Научная статья на тему 'ГРАФИКА АРИАДНЫ ЭФРОН В КОЛЛЕКЦИИ "МЕМРИЛЬНОГО ДОМА-МУЗЕЯ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В БОЛШЕВЕ"'

ГРАФИКА АРИАДНЫ ЭФРОН В КОЛЛЕКЦИИ "МЕМРИЛЬНОГО ДОМА-МУЗЕЯ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В БОЛШЕВЕ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИКА / РИСУНКИ / АРИАДНА ЭФРОН / АТРИБУЦИЯ / КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЕЯ / ДОМ-МУЗЕЙ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В БОЛШЕВЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куценко Елена Владимировна

В собрании «Мемориального Дома-музея Марины Цветаевой в Болшеве» Музейного объединения Королёва в ряду уникальных предметов, принадлежащих поэту и ее семье, находится небольшая коллекция графических работ, выполненных в разные периоды жизни Ариадной Эфрон дочерью Марины Цветаевой. Опубликованные переписка поэта, письма и воспоминания самой Ариадны Сергеевны стали важным источником, позволившим уточнить атрибуцию графических листов, поступивших от дарителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHICS BY ARIADNA EFRON (1912-1975) IN THE COLLECTION OF THE "MARINA TSVETAEVA MEMORIAL HOUSE-MUSEUM IN BOLSHEV" OF THE KOROLEV MUSEUM ASSOCIATION

In the collection of the Marina Tsvetaeva Memorial House-Museum in Bolshevo of the Korolev Museum Association, among the unique items belonging to the poet and her family, there is a small collection of graphic works made in different periods of her life by Ariadna Efron, Marina Tsvetaeva's daughter. The published correspondence of the poet, letters and memoirs of Ariadna Sergeevna herself became an important source that allowed us to clarify the attribution of graphic sheets received from donors

Текст научной работы на тему «ГРАФИКА АРИАДНЫ ЭФРОН В КОЛЛЕКЦИИ "МЕМРИЛЬНОГО ДОМА-МУЗЕЯ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В БОЛШЕВЕ"»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МУЗЕЙ И ГОРОД»

яля

УДК 069 ББК 79.1

DOI 10.34685/Н1.2022.37.2.001

ГРАФИКА АРИАДНЫ ЭФРОН В КОЛЛЕКЦИИ «МЕМРИЛЬНОГО ДОМА-МУЗЕЯ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В БОЛШЕВЕ»

Куценко Елена Владимировна,

Заслуженный работник культуры РФ, директор, Музейное объединение «Музеи наукограда Королёв», Королёв, Россия, e.kucenko@bk.ru

Аннотация

В собрании «Мемориального Дома-музея Марины Цветаевой в Болшеве» Музейного объединения Королёва в ряду уникальных предметов, принадлежащих поэту и ее семье, находится небольшая коллекция графических работ, выполненных в разные периоды жизни Ариадной Эфрон дочерью Марины Цветаевой. Опубликованные переписка поэта, письма и воспоминания самой Ариадны Сергеевны стали важным источником, позволившим уточнить атрибуцию графических листов, поступивших от дарителей.

Ключевые слова

Графика, рисунки, Ариадна Эфрон, атрибуция, коллекция музея, Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве.

В рамках программы Международной Цветаевской научной конференции, состоявшейся 26-27 сентября 2020 года в мемориальных музеях поэта в Королеве и Москве, прошел вечер памяти известного цветаеведа, библиофила, специалиста по истории русского зарубежья Льва Абрамовича Мнухина (1938-2020), на котором его вдова Валентина Николаевна, выполняя волю мужа, передала в дар королевскому музею М.И. Цветаевой

уникальные мемориальные предметы, связанные с семьей поэта, долгие годы находившейся в эмиграции в Германии, Чехии, Франции, и возвратившейся в 1939 году в советскую Россию, где первым адресом проживания стало подмосковное Болшево (ныне район г.о. Королев).

Поступившие из личной коллекции Л.А. Мну-хина в музей графические листы в количестве 7 единиц, выполнены Ариадной Сергеевной Эф-

рон (1912-1975), дочерью Марины Ивановны Цветаевой, переводчицей, мемуаристкой, художником, и, по сохранившимся владельческим надписям, датируются 1928-1929 годами. То есть, рисунки относятся к тому периоду, когда Аля, как звали ее близкие, жила с родителями во Франции.

Надо заметить, что графические работы А. С. Эфрон, на момент поступления дезидерат, уже содержались в собрании музея в количестве 11 единиц хранения. Поступление новых 7 листов актуализировало задачу более внимательного изучения этой художественной части мемо риаль-ного собрания музея, связанного с членами семьи поэта, находящимися вместе с Мариной Ивановной Цветаевой на печально знаменитой болшевской даче.

