Научная статья на тему 'Особенности формирования архитектурного образа столичного города'

Особенности формирования архитектурного образа столичного города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1242
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Иванова О. А.

В статье рассматриваются особенности и закономерности формирования архитектурного образа столичного города, определяется значение статуса как основы образа архитектурной среды столиц на примере новой столицы Казахстана города Астаны. Раскрываются предпосылки и принципы формирования архитектурного образа Астаны, соответствующего столичному статусу, выявляются основные факторы, определяющие характер архитектурно-планировочной среды города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Иванова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования архитектурного образа столичного города»

УДК 721.011

О.А. ИВАНОВА, аспирант,

НГАХА, Новосибирск

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗА СТОЛИЧНОГО ГОРОДА

В статье рассматриваются особенности и закономерности формирования архитектурного образа столичного города, определяется значение статуса как основы образа архитектурной среды столиц на примере новой столицы Казахстана города Астаны. Раскрываются предпосылки и принципы формирования архитектурного образа Астаны, соответствующего столичному статусу, выявляются основные факторы, определяющие характер архитектурно-планировочной среды города.

Начавшийся в ХХ в. бум новых столиц продолжается и в настоящее время. Образование новых государств, изменение политической обстановки, быстрое развитие крупных городов и увеличение численности населения во многих странах только способствуют развитию данной тенденции. Столица - это не просто город, в котором сосредоточена центральная власть, это узлы, генерирующие энергию для роста и развития политических, общественных, экономических и культурных отношений. Основная задача государственной политики страны заключается в утверждении значимости страны в мировом масштабе. Решение столь глобальной задачи выявляет необходимость формирования особой философии столицы, характеризующейся в своеобразном сценарии жизнедеятельности главного города государства. Основные функциональные задачи «мозга» страны заключаются в обеспечении успешной работы всех сфер внутригосударственного управления и администрирования, а также внешних политических отношений. Решение эстетических задач выявляет необходимость формирования выразительного, представительного образа современной столицы, способного стать символом государства. Городские объекты, формирующие архитектуру столичного города, создают особый архитектурно-художественный образ, представляющий собой сложную информативно-знаковую систему, общую для многих городов-столиц.

Особенности построения архитектурной среды столичного города обусловлены наличием определенных функциональных зон. В особую планировочную единицу выделяется административный правительственный центр, первичными репрезентативными узлами столицы становятся международные аэропорты, вокзалы. В демократических государствах сценарная модель функции-онирования политического центра столицы характеризуется классической схемой разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Федеративное устройство государства подразумевает наличие в архитектурнопланировочной среде города центров для региональных представительств и штаб-квартир политических партий. Столичные деловые, культурные, научные, развлекательные, торговые центры, а также центральные проспекты и форумы площадей отличаются особым «столичным» масштабом. Так как возникла необходимость целостного взгляда на проблему формирования выразительного образа столичного города как своеобразного символа государства со своей филосо-

© О.А. Иванова, 2008

фией, сценарием и собственной логикой формирования и последующего развития, целесообразно рассмотреть пример города, получившего столичный статус в результате переноса столицы. Данная категория городов характеризуется быстрым единовременным формированием архитектурной среды новых столиц, что способствует образованию целостного, органичного образа города.

В связи с распадом в 1991 г. Советского Союза на карте мира появились новые государства - бывшие союзные республики. С приобретением независимости молодые государства в своем стремлении утвердиться на мировом пространстве начали активно развивать идеи национального самосознания. Главным инструментом в выражении концепций новой политики развития как всегда выступила архитектура. Бывшие столицы республик становятся столицами государств, новый статус требует создания нового имиджа - образа, присущего столичному городу. Особое внимание мировой общественности привлекло решение о переносе столицы суверенного Казахстана из Алматы в Акмолу. Данный способ заявить о Казахстане как о демократическом государстве с активно развивающейся экономической системой был выбран президентом страны неслучайно. Решение о преобразовании Астаны в новую национальную столицу Казахстана и центр Евразийского региона должно отражать новые устремления, дух и достижение народов Казахстана и его первого президента, являться проявлением нового смелого мышления и политического, социального и экономического возрождения страны, а также первого шага в XXI век.

