УДК 629.122/.123.004.67(083)
О.К. Зяблов, к.т.н., доцент, ФБОУВПО «ВГАВТ». Е.В. Фунтикова, к.т.н., доцент, ФБОУ ВПО «ВГАВТ». 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5А.
ГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ РЕМОНТА В СОСТАВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ АКТОВ ДЕФЕКТАЦИИ ПО КОРПУСУ И ДРК СУДНА
Рассматриваются вопросы развития автоматизированной системы технологической подготовки судоремонтного производства, связанные с разработкой в электронном виде растяжек листов наружной обшивки набора корпуса и карт обмера деталей ДРК по результатам дефектации.
В общей системе подготовки производства к ремонту судна технологическая подготовка производства является наибольшей по объему выполняемых работ и представляет собой совокупность мероприятий, включающих определение объема и состава ремонтных работ и обеспечивающих технологическую готовность производства. Это длительный и трудоемкий процесс, содержащий анализ результатов дефектации, написание ведомостей предстоящего ремонта, определение объемов и стоимости работ, разработку и обеспечение технологических процессов и т.д.
Исходными данными для технологической подготовки судоремонтного производства являются акты дефектации основных элементов судна. Акты содержат описание технического состояния этих элементов с указанием эксплуатационных дефектов и способов их устранения, а также приложения, с конструктивным описанием объектов ремонта в виде растяжки листов обшивки и набора корпуса и карт обмера с эскизами деталей и узлов. Выходные данные включают комплект ремонтной документации: ремонтные ведомости, калькуляции, сметы, технологические карты ремонтных процессов, ведомости материалов и комплектующих изделий и прочее.
С целью автоматизации этого вида подготовки ремонтного производства на кафедре «Проектирования и технологии постройки судов» ВГАВТ разработано программное обеспечение в системе ACCESS. Оно включает программы: «Дефектация» -для подготовки и формирования электронных актов заводской дефектации и «Ведомость ремонта» - для автоматизированного расчета трудоемкости, отпускной стоимости ремонтных работ и формирования полного пакета ремонтной документации. В этой же системе разработана реляционная модель баз данных по дефектации и способам ремонта, объединяющая указанные программы. Данные программы успешно внедрены на ряде предприятий отрасли [1].
Электронные формы актов дефектации включают таблицы замеров остаточных толщин, деформаций и дефектов корпуса, контроля параметров деталей механизмов и полностью соответствуют требованиям Российского Речного Регистра. Однако анализ подготовки ремонтной документации на судоремонтных предприятиях показал что, во многих случаях приложения к актам дефектации разрабатываются вручную и технологические процессы ремонта составляются в рукописном виде. При этом технологические карты на ремонтные работы не разрабатываются, в цех поступают наряд-заказы или технические распоряжения, оформленные на основании ремонтной ведомости или сами ведомости. Отсутствие карт на технологические процессы ремонта отрицательно влияет на качество ремонтных работ, которое в данном случае целиком зависит от опыта и умения мастера и рабочих, а применение технологий фактически ограничивается знаниями технолога.
О.К. Зяблов, Е.В. Фунтикова
Графическое моделирование объектов ремонта в составе электронных актов..._
Система комплексной автоматизации технологической подготовки судоремонтного производства предполагает автоматизацию проектирования технологических процессов ремонтного производства. Для поставленных целей представляется возможным использование одной из систем, разработанных для машиностроения типа КОМПАС-АВТОПРОЕКТ, Т-FLEX [2]. Например, система проектирования технологических процессов T-FLEX/техноПро реализована на основе ACCESS, что позволяет создать единый комплекс автоматизации технологической подготовки судоремонтного производства.
Первым этапом в реализации автоматизированного проектирования технологических процессов является графическое моделирование объектов ремонта с экспликацией характерных дефектов для основных элементов судна в составе приложений к актам дефектации.
По корпусу:
- выполнение растяжки листов наружной обшивки корпуса в электронном виде или использование существующих для новых проектов судов;
- создание базы данных по износам элементов конструкций, местным остаточным деформациям (вмятинам, бухтинам, гофрировкам и т.д.), трещинам, пробоинам, разрывам и прочим дефектам [3];
- разработка программы нанесения эксплуатационных дефектов на растяжку наружной обшивки, используя данные таблиц замеров остаточных толщин, деформаций и дефектов корпуса электронных актов дефектации.
