Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СУДОРЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА'

АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СУДОРЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
126
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОРЕМОНТ / SHIP REPAIR / АВТОМАТИЗАЦИЯ / AUTOMATION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNOLOGICAL PREPARATION / ГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / GRAPHIC SIMULATION / АКТЫ ДЕФЕКТАЦИИ / ОБЪЕКТЫ РЕМОНТА / OBJECTS OF REPAIR / ACTS OF INSPECTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зяблов О. К., Фунтикова Е. В.

Рассматриваются вопросы интеграции графического моделирования объектов ремонта и автоматизированной подготовкой ремонтной документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF TECHNOLOGICAL PREPARATION OF SHIP REPAIR PRODUCTION

Integrating graphic objects modeling of repair and automated preparation of repair documentation.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СУДОРЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА»

УДК 629.122/.123.004.67(083)

О.К. Зяблов, к.т.н., доцент, ФБОУВПО «ВГАВТ» Е.В. Фунтикова, к.т.н., доцент, ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СУДОРЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Ключевые слова: судоремонт, автоматизация, технологическая подготовка, графическое моделирование, акты дефектации, объекты ремонта.

Рассматриваются вопросы интеграции графического моделирования объектов ремонта и автоматизированной подготовкой ремонтной документации.

В общей системе подготовки производства к ремонту судна технологическая подготовка производства является наибольшей по объему выполняемых работ и представляет собой совокупность мероприятий, включающих определение объема и состава ремонтных работ и обеспечивающих технологическую готовность производства. Это длительный и трудоемкий процесс, содержащий анализ результатов дефектации, написание ведомостей предстоящего ремонта, определение объемов и стоимости работ, разработку и обеспечение технологических процессов и т.д.

В судоремонте основными видами подготовки производства являются: организационно-плановая, технологическая, конструкторская, материально-техническая, кадровая. В комплексной подготовке производства значительную роль играет технологическая подготовка. Она представляет собой длительный и трудоемкий процесс по анализу результатов дефектации, составлению технологических процессов, определению объемов работ, написанию ремонтных ведомостей и т.д.

При этом лишь незначительная часть времени (менее 15%) затрачивается технологами на принятие решений, а остальное - на поиск нужной информации и оформление документации.

Поэтому одним из основных направлений развития судоремонта является автоматизация технологической подготовки производства, в части обеспечения информационной поддержки при проектировании технологических процессов ремонта, а так же формирования, учета, контроля движения и корректировки ремонтной документации [1].

Современные информационные технологии позволяют значительно ускорить технологическую подготовку производства, повысить качество проведения ремонтных работ и в целом конкурентоспособность судоремонтных предприятий. В данном направлении специалистами кафедры проектирования и технологии постройки судов разработан пакет прикладных программ подготовки документации при ремонте судов («Дефектация», «Ремонтные ведомости» и «Графические модели объектов ремонта»).

Программное обеспечение включает:

- унифицированную базу данных по деталям и элементам судна, типовым поверхностям и участкам, дефектам, способам ремонта, видам ремонтных работ, специальностям и материалам и пр. [2].

- электронные формы актов заводской дефектации, ведомостей ремонта и прочей ремонтной документации.

- графическое моделирование объектов ремонта и разработка электронных карт обмера для перехода к автоматизации проектирования технологических процессов

[3].

- обобщенные реляционные модели технологической подготовки судоремонтного производства [4].

Многономенклатурный характер технологических процессов судоремонтного производства определил необходимость в разработке базы данных по элементам судна (корпус, механизмы, системы, устройства и т.д.). В качестве системы управления базами данных (СУБД), выбрана наиболее распространенная система ACCESS пакета MSOffice, в структуре которой основной единицей хранения данных является таблица.

Для удобства работы интерфейс программы выполнен в кнопочной форме. Работа начинается с «формы входа», которая позволяет осуществлять открытие блоков «Де-фектация» или «Ведомости ремонта» (рис. 1).

Рис. 1. Форма входа

Оба раздела работают автономно, вместе с тем, в программе предусмотрен механизм связи между этими разделами (рис. 2). Это позволяет формировать предварительную ведомость ремонта при работе с актами дефектации и при формировании пакета ремонтных ведомостей использовать уже введенные при дефектации виды работ.

Рис. 2. Интерфейсы блоков ремонта и дефектации

Электронные формы актов содержат описание технического состояния элементов судна с указанием эксплуатационных дефектов и способов их устранения, а также приложения, содержащие таблицы замеров остаточных толщин, деформаций и дефектов корпуса, контроля параметров деталей механизмов. В программе предусмотрена возможность формирования различных видов формы актов дефектации элементов судна: корпуса, электрооборудования и механизмов. Акты создаются автоматически после введения сведений по дефектации, оператором (технологом предприятия).

В блоке «Ведомости ремонта» производится калькуляция ремонтных работ в соответствии с выбранными способами, уточняется их стоимость, вводятся дополнительные работы, формируются плановые и исполнительные ведомости работ, ведомости материалов и комплектующих изделий, ведомости специальностей, расцеховки ремонтных работ, специальностей, материалов.

В программе «Графические модели объектов ремонта» по корпусу:

- выполнена растяжка наружной обшивки корпуса (пр. 507б, 1565) в системе AutoCAD или возможно использование существующих электронных версий для новых проектов судов;

- создана база данных по дефектам: вмятины, бухтины, трещины, износ...

