Научная статья на тему 'Адаптация банковской системы РФ к новым ориентирам политики Банка России'

Адаптация банковской системы РФ к новым ориентирам политики Банка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК РОССИИ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / BANK OF RUSSIA / MONEY-AND-CREDIT POLITICS / BANK SUPERVISION / BANKING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачев Г.В.

В статье рассматриваются история и современное состояние банковской системы России. Особо отмечается высокая степень концентрации активов в отечественной банковской системе, снижение уровня конкуренции вследствие использования доминирующего положения крупнейшими частными банковскими группами и банками, подконтрольными государству. Анализируются действия Банка России по осуществлению банковского надзора, выдвигаются предложения по реформированию политики Центрального Банка в этой области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of the banking system of the Russian Federation to the new reference points of the Bank of Russia (Russia, St. Petersburg)

The article describes the history and the present-day state of the Russian banking system with a special attention to its assets concentration and its decrease as a result of the dominating position held by the largest private banks and banking groups, as well as the state-owned banks. The author analyzes the steps undertaken by the Bank of Russia in the sphere of the bank supervision, and offers suggestions towards the reforming of the Central Bank’s politics in this sphere

Текст научной работы на тему «Адаптация банковской системы РФ к новым ориентирам политики Банка России»

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

адаптация банковской СИСТЕМЫ РФ К НОВЫМ ОРИЕНТИРАМ пОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ

Г.В. Грачев,

аспирант кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета grigory.grachev@gmail.com

В статье рассматриваются история и современное состояние банковской системы России. Особо отмечается высокая степень концентрации активов в отечественной банковской системе, снижение уровня конкуренции вследствие использования доминирующего положения крупнейшими частными банковскими группами и банками, подконтрольными государству. Анализируются действия Банка России по осуществлению банковского надзора, выдвигаются предложения по реформированию политики Центрального Банка в этой области.

Ключевые слова: Банк России, денежно-кредитная политика, банковский надзор, банковская система

ББК У26(2)210я73

Банковская система современной России имеет длинную и глубокую историю. Первые неформальные институты, оказывающие финансовые услуги, квазикредитование, появились еще в Древней Руси. В то же время, о первых признаках сформировавшейся денежно-кредитной системы, первых аналогах банковских организаций можно говорить, начиная с середины XVIII века. Именно тогда появляются первые ссудные банки, предоставляющие услуги кредитования под залог драгоценных металлов. С развитием государства и активизацией общественно-политических, социальных, экономических аспектов жизни общества Российской Империи возникает потребность в более широком спектре услуг, предоставляемых будущими банками. Возникает отечественный бизнес, нуждающийся в агентах, обеспечивающих проведение транзакций, взаиморасчетов, предоставлении кредитных ссуд. К закату своего существования Российская Империя обладала классической и эффективной для того периода банковской системой, состоящей из Центрального Банка и сети банковских организаций.

С возвращением рыночной экономики в начале 1990-х годов стране потребовалась и банковская система. Еще в советский период начали возникать первые банки: 24 августа 1988 был зарегистрирован банк «Союз» в городе Чимкент (Казахская ССР), ставший первым негосударственным банком Советского Союза. На территории современной России первый коммерческий банк - банк «Патент» (современное название - банк «Викинг») появился 26 августа 1988 г. К моменту распада в Советском Союзе действовало 869 банков, и в 1990-1994 гг. банковская система России продолжала расти [1]. Пик количества банков в России пришелся на 1994 г., когда в стране существовало 2439 банков, после чего количество банков начало сокращаться. В первую очередь этот тренд обусловлен изменением политики Центрального Банка, установлением полноценного банковского надзора за участниками рынка. Помимо этого, безусловно, свое очистительное влияние на систему оказали финансовые кризисы конца 1990-х годов, и, в первую очередь, дефолт и кризис ликвидности 1998 года.

После возникновения системы страхования вкладов и ужесточения регулирования со стороны Центрального Бан-158

ка, к середине 2000-х темп сокращения числа банков стал снижаться. Однако общий тренд на их сокращение остается неизменным, и, более того, в последние годы усиливается. По оценкам ряда экспертов (президент ВТБ Андрей Костин [2]), ситуация сохранится, и на горизонте пяти лет в России будет около 300 банков.