В связи со сложившейся геополитической ситуацией президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым было принято решение о переносе столицы в областной центр - город Акмолу - небольшой провинциальный город на севере страны (бывший Целиноград). Выбор места обусловлен не только удобным географическим положением в центре страны, наличием развитых транспортных коммуникаций с выходом к международным трансконтинентальным магистралям, но и благоприятной экологической обстановкой. Наличие резервных территорий для строительства и развития города обеспечило возможность осуществления новых архитектурных и градостроительных решений, отвечающих современным требованиям, тем более, что 40 лет назад город уже начинал развиваться с расчетом переноса сюда столицы республики. Таким образом, место для новой столицы было выбрано в соответствии с 32 параметрами международных стандартов.

Тот факт, что город Астана расположен на пересечении древнейших торговых путей, обеспечивающих связь европейской и азиатской культуры, послужил основой для формирования неповторимого образа новой столицы. Слияние востока и запада, древних традиций и современности как основной аспект формирования генплана наряду с принципом метаболизма использовал японский архитектор Кишо Курокава - победитель конкурса на эскиз-идею генерального плана развития нового центра столицы. По мнению членов жюри, именно в работе японского архитектора максимально учтены основные критерии будущего развития новой столицы, а новый центр города наиболее гармонично увязан с уже существующим. В основе архитектурно-художественного решения эскиза плана К. Курокавы лежит упомянутый выше принцип метаболизма, концепция которого состоит в рассмотрении городской

архитектурной среды как неравномерно развивающейся структуры, части и элементы которой растут, развиваются и погибают разными темпами. Таким образом, принцип метаболизма в архитектуре заключается в разработке прочного жизнеспособного каркаса любой архитектурной формы и легко обновляемых подвижных элементов; такая структура способна к интенсивному росту и развитию. На основе предложений К. Курокавы был разработан генеральный план развития города до 2030 г. 10 декабря 1997 г. город Акмола объявлен столицей Республики Казахстан, а 6 мая 1998 г. вышел Указ Президента Республики Казахстан «О переименовании города Акмолы - столицы Республики Казахстан в город Астану - столицу Республики Казахстан». Изменение названия города произошло по ряду причин, связанных с этимологией слова «акмола» (одно из значений слова переводится как «белая могила») [1], а также фактом изменения статуса города. Получение нового статуса означает изменение административно-политических функций, а следовательно, и изменение архитектурного образа города; новое название должно было стать символом всех этих преобразований.

Со дня обретения городом статуса столицы не прекращается интенсивное строительство. Территория старого города подверглась реконструкции: главным образом обновлены городские общественные, торговые и культурные центры, центральные улицы. Заново возведены многие важные городские объекты - вокзалы, Дворцы спорта, культурные объекты, быстрыми темпами строится новое жилье. На левобережной части городской территории возводится новый административно-деловой центр Астаны.

Главной особенностью и центральным элементом новой городской планировочной структуры Астаны является важнейший природный фактор - река Ишим, разделяющая город на правобережную и левобережную части. Практически параллельно реке на севере проходит важнейшая железнодорожная магистраль, отделяющая промзону от основной городской застройки. Исторический центр города развивался между этими двумя основными артериями. Поэтому для роста городской территории было выбрано южное направление -освоение левобережной части. На правобережной части реконструкции подверглись в основном центральные улицы и площади. Центральная площадь, находящаяся между проспектом Абая и улицей Кенесары, подверглась детальной реконструкции: на главной продольной оси расположен центральный фонтан, ось завершается высотным зданием Парламента. Главные площади старой части города в общей прямоугольной сетке улиц имеют форму двух примыкающих друг к другу прямоугольников, один из которых вытянут вдоль вертикальной, другой - вдоль горизонтальной оси. Силуэт главных площадей сложившейся части города - Центральной и Новой - наиболее выразителен для восприятия с улицы Кенесары. Силуэт в этом случае формируется за счет высотной доминанты - здания Парламента, которое воспринимается с любой точки, и за счет разнообразных контуров исторических и современных сооружений. Фоном для ярких акцентов (здания Министерства финансов, Администрации Президента, ЦУМа, Парламента, гостиницы «Ишим») служит ряд жилых многоэтажных построек. Силуэт правобережной части города богат купольными формами. Купола как символ восточной архитектуры присутст-

вуют во многих сооружениях новой столицы, в особенности в зданиях общегосударственного и культурного значения. Символом стремления страны к чистому небу стали голубые купола, как древнее тюркское наследие, связанное с тенгрианским культом неба. Президентский культурный центр, находящийся в самом начале проспекта Республики (главный проспект правобережной части города), в основе верхней части сооружения имеет форму юрты (традиционного казахского переносного жилища), увенчанной куполом.

