6. Кузнецов С.О. Н.С. Хрущёв и борьба с излишествами в советской архитектуре (1949 -1954 годы). Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Архитектура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ш/artide/n/n-s-hruschyov-i-borba-s-izlishestvami-v-sovetskoy-arhitekture- 1949-1954-gody/viewer/ (дата обращения: 19.08.2020).
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ГОРОДА НУР-СУЛТАНА
1 2 Донченко С.А. , Самойлов К.И.
'Донченко Семен Александрович - бакалавр гуманитарных наук (архитектура), аспирант;
2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,
г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в статье даётся описание знаковых градостроительных объектов столицы Республики Казахстан г. Нур-Султана, составляющих центр города.
Ключевые слова: современный образ города, генеральный план, градостроительные комплексы, малые архитектурные формы, своеобразие архитектурной среды.
Создание современного образа города, имеющего статус столицы невозможно представить без знаковых градостроительных ансамблей, формирующих панораму города.
Такие ансамбли создают определённый ритм для городской застройки и при этом оживляют и визуально подчёркивают центральную часть города. Генеральный план г. НурСултана был выполнен с учётом адаптации уже существующей сетки улиц г. Целинограда (Акмолинска), что в определённой мере повлияло на общую систему генерального плана г. Нур-Султана, однако его центральная часть была создана строго по плану К. Курокавы [4]. Крупная эспаланада, или «водно-зелёный бульвар», являются главной градообразующей осью, на которую нанизаны три центральные крупные площади, каждая из которых отвечает определённой роли, выполняя также и роль перспективного портала, открывающегося в сторону резиденции президента РК «Ак-Орды».
Первыми крупными комплексами, возведёнными в конце 1990-х начале 2000-х годов, были дворец приёмов президента РК «Салтанат сарайы», имеющий сложный объём в виде объёма прямоугольного основного объёма, увенчанного куполом параболической формы, и выносным объёмом главной входной группы, выполненной в форме колоннады и расположенной полукругом. Аналогичное строение имеет здание Президентского культурного центра, также состоящее из центрального объёма и состыкованных отходящих в разных направлениях 4 крыльев-корпусов, в пространстве между которыми расположена главная входная группа, само здание увенчано также куполом параболической формы, характерным по своему силуэту для куполов подобного типа, относящихся в основном к культовым сооружениям в архитектуре Средней Азии [1]. Сам купол приподнят над основным объёмом здания благодаря крупному барабану, на котором он расположен. Следующим знаковым зданием является здание бывшего Дома Советов, выполнявший в первые годы после переноса столицы функции здания дома Парламента, и благодаря переносу столицы реконструированный в относительно короткие сроки, что существенно отразилось на его новом облике. Само здание представляет собой свободно стоящее строение, углы которого украшены сплошным витражным остеклением, включающим также и центральную часть, усилила его «вертикальность», а для соседнего здания министерства иностранных дел сформировала композиционно мягкий переход к окружающей площадь невысокой застройке [2, а 15-16]. В результате комплекс главной площади приобрёл доминирующую композиционно-пластическую тему. Её постепенный переход в широком пространстве площади вдоль ул. Бейбетшлик оформило расположенное
в глубине здание института стратегических исследований, а обозначением к имеющей различный характер окружающей застройке стало здание реконструированного Конгресс-Холла. Рядом с этой площадью образовался ансамбль, фланкированный с одной стороны резиденцией президента, смежной с Домом Правительства, а с другой стороны - Домом министерств, расположенным по проспекту Победы [2, с. 14]. Разделяющий их большой квартал превратился в насыщенный малыми архитектурными формами и геопластикой сквер, что обеспечило их совместное восприятие [5].
Развитие нового центра происходило в основном по оси трёх главных площадей: Западной площади, Центральной площади и Восточной площади, образующих новый административный центр, связанный с проспектом Республики мостом через реку Ишим и широкой транспортной магистралью. Широта степных пространств способствует формированию больших открытых пространств, а поворот магистрали от моста открывает визуально новый вид на административный центр города. При въезде со стороны города Западная площадь обозначена полукруглым зданием Министерства Энергетики, имеющим своеобразную «Ворота», представленные в виде крупной арки, расположенной в центральной части здания [1, с. 101]. Высотной доминантой является здание Министерства транспорта и коммуникаций, фиксирующее композиционно завершение площади в её западной части.
