ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
РЕАЛЬНОСТИ
Тукаева Роза Абдулхаевна
ассистент кафедры философии и истории науки Башкирский государственный
университет Россия, Республика Башкортостан, РФ, г. Уфа
E-mail: tukaeva.rza @rambler.ru
OBJECTIVE AND SUBJECTIVE IN VISUAL REALITY
Roza Tukayeva
assistant of Department of Philosophy and History of Science, Bashkir State
University, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается проблема существования произведения искусства, выявляется соотношение в нём объективного и субъективного, выясняется к какой из реальностей, объективной или субъективной, принадлежит изобразительная реальность. Рассматривается субъективное отношение к произведениям искусства автора и реципиента, сознательные и неосознанные моменты в процессе творчества и восприятия.
ABSTRACT
This article considers the problem of piece of art existence; correlation of objective and subjective in piece of art is revealed; belonging of visual reality to either objective or subjective reality is clarified. Subjective attitude towards pieces of art of author and recipient are considered as well as conscious and unconscious moments in the process of creativity and perception.
Ключевые слова: Художественное произведение; изобразительная реальность; субъективная реальность; объективная реальность; творчество; сознание; бессознательное.
Keywords: work of fiction; visual reality; subjective reality; objective reality; creativity; consciousness; unconscious.
Исходя из того, что категория «бытия» является исходной категорией в философском понимании мира, и все предметы окружающего мира, мысли,
чувства, психические состояния находятся в бытии, или существуют, считаем необходимым рассмотреть произведение изобразительного искусства как составляющую бытия и выявить особенности его существования. По способу существования бытие делится на две реальности: материальный мир — объективную реальность и внутренний мир человека, мир сознания — субъективную реальность. Наша задача — выяснить к какой из этих реальностей можно отнести реальность изобразительную и выявить соотношение объективного и субъективного в произведении искусства.
Относительно понимания сущности произведения искусства исторически сложилось немало концепций. Не углубляясь в историю, приведём лишь некоторые, показательные, на наш взгляд, высказывания. Так один из историков, художественный критик, теоретик модернизма Рене Юиг писал: «Живопись не есть большое зеркало, общее для всех, отражающее внешний мир, присущий самому художнику; задача состоит в том, чтобы сделать из живописи объект. Создать произведение — это значит создать новую реальность, которая не тождественна ни с природой, ни с художником и которая прибавляет к обоим то, чем каждый из них обязан другому. Создать произведение — это значит прибавить к репертуару известных предметов некую непредвиденную вещь, которая не имеет никакого другого назначения, кроме эстетического, и никаких других законов, кроме законов пластики» [цит. по кн. 4, с. 172]. Близких взглядов придерживается и современный российский философ Н.И. Киященко. По его мнению, зародившееся в глубокой древности искусство — это «не какая-нибудь конкретика, а нечто в реальности не существующее, воображенное, образное, иллюзорная форма квазибытия» [2, с. 138]. Однако в этом квазибытии есть нечто, что можно рассматривать как бытие, это материал, свой для каждого вида искусства: слова, цвет и свет, звук и т. п. За художественной реальностью «на самом деле крылось небытие, хотя любой художественный замысел обязательно материализуется в таких материалах, которые человек осваивает в процессе своего художественного развития» [2, с. 138].
Действительно, в живописи объективно существует холст, натянутый на подрамник и покрытый красками (то есть веществом определенного химического состава), кисти, палитра, и непосредственно сам объект — это может быть природа, любой предмет материального мира. Соответственно холст и краски служат «как бы фильтром для падающего на него светового потока. При этом часть светового потока поглощается веществом, и только часть отражается. Спектр отраженного излучения зависит и от природы вещества, и от характера излучения» [3]. Но цвет — то, что является главным изобразительно-выразительным средством живописи, — возникает лишь как субъективное ощущение в сознании воспринимающего этот объект человека. Выразительные особенности цвета, света наполняют зрителя эмоциями, одухотворенностью. Холодные и теплые цвета, веселые и мрачные обладают соответствующими свойствами. Выразительное значение цвета осознается и используется в искусстве. Таким образом, цвета могут вызывать как приятные ощущения, так и неприятные.
Перед художником стоит задача — на двухмерной плоскости (лист бумаги, холст, картон) передать объемный трехмерный мир. Так же в его задачу входит создание нового художественного образа. При этом очень важно, какие материальные средства использует художник, так как именно от их качества будет зависеть степень выразительности картины и её сохранность. К примеру, картина, написанная на картоне или бумаге в сравнении с написанной на холсте более подвержена разрушительному воздействию времени, а степень выцветания картины зависит от использованного красителя. Все эти факторы говорят о том, что произведение изобразительного искусства является частью материального, объективного мира, или объективной реальности. Однако за внешней объективно-материальной стороной произведения всегда стоит особая субъективная реальность, возможно даже более значимая, чем объективная.
