1913 г. Здание выходит двумя фасадами на перекресток Дубенского переулка и улицы Гостинской. Интерьеры особняка были расписаны красноярским художником, выпускником петербургского училища технического рисования Штиглица, Вильгельмом Генриховичем Вагнером. Особым изяществом отличается построенное Соколовским в 1913 г. здание Общественного собрания.
Другим архитектором, повлиявшим на облик города, был Леонид Андреевич Чернышев (1875— 1932). Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он продолжил свое образование в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге. В Красноярске имя Чернышева связано прежде всего со зданием краеведческого музея, возведенного в формах древнеегипетского храма.
И еще один архитектор, о котором необходимо упомянуть, это Сергей Георгиевич Дриженко (1876-1946). Он учился в петербургском институте гражданских инженеров и вскоре после его окончания был назначен на должность красноярского городского архитектора, которую исполнял более 20 лет. Главной его постройкой явилось здание Общества попечения народного образования, 1915 г.
Таким образом, в начале XX в. в Красноярске в общих чертах сложилась застройка центральной части города, которая определяет лицо его исторического центра и сегодня.
Список использованных источников
1. Путеводитель по Великой сибирской железной дороге. — СПб.: Товарищество художественной печати, 1900. — С. 307.
2. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. — СПб.: Товарищество художественной печати, 1900. — 306 с.
3. Журин Н.П. Градостроительство Сибири второй половины XIX — начала ХХ веков. — Новосибирск: НГАХА, 2000.
4. Градостроительство России середины XIX — начала XX веков. Столицы и провинция. Кн. III / под общ. ред. Е.И.Кириченко. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — С. 506.
5. Газета «Восточное обозрение». — 1895. — 16 апреля.
6. Шумов К.Ю. Красноярские особняки В.А. Соколовского. — URL: http://naov.ru/articles/ krasnoyarskie-osobnyaki-vasokolovskogo.html (дата обращения: 15.03.2014).
УДК 72.01 ББК 85.113(2)
А.В. Потапова, гг. Дрезден — Иркутск Научные руководители: Т. Вилл, М.Г. Меерович
Градостроительные регламенты исторических кварталов города Дрездена как возможное будущее для кварталов деревянного архитектурного наследия г. Иркутска
Аннотация
Статья рассматривает немецкий опыт по разработке законодательных инструментов в области комплексной охраны исторической среды и градостроительного развития города. Рассмотрены примеры градостроительных регламентов г. Дрездена с последующим анализом применения данного опыта для сохранения деревянного наследия г. Иркутска
Ключевые слова: градостроительный регламент, сохранение деревянного наследия, градостроительное развитие исторического города.
За последние десять лет в России было потеряно более 2,5 млн исторических памятников и более 400 городов потеряли статус исторических [18]. Наше историческое наследие находится в опасности прежде всего из-за непризнанной ценности и отсутствия эффективных законодательных решений по сохранению исторической среды с учетом динамики городской экономики. Наследие катастрофически нуждается в новых стратегиях для выхода из сложившейся ситуации.
Иркутск — растущий город в Восточной Сибири — обладает уникальным историко-культурным наследием: здесь сохранилось более 1400 традиционных деревянных домов. Но, как и во многих других городах России, историческое наследие здесь утрачивается со стремительной скоростью. Сегодня город стоит перед выбором между сохранением истории для будущих поколений и дальнейшим развитием в условиях нового времени.
Исторический центр города Иркутска занимает площадь около 553 га, в нем сохранилась старинная планировка улиц и парцелляция кварталов. В центре города находится в общей сложности 687 исторических памятников, более 400 из них — это деревянные дома XVШ-XIX столетия, 250 домов — кирпичные дома Х1Х-ХХ вв. [12]. Есть также множество построек, которые не имеют охранного статуса, но представляют градостроительную и архитектурно-художественную ценность как формирующие историческую среду города.
