Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ / ORTHOGRAPHIC ABILITIES / ORTHOGRAPHIC AWARENESS / PRINCIPLES OF TEACHING ORTHOGRAPHY / METHODS OF TEACHING ORTHOGRAPHY / TECHNIQUES OF TEACHING ORTHOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дейкова Людмила Александровна, Зайнутдинова Зиля Зефяровна

В статье описываются актуальность и важность формирования навыков грамотного письма. Рассматриваются подходы различных авторов к определению понятия орфографической зоркости. Отмечается важность развития орфографических способностей на начальном этапе обучения. Приведены основные принципы обучения орфографии. Определены методы, используемые при обучении орфографии. Описаны приемы и упражнения, способствующие развитию орфографических способностей на начальном этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дейкова Людмила Александровна, Зайнутдинова Зиля Зефяровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic Basis of Development of Orthographic Abilities on the Primary Level of Learning

The article describes the relevance and importance of the formation of literate writing. It considers the approaches of different authors to the definition of the concept “orthographic awareness”. It also stresses the importance of development of orthographic abilities on the primary level of learning. It detects the methods used in teaching orthography. The article views the techniques and exercises for developing orthographic abilities on the primary level of learning.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Литература

1. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10. С. 129-143.

2. Inglehart R. F., Abramson P. R. Value Change in Global Perspective. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1995. 192 p.

3. карпова E. А., кукулите т. Г., чумаков н. А. Дискурс о жизненных стратегиях личности // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии: сб. результатов науч. исслед. Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. С. 893-899.

4. Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. Knopf Doubleday Publishing Group, 2000. 431 p.

5. Becker H. A. A pattern of generation and its consequences / H. A. Becker (ed.). Dynamics of cohort and generations research. Amsterdam: Thesis Publishers, 1992. P. 219-248.

6. Ариас А. м., карпова е. А., кукулите т. Г. Динамика профессиональной идентичности студентов вуза (психологический анализ) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С.241-253.

7. Howe N., Strauss W. The fourth turning: what the cycles of history tell us about America's next rendezvous with destiny. N. Y.: Broadway Books, 1997. 367 p.

8. магун В. С., Руднев м. Г. Базовые ценности двух поколений россиян и динамика их социальной детерминации // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Кн. 3. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С.87-97.

9. карпова E. А. Анализ профессиональной компетенции: возможности и ограничения профессиональной самореализации // Человек в экономических и социальных отношениях: мат-лы Всерос. науч. конф. / отв. ред. А. Б. Купрейченко, Л. Н. Широкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 160-163.

10. карпова E. А., Зайчикова и. Б. Информационное пространство: быстрый доступ и возможные последствия // Бюллетень науки и практики. 2016. № 6. С. 377-382.

11. Громова Л. А., киселева Л. С. Сравнительный анализ восприятия цифрового мира женщинами поколений X, Y, Z // Женщина в российском обществе. 2018. № 3. С. 85-96.

12. Сиврикова н. В. Социально-психологические особенности представителей поколений 70-90-х гг.: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2015. 21 с.

УДК 373.3

Л. А. Дейкова, З. З. Зайнутдинова

дидактические основы развития орфографических способностей на начальном этапе обучения

L. A. Deykova, Z. Z. Zaynutdinova. Didactic Basis of Development of orthographic Abilities on the Primary Level of Learning

В статье описываются актуальность и важность формирования навыков грамотного письма. Рассматриваются подходы различных авторов к определению понятия орфо-

The article describes the relevance and importance of the formation of literate writing. It considers the approaches of different authors to the definition of the concept "orthographic

Людмила Александровна Дейкова — доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат педагогических наук, доцент.

Зиля Зефяровна Зайнутдинова — магистрант Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова.

© Дейкова Л. А., Зайнутдинова З. З., 2019

графической зоркости. Отмечается важность развития орфографических способностей на начальном этапе обучения. Приведены основные принципы обучения орфографии. Определены методы, используемые при обучении орфографии. Описаны приемы и упражнения, способствующие развитию орфографических способностей на начальном этапе обучения.

ключевые слова: орфографические способности; орфографическая зоркость; принципы обучения орфографии; методы обучения орфографии; приемы обучения орфографии.

контактные данные: Л. А. Дейкова: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А | з. з. зайнутдинова: 420111, Казань, Московская ул., д. 42.

awareness". It also stresses the importance of development of orthographic abilities on the primary level of learning. It detects the methods used in teaching orthography. The article views the techniques and exercises for developing orthographic abilities on the primary level of learning.