Рис. 1. Текущее и прогнозное количество банков в РФ, шт.

Следует отметить «качественное» изменение в политике Центрального Банка последних лет. Основным драйвером сокращения числа банков до 2013 года был самостоятельный уход с рынка или отзыв лицензии у мелких банков в связи со слабым капиталом. С приходом нового руководства Центрального Банка в 2013 году начинается новый период в истории банковской системы, который можно обозначить как процесс «расчистки» системы.

Отзыв лицензии - крайняя мера, используемая Центральным Банком в процессе осуществления функции надзора. Банк России прибегает к ней в том случае, когда видит неисполнение кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативов и требований Банка России [3]. Ключевыми причинами отзыва лицензии становятся снижение нормативов достаточности капитала ниже необходимого уровня, снижение размера собственных средств ниже минимального значения уставного

© ПСЭ, 2015

7

2 -

1

о

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 -----США--Россия

Таблица 1.

капитала, неисполнение обязательств перед вкладчиками и контрагентами.

Однако, важнейшим трендом последних двух лет, является отзыв лицензии у кредитных организаций, в основе которого лежит подозрение банков в незаконной деятельности, участия в процессе «отмывания» доходов, полученных преступным путем, нелегальной деятельности. Ярким примером является отзыв лицензии у «Мастер-Банка» 20 ноября 2013 года (в соответствии с сообщением Банка России «Кредитная организация была вовлечена в проведение крупномасштабных сомнительных операций, не соблюдала требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4]). Банк России, в данном случае, все более строго исполняет свои надзорные функции. Большинство последних отзывов банковских лицензий основывается, в том числе, и на нарушении требований в части противодействия нелегальным операциям.

Более того, следует отметить, что отныне принцип «too big to fail» больше не действует, что подтверждают отзывы лицензий у банков «Российский кредит» (24 июля 2015 года [5]) и «Пробизнесбанка» (12 августа 2015 года [6]), вовлеченных в сомнительные операции. Эти банки входили в топ-50 в стране по активам, однако их размер и степень вовлеченности в банковскую систему не стали причинами, позволившими остановить действия Банка России.

Помимо устранения банков, связанных с нелегальной деятельностью, или способствующих «отмыванию» доходов, полученных преступным путем, Банк России стремится очистить банковскую систему от кредитных организаций, способных вызывать системный кризис в экономике страны. Это банки неспособные обеспечить необходимую достаточность капитала, не обладающие необходимой подушкой ликвидности и проводящие рискованную кредитную политику. В зависимости от степени их системной значимости, вовлеченности в контрагентские отношения с другими банками и степенью влияния на экономику Банк России также принимает решение об отзыве лицензии или о санации этих кредитных организаций.

Таким образом, политика Банка России осознанно направлена на сокращение числа банков путем «вычищения» с рынка слабых игроков, устранения организаций, замешанных в незаконных операциях, предотвращения потенциальных банкротств путем использования механизма санации или отзыва лицензии. С другой стороны, банковский сектор сам активно трансформируется, пытаясь приспособиться к новым условиям существования.

Снижение экономической активности, турбулентность на валютном рынке, общее замедление экономики России в 2014-2015 гг. неминуемо приводит к возникновению осложнений в банковской системе. Ответом на вызовы, ставящиеся экономикой, может быть структурное изменение самой банковской системы, «новый банковский передел». Сделки М&А (слияния и поглощения) всегда происходили на отечественном банковском рынке, однако в 2013-2015 годах их количество и степень влияния на банковскую систему существенно возрастает.

Особо выделяется Сбербанк России, исторически занимающий доминирующее положение на банковском рынке. Значительную долю рынка имеет группа ВТБ, а остальные участники рынка традиционно воспринимаются как независимые игроки. Однако специфика банковской системы показывает, что степень концентрации в российском банковском бизнесе крайне велика благодаря сделкам М&А, санациям и объединениям банков, находящихся под влиянием одного акционера.

На 01.08.2015 российская банковская система характеризуется следующим распределением активов среди 30 крупнейших банков (совокупные активы БС - 69 658 859 044 тыс. руб.).