Исторически ценные здания в Иркутске в силу многих причин находятся в очень плохом состоянии. В большинстве случаев деревянные дома не представляют ценности в глазах местных жителей, так как не обеспечивают жилого комфорта — дома давно не ремонтировались, в них нет централизованной системы водоснабжения и отопления. Другой немаловажный фактор — это сложные климатические условия, которые в отсутствие ремонта составляют большую проблему для сохранения зданий. Для инвесторов историческая малоэтажная застройка лишь «осложнение» на пути к уплотнению застройки в центре города и получению максимальной экономической выгоды. Так, например, в последние 10 лет в несколько раз увеличилось количество магазинов и предприятий других сфер обслуживания, расположенных в историческом центре. Здания и целые кварталы были перестроены и изменены. До настоящего времени данный процесс уплотнения происходит без контроля, не соблюдаются нормы по сохранению как градостроительной структуры, так и архитектурного облика города. Зоны первых этажей зданий переполнены рекламой, искажающей исторический облик фасадов своими кричащими цветами и масштабом.
Существующие законодательные инструменты по охране исторического наследия города включают Проект охранных зон в составе Проекта генерального плана г. Иркутска 2008 г., закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации в Иркутской области», а также Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 2002 г. Однако сами по себе эти документы не справляются со сложнейшей задачей сохранения ценной исторической среды, так как регулирование состояния исторической застройки необходимо проводить в масштабах не меньше исторических кварталов. Кроме того, для эффективного решения вопрос об исторической среде и ее будущем должен рассматриваться в условиях динамического развития города не в отдельности, а в форме взаимовыгодного партнерства, при котором исторические пространства и здания должны быть представлены в качестве одного из сильнейших маркетинговых факторов развития города.
Немецкий город Дрезден — уникальный пример сохранения и развития исторической среды. После объединения Германии и возникновения новых политических условий 1990-х гг. город остро нуждался в новой стратегии развития, чтобы сохранить свою уникальность и не пережить «второе разрушение», связанное теперь не с войной, а со стремительной модернизацией, при которой историческому наследию не уделялось достаточно внимания и поддержки как финансовой, так и общественной. Исторический центр стал рассматриваться как стимул для развития всего города. В 1994 г. на заседании отдела градостроительного планирования города Дрездена была впервые принята Общая стратегия планирования развития исторического центра [8], в 2008 г. она была переработана и уточнена. Стратегия — это пространственно ориентированная концепция, опреде-
ляющая принципы формирования качества среды. Она обеспечивает сохранение уникального характера градостроительного и природного ландшафта Дрездена среди европейских городов, представляет план развития города через интеграцию новых и исторических зон. Стратегия появилась в результате работы междисциплинарной команды специалистов, нашедших компромисс между желаемыми и реальными возможностями и определивших границы для горожан, администрации и политиков. Именно этот документ заложил основу для развития ценных исторических зон и позволил привлечь инвесторов.
Одним из следующих ключевых инструментов является Концепция интегрированного развития города Дрездена 2009 г. [7]. Данный документ представляет градостроительный анализ всего города, подразделяет его на зоны и присваивает каждой из них соответствующий статус после оценки потенциала и проблемных аспектов. Историческая среда в Дрездене неоднородна, в ней были выделены зоны «охраны исторических градостроительных ансамблей» [2], «охраны исторических памятников» [5] и «регенерации» [4] (рис. 1).
Отделом по охране памятников г. Дрездена было принято во внимание сохранение и преобразование улиц и площадей исторического и градостроительного значения, восстановление исторического облика города, снижение интенсивности движения транспорта, проведение своевременных мероприятий по предотвращению разрушения и обвала строений (в рамках закона о строительстве §147 BauGB). Городским частям, требующим особой работы в этом направлении, был присвоен статус зоны охраны исторических памятников или зоны охраны градостроительных ансамблей и обеспечено содействие в финансировании до 100%. Восстановление, модернизация, изменение использования, видоизменение зданий, ансамблей или других сооружений исторического, художественного или градостроительного значения происходят согласно документам, разработанным для данного статуса.
