Научная статья на тему 'Градостроительные регламенты исторических кварталов города Дрездена как возможное будущее для кварталов деревянного архитектурного наследия г. Иркутска'

Градостроительные регламенты исторических кварталов города Дрездена как возможное будущее для кварталов деревянного архитектурного наследия г. Иркутска Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
766
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / СОХРАНЕНИЕ ДЕРЕВЯННОГО НАСЛЕДИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Потапова Анастасия Васильевна

Статья рассматривает немецкий опыт по разработке законодательных инструментов в области комплексной охраны исторической среды и градостроительного развития города. Рассмотрены примеры градостроительных регламентов г. Дрездена с последующим анализом применения данного опыта для сохранения деревянного наследия г. Иркутска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulations in Urban-Planning of Dresden (Germany) as a Probable Future for Irkutsk Districts with Wooden Architectural Heritage

The article presents methods and instruments for preservation of historical districts of Dresden, Germany, and for urban planning in the districts. The author considers laws and regulations in Dresden from the point of view of their further use for districts with wooden architectural heritage in Irkutsk, Eastern Siberia.

Текст научной работы на тему «Градостроительные регламенты исторических кварталов города Дрездена как возможное будущее для кварталов деревянного архитектурного наследия г. Иркутска»

1913 г. Здание выходит двумя фасадами на перекресток Дубенского переулка и улицы Гостинской. Интерьеры особняка были расписаны красноярским художником, выпускником петербургского училища технического рисования Штиглица, Вильгельмом Генриховичем Вагнером. Особым изяществом отличается построенное Соколовским в 1913 г. здание Общественного собрания.

Другим архитектором, повлиявшим на облик города, был Леонид Андреевич Чернышев (1875— 1932). Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он продолжил свое образование в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге. В Красноярске имя Чернышева связано прежде всего со зданием краеведческого музея, возведенного в формах древнеегипетского храма.

И еще один архитектор, о котором необходимо упомянуть, это Сергей Георгиевич Дриженко (1876-1946). Он учился в петербургском институте гражданских инженеров и вскоре после его окончания был назначен на должность красноярского городского архитектора, которую исполнял более 20 лет. Главной его постройкой явилось здание Общества попечения народного образования, 1915 г.

Таким образом, в начале XX в. в Красноярске в общих чертах сложилась застройка центральной части города, которая определяет лицо его исторического центра и сегодня.

Список использованных источников

1. Путеводитель по Великой сибирской железной дороге. — СПб.: Товарищество художественной печати, 1900. — С. 307.

2. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. — СПб.: Товарищество художественной печати, 1900. — 306 с.

3. Журин Н.П. Градостроительство Сибири второй половины XIX — начала ХХ веков. — Новосибирск: НГАХА, 2000.

4. Градостроительство России середины XIX — начала XX веков. Столицы и провинция. Кн. III / под общ. ред. Е.И.Кириченко. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — С. 506.

5. Газета «Восточное обозрение». — 1895. — 16 апреля.

6. Шумов К.Ю. Красноярские особняки В.А. Соколовского. — URL: http://naov.ru/articles/ krasnoyarskie-osobnyaki-vasokolovskogo.html (дата обращения: 15.03.2014).

УДК 72.01 ББК 85.113(2)

А.В. Потапова, гг. Дрезден — Иркутск Научные руководители: Т. Вилл, М.Г. Меерович

Градостроительные регламенты исторических кварталов города Дрездена как возможное будущее для кварталов деревянного архитектурного наследия г. Иркутска

Аннотация

Статья рассматривает немецкий опыт по разработке законодательных инструментов в области комплексной охраны исторической среды и градостроительного развития города. Рассмотрены примеры градостроительных регламентов г. Дрездена с последующим анализом применения данного опыта для сохранения деревянного наследия г. Иркутска

Ключевые слова: градостроительный регламент, сохранение деревянного наследия, градостроительное развитие исторического города.

За последние десять лет в России было потеряно более 2,5 млн исторических памятников и более 400 городов потеряли статус исторических [18]. Наше историческое наследие находится в опасности прежде всего из-за непризнанной ценности и отсутствия эффективных законодательных решений по сохранению исторической среды с учетом динамики городской экономики. Наследие катастрофически нуждается в новых стратегиях для выхода из сложившейся ситуации.

