Научная статья на тему 'Стилевые инновации архитектуры городов-столиц Казахстана'

Стилевые инновации архитектуры городов-столиц Казахстана Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1051
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА / НОВЫЕ ФОРМЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗДАНИЯ / АВАНГАРДНЫЙ СТИЛЬ / АРХИТЕКТУРНАЯ ДОМИНАНТА / ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФАСАДА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Донченко Семен Александрович, Самойлов Константин Иванович

В статье рассматриваются примеры объектов архитектуры, являющиеся знаковыми для формирования как частного, так и общего образа современного города-столицы. Приводится описание стилистических инноваций, определяющих развитие исторического облика центров трёх городов-столиц Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стилевые инновации архитектуры городов-столиц Казахстана»

3. Площадь Независимости и монумент «Казак; ет». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.apartamenty.kz/ru/astana/posts/ploshchad-nezavisimosti-i-monument-aza-el.html/ (дата обращения: 20.08.2020).

4. Байгарин М., Кисё Курокава - симбиотическая архитектура и футуристический дизайн для Астаны, АСТАНА-КАЗИНФОРМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.inform.kz/ru/kise-kurokava-simbioticheskaya-arhitektura-i-futuristicheskiy-dizayn-dlya-astany_a3304816#:, (дата обращения: 20.08.2020).

5. Самойлов К.И. Архитектура Казахстана ХХ века (Развитие архитектурно-художественных форм). Москва-Алматы: «М-АРи-дизайн», 2004.

СТИЛЕВЫЕ ИННОВАЦИИ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДОВ-СТОЛИЦ

КАЗАХСТАНА

1 2 Донченко С.А. , Самойлов К.И.

'Донченко Семен Александрович - бакалавр гуманитарных наук (архитектура), аспирант;

2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются примеры объектов архитектуры, являющиеся знаковыми для формирования как частного, так и общего образа современного города-столицы. Приводится описание стилистических инноваций, определяющих развитие исторического облика центров трёх городов-столиц Казахстана.

Ключевые слова: современная архитектура, новые формы, административные здания, авангардный стиль, архитектурная доминанта, декоративные элементы фасада.

В современной архитектуре Казахстана все более распространенным становится использование инновационных методов при оформлении фасадов зданий различного функционального назначения ставшее своеобразным отличительным знаком. За период, охватывающий конец 1990-х-начало 2000-х годов, отмечается появление и широкое распространение стилистически новых форм в оформлении фасадов зданий [6].

Важным фактором в создании новых стилей стала эволюция архитектурных стилей, определившая вектор их развития и связанная исторически с развитием архитектурных ансамблей трёх городов-столиц Казахстана. Развитие архитектуры на всём протяжении существования СССР играло важную роль в формировании отечественной школы градостроительства и определяло моду на те или иные архитектурные стили.

Так, в 1920-начале 1930-х годов получили широкое развитие новые авангардные стили, такие как Конструктивизм, но в последующем ему на смену пришёл Пост-Конструктивизм, к концу 1930-х годов постепенно ему на смену приходит советский вариант Классического стиля, позже на основе данного стиля появляются вариации на тему национально-фантазийного характера, представляющие собой сплав традиционных элементов архитектуры стран Востока при чётко заданных классических данных, таких как: пропорциональность, симметрия.

Для истории отечественной архитектуры важен пример развития архитектурного ансамбля первой столицы Казахстана-города Кзыл-Орды.

В данном случае именно здесь впервые прозвучала тема использования традиционных элементов архитектуры, характерных для Средней Азии в сочетании с современными на тот момент элементами стиля Конструктивизм. Инновация заключалась в адаптации нового стиля с учётом климатических, национальных и декоративных факторов при строительстве зданий, выдержанных в подобных стилях.

К характерным чертам данного стиля относятся: использование открытых галерей, образующих внутренние дворики, эксплуатируемая кровля. Это в частности можно наблюдать на примере зданий сельско-хозяйственного банка (открытые галереи, внутренние дворики, арх. Н. Львов, 1927), здание Кзыл-Ординского клуба (интерес представляет входная группа, представляющая собой крыльцо, завершающееся в верхней части арочными проёмами, в то время как кровля здания эксплуатируемая, фактически представляющая собой второй открытый этаж, арх. С. Андриевский, 1926), здание на ул. Малнева [1], фасад которого украшен портиком из дорических колонн, находящихся в нише основного портала здания, дом возведён в 1926 году [1].