В период угрожающего разрушения исторических городских районов города Дрездена в 1989 г. было принято решение выделить районы регенерации (в рамках закона о строительстве §142 BauGB), чтобы прекратить небрежное отношение к градостроительной структуре, имеющей ценное историко-культурное и градостроительное значение. Общая площадь районов регенерации составила 294 га, они характеризовались неудовлетворительным состоянием архитектурных объектов и градостроительной среды. Для регенерации районов проводилась реставрация зданий, восстановление жилой среды, создавалось сервисное обслуживание и высококачественные общественные пространства, например в структуре улиц и площадей были созданы игровые площадки. Часть финансирования взял на себя городской бюджет. Все строительные мероприятия ведутся под контролем отдела генерального планирования, который сопоставляет запланированные мероприятия с утвержденным планом регенерации. В результате уже к настоящему времени решены сложные проблемы периода перестройки, когда, например, не было средств для восстановления большинства площадей, на которых располагались здания эпохи грюндерства22. Сейчас каждое третье здание было восстановлено, а общие затраты составили около 250 млн евро. Многие из важнейших реставрационных проектов не могли бы быть осуществлены без поддержки средств по программе регенерации, как, например, восстановление «Северной бани» в районе Нойштадт, которая пользуется большой популярностью среди жителей района еще с давних времен.
Таким образом, для каждого статуса городской территории существует утвержденный ряд законодательных документов, содержание которых определяется в результате анализа градостроительного потенциала городских зон. Для городской зоны охраны исторических градостроительных ансамблей утверждается Регламент по сохранению градостроительных ансамблей района. Для городских зон регенерации — Регламент по реставрации, Регламент по сохранению градостроительной среды в историческом контексте, Регламент формообразования архитектурных форм и городской пространственной среды и дополнительные регламенты рекомендательного характера по использованию рекламного оборудования и концепции цветового решения, а также возведению объектов новой архитектуры. Для городской зоны охраны исторических памятников утверждается Регламент по охране исторических памятников. Ниже представлено краткое описание данных документов (рис. 2).
22 Эпоха грюндерства (нем. Gründerzeit) — период в экономическом развитии Германии и Австро-Венгрии в XIX в. до экономического кризиса 1873 г. (Википедия).
Регламент по сохранению градостроительной среды в историческом контексте [3]. Местное самоуправление на основании Закона о строительстве §172 в рамках самостоятельного регламента и плана застройки устанавливает требования по дальнейшему сохранению градостроительного своеобразия городской зоны, основываясь на градостроительном формообразовании и сохранении существующего потенциала. Возможность градостроительного преобразования архитектурных объектов, а также изменение функции сооружений допускаются только при дополнительном согласовании.
Регламент по реставрации [4]. Данный регламент формулирует действия, направленные на развитие городских зон, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Регламент прописывает меры, необходимые для улучшения жилой и общественной среды и формирования качественного городского пространства. Определяет точные границы городской зоны и вступает в действие после утверждения городской администрацией. Также налагает меры наказания при нарушении правил данного регламента.
Концепция регенерации [11]. Концепция регенерации четко формулирует цели возобновления градостроительного контекста и обоснование необходимости данного действия. Документ представлен разделами: по функциональному использованию, в котором прописаны допустимые функции согласно местоположению в городской зоне, по благоустройству общественных пространств и зонам озеленения, по транспортному благоустройству, включающему взаимодействие всех видов транспортных средств (велосипедного, общественного и индивидуального транспорта), в том числе по отношению к пешеходным зонам. Концепция представляет социальный анализ городской зоны, в соответствии с которым проводятся необходимые мероприятия по всем вышеуказанным вопросам.
Регламент по формообразованию архитектурных форм [9]. Данный регламент формулирует строительные нормы и правила, включая регулирование по использованию внешних элементов, таких как рекламное оборудование, размещение банкоматов и пр. Обозначается конкретное местоположение, параметры, форма, цвет объектов для сохранения пространственной среды в градостроительном, историческом и художественном контексте. Возможно включение информации по устройству детских площадок, парковочных мест, ограждений и пространств общественного пользования.
Концепция по цветовому решению [10]. Для площадей и уличных участков особого градостроительного или культурно-исторического значения разрабатываются специальные концепции. Решения по разработке данного документа принимает отдел генерального планирования города по итогам экспертной оценки соответствующей комиссии.
