Научная статья на тему 'ГРАФИК ВАЛЕНТИН ТЕПЛОВ. НОСТАЛЬГИЧЕСКАЯ ТИШИНА'

ГРАФИК ВАЛЕНТИН ТЕПЛОВ. НОСТАЛЬГИЧЕСКАЯ ТИШИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
111
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ ТЕПЛОЕ / ГРАФИКА / ПАСТЕЛЬ / НАТЮРМОРТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Москалюк Марина Валентиновна

В статье раскрываются особенности творческого метода Валентина Павловича Теплова, заслуженного художника России, академика, профессора. На примере отдельных произведений прослеживается специфика колористических гармоний используемой мастером пастели, выверенная логика композиционных приемов, их музыкальность и одушевлённость. Отмечается высокая образность и современная эстетика произведений художника, его уникальный вклад в развитие сибирской графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHICS BY VALENTIN TEPLOV. NOSTALGIC SILENCE

The article reveals the features of the creative method of Valentin Pavlovich Teplov, Honored Artist of Russia, academician, professor. The specifics of the coloristic harmonies of the pastels used by the master, the verified logic of compositional techniques, their musicality and animation are traced on the example of individual works. The high imagery and modern aesthetics of the artist's works, his unique contribution to the development of Siberian graphics are noted.

Текст научной работы на тему «ГРАФИК ВАЛЕНТИН ТЕПЛОВ. НОСТАЛЬГИЧЕСКАЯ ТИШИНА»

DOI: 10.17516/2713-2714-0048 YflK 76

GRAPHICS BY VALENTIN TEPLOV. NOSTALGIC SILENCE

Marina V. Moskalyuk

Siberian Federal University

Siberian State Institute named after Dmitry Khvorostovsky Krasnoyarsk, Russian Federation

Abstract: The article reveals the features of the creative method of Valentin Pavlovich Teplov, Honored Artist of Russia, academician, professor. The specifics of the coloristic harmonies of the pastels used by the master, the verified logic of compositional techniques, their musicality and animation are traced on the example of individual works. The high imagery and modern aesthetics of the artist's works, his unique contribution to the development of Siberian graphics are noted.

Keywords: Valentin Pavlovich Teplov; graphics; pastel; still life.

Citation: Moskalyuk, M. V. (2022) GRAPHICS BY VALENTIN TEPLOV. NOSTALGIC SILENCE. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 3 (12), p. 70-77.

М. В. Москалюк

Сибирский федеральный университет

Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Красноярск, Российская Федерация

В. II. Теплое. Двое. 2007. Картон, пастель. 85x70

Кемеровский областной музей изобразительных искусств

V. P. Teplov. Two. 2007. Cardboard, pastel. 85x70

Kemerovo Regional Museum of Fine Arts

ГРАФИК

ВАЛЕНТИН ТЕПЛОВ.

НОСТАЛЬГИЧЕСКАЯ ТИШИНА

В статье раскрываются особенности творческого метода Валентина Павловича Теплова, заслуженного художника России, академика, профессора. На примере отдельных произведений прослеживается специфика колористических гармоний используемой мастером пастели, выверенная логика композиционных приемов, их музыкальность и одушевлённость. Отмечается высокая образность и современная эстетика произведений художника, его уникальный вклад в развитие сибирской графики.

Ключевые слова: Валентин Павлович Теплое; графика; пастель; натюрморт.

| ТЕМА HOMI-l'A | ISSUE SUBJECT

Валентин Павлович Теплов - заслуженный художник России, академик, профессор, имеющий множество дипломов и медалей, весомых и разнообразных наград, которые были и остаются важнейшими вехами его насыщенного творческого и жизненного пути. Но, думается, главным результатом его талантов и трудов являются не награды и звания, а уникальное творческое наследие и целая плеяда ставших настоящими мастерами учеников. В год 70-летнего юбилея художника более пристально вглядимся в его работы и подчеркнём его личный весомый вклад в развитие графического искусства Сибири и России в целом.