Постепенно уже к концу 1920-х годов в архитектуре г. Кзыл-Орды намечается постепенный переход к стилю Классицизм. Это в частности заметно на примере фасада здания акимата, где плоскость фасада составлена симметрично из трёх ризалитов, центральный из которых украшен портиком, и завершается фронтоном. Плоскости стен боковых ризалитов разделены пилястрами.

Окончательно Классический стиль в архитектуре Казахстана довоенного периода утвердится в конце 1930-х годов. Для г. Кзыл-Орды это в основном будет представлено на примере здания педагогического института им. Н. В. Гоголя-1937 г. п., где основная входная группа акцентирована выступающим ризалитом, плоскость которого прорезают три арочных входа.

Примером, объединяющим в себе элементы традиционного Среднеазиатского стиля и классики, может служить здание облпотребсоюза (рис. 1), расположенное на пересечении улиц Казантаева и Ауэзова. Здание состоит из двух корпусов, которые объединяет центральная входная группа, ориентированная на перекрёсток. В оформлении центральной входной группы применены элементы национального стиля-на уровне второго этажа здание оканчивается стрельчатыми арками, расположенными по количеству проходов, на уровне второго этажа находится балкон, скрытый за колоннами аркады. Аркада образует небольшую галерею на уровне первого этажа [9].

Рис. 1: Здание постройки второй половины 1920-х годов (облпотребсоюз), находится на пересечении улиц Казантаева и Ауэзова, г. Кзыл-Орда (https://www.etoretro.ru/pic64697.htm)

Следующим исторически значимым моментом стал перенос столицы Казахстана в г. Алматы (Алма-Ату). Здесь началось активное строительство новых административных и жилых зданий, первая очередь которых была выполнена в стиле зрелого Конструктивизма. Первыми масштабными объектами, построенными в стиле Конструктивизма, были: здание дома правительства, здание центрального Главпочтамта, здание «Дома министерств», здание управления железной дороги ТУРКСИБА. Здание дома правительства и Главпочтамта образовывали вместе единый комплекс, который с Восточной стороны площади замыкало здание управления железных дорог ТУРКСИБА [2]. Здание дома Правительства (рис. 2) выполнено из геометрически правильных фигур [5, с. 676], к плоскостям которых с Южной и западной сторон примыкают врезанные цилиндры, выполненные из стекла, и ранее выполняющие роль лифтовых шахт для грузовых лифтов, что также является отличительной чертой стиля Конструктивизм, где возможные механизмы выносились на фасад здания, тем самым освобождая полезную площадь внутри здания. До реконструкции, проведённой в начале 1950-х годов, здание изначально имело открытую террасу на высоте 3 этажа. После реконструкции терраса была покрыта кровлей, что исказило её первоначальный облик.

Рис. 2. Здание Дома правительства в г. Алма-Ата (арх. ГинзбургМ. 1937 г.) (https://www. buro247.kz/lifestyle/design/konstruktivizm-v-arkhitekture-revolyutcionnyy-proval.html)

Вторым по масштабам комплексом зданий, выполненным также в стиле Конструктивизм, являлся комплекс зданий «Городка чекистов» [2], в состав которого входили здание комиссариата НКВД, расположенное по современной улице Наурызбай-Батыра, где сейчас размещается гостиница и художественная галерея, и здание клуба НКВД, ныне занимаемое Уйгурским театром и в значительной мере перестроенное. В ансамбль также входили жилые дома, построенные для сотрудников НКВД, основной чертой которых было чёткое деление фасада зданий выступавшими вперёд относительно остальной плоскости фасада здания лестничными клетками, где также плоскость фасада украшали характерные узкие двойные окна, и карниз, отделяющий плоскость стены 3 этажа от технического помещения расположенного под самой крышей здания.

Переходными образцами от Конструктивизма к более спокойному и не менее монументальному стилю Классицизм можно назвать здание, расположенное на пересечении улиц Кунаева и Кабанбай-Батыра. Ныне это здание занимает музей Книги, отличительными же чертами здания являются колоннада поставленная ровно на углу здания, и придающая ему эффект невесомости и лёгкости. Также интересны барельефы, расположенные между первым и вторым этажами здания, и обыгрывающие пространство между входными порталами и окнами второго этажа. Со стороны ул. Кабанбай-Батыра расположен фонтан, отличительной чертой которого является маскарон в виде головы льва, украшающий плоскость стены.

