БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бочаров Ю.П., Петрович М.Л., Михайлов А.Ю., Баранов А.С. Интермодальные транспортные системы // Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Санкт-Петербург. Площадь Балтийского вокзала: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: СПбГАСУ, 2012. С. 116-119.
2. Пуляевская О.В., Пуляевская Е.В. Интеграция психологических знаний в процесс проектирования градостроительных объектов // Вестник ИрГТУ. 2013. № 8 (79). С. 98-101.
3. Преловкая Е.С., Михайлов А.Ю. Проблемы и перспективы развития транспортной сети г. Иркутска // Вестник ИрГТУ. 2013. № 11(82). С. 216-220.
Информация об авторах
Матвеева Мария Александровна, магистрант группы ГРм-13-1, тел.: 89500659466, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Ковалева Татьяна Сергеевна, магистрант группы ГРм-13-1, тел.: 89501326669, email: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Шаров Максим Игоревич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Менеджмент и логистика на транспорте», тел.: (3952) 40-50-84, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the authors
Matveeva M.A., candidate for a master's degree, tel.: 89500659466, e-mail:[email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Kovaleva T.S., candidate for a master's degree, tel.: 89501326669, e-mail:[email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Sharov M.I., Candidate of Technical Sciences, associate professor, Automobile Transportation Management Department, tel.: (3952) 40-50-84, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 72.01
НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ДРЕЗДЕНА)
А.В. Потапова
Рассматривается зарубежный опыт немецкого города Дрездена по сохранению, развитию и регенерации исторической среды. С 1990 по 2014 гг. благодаря интенсивной работе отдела генерального планирования, совместно с отделом по охране памятников города Дрездена и при активном вовлечении в обсуждение жителей города, были разработаны законодательные документы, которые обеспечивают не только сохранение исторического облика, но и развитие районов города. Была проведена тщательная идентификация
городских кварталов, при этом внимание уделялось не только историческому центру, но и другим районам, в каждом из которых были выявлены свои особенности, привлекающие как жителей города, так и туристов. Данная система законодательных документов четко соподчиненных друг другу обеспечивает сохранение исторической уникальности города для будущих поколений и способствует стабильному экономическому развитию.
Ключевые слова: градостроительный регламент; сохранение исторического наследия; развитие исторического центра.
GERMAN EXPERIENCE IN LEGISLATION OF KEEPING HISTORICAL HERITAGE
AT THE EXAMPLE OF DREZDEN
A.V. Potapova
In this article we consider foreign experience of German city Drezden, connected with keeping, development and regeneration of the historical area. Within the period of 1990 - 2014 legislative documents were developed due to the intensive work of the general planning department in collaboration with the department of preserving the monuments of Drezden with the active involvement of the residents into the discussion. These documents provide not only keeping the historical image of the city, but the development of the city regions. A thorough identification of city areas was made, and the attention was paid not only to the historical centre, but to other regions as well. All the regions had its peculiarities which attracted both the citizens and the tourists. This system of legislative documents which comply with each other provides keeping the historical peculiarity of the city for the future generations and the stable economic development.
Key words: town-planning regulations; keeping the historical heritage; development of the historical centre.
Город Дрезден - один из старинных европейских городов, где, несмотря на тяжелые последствия, после второй мировой войны был сохранен исторический облик и достигнуто гармоничное развитие. В период современной модернизации, «нашествия» торговых центров и натиска строительства исторически сохраненный городской центр рассматривается, как движущая сила развития города. Сегодня огромное количество гостей города, туристов и самих жителей восхищаются историческим обликом города: панорама Эльбы, восстановленные кварталы возле Фрауенкирхе, удивительный молодежный район Нойштадт, квартал вилл Блазевитц, «кофейные дома» в районе Штризен и многие другие районы привлекают своей неповторимостью. У каждого района выявлен культурно-исторический потенциал, который подчеркивает его особенности. Отделом генерального планирования администрации Дрездена был принят целый ряд законодательных документов по вопросам градостроительного развития.