Валентин Теплов родился 12 января 1952 года в Сибири - в деревне Тарасовка на территории современного Тяжинского района Кемеровской области. В процессе творческого становления прошёл серьёзную профессиональную школу: Красноярское художественное училище имени В. И. Сурикова (театрально-декорационное отделение), Московский полиграфический институт (факультет художественно-технического оформления печатной продукции). Особым периодом стала работа в творческой мастерской графики Российской академии художеств (отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока) в Красноярске, которой руководил тогда Виталий Натанович Петров-Камчатский (1936-1993), профессор, ректор Красноярского государственного художественного института.

В. П. Петров-Камчатский - мастер широчайшего диапазона, масштабная личность российского искусства, и для художников первого выпуска творческих мастерских общение с ним давало необходимые стимулы для постоянного творческого поиска и личностного становления. Валентин Теплов называет Виталия Натановича лёгким наставником, потому что он никогда авторитарно не навязывал своего мнения, всячески поддерживал индивидуальность. Камчатский находил время посидеть со своими стажёрами - Валентином Тепловым и Тамарой Думлер - в мастерской за чаем, к которому сам приносил что-то вкусное. Круг обсуждаемых тем был невероятно широк. Именно в такие редкие моменты формировался кругозор, художественное мировоззрение будущих мастеров. Говоря о творческом процессе Валентина Теплова, который в годы работы в мастерских Российской академии художеств параллельно трудился над реалистическими изображения-

И. П. Теплов. Утро. Триптих «Вспоминая Индию». 1996. Картон, пастель. 70x80

Собственность автора

У P. Teplov. Morning. Triptych "Remembering India". 1996. Cardboard, pastel. 70x80

Author's property

ми и условными композициями, Виталий Натанович подчёркивал, что постижение классики даёт возможность решать самые сложные пластические задачи, а в поисках художественной образности неизбежен переход к формализации.

Цветовые поиски Валентин Теплов начал в масляной живописи, постоянно стремясь найти самые выразительные свойства цвета. С пастелью соприкоснулся ещё в училище, но, как говорит сам мастер, не умел ею управлять. И только шаг за шагом живописец освоил в ней все тонкости теплохолодности, валёрности, цветовой вибрации. С годами пастель стала родным материалом, соединяющим лучшее из живописи и графики, дающим возможность сказать всё, что задумано. В сибирском искусстве художников, выбравших пастель главным материалом для самовыражения, не так уж и много. В Омске работал большой мастер пастельного пейзажа Алексей Николаевич Ли-беров (1911-2001), но Валентин Теплов практически не видел его работ: на красноярских выставках они были редкостью. Учился на классике, любимые работы - пастельные этюды 1890-х годов Исаака Левитана (1860-1900), уникальные по живописной красочности и эмоциональной выразительности.

Профессиональная биография мастера разнообразна: Валентин Теплов работал театральным художником в Нукусе и Абакане, преподавал в 1976-1984 гг. в Красноярском инженерно-строительном институте на кафедре рисунка, живописи и скульптуры, в 1984-1989 гг. - в Красноярском художественном училище

В. П. Теплое. Боровое. Этюд.

2001.

Картон, пастель.

80x70

Собственность автора

V. P. Teplov. Borovoye. Etude. 2001. Cardboard, pastel. 80x70

Author's property

им. В. И. Сурикова. И уже более тридцати лет, с 1990 года, Валентин Павлович преподаёт в Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского (ранее Красноярский государственный художественный институт), является бессменным руководителем творческой мастерской станковой графики, профессором, заведующим кафедрой графики [2].

Творческий путь художника проходил в постоянном поиске индивидуального языка, тем и сюжетов: как более выпукло и точно говорит

сам Валентин Павлович, «в поиске новой реальности». На этом пути было немало интереснейших открытий, например полуабстрактный по стилистике и метафизический по образности цикл цветных литографий. Или же плодотворные и яркие произведения в жанре пейзажа, когда пленэрная работа над хакасскими и енисейскими видами заканчивалась обобщёнными и ёмкими образами, неповторимыми в своей утончённой колористической гармонии.