Keywords: orthographic abilities; orthographic awareness; principles of teaching orthography; methods of teaching orthography; techniques of teaching orthography.

Contacts: L. A. Deykova: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103 | Z. Z. Zaynutdinova: Moskovskaya St. 42, Kazan', Russian Federation, 420111.

На современном этапе развития перед системой образования стоит вопрос о воспитании и развитии личности нового поколения — активной, самостоятельной, ответственной, с развитым логическим и творческим мышлением, речью, коммуникативными навыками. К одному из приоритетных направлений относится создание благоприятных условий для формирования и развития языковой культуры.

Развитая языковая культура предполагает высокий уровень орфографической грамотности. На сегодняшний день уровень орфографической грамотности вызывает беспокойство, поскольку отмечается низкий уровень орфографических умений и навыков, преобладание бездумного «фонетического» письма учащихся всех ступеней обучения — от младших школьников до учащихся высших учебных заведений.

Развитие навыков грамотного письма — трудная задача, но именно она выступает важнейшей программной установкой, так как орфографическая грамотность — это неотъемлемая часть языковой культуры личности.

Развивать орфографическую грамотность — умение правильно воспроизводить письменный текст — необходимо начинать в начальной школе. Именно в начальной школе должны быть сформированы базовые орфографические умения, чтобы в дальнейшем заниматься их развитием и совершенствованием (а не созданием). Кроме того, именно в начальной школе изучается большая часть главнейших правил орфографии. Важность развития орфографических способностей у учащихся начальной школы подчеркивается и ФГОС НОО, конкретно формулирующим результат школьного изучения русского языка, показателем которого выступает безошибочное письмо учащегося собственных и предложенных текстов. Согласно Стандарту, у учащихся начальной школы должны быть сформированы базовые научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике, графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; он должен знать и применять правила правописания, владеть навыками нахождения и исправления орфографических и пунктуационных ошибок как в собственном тексте, так и в тексте, предложенном для контроля. От того, насколько будут развиты орфографические способности учащегося начальной школы, зависят успешность его дальнейшего обучения, речевая грамотность, способность осваивать письменные нормы языка.

Проблема развития орфографических способностей, в том числе на начальном этапе обучения, занимала умы исследователей как прошлого, так и современности.

Многие ее аспекты отражены в трудах Н. Н. Алгазиной, М. Т. Баранова, П. С. Же-дек, С. Ф. Жуйкова, М. Р. Львова, Л. Б. Селезневой, Г. Г. Фефеловой, Л. А. Фроловой и др. Все они сходятся во мнении, что главнейшая орфографическая способность, которая должна быть сформирована и развита в начальном этапе обучения, — это умение обнаруживать орфограммы. Таким образом, особое внимание педагоги начальных классов должны обращать на то, чтобы у учащихся была развита орфографическая зоркость. От степени развития орфографической зоркости по большей части зависит возникновение или отсутствие у них орфографических ошибок на письме.

Понятие «орфографическая зоркость» рассматривается в трудах многих исследователей. Так, М. Р. Львов характеризует орфографическую зоркость как способность обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, а также «умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (свои или чужие)» [1, с. 39].

По утверждению М. С. Селезневой, орфографическая зоркость выступает умением видеть орфограммы [2].

Е. Ю. Голохвастовой и Н. В. Гнатюк орфографическая зоркость определяется навыком выявлять при письме звуки в слабой позиции [3].

Таким образом, орфографической зоркостью является выработанная способность обнаруживать такие места в словах, где письменный знак отличается от произношения, умение распознавания тех случаев письма, где имеет место быть различный выбор написания при одном возможном варианте произношения.

Недостаточная сформированность данных умений выступает основной причиной, препятствующей полноценному развитию у учащихся орфографической грамотности, необходимой для их дальнейшего обучения [4].

Развитие орфографических способностей учащихся — это не только одна из важнейших, но и одна из сложнейших задач обучения в начальной школе. Педагоги призваны создавать благоприятные условия для формирования у учащихся навыков грамотной письменной речи.

Процесс обучения орфографии должен опираться на ряд общедидактических принципов: принципы научности, историзма, сознательности, доступности, систематичности, последовательности, активности, наглядности, связи обучения с жизнью, воспитания и развития в процессе обучения, а также на принципы обучения русскому языку в целом: обращение внимания на языковую материю и на выразительность речи, дифференцирование языковых значений, опора на «чувство языка», сравнение письменной речи с устной, тренировка органов речи и пишущей руки, последовательное наращивание темпов.