Регламент по формообразованию общественных пространств — «Дрезденский стандарт» [6]. Общественное пространство обладает разными функциями — это «сцена» для самовоплощения жителей, представляющая интеграцию человека и пространства, создающая «живую» среду, имидж городского пространства и определяющая его идентификацию. Первоначально открытое общественное пространство создается на основе единых принципов формообразования с традиционными материалами и стандартным оформлением. На сегодняшний день многообразие инфраструктуры и широкое использование автомобилей является неотъемлемой функциональной необходимостью, из-за чего, например, открытые пространства превращаются в площадки для автотранспорта. Функциональное разделение, предложения по информатизации, любая действующая меблировка реорганизуют пространство таким образом, что теряется четкость его идентификации. Для придания целостности открытым пространствам Дрездена и обеспечения качества жилой среды был создан Регламент по формообразованию общественных пространств. В нем сформулированы основные направления по формообразованию относительно разных ситуаций городского пространства. Зона действия регламента включает всю территорию города Дрездена. Через упрощенную систематизацию проведено упорядочивание строительства в городских пространствах, включая описание материалов и разработку стандартов оформления. С помощью тематических карт прописаны все особенные планировочные требования по строительству (например, в регламентах по реставрации, по сохранению градостроительной среды в историческом контексте, по охране исторических памятников, соответственно плану застройки). Регламент по формообразованию открытых общественных пространств создан для проектировщиков, архитекторов и других специалистов в качестве ориентира при создании проектных решений.
В ходе исследования немецкого опыта был проведен анализ градостроительной документации
для программы регенерации исторической среды г. Дрездена. На основе выявленных особенностей были сформулированы рекомендации по совершенствованию системы управления градостроительной деятельностью и территориальным развитием применительно к историческим городам России. На наш взгляд, при разработке программ регенерации исторической застройки, включающей памятники культурного наследия (различных уровней), а также средовую (фоновую) застройку, необходимо:
1) обеспечивать сохранение исторической среды, в том числе сложившейся планировочной структуры, ландшафта, характера застройки и благоустройства территории;
2) ориентировать изменения планировочной структуры, ландшафта, застройки, благоустройства территорий на восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и характеристик исторической среды;
3) не допускать строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разработки плана градостроительных мероприятий, направленных на улучшение обеспеченности и (или) доступности для населения социально значимых объектов [16].
Система регламентов, введенная в Дрездене, обеспечивает сохранение исторической среды города и объектов культурного наследия за счет соподчиненности законодательных документов территориального развития между собой. Все действия осуществляются в порядке, увязанном с документацией вышележащего планировочного масштаба. Распределение ответственности и взаимодействие законодательных документов между собой обеспечивает «механизм развития через сохранение», применение которого возможно и для исторических городов России. Для Иркутска необходимо разработать и ввести градостроительные регламенты особого вида в границах достопримечательного места, с классификацией для исторических кварталов в зависимости от градостроительного потенциала и проблемных зон. В данных документах, по аналогии с немецким опытом, необходимо последовательно выстроить параметры регламента с возможной разработкой дополнительных регламентов, например по размещению рекламного оборудования, и т.д.:
— градостроительные характеристики;
— параметры открытых городских пространств: формирование основных принципов расположения свободных и зеленых пространств и благоустройства территории; включая элементы благоустройства, приемы озеленения;
— параметры уличных пространств: формирование основных требований формирования и оборудования улиц и пространства площадей, включая техническую инфраструктуру: уличное освещение, расположение радио и телевизионных антенн, размещение рекламного оборудования, мощение улиц, тротуаров и бордюров;
— параметры функционального назначения и ограничения использования застройки;
— объемно-пространственные параметры зданий, включающие размеры и конфигурацию зданий и сооружений (структуру построения крыш, кровельное покрытие, членение фасадов, характеристики зон первого этажа), а также предписания по элементам формообразования фасадов (окна, двери и ворота, витрины, козырьки, навесы над окнами), ограничения использования строительных материалов, поверхности стен и отверстий, цветовые решения.
В рамках данного регламента ввести подробное зонирование городской территории с обозначением:
1) статуса застройки: объекты культурного наследия, здания, формирующие городской силуэт, включая фоновую застройку как важнейший элемент градостроительного каркаса;
2) системы общественных пространств разного значения — от городских площадей до локальных дворовых пространств — с указанием значимости каждого из них как элемента в общей пространственной структуре города;
3) обозначение важных коммуникативных связей между общественными пространствами, формирующих пешеходные пути;
4) выделение функциональных зон, включая определение так называемых «зон функциональной недостаточности»;
5) выделение иерархии транспортных связей.
