УДК 75.01 ББК 85.143(2)6
DOI: 10.14529^190212
субъективная и объективная реальность в пространстве произведения искусства (на примере работ и. ю. верпеты, ю. д. деева, в. ф. капелько)
М. В. МоскалюК, Т. Ю. Серикова2,
1 Сибирский государственный институт искусств им. Дм. Хворостовского, Красноярск, Российская Федерация
2 Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
Понятие «субъективная реальность», введенное в научный обиход Д. И. Дубровским в 1968 году, в настоящее время активно употребляется в философии и психологии, но в такой области как искусство используется редко. Однако характер и особенности современного художественного творчества не позволяют описывать его в категориях и терминах, свойственных исключительно искусствознанию. Все очевиднее становится ключевое значение понятия «субъективная реальность» для исследования творчества художников рубежа XX и XXI веков, поскольку оно направлено на раскрытие личностного духовного пространства, которое сегодня является определяющим моментом изобразительной творческой деятельности. Поскольку «субъективная реальность» является парным, антитезным понятием объективной действительности и находится с ней в диалектическом единстве, то данные понятия необходимо рассматривать параллельно, сравнивая и противопоставляя их. Наиболее полно и системно это можно сделать на материале изобразительного искусства, отражающего видимую реальность и одновременно выражающего внутренний мир художника. Комплекс методов, свойственных философии и искусствознанию, позволяет найти ответ на вопрос об особенностях бытования объективной и субъективной реальностей в пространстве произведения искусства. В сферу анализа вовлекаются понятия: объективная реальность, субъективная реальность, художественная реальность, пространство произведения искусства, тем самым расширяется и прорабатывается понятийный аппарат философии и искусствознания. Научная новизна приведенных исследований очевидна, так как целенаправленно данные задачи решаются впервые.
Ключевые слова: примитивизм, пространство произведения искусства, субъективная реальность, объективная реальность, художественная реальность.
На протяжении многих веков, начиная с античности, философы работали над постижением реальности, созданной автором в пространстве произведения искусства. Продолжая данную проблематику, поставим себе задачу рассмотреть с современных позиций понятия «субъективная реальность» и «объективная реальность» применительно к художественному творчеству, попытаемся определить их значимость в пространстве произведения искусства. В качестве подтверждений теоретических позиций исследования будут привлечены работы красноярских живописцев Юрия Дмитриевича Деева1, Ирины Юрьевны Верпета2, Владимира Феофановича Капелько3. Все вышеперечисленные живописцы
1 Деев Юрий Дмитриевич (1944—1998) — живописец, член Союза художников СССР. Образование: Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова (1971). Участник художественных выставок с 1971 г. Жил и работал в г. Красноярске с 1980 г.
2 Верпета Ирина Юрьевна (род. 1972) Образование: Челябинское художественное училище. Красноярский государственный художественный институт. Творческие мастерские Российской академии художеств отделение Урал, Сибирь и Дальний Восток. Член Союза художников России (2002). Участник художественных выставок с 1995 г.
3 Владимир Феофанович Капелько (1937—2000) — советский и российский художник, литератор, археолог, общественный деятель. Член Союза художников СССР (1971). Заслуженный художник России (2000).
состоялись как профессионалы высокого уровня, в искусствоведческой среде к их творчеству наличествует устойчивый научный интерес. Стилистика работ данных мастеров, получивших качественную профессиональную подготовку в художественных учебных заведениях, тяготеет к образам и пластике непрофессионального народного искусства.
В искусствоведческой практике творчество художников-профессионалов, намеренно использующих приемы и методы любительского искусства, принято относить к стилистическому направлению примитивизма. Данный термин впервые стал использоваться для характеристики художников, входивших в объединение начала XX века «Бубновый валет» (Д. Д. Бурлюк, Н. С. Гончарова, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, И. И. Машков, А. А. Осмеркин, А. Г. Явленский), а также в группу «Ослиный хвост», созданную в 1912 году М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой. Для изобразительного языка примитивистов характерно игнорирование законов перспективы, равнозначная проработка фона и основного изображения, динамичность колорита, отсутствие источников освещения, нарушение реальных пропорций предметов, смешение реальности и выдумки, при этом присутствует профессиональное понимание законов композиции, символичность изображения и апелляция к достижениям культуры. Для современных произведений, где используются иконописные приемы или стилистика
ярмарочно-лубочных картинок, мотивы народного и детского искусства принято применять термин «неопримитивизм».