При работе над развитием орфографических способностей у учащихся необходимо использовать различные методы и приемы, ориентированные на индивидуальные трудности и особенности языкового развития, задания и упражнения творческой и игровой направленности с целью развития у них интереса к письму, изучению русского языка.

Основным методом, который применяется для сообщения целей работы на занятии, а также в процессе формулировки заданий для самостоятельной работы, при обобщениях, подведениях итогов работы и др., является слово учителя. При изучении материала, усвоение которого подготовлено уже имеющимися у учащихся знаниями, используется метод беседы; при сопоставлении изучаемых явлений, вычленении сходных признаков, обобщении — метод наблюдения и анализа; при организации самостоятельного изучения различных написаний, при работе над написаниями, которые проверяются словарем, — метод самостоятельной работы.

Приемов обучения орфографии множество. Применение того или иного приема зависит от степени соответствия его изучаемому материалу, подготовленности учащихся к усвоению данного материала, доступности с точки зрения развитых у них навыков самостоятельной работы.

Одним из наиболее распространенных приемов является орфографический разбор. Его используют при изучении нового материала, а также с целью его закрепления, повторения. Применение орфографического разбора (полного, частичного, устного, письменного) развивает навыки аналитического подхода к написанию, сосредоточивает внимание на изучаемой орфограмме, формирует умение осознанного применения правил.

Широкое применение в развитии орфографических способностей находит прием алгоритмизации. Под приемом алгоритмизации в обучении орфографии понимается система обоснований применения правила в практике письма. Данный прием может быть использован как при введении нового материала, так и при закреплении изученного.

Применение опорных схем при изучении орфографических правил способствует не только формированию знаний, но и развитию памяти, мышления, внимания. Работая со схемой, учащиеся развивают умения выделения главного, нахождения языковой закономерности в изучаемом материале. Работу с опорной схемой можно проводить на разных этапах. С их помощью можно вводить новое понятие, знакомить с орфографическими правилами, отрабатывать, закреплять и повторять учебный материал.

Использование приемов мнемоники помогает быстрому запоминанию трудных слов, образование искусственных ассоциаций увеличивает объем памяти. Группы слов для запоминания составляются по тождеству орфограммы, их можно располагать в столбик, группами, лесенкой, кругом и т. д.

Составление ассоциограмм развивает внимание на слово, на его структуру, состав, этимологию. Данный прием направлен на подкрепление орфографических знаний, он активизирует мыслительную и творческую деятельность, развивает образное мышление.

Работа с перфокартами, которые составлены на определенную орфограмму, способствует активизации внимания на одном правиле, дает возможность проверить прочность знаний в определенной области орфографии.

Работа с изографами — увлекательный прием, используемый для развития орфографических способностей. Изографы являются словами, записанными буквами, которые расположены в виде того или иного предмета.

Применение устных и письменных упражнений с элементами кодирования или шифрования способствует развитию звукового анализа и синтеза, предупреждает и корректирует нарушения письма и чтения. Использование упражнений с кодами (раскодировать предложение с помощью таблицы-ключа и др.) и шифрами (расшифровать пословицу в цепочке геометрических фигур и др.) развивает интерес к изучению русского языка.

Применение различных рифмовок — также интересное средство развития орфографической зоркости.

Отработка навыков правописания происходит во время выполнения упражнений. Одним из самых распространенных упражнений при обучении орфографии является списывание. Суть списывания состоит в том, что учащиеся занимаются воспроизведением в тетрадях находящегося перед ними текста. Во время списывания происходит запоминание правописания слов. Списывание бывает: полным (списывание всех слов упражнения с разными заданиями), выборочным (списывание части текста, слов, соответствующих поставленному заданию), с про-

пущенными буквами, с изменением формы данного в тексте слова, с заменой слов или выражений, списывание по вопросам и др.

Важную роль в развитии орфографических способностей играет такой вид упражнений, как диктант. Сущность данного упражнения заключается в записи воспринимаемых на слух слов, предложений, текстов.

комментированное письмо является обучающим диктантом, в ходе записи которого проводится орфографический разбор диктуемого текста. Текст диктуется педагогом, учащиеся его записывают, при этом один из них комментирует, разбирает вслух написание каждого слова диктуемого текста. Комментированное письмо способствует развитию орфографической зоркости, самоконтроля, мышления.

короткая диктовка, или диктант с проговариванием — вид проверочного диктанта, имеющий обучающий характер. Данный диктант содержит от 2 до 10 слов с «опасными местами» — орфограммами. Перед записыванием этих слов учащиеся проговаривают их шепотом по слогам, при этом четко выговаривая буквы и запоминая их написание. В ходе проговаривания написание слов не обосновывается, а только фиксируется, закрепляется, что способствует запоминанию.