Итак, созданная художником картина — материальный предмет, существующий объективно, но в нём одном может быть заложено множество смыслов или субъективных значений. Художник в произведении реализует
свои ассоциативные представления. З. Фрейд, рассматривая роль искусства в психике художника, зрителя или читателя, приходит к выводу, что искусство является свидетельством бессознательных конфликтов художника. Для Фрейда искусство - это подлежащий расшифровке символ некоего состояния психики, прежде всего проявление бессознательного, которое нужно осознать. С точки зрения Фрейда, к искусству его создателя побуждают глубокие бессознательные переживания, а эффект художественного произведения связан с освобождением зрителя или читателя от аналогичного душевного напряжения. Но художник не просто выражает своё бессознательное, так можно даже оттолкнуть зрителя. Свои бессознательные влечения он в процессе творчества смягчает, маскирует с помощью средств, вызывающих эстетические удовольствия, то есть художественной формы, техники и т. п. «Такое наслаждение, предложенное нам, такую предлагаемую нам привлекательность, делающую возможным рождение вместе с ней большего удовольствия из глубоко залегающих психических источников, можно назвать заманивающей премией или предварительным удовольствием. По моему мнению, все эстетическое удовольствие, доставляемое нам художником, носит характер такого предварительного удовольствия, а подлинное наслаждение от художественного произведения возникает из снятия напряженностей в нашей душе» [6, с. 12—13]. Таким образом, эстетическое удовольствие — это лишь внешнее «предварительное» удовольствие, можно даже сказать, некая верхушка айсберга, а истинное наслаждение скрыто гораздо глубже. Истинное наслаждение и для художника, и для зрителя состоит в снятии душевного напряжения, решении своих каких-то внутренних проблем, часто не осознаваемых им самим.
Некоторое сходство с идеями Фрейда относительно творчества есть у Н.А. Бердяева, хотя есть и заметные различия. «... Творческое горение, Эрос божественного, побеждает похоть и злые страсти. Сублимация и преображение страстей означает освобождение страсти от похоти и утверждение в ней свободной творческой стихии» [1, с. 508]. Н.А. Бердяев также связывает
творческую деятельность с сублимацией и преображением страстей, но вместе с тем, по его мнению, творчество близко к деятельности божественной, освящается Богом. «Творец забывает о себе и заинтересован прежде всего в самом акте и в результатах своего творчества. Творящий всегда бескорыстен: он любит свое творение, как Бог любит мир. Творящий больше не скован религиозным страхом, он раскрывает в себе божественную энергию. Человеческая творческая сила освящается в нем божественным вдохновением» [1, с. 508]. Иначе говоря, искусство, художественное творчество способно преображать жизнь, причём преображение это, через создание нового, так или иначе, воплощает вечное.
Творчество художника имеет как объективную, так и субъективную сторону. С одной стороны, творчество — это порождение нового, постижение новых, неизвестных ещё связей между предметами и явлениями внешнего или внутреннего мира. С другой — материалом для создания и постижения нового «является накопленная и закрепившаяся в мозге информация, фонд следов памяти — энграмм. Энграммы оказываются в конечном счете «заготовкой впрок». Эти следы-энграммы формируются, закрепляются и хранятся ради использования в будущем» [5, с. 26]. Информация поступает в мозг, в первую очередь, из окружающего мира, то есть из объективной реальности. В индивидуальном сознании информация перерабатывается в соответствии с личностными особенностями психики и мировоззрения. Соответственно объективно существующие предметы и события окружающей действительности превращаются в субъективные представления, которые, в свою очередь, в определённый момент воплощаются в художественное произведение. Так создаётся изобразительная реальность, которую можно рассматривать как совокупность художественных образов. Эта реальность сконструирована, объективирована и существует благодаря деятельности человека, но обладает определенным соответствием внешнему миру, а также предполагает вариативность интерпретаций, так как каждый зритель, воспринимая произведение искусства, вкладывает в его смысл нечто своё. Этот
индивидуальный смысл также зависит от энграмм, хранящихся в памяти реципиента, особенностей его психики и мировоззрения и даже от эмоционального состояния, в котором находится человек в данный конкретный момент времени.
Итак, изобразительная реальность — это реальность, которая совмещает в себе черты объективной — материальной реальности и субъективной — идеальной реальности. Изобразительная реальность, или существование произведения искусства, невозможна без материальных средств, при помощи которых художник реализует, воплощает в жизнь свои идеи и замыслы. Но и никакие материальные средства никогда не станут произведением искусства, если в сознании автора не сложится образ его будущего творения. Создавая изобразительную реальность, художник может решать какие-либо свои проблемы, а зритель, воспринимая произведение искусства, соответственно, свои (по Фрейду — снятие душевного напряжения). Каждый видит в картинах что-то свое — особенное и субъективное. Иначе говоря, изобразительная реальность, неся в себе идеи, заложенные её создателем, всякий раз раскрывается по-новому при её индивидуальном «прочтении» новым зрителем. Таким образом, субъективная и объективная составляющие в произведении искусства взаимно дополняют друг друга, а само художественное произведение, несомненно, есть результат взаимодействия авторского субъективизма в реализации своих творческих замыслов (в том числе и при подборе материальных средств) и зрительского субъективизма при восприятии конкретного произведения.
Список литературы:
1. Бердяев Н.А.: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. А.А. Ермичева.
СПб.: РХГИ, 1994. — 573 с.
2. Киященко Н.И. Эстетика — философская наука. М.: Издательский дом
«Вильямс», 2005. — 592 с.
3. Малышев И. Эстетика. Электронный ресурс. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.proza.ru/2010/03/09/1042 (дата обращения:15.08.2014).
4. Овсянников М.Ф. Эстетика и жизнь. [Сборник статей]. Вып. 4. Ред. Коллегия М.Ф. Овсянников и др. М.: «Искусство»,1975. — 288 с.
5. Панов М.И. Интуиция, логика, творчество. М.: «Наука», 1987. — 176 с.
6. Фрейд З. Художник и фантазирование: Пер. с нем./ Под ред. Р.Ф. Додельцева, К.М. Долгова. М.: Республика, 1995. — 400 с.:ил.