Следующим крупным зданием стало здание Консерватории им. Курмангазы, расположенное по проспекту Абылай-Хана и уг. ул. Карасай-Батыра. Фасад здания, обращённый в сторону проспекта Абылай-Хана, выполнен в стиле монументальной Классики, разделён симметрично на два ризалита, один из которых имеет широкое крыльцо,

44

обусловленное сильным перепадом рельефа местности. Плоскость фасада здания расчленена пилястрами, завершающимися капителями Коринфского ордера. Между второй и третий этажи разделены ступенчатым карнизом, два симметрично расположенных ризалита увенчаны фронтонами. Со стороны ул. К. Байсеитовой к зданию примыкает пристроенный флигель, который также по пропорциям соответствует членению фасада здания расположенному со стороны ул. Карасай-Батыра. Следующим зданием является бывшая гостиница для делегатов съездов профсоюзов, расположенная по ул. Богенбай-Батыра, фасад которой украшен нишами и стоящими в них скульптурами, выполненными в манере Социалистического реализма. Интерес представляют здания жилкомбинатов №1 и № 5, расположенных на пр. Назарбаева. В период после окончания Второй мировой войны в архитектуре появляются новые элементы и фактически новый стиль-Классика трансформируется в своего рода «Сталинский Ампир», призванный показать победу на врагом и триумф народов СССР. В этот период появляются и широко начинают использоваться такие архитектурные элементы как: шпили, богатое оформление фасадов зданий, барельефы, розетки, декоративные лепные картуши. В этот период завершается строительство нового здания дома правительства-ныне КБТУ [4], здания Казпотребсоюза (рис. 3), имеющего восьмигранную башню, и замыкающего собой площадь «Астана» с Восточной стороны, жилой дом работников ТУРКСИБА на пр. Назарбаева, который имеет также башню, которую венчает шпиль в форме звезды с лавровыми листьями, и башенка на проспекте Абая - пересечение с пр. Достык, на здании, где ныне расположен университет КИМЭП. Во второй половине 1950-х годов выходит постановление об отмене архитектурных излишеств, и в этот период многие здания получают более скромную отделку фасадов. В частности, это здание «Казахконцерта» на пр. Абылай-Хана, ряд жилых зданий на пр. Назарбаева [10]. В этот период наблюдается постепенный переход к более быстрым и дешёвым технологиям в строительстве, что влечёт потерю художественной ценности фасадов возводимых зданий. В этот период получает развитие советский Модернизм, и его разновидности, такие как Брутализм и Пост-Модернизм [4].

Рис. 3: Здание Казпотребсоюза, г. Алматы, площадь Астана (арх. Стесин Б.Н., Бобович Г., Беккер

М., инженер Лухтанов В.) (http://wikimapia. о^/36321095/ги/%Ю0 %97%D0%B4%D0%B0%D0%BD %D0%B8%D0%B5-%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%BF%D0%BE%D1 %o82%oD1 %S0%D0%oB5%D0%B1%D1 %81 %D0%BE

%Ю1 %8E%D0%B 7%D0%B0)

В этот период возводятся здание Центральной Республиканской Библиотеки, павильон кафе «Льдинка», здание Дворца Республики на пр. Абая, кинотеатр «Арман», гостиница «Алма-Ата».

В начале 1970-х годов возводятся новые здания: гостиница «Казахстан», Дворец пионеров и школьников (рис. 5), проводится застройка современными жилыми и административными зданиями проспекта Достык (ранее проспект им. В.И. Ленина) [12]. Постепенно возникает необходимость завершить смысловую ось и возвести новый административный центр - так в конце 1970-х начале 1980-х годов возводится ансамбль зданий площади Республики. Отдельным зданием, замыкающим собой перспективу, является здание дома правительства - ныне акимат г. Алматы. Здание дома правительства расположено на возвышенности, благодаря чему доминирует над окружающей застройкой. Проектом предусматривалось, что основной градостроительной осью будет ул. К. Байсеитовой, начало и смысловой конец которой венчают два административных блока, и две площади - площадь Астана и площадь Республики. Ансамбль площади Республики выполнен в стиле Модернизм, характерном для начала 1980-х годов. Два крыла здания министерств расходятся от улицы К. Байсеитовой, в створе улицы находится два 18-этажных жилых дома, объединённых цокольными этажами с корпусами министерств [5]. Комплекс обладает рядом интересных композиционных закономерностей [13].

Рис. 4. Здание Дворца школьников, г. Алматы (арх. Ким В.Н., Зуев А.П., Абильдаев Т.С.) (https://wikicity.kz/biz/respublikanskiy-dvorec-shkolnikov-almaty)

Фасады зданий министерств (административных корпусов) имеют в верхней части декоративные элементы в виде перегородок, служащих также и солнцезащитными элементами. Подобный ритм имеет фасад здания Дворца Республики (до проведённой реконструкции фасада, в ходе которой этот элемент был утрачен). Особый интерес представляют декоративные решётки, выполненные из фибробетона на главных административных корпусах зданий университета им. Аль-Фараби и корпуса университета им. Сатпаева (расположены на торцевых участках), и выполненных по мотивам национальных орнаментов [5].