Совершенно уникальный материал художник привёз из путешествия по Индии. Пастели Теплова («Снег в Гималаях», «Закат», «День и ночь» и др.), появляясь на выставках, неизменно привлекали к себе зрителя, заворажи-

вали взгляд не столько необычностью сюжета, сколько выверенной цветовой и световой эстетикой. Как завершение ярких художественных впечатлений в творческой лаборатории художника рождается триптих «Вспоминая Индию» (1996), где в свечении изысканных штрихов и пятен пастели метафорически сопрягаются и точные натурные маркеры (белоснежные вершины далёких гор, запряжённые волами тележки с погонщиками) и мистическая загадочность древней страны, с её мифами и непостижимыми для европейского путешественника тайнами.

Творческие поиски Валентина Теплова - это всегда строжайший отбор, последовательное отсекание всего лишнего, что мешает уловить и запечатлеть на холсте вибрирующую длящуюся эмоцию, мысль, образ. В российском искусстве конца XX - начала XXI века Валентин Теплов занял собственную уникальную нишу. С одной стороны, он выглядит абсолютным классиком или даже консерватором: использует завораживающий и трепетный материал - пастель, которую виртуозно применяли многие отечественные мастера от Венецианова и Кипренского до Серова и Врубеля; намеренно предпочитает традиционные жанры: пейзаж, портрет и, прежде всего, натюрморт, в общем-то мало популярный сегодня. Казалось бы, творчество Теплова - это классика в чистом виде. Заведующая научно-исследовательским отделом Томского художественного музея Татьяна Николаевна Микуцкая назвала Валентина Павловича «музейным художником» [3]. В этом определении подчёркнута и добротная основательность его работ, и их высочайший профессионализм, и выразительная художественная образность, несущая благодаря своей глубине вневременное начало.

Безусловно, творческое наследие сибирского графика не имеет ничего общего с сегодняшним актуальным искусством, которое эпатаж -ными откликами на текущую злободневность пытается шокировать зрителя. Но вместе с тем за внешним эстетизмом и артистичным мастерством исполнения большинства теплов-ских работ чуткий зритель улавливает острую современность мотивов, тем, ассоциаций. Мир пастелей Валентина Теплова абсолютно созвучен нашему сложному и противоречивому времени. Так строить метафоричные художественные миры из самого простого и всем зна-

I ТЕМА НОМЕРА I ISSUE SUBJECT

\ nt ^

A [■ i

Ш

комого материала, так глубоко резонировать с проблемами, сомнениями и поисками человека дано отнюдь не каждому Именно эти качества делают Валентина Павловича остро современным, актуальным для думающей публики художником.

Покоряет и уверенно убеждает строгая мужская режиссура (композиция) в выборе и расстановке предметов натюрморта. Их в творческом арсенале мастера не так уж и много: простые конусы и бутыли, керамические и металлические кувшины и чайники, реже встречается плетёная корзинка, груша или гранат, где-то зернышко, а где-то чесночок. В отдельных наборах предметов натюрмортных пастелей Теплова возникает ощущение парадоксальности, уязвимости, надлома, болезненности. В других чувствуется устойчивость, суровость, невозмутимость, реже - уют, тепло, комфорт.

«Вот у меня там есть двое. Крынка и чайник, повернутый к нам носиком. Такая композиция уже не натюрморт, а театр предметов. У меня актеры - это предметы. Я с ними играю. Я с ними создаю какие-то вещи. То, что мне интересно, я начинаю рисовать, но ответа не жду, не объясняю», - рассказывает об одной из своих композиций автор [3]. И такие режиссерские игры художника с предметами весьма строги: он не допускает в их композиционном построении никакой вольности и даже лёгкого беспорядка. То они чётко двигаются по одной линеечке в работе «Слева направо» (2015), то в серии «Ностальгия» (2013) наглядно демонстрируют нам «Асимметрию» и «Динамику». Но всегда они, малыми группами, парами или в одиночку, жёстко фиксируются мастером в строго отведённом им месте.