Иркутск — растущий город в Восточной Сибири — обладает уникальным историко-культурным наследием: здесь сохранилось более 1400 традиционных деревянных домов. Но, как и во многих других городах России, историческое наследие здесь утрачивается со стремительной скоростью. Сегодня город стоит перед выбором между сохранением истории для будущих поколений и дальнейшим развитием в условиях нового времени.

Исторический центр города Иркутска занимает площадь около 553 га, в нем сохранилась старинная планировка улиц и парцелляция кварталов. В центре города находится в общей сложности 687 исторических памятников, более 400 из них — это деревянные дома XVШ-XIX столетия, 250 домов — кирпичные дома Х1Х-ХХ вв. [12]. Есть также множество построек, которые не имеют охранного статуса, но представляют градостроительную и архитектурно-художественную ценность как формирующие историческую среду города.

Исторически ценные здания в Иркутске в силу многих причин находятся в очень плохом состоянии. В большинстве случаев деревянные дома не представляют ценности в глазах местных жителей, так как не обеспечивают жилого комфорта — дома давно не ремонтировались, в них нет централизованной системы водоснабжения и отопления. Другой немаловажный фактор — это сложные климатические условия, которые в отсутствие ремонта составляют большую проблему для сохранения зданий. Для инвесторов историческая малоэтажная застройка лишь «осложнение» на пути к уплотнению застройки в центре города и получению максимальной экономической выгоды. Так, например, в последние 10 лет в несколько раз увеличилось количество магазинов и предприятий других сфер обслуживания, расположенных в историческом центре. Здания и целые кварталы были перестроены и изменены. До настоящего времени данный процесс уплотнения происходит без контроля, не соблюдаются нормы по сохранению как градостроительной структуры, так и архитектурного облика города. Зоны первых этажей зданий переполнены рекламой, искажающей исторический облик фасадов своими кричащими цветами и масштабом.

Существующие законодательные инструменты по охране исторического наследия города включают Проект охранных зон в составе Проекта генерального плана г. Иркутска 2008 г., закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации в Иркутской области», а также Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 2002 г. Однако сами по себе эти документы не справляются со сложнейшей задачей сохранения ценной исторической среды, так как регулирование состояния исторической застройки необходимо проводить в масштабах не меньше исторических кварталов. Кроме того, для эффективного решения вопрос об исторической среде и ее будущем должен рассматриваться в условиях динамического развития города не в отдельности, а в форме взаимовыгодного партнерства, при котором исторические пространства и здания должны быть представлены в качестве одного из сильнейших маркетинговых факторов развития города.

Немецкий город Дрезден — уникальный пример сохранения и развития исторической среды. После объединения Германии и возникновения новых политических условий 1990-х гг. город остро нуждался в новой стратегии развития, чтобы сохранить свою уникальность и не пережить «второе разрушение», связанное теперь не с войной, а со стремительной модернизацией, при которой историческому наследию не уделялось достаточно внимания и поддержки как финансовой, так и общественной. Исторический центр стал рассматриваться как стимул для развития всего города. В 1994 г. на заседании отдела градостроительного планирования города Дрездена была впервые принята Общая стратегия планирования развития исторического центра [8], в 2008 г. она была переработана и уточнена. Стратегия — это пространственно ориентированная концепция, опреде-

ляющая принципы формирования качества среды. Она обеспечивает сохранение уникального характера градостроительного и природного ландшафта Дрездена среди европейских городов, представляет план развития города через интеграцию новых и исторических зон. Стратегия появилась в результате работы междисциплинарной команды специалистов, нашедших компромисс между желаемыми и реальными возможностями и определивших границы для горожан, администрации и политиков. Именно этот документ заложил основу для развития ценных исторических зон и позволил привлечь инвесторов.

Одним из следующих ключевых инструментов является Концепция интегрированного развития города Дрездена 2009 г. [7]. Данный документ представляет градостроительный анализ всего города, подразделяет его на зоны и присваивает каждой из них соответствующий статус после оценки потенциала и проблемных аспектов. Историческая среда в Дрездене неоднородна, в ней были выделены зоны «охраны исторических градостроительных ансамблей» [2], «охраны исторических памятников» [5] и «регенерации» [4] (рис. 1).