Эти меры способны обеспечить устойчивое развитие исторической пространственной среды, а
также исключить в Иркутске (и других российских городах) самовольное и неподконтрольное использование недвижимости и территории исторического центра.
Нужен также градостроительный регламент особого вида в границах достопримечательного места, который установил бы требования к осуществлению градостроительной деятельности на этой территории, обеспечивая сохранение ее исторического своеобразия и культурной ценности. При введении градостроительного регламента особого вида будет обеспечена интеграция объектов культурного наследия и средовых объектов и включение их в экономический оборот за счет методологических принципов, сочетающих в себе правовые, градостроительные, экономические и управленческие особенности определения видов использования земельных участков. К данным принципам относятся:
— установление видов разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости;
— приоритетное значение местоположения территориальной зоны в городе при определении характера градостроительного использования территории;
— определение ранжирования видов разрешенного использования территории в зависимости от комплекса природно-ландшафтных, градостроительных особенностей территории, исторически сложившегося сочетания функциональных процессов и градостроительных объектов в пределах установленной территориальной зоны;
— обязательность принципа структуризации в процессе определения состава каждой из зон [17].
Высококачественные исторические городские пространства могут принести большой вклад в
экономическое развитие города (рис. 3). Местные особенности создают основу узнаваемого имиджа города, важного для всего региона. Данная стратегия подразумевает, что изменение +городско-го пространства должно происходить не от бескультурия и хаотичного строительного бума через блокирование конфликтов различных групп интересов, но через взаимопонимание целей городского развития, согласованных между различными группами интересов. При этом законодательные документы должны быть разработаны совместно с общественностью, чтобы историческое наследие не рассматривалось как «осложнение» для города, но было одним из ключевых факторов его развития. Важно проводить дискуссии о зданиях не только дореволюционного периода, но также и о тех, которые были построены в советское время. При уважительном подходе к историческому наследию, соблюдении баланса между сохранением, функциональным развитием и восстановлением исторической среды есть шанс будущего устойчивого развития города. Еще сохранившиеся на данный момент исторические особенности пространства г. Иркутска и его уникальной архитектуры должны быть импульсом для дальнейшего устойчивого развития и сохранения истории для будущих поколений.
UJ LH
Городские зоны регенерации ISanierungsgebtet]
Городские зоны охраны исторический памятников [Denkmalschutzgebiet]
Городские зоны охраны исторических градостроительных ансамблей [Städtebaulicher Denkmal Schutzgebiet]
Городские зоны развития [Stadtteilentwicklungsprojekte (EFRE)]
Зоны, требуемые градостроительной оценки [Fordergebiete für die Aufwertung]
Исторический центр, зоны охраны
Рис. 1. Городские зоны с разным статусом охраны в Дрездене и Иркутске. Сравнительная схема
Сравнение инструментов по охране исторической среды в Дрездене и Иркутске
Районы Дрездена Иркутск
Район Äußere Neustadt Innere Neustadt В lasewitz/Str iesen Исторический центр
Статус Городская зона регенерации [Sanierungsgebiet] 1 ородская зона по сохранение градостроительных ансамблей района [Städtebaulicher Denkmalschutzgebiet) Городская зона охраны исторических памятников [Denkmalschutzgebiet]
Законодательство по охране памятников и градостроительное законодательство Регламент по сохранению градостроительной среды историческом контексте | Erhaltungssatzung] Регламент по сохранению градостроительной среды в историческом контексте [Ertialtungssatzung] Регламент по сохранению исторических памятников [Denkmalschutzsatzung] Охранные зоны, в составе генерального плана
Градостроительное законодательство Концепция регенерации [Erneuerungskonzept]
За конодательство по охране памятников Отдельные памятники Отдельные памятники Отдельные памятники Отдельные памятники
Рис. 2. Инструменты по охране исторической среды Дрездена и Иркутска. Сравнительная схема
Рис. 3. Фрагмент улицы в Блазевитц (г. Дрезден), относится к городской зоне охраны исторических градостроительных ансамблей. Снимок А.В. Потаповой, июль 2013 г.