Суть выборочного диктанта заключается в том, что педагог диктует предложение, учащиеся записывают только одно слово/словосочетание с заданной орфограммой. Так происходит отработка правописания слов на изучаемое правило.

В ходе творческого диктанта педагогом диктуются трудные слова, учащиеся составляют с ними предложения, т. е. самостоятельно создают текст.

Самодиктант, или письмо по памяти. Учащимися запоминается текст, который они услышали или увидели, затем они пишут его самостоятельно.

В ходе устного диктанта педагогом называются слова с изучаемой орфограммой или слова из словаря, а учащиеся поднимают карточки с правильными буквами.

Лексико-орфографические упражнения заключают в себе работу над семантикой разбираемого слова. Например, учащиеся, заметив ошибку в слове, могут изменить его значение: луг — лук, лиса — леса и т. д. Лексико-орфографическим упражнением выступает и работа со словарем, где учащиеся могут найти написание слова и его значение, что способствует пополнению их словарного запаса.

Графическое выделение орфограмм. В ходе выполнения письменных работ учащиеся находят, подчеркивают, объясняют орфограммы. Такая работа развивает орфографическую зоркость.

Поиск орфограмм в «чистом» тексте. Каждому учащемуся предлагается карточка с заданиями для самостоятельной работы (найти и подчеркнуть орфограммы, переписать «трудные» слова и т. д.).

Выполнение упражнения на нахождение «опасных мест» в написанных словах также формирует орфографическую зоркость, орфографическую память, способствует развитию самопроверки, самоконтроля.

При изучении орфографии целесообразно проводить работу над значением слов и фразеологизмов. Данная работа формирует орфографический навык и обогащает словарь учащихся, например: тушь — туш, не покладая рук и т. д.

В ходе работы на занятии можно проводить коллективное обсуждение решения орфографической задачи. В коллективной работе принимают участие не только успевающие учащиеся, но и те, которые плохо усваивают учебный материал.

Следует отметить необходимость индивидуализации в подборе упражнений для учащихся. На занятии очень часто учащиеся в одном классе работают над материалом разной сложности.

Важным условием развития орфографических способностей, особенно на начальной ступени обучения, выступает использование занимательного учебного материала, где правила подаются не в «сухой форме» [5].

Применение разнообразных творческих письменных работ, носящих занимательный характер (письма друзьям, заметки в газету и др.), не только развивает орфографические навыки, навыки связной письменной речи, но и обогащает словарный запас.

Применение различных игр также оказывает воздействие на эмоциональную сферу учащихся и способствует развитию у них интереса и мотивации к изучению русского языка. Выбирая игру, необходимо исходить из целей, содержания, этапов занятия, на котором она проводится. Игра призвана реализовать познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения, поэтому выступать исключительно развлекательным элементом занятия она не может.

Итак, орфографическая грамотность — важная составляющая общей языковой культуры и языковой компетенции учащихся. В основе процесса развития орфографической грамотности лежит понятие «орфограмма», под которой понимается написание, предполагающее более одного возможных варианта, один из которых правильный; выбор написания, который регулируется тем или иным правилом. Развитие у учащихся орфографической зоркости — умения находить орфограммы — самый первый и наиболее важный этап в обучении их орфографии. Недостаточная сформированность данного умения выступает основной причиной, препятствующей полноценному развитию у учащихся орфографического навыка, необходимого для их дальнейшего обучения.

Развитие у учащихся орфографических способностей — процесс сложный, требующий довольно большого количества времени. При работе над развитием орфографических способностей учащихся следует применять различные методы, приемы и способы обучения орфографии, задания и упражнения творческой и игровой направленности.

Литература

1. Львов м. Р. Правописание в начальных классах. М.: Флинта; Наука, 1998. 208 с.

2. Селезнева м. С. Работа по развитию орфографической зоркости // Начальная школа. 1997.№ 1. С.81-84.

3. Голохвастова е. Ю., Гнатюк н. В., Холмухамедова А. В. Формирование орфографической зоркости у учащихся первого класса // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5,№ 3. С.111-115.

4. текучева и. В. Теория и методика преподавания русского языка. Ч. 1. М.: Моск. гума-нит. пед. ин-т, 2006. 189 с.

5. Баранов м. т., ипполитова н. А., Ладыженская т. А., Львов м. Р. Методика преподавания русского языка в школе: учебник / под ред. М. Т. Баранова. М.: Academia, 2000. 361 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.