Выверенная ясность и логика построения каждой композиции выразительно работает на чуть уловимом контрасте с мягкой бархатистостью пастели, с тонко настроенной нюансировкой оттенков. Цветовая палитра, как правило, сдержанна, но эмоционально насыщенна и содержательна в образном звучании. Чуть будоражащий восприятие зрителя контраст возникает также и во взаимодействии конструктивной чёткости форм изображаемых предметов с приглушённой мягкостью колористических построений. Фактура натюрмортов при полном отсутствии выраженных штрихов и линий ощущается живой, дышащей, в полной

мере работают пастельные тона, с их мягкостью и особым качеством цвета в его переходах.

Хочется отметить как ценнейшее свойство колористических и фактурных построений пастелей Теплова их музыкальность. Этот признак живописного произведения, конечно же, воспринимается как некая метафора, особенно понятная, когда к ней подключается тематический уровень (сюжет, название, конкретный предмет), например в триптихе Валентина Павловича «Музыка» (1994), где главными предметами сложносочинённых натюрмортов становятся музыкальные инструменты. В ассоциативный ряд восприятия сразу же включаются и неповторимые музыкальные тембры изображаемых художником инструментов, и ритмы с акцентами и синкопами, и конкретные музыкальные воспоминания.

Но большинство пастелей Теплова не имеет никаких тематических отсылок к музыке. Однако музыкальность - одно из сильнейших качеств красноярского мастера на уровне авторского стиля. Она возникает как эффект невыразимого словами воздействия цвета, фактуры и ритмов, как некий уровень смешения отдельных приёмов, строящих художественную форму. Так же, как и удивительное состояние одушевлённости, потому что изображённый художником предметный мир располагает воспринимающего к течению мысли, к неспешному, иногда гармоничному, иногда парадоксальному рассуждению. Зритель ощущает себя

В. 77. Теплов. Артефакты. 2015. Картон, пастель.

70x100

Собственность автора

У P. Teplov. Artifacts. 2015. Cardboard, pastel.

70x100 Author's property

В. 77. Теплов. Музыка. Часть триптиха. 1992. Картон, пастель.

70x90

Собственность автора

У P. Teplov. Music. Part oj the triptych. 1992. Cardboard, pastel.

70x90 Author's property

B. II. Теплое. Динамика. Серия «Ностальгия». 2013. Картон, пастель. 70x100

Собственность автора

V. P. Teplov. Dynamics.

'¡he series "Nostalgia". 21)13.

Cardboard, pastel. 70x100 Author's property

в диалоге с изображённым пространством и одновременно в диалоге с самим собой.

Сравним, например, три листа серии «Обратная перспектива» (2014). «Кегля» - тёмный красноватый фон и светлое основание для расстановки предметов, яркие цвета конусов и собственно белая кегля с двумя красными полосками на суживающимся у головки горлышке. Во всём парадность, репрезентативность демонстрирующих себя во всей красе ярких предметов. Маленькие цветные камешки одновременно и усиливают, и гармонизируют сочную декоративность цветовых сочетаний. В следующей композиции «Клаксон», наоборот, берётся светлый фон и тёмное основание, та же

т

(ff^

IP-->> TL - ------ i * /в-__s: л/

самая белая кегля ведёт себя уже сдержанно и серьёзно, а приглушенно сверкающая, сложно закрученная медная трубка клаксона притягивает к себе основное внимание. Тёмный конус перевернутой воронки и прутья металлической сетки добавляют загадочности и метафоричности. И вот ещё один лист - скромная белая «Чаша» на тёмном столе и тёмном красноватом фоне, звенящая тишина, застывший мир, настороженное ожидание. Эмоции, возникающие от бархатистой фактуры и сложных цветовых сочетаний пастели, невозможно вербализиро-вать: они так же сложны и неоднозначны, как используемые мастером цвет и форма.

