам банков занимают второе и четвертое места соответственно.

Банков, контролируемых региональными администрациями, насчитывается девять. Наиболее крупными из них являются:

- АК Барс Банк (Республика Татарстан);

- Запсибкомбанк (Тюменская область);

- Крайинвестбанк (Краснодарский край).

Эти три банка (как и остальные шесть) являются ключевыми кредитными организациями своих регионов, выполняя важные социальные, эконо-

мические и политические директивы локальных правительств, которые сопряжены с политической линией руководства страны.

Муниципальные администрации контролируют три банка:

- Московское ипотечное агентство (правительство г. Москва);

- Банк Казани (правительство г. Казань);

- Кубанский универсальный банк (администрация г. Краснодар).

Самая маленькая по численности, но самая крупная по доле во всех показателях системы группа - это банки, контролируемые Банком России. В этой группе только один банк - Сбербанк России, на который приходится 26,7 % активов и 31,2 % валюты баланса всей системы, 46,6 % всех вкладов населения и 32,9 % кредитов реальному сектору экономики. Тот факт, что Банк России владеет самым мощным в стране и самым крупным в Центральной и Восточной Европе кредитным учреждением, является подтверждением того, что для эффективной трансляции своей денежно-кредитной политики регулятору необходимо кредитное учреждение, подобное Сбербанку России.

Владение у банков с косвенным участием государства является достаточно сложным из-за

Таблица 2

Банки с государственным участием по состоянию на 01.01.2012 [10]

№ п/п Наименование Регион регистрации Участие государства (прямое / косвенное) Владелец Доля в совокупных активах системы на 01.01.2012, %

1 Сбербанк России, ОАО Москва Прямое Банк России 26,698

2 Банк ВТБ, ОАО Санкт-Петербург Прямое Федеральное правительство 10,574

3 ГПБ, ОАО Москва Косвенное Газпром, Газфонд 6,108

4 Россельхозбанк, ОАО Москва Прямое Федеральное правительство 3,583

5 Банк Москвы, ОАО Москва Косвенное ВТБ 3,087

6 ВТБ 24, ЗАО Москва Косвенное ВТБ 2,996

7 ТрансКредитБанк, ОАО Москва Косвенное ВТБ, РЖД 1,283

8 АК БАРС БАНК, ОАО Татарстан Прямое Региональная администрация 0,755

9 Связь-Банк, ОАО АКБ Москва Косвенное ВЭБ 0,565

10 ГЛОБЭКСБАНК, ЗАО Москва Косвенное ВЭБ 0,435

11 Национальный Клиринговый Центр, ЗАО АКБ Москва Косвенное ММВБ-РТС 0,334

12 МСП Банк, ОАО Москва Косвенное ВЭБ 0,255

13 СОЮЗ (ОАО), АКБ Москва Косвенное АСВ 0,200

14 Запсибкомбанк, ОАО Тюмень Прямое Региональная администрация 0,190

15 КИТ Финанс Инвестиционный банк, ОАО Санкт-Петербург Косвенное РЖД 0,182

16 ВБРР, ОАО Москва Косвенное РОСНЕФТЬ 0,180

17 Российский Капитал (ОАО), АКБ Москва Косвенное АСВ 0,153

18 Дальневосточный банк, ОАО Приморье Косвенное ВБРР 0,081

19 Крайинвестбанк, ОАО Краснодар Прямое Региональная администрация 0,070

20 Севергазбанк, ОАО КБ Вологда Косвенное Газпромбанк 0,065

21 КУБ, ОАО Челябинск Косвенное Газпромбанк 0,052

22 ГПБ-Ипотека (ОАО), АБ Москва Косвенное Газпромбанк, Газпромэкспорт 0,046

23 Алмазэргиэнбанк ОАО, АКБ Якутия Прямое Региональная администрация 0,035

24 МИА (ОАО), КБ Москва Прямое Муниципальная администрация 0,025

25 Росэксимбанк Москва Косвенное ВЭБ 0,024

26 Оренбург, ОАО Оренбург Прямое Региональная администрация 0,024

27 МАК-банк (ООО), КБ Москва Косвенное АЛРОСА 0,022

28 Банк Казани (ООО), КБЭР Татарстан Прямое Муниципальная администрация 0,015

29 Сибсоцбанк, ООО Алтай Прямое Региональная администрация 0,012

30 Чувашкредитпромбанк (ОАО), АКБ Чувашия Прямое Региональная администрация 0,011

31 Мосводоканалбанк, (ОАО), КБ Москва Косвенное Банк Москвы 0,007

32 Элита, ООО Калуга Прямое Региональная администрация 0,005

33 Кубанский универсальный банк (ООО), КБ Краснодар Прямое Муниципальная администрация 0,004