Одной из важных решительных мер стала разработка документа, получившего название «Общая стратегия планирования развития исторического центра» (Planungsleitbild Innenstadt Dresde) [6], принятая в 1994 году на заседании администрации города Дрездена, позже переработанная и дополненная в 2008 году. Документ носит рекомендательный характер, однако является очень авторитетным, поскольку разработан сообществом экспертов, в которое входили: планировщики, политики, администрация города при активном вовлечении в обсуждение жителей города. В стратегии сформированы основные направления и задачи городского развития. Стратегия планирования - это пространственно-ориентированная концепция, определяющая принципы формирования качества среды. Она обеспечивает сохранение уникального характера градостроительного и природного ландшафта Дрездена, представляет план развития города и формулирует регламент действий для всех последующих стадий планирования, в том числе по использова-
нию новых зон. Данная стратегия представляет интеграцию исторических площадок и современных бульваров с зелеными зонами, функциональную организацию города в целом, а также включает позицию «город и ландшафт» как неотъемлемые части друг друга.
f.. «■■ I. :,!„ .)
I
Объекты особого значения
Центральная часть Зоны развития
"новые адреса" - развитие жилой зоны Распределение по районам "ключевые особенности!
Продление центральных осей развития
Центральные оси развития
Характерные элементы озеленения
Кольцо променад - зеленый пояс между Гроссер Гартен и Гросен Острагехеге
Взаимосвязь центра города с важными зонами озеленения и городом в целом
Связующие зоны озеленения между районами
ЦАМЮтОадгаДИДООО
ч ^ .
Рис. 1. «Общая стратегия планирования развития исторического центра» (Planungsleitbild Innenstadt Dresden), Stadtplanungsamt Dresden, 2008
Составленный план - итог действий после продолжительного поиска компромисса между желаемыми и реальными возможностями. Проведена междисциплинарная работа по созданию идеального центра, и определены пространственные границы исследуемых районов. Разработаны градостроительные принципы для развития центральной части города, которые представляют «границы действий» для горожан, администрации и политиков, а также закладывает основу для экономического развития города, что позволяет активизировать инвесторов и частные экономические инициативы. Данная стратегия предписывает идентификацию с выявлением зданий и градостроительных ансамблей, представляющих особую культурную ценность, и принимает во внимание и учитывает все аспекты использования территории:
- основные топографические данные, где представлен анализ зеленых пространств и водных ресурсов;
- зонирование «внутреннего» города и прилегающих микрорайонов (зонирование включает в себя: обозначение исторических зон и центра города как объектов первого приоритета, выявление зон развития второго приоритета, а также обзор изучаемых территорий и других градостроительных зон и выявление потенциалов прилегающих районов);
- общественные пространства (рассматриваются как катализаторы исторического центра, обозначено их точное местоположение, где выявлены открытые центральные
пространства, основные оси развития и определен приоритет размещения главных функциональных точек: сервисы обслуживания, культурные и торговые центры, административные учреждения);
- урбанистический ландшафт (для сохранения исторической среды и заложенной внутренней логики развития исторических кварталов выделены направляющие оси, по которым расположены объекты наибольшего пространственного значения, местоположение общественных пространств и территорий частного использования, отдельные жилые комплексы, расположенные вокруг внешнего кольца города).
молодежный район - Äußere Neustadt восстановленные районы- Frauenkirche
"кофейные дома" в Striesen величественные виллы в районе Blasewitz
Рис. 2. Идентификация кварталов города Дрездена (фото А. В. Потаповой, 2014)
Дрезден был одним из первых в Германии, разработавших данную стратегию, определяющую важные последующие шаги в развитии города. Вслед за ним, опираясь на положительный опыт, многие другие города Германии разработали свои стратегии развития исторических центров.