Казалось бы, чем больше предметов, тем больше должно быть интриг и сюжетных линий, но чаша - небольшое светлое пятно на вибрирующих тёмных - метафоричностью и значимостью содержания перевешивает своих многословных собратьев по серии, общее название которой «Обратная перспектива». Применённый Тепловым приём древнерусской иконописи, когда линии сходятся не в глубине холста, а выходят за его пределы прямо на зрителя, своим глубоким сакральным смыслом в полную силу начинает работать именно в композиции с чашей. Теперь уже иначе смотришь и на два других натюрморта. Зрительно, физически ощущаешь, как странные предметы из плоскости темперы выходят в твой мир, вносят в него неожиданные смыслы, раскрывают тайные связи, которые в повседневной суетности мы зачастую отказываемся замечать. Обратная перспектива - что это? Творческий эксперимент художника? Или постоянно присущая необходимость размыкать окружающее пространство, не отгораживаясь от него вымышленными линиями и дистанциями?

По-немецки натюрморт STILLEBEN - «тихая жизнь». Валентин Теплов умеет создавать для своих актёров-предметов новую реальность, на первый взгляд, действительно тихую. Запёчатлённые его рукой, они живут в пространстве мягкой пастели, но неодушевлённые герои предметных композиций молчать не хотят. Сложные и важные для каждого зрителя смыслы рождаются в мастерски разыгранных монологах и диалогах, реже - в квартетах и многоголосье. Предметы, выбираемые мастером, отнюдь не всегда идеально красивы в обыденной жизни. Но преображенные по законам искусства, они призваны позировать перед

I ГЕМЛ НОМЕРА I ISSUE SUBJECT

зрителем, создавать круг сознательных и подсознательных ассоциаций, неожиданно всплывающих при восприятии тепловских работ и нередко уплывающих в своё небытие. Блуждая взглядом по поверхности пастели, зритель пытается воскресить свои ассоциации, выстроить собственную новую реальность. Эти ассоциации рождаются во внутренних диалогах зрителя, пытающегося разгадать: о чём всё это, что за тайны и мистификации кроются за искусностью мастера и немногословностью его сюжетов [4; 5].

Ностальгическая тишина - вот основное чувство, которое возникает при восприятии большинства тепловских композиций, время замедляет бег, пространство расширяет и углубляет границы, обыденность отступает. Художник не учит своего зрителя, не даёт ему готовых ответов, что такое хорошо и что такое плохо, но ностальгическая тишина его натюрмортов - это постоянно живое дышащее и говорящее пространство, нереальная реальность тонких вибраций человеческой души.

На больших и малых выставках сибирского искусства современная графика представлена практически всеми возможными материалами и направлениями и целым созвездием уникальных мастеров [1]. Столь яркий взлёт графических искусств в существенной мере обусловлен деятельностью Красноярского государственного художественного института (ныне - Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского) и творческой мастерской графики Российской академии художеств в Красноярске. Без преувеличения можно сказать, что Валентин Павлович Теплов внёс в развитие сибирской графики самый существенный вклад, потому что он, кроме таланта художника, награждён еще одним талантом, который отнюдь не зарыт в землю, а на протяжении уже более сорока лет служит людям. Речь идёт о таланте педагога.

Учительский дар трудно сочетается со свободным творчеством, так как требует не меньшей самоотдачи и напряжения внутренних сил. Методические установки в преподавательской деятельности Валентина Теплова выстроены так же логично и последовательно, как и композиции его натюрмортов: от простого к сложному, от постижения уникальности окружающего мира к его творческому преображению. Юбилейная выставка «Валентин Теплов

и ученики», прошедшая в начале 2022 года в залах Отделения Урала, Сибири, Дальнего Востока Российской академии художеств показала плодотворность творческого и педагогического пути мастера. Абсолютно разные, творчески самостоятельные ученики Теплова давно стали уникальными художниками, лауреатами и дипломантами международных, всероссийских и региональных конкурсов, потому что, будучи Учителем, он передавал им не только профессиональные секреты цветовой гармонии, композиционных законов, специфики графических материалов, но и щедро делился своим широчайшим кругозором и учил Искусству с большой буквы, учил подлинному творчеству.

Литература

1. Ломанова, Т. М. Искусство Красноярска. XX век. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Красноярск : Издательство Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры, 2014. - 268 с.

