Научная статья на тему 'ГРАНИЦА РОССИИ И КИТАЯ: ВЛИЯНИЕ ПРИГРАНИЧНЫХ ГОРОДОВ ДВУХ СТРАН'

ГРАНИЦА РОССИИ И КИТАЯ: ВЛИЯНИЕ ПРИГРАНИЧНЫХ ГОРОДОВ ДВУХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЙ ДИАЛОГ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСПОРТ И ЛОГИСТИКА / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Валль Е.С., Чжао П.

Данная статья посвящена одному из актуальных направлений исследования межкультурной коммуникации в контексте российско-китайского диалога о вовлечённости в региональные международные процессы. Рассматриваются перспективы сотрудничества двух стран на приграничных территориях, а также установленные на законодательном уровне тенденции развития Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая. Особое внимание уделяется совместной экономической и промышленной деятельности - данные сферы определены в качестве наиболее привлекательного основания для взаимных инвестиций капитала. Потенциал сотрудничества, доказанный историческими примерами и утверждёнными проектами в настоящий период времени, позволяет прогнозировать дальнейшее выгодное союзничество с участием российских городов Дальнего Востока и городов северо-восточных провинций Китая. Территориальное расположение приграничных городов позволяет двум сторонам проводить общую модернизацию промышленного производства на благоприятных условиях. Цель работы - выяснить влияние приграничных городов России и Китая на их экономическую сферу, транспортно-логистическую организацию и решение вопросов экологического характера. Методы и объекты исследования: индукция, дедукция, анализ. Результаты: было доказано активное развитие двустороннего сотрудничества России и Китая, а также положительное влияние взаимодействия на экономическую и производственную составляющую двух стран. Выводы. РФ и КНР вносят вклад в обеспечение экономического сотрудничества на взаимовыгодных условиях, принимая ряд важнейших решений по финансированию новых проектов на приграничных территориях. Российско-китайский диалог имеет наиболее твёрдую перспективу развития в контексте содействия государств в азиатском направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BORDER OF RUSSIA AND CHINA: THE INFLUENCE OF BORDER CITIES OF TWO COUNTRIES

This article is devoted to one of the current directions of intercultural communication research in a context of the Russian-Chinese dialogue about involvement in regional international processes. The considered things are prospects of cooperation of two countries on the border territories and established at the legislative level tendency in development of the Russian Far East and Northeast China. The special attention is paid to the mutual economic and industrial performances - these spheres are defined as the most attractive basis for mutual capital investments. The potential for cooperation, that was proven by historical examples and approved projects in the present time period, let us predict further profitable cooperation with participation of the Russian cities of the Far East and the cities of the north-eastern provinces of China. The territorial location of border cities let two countries conduct the general modernization of industrial production on favorable terms. The purpose of the article is to search out the influence of border cities of Russia and China on their economic sphere, transport and logistic organization and solving environmental issues. Methods and objects of the research are: induction, deduction, analysis. Conclusions: RF and PR China contribute to the provision of economic cooperation on mutually advantageous terms, making a number of important decisions on new project financing on the border territories. The Russian-Chinese dialogue has the most solid development perspective in a context of States assistance in the Asian direction. Results: the active development of bilateral cooperation of Russia and China has been proven, as well as the positive impact of cooperation on economic and production component of two countries.

Текст научной работы на тему «ГРАНИЦА РОССИИ И КИТАЯ: ВЛИЯНИЕ ПРИГРАНИЧНЫХ ГОРОДОВ ДВУХ СТРАН»

Ф^РУ м

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-3.3.4.html

Граница России и Китая: влияние приграничных

городов двух стран

Валль Е.С.,

katevall@yandex.ru

Чжао П.,

632942257@qq.com

ФГАОУВО «Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет»

(г. Белгород, Россия)

УДК 332.1

Аннотация. Данная статья посвящена одному из актуальных направлений исследования межкультурной коммуникации в контексте российско-китайского диалога о вовлечённости в региональные международные процессы. Рассматриваются перспективы сотрудничества двух стран на приграничных территориях, а также установленные на законодательном уровне тенденции развития Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая. Особое внимание уделяется совместной экономической и промышленной деятельности - данные сферы определены в качестве наиболее привлекательного основания для взаимных инвестиций капитала. Потенциал сотрудничества, доказанный историческими примерами и утверждёнными проектами в настоящий период времени, позволяет прогнозировать дальнейшее выгодное союзничество с участием российских городов Дальнего Востока и городов северо-восточных провинций Китая. Территориальное расположение приграничных городов позволяет двум сторонам проводить общую модернизацию промышленного производства на благоприятных условиях. Цель работы - выяснить влияние приграничных городов России и Китая на их экономическую сферу, транспортно-логистическую организацию и решение вопросов экологического характера. Методы и объекты исследования: индукция, дедукция, анализ. Результаты: было доказано активное развитие двустороннего сотрудничества России и Китая, а также положительное влияние взаимодействия на экономическую и производственную составляющую двух стран. Выводы. РФ и КНР вносят вклад в обеспечение экономического сотрудничества на взаимовыгодных условиях, принимая ряд важнейших решений по финансированию новых проектов на приграничных территориях. Российско-китайский диалог имеет наиболее твёрдую перспективу развития в контексте содействия государств в азиатском направлении.