Однако градостроительное развитие города не сконцентрировано лишь на историческом центре, принято во внимание комплексное развитие всего города и продумана функциональная взаимосвязь между центром города и прилегающими районами, в каждом из которых были найдены свои градостроительные и исторические особенности. Для комплексного градостроительного развития был разработан второй важный документ «Концепция интегрированного развития города Дрездена» (Integriertes Stadtentwicklungskonzept (INSEK)) [5, 7]. Город подразделен на районы, каждому из которых присвоен определенный статус, согласно существующему потенциалу и проблемным аспектам. Данная концепция была разработана в 2002 году, дополнена в 2009 году, а с 2014 года готовится новая версия, которая называется «Будущее Дрездена в 2025 году»
(Zukunft Dresden 2025+) [8]. При разработке данной концепции были напрямую задействованы жители города Дрездена. С помощью онлайн опроса проанализированы желания горожан по развитию городских зон «Дрезден-Дебаты» (http://www.dresdner-debatte.de/). Также проведены устные опросы горожан непосредственно на местах предполагаемых градостроительных мероприятий с консультацией специалистов отдела генерального планирования администрации города. Одной из новых форм коммуникации стала так называемая «Информационная коробка» (Infobox), которая стояла на улице и все желающие могли подойти и сказать свои пожелания, которые записывались на видео и потом были проанализированы специалистами. Таким образом, с помощью самых разных форм коммуникации был достигнут наиболее высокий показатель участия горожан в процессе планирования города, что должно повысить «признание мер по будущему развитию города» среди горожан.
С помощью концепции интегрированного развития Дрездена районам были присвоены соответствующие статусы. Приведем некоторые из районов, где продумано развитие потенциала исторического наследия: «Район охраны исторических наследия» (Denkmalschutzgebiet) и «Район регенерации» (Sanierungsgebiet) (рис. 3). В соответствии с присвоенным статусом для районов приняты законодательные документы, регулирующие все действия по ревитализации, реновации, модернизации и ведению нового строительства, также проводятся программы по регенерации данных районов, и осуществляется соответствующее финансирование.
Рис. 3. Схема распределения районов с соответствующими статусами в городе Дрездене
«Район охраны исторического наследия» (Denkmalschutzgebiet) [3]. Отдел городского планирования администрации города осуществляет планирование градостроительных мероприятий с обязательным участием отдела по охране памятников, при этом принимают во внимание сохранение улиц и площадей исторического, культурного или градо-
строительного значения. Особое внимание уделяется восстановлению исторического облика города. Планируются мероприятия по снижению интенсивности движения транспорта, по предотвращению разрушения и обвала строений (в рамках саксонского закона об охране памятников (Sächsisches Denkmalschutzgesetz)). Городским частям, которым присвоен статус районов охраны исторического наследия, обеспечивается содействие в финансировании.
Модернизация и восстановление, изменение функционального назначения, изменение внешнего облика зданий, архитектурных ансамблей или других сооружений исторического, художественного или градостроительного значения все эти действия производятся согласно документам, разработанным для данного статуса. При перерасходе по восстановлению и модернизации памятников исторического или градостроительного значения производится компенсация с учетом рентабельности объекта. Принимаются меры по обеспечению безопасности во избежание разрушения зданий, ансамблей и других строительных сооружений исторического, художественного или градостроительного значения. Для нового строительства инвестор обязан согласовать проект с отделом по охране памятников.
а) б)
Рис. 4. Район Блазевитц, восстановление объектов исторического наследия: а - до реставрации; б - после реставрации (фото SLUB, deutsche Fotothek, С. М. Прокудина-Горского, 2010)
В Дрездене в период с 1996 по 2000 выявлено восемь районов, которым присвоен статус «под охраной исторического наследия»: Блазевитц и северо-восточная часть Штри-зена (1996), Лебтау (2000), Плауен (2000), Лаубегаст (2000), историческое поселение Бризнитц (2000), Пройзнише фиртель (2000), побережье Эльбы (1997) (историческая часть), Вейсер Ниршь (1997). Для каждого из этих районов был утвержден особый законодательный документ - Регламент по сохранению исторического наследия района (Denkmalschutzsatzung) и дополнительные регламенты, рекомендательного характера, по использованию рекламного оборудования и концепции цветового решения, а также возведения объектов новой архитектуры. Цель данных документов обеспечить гармоничное развитие и сохранение исторической среды для будущих поколений, а также повышение чувства значимости района для жителей, живущих в нем.
Рис. 5. Примеры строительства: а - район Блазевитц, отрицательный пример нового строительства рядом с исторической виллой; б - район Штризен, положительный пример нового строительства
(фото А. В. Потаповой, 2014)
На сегодня можно отметить ряд положительных изменений по отношению к реставрации исторических объектов и новому строительству при развитии данных районов. Однако существуют и негативные примеры видоизменения фасадов исторических зданий из-за надстройки металлических балконов, а также потери дворовых садов вследствие парковок, что еще раз подчеркивает сложность сохранения гармонии не только отдельных зданий, но уличного пространства и градостроительного ансамбля в целом.
