Научная статья на тему 'ГРАФИЧЕСКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ГРАФИЧЕСКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / графические иллюстрации / орфограмма / орфографическая зоркость / изобразительное искусство

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молдук Наталья Евгеньевна

В статье актуализируется проблема сформированности орфографической зоркости младших школьников, рассматриваются традиционные методы повышения уровня орфографических умений учащихся. Метод графических иллюстраций, реализуемый за счет выстраивания межпредметных связей с изобразительным искусством, выделяется как нетрадиционный способ повышения уровня грамотности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАФИЧЕСКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Б01: 10.24412/с1-37095-2024-1 -27-29

Молдук Н. Е.

студент, Тюменский педагогический университет, г. Тюмень

ГРАФИЧЕСКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: младший школьник, графические иллюстрации, орфограмма, орфографическая зоркость, изобразительное искусство.

Аннотация. В статье актуализируется проблема сформированности орфографической зоркости младших школьников, рассматриваются традиционные методы повышения уровня орфографических умений учащихся. Метод графических иллюстраций, реализуемый за счет выстраивания межпредметных связей с изобразительным искусством, выделяется как нетрадиционный способ повышения уровня грамотности учащихся.

Обучение грамотного человека - одна из первостепенных задач школы. Особенно актуальна данная проблема в современном компьтеризированном обществе, поскольку зачастую, общение, как детей, так и взрослых реализуется посредством компьютерных технологий - способных не только указать слово с ошибкой, но и заведомо исправить ее. Что способствует снижению грамотности населения и требует особого внимания педагогов.

На этапе обучения в начальном звене перед педагогом стоит задача научить младших школьников видеть орфограммы, то есть сформировать орфографическую зоркость.

Изучением данной проблемы занимались такие педагоги и учение как: Львова М. Р., Плотникова С. В., Файзуллина Г. Ч. и другие. В работах данных авторов рассматривается значимость формирования орфографической зоркости младших школьников, предлагаются методы и приемы реализации данного аспекта.

По определению М. Р. Львова, «орфографическая зоркость - это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы» [1, с. 39].

В традиционной методике выделяются следующие методы и приемы формирования орфографической зоркости:

- метод языкового анализа и синтеза (звуко-буквенный, семантический, словообразовательный, морфемный, этимологический, морфологический, синтаксический анализ, орфографический разбор и др.);

- имитативный - метод запоминания, заучивания (использование различного рода словарей, зрительные диктанты, различные виды письма по памяти);

- метод решения грамматико-орфографических задач (диктанты, грамма-тико-орфографическое комментирование) [2, с. 211-249].

Однако для более эффективной реализации поставленной цели целесообразно дополнять учебный процесс также нетрадиционными методами овладения орфографическими умениями. Одним из нетрадиционных методов формирования орфографической зоркости учащихся начального звена являются графические иллюстрации - сочетание наглядного материала и самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Графическая иллюстрация представляет собой изображение, дополняющее собой основную текстовую составляющую. При реализации данного метода, в явном виде, прослеживается межпредметная связь с предметным курсом «изобразительное искусство», кроме того, целесообразно реализовывать метод графических иллюстраций для формирования орфографических умений учащихсяи в рамках других дисциплин [3, с. 173-137].

В ходе учебной деятельности рекомендуется постепенно внедрять понятие в учебный процесс. Например, на первых занятиях педагог демонстрирует иллюстрации, производится анализ готовых иллюстраций, знакомство с понятием. На последующих занятиях учитель демонстрирует варианты иллюстрирования, предлагает детям самостоятельно выполнить иллюстрацию. Конечным продуктом данной деятельности может выступать собственный иллюстрированный словарь у каждого учащегося.

Занкиевские чтения

При создании графических иллюстраций важно соблюдать ряд аспектов: иллюстрация должна явно указывать на проблемное место (место расположения орфографической единицы) и отображать сущность, иллюстрируемого слова.

Таким образом, в ходе выполнения иллюстраций у младших школьников активизируются познавательные процессы мышление, внимание, память. Иллюстрации, выполненные детьми самостоятельно, сохраняются в долгосрочной памяти учащихся. Можно сделать вывод о том, что метод графических иллюстраций является эффективным методом повышения грамотности учащихся.

Список источников и литературы

1. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2007. С. 39.

2. Плотникова, С. В. Методические основы начального языкового образования: учеб. пособие для студентов Ин-та педагогики и психологии детства; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012. С. 211-249.

3. Файзуллина Г. Ч., Яркова Г. А., Молдук Н. Е. Формирование орфографической зоркости младших школьников посредством графических иллюстраций (на региональном компоненте) // Обзор педагогических исследований. 2024. Том 6. № 1. С. 132 - 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.