2. Москалюк, М. В. Всё, что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра. - Красноярск : Поликор, 2010. - 288 с. - (Из собраний музеев Красноярского края).

3. Наша культура // Телеканал «Енисей»: официальный сайт. - Красноярск, 2017. - 23 февраля. - URL: https://www.enisey.tv/tv/nasha_kyltyra/post-1926/ (дата обращения 15.07.2022)

4. Худоногова, Е. Ю. Сны о предметах: «мне нравится в них жить...» // Сибирские сезоны: ежегодник художественной жизни Красноярского края: сб. статей / гл. ред. М. Москалюк. - Красноярск : КГХИ, 2005. - Вып. 1(3). - С. 46-49.

5. Худоногова, Е. Ю. Тайна бытия за пределами повседневности: [о творч. худ.-граф. В. Теплова] // Елена. -1998. - №1-2. - С. 12-13.

В. П. Теплов. Клаксон. Триптих «Обратная перспектива». 2014. Картон, пастель. 70x95

Новосибирский государственный художественный музей

V. P. Teplov. 'Ihe klaxon. Triptych "Reverse perspective". 2014. Cardboard, pastel. 70x95

Novosibirsk Slate Art Museum

References

1. Lomanova T. M. Iskusstvo Krasnoyarska. XX vek [The art of Krasnoyarsk. The 20th century]. 2nd edition, updated and redesigned. Krasnoyarsk, Izdatel'stvo Krasnoyarskogo kraevogo nauchno-uchebnogo centra kadrovkul'tury', 2014, 268 p.

2. Moskalyuk M. V. Vsyo, chto v serdce. Xudozhniki Krasnoyar'ya vchera, segodnya, zavtra [Everything that in the heart. Krasnoyarye artists yesterday, today, tomorrow]. Krasnoyarsk, Polikor, 2010, 288 p. (From the Krasnoyarsk region museum collections).

3. Nasha kul' tura [Our culture]. TV channel "Yenisey": official web site. Krasnoyarsk, 2017, 23 February, available at: https://www.enisey.tv/tv/nasha_kyltyra/ post-1926/ (accessed 15.07.2022)

4. Khudonogova E. Yu. Sny' o predmetax: "mne nravitsya v nix zhit'..." [Dreams about items: "I enjoy living among them"]. Sibirskie sezony': ezhegodnik xudozhestvennoj zhizni Krasnoyarskogo kraya: collected articles, ex. ed. M. Moskalyuk. Krasnoyarsk, KGXI, 2005, no. 1(3), pp. 46-49.

5. Khudonogova E. Yu. Tajna by'tiya za predelami povsednevnosti: o tvorch. xud.-graf. V. Teplova [The secret of being beyond everyday life: about the work of the graphic artist V. Teplov]. Elena, 1998, no.1-2, pp. 12-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 .Jw J ( L

"1 иг П Щ

Об авторе

Москалюк Марина Валентиновна - доктор искусствоведения, профессор, почётный член Российской академии художеств, ведущий научный сотрудник Гуманитарного института Сибирского федерального университета (Красноярск), профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории искусства Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск)

E-mail: mawam@rambler.ru

Moskalyuk Marina Valentinovna

Doctor of Arts, Professor, Honorary Member of the Russian Academy of Arts, Leading Researcher of the Humanitarian Institute of the Siberian Federal University (Krasnoyarsk), Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines and Art History of the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky (Krasnoyarsk)

В. П. Теплое. В. [I. Теплое.

Чаша. Триптих Кегля. Триптих

«Обратная «Обратная

перспектива». 2014. перспектива». 2014.

Картон, пастель. Картон, пастель.

70x95 70x95

Новосибирский Новосибирский

государет ее ни ый государственный

художественный музей художественный музей

V P. Teplov. V: P. Teplov.

'Ihe bowl. Triptych 'Ihe pin. Triptych

"Reverse perspective". "Reverse perspective".

2014. 2014.

Cardboard, pastel. Cardboard, pastel.

70x95 70x95

Novosibirsk Slate Novosibirsk State

Art Museum Art Museum

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.