Сохранившиеся, несмотря на жизненные перипетии, рисунки Ариадны Сергеевны Эфрон ныне большей частью хранящиеся в государственных музейных и архивных фондах, а также ее письма и воспоминания, ранее изучались и опубликованы в работах М. И. Белкиной, Р. Б. Вальбе, Е.Б. Коркиной и других исследователей.

В данной статье внимание сосредоточено на коллекции графики, а именно 18 листах, поступивших в дар болшевскому музею в период с 1994 по 2020 годы из нескольких личных собраний исследователей биографии и творчества поэта, и принятых в музейное собрание как оригинальные авторские работы А. С. Эфрон. Уточнение атрибуции — цель исследования, так как решение задач по установлению и обоснованию авторства и подтверждение происхождения графических листов, позволит ввести эту часть художественного собрания в научный оборот, сделать шаг к подготовке издания коллекции болшевских раритетов и меморий, связанных с М. И. Цветаевой, родными и близкими поэта1.

В работе над статьей автор использовал опубликованный эпистолярий семьи Цветаевых-Эфрон, который является в полной мере уникальным корпусом подлинных документов, позволяющим увидеть отдельные эпизоды и важные детали ее жизни, а также вышедшие в свет исследовательские работы по цветаеведению и истории художе-

ственной жизни русской эмиграции (список основной библиографии прилагается), и, наконец, метод сравнительного анализа с опубликованными работами А.С. Эфрон.

Первое поступление графики А.С. Эфрон относится к началу истории формирования коллекции и деятельности болшевского музея — это, переданный в 1994 году в дар от Р. Б. Валь-бе2 и внесенный в фондовые учетные документы с обозначением КП 996, Рисунок акварелью А.С. Эфрон на плотной бумаге. Период 1950-х годов. 20X14,3 см с авторской надписью по низу листа: «(2 я серия) «Адкин — разрушитель» (забор ломает)»3 с изображением со спины женщины в платке, «ватнике», зеленой юбке, сапогах у угла деревянного сооружения в снежном сугробе. Судя по сюжету и содержанию текста, рисунок относится к периоду «вечного поселения» Эфрон в Туруханске и является портретной зарисовкой подруги по ссылке Ады Александровны Феде-рольф (Шкодиной), прошедшей с А.С. Эфрон путь от пересыльной тюрьмы до последних дней жизни. Рисунок фиксирует тяжелые условия быта сосланных, в которых женщинам, чтобы выжить требовалось здоровье, физическая сила и выносливость, ведь помимо работы за зарплату, которой едва хватало на скудное питание, своими силами необходимо было ремонтировать жилище, обеспечивать себя водой и дровами, вести весь свой нехитрый быт. Из письма А.С. Эфрон Б.Л. Пастернаку 8 сентября 1950 г. «Всё домашнее делаю сама, готовлю, стираю, мою полы, таскаю воду, пилю, колю, топлю»4. Но автор рисунка обладает силой духа, чтобы подняться над бытовыми невзгодами, что и передает ироничная интонация надписи. (Илл.1.)

1 В статье воспроизведены только музейные предметы, находящиеся в собрании Музейного объединения «Музеи наукограда Королев» отдел «Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве», поэтому в подписи не указывается их принадлежность.

2 Руфь Борисовна Вальбе (1925-2012), литературовед, исследователь творческого наследия А. С. Эфрон, составитель ее собрания произведений "История жизни, история души" в трех томах, изданного в 2008 году. Р.Б. Вальбе познакомилась с А. С. Эфрон в 1955 году.

3 Далее по тексту статьи курсивом приводятся записи в Книге поступления музея названия, под которыми графические работы А.С. Эфрон хранятся в фондах мемориального музея и описания музейных предметов.

4 История жизни, история души: В 3 томах. Т. 1. Письма 1937-1955 гг. / Составитель, подготовка текста, подготовка иллюстраций, примечания Р.Б. Вальбе. Москва: Возвращение, 2008. С.11.

Илл. 1. А. С. Эфрон. Рисунок акварелью на плотной бумаге. 1950. 20х14,3 см с авторской надписью по низу листа: «(2 я серия) «Адкин - разрушитель» (забор ломает)».