- создана панель «Дефекты корпуса» с шаблонами (примитивами) характерных дефектов: вмятина, бухтина, гофрировка, трещина, цементная заделка, дублирующий лист (рис. 3).

Рис. 3. Панель «Дефекты корпуса»

При нажатии на примитив программой запрашиваются параметры соответствующего дефекта: габаритные размеры, стрелка прогиба, количество бухтин в гофрировке, координаты местонахождения и т.д. После введения необходимой информации выполняется программный код, позволяющий изобразить по введенным параметрам дефект на растяжке корпуса.

По ДРК для сухогрузных судов создана база данных эскизов основных деталей валопровода и рулевого устройства с разбивкой на технологические зоны, с указанием плоскостей замеров, износ и дефектация которых, наиболее вероятны в процессе эксплуатации. Пример эскиза детали типа «вал» представлен на рис. 4.

Рис. 4. Эскиз детали и плоскостей замеров

В системе Excel разработаны электронные карты обмера деталей и сборочных единиц, с указанием характерных дефектов, допустимых размеров и отклонений, в том числе унифицированная карта обмера для деталей типа «вал» с типовыми участками (рис. 5).

сьи J Kmmt»22jiIsx • Microsoft Excel

J ■ ;----m ^ Главная Вставка Раумвтка страницы Формула« Даяпмс Р<Ц«Н}ИР084ИМ« ВИД

А Anal Су? ' 10 • |А" »' " ■ в «•• Общий H

вставит» ^ ж к Ч ■ _ • Л - Д- Ell ■ 4 ■ % ОМ S условно« Форматировать Стили 1И

Ь) фго обит«» 1 Шрифт IHilliailBa Число г Стили Ячей»

M14 и

А ] В с D Е F G H 1 J К

1 Место овчера Вал гребной Допустимые размеры и отклонения при дефектации

2 Обозначение на хкизе Плоскость обмера 1 2 3 4 5 6

3 а-а 2294 230 229 6 229 6 2284 229 9

J ■3 в D б-б 228 9 228 6 2283 229 4 2286 229 5

5 S ее 229 22814 2282 229 13 228 5 227 9

е < и г-г 229 45 228 8 229 4 229 5 228 7 2296

7 Отклонение от иилиндричности 05 1.4 13 037 02 1.7 025-04

8 <3 Длина шейки ми 1120 1140

9 Конусность мм/м 0 2790178 57 0168859649 03-05

10 о d наибольший а-а 1971 197 21

11 ^ч б-б 197 6 1973

12 * oö наименьший а-а 170 75 176 4

13 о б-б 1705 176.75

U ц> Овальность мм 05 025 009 035 002-005

15 VÛ s Ï Длина конуса мм 400 320

16 Конусность 00668125 0064625

17 ? Проектная конусность 0066 0066

18 <3 Отклонение от конусности 00008125 0001375 002-006

Рис. 5. Карта обмера гребного вала

Расчет параметров характерных дефектов по деталям ДРК осуществляется автоматически.

Для дальнейшего развития автоматизированной технологической подготовки судоремонтного производства необходимо объединение программ «Графическое моделирование объектов ремонта» и «Дефектация» в единый комплекс. Интеграция графического моделирования в блок «Дефектация» предполагает переход из формы акта дефектации, соответствующей элементу судна (корпус, электрооборудование, ДРК) через кнопку «Графические модели» в программу, моделирующую объекты ремонта. Параметры дефектов вводимые в процессе графического моделирования одновременно автоматически фиксируются в актах дефектации. Полученные графические модели можно просмотреть и распечатать как непосредственно из программы, так и из формы акта дефектации с панели «Отчеты».

Разработка и внедрение комплексной модели автоматизации в сфере судоремонта позволит на более высоком уровне решать вопросы формирования технологических процессов ремонта, сократить трудоемкость и сроки технологической подготовки производства, осуществлять электронный документооборот, а также отслеживать техническое состояние судовой техники на протяжении всего жизненного цикла.

Список литературы:

[1] Зяблов О.К., Фунтикова Е.В. Структура системы комплексной автоматизации технологической подготовки судоремонтного производства / Международный научно-промышленный форум «Великие реки - 2010»: Труды конгресса - НГАСУ, 2011.

[2] Зяблов О.К. Программное обеспечение подготовки ремонтной документации для предприятий речного транспорта / О. К. Зяблов, А. Б. Корнев., Е. В. Фунтикова // Речной транспорт (ХХ1 век), №3 (39), 2009. - С. 80-82.

[3] Зяблов О.К., Фунтикова Е.В. Графическое моделирование объектов ремонта в составе электронных актов дефектации по корпусу и ДРК судна / О. К. Зяблов, Е. В. Фунтикова // Вестник ВГАВТ. Выпуск 31. - Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012. - С. 57-59.

[4] Зяблов О.К., Фунтикова Е.В. Реляционная модель баз данных по дефектации и способам ремонта судна / Материалы НМК ППС, аспирантов, специалистов и студентов «Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек» в рамках Международного научно-промышленного форума «Великие Реки-2011». - Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012. - 305 с.

AUTOMATION OF TECHNOLOGICAL PREPARATION OF SHIP REPAIR PRODUCTION

O.K. Zyablov, E. V. Funtikova

Key words: ship repair, automation, technological preparation, graphic simulation, acts of inspection, objects of repair.

Integrating graphic objects modeling of repair and automated preparation of repair documentation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.