Активы банковской системы РФ [7].

Название банка Активы на 01.08.2015, тыс. руб. Доля, %

1 СБЕРБАНК РОССИИ 20 590 027 275 29,56

2 ВТБ 8 245 478 945 11,84

3 ГАЗПРОМБАНК 4 513 045 595 6,48

4 БАНК ФК ОТКРЫТИЕ 2 681 566 364 3,85

5 ВТБ 24 2 546 178 443 3,66

6 РОССЕЛЬХОЗБАНК 2 213 166 417 3,18

7 АЛЬФА-БАНК 1 853 160 503 2,66

8 БАНК МОСКВЫ 1 580 175 277 2,27

9 ЮНИКРЕДИТБАНК 1 222 798 602 1,76

10 ПРОМСВЯЗЬБАНК 1 023 486 480 1,47

11 РАЙФФАЙЗЕНБАНК 827 893 498 1,19

12 РОСБАНК 814 777 046 1,17

13 МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК 791 171 003 1,14

14 ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК ОТКРЫТИЕ 604 627 094 0,87

15 БИНБАНК 588 080 227 0,84

16 БАНК САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 515 673 303 0,74

17 РОССИЯ 509 239 899 0,73

18 АК БАРС 477 539 998 0,69

19 РУССКИЙ СТАНДАРТ 420 071 247 0,60

20 СИТИБАНК 402 950 383 0,58

21 СВЯЗЬ-БАНК 373 973 843 0,54

22 УРАЛСИБ 331 231 627 0,48

23 НОРДЕА БАНК 329 261 027 0,47

24 УБРР 321 234 392 0,46

25 СОВКОМБАНК 312 935 827 0,45

26 МДМ-БАНК 311 670 055 0,45

27 ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) 293 486 071 0,42

28 СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП-БАНК) 280 886 451 0,40

29 МОСОБЛБАНК 276 728 896 0,40

30 БАНК ЗЕНИТ 272 321 084 0,39

На 10 крупнейших банков России приходится 67% всех активов банковской системы. Рынок банковских услуг в России можно отнести к умеренно концентрированным рынкам. (Индекс концентрации СР=0,67, Индекс Херфиндаля-Хиршмана НН1=1112).

Остальные 33%

Промсвязьбанк 1%

Юникредитбанк 2%

Банк -Москвы 2%

Аьфа-Банк*

3%

Россельхозбан^ ВТБ24 3% 4%

Газпромбанк 6%

Рис. 2. Рыночные доли 10 крупнейших банков РФ, %

159

Основным драйвером возникновения банковских групп являются классические сделки М&А, проводимые в интересах укрупняемого банка. Примерами экстенсивного роста на основе сделок слияния и поглощения является покупка акционерами Бинбанка долей в МДМ-банке в июле 2015 года, и последующее объявление об объединении двух банков или покупка банком «Открытие» «Ханты-Мансийского Банка». Примером обратного М&А является покупка банком «Открытие» банка «Номос», при котором меньший банк поглотил более крупный.

Менее очевидным фактором передела на банковском рынке является процесс санации, активно использующийся при помощи Банка России. Санация представляет собой комплекс мер по финансовому оздоровлению предприятия, применяемый для предотвращения его банкротства [8]. В случае санации кредитного учреждения этот банк передается новым собственникам и им же выделяются финансовые средства, с помощью которых организация может восстановить платежеспособность, осуществить выплаты по своим обязательствам. По восстановлении самостоятельной деятельности банка стабилизационные кредиты и иные заемные средства, предоставляемые для санации, возвращаются.

За последние два года целый ряд крупнейших банков России сменили собственника именно в результате процесса санирования. В качестве примеров можно привести крупнейшую санацию - поглощение группой ВТБ «Банка Москвы», а также целый ряд случаев, когда у крупнейших по активам банков лицензия не отзывалась, а бизнес банка переходил новому собственнику со стабилизационным кредитом со стороны Центрального Банка. Такими примерами могут стать санации: банка «Траст» банком «Открытие» (2014), «Балтийского банка» «Альфа банком» (2014), «Мособлбанка» «СМП банком» (2014), банков группы «Рост» «Бинбанком» (2014).