Рис. 6. Район Штризен, отрицательные примеры видоизменения фасадов в районе Штризен
(фото А. В. Потаповой, 2014)
«Район регенерации» (Sanierungsgebiet) [2]. В момент угрожающего разрушения исторических городских районов города Дрездена, в 1989 году было принято решение определить районы регенерации, чтобы прекратить небрежное отношение к градостроительной структуре районов, имеющих ценное историко-культурное и градостроительное значение. Общая площадь районов регенерации составила 294 га.
В Дрездене из-за неудовлетворительного состояния архитектурных объектов и градостроительной среды было выявлено девять районов регенерации. К данным районам относятся: Ойсере Нойштадт, Плауен, Лебтау, Фридрихштадт, Ноймаркт, Пишен, Хещт-фиртель, Коссебауде, Лошвиц. Регенерация районов включает в себя реставрацию зданий, восстановление жилой среды, создание сервисного обслуживания и высококачественных общественных пространств. Все строительные мероприятия ведутся под контролем отдела генерального планирования, который ведет сопоставление всех мероприятий с утвержденным планом регенерации. К целям градостроительной регенерации относятся: - реставрация и сохранение памятников исторического наследия;
- улучшение жилой среды, с помощью общей реорганизации, восстановления утраченных элементов и озеленения улиц и площадей;
- создание озелененных пространств, детских игровых площадок, наполнение блокированной застройки открытыми общественными зонами;
- создание новых мест для проведения свободного времени: библиотеки, дома молодежи и т.п.
Стратегия и концепция позволили решить сложные проблемы по восстановлению большинства площадей и градостроительных ансамблей периода грюндерства, которым угрожал снос в период сложных общественных преобразований 1990-х годов. Например, для района Ойсере Нойштадт для каждого третьего здания были применены меры по восстановлению и реставрации. При отсутствии необходимых финансовых средств проводились необходимые мероприятия для обеспечения безопасной эксплуатации и предотвращения дальнейшего разрушения. В настоящий момент указанные мероприятия для 5075% зданий завершены. Восстановительные работы для данных районов требовали больших затрат, их количество составило 250 млн евро. Финансирование осуществлялось из государственного и городского бюджетов, полученное согласно статусу района регенерации, с целью развития района. Проведено преобразование блокированной застройки. В структуре улиц и площадей созданы игровые площадки, что способствует непосредственному улучшению жилой среды.
Расположение участков в районе регенерации дает право всем владельцам данных зданий, согласно определенным условиям, использовать выделяемые на данные объекты, средства. Одновременно они принимают на себя расходы, направленные на развитие данного района. Так называемая компенсационная сумма для всех владельцев должна быть сдана в установленный срок к моменту завершения реставрации. Все места общественного пользования должны соответствовать нормам градостроительного развития. В структуре градостроительного порядка предполагается возможность корректировки органами местного самоуправления градостроительных мероприятий, проводимых по постановлению правительства.
Для «районов регенерации» утверждается Регламент по реставрации (Sanierungssatzung), Регламент по сохранению градостроительной среды в историческом контексте (Erhaltungssatzung) или Регламент по формообразованию архитектурных форм (Gestaltungssatzung). Отдел генерального планирования администрации города определяет состав и форму документов, необходимых для принятия решения по сохранению исторических особенностей районов.
Регламент по сохранению градостроительной среды в историческом контексте. Органы местного самоуправления, на основании Устава о строительстве (Baugesetzbuch) § 172, [1, 4] в рамках самостоятельного регламента устанавливают требования по дальнейшему сохранению градостроительного своеобразия района, основываясь на градостроительном формообразовании и сохранении существующего потенциала района. Возможность градостроительного преобразования архитектурных объектов, а также изменение функционального использования сооружений допускается только при дополнительном согласовании. В районах, подчиняющихся данным регламентам обязательно получение разрешения на возведение архитектурных объектов. Согласно данным регламентам строительный проект находится под особым контролем по отношению к сохранению существующей застройки, представляющей историко-культурную ценность.