Параллельно главной оси Центральной площади проходит проспект Республики - главная улица города, протянувшаяся с севера на юг перпендикулярно главной горизонтальной оси города - железной дороге. По плану река Ишим будет представлять собой природную зеленую и водную ось, направляющую развитие города и символизирующую течение жизни. Вдоль благоустроенной набережной строятся новые жилые районы, на противоположном берегу с правой стороны возведен развлекательный центр с океанариумом и прилегающим парком [5].

Если до реконструкции план города представлял собой форму трапеции, самая протяженная сторона которой проходила вдоль железнодорожной линии, то теперь город развивается по трем основным направлениям, при этом возникает ощущение сходства с формой плана города Бразилиа, который также является заново возведенной столицей. Сравнительный анализ планов двух столиц показал, что сходство заключается лишь в общей экспрессивной форме, образованной за счет пересечения под прямым углом двух осей. Развитие формы плана Астаны в направлении восток - запад, а также интенсивное освоение левобережных территорий вдоль южной оси привело к формальному сходству с экспрессивным планом Бразилиа, напоминающим птицу или самолет. В отличие от лаконичной, неспособной к развитию, композиции плана бразильской столицы, гибкая и динамичная композиция плана Астаны обеспечивает дальнейший органический рост города.

На левом берегу на площади в 1052 га строится 82 объекта: 16 административных зданий, 18 объектов социального назначения, 17 жилых зданий и 31 объект инженерной инфраструктуры, благоустройства и дорог, 9 объектов находятся в стадии проектирования. Новый республиканский административно-деловой центр (рис. 1) представляет собой широкую протяженную эспланаду, ориентированную с востока на запад, вдоль которой располагаются сооружения и архитектурные комплексы. Эспланада делится на две части второстепенной осью, образуя восточную и западную части. Каждая символизирует свою часть света - восток и запад и соответственно несет особую смысловую нагрузку. Восточная часть обозначает исконные казахские традиции, национальные особенности культуры. Западная часть символизирует прогрессивное развитие Казахстана, связь с западной культурой и современными технологиями. Соответственно смысловой нагрузке каждая из частей являет собой архитектурные образы с элементами восточного стиля и современной западной архитектуры. Восточная часть раскрывается площадью на реку Ишим, ее формируют здания резиденции Президента Республики Казахстан, здания сената и мажилиса, ряд других правительственных зданий, а также несколько многоэтажных жилых комплексов. Западная ветвь эспланады заканчивается Круглой

площадью, расположенной на пересечении оси эспланады с автомагистралью, ведущей к аэропорту. На данной площади идет интенсивное строительство, возведен 34-этажный офис Министерства транспорта и коммуникаций. По периметру площади полукругом выстроено здание Министерства энергетики и минеральных ресурсов. Центральная часть здания представляет собой огромную арку, в проеме которой видна эспланада. При движении вдоль протяженного здания в проеме открываются видовые кадры, фиксирующие наиболее выразительные элементы архитектуры и благоустройства.

Рис. 1. Астана. Новый административный центр

Как центр всей композиции эспланады на пересечении меридиональной и широтной осей возвышается монумент-обелиск «Астана-Байтерек» высотой 97 метров. Монумент задуман как оригинальное сооружение из легких конструкций, со смотровой площадки которого можно будет обозревать всю панораму города. «Астана-Байтерек» является символическим образом города Астаны, а также символом исторического факта обретения Казахстаном независимости. Идея сооружения монументального комплекса принадлежит Президенту Республики Казахстан Н. А. Назарбаеву. Надпись у входа в комплекс монумента раскрывает суть и значение строительства данного сооружения: «”Байтерек” своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На ее берегу возвышается Дерево жизни - Байтерек, корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Корни этого дерева соответственно находятся в подземном мире, само дерево, его ствол -в земном, а крона - в небесном» [6]. Таким образом, Байтерек символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремленность к будущему процветанию, являясь воплощением прошлого, настоящего и будущего.

Южная часть широтной оси заканчивается п-образным в плане зданием Министерства обороны Республики Казахстан, выполненным в классическом стиле. Напротив расположено здание Национальной библиотеки, выполненное

в той же манере, но с присутствием на фасаде элементов национального казахского орнамента. На противоположном конце оси выстроено здание Министерства иностранных дел. Под углом к главной оси на значительном расстоянии от основной территории эспланады расположен Исламский культурный центр. Вдоль эспланады располагается протяженная анфилада бульваров и площадей. Архитектурно-художественная концепция анфилады выстроена на основе идеи исторического становления государства с древних времен до наших дней.