Таким образом, наиболее корректно оценивать степень концентрации банковского бизнеса, используя не формальные критерии размеров того или иного банка, а объединяя кредитные организации в банковские группы. Используя этот подход, можно выделить несколько крупнейших частных и квази-государственных банковских групп, объединяющих несколько банков [9]:

• Группа Сбербанка (Сбербанк, Денизбанк Москва, Сете-лем банк)

• Группа ВТБ (Банк ВТБ, Банк ВТБ-24, Лето-Банк, Банк Москвы)

• Группа Газпромбанка (Газпромбанк и ГПБ-Ипотека)

• Группа Открытие (Банк ФК Открытие, Ханты-Мансийский банк Открытие, банк Траст, находящийся в процессе присоединения банк Петрокоммерц)

• Группа Альфа (Альфа-банк и Балтийский банк)

• Группа Промсвязьбанка (Промсвязьбанк и Банк Возрождение)

• ГруппаБин (Бинбанк, МДМ-банк, Бинбанк кредитные карты, Бинбанк Мурманск, Рост-банк, банк Кедр, СКА-банк, АККО-банк и Тверьуниверсалбанк)

• Группа Сосьете Женераль (Росбанк, Дельтакредит банк и Русфинансбанк)

• Группа СМП (СМП-банк, Мособлбанк, Инвесткапиталбанк, Финанс Бизнес Банк, Инресбанк)

Причины разделения банковского бизнеса на разные банки внутри группы отличаются. Ключевые - это получение активов в результате санации (впоследствии санируемые банки будут присоединены к санаторам) и покупка активов (купленные банки также впоследствии должны быть присоединены). Зачастую, отечественные банки получают дочерние банки, покупая иностранные активы: после покупки одного из крупнейших турецких банков «Денизбанк» (Denizbank), Сбербанк получил контроль над дочерним банком этого турецкого банка в России. Другой важной причиной становится нежелание навредить имиджу бренда головного банка (например, Лето-банк у группы ВТБ).

1 60

Группа Сосьете Женераль. 1%

Юникредит банк_ 2%

Группа Промсвязьбанка. 2%

Группа Альфа _ 3%

Россельхозбанк_ 3«

Группа Сбербанка 30%

Группа Открытие

5%

Группа _ Газпромбанка 6%

Рис.3. Рыночные доли 10 крупнейших банковских групп РФ, %

В соответствии с принятым разделением 72% бизнеса в банковском секторе контролируется ключевыми игроками рынка. Более того, процесс укрупнения существующих банковских групп из ТОП-10 продолжается. Ключевые показатели (Индекс концентрации СИ=0,72; Индекс Херфиндаля-Хиршма-наНН1=1299) свидетельствуют о том, что рынок остается рынком с умеренной концентрацией.

Помимо этого, следует уделить особое внимание группе банков, прямо или косвенно контролируемых одним собственником - государством. Государственное влияние на банковский сектор, разумеется, существует во всех странах. Основным агентом, оказывающим влияние на сектор, осуществляющим банковский надзор и регулятивные функции в большинстве стран является Центральный Банк. Помимо этого, в большинстве стран существуют банки или квазибанковские организации, выступающие «агентами развития» и выполняющие иные функции, в реализации которых заинтересовано государство. Такие организации также являются подконтрольными государству.

Важная особенность российского банковского рынка заключается в том, что на нем крайне незначительное место занимают иностранные игроки. Большинство стран с посткоммунистическим переходом к рыночной экономике приветствовали иностранные инвестиции в банковский сектор, тем самым, заимствуя не только капитал, но и лучшие практики мирового банковского бизнеса. В результате, например, в Чехии и Венгрии почти 90%, а в странах Прибалтики 95-99% банковского бизнеса контролируется зарубежными финансовыми институтами (в основном, немецкими и скандинавскими) [10], в России этот показатель никогда не превышал 25%, а на данный момент составляет менее чем 8%. В России исторически место крупных иностранных игроков стали занимать локальные частные и государственные банки.