Регламент по реставрации. Данный документ регламентирует действия направленные на развитие районов, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Регламентирует меры необходимые для улучшения жилой и общественной среды и формирования качественного городского пространства. Определяет точные границы района и вступает в действие после утверждения городской администрацией. Также определяет меры наказания при нарушении правил данного регламента.
Регламент по формообразованию архитектурных ансамблей. Данный документ регламентирует строительные нормы и правила, включая регулирование по использованию внешних элементов, таких как рекламное оборудование, размещение банкоматов. Регламентирует конкретное местоположение, параметры, формы, цвета объектов для сохранения пространственной среды в градостроительном, историческом и художественном контексте. Документ допускает включение информации по устройству детских площадок, парковочных мест, ограждений и пространств общественного пользования.
а) б)
Рис. 7. Район Ойсере Нойштадт: а - до проведения мероприятий по регенерации (1989); б - после проведения мероприятий по регенерации (2014), (фотоархив отдела генерального планирования
г. Дрездена и А.В. Потаповой)
Анализ градостроительной документации, разработанной для осуществления программы регенерации исторической среды города Дрездена позволил сформулировать рекомендации по совершенствованию системы управления градостроительной деятельностью и территориальным развитием применительно к историческим городам России. При разработке программ регенерации исторической застройки, включающей памятники культурного наследия (различных уровней), а также средовую (фоновую) застройку, необходимо:
- обеспечивать сохранение исторической среды, в том числе сложившейся планировочной структуры, ландшафта, характера застройки и благоустройства территории;
- ориентировать изменения планировочной структуры, ландшафта, застройки, благоустройства территорий на восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и характеристик исторической среды;
- не допускать строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разработки градостроительных мероприятий, направленных на улучшение обеспеченности и (или) доступности для населения социально значимых объектов [9].
Система регламентов, по образцу Дрездена должна обеспечивать сохранение исторической среды города и объектов культурного наследия за счет последовательной сопод-чиненности законодательных документов территориального развития между собой с четким разделением функциональных задач от уровня градостроительства до формообразующих элементов здания. На градостроительном уровне необходимо разработать Общую стратегию планирования развития исторического центра городов и прилегающих районов, которая обеспечит сохранение характера градостроительного и природного ландшафта, сформулирует план развития города, выделит зоны развития по конкретным приоритетам, сформулирует регламент действий для всех последующих стадий планирования и проектирования, представит план интеграции исторических и новых зон. Также она привнесет требования к функциональной организации данной части городской территории. Согласно Общей стратегии планирования, каждому району необходимо присвоить статус, в соответствии с которым разрабатывается ряд законодательных документов для
каждого района. Таким образом, все действия, направленные на развитие и сохранение градостроительных особенностей района должны осуществляется в порядке, увязанном с документацией вышележащего планировочного масштаба [10].
В содержании регламентов нужно подробно прописать все меры, принимаемые по отношению к застройке и градостроительному планированию. Каждый градостроительный регламент может состоять из двух частей: графической и текстовой. Графическая часть градостроительного регламента может содержать нанесенные на картографическую подоснову установленные виды границ исторических территорий, в том числе территорий объектов культурного наследия - памятников, архитектурных ансамблей, подлежащих сохранению исторических элементов планировочной структуры территории, а также, что крайне важно для российской ситуации, фоновой, средовой застройки, которая начинает выступать самостоятельным объектом сохранения и регенерации, наряду с памятниками культурного наследия. В графической части также могут быть зафиксированы закоорди-нированные границы улично-дорожной сети и кварталов (красные линии), отдельных домовладений, озелененных и иных территорий, не подлежащих застройке: пешеходных связей, ландшафта, озеленения, благоустройства. Текстовая часть градостроительного регламента может содержать описания требований к осуществлению градостроительной деятельности в границах, выделенных в графической части, в том числе перечень запрещенных и (или) разрешенных видов градостроительной деятельности и условия осуществления разрешенных видов градостроительной деятельности.