Узнаваемый образ новой казахстанской столицы формируется за счет использования в архитектурной среде города элементов, несущих смысловую ссылку на традиционные национальные мотивы казахского искусства. На гербе города Астаны изображен крылатый барс в традиционном скифском зверином стиле на фоне крепости, герб обрамлен венком пшеничных колосьев -символом целинного края (рис. 2).

Рис. 2. Герб города Астаны

Изображение барса стало своеобразным атрибутом городской среды -скульптуры барсов размещены на центральном мосту, барсы и другие животные в том же скифском стиле украшают фонтаны в центре города. Ледяные скульптуры барсов сооружались в снежном городке к празднованию Нового года. Ко Дню города 10 июня 2004 года был разработан логотип праздника -барс на фоне стилизованного шанырака - элемента решетчатого остова юрты, представляющий собой круг с решеткой внутри.

Начавшаяся несколько лет назад работа, связанная с переносом столицы Казахстана, показала, что Астана имеет несомненные экономические перспективы для активного развития и придание статуса столицы только ускорит этот процесс. Была проведена значительная работа по передислокации в город правительственных учреждений, по реконструкции и новому строительству различных зданий и сооружений, а также городских улиц и другой городской инфраструктуры. Потребовалась реконструкция и приспособление существующих зданий под новые функции, их расширение, модернизация фасадов жилых и общественных зданий вдоль главных улиц.

Процесс формирования выразительного архитектурного образа города Астаны, соответствующего столичному статусу города, характеризуется рядом особенностей, связанных с социально-культурными и общественнополитическими условиями развития города и государства в целом. Выделено

три временных «слоя», наиболее ярко характеризующих особенности архитектурного образа среды столицы:

- исторический - определяется городской структурой и архитектурой конца XIX - начала XX в.;

- советский - период формирования архитектурной среды Целинограда;

- новый - слой построения архитектурной среды после присвоения статуса столицы на основе эскиза плана города, предложенного Курокавой и разрабатываемого в дальнейшем казахстанскими архитекторами.

Связь европейской и азиатской культуры, востока и запада послужила основой для формирования архитектурной среды города. Принцип синтеза двух понятий и направлений является качественной характеристикой архитектурного образа Астаны: симбиоз статичного фундамента и динамичного ансамбля архитектурных элементов, симбиоз старого советского архитектурного наследия и нового города, симбиоз природных и городских элементов, симбиоз восточной и западной философий, симбиоз основных этнических групп казахстанского народа. Такого рода дуализм, взаимодействие противоположных категорий обеспечивает формирование неповторимого архитектурного образа казахстанской столицы.

Библиографический список

1. Джаксыбеков, А.Р. Астана - значит столица : комментарий акима г. Акмолы о новом названии столицы РК / А.Р. Джаксыбеков // Казахстанская правда. - 1998. - 7 мая.

2. Жунусов, С. Методические проблемы разработки генерального плана г. Акмолы / С. Жунусов // Кумбез. - 1997. - № 2. - С. 3-7.

3. Ибрагимова, К. Основные факторы формирования функционально-структурной организации г. Акмолы / К. Ибрагимова, Н. Аужанов, А. Каймолдин // Кумбез. - 1997. - № 2. -С. 9-13.

4. Косицкий, Я.В. Архитектурно-планировочное развитие городов / Я.В. Косицкий. - М. : Архитектура-С, 2005. - б48 с.

5. Лаптев, В. Как развивается процесс реализации генерального плана новой столицы / В. Лаптев // Кумбез. - 2001. - № 3-4. - С. 4.

6. Назарбаев, Н.А. В сердце Евразии / Н.А. Назарбаев. - Алматы : Атамура, 2005. - 192 с.

7. Соколов, Л.И. Административные центры городов / Л.И. Соколов. - М. : Стройиздат, 1979. - 159 с.

O.A. IVANOVA

FEATURES OF AN ARCHITECTURAL IMAGE FORMATION OF METROPOLITAN AREA

The features and rules of formation of an architectural image of metropolitan area are considered in the paper. The significance of a status, as a base for the image of architectural environment of metropolitans at example of new Kazakhstan's capital city - Astana is determined. Prerequisites and principles of formation of an architectural image of Astana corresponding to the metropolitan status are revealed. The general factors determining the character of architectural and layout environment of the city are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.