Датировка рисунка может быть уточнена при внимательном прочтении опубликованных писем, из которых становится ясно, что первые краски в Туруханске Ариадна получила только феврале 1950 года, ранее они были изъяты из посылки при досмотре. В своем письме к Е.Я. Эфрон и З.М. Шеркевич еще 25 июля 1949 года она просит прислать «необходимы акв<арельные> краски и кисти раз-н<ых> размеров и возможно больше бумаги писчей и рисовальной, цветные, простые и химич<еские> карандаши, черн<ильный> порошок, чернильница пластмассовая»5. В письме к Б.Л. Пастернаку от 5 января 1950 г. признается: «...пытаюсь быть художником без красок, кистей, а на это уходит не только всё рабочее, но почти и всё нерабочее время»6.

Рисунок мог быть исполнен не ранее сентября-октября 1950 года, когда, как понятно из писем, у автора может появиться время и «в течение ближайших нескольких дней, утрясётся наша

возня с новой квартирои, начну рисовать и непременно пришлю несколько местных видов — Енисей и наш домик, чтобы вы могли себе представить, где и как я живу. Если будет малейшая возможность, пришлите мне рисовальной бумаги (полуватман), у меня оставалось много, в листах и альбомах, а то здесь ведь не достать...»7, а изображенный в акварели снег, появляется в Туруханске уже в начале осени, ведь это место находится в «60 км от Полярного круга»8.

В 2008 году в собрание поступили из того же источника два Карандашных Рисунка А. С. Эфрон КП1381/1-2 1). «Дама в платье». 6 х10см и 2). «Женщина в платье, фартуке, с голыми ногами». 6x9,5см. Рисунки наклеены на бумагу бежевого цвета. Помятость, потертости. Находились в доме Р. Б. Вальбе, записано в Книге поступлений. Происхождение этих рисунков, казалось бы, должно не вызывать сомнения в точности атрибуции в части авторства. Однако характер изображения, небрежно копирующий силуэт и основные детали композиции фигур, буквально повторяющий опубликованные эскизы театральных костюмов А. С. Эфрон, но с заметным отсутствием цельности линии и свободы в движении карандаша в абрисе, пометы стрелками в нижнем крае листов и, внимание (!), размер листов бумаги, позволяют высказать предположение, что оба рисунка являются кроками-кальками и могли быть выполнены при подготовке дизайн-макета для публикации оригинальных эскизов театральных костюмов А. С. Эфрон в технике акварели и цветного карандаша, размещенных на цветной вклейке в журнале «Нева» за 1989 год № 4, для которого составление, текстологию и примечания писем А.С. Эфрон готовила Р. Б. Вальбе, и, в итоге, усомниться в авторстве Эфрон, указанном при поступлении рисунков. (Илл.2-4.)

Тогда же в 2008 году в музей поступил от Р.Б. Вальбе Рисунок «Домик в Туруханске». Акварель. 1950-е гг. Эфрон А.С. 15x21см. Описание: дом с пристройкой, лавочкой в центре, елка в правом нижнем углу. В рамке, под стеклом, с окантовкой. 24,5x29,5см. КП1379 (Илл.5.)

5 Там же. С.100.

6 Там же. С.97.

Из письма к Е. Я. Эфрон и З.М. Шеркевич от 18.06.1950 г. Там же. С.109.

Ариадна Эфрон. «А душа не тонет...». Письма 1942-1975. Воспоминания. // Составление. Подготовка текста. Примечания и подбор иллюстраций Р.Б. Вальбе. Москва: Издательство Культура, 1996. С.148

7

8

Илл. 2. Рисунок карандашом. «Дама в платье». 6х10 см.

Илл. 4. Вкладка цветная в журнале «Нева» 1989, №4.

Илл. 3. Рисунок карандашом. «Женщина в платье, фартуке». 6x9,5см.

Илл. 5. А. С. Эфрон. Рисунок «Домик в Туруханске». Бумага, акварель. 1950. На обороте обнаружена авторская подпись: «Наш домик. Туруханск, июль 1950".

Рисунок хранился в фондах музея в оформленном владельцем виде, исключающим прочтение возможных надписей и подписей на обороте листа. Но изображенный на нем дом, позволял предположить, что он похож на тот, что был куплен за 2500 рублей (1000 прислал Пастернак, 1500 — от проданных вещей Ады, сообщает Аля в письме к Е.Я. Эфрон и З.М. Ширкевич 18 июня 1950 года.)9, который стал первым собственным жильем у А.С. Эфрон за последние, в тот момент, почти 40 лет. В этом письме она описывает дом так: «Представьте себе маленький домик на берегу Енисея, под крутым обрывом, настоящий отдельный домик — одна светлая и довольно большая комната, крохотная кухонька с плитой, маленький чуланчик и маленькие сени, вот и все. Три окна, на восток, на юг и запад. Домик в хорошем состоянии, что здесь необычная редкость, построен всего два года назад, отштукатурен и побелен снаружи и внутри, настоящие двери с настоящими ручками, новый гладкий пол, высокий (по здешним понятиям) потолок». Да, это тот дом, что стоит под обрывом, как позже напишет Эфрон в «Записках о поездке по Енисею», «притулившись к склону», «угору»10. Он встречается в целом ряде опубликованных ранее акварелей и рисунков Ариадны Сергеевны. Датировка рисунка предположительно начало 1950-х годов. Ведь после освобождения Эфрон не смогла бы сделать рисунок с натуры, совершая поездку по Енисею в 1965 году, так как дом был уже разрушен, что она и отметила в своих записках.