Обозначив основные особенности искусства примитива, в стилистике которого выполнены работы выбранных нами художников, уточним сущность понятия «пространство произведения искусства». В издании «Философия: Энциклопедический словарь» (под ред. А. А. Ивина) дается следующее определение: «Пространство произведения искусства — совокупность тех его свойств, которые придают ему внутреннее единство и завершенность и наделяют его характером эстетического» [6, с. 914]. О. О. Кандрашкина в работе «Категории пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения» делает заключение, что категория пространства «определяет организацию и структуру произведения, а также влияет на выражение авторского замысла» [2, с. 1217]. Пространство произведения искусства затрагивает все основные характеристики созданной художником картины и обусловливает ее стилистику. Кроме основных выразительных средств (колорита, композиции), пространство произведения искусства включает в себя такую характеристику как содержательная глубина, которая определяет ценность произведения искусства. Содержательная глубина связывает все основные формально-стилистические признаки в единое целое.
Так пространство в произведении Ю. Д. Деева «Ко мне пришла радуга» (рис. 1). выстроено автором, исходя из его субъективного представления о «счастливой, безмятежной, ангелоподобной жизни». В картине присутствуют все детско-наивные атрибуты такого существования: «старый что малый», «будьте как дети, иначе не войдете в Царствие небесное», радуга, букеты полевых цветов, распахнутые ворота, добродушный и наивный теленок, задорный беленький петушок. Все компоненты скрепляет недостижимая в реальности эфемерная радуга.
И. Ю. Верпета в работе «Маленькие ангелы» (рис. 2) выстраивает личное духовное пространство произведения искусства, исходя из своей субъективной реальности: наив, чистота, невинность, умиление, тихая радость, выраженная таким изобразительно-
выразительным средством как «розовость» и неземная «фиолетовость». Художественное пространство в произведении В. Ф. Капелько «Обь-Енисейский
Рис. 1. Ю. Д. Деев «Ко мне пришла радуга» 1991 Х., м. Из собрания КХМ им. В. И. Сурикова
Рис. 2. И. Ю. Верпета «Маленькие ангелы», 83x105, Х., м. 2012 г.
Рис. 3. В. Ф. Капелько «Обь-Енисейский канал строится» 1988 Х., м. Из собрания КХМ им. В. И. Сурикова
Рис. 4. В. Ф. Капелько «Обь-Енисейский канал строится». Фрагмент.
канал строится» (рис. 3, 4) можно определить как стилизованный под народное творчество «рассказ в картинках» о жизни строителей канала. Во всех работах происходит погружение в субъективную реальность через атрибуты легко узнаваемой объективной реальности. Стилистика примитивистского произведения позволяет легко совмещать несовместимые в действительности объективные и субъективные миры в пространстве картины.
В определения термина субъективная реальность наиболее интересной нам представляется работа А. В. Саф-
ронова «Проблема определения понятия «субъективная реальность» в современном контексте: диалектика человеческой реальности, случайности и необходимости», где автор делает вывод о том, что «в термин «субъективная реальность» вкладывается противоречивый набор понятий». Поэтому он считает, что «более удачным является понятие «человеческой реальности», позволяющее уйти от проблематики субъект-объект, и говорить о степени субъективности и объективности, случайности и необходимости тех или иных объектов сознания» [4, с. 89]. Предметом изображения в фигуративных живописных произведениях всегда является человек, даже если это пейзаж или натюрморт. Подобные, как бы обезличенные жанры отражают или настроение человека, без которого невозможно создать пейзаж как отклик человека на радостное или печальное состояние природы, также и натюрморт, чувственно отражающий предметный мир человека. У Ирины Верпета все работы в указанных жанрах несут на себе печать ее душевных, исключительно субъективных переживаний. В качестве примера можно привести такие работы как «Чудные цветы» (1993), «Букет в подарок» (2013), «Белый день на Байкале» (2002) или «Гора Легенда на реке Бирюсе» (1996).