Список использованных источников
1. Baugesetzbuch (BauGB): Baugesetzbuch in der Fassung der Bekanntmachung vom 23. September 2004.
2. Eidloth V., Ongyerth G., Walgern H. Handbuch Städtebauliche Denkmalpflege // Im Auftrag der Vereinigung der Landesdenkmalpfleger in der Bundesrepublik Deutschland. — 2013.
3. Landeshauptstadt Dresden Geschäftsbereich Stadtentwicklung Stadtplanungsamt: Erhaltungssatzung der Landeshauptstadt Dresden nach §172 Absatz 1 Nr.1 des Baugesetzbuches für die Dresdner Äußere Neustadt vom 24. März 1994, ergänzt und geändert durch Beschluss des Stadtrates.
4. Landeshauptstadt Dresden Geschäftsbereich Stadtentwicklung Stadtplanungsamt: Satzung über die förmliche Festlegung des Sanierungsgebietes Dresden — Äußere Neustadt. 1995.
5. Landeshauptstadt Dresden Stadtplanungsamt: Satzung der Landeshauptstadt Dresden für das Denkmalschutzgebiet Blasewitz/Striesen-Nordost vom 9.05.1996.
6. Landeshauptstadt Dresden Stadtplanungsamt: Gestaltungshandbuch öffentlicher Raum. 2006.
7. Landeshauptstadt Dresden Stadtplanungsamt: Integriertes Stadtentwicklungskonzept (INSEK). 2008.
8. Landeshauptstadt Dresden Stadtplanungsamt: Dresden — Planungsleitbild Innenstadt. 2008.
9. Landeshauptstadt Dresden Stadtplanungsamt: Die Werbe-und Gestaltungssatzung für den Neumarkt. 2008.
10. Landeshauptstadt Dresden Stadtplanungsamt: Die Farbkonzeption für den Dresdner Neumarkt. 2008.
11. Landeshauptstadt Dresden Geschäftsbereich Stadtentwicklung Stadtplanungsamt: Erneuerungskonzept für das Sanierungsgebiet Äußere Neustadt. 2009.
12. ОАО ИРКУТСНИПРОДОРНИИ, Хазыкова Е.П., Хотулев Р.А., Куцакова О.Ю. Проект планировки центральной части г. Иркутска, по заказу администрации города Иркутска в лице комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска в соответствии с муниципальным контрактом №010-64-001450/12 от 08.10.2012г. и техническим заданием на проектирование.
13. Потапова А.В., Энгель Б. Наследие в опасности. Исторический центр г. Иркутска // Planerin. — 2014. — Heft 1. — С. 53-55.
14. Потапова А.В. Сохранение особенностей градостроительного контекста в исторической среде г. Иркутска с использованием немецких методов // Сибирский федеральный университет: Современные проблемы архитектуры, градостроительства, дизайна: материалы первой межд. науч-пр. конф. (Красноярск, 19-20 сент. 2013 г.). — Красноярск, 2013. — С. 222-230.
15. Потапова А.В., Энгель Б. Lernen von Dresden? Perspektiven der Weiterentwicklung des historischen Stadtzentrums in Irkutsk [Перспективы развития исторического центра г. Иркутска с учетом немецкого опыта г. Дрездена] (статья на немецком языке) // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. — 2012. — № 1(2). — С. 169-178.
16. Потапова А.В. Параметры регламента по сохранению градостроительного контекста исторического центра города Иркутска // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна-2012: материалы межд. студен. науч. конф. (Екатеринбург, 11-12 апр. 2012). — Архитектон: известия вузов, приложение к №38, июль 2012. — URL: http://archvuz.ru/2012_22/21#1.
17. Потапова А.В. Методы регенерации исторических кварталов в современной европейской практике на примере района Нойштадт (Дрезден, Германия) // АМИТ. — 2012. — №2 (19). — URL: http://www.marhi.ru/eng/AMIT/2012/2kvart12/potapova/abstract.php.
18. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Барбашин И.В., Макары-чев В.Н., Данилова В.Е., Северьянова О.М., под общ. ред. начальника Аналит. упр. Аппарата Совета Федерации Кривова В.Д. // Историко-культурное наследие России. Исторические города России: сохранение и развитие: III Парламентский форум аналит. докл. (17.03.2011). — Москва, 2011. — С. 33.