При подготовке рисунка к фотографированию в июне 2021 года для нового тематического цветаевского сайта музея, он спустя десятилетия был размонтирован, и на обороте обнаружилась авторская подпись: «Наш домик. Туруханск, июль 1950», которая подтвердила наши предположения.

Рисунку домика по исполнению и колористическому решению близка пейзажная зарисовка, записанная в учетных документах музея, почему-то, как Картина А. С. Эфрон «30 мая 1955 Туруханск». КП1827, переданная в 2013 году в дар

9 Там же. С.109.

10 Ариадна Эфрон. «А душа не тонет...». Письма 1942-1975. Воспоминания. // Составление. Подготовка текста. При-

мечания и подбор иллюстраций Р.Б. Вальбе. - Москва: Издательство Культура, 1996. С. 255.

Илл. 6. А. С. Эфрон. Рисунок «30 мая 1955 Туруханск». Бумага, акварель.

Л.А. Мнухиным. Изображены: забор, скамейка. Дерево без листьев, выше — 2 большие и 1 маленькая елки. Надпись на обороте: «30 мая 1955 Туруханск». Плотная бумага, цветная акварель. 38,5х30 см. На бумаге выдавлен текст: VELIN — P.D.R. (ISERE). Поясним, что VELIN (фр.) — тонко выделанная кожа, пергамент. Веленевая бумага или велень — высокосортная, как и верже, бумага из целлюлозы, плотная чуть желтоватого оттенка, предназначенная для графических работ. Заметно, что в этом рисунке качество бумаги позволяет акварели быть прозрачной и в целом в пейзажной зарисовке автор добился большей легкости и воздушности, чем в предыдущем листе. Этот рисунок можно позволить себе дополнить стихотворными строками самой Ариадны Сергеевны: На солнце вспыхнула сосна // И замерла, сияя.// Вот и до нас дошла весна // В последних числах мая. 1951 г.п.(Илл.6.)

11 История жизни, история души: В 3 томах. Т. 3. Письма 1937-1955 гг. Указ. соч. С. 93.

В изобразительном наследии А. С. Эфрон, хранящимся в фондах Дома-музея в Королёве (как, впрочем, и в других музеях РФ, например, Краеведческого музея Туруханского района) содержатся четыре новогодние «открытки» хенд-мейд. Одна поступила в 1997 году от А. А. Саа-кянц12, а остальные в 1999 и 2004 годах от Р. Б. Вальбе. Они могут быть датированы 1950-ми годами. Известно, что собственные открытки Ариадна рисовала вместо тиражных, называя их «хворыми»13. (Илл.7-10.)

Илл. 7. А. С. Эфрон. Новогодние поздравительные открытки. Бумага, акварель, белила. 1950-е годы.

Илл. 8. А. С. Эфрон. Новогодние поздравительные открытки. Бумага, акварель, белила. 1950-е годы

Илл. 9. А. С. Эфрон. Новогодние поздравительные открытки. Бумага, акварель, белила. 1950-е годы

12 Анна Александровна Саакянц (1932-2002), литературовед, крупнейший специалист по творчеству М.И. Цветаевой, вместе с А.С. Эфрон занималась публикацией наследия поэта, возвращая его читателю.

13 В письме Е. Я. Эфрон и З.М. Ширкевич от10 мая 1948

года. История жизни, история души: В 3 томах. Т. 1. Письма

1937-1955 гг. Указ. соч. С.70.

Илл. 10. А. С. Эфрон. Новогодние поздравительные открытки. Бумага, акварель, белила. 1950-е годы.

Две открытки с изображением ребенка в шубке с капюшоном адресуются к фольклорной художественной традиции народов Севера. Образ зимы с непременными елкой и снежинками дополнен изображением белой собаки,

напоминающем северных ездовых животных, которых она видела в Туруханске и о которых писала: «Очень много собак — пушистых лаек, которые совсем не лают и очень добрые. Зимой их впрягают в нарты и на них возят — дрова, воду»14. Две другие открытки тяготеют в изобразительном мотиве к европейской традиции: главное — образ ребенка в красном комбинезоне, шапочке или красной длинной шубке и колпаке, с елкой в руках, символизирующего юность года. Рисунки выполнены акварелью, белилами, гуашью и оставляют светлое оптимистичное настроение. В правом верхней части располагается надпись: «С новым годом!».