Разработанное в современной философии понятие «субъективной реальности субъекта (в частности человека) включает все, что субъект чувствует, о чем догадывается и что помнит. <...> Механизм ощущения реальности субъекта самостоятельно формирует трехмерную объектно-ориентированную чувственно-геометрическую модель реальности — одну из бесконечного числа возможных моделей. То есть за ощущениями закрепляется работа по созданию картины мира во всей воспринимаемой ее полноте» [3]. Картина мира, сформированная в произведениях живописи, постепенно обретает
М. В. Москалюк, Т. Ю. Серикова
Субъективная и объективная реальность в пространстве произведения искусства...
самостоятельное значение и в свою очередь начитает оказывать влияние на реальную жизнь художника — формировать новый образ жизни самого творца реальности, первоначально существующей только на плоской, двухмерной поверхности его произведений. Творение начинает жить самостоятельной жизнью, а его автор становится зрителем. Уникальный литературный пример взаимосвязи и взаимозависимости сотворенной реальности и реальности действительной дал нам Оскар Уайльд в «Портрете Дориана Грея».
Схожая с Дорианам Греем история характерна для всех трех рассматриваемых нами художников. Юрий Деев постепенно так вошел в образ доброго дедка с петушком, что его реальная жизнь стала похожа на жизнь его персонажа со всеми ее атрибутами. Владимир Капелько старался жить на пике эмоций и острых ощущений, как и его голосистые и задиристые бойцовские птицы. Ирина Верпета в настоящее время ведет активную педагогическую деятельность — работает с детьми разных возрастов, начиная практически с младенцев, чистых душой как ангелы. Успехами своих ребят делится на страницах в соцсетях, искренне считая детское творчество истинным и подлинным искусством, направленным исключительно на самовыражение.
В работе С. С. Гусева1 «Коммуникативная природа субъективной реальности» указывается, на то, что «<человек> схематизирует свои прошлые представления, «идеализирует» их, неосознанно опуская иногда многие существенные детали» [1, с. 19]. Наглядной иллюстрацией к данному высказыванию служит тематика произведений Ирины Верпета, состоящая из изображений ангелов, циркачей, актеров и арлекинов, влюбленных, букетов цветов, романтических натюрмортов и элегических пейзажей. Также и Юрий Деев целиком погружен в идеальный, бесконфликтный мир деревянных домиков, банек, курочек-петушков и бабушек-дедушек «со внуками». Владимир Капелько активно играет в поэта — рубаху-парня, альтер-эго которого горланящий «на всю Расею петух».
Далее, следуя за рассуждениями Гусева, нужно подчеркнуть, что «осмысление собственного «я» может оформляться только в результате всевозможных форм межчеловеческого взаимодействия, субъективная реальность неизбежно имеет фрагментарный характер» [1, с. 24]. В произведении живописи это выражается в том, что картина, какой бы всеохватной она не была, как скажем «Обь-Енисейский канал строится» Владимира Капелько, неизбежно отражает только часть, фрагмент видимой действительности. В процессе осмысления субъективной реальности, созданной человеком, «особую роль играют коммуникативные процессы и, естественно, речевые акты, посредством которых субъективная реальность наиболее явным образом проявляется не только для тех, с кем тот или иной индивид контактирует, но прежде всего для самого этого индивида» [1, с. 31]. Не случайно Владимир
1 Гусев С. С. (род. в 1939 г.) Советский и российский ученый-философ, педагог, поэт. доктор философских наук, профессор СПбГУ, автор известных работ в области теории научного познания_
Капелько помимо живописного творчества писал стихи, вербализируя те свои визуальные впечатления, которые пытался передать на холсте или картоне. Ирина Верпета также часто дополняет свои произведения стихотворными строчками, написанными кисточкой как в китайской или японской традиционной живописи.
Суммируя вышесказанное, отметим, что субъективной реальностью можно назвать структурированный в духовном пространстве личности образ воспринимаемой субъектом объективной действительности.