Отделом по охране памятников г. Дрездена было принято во внимание сохранение и преобразование улиц и площадей исторического и градостроительного значения, восстановление исторического облика города, снижение интенсивности движения транспорта, проведение своевременных мероприятий по предотвращению разрушения и обвала строений (в рамках закона о строительстве §147 BauGB). Городским частям, требующим особой работы в этом направлении, был присвоен статус зоны охраны исторических памятников или зоны охраны градостроительных ансамблей и обеспечено содействие в финансировании до 100%. Восстановление, модернизация, изменение использования, видоизменение зданий, ансамблей или других сооружений исторического, художественного или градостроительного значения происходят согласно документам, разработанным для данного статуса.

В период угрожающего разрушения исторических городских районов города Дрездена в 1989 г. было принято решение выделить районы регенерации (в рамках закона о строительстве §142 BauGB), чтобы прекратить небрежное отношение к градостроительной структуре, имеющей ценное историко-культурное и градостроительное значение. Общая площадь районов регенерации составила 294 га, они характеризовались неудовлетворительным состоянием архитектурных объектов и градостроительной среды. Для регенерации районов проводилась реставрация зданий, восстановление жилой среды, создавалось сервисное обслуживание и высококачественные общественные пространства, например в структуре улиц и площадей были созданы игровые площадки. Часть финансирования взял на себя городской бюджет. Все строительные мероприятия ведутся под контролем отдела генерального планирования, который сопоставляет запланированные мероприятия с утвержденным планом регенерации. В результате уже к настоящему времени решены сложные проблемы периода перестройки, когда, например, не было средств для восстановления большинства площадей, на которых располагались здания эпохи грюндерства22. Сейчас каждое третье здание было восстановлено, а общие затраты составили около 250 млн евро. Многие из важнейших реставрационных проектов не могли бы быть осуществлены без поддержки средств по программе регенерации, как, например, восстановление «Северной бани» в районе Нойштадт, которая пользуется большой популярностью среди жителей района еще с давних времен.

Таким образом, для каждого статуса городской территории существует утвержденный ряд законодательных документов, содержание которых определяется в результате анализа градостроительного потенциала городских зон. Для городской зоны охраны исторических градостроительных ансамблей утверждается Регламент по сохранению градостроительных ансамблей района. Для городских зон регенерации — Регламент по реставрации, Регламент по сохранению градостроительной среды в историческом контексте, Регламент формообразования архитектурных форм и городской пространственной среды и дополнительные регламенты рекомендательного характера по использованию рекламного оборудования и концепции цветового решения, а также возведению объектов новой архитектуры. Для городской зоны охраны исторических памятников утверждается Регламент по охране исторических памятников. Ниже представлено краткое описание данных документов (рис. 2).

22 Эпоха грюндерства (нем. Gründerzeit) — период в экономическом развитии Германии и Австро-Венгрии в XIX в. до экономического кризиса 1873 г. (Википедия).

Регламент по сохранению градостроительной среды в историческом контексте [3]. Местное самоуправление на основании Закона о строительстве §172 в рамках самостоятельного регламента и плана застройки устанавливает требования по дальнейшему сохранению градостроительного своеобразия городской зоны, основываясь на градостроительном формообразовании и сохранении существующего потенциала. Возможность градостроительного преобразования архитектурных объектов, а также изменение функции сооружений допускаются только при дополнительном согласовании.

Регламент по реставрации [4]. Данный регламент формулирует действия, направленные на развитие городских зон, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Регламент прописывает меры, необходимые для улучшения жилой и общественной среды и формирования качественного городского пространства. Определяет точные границы городской зоны и вступает в действие после утверждения городской администрацией. Также налагает меры наказания при нарушении правил данного регламента.

Концепция регенерации [11]. Концепция регенерации четко формулирует цели возобновления градостроительного контекста и обоснование необходимости данного действия. Документ представлен разделами: по функциональному использованию, в котором прописаны допустимые функции согласно местоположению в городской зоне, по благоустройству общественных пространств и зонам озеленения, по транспортному благоустройству, включающему взаимодействие всех видов транспортных средств (велосипедного, общественного и индивидуального транспорта), в том числе по отношению к пешеходным зонам. Концепция представляет социальный анализ городской зоны, в соответствии с которым проводятся необходимые мероприятия по всем вышеуказанным вопросам.

Регламент по формообразованию архитектурных форм [9]. Данный регламент формулирует строительные нормы и правила, включая регулирование по использованию внешних элементов, таких как рекламное оборудование, размещение банкоматов и пр. Обозначается конкретное местоположение, параметры, форма, цвет объектов для сохранения пространственной среды в градостроительном, историческом и художественном контексте. Возможно включение информации по устройству детских площадок, парковочных мест, ограждений и пространств общественного пользования.