На рисунке, вписанном в круг, с оборота сохранилась авторская подпись красными чернилами: «С Новым 1957 годом, Машенька!». Открытка относится к новому периоду жизни А. С. Эфрон, наступившему после освобождения из мест ссылки. Можно предположить, что адресатом могла быть Мария Иосифовна Белкина15, к которой Ариадна Сергеевна так часто обращалась.

Как выше уже отмечалось, одним из фон-дообразователей на начальном этапе сложения коллекции была А. А. Саакянц, от которой в 2001 году музей получил в дар лист размером 10 х12см — Экслибрис Л.М. Турчинского, выполненный на плотной бумаге, ручной печатью в одну краску — в технике линогравюры (в описание ошибочно указана типографская печать). Композиция состоит из изображения женской фигуры с раскрытой книгой в правой и пером в левой руке, сидящей на стопке книг, окаймленной надписью полукругом «Exlibris Л.М. Турчинского». (Илл.11.)

А. С. Эфрон близко общалась со Львом Михайловичем Турчинским (литературовед, библиограф, филолог, в 1961-1975 сотрудник Музея изобразительных искусств им. Пушкина), прежде всего потому, что областью его научных ин-

14

Из письма Е. Я. Эфрон и З.М. Ширкевич от 23 августа 1949 года. История жизни, история души: В 3 томах. Т. 1. Письма 1937-1955 гг. Указ. соч. С.88.

Мария Иосифовна Белкина (1912-2008), литературовед, мемуарист, писатель, автор книг о судьбе и творчестве М. И. Цветаевой. Познакомилась с поэтом в 1940 году, после возвращения М. И. Цветаевой из эмиграции. В доме Белкиной и ее мужа Анатолия Кузьмича Тарасенкова хранился ее архив, который позже М. И. Белкина разбирала вместе с А. С. Эфрон.

Илл. 11. А. С. Эфрон. «Экслибрис Л.М. Турчинского». Линогравюра, ручная печать.

тересов и собирательства была русская поэзия XX века и, в частности, творчество Марины Цветаевой. Он составитель сборника воспоминаний о поэте, автор комментариев к воспоминаниям самой Ариадны Эфрон. Авторство Эфрон подтверждается опубликованием фрагмента экслибриса в 2008 году в каталоге «Нить Ариадны», сопровождавшем выставку в московском Доме-музее М. И. Цветаевой16. (Илл.12.)

В описи графических работ А. С. Эфрон, которые переданы в 2020 году в коллекцию Дома-музея Марины Цветаевой в Болшеве Музейного объединение Королева из частного собрания Л. А. Мнухина (это стало самое большое поступление оригинальных работ автора за последние 10 лет) также есть гравюра, выполненная на линолеуме. Это Иллюстрация к роману «Легенда об Уленшпигеле» Шарля Де Костера: со сценой в Таверне. 26,5х19,8см. МОК МЦБ ВХ-1/20, которая ранее публиковалась, но в варианте оттиска с акварельной докраской. Оттиск, поступивший в собрание музея, сделан с той же доски, что

16

Нить Ариадны: выставка из фондов Дома-музея Марины Цветаевой и частных собраний Л. Мнухина, Р. Валь-бе, Е. Коркиной, М. Белкиной, Л. Турчинского: [альбом]/ сост. и авт. вступ. ст. Н. Громова. Москва.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. 3 с.: ил. С. 37.

Илл. 12. А. С. Эфрон. Иллюстрация к роману «Легенда об Уленшпигеле» Шарля Де Костера со сценой в таверне. Начало 1930-х годов. 5Х19,8см.

и иллюстрация, воспроизведенная в небольшом альбоме «А.С. Эфрон. Рисунок. Акварель. Гравюра. 2003»17. Авторство не вызывает сомнений, а вот с владельческой датировкой 1928-1929 гг. позволим не согласиться и предположим, что гравюра выполнена позже, в 1930-1933 годах, т.е. не ранее периода овладения молодым художником приемами работы в технике линогравюры. К этому времени относятся сообщения о сдаче экзаменов, поступлении и учебе дочери по классу иллюстрации и гравюры в письмах С. Я. Эфрон к сестре Е.Я. Эфрон от 28 марта 1931 года: «Недавно меня обрадовала Аля. Она учится во фрац<узской> школе по классу иллюстрации. Там недавно был годовой конкурс и Алины рисунки прошли первыми. Благодаря этому ей предло-

Ариадна Эфрон. Рисунок. Акварель. Гравюра. Издательство «Возвращение», Музей Марины Цветаевой в Болшеве / Составитель Р. Вальбе, вступление Ю. Герчук. — Типография «Новости», 2003. — 72 с., ил. С.33.