В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова читаем: «Объективная реальность — весь материальный мир в целом, во всех его формах и проявлениях. <.. .> Движение, пространство, время, жизнь и т. д. — все это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю объективная реальность» [7, с. 204]. В произведении искусства объективная реальность изначально проявляется как материальная сторона картины: подрамник, холст и краски. Также необходимо сказать о том, что для живописца одну из первостепенных задач представляет владение изобразительной техникой, то есть способность воспроизводить задуманное на холсте или картоне без всяких затруднений. Художник должен быть способен воплотить свой замысел.
Художники-примитивисты часто используют в работе нетрадиционные для живописи материалы, избегают академичности и заменяют классическое сочетание «холст—масло» на более демократичные материалы, такие, к примеру, как картон, темпера, акрил или гуашь. Произведение Ирины Верпета «В кафе. Слушают джаз» (2014) написано акриловыми красками на флизелине, полусинтетическом, бумагоподобном нетканом материале. В этом также просматривается примитивистский подход — использовать легкодоступные материалы, удобные в работе, которые не требуют специальной подготовки. Масляные краски требуют подготовленной основы в виде грунтованного и натянутого на подрамник холста или грунтованного картона. Большинство работ Владимира Капелько написано на картоне и носит краткосрочный, этюдный характер. Юрий Деев подходил к работе более основательно и, как правило, писал маслом на холсте.
Окружающая действительность интересует художников-примитивистов в той мере, в какой она соответствует избранному ими кругу тем для творчества, поэтому творчество всех выше названных художников ограничено в сюжетном плане. Для Верпета — это личные, душевные переживания, для Деева — пасторальный деревенский мир, для Капелько — кипение жизненной, первобытной энергии. Мир образов произведений художников-примитивистов состоит из сцен работы и отдыха, народных гуляний, изображений уюта родного дома, цветочных букетов, грибов, ягод и других даров природы, городских и сельских будней, мира растений и животных. Работы, выполненные на исторические и мифологические сюжеты, встречаются
весьма редко. Некоторые «наивные» художники целиком посвящают свое творчество изображению различных фантастических существ.
Для произведений Ирины Верпета в период первого десятилетия после окончания художественного института (1997—2007) характерен сюжетный ряд профессионального искусства: портреты, натюрморты и пейзажи, затем появляются сюжеты фантазийные, даже сюрреалистические. Таковы, к примеру, работы «Мечтатели» (2013), «Поцелуй ангела» (2011), «Сон майи» (2011). Знаковые произведения Юрия Деева как раз отвечают в полной мере сюжетам наивного искусства — это вымышленный мир некой идеальной местности, где всегда праздник, уют и покой в доме, гармония человека и природы. Владимир Капелько, как правило, для усиления выразительности совмещал реальность и вымысел и часто изображал неких нереальных животных: «Рыбокот» (1972) или «Иерихонский петух» (1976).
В настоящее время в научном знании признается существование нескольких реальностей, среди которых присутствуют уже затронутая нами выше объективная и субъективная, далее просмотрим еще особо важную для искусства художественную реальность. В основе объективной реальности лежит материя, реальность субъективная, основывается на явлении сознания, художественная реальность возникает в процессе коммуникации произведения искусства и зрителя, которым является и сам автор после завершения создания картины или скульптуры.
Художник переносит на полотно сущность и строение своего внутреннего мира, созданного на основе личного опыта, оставляя на картине образ своего видения мироустройства. Зритель, рассматривая картину, попадает в пространство произведения искусства и становится способным видеть больше того, что ему открыто в обыденной жизни. Картина является для зрителя способом художественного видения реальности. Через созерцание произведения искусства зритель видит не только отражение внутреннего мира художника, но и свой внутренний мир как реакцию на увиденное на картине. Иными словами, давая оценку увиденному, зритель сам для себя раскрывает свое понимание действительности. Важно отметить, что мир произведений искусства, созданных в стилистике примитива, в большей мере отражает внутренний мир художника, чем произведения реалистического характера, назначение которых—передать красоту видимой, объективной действительности.
В статье О. А. Сомсиковой «Художественная реальность абстрактного экспрессионизма» отмечается, что художественная реальность содержит «субъективизм, условность, чувственно-конкретную представленность, наглядность, сверхутилитарность, ценностный и семиотический характер» [5, с. 77].