Следующей крупной доминантой является монумент «Астана-Байтерек», формирующий визуально центр Средней (Центральной) площади, и находящийся на пересечении главных перпендикулярных осей Центральной площади. Горизонтальное пространство площади не имеет перепадов, что позволяет визуально воспринимать объекты, расположенные на одном уровне. Далее вход на территорию Восточной площади обозначен двумя круглыми в плане зданиями Сената и Мажилиса. Движение по продольной оси подчёркнуто рядом высотных сооружений, а также значительными сооружениями Верховного Суда и Киноконцертного зала. Перспектива площади заканчивается расположением на центральной оси площади здания резиденции президента «Ак-Орды». Главенствующее положение здания подчёркнуто массивным куполом и венчающим его шпилем, что также придаёт зданию эффект стремления ввысь. Главная ось пресекает водную зону и завершается возвышенностью, на которой расположено здание Дворца мира и согласия, на западной стороне ось заканчивается торговым центром «Хан-Шатыр», имеющим высоту в 150 м [1, с. 97-100].
Особую тему составляют здания, образующие комплекс площади Независимости, и состоящие из расположенного на ней музея Национального музея РК, пирамиды Дворца мира и согласия, соборная мечеть Хазрет-Султан и Национальный университет искусств «Шабыт». Монумент «Казак; елЬ> представляет собой стелу с мифической птицей Самрук на вершине, которая символизирует свободу, процветание, силу и развитие [3]. Общий вид площади независимости представляет собой выразительную композицию, смысловым центром которой является монумент-стела «Казак елЬ». Новые объекты, образующие крупные градостроительные комплексы, или ансамбли, создали своеобразную среду, где большое влияние отводится синтезу существующей архитектуры и созданной, в чём заключается разноликость города, и подчёркивается образ современного развитого мегаполиса.
Список литературы
1. Иванова О.А. Особенности формирования архитектурного образа Астаны - новой столицы Казахстана. Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, 2017. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.m/artide/nosobenmsti-formirovaniya-arhitektumogo-obraza-astany-novoy-stolitsy-kazahstana/viewer/ (дата обращения: 20.08.2020).
2. Донченко С.А., Самойлов К.И. Особенности формирования первых столичных ансамблей города нур-султана. VII Глобальная наука и инновация, 2019. Центральная Азия -международный научно-практический журнал. Нур-Султан. Казахстан
3. Площадь Независимости и монумент «Казак; ет». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.apartamenty.kz/ru/astana/posts/ploshchad-nezavisimosti-i-monument-aza-el.html/ (дата обращения: 20.08.2020).
4. Байгарин М., Кисё Курокава - симбиотическая архитектура и футуристический дизайн для Астаны, АСТАНА-КАЗИНФОРМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.inform.kz/ru/kise-kurokava-simbioticheskaya-arhitektura-i-futuristicheskiy-dizayn-dlya-astany_a3304816#:, (дата обращения: 20.08.2020).
5. Самойлов К.И. Архитектура Казахстана ХХ века (Развитие архитектурно-художественных форм). Москва-Алматы: «М-АРи-дизайн», 2004.
СТИЛЕВЫЕ ИННОВАЦИИ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДОВ-СТОЛИЦ
КАЗАХСТАНА
1 2 Донченко С.А. , Самойлов К.И.
'Донченко Семен Александрович - бакалавр гуманитарных наук (архитектура), аспирант;
2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,
г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются примеры объектов архитектуры, являющиеся знаковыми для формирования как частного, так и общего образа современного города-столицы. Приводится описание стилистических инноваций, определяющих развитие исторического облика центров трёх городов-столиц Казахстана.
Ключевые слова: современная архитектура, новые формы, административные здания, авангардный стиль, архитектурная доминанта, декоративные элементы фасада.
В современной архитектуре Казахстана все более распространенным становится использование инновационных методов при оформлении фасадов зданий различного функционального назначения ставшее своеобразным отличительным знаком. За период, охватывающий конец 1990-х-начало 2000-х годов, отмечается появление и широкое распространение стилистически новых форм в оформлении фасадов зданий [6].
Важным фактором в создании новых стилей стала эволюция архитектурных стилей, определившая вектор их развития и связанная исторически с развитием архитектурных ансамблей трёх городов-столиц Казахстана. Развитие архитектуры на всём протяжении существования СССР играло важную роль в формировании отечественной школы градостроительства и определяло моду на те или иные архитектурные стили.
Так, в 1920-начале 1930-х годов получили широкое развитие новые авангардные стили, такие как Конструктивизм, но в последующем ему на смену пришёл Пост-Конструктивизм, к концу 1930-х годов постепенно ему на смену приходит советский вариант Классического стиля, позже на основе данного стиля появляются вариации на тему национально-фантазийного характера, представляющие собой сплав традиционных элементов архитектуры стран Востока при чётко заданных классических данных, таких как: пропорциональность, симметрия.
Для истории отечественной архитектуры важен пример развития архитектурного ансамбля первой столицы Казахстана-города Кзыл-Орды.
В данном случае именно здесь впервые прозвучала тема использования традиционных элементов архитектуры, характерных для Средней Азии в сочетании с современными на тот момент элементами стиля Конструктивизм. Инновация заключалась в адаптации нового стиля с учётом климатических, национальных и декоративных факторов при строительстве зданий, выдержанных в подобных стилях.