жили бесплатно обучаться гравюре»18, в другом письме тому же адресату об Але — «она продолжает работу над гравюрой и идет в школе первой. Несмотря на то, что она первая ученица — я не особенно верю, что это ее призвание. Пишет она гораздо сильнее, чем рисует, да и подход ее к живописи и рисунку скорее литературный»19. Из письма М.И. Цветаевой А. А. Тесковой 8 октября 1931: «Вернулась из Бретани Аля... На днях начинаются ее занятия в школе, берет три курса: иллюстрацию, гравюру по линолеуму (по дереву — не по средствам, обзаведение не меньше, чем 300 фр<анков>) и натуру»20.

Конечно, эти ранние художественные опыты А. С. Эфрон, созданные в период поступления и обучения в высшей Школе Лувра21, вызывают особый интерес.

Еще до передачи в музей отдельные листы как, например, Рисунок тушью и пером «Женщина у стола». 28х22,5 см. не один раз публиковался, в том числе и в каталоге вышеупомянутой выставки22, и в альбоме «А. С. Эфрон. Рисунок. Акварель. Гравюра» под названием «Бретонки. Август. 1929»23. По-видимому он входил в серию натурных зарисовок тушью, которая сложилась во время поездки юного автора в провинцию Бретань в 1929 году. Об этой поездке есть упоминание в письмах М. И. Цветаевой своему

18

Цветаева М. Неизданное. Семья: история в письмах/ Составление, подготовка текста, комментарии Е. Б. Корки-ной. М., 1999. С.351.

19 Там же, С.354.

20 Цветаева М. И. Письма к Анне Тесковой. — Болшево. Московская область: муниципальное учреждение культуры «Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве».Типография «Новости», 2008. 512с., ил. С.154

21 Поступление Али в «Ecole du Louvre» состоялось не ранее осени (октябрь) 1929 года. Это становится ясно из писем М. И. Цветаевой. В письме, которое составители широко датируют 1929 годом, Цветаева сообщает А. Те-сковой: «Аля поступила в «Ecole du Louvre» - на ряд лекций, через 3 года будет диплом. Значит, у меня еще меньше времени на себя: стихи» (цит. Цветаева М. И. Письма к Анне Тесковой. С. 127).

22 Нить Ариадны: выставка из фондов Дома-музея Марины Цветаевой и частных собраний Л. Мнухина, Р. Вальбе, Е. Коркиной, М. Белкиной, Л. Турчинского:[альбом]/ сост. и авт. вступ. ст. Н. Громова. - Москва. : Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. 3 с.: ил. С. 38.

23 Ариадна Эфрон. Рисунок. Акварель. Гравюра. С. 12.

постоянному адресату А. А. Тесковой 7 августа 1929 года «Отправляю Алю на 2 недели в Бретань, к Лебедевым»24 и позже 6 сентября «.. .за вот уже месяц неписания (Алина Бретань!) — за все это и другое многое — хочу в середине октября съездить в Бельгию»25. Рисунок отличается лаконизмом, выразительностью скупой и непрерывной линии, точно схватывающей детали одежды и фигуры натуры. (Илл.13-15.)

24 Цветаева М. И. Письма к Анне Тесковой. Указ. соч. С.113. Владимир Иванович Лебедев (1884-1956), один из соредакторов «Воли России». Цветаева дружила с ним и его женой М. Н. Лебедевой с 1922.

25 Там же. С.116.

Илл. 14. А. С. Эфрон. Рисунок «Пожилая женщина на скамейке». Бумага, перо, тушь. 28х22,5 см.

Илл. 13. А. С. Эфрон. Рисунок тушью и пером «Женщина у стола» (Бретонки. Август 1929). 28х22,5 см.

По технике исполнения (тушь, перо), стилистике и даже размерам к нему близки еще два графических листа: Пожилая женщина на скамейке МОК МЦБ ВХ-5/20 и Женщины держит таз МОК МЦБ ВХ-3/20, которые, можно предположить, созданными в одно время и относящимися к названной выше бретонской серии рисунков.

Несмотря на скупость художественных средств, рисунки демонстрируют острый глаз, наблюдательность, владение инструментом, в данном случае — это перо, росчерк которого, одной

Илл. 15. А. С. Эфрон. Рисунок «Женщина держит таз». Бумага, тушь, перо. 22,5 х17,5 см.