Ключевые слова: сотрудничество России и Китая, российско-китайский диалог, экономическая политика, транспорт и логистика, Дальний Восток.

Ф^РУ м

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-3.3.4.html

The border of Russia and China: the influence of border

cities of two countries

Vall E.S.,

katevall@yandex.ru Zhao P.,

632942257@qq.com

Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

UDC 332.1

Abstract. This article is devoted to one of the current directions of intercultural communication research in a context of the Russian-Chinese dialogue about involvement in regional international processes. The considered things are prospects of cooperation of two countries on the border territories and established at the legislative level tendency in development of the Russian Far East and Northeast China. The special attention is paid to the mutual economic and industrial performances - these spheres are defined as the most attractive basis for mutual capital investments. The potential for cooperation, that was proven by historical examples and approved projects in the present time period, let us predict further profitable cooperation with participation of the Russian cities of the Far East and the cities of the north-eastern provinces of China. The territorial location of border cities let two countries conduct the general modernization of industrial production on favorable terms. The purpose of the article is to search out the influence of border cities of Russia and China on their economic sphere, transport and logistic organization and solving environmental issues. Methods and objects of the research are: induction, deduction, analysis. Conclusions: RF and PR China contribute to the provision of economic cooperation on mutually advantageous terms, making a number of important decisions on new project financing on the border territories. The Russian-Chinese dialogue has the most solid development perspective in a context of States assistance in the Asian direction. Results: the active development of bilateral cooperation of Russia and China has been proven, as well as the positive impact of cooperation on economic and production component of two countries.

Keywords: cooperation between Russia and China, the Russian-Chinese dialogue, economic policy, transport and logistics, Far East.

Введение

Внешнеполитический курс на Азию является одним из наиболее приоритетных направлений для Российской Федерации, так как расширение взаимодействия с Китайской Народной Республикой становится ключевым вектором развития торгово-промышленных отношений. Данное исследование связано с установлением положений, в рамках которых приграничные города России и Китая имеют влияние друг на друга.

Были изучены статьи, освещающие исторические факты и примеры договорённостей, заключаемых в настоящее время между представителями государств. Каждая рассмотренная сфера сотрудничества (экономическая, логистическая, экологическая) могут стать темой новых,

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 27 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.3.4.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

более детальных исследований - данная работа посвящена общему анализу политики союзных стран.

Цель исследования - выяснить влияние приграничных городов России и Китая на их экономическую сферу, транспортно-логистическую организацию и решение вопросов экологического характера.

Задачи:

1) выделить наиболее значительные события, определившие вектор развития экономической, логистической и экологической областей;

2) проанализировать инициативность государственных представителей России и Китая в вопросах осуществления рассмотренных проектов;

3) определение условий, на которых проходит заключение договорённостей на законодательном уровне.

Основная часть

1. Экономическое сотрудничество

Слова нынешнего губернатора Хабаровского края Михаила Владимировича Дегтярёва подтверждают, что «Китай был и остаётся главным торгово-экономическим партнёром Хабаровского края». Взаимоотношения российской и китайской сторон осуществляются в рамках сотрудничества с губернатором провинции северо-восточной части Китая Хэйлунцзян

[4].

Ещё в 2014 году на встрече глав приграничных районов от губернатора Лу Хао поступило предложение о проектировании и строительстве теплоходов - россияне могут совершать небольшие путешествия в соседнюю страну по маршруту Хабаровск-Фуюань. Многим гражданам предоставляется возможность познакомиться ближе с миром Китая - таким образом продолжает закладываться культурное развитие народов двух государств.

В сегодняшние дни укрепляется сообщение с Фуюань по реке Амур: ведутся работы по строительству погранперехода на Большом Уссурийском острове с перспективой значительного грузооборота. Принимая во внимание усиливающееся санкционное давление Запада, можно прогнозировать позитивное развитие данного проекта.