Профиль российской банковской системы, в целом, сходен с аналогичными системами развитых стран, однако, отличается от них существенно более высокой степенью концентрации и влиянием государства как контролирующего акционера. Для большинства развитых экономик мира нехарактерно существование большого числа банковских кредитных организаций, принадлежащих государству и работающих на конкурентном рынке. Это отличие объясняется, прежде всего, стратегической важностью банковского сектора, стремлением органов государственной власти создать и обеспечить экономическую безопасность и создать режим наибольшего благоприятствования госбанкам, сохранить возможность оказывать влияние на этот рынок. С другой стороны, исторически в российской экономике всегда существовал «фактор Сбербанка», крупнейшего банка перешедшего из системы СССР. Сбербанк, являясь коммерческим банком, исполнял социальную функцию, имел базу лояльных клиентов, вследствие чего всегда оставался под контролирующим влиянием государства. Однако, за последние 10 лет количество «госбанков», а также объем активов банковской системы, принадлежащих им, стабильно увеличивается. Политика государства и регулирующих органов приводит к уверенному тренду на «огосударствление» банковской системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К «госбанкам» следует отнести банки, прямо или косвенно контролируемые государством или государственными органами. Одна часть таких банков полностью контролируется государством (Россельхозбанк на 100% принадлежит Российской Федерации в лице Росимущества), или государственным органом (52,32% Сбербанка принадлежит Центральному Банку), другая часть - государственной компанией (Газпромбанк контролируется Газпромом и принадлежащими ему компаниями).

Крупнейшие госбанки получали активы как естественным путем (приобретая и создавая дочерние банки), так и в результате санации (крупнейшая санация с участием государственного банка - санация Банка Москвы). С кризиса 2008 года подконтрольный государству «Внешэкономбанк» является контролирующим акционером двух крупных банков: «Связь-банка» (21 место по активам, 369 млрд рублей) и банка «Глобэкс» (28 место по активам, 273 млрд рублей). Эти активы были получены «ВЭБ» в результате санации. Помимо этого, Агентство по страхованию вкладов, являющееся государственной корпорацией контролирует банк «Российский Капитал» (40 место по активам, 270 млрд рублей), используя его как инструмент санации и в дальнейшем рассматривающее возможность использования этого банка в качестве универсального банка для «токсичных активов». Полные данные по «госбанкам» находящимся под контролем государства рассчитаны в таблице.

Таблица 2.

Совокупные активы «госбанков»^ [11].

Активы, тыс. руб. Акционер

Сбербанк Сбербанк 20 590 027 275 52,32% - Банк России

Сетелем 96 082 565 79,2% - Сбербанк

ДенизБанк Москва 19 240 651 100% - Denizbank (Турция), который на 99,85% контролируется Сбербанком

ВТБ ВТБ 8 245 478 945 60,93% - Росимущес-тво

ВТБ-24 2 546 178 443 99,92% - Банк ВТБ

Лето Банк 49 415 659 100% - Банк ВТБ-24

Банк Москвы 1 580 175 277 96,88% - Банк ВТБ

Газ п -ром Газпромбанк 4 513 045 595 89,77% - Газпром и подконтрольные структуры

ГПБ-Ипотека 12 901 211 100% - Газпромбанк и подконтрольные структуры

РСХБ Россельхозбанк 2 213 166 417 100% - Росимущество

ВЭБ Глобэкс 272 269 265 99,99% - ГК ВЭБ

Связь-Банк 373 973 843 99,65% - ГК ВЭБ

МСП Банк 134 333 098 100% - ГК ВЭБ

Р о с э к с и -мбанк 25 989 131 100% - ГК ВЭБ

АСВ Российский Капитал 205 911 541 99,99% - ГК «Агентство по страхованию вкладов»

Ростех Н о в и к о -мбанк 267 673 515 57,66% - ГК «Ростех» и ОАО «Рособоронэкспорт»

РЖД Абсолют банк 236 627 773 99,91% - НПФ «Благосостояние» и другие структуры подконтрольные РжД

Роснефть ВБРР 81 025 638 84,67% - «Роснефть»

Дальневосточный 26 228 776 100% - ВБРР

Д ру - гие Крайинвест-банк 45 320 277 98,04% - Краснодарский край

Банк Казани 7 723 354 50,88% - мэрия г. Казань

Сумма: 41 542 788249 59,64% от всех активов БС

Таким образом, суммарные активы госбанков составляют почти 60% всех активов банковской системы. Помимо контролируемых госбанков, государство в федеральной и региональной собственности имеет миноритарные доли в целом ряде других кредитных организаций. Степень влияния государства на эти активы не является доминирующей, однако в некоторых из этих кредитных организаций корпоративные события могут оказать существенное влияние на увеличение степени воздействия государства.

