Б01: 10.24412/с1-37095-2024-1 -27-29
Молдук Н. Е.
студент, Тюменский педагогический университет, г. Тюмень
ГРАФИЧЕСКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ключевые слова: младший школьник, графические иллюстрации, орфограмма, орфографическая зоркость, изобразительное искусство.
Аннотация. В статье актуализируется проблема сформированности орфографической зоркости младших школьников, рассматриваются традиционные методы повышения уровня орфографических умений учащихся. Метод графических иллюстраций, реализуемый за счет выстраивания межпредметных связей с изобразительным искусством, выделяется как нетрадиционный способ повышения уровня грамотности учащихся.
Обучение грамотного человека - одна из первостепенных задач школы. Особенно актуальна данная проблема в современном компьтеризированном обществе, поскольку зачастую, общение, как детей, так и взрослых реализуется посредством компьютерных технологий - способных не только указать слово с ошибкой, но и заведомо исправить ее. Что способствует снижению грамотности населения и требует особого внимания педагогов.
На этапе обучения в начальном звене перед педагогом стоит задача научить младших школьников видеть орфограммы, то есть сформировать орфографическую зоркость.
Изучением данной проблемы занимались такие педагоги и учение как: Львова М. Р., Плотникова С. В., Файзуллина Г. Ч. и другие. В работах данных авторов рассматривается значимость формирования орфографической зоркости младших школьников, предлагаются методы и приемы реализации данного аспекта.
По определению М. Р. Львова, «орфографическая зоркость - это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы» [1, с. 39].
В традиционной методике выделяются следующие методы и приемы формирования орфографической зоркости:
- метод языкового анализа и синтеза (звуко-буквенный, семантический, словообразовательный, морфемный, этимологический, морфологический, синтаксический анализ, орфографический разбор и др.);
- имитативный - метод запоминания, заучивания (использование различного рода словарей, зрительные диктанты, различные виды письма по памяти);
- метод решения грамматико-орфографических задач (диктанты, грамма-тико-орфографическое комментирование) [2, с. 211-249].
Однако для более эффективной реализации поставленной цели целесообразно дополнять учебный процесс также нетрадиционными методами овладения орфографическими умениями. Одним из нетрадиционных методов формирования орфографической зоркости учащихся начального звена являются графические иллюстрации - сочетание наглядного материала и самостоятельной творческой деятельности учащихся.
Графическая иллюстрация представляет собой изображение, дополняющее собой основную текстовую составляющую. При реализации данного метода, в явном виде, прослеживается межпредметная связь с предметным курсом «изобразительное искусство», кроме того, целесообразно реализовывать метод графических иллюстраций для формирования орфографических умений учащихсяи в рамках других дисциплин [3, с. 173-137].
В ходе учебной деятельности рекомендуется постепенно внедрять понятие в учебный процесс. Например, на первых занятиях педагог демонстрирует иллюстрации, производится анализ готовых иллюстраций, знакомство с понятием. На последующих занятиях учитель демонстрирует варианты иллюстрирования, предлагает детям самостоятельно выполнить иллюстрацию. Конечным продуктом данной деятельности может выступать собственный иллюстрированный словарь у каждого учащегося.
Занкиевские чтения
При создании графических иллюстраций важно соблюдать ряд аспектов: иллюстрация должна явно указывать на проблемное место (место расположения орфографической единицы) и отображать сущность, иллюстрируемого слова.
Таким образом, в ходе выполнения иллюстраций у младших школьников активизируются познавательные процессы мышление, внимание, память. Иллюстрации, выполненные детьми самостоятельно, сохраняются в долгосрочной памяти учащихся. Можно сделать вывод о том, что метод графических иллюстраций является эффективным методом повышения грамотности учащихся.
Список источников и литературы
1. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2007. С. 39.
2. Плотникова, С. В. Методические основы начального языкового образования: учеб. пособие для студентов Ин-та педагогики и психологии детства; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012. С. 211-249.
3. Файзуллина Г. Ч., Яркова Г. А., Молдук Н. Е. Формирование орфографической зоркости младших школьников посредством графических иллюстраций (на региональном компоненте) // Обзор педагогических исследований. 2024. Том 6. № 1. С. 132 - 137.