Интерес представляет дворец культуры им. Жолдасбекова, расположенный также на территории кампуса университета им. Аль-Фараби. Здание выполнено в форме восьмигранника, с врезанными в центральную часть пилонами, расположенными с четырёх сторон. Световые окна на уровне 2-3 этажей забраны также характерной решёткой, повторяющей узоры национальных орнаментов. В период с начала 1960-х годов постепенно в оформлении фасадов зданий появляется новый элемент - используются натуральные материалы-в частности, гранит и ракушечник. Постепенно широко начинают использоваться металлические детали в оформлении ряда знаковых объектов архитектуры -«корона» гостиницы «Казахстан», купол Дворца Школьников (бывший дворец Пионеров), козырёк Дворца Республики (до реконструкции). Ряд зданий получает широкие, «экранированные» фасады - здание Центральной Библиотеки и кинотеатра «Целинный», отчасти фасад здания института «Казгипрогор», получивший первые в г. Алматы окна из спаренных стекол.

Сочетание широкого остекления фасадов заметно на административном здании, расположенном на проспекте Абылай-Хана и ул. Казыбек-Би (бывшая ул. Советская).

Новый этап в использовании новых технологий в архитектуре г. Алматы начался в середине 1990-х годов, когда активно стали застраиваться обширные площади, расположенные южнее ул. Тимирязева и вдоль проспекта Аль-Фараби. Первые типичные крупные объекты - первый крупный ТРЦ в г. Алматы-«Рамстор», характерной чертой которого была выразительная цилиндрическая башенка, врезанная в угол здания, и увенчанная плоской конусовидной кровлей со шпилем (в настоящее время здание реконструировано и фасад изменён). Необычным решением стало возведение крупного многофункционального комплекса «Нурлы-Тау», представлявшего собой по задумке автора проекта два горных пика, и покрытое целиком сплошным остеклением.

Выразителен силуэт здания бизнес центра «Коктем-Гранд», расположенный по пр. Достык, и по внешнему облику отсылающий к сталинским высоткам, но без ярко выраженного стремления ввысь, что характерно для монументальных зданий, расположенных в г. Москве. Здесь также сохраняется ступенчатая форма фасадов здания, и постепенный акцент на центральную часть, но по сравнению с аналогом, центральная часть здания несколько ниже. Стилистически фасад оформлен в стиле, близком к Классическому, что в целом характерно для некоторых крупных зданий расположенных в центре г. Алматы. Одним из таких примеров является здание отеля «Rixos», находящиеся на пересечении ул. Кабанбай-Батыра и проспекта Сейфуллина. Здесь 3 основных фасада оформлены в Классическом стиле, а 4 - Северный, оформлен полностью сплошным остеклением. Главный вход расположен с пр. Сейфуллина, и акцентирован портиком и фронтоном. Плоскость стен разделяют карнизы, и небольшие балконы, также расположенные симметрично с двух сторон по фасаду здания.

Интересным примером является ЖК «Столичный Центр», образующий одну из городских доминант в центральной части города. Отличительной чертой данного комплекса является наличие большого количества декоративных шпилей на кровле здания.

В середине-начале 2010-х годов постепенно был частично застроен участок от вдоль проспекта аль-Фараби - от пр. Назарбаева до пр. Сейфуллина, где были возведены: комплекс «Финансовый центр» г. Алматы, жилой комплекс АФД Плаза (AFD Plaza), состоящий из нескольких домов-блоков, объединённых единым стилобатом.

Принципиально иной подход был в проектировании плана г. Нур-Султана, где сами объекты архитектуры должны были быть инновационными. По плану, составленному К. Курокавой, архитектура новой столицы включала в себя образцы лучшей мировой архитектуры.

Так появился монумент «Байтерек», резиденция президента «Ак-Орда», торгово-развлекательный комплекс «Хан-Шатыр», где покрытие выполнено из специальных лёгких полимерных материалов [3].

Создание образа нового, современного мегаполиса (рис. 4) отразилось на общем облике центра города. Эспланада, соединяющая в себе три основные точки притяжения, и

47

являющаяся важным градостроительным узлом, состоящая из трёх площадей: Западной, Центральной и Восточной площади, каждая из которых обладает собственным ансамблем зданий, каждый из которых стилистически отличается от предыдущего [8]. Так, в ансамбль зданий Западной площади входят здание Министерства энергетики, образующее полукруг в плане, с открытой аркой, расположенной по оси эспланады. Высотной доминантой является здание Министерства транспорта и коммуникаций, имеющее срезанный угол, благодаря чему один из углов здания приподнят над остальной частью кровли и образует своеобразный «шпиль» [11, с. 20].