34 Йошкар-Ола, ОАО Мари-ЭЛ Прямое Региональная администрация 0,004

35 РФК-банк, ОАО Москва Прямое Федеральное правительство 0,001

многоуровневости. Выражается это в структуре корпоративного управления, где существуют несколько промежуточных уровней владения. Во главе этой вертикально интегрированной структуры находится юридическое лицо, входящее в крупный государственный холдинг, т. е. это может быть банк, промышленное предприятие, госкорпорация и т. п. Правда, следует сделать оговорку. Вертикальная интеграция в микроэкономике - это степень владения одним холдингом, инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги. Такое владение предусматривает получение контроля над всеми компаниями, которые обеспечивают всю производственную цепочку от добычи и производства сырья до точки непосредственной реализации потребителю [9]. В данном случае вертикальная интеграция не носит так называемого экономического, рыночного характера, так как изначально Правительством РФ преследовались свои стратегические цели, носящие в большей степени политический оттенок. Но все же одной из целей является усиление контроля и оказание поддержки банковской системе страны.

Более подробно рассмотрим формат косвенного участия государства в банках на конкретных примерах (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как следует из анализа данных табл. 3, владение указанными банками сосредоточивается в рамках определенного круга государственных банков и предприятий. Так, ВТБ находится в списке мажоритарных акционеров у четырех банков, суммарная доля активов которых составляет 7,37 % от общих активов системы. Газпром является мажоритарным акционером четырех банков, суммарная доля активов которых составляет 6,27 % от общих активов системы. Также следует отметить, что среди акционеров встречаются такие государственные предприятия, как Роснефть, АСВ, ВЭБ, РЖД.

Можно заключить, что акционерный капитал банков, находящихся в косвенном владении государства, распределен среди крупнейших российских государственных холдинговых компаний:

- ВТБ - второй по величине банк Центральной и Восточной Европы;

- Газпром - крупнейшая газовая компания мира;

- ВЭБ - главный банк развития в РФ;

- Роснефть - одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира;

- РЖД - одна из крупнейших в мире транспортных компаний;

- АСВ - первое и единственное российское агентство по страхованию вкладов населения.

Название банка Конечные собственники до уровня Правительства РФ (в скобках указана доля в уставном капитале)

ГПБ, ОАО Холдинг Газпром (49,13 %), Росимущество (38,37 %), миноритарии (12,5 %)

Банк Москвы, ОАО Холдинг ВТБ (94,84 %), миноритарии (5,16 %)

ВТБ 24, ЗАО Холдинг ВТБ (98,93 %), миноритарии (1,07 %)

ТрансКредитБанк, ОАО Холдинг ВТБ (74,53), РЖД (25 %), миноритарии (0,47 %)

Связь-Банк, ОАО АКБ ВЭБ (99,47 %), миноритарии (0,53 %)

Глобэксбанк, ЗАО ВЭБ (99,16 %), миноритарии (0,84 %)

Национальный Клиринговый Центр (ЗАО), АКБ Банк России (21 %), Сбербанк России (10,02 %), ЮниКредит Банк (9,6 %), Холдинг ВТБ (8,77 %), ВЭБ (8,71 %), холдинг Газпромбанк (5,38 %), прочие акционеры (35,92 %)

МСП Банк, ОАО ВЭБ (100 %)

Союз (ОАО), АКБ АСВ (50 %), Ингосстрах (50 %)

КИТ Финанс Инвестиционный банк, ОАО РЖД (70,68 %), граждане РФ (29,32 %)

ВБРР, ОАО РОСНЕФТЬ (84,67 %), миноритарии (9,52 %)

Российский Капитал (ОАО), АКБ АСВ (100 %)

Дальневосточный банк, ОАО РОСНЕФТЬ (96,92 %), миноритарии (3,08 %)

Севергазбанк (ОАО), КБ Холдинг Газпром (100 %)

КУБ, ОАО, Холдинг Газпром (100 %)

ГПБ-Ипотека (ОАО), АБ Холдинг Газпром (100 %)

Росэксимбанк ВЭБ (94,64 %), миноритарии (5,36 %)

МАК-банк (ООО), КБ АЛРОСА (84,66 %), миноритарии (15,34 %)

Мосводоканалбанк (ОАО), КБ Холдинг ВТБ (65,87 %), ТК «Люблино» (25 %), миноритарии (9,13 %)

Таблица 3

Информация о конечных собственниках банков с косвенным владением государства [10]

Уместно сделать вывод, что Правительство РФ доверило управление банками, которые играют важную роль в системе, тем компаниям и топ-менеджерам, которые уже зарекомендовали себя в определенных отраслях.