Распределение ответственности и взаимодействие законодательных документов между собой усилит организацию развития районов как показано в городе Дрездене, и обеспечит так называемый «механизм развития через сохранение».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Stadtrat der Landeshauptstadt Dresden (1994): Erhaltungssatzung der Landeshauptstadt Dresden für die Dresdner Äußere Neustadt vom 24.03.1994.
2. Stadtrat der Landeshauptstadt Dresden (1991): Satzung über die förmliche Festlegung des Sanierungsgebietes Dresden - Äußere Neustadt vom 27.06.1991.
3. Stadtrat der Landeshauptstadt Dresden (1996): Blasewitz/Striesen: Satzung der Landeshauptstadt Dresden für das Denkmalschutzgebiet Blasewitz/Striesen-Nordost vom 09-051996.
4. Stadtrat der Landeshauptstadt Dresden (1997): Erhaltungssatzung H-30 der Landeshauptstadt Dresden für das Gebiet Innere Neustadt vom 27.08.1997.
5. Stadtrat der Landeshauptstadt Dresden (2006): Integriertes Stadtentwicklungskonzept Dresden Aktualisierung des Zentrenkonzeptes (INSEK)
6. Stadtrat der Landeshauptstadt Dresden (2008): Dresden - Planungsleitbild Innenstadt
7. Stadtrat der Landeshauptstadt Dresden (2009): Integriertes Stadtentwicklungskonzept (INSEK)
8. www.dresden.de
9. Потапова А. Методы регенерации исторических кварталов в современной европейской практике на примере района Нойштадт (Дрезден, Германия) // Architecture and modern information technologies international electronic. 2012. 2 (19). URL: http://www.marhi.ru/eng/AMIT/2012/2kvart12/potapova/abstract.php
10. Потапова А., Энгель Б. Lernen von Dresden? Perspektiven der Weiterentwicklung des historischen Stadtzentrums // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость». 2012. №. 1 (2). С. 169-178. [Электронный ресурс]. URL: http://www.istu.edu/structure/54/2051/2089/
Информация об авторе
Потапова Анастасия Васильевна, магистр архитектуры, аспирант кафедры «Сохранение градостроительного наследия» ТУ Дрезден, аспирант кафедры «Архитектурное проектирование» ИрГТУ, заместитель директора Международного Байкальского зимнего градостроительного университета, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Potapova A. V., Diploma - arch., magister of architecture, post graduate student at the chair «Keeping the town-planning heritage TU Drezden», post graduate student at the chair «Architectual planning» ISTU, vice principal of International Baikal Winter Town planning University, ISTU, Irkutsk, Russia - Drezden, Germany.
УДК 332.122
НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ В НАЛИЧНИКАХ ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Г. ИРКУТСКА XVIII-XIX ВВ.
Н.М. Третьякова, М.Г. Меерович
Охарактеризованы специфические декоративные элементы наличника «неорусского» стиля. Выявлены формально-композиционные типы частей наличника: навершие, карнизная часть, фризововая и подоконная доски.
Ключевые слова: декор; неорусский стиль; наличник окна; навершие; карнизная часть; фризовая доска; подоконная доска.
NEORUSSIAN STYLE IN THE ARCHITRAVE OF WOODEN CIVIL ARCHITECTURE OF IRKUTSK CITY IN XVIII-XIX CENTURIES
N.M. Tretyakova, M.G. Meerovich
We characterized the specific decorative elements of the architrave in "neorassian" style. We found out the formally compositional types of the architrave: roof-shaped cover, moulding, border and window sill planks.
Key words: decoration; neorussian style; window architrave; roof-shaped cover; moulding part; border plank; window sill plank.
Актуальность темы предопределена тем, что Иркутск - один из тех немногих городов России, в котором сохранились массивы рядовой [1] (средовой, фоновой) малоэтажной деревянной исторической застройки [8], которая по уникальности декоративного убранства [11] не уступает тем зданиям, которые отнесены к списку объектов культурного значения [14]. Она требует к себе такого же строгого отношения охраны и реконструкции, как здания, причисленные к объектам культурного наследия регионального значения [2]. В иркутской деревянной исторической застройке представлены следующие стили, они требуют детального изучения: барокко [5], классицизм, модерн, эклектика [4, 9, 10, 12]. И, конечно, древнерусский (неорусский) [3] стиль, он выступает объектом исследования в