Рис. 5. Панорама центральной части г. Нур-Султана (https://vpoisketurov.ru/dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti-astany-foto.html)

Доминантой центральной площади является монумент «Байтерек», находящийся ровно на оси резиденции президента «Ак-Орда». Восточная площадь продолжает тему развития центральной эспланады и играет роль завершающего центра, где высотной доминантой служит жилой комплекс «Триумф» [6, с. 834], выполненный в стиле высотных зданий г. Москвы, отсылающей визуально к стилю «Сталинского Ампира».

Архитектура двух площадей г. Нур-Султана - Западной и Центральной обладает интересным оптическим эффектом: в объективе арки здания Министерства энергетики можно видеть шпиль торгового центра Хан-Шатыр, или если смотреть с противоположной стороны - монумент «Байтерек».

Новым символом для отечественной архитектуры стал центральный павильон «Нур-Адем» на выставке Ехро-2017, выполненный в форме шара, разделённого внутри на несколько этажей, являющихся одновременно и смотровыми площадками [7]. Но наибольшее стилистически выразительное решение фасада существует у центральной мечети г. Нур-Султана, так как религиозные сооружения всегда играли важную роль в формировании облика крупных городов Востока и Средней Азии.

Исторически выразительным является облик здания центральной мечети Хазрет-Султан, где в облике здания воплощены традиционные мотивы для культовых сооружений Средней Азии-купола в сочетании с богато оформленным центральным порталом-нишей-айваном.

Тема куполов повторяется в возведённых ранее зданиях президентского культурного центра и дворце приёмов президента «Салтанат сарайы».

В целом использование темы купола свойственно и позднему периоду в архитектуре г. Алматы - здание банного комплекса «Арасан», здания Центрального республиканского музея, здания фонда первого президента Республики Казахстан.

Стилистическое развитие архитектуры Казахстана исторически является многообразным, выражаясь в различных формах-это и синтез традиционных элементов

архитектуры Средней Азии периода 1940-1950-х годов, и уже более крупные поиски «национального» стиля в эпоху Модернизма, и поиск такового стиля в эпоху Независимости, заметно повлиявший на облик столицы Казахстана города Нур-Султана.

Развитие и исторические закономерности серьёзно повлияли на становление стилистического разнообразия в исторически сложившихся городах-столицах Казахстана, каждый раз при этом переживая очередную трансформацию.

Стилистически современная архитектура Казахстана многогранна, и каждая эпоха вносила свои коррективы и задавала тон развитию определённых стилей, что можно наблюдать на примере современной архитектуры г. Нур-Султана и г. Алматы.

Список литературы

1. Donchenko S.A., Samoilov K.I. The architectural specific of Kyzylorda city in the capital of Kazakhstan status (1925-1929), [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7the-architectural-specific-of-kzylorda-city-in-the-capital-of-kazakhstan-status-1925-1929/viewer/ (дата обращения: 16.06.2020).

2. Donchenko S.A., Samoilov K.I. Innovative style forthe new capital city:the constructivism of 1930s in Almaty. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://national-science.ru/innovative-style-for-the-new-capital-city-the-constructivism-of-1930s-in-almaty-9-11/ (дата обращения: 07.07.2020).

3. Донченко С.А., Самойлов К.И. Особенности формирования первых столичных ансамблей города Нур-Султан, VII Глобальная наука и инновация 2019: Центральная Азия - международный научно-практический журнал, Нур-Султан, Казахстан/ (дата обращения: 07.07.2020).

4. Камински Д. Несбывшаяся «сталинская» Алма-Ата. Часть I. Vласть. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vlast.kz/gorod/19358-nesbyvsaasa-stalinskaa-alma-ata-cast-i.html/ (дата обращения: 07.07.2020).

5. Броновицкая А., Малинин Н., Пальмин Ю. Алма-Ата: архитектура советского модернизма 1955-1991. Москва. Гараж, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archspeech.com/article/kniga-alma-ata-arhitektura-sovetskogo-modernizma-1955-1991/ (дата обращения: 09.07.2020).

6. Самойлов К.И. Архитектура Казахстана ХХ века (Развитие архитектурно-художественных форм). «М-АРи». Москва-Алматы, 2004

7. Гид по ЭКСПО 2017: Что из себя представляет павильон «Нур-Алем», Buro