Ряд банков, находящихся под контролем государства, имеют свою особую функциональную направленность, что позволяет говорить о том, что банковский «портфель» государства является достаточно диверсифицированным. Эта диверси-фицированность выражается в том, что помимо универсального Сбербанка России существуют:

• ВТБ - специализированный банк, ориентированный на крупных и крупнейших корпоративных клиентов, главный банк России по обслуживанию ВЭД;

• ВТБ24 - специализированный банк, обслуживающий население и предприятия малого и среднего бизнеса;

• Россельхозбанк - специализированный сельскохозяйственный банк страны;

• ГПБ - специализированный банк по обслуживанию газовой отрасли, а также по предоставлению банковских услуг предприятиям и сотрудникам других отраслей реального сектора экономики;

• Транскредитбанк - банк, специализирующийся на сегменте услуг для транспортной и смежных с ней отраслей.

Следует отметить, что в настоящее время, несмотря на свою специализацию, эти банки являются полноценными игроками рынка, предоставляющими услуги населению и предприятиям всех отраслей экономики. Наличие в их арсенале дешевого фондирования делает их сильными конкурентами для частных отечественных и иностранных банков.

Важно, что после дефолта 1998 г. и во время роста благосостояния государства и населения из-за повышения цен на энергоресурсы банки с государственным участием начали активную экспансию во все сегменты банковского рынка страны. Ее следствием за более чем десятилетний период являются лидирующие позиции, занимаемые банками с государственными участием. То есть Правительству РФ в переломный для страны период на фоне либо банкротившихся, либо стагнирующих частных кредитных организаций удалось создать сильный государственный банковский сектор, который составляет периметр банков с государственным участием. В рамках данного периметра

происходит постоянная циркуляция бюджетных средств, которые направляются на приоритетные для государства проекты.

Периметр банков с государственным участием -это особая частично замкнутая система финансово-кредитных отношений:

- позволяющая наиболее эффективным для Правительства РФ способом направлять денежные средства бюджета РФ в реальный сектор экономики;

- дающая возможность аккумулировать денежные средства населения и организаций в виде вкладов, депозитов и остатков на клиентских счетах.

Приоритетное развитие государственного банковского сектора позволило банкам, входящим в него, занимать ведущие места практически во всех сегментах рынка. По состоянию на 01.01.2012 рыночные позиции банков с государственным участием выглядят следующим образом:

- доля в совокупных активах системы - 58,1 %;

- доля в совокупной валюте баланса системы -58,6 %;

- доля в прибыли до налогообложения системы -64,3 %;

- доля в совокупном депозитном портфеле частных лиц - 61,3 %;

- доля в кредитах небанковскому сектору -60,3 %;

- доля в просроченных кредитах небанковскому сектору - 61,5 %;

- доля в кредитах физическим лицам - 52,0 %;

- доля во вложениях в государственные ценные бумаги - 60,4 %;

- доля во вложениях в негосударственные ценные бумаги - 63,7 %.

Таким образом, банки с государственным участием практически являются доминирующими на рынке игроками. Наибольший удельный вес в приведенных рыночных долях имеет пятерка лидеров российского банковского рынка: Сбербанк России, ВТБ, ГПБ, Россельхозбанк, Банк Москвы. Только на них пятерых (даже без учета дочерних структур) приходится 50,1 % активов всей системы, а это без малого 19,5 трлн руб. Также важно, что 52,8 % всех кредитов небанковскому сектору приходится на эти банки.

Все это отражает ситуацию высокой концентрации активов в рамках этой группы банков. То есть фактически половина всей емкости рынка находится под контролем пяти банков, что делает их опорными для всей отечественной банковской системы и экономики страны в целом.

Список литературы

1. Бабаев С. С. Эффективность деятельности банков с государственным участием: на примере ОАО «Сбербанк России». М., 2011.

2. Бабаев С. С. Какой банк можно назвать государственным // Деньги и кредит. 2007. № 7

3. Верников А. В. Доля государственного участия в банковской системе России // Деньги и кредит. 2009. № 11.

4. Глушкова Е. А. Границы государственного сектора в банковской системе // Банковское дело. 2009. № 8.

5. Отчет о развитии банковского сектора и

банковского надзора в 2005 году. М.: Полиграфбан-ксервис, 2006.

6. Vernikov A. V. Government banking in Russia: Magnitude and new features. IWH Discussion Papers. Halle Institute for Economic Research, 2011.

7. Glushkova E., Vernikov А.(2009). How big is the visible hand of the state in the Russian banking industry? MPRA Paper № 15563. June 2009. Munich University Library. URL: http://mpra. ub. uni-muenchen. de/15563/1/MPRA_paper_15563.pdf.

8. URL: http://www. banki. ru.

9. URL: http://ru. wikipedia. org.

10. URL: http://www. spark. interfax. ru.

и полиграфические работы

fl)

Тел.:8-499-166-61-80 http://dipak.ucoz.ru/

Издания любой сложности

• книги • журналы

• проспекты • буклеты

• рекламная продукция

Товаросопроводительная, деловая и представительская документация

Оперативность Высокое качество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.