линий передает объем, плотность фигуры, детали одежды и даже возраста лиц.

Рисунки тушью и карандашом А.С. Эфрон этого периода эмиграции отличает фигуратив-ность, точность линии и штриха. Эти рисунки — самая ранняя часть изобразительного наследия Эфрон в музейной коллекции, является для нас и самой ценной, т. к. мы имеем дело, по-видимому, с той частью графических листов, которые попа-

ли в Россию из Франции, и, возможно, были привезены вместе с личными вещами М. И. Цветаевой. Возможно, что о таких рисунках упоминает Р.Б. Вальбе, и вероятно, со слов самой Ариадны Сергеевны: «Марина Ивановна привезла с собой из Франции в 1939 году в специальном конверте (он сохранился) рисунки дочери»26.

К «французским» рисункам А. С. Эфрон, происходящим из частного собрания Л. А. Мну-хина, выполненных в карандаше, относятся два листа, в описи одинаково поименованных: Группа детей МОК МЦБ ВХ-6/20 размер 31,5 х23,5 см и ВХ-7/20 размер 35,5 х 26,5 см, соответственно с группой из 7 и 6 фигур, композиции в которых отличаются разной степенью проработанности в изображении детей и девушек. Очевидно, что это подготовительные наброски к выполнению задания по композиции с фигурами или предварительный эскизный материал замысла иллюстрации. (Илл.16-18.)

И еще один графический лист из коллекции Мнухина: «Ребенок в шляпе». МОК МЦБ ВХ-2/20 22,5х17,5 см — набросок карандашом

Илл. 16. А. С. Эфрон. Рисунки «Группа детей». Бумага, карандаш. Начало 1930-х годов. 31,5 х23,5 см, 35,5х26,5 см.

26 Марина Цветаева в XXI веке: XIII и XIV Цветаевские чтения в Болшеве: Сборник докладов — М.: Музей М. И. Цветаевой в Болшеве, 2003. — 320 с. С.168.

Илл. 17. А. С. Эфрон. Рисунки «Группа детей». Бумага, карандаш. Начало 1930-х годов. 31,5 х23,5 см, 35,5x26,5 см.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

Илл. 18. А. С. Эфрон. Рисунок «Ребенок в шляпе». Бумага, карандаш. 22,5 х17,5 см .

13

сидящей фигуры ребенка в панаме с мячом. На обороте листа имеется владельческая надпись — «А. Эфрон 1930 г.». Автором сделаны буквально несколько линий, фиксирующие объем фигуры в профиль, кисти руки и ноги ребенка в сандалиях. Но тем ценен он, так как раскрывает творческую «кухню» молодого художника,

обращающего свой взгляд на обычные, казалось бы, не примечательные детали жизни, передающие ее содержание, эти мгновенно выхваченные из общей бытовой картины ее отдельные черты.

Группируя графику по хронологии поступления, дарителям и художественному материалу, следует вернуться вновь к работам, поступившим от Р.Б. Вальбе, в начальном периоде формирования коллекции, и представить единственную работу в технике бумажной Аппликации «Сбор плодов» 27х 18,7 см КП 997 — небольшой лист с профильным изображением двух сидящих, напротив друг друга, женщин, выполненным из цветной бумаги. Условная пространственная композиция с фигурами, расположенными слегка по диагонали, уравновешенными в противоположных углах силуэтом петуха на траве и кучей яблок, оставляют ощущение присутствия гончаровского духа в этой простой деревенской сценке. Аппликация (по учетным документам — 1950-е гг.) демонстрирует умение автора работать локальным пятном и плоским выразительным силуэтом. Фон композиции —светло-коричневого оттенка плотная бумага, дополняющая общее теплое колористическое решение, соответствующее осеннему сюжету. (Илл.19.)

Удивительным образом, но эта аппликация, сюжетно адресующая к известному триптиху «Сбор плодов» Н.С. Гончаровой, основной мотив творчества которой, ясно сформулировала когда-то Марина Цветаева, «времена года в труде, времена года в радости», напоминает об истоках художественной профессии Ариадны Сергеевны, о периоде ее парижского ученичества, о том, что среди ее наставников на входе в профессию была великая и великолепная «амазонка авангарда» Наталия Гончарова, помогавшая талантливой и юной Але постигать основы изобразительного языка.

Небольшая количественно, но разнообразная по составу (материалу, технике исполнения и сюжетам) коллекция графических работ А. С. Эфрон музея, охватывает практически весь жизненный и творческий путь автора, начиная от времени ученичества во Франции (конец 1920-х гг.) и вплоть до последних лет жизни в разных географически обозначенных местах СССР.