По ДРК:
- разработка электронных карт обмера деталей и сборочных единиц (валопровода и рулевого устройства);
- создание базы данных эскизов деталей с выделением поверхностей сопряжений, разбивкой на технологические зоны, с указанием плоскостей замеров, износ и дефектация которых наиболее вероятны в процессе эксплуатации. База данных должна содержать эскизы основных деталей валопровода (винт гребной, вал гребной, вал промежуточный, вал концевой, подшипники кронштейна и дейдвуда и др.) и рулевого устройства (баллер, руль, насадка, втулки верхнего и нижнего подшипников и др.) [4];
- разработка таблиц с указанием характерных дефектов, допустимых размеров и отклонений при дефектации в электронном виде;
- автоматизация расчетов значений для характерных дефектов (конусность, овальность, отклонения от цилиндричности, отклонения от конусности и др.).
Электронные карты обмера деталей, растяжки наружной обшивки являются входным материалом, основой для автоматизации проектирования технологических процессов ремонта, разработки маршрутных, операционных, слесарно-монтажных карт и пр. То есть служить переходным звеном процесса интеграции программ «Дефекта-ция» и «Ведомость ремонта» с адаптированной программой проектирования технологических процессов и формирования общей информационной базы данных. В настоящее время пока единого комплекса автоматизации технологической подготовки на судоремонтных предприятиях не существует, электронные карты обмера и растяжки могут передаваться в цеха в качестве приложений к техническим распоряжениям, цеховым наряд-заказам, ремонтным ведомостям.
Разработка и внедрение электронных форм карт обмера деталей и узлов, растяжек наружной обшивки корпуса с экспликацией эксплуатационных дефектов позволит комплексно решать вопросы формирования технологических процессов ремонта, повысить качество ремонтной документации, сократить трудоемкость и сроки технологической подготовки производства, отслеживать техническое состояние корпуса и судовых механизмов на протяжении всего жизненного цикла судна.
Список литературы
[1] Зяблов О.К. Программное обеспечение подготовки ремонтной документации для предприятий речного транспорта / О.К. Зяблов, А.Б. Корнев., Е.В. Фунтикова // Речной транспорт (XXI век), №3 (39), 2009. - С. 80 - 82.
[2] Зяблов О.К., Фунтикова Е.В. Структура системы комплексной автоматизации технологической подготовки судоремонтного производства / Международный научно-промышленный форум «Великие реки - 2010»: Труды конгресса - НГАСУ, 2011.
[3] Корпуса стальных судов внутреннего и смешанного плавания. Типовые технологические процессы ремонта. ТТП 212.2002-05-07/ Минтранс России Федеральная служба речного флота ФГУП ЦКБ НПО «Судоремонт». - Н. Новгород: НПО «Судоремонт», 2002. - 148 с.
[4] УР 212.004.012-00. ДРК серийных сухогрузных судов. Общие технические условия на ремонт/ Минтранс России Федеральная служба речного флота ФГУП ЦКБ НПО «Судоремонт». -Н. Новгород: НПО «Судоремонт», 2000. - 242 с.
GRAPHICS MODELING OF REPAIR ITEMS INCLUDED IN HULL AND PROPULSION AND STEERING ASSEMBLY FAULT FINDING SHEETS PRESENTED IN ELECTRONIC FORM
O.K. Zyablov, E. V. Funtikova
Problems connected with the development of an automated system of technology process preparation of ship-repair production are considered. The problems relate to presenting in electronic form both outer hull plating sheets and component measurement cards of propulsion and steering assembly based on fault finding results.
УДК 629.12
Кочнев Ю.А., к.т.н., ассистент ФБОУ ВПО «ВГАВТ», Роннов Е.П., д.т.н, профессор ФБОУ ВПО «ВГАВТ». 603950, г. Н. Новгород, ул. Нестерова, 5А.
ОБОСНОВАНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ОБЩЕЙ ПОЛНОТЫ ТАНКЕРА СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ
Рассмотрена целесообразность проектирования танкеров смешанного (река-море) плавания с сверх высокими коэффициентами общей полноты. Предложена методика и приведены результаты тестовых расчётов по обоснованию значения 8 на начальных этапах проектирования, с учётом особенностей линии эксплуатации и вероятностных условий ветра-волнового режима при ходе судна.
В последние годы выявилась тенденция к увеличению коэффициента общей полноты корпуса судна. В работе [1,2] на основе анализа эксплуатации двух судов проекта 005RST01 сделаны выводы о целесообразности применения сверхвысоких коэффициентов общей полноты. При этом не приводится методика, по которой определялась эффективность судов, а главное каким образом учитывалось влияние волнения и потери скорости на мелководье, что весьма актуально для судов с полными обводами. В то же время в [3] справедливо утверждается, что наличие ограниченного фарватера и большие значения коэффициента общей полноты приведут к отрыву пограничного слоя и резкому возрастанию коэффициента сопротивления.
На практике часто возникает необходимость определить оптимальную грузоподъёмность судна, главные размерения которого известны и приняты максимальными