Концепция по цветовому решению [10]. Для площадей и уличных участков особого градостроительного или культурно-исторического значения разрабатываются специальные концепции. Решения по разработке данного документа принимает отдел генерального планирования города по итогам экспертной оценки соответствующей комиссии.

Регламент по формообразованию общественных пространств — «Дрезденский стандарт» [6]. Общественное пространство обладает разными функциями — это «сцена» для самовоплощения жителей, представляющая интеграцию человека и пространства, создающая «живую» среду, имидж городского пространства и определяющая его идентификацию. Первоначально открытое общественное пространство создается на основе единых принципов формообразования с традиционными материалами и стандартным оформлением. На сегодняшний день многообразие инфраструктуры и широкое использование автомобилей является неотъемлемой функциональной необходимостью, из-за чего, например, открытые пространства превращаются в площадки для автотранспорта. Функциональное разделение, предложения по информатизации, любая действующая меблировка реорганизуют пространство таким образом, что теряется четкость его идентификации. Для придания целостности открытым пространствам Дрездена и обеспечения качества жилой среды был создан Регламент по формообразованию общественных пространств. В нем сформулированы основные направления по формообразованию относительно разных ситуаций городского пространства. Зона действия регламента включает всю территорию города Дрездена. Через упрощенную систематизацию проведено упорядочивание строительства в городских пространствах, включая описание материалов и разработку стандартов оформления. С помощью тематических карт прописаны все особенные планировочные требования по строительству (например, в регламентах по реставрации, по сохранению градостроительной среды в историческом контексте, по охране исторических памятников, соответственно плану застройки). Регламент по формообразованию открытых общественных пространств создан для проектировщиков, архитекторов и других специалистов в качестве ориентира при создании проектных решений.

В ходе исследования немецкого опыта был проведен анализ градостроительной документации

для программы регенерации исторической среды г. Дрездена. На основе выявленных особенностей были сформулированы рекомендации по совершенствованию системы управления градостроительной деятельностью и территориальным развитием применительно к историческим городам России. На наш взгляд, при разработке программ регенерации исторической застройки, включающей памятники культурного наследия (различных уровней), а также средовую (фоновую) застройку, необходимо:

1) обеспечивать сохранение исторической среды, в том числе сложившейся планировочной структуры, ландшафта, характера застройки и благоустройства территории;

2) ориентировать изменения планировочной структуры, ландшафта, застройки, благоустройства территорий на восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и характеристик исторической среды;

3) не допускать строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разработки плана градостроительных мероприятий, направленных на улучшение обеспеченности и (или) доступности для населения социально значимых объектов [16].

Система регламентов, введенная в Дрездене, обеспечивает сохранение исторической среды города и объектов культурного наследия за счет соподчиненности законодательных документов территориального развития между собой. Все действия осуществляются в порядке, увязанном с документацией вышележащего планировочного масштаба. Распределение ответственности и взаимодействие законодательных документов между собой обеспечивает «механизм развития через сохранение», применение которого возможно и для исторических городов России. Для Иркутска необходимо разработать и ввести градостроительные регламенты особого вида в границах достопримечательного места, с классификацией для исторических кварталов в зависимости от градостроительного потенциала и проблемных зон. В данных документах, по аналогии с немецким опытом, необходимо последовательно выстроить параметры регламента с возможной разработкой дополнительных регламентов, например по размещению рекламного оборудования, и т.д.:

— градостроительные характеристики;

— параметры открытых городских пространств: формирование основных принципов расположения свободных и зеленых пространств и благоустройства территории; включая элементы благоустройства, приемы озеленения;

— параметры уличных пространств: формирование основных требований формирования и оборудования улиц и пространства площадей, включая техническую инфраструктуру: уличное освещение, расположение радио и телевизионных антенн, размещение рекламного оборудования, мощение улиц, тротуаров и бордюров;

— параметры функционального назначения и ограничения использования застройки;

— объемно-пространственные параметры зданий, включающие размеры и конфигурацию зданий и сооружений (структуру построения крыш, кровельное покрытие, членение фасадов, характеристики зон первого этажа), а также предписания по элементам формообразования фасадов (окна, двери и ворота, витрины, козырьки, навесы над окнами), ограничения использования строительных материалов, поверхности стен и отверстий, цветовые решения.