Западная часть Большого Уссурийского острова (Хэйсяцзыдао) и бывший остров Тарабаров (Иньлундао) были переданы КНР в 2008 году, став территорией провинции Хэйлунцзян. Таким образом, благоустройством Большого Уссурийского острова занимаются одновременно и Россия, и Китай, что мотивирует обе стороны на большее сотрудничество и совместную работу, направленную непосредственно на развитие инфраструктуры общей территории и, как следствие, экономических отношений двух стран [3].

2. Транспорт и логистика

Говоря о транспортном и логистическом потенциале российского Дальнего Востока, необходимо отметить обеспечение транзитных перевозок груза по международным транспортным коридорам (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2». Транспортное сообщение между провинцией Хэйлунцзян и городами Владивосток и Находка (МТК «Приморье-1») позволяют осуществлять товарооборот не только по морским линиям, но и по железной дороге. Относительно МТК «Приморье-1» МТК «Приморье-2» располагается южнее, соединяя Хасанский район Приморского края с другой северо-восточной провинцией Китая - Цзилинь [5].

В основном Китай импортирует древесину из Якутии, Хабаровского края и Приморского края. С целью обеспечения более эффективной логистики было принято решение о строительстве дополнительной транспортной линии - Владивосток-Находка-порт Восточный. Порт Зарубино также стал объектом транспортной инфраструктуры, соединяющим путь из одного государства

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 28 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.3.4.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

в другое. Более активно стала вестись проектная документация, фиксирующая создание зернового терминала в Приморском крае, так как, по словам посла Китая Ли Хуэй, «Китай и Россия должны содействовать упрощению торговли».

В рамках создания альтернативных, более удобных маршрутов, крупнейшая китайская корпорация "China railway Dongfang Group" реализует строительство скоростной магистрали от Харбина до Владивостока. Президент корпорации Цай Цзэминь отметил, что работа над этим проектом «будет способствовать развитию туристического сектора как Дальнего Востока, так и приграничных провинций КНР». Появление новой трансграничной инфраструктуры благодаря сотрудничеству двух государств окажет значительное влияние на «увеличение взаимного потока товаров и грузов» [2].

3. Сотрудничество в сфере экологии

В настоящее время нужно особенно отметить важность совместно осуществляемых проектов не только в сфере экономики и промышленности, но и в сфере экологии. В рамках диалога, состоявшегося перед открытием Зимних Олимпийских игр в 2022 году, председатель КНР Си Цзиньпин и президент РФ Владимир Владимирович Путин приняли решение о создании «"зелёной" зоны экономического сотрудничества с низким уровнем выбросов» на территории Большого Уссурийского острова. Можно сказать, что рядом с Хабаровском появится «"зелёный туристический остров", в развитие которого будут положены "зелёные технологии"» [1].

Заключение

Таким образом, вектор развития российско-китайских отношений направлен на диалог в двустороннем плане как на региональном, так и на глобальном уровне. В результате анализа было доказано, что совместная реализация инвестирования капитала предприятиями России и Китая закладывает прочную основу для разработки межгосударственных программ и развития приграничных связей, а программы, направленные на экономическое взаимодействие, имеют положительное влияние на перспективы российско-китайского диалога. Продолжением данного исследования может стать более детальное изучение рассмотренных сфер взаимодействия с целью выявления новых направлений сотрудничества в рамках какой-либо конкретной области.

Библиографический список

1. Добротворская О.А. Китай и Россия должны создать «зелёную» зону рядом с Хабаровском // Хабаровский край сегодня: информационное агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://todaykhv.ru/news/policy/52495/ (дата обращения: 05.04.22).

2. Дробышева И. От локальных проектов к трансграничной кооперации // Российская газета: спецвыпуск 2017. № 297 (7463) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2017/12/29/kitaj-realizuet-na-dalnem-vostoke-28-proektov-na-4-mlrd-dollarov.html (дата обращения: 08.04.22)

3. Кузнецов А.И. Губернатор провинции Хэйлунцзян предложил строить в Хабаровске теплоходы для круизов в Китай // Морские вести России. 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://morvesti.ru/news/1683/43565/?sphrase_id=3486547 (дата обращения: 06.04.22).

4. Мешков А.А. Хабаровский край намерен укреплять взаимоотношения с Китаем -губернатор // Интерфакс-Россия. 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax-russia.ru/far-east/news/habarovskiy-kray-nameren-ukreplyat-vzaimootnosheniya-s-kitaem-gubernator (дата обращения: 05.04.22).

5. Петраков В.В., Лукин А.Л. Международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2»: текущее состояние и перспективы // Известия Восточного института 2018. № 3. С. 88-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.