Фактически, государство обладает определенной степенью монопольной власти в банковской сфере, учитывая еще и тот факт, что само же государство является не только ключевым игроком, но и регулятором банковской системы. Суммарные активы госбанков растут, более того, следует подчеркнуть, что если рассматривать долю госбанков на банковском рынке в динамике, то необходимо отметить стабильный тренд на увеличение их рыночной доли. В целом же, при рассмотрении госбанков как единой стратегической единицы (поскольку все они имеют одного контролирующего акционера) необходимо подчеркнуть, что в таком случае российский рынок банковских услуг становится рынком с высокой степенью концентрации (Индекс концентрации 013=0,78; Индекс Херфиндаля-Хирш-мана НН1=3607).

Группа СМП 1%

Московский кредитный банк 1%

Райффайзенбанк группа Сосьете Женераль Юникредит баШ1 2%

Группа Промсвязьбанка

Группа Альфа 3%

-Группа Открытие 5%

Рис. 4. Рыночные доли 10 крупнейших банковских групп, подконтрольных одному бенефициару, %

Проводимая Банком России политика, направленная на «расчистку» банковского сектора приводит к перераспределению клиентов, а вместе с ними и активов, банковского бизнеса в пользу более крупных и мощных кредитных организаций. Ключевыми бенефициарами этого процесса выступают крупные частные банки (в меньшей мере) и все банки, в капитале которых основной пакет принадлежит государству.

В большей степени такая позиция касается корпоративных клиентов, юридических лиц, что вызвано отсутствием системы компенсации корпоративных средств, аналогичной системе страхования вкладов. При отзыве лицензии банка физические лица получают полную компенсацию своих вкладов в размере 1,4 млн рублей и менее, в соответствии с порядком, обусловленным законодательством. Юридические лица получают возможность участвовать в процессе банкротства банка на общих основаниях и получают компенсацию после реализации конкурсной массы банка-банкрота. Как правило, такая компенсация существенно ниже объема средств, находящихся на счетах корпоративного клиента банка.

Система страхования средств юридических лиц могла бы позволить ограничить бегство корпоративных клиентов из мелких и средних банков, что зачастую, само по себе является причиной возникновения кризисной ситуации в банке: начинается «бегство» корпоративных клиентов из банка, в результате чего возникает эффект пирамиды и банк теряет возможность исполнить свои обязательства. Доверие является ключевым ак-

1 6 1

тивом банковского бизнеса, и такая система страхования, уже существующая в ряде развитых стран (ЕС, США, Япония)[12], могла бы создать это доверие.

С другой стороны, система страхования вкладов юридических лиц наиболее эффективна для развитых экономик, где существует устоявшийся контур банковской системы, сравнительно невысок объем нелегальных транзакций и «темного» банковского бизнеса, мошеннических операций. В современной российской специфике компенсация средств юридических лиц государством может привести к стремлению использовать эту систему в противоправных и мошеннических целях. Более того, на страховом рынке существует услуга, позволяющая частично снизить степень серьезности этой проблемы: классичес-

кие страховые компании предлагают услуги по страхованию средств юридических лиц, позволяющие получить компенсацию при банкротстве банка в полном объеме.

Отзывая лицензии и сокращая число малых банков, Банк России наращивает активы госбанков, создает квазигосударственную банковскую систему. Сценарий начала 1990-х - середины 2000-х годов предполагал практически полную изоляцию государства от банковского надзора и крайне слабое влияние на этот рынок. Сценарий середины 2000-2015 гг. привел к усилению степени государственного влияния, появлению квазиом-нопольной власти в руках государства. Задача государства на период после 2015 года - найти верный баланс между этими двумя сценариями.