Понятие «художественная реальность», по мнению большинства исследователей, включает в себя категорию художественности, содержание и форму, а также коммуникацию художника и зрителя. Художественной реальности присущи качества условности, цельности мировосприятия, субъективного
восприятия мира и происходящих в нем событий, уровень оригинальности произведения напрямую связан со способностью автора к самовыражению. Художественная реальность охватывает системное представление о мире и о месте человека в нем, а также соответствующие средства для материализации этого в произведении искусства.
Подводя итоги, можно сказать, что проблема соотношения в пространстве произведения искусства объективного и субъективного в каждый период времени и у каждого творцам будет решаться сугубо индивидуально. Очевидно лишь то, что субъективная и объективная реальности в пространстве произведения живописи существуют в неразрывном единстве. Понятие «объективная реальность» применительно к произведению искусства подразумевает под собой материальный социоприродный мир, понятие «субъективная реальность» формируется через мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека. Объективная реальность относится к области природы, а субъективная реальность, выраженная в произведении искусства, относится к области культуры.
Стилистика произведений живописи влияет на соотношение субъективного и объективного начал. В работах художников-примитивистов, стремящихся создать реальность, принципиально отличающуюся от объективно данной реальности, существует тенденция в сторону увеличения субъективности. Анализ работ И. Ю. Верпеты, Ю. Д. Деева и В. Ф. Капелько подтверждает это. Также следует отметить стремление рассматриваемых в данной работе авторов создать свой, максимально отличный от реального мир. При этом для достижения эмоционально-эстетического эффекта художники-примитивисты стараются сделать свое произведение таким, чтобы зритель воспринимал его как тождественное действительности. Хотя очевидно, что оно не тождественно действительности и носит условный характер. Однако для самого художника представленный в пространстве произведения мир абсолютно реален, таким же в идеале этот мир должен стать по замыслу автора и для воспринимающего произведение зрителя.
Пространство произведения искусства содержит художественную реальность, которая создается субъективной реальностью по собственным законам, среди которых закон гармонии доминирует. Отличие художественной реальности живописного изображения от действительности заключается в том, что она служит средством самовыражения и для автора, и для зрителя. Пространство художественного произведения непременно содержит качества условности и вымысла, которые отличают творческую деятельность. Само по себе произведение живописи как объект, созданный из холста, подрамника и красок, является частью материального мира. Однако за внешней материальной стороной произведения всегда стоит особая духовная субъективная реальность, более значимая, чем материальная.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-34-00012.
М. В. Москалюк, Т. Ю. Серикова
литература и источники
1. Гусев, С. С. «Коммуникативная природа субъективной реальности. Статья вторая» / С. С. Гусев // Эпистемология и философия науки. — 2005. — Т. 3, № 1. — С. 15—34.
2. Кандрашкина, О. О. Категории пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения /О. О. Кандрашкина // Известия Самарского научного центра РАН. — 2011. — № 2-5. — С. 1217—1221.
3. Петров, А. Н. Моделирование субъективной реальности /А. Н. Петров. — URL: http://nounivers.narod.ru/ pub/ap2egor.htm [Дата обращения: 25 декабря 2018].
4. Сафронов, А. В. «Проблема определения понятия «субъективная реальность» в современном контексте:
Субъективная и объективная реальность
в пространстве произведения искусства...
диалектика человеческой реальности, случайности и необходимости» /А. В. Сафронов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Познание. — 2017. — № 5—6 (66—67). — С. 83—89.
5. Сомсикова, О. А. Художественная реальность абстрактного экспрессионизма / О. А. Сомсикова //Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. — 2008. — № 2 (8). — С. 77—79.
6. Философия : энцикл. словарь / под ред. А. А. Иви-на. — М. : Гардарики, 2004. — 1072 с.
7. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд. — М. : Политиздат, 1981. — 445 с.