Это ценная с точки зрения изучения жизненного и творческого пути меморианта коллекция: и графика периода ссылки, и, конечно,

Илл. 19. А. С. Эфрон. Аппликация «Сбор плодов». Цветная бумага. 1950-е годы. 18,7x27 см.

те рисунки французского периода, что важны как для понимания меры таланта их автора, так и масштабов несправедливости и невозможности раскрытия и реализации талантливого художника.

Графика А. С. Эфрон, светлая и сдержанно лирическая по тональности и исполнению, оценивается исследователями в контексте с существовавшими социальными и политическими реалиями, отразившимися в судьбе одного человека и ее близкого окружения как суровый документ эпохи и мера непросто порицания, а исторического приговора времени и его акторам, несущих всю меру ответственности за содеянное. С такой оценкой трудно не согласиться.

Для собрания Мемориального Дома-музея Марины Цветаевой в Болшеве Музейного объединения Королева и для российской культуры коллекция имеет историко-художественное значение как памятник наследия, раскрывающий страницы истории отечественной культуры, связанный с жизнью всемирно известного русского поэта и его семьи. Работа с собранием музея будет продолжена в прояснении еще одного

листа с зарисовкой женской головки и автографом Ариадны Сергеевны (предположительно, поэтического перевода с французского).

Список литературы

1. Ариадна Эфрон. «А душа не тонет. ». Письма 1942-1975. Воспоминания. // Составление. Подготовка текста. Примечания и подбор иллюстраций Р.Б. Вальбе. Москва: Издательство Культура, 1996.

2. Ариадна Эфрон. Рисунок. Акварель. Гравюра. Издательство «Возвращение», Музей Марины Цветаевой в Болшеве / Составитель Р. Вальбе, вступление Ю. Герчук. Типография «Новости», 2003. 72 с., ил.

3. Белкина М. И. Скрещенье судеб: Попытка Цветаевой. Попытка детей ее. Попытка времени, людей, обстоятельств. Встречи и невстречи / М.И. Белкина; предисловие Н. А. Громовой. Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017. 717 с., ил.

4. История жизни, история души: В 3 т. Т. 1. Письма 1937-1955 гг. / Составление, подготовка текста, подготовка иллюстраций, примечания Р.Б. Вальбе. Москва: Возвращение, 2008.

5. Марина Цветаева в XXI веке: XIII и XIV Цветаевские чтения в Болшеве: Сб. докладов. М.: Музей М. И. Цветаевой в Болшеве, 2003. 320 с.

6. Нить Ариадны: выставка из фондов Дома-музея Марины Цветаевой и частных собраний Л. Мнухина, Р. Вальбе, Е. Коркиной, М. Белкиной, Л. Турчинского: [альбом] / сост. и авт. вступ. ст. Н. Громова. Москва.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. 39 с.: ил. ISBN 978-5-93015-101-5

7. Саакянц А.А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс. «Бесцсмертные имена». М.: ЗАО Центрополиграф, 2002. 827 с., ил.

8. Цветаева М. Собрание сочинений.: В 7 томах. / Сост., подготовка текста, комментарии А. Саакянц и Л. Мнухин. М.: Эллис Лак,1994-1995.

9. Цветаева М. Неизданное. Семья: История в письмах / Составление, подгот. текста, комментарии Е.Б. Коркиной. М.: Эллис Лак, 1999. 592 с., ил.

10. Цветаева М. И. Письма к Анне Тесковой. Болшево. Моск. область: муниципальное учржд. культуры «Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве». Типография «Новости», 2008. 512 с., ил.

11. Журнал «Нева» за 1989 год № 4 ISSN 0130-741X.

GRAPHICS BY ARIADNA EFRON (1912-1975) IN THE COLLECTION OF THE "MARINA TSVETAEVA MEMORIAL HOUSE-MUSEUM IN BOLSHEV" OF THE KOROLEV MUSEUM ASSOCIATION

Kutsenko Elena Vladimirovna,

Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Director, Museum Association "Museums of the Korolev Science City", Korolev, Russia, e.kucenko@bk.ru

Abstract

In the collection of the Marina Tsvetaeva Memorial House-Museum in Bolshevo of the Korolev Museum Association, among the unique items belonging to the poet and her family, there is a small collection of graphic works made in different periods of her life by Ariadna Efron, Marina Tsvetaeva's daughter. The published correspondence of the poet, letters and memoirs of Ariadna Sergeevna herself became an important source that allowed us to clarify the attribution of graphic sheets received from donors.

Keywords

Graphics, drawings, Ariadna Efron, attribution, museum collection, Marina Tsvetaeva House Museum in Bolshevo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.