В рамках данного регламента ввести подробное зонирование городской территории с обозначением:

1) статуса застройки: объекты культурного наследия, здания, формирующие городской силуэт, включая фоновую застройку как важнейший элемент градостроительного каркаса;

2) системы общественных пространств разного значения — от городских площадей до локальных дворовых пространств — с указанием значимости каждого из них как элемента в общей пространственной структуре города;

3) обозначение важных коммуникативных связей между общественными пространствами, формирующих пешеходные пути;

4) выделение функциональных зон, включая определение так называемых «зон функциональной недостаточности»;

5) выделение иерархии транспортных связей.

Эти меры способны обеспечить устойчивое развитие исторической пространственной среды, а

также исключить в Иркутске (и других российских городах) самовольное и неподконтрольное использование недвижимости и территории исторического центра.

Нужен также градостроительный регламент особого вида в границах достопримечательного места, который установил бы требования к осуществлению градостроительной деятельности на этой территории, обеспечивая сохранение ее исторического своеобразия и культурной ценности. При введении градостроительного регламента особого вида будет обеспечена интеграция объектов культурного наследия и средовых объектов и включение их в экономический оборот за счет методологических принципов, сочетающих в себе правовые, градостроительные, экономические и управленческие особенности определения видов использования земельных участков. К данным принципам относятся:

— установление видов разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости;

— приоритетное значение местоположения территориальной зоны в городе при определении характера градостроительного использования территории;

— определение ранжирования видов разрешенного использования территории в зависимости от комплекса природно-ландшафтных, градостроительных особенностей территории, исторически сложившегося сочетания функциональных процессов и градостроительных объектов в пределах установленной территориальной зоны;

— обязательность принципа структуризации в процессе определения состава каждой из зон [17].

Высококачественные исторические городские пространства могут принести большой вклад в

экономическое развитие города (рис. 3). Местные особенности создают основу узнаваемого имиджа города, важного для всего региона. Данная стратегия подразумевает, что изменение +городско-го пространства должно происходить не от бескультурия и хаотичного строительного бума через блокирование конфликтов различных групп интересов, но через взаимопонимание целей городского развития, согласованных между различными группами интересов. При этом законодательные документы должны быть разработаны совместно с общественностью, чтобы историческое наследие не рассматривалось как «осложнение» для города, но было одним из ключевых факторов его развития. Важно проводить дискуссии о зданиях не только дореволюционного периода, но также и о тех, которые были построены в советское время. При уважительном подходе к историческому наследию, соблюдении баланса между сохранением, функциональным развитием и восстановлением исторической среды есть шанс будущего устойчивого развития города. Еще сохранившиеся на данный момент исторические особенности пространства г. Иркутска и его уникальной архитектуры должны быть импульсом для дальнейшего устойчивого развития и сохранения истории для будущих поколений.

UJ LH

Городские зоны регенерации ISanierungsgebtet]

Городские зоны охраны исторический памятников [Denkmalschutzgebiet]

Городские зоны охраны исторических градостроительных ансамблей [Städtebaulicher Denkmal Schutzgebiet]

Городские зоны развития [Stadtteilentwicklungsprojekte (EFRE)]

Зоны, требуемые градостроительной оценки [Fordergebiete für die Aufwertung]

Исторический центр, зоны охраны

Рис. 1. Городские зоны с разным статусом охраны в Дрездене и Иркутске. Сравнительная схема

Сравнение инструментов по охране исторической среды в Дрездене и Иркутске

Районы Дрездена Иркутск

Район Äußere Neustadt Innere Neustadt В lasewitz/Str iesen Исторический центр

Статус Городская зона регенерации [Sanierungsgebiet] 1 ородская зона по сохранение градостроительных ансамблей района [Städtebaulicher Denkmalschutzgebiet) Городская зона охраны исторических памятников [Denkmalschutzgebiet]

Законодательство по охране памятников и градостроительное законодательство Регламент по сохранению градостроительной среды историческом контексте | Erhaltungssatzung] Регламент по сохранению градостроительной среды в историческом контексте [Ertialtungssatzung] Регламент по сохранению исторических памятников [Denkmalschutzsatzung] Охранные зоны, в составе генерального плана

Градостроительное законодательство Концепция регенерации [Erneuerungskonzept]

За конодательство по охране памятников Отдельные памятники Отдельные памятники Отдельные памятники Отдельные памятники

Рис. 2. Инструменты по охране исторической среды Дрездена и Иркутска. Сравнительная схема

Рис. 3. Фрагмент улицы в Блазевитц (г. Дрезден), относится к городской зоне охраны исторических градостроительных ансамблей. Снимок А.В. Потаповой, июль 2013 г.