МоскАлюк Марина Валентиновна, доктор искусствоведения, профессор, ректор, Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского (Красноярск, Российская Федерация). E-mail: mawam@rambler.ru
сЕРИкоВА Татьяна юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна института архитектуры и дизайна, Сибирский федеральный университет (Красноярск, Российская Федерация). E-mail: serikova_72@mail.ru
Поступила в редакцию 12 февраля 2019 г
DOI: 10.14529/ssh190212
subjective and objective reality in the space of the artwork (for example pictorial works i. yu. verpeta, j. d. deev, v. f. kapelko)
M. V. Moskalyuk, mawam@rambler.ru,
Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Hvorostovsky,
Krasnoyarsk, Russian Federation
T. Yu. Serikova, serikova_72@mail.ru,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation
The concept of «subjective reality», introduced into the scientific everyday life of D.I. Dubrovsky in 1968, is now actively used in philosophy and psychology, but in such a field as art is rarely used. However, the nature and characteristics of modern artistic creativity do not allow describing it in categories and terms peculiar exclusively to art history. The key meaning of the notion of «subjective reality» for the study of the creative work of artists of the turn of the 20th and 21st centuries is becoming more and more obvious, since it is aimed at revealing the personal spiritual space, which today is the defining moment of pictorial creative activity. Since the «subjective reality» is a pair, the antithesis concept of objective reality and is with it in dialectical unity, these concepts need to be considered in parallel, comparing and contrasting them. This can be done most fully and systematically on the basis of visual art material, which reflects the visible reality and at the same time expresses the inner world of the artist.
The complex of methods characteristic of philosophy and art history allows us to find an answer to the question about the peculiarities of the existence of objective and subjective realities in the space of a work of art. The following concepts are involved in the scope of analysis: objective reality, subjective reality, artistic reality, the space of a work of art, thereby expanding and working through the conceptual apparatus of philosophy and art history. The scientific novelty of the above studies is obvious, since purposefully these problems are solved for the first time.
Keywords: primitivism, artwork space, subjective reality, objective reality, artistic reality.
The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project No. 17-34-00012.
References
1. Gusev S. S. «Kommunikativnaja priroda sub#ektivnoj real'nosti. Stat'ja vtoraja» [Communicative nature of subjective reality. Article Two] Jepistemologija i filosofija nauki, 2005, no. 1 (T.3), pp. 15-34. (in Russian)
2. Kandrashkina O. O. Kategorii prostranstva, vremeni i hronotopa v hudozhestvennom proizvedenii i jazykovye sredstva ih vyrazhenija [Categories of space, time and chronotope in a work of art and language means of their expression] Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN., 2011, no.2-5, pp. 1217—1221. (in Russian)
3. Petrov A. N. Modelirovanie sub#ektivnoj: real'nosti [Simulation of subjective reality]. Available at: http: http://nounivers. narod.ru/pub/ap2egor.htm [(accessed 25.12. 2018]. (in Russian)
4. Safronov A. V. «Problema opredelenija ponjatija «sub#ektivnaja real'nost'» v sovremennom kontekste: dialektika che-lovecheskoj real'nosti, sluchajnosti i neobhodimosti» [The problem of defining the concept of «subjective reality» in the modern context: the dialectic of human reality, chance and necessity] Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii ipraktiki. Serija: Poznanie. Moscow, Science technology, 2017, no.5-6 (66-67), pp. C. 83-89. (in Russian)
5. Somsikova O. A. Hudozhestvennaja real'nost' abstraktnogo jekspressionizma [The artistic reality of abstract expressionism] Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7, Filosofija. Sociologija i social'nye tehnologii, 2008. no. (8), pp. 77-79. (in Russian)
6. Ivin (Eds.) A.A. Philosophy: Encyclopedic Dictionary (2004). Moskva: Gardariki.
7. I.T. Frolov (Eds.). Philosophical Dictionary (1981). Moskva: Politizdat.
Received February 12, 2019
образец цитирования
Москалюк, М. В. Субъективная и объективная реальность в пространстве произведения искусства (на примере работ И. Ю. Верпета, Ю. Д. Деева, В. Ф. Капелько) / М. В. Москалюк, Т. Ю. Серикова // Вестник ЮУрГУ Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2019. — Т. 19, № 2. — С. 87—92. DOI: 10.14529А«Ы90212
for citation
Moskalyuk M. V., Serikova T. Yu. Subjective and objective reality in the space of the artwork (for example pictorial works I. Yu. Verpeta, J. D. Deev, V. F. Kapelko). Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities. 2019, vol. 19, no. 2, pp. 87—92. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh190212