Литература:

1. История Банка России // http://cbr.ru/today/?Prtld=cbrfJtm (дата обращения: 09.10.2015)

2. Интервью Андрея Костина газете DieWelt // http://www.welt.de/wirtschaft/article143796700/Wo-war-Russland-denn-aggressiv. html (дата обращения: 09.10.2015)

3. Статья 20 Федерального закона N 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 // http://www.cbr.ru/credit/ Likvidbase/Lav/FZ_395-1.pdf (дата обращения: 09.10.2015)

4. Сообщение Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций от 20 ноября 2013 - http://cbr. ru/press/PR.aspx?file=131120_092423bank5-general.htm (дата обращения: 09.10.2015)

5. Сообщение Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций от 24 июля 2015 года // http://cbr. ru/press/PR.aspx?file=24072015_113727ik2015-07-24T11_33_46.htm (дата обращения: 09.10.2015)

6. Сообщение Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций от 12 августа 2015 года // http:// cbr.ru/press/PR.aspx?file=12082015_085127ik2015-08-12T08_46_23.htm (дата обращения: 09.10.2015)

7. Раскрытие информации кредитными организациями // Сайт Банка России - http://cbr.ru/credit/transparent.asp (дата обращения: 09.10.2015)

8. Санация банков, сайт Агентства по страхованию вкладов - http://www.asv.org.ru/sanation/ (дата обращения: 09.10.2015)

9. Раскрытие информации кредитными организациями // Сайт Банка России. http://cbr.ru/credit/transparent.asp (дата обращения: 09.10.2015)

10. Хандруев А.А., Чумаченко А.А. Конкурентная среда и модернизация структуры российского банковского сектора // Банковское Дело. - 2010. - № 11. - С. 7.

11. Раскрытие информации кредитными организациями // Сайт Банка России http://cbr.ru/credit/transparent.asp (дата обращения: 09.10.2015)

12. Тютюнник А. О распространении государственной гарантии на средства юридических лиц в банках // http://bankir.ru/ publikacii/s/o-rasprostranenii-gosydarstvennih-garantii-na-sredstva-uridicheskih-lic-v-bankah-1575503 (дата обращения: 09.10.2015)

перспективы банковского кредитования российских компаний в условиях экономической изоляции от запада: отраслевой аспект

И.Ш. Урманчеев,

аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета

ildarur@gmail.com

В статье проанализированы факторы расширения кредитных портфелей российских банков в условиях введения экономических санкций Запада и ответных мер России. Дана оценка открывшимся каналам увеличения кредитования различных отраслей экономики, а также выявлены основные конкурентные преимущества банков в сфере кредитования с учетом перспектив дальнейшего развития экономических взаимоотношений с Западом.

Ключевые слова: кредитная организация, банк, государственный банк, долговая пирамида, кредитный портфель, кредитные риски, экономические санкции.

УДК 336.717.061.1

В сентябре 2014 г. странами ЕС, Канадой и Австралией был финансовые рынки, ограничивать рост объема кредитования

введен пакет санкций, куда вошли три крупнейших предприятия и ужесточать формирование кредитного портфеля с учетом

отечественного ТЭК - Роснефть, Транснефть и Газпромнефть. возросших рисков. Одновременно компании ТЭК предъявляют

Санкции заключались в запрете на торги облигациями этих спрос на кредитные средства с целью рефинансирования вне-

компаний со сроком обращения свыше 30 дней и участие в шних займов. В этих условиях спрос на кредиты фондируется

организации выпусков таких бумаг. Кроме того, были приняты ЦБР и Минфином РФ. В октябре 2014 г. поддержка банков с их

ограничения на предоставление иностранных займов и инвес- стороны выросла на 770 млрд руб. и в целом на 3,3 трлн руб.

тиционных услуг для пяти российских банков - Сбербанка, ВТБ, за 9 месяцев 2014 года. По данным экономистов Альфа-Бан-

Газпромбанка, ВЭБ и Россельхозбанка [3]. В этих условиях рос- ка, на конец 2014 г. государство фондирует 12% активов бан-

сийские банки вынуждены переориентироваться на внутренние ковского сектора: 9% приходится на ЦБР и 3% - на депозиты 1 62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.