Список использованных источников

1. Baugesetzbuch (BauGB): Baugesetzbuch in der Fassung der Bekanntmachung vom 23. September 2004.

2. Eidloth V., Ongyerth G., Walgern H. Handbuch Städtebauliche Denkmalpflege // Im Auftrag der Vereinigung der Landesdenkmalpfleger in der Bundesrepublik Deutschland. — 2013.

3. Landeshauptstadt Dresden Geschäftsbereich Stadtentwicklung Stadtplanungsamt: Erhaltungssatzung der Landeshauptstadt Dresden nach §172 Absatz 1 Nr.1 des Baugesetzbuches für die Dresdner Äußere Neustadt vom 24. März 1994, ergänzt und geändert durch Beschluss des Stadtrates.

4. Landeshauptstadt Dresden Geschäftsbereich Stadtentwicklung Stadtplanungsamt: Satzung über die förmliche Festlegung des Sanierungsgebietes Dresden — Äußere Neustadt. 1995.

5. Landeshauptstadt Dresden Stadtplanungsamt: Satzung der Landeshauptstadt Dresden für das Denkmalschutzgebiet Blasewitz/Striesen-Nordost vom 9.05.1996.

6. Landeshauptstadt Dresden Stadtplanungsamt: Gestaltungshandbuch öffentlicher Raum. 2006.

7. Landeshauptstadt Dresden Stadtplanungsamt: Integriertes Stadtentwicklungskonzept (INSEK). 2008.

8. Landeshauptstadt Dresden Stadtplanungsamt: Dresden — Planungsleitbild Innenstadt. 2008.

9. Landeshauptstadt Dresden Stadtplanungsamt: Die Werbe-und Gestaltungssatzung für den Neumarkt. 2008.

10. Landeshauptstadt Dresden Stadtplanungsamt: Die Farbkonzeption für den Dresdner Neumarkt. 2008.

11. Landeshauptstadt Dresden Geschäftsbereich Stadtentwicklung Stadtplanungsamt: Erneuerungskonzept für das Sanierungsgebiet Äußere Neustadt. 2009.

12. ОАО ИРКУТСНИПРОДОРНИИ, Хазыкова Е.П., Хотулев Р.А., Куцакова О.Ю. Проект планировки центральной части г. Иркутска, по заказу администрации города Иркутска в лице комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска в соответствии с муниципальным контрактом №010-64-001450/12 от 08.10.2012г. и техническим заданием на проектирование.

13. Потапова А.В., Энгель Б. Наследие в опасности. Исторический центр г. Иркутска // Planerin. — 2014. — Heft 1. — С. 53-55.

14. Потапова А.В. Сохранение особенностей градостроительного контекста в исторической среде г. Иркутска с использованием немецких методов // Сибирский федеральный университет: Современные проблемы архитектуры, градостроительства, дизайна: материалы первой межд. науч-пр. конф. (Красноярск, 19-20 сент. 2013 г.). — Красноярск, 2013. — С. 222-230.

15. Потапова А.В., Энгель Б. Lernen von Dresden? Perspektiven der Weiterentwicklung des historischen Stadtzentrums in Irkutsk [Перспективы развития исторического центра г. Иркутска с учетом немецкого опыта г. Дрездена] (статья на немецком языке) // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. — 2012. — № 1(2). — С. 169-178.

16. Потапова А.В. Параметры регламента по сохранению градостроительного контекста исторического центра города Иркутска // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна-2012: материалы межд. студен. науч. конф. (Екатеринбург, 11-12 апр. 2012). — Архитектон: известия вузов, приложение к №38, июль 2012. — URL: http://archvuz.ru/2012_22/21#1.

17. Потапова А.В. Методы регенерации исторических кварталов в современной европейской практике на примере района Нойштадт (Дрезден, Германия) // АМИТ. — 2012. — №2 (19). — URL: http://www.marhi.ru/eng/AMIT/2012/2kvart12/potapova/abstract.php.

18. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Барбашин И.В., Макары-чев В.Н., Данилова В.Е., Северьянова О.М., под общ. ред. начальника Аналит. упр. Аппарата Совета Федерации Кривова В.Д. // Историко-культурное наследие России. Исторические города России: сохранение и развитие: III Парламентский форум аналит. докл. (17.03.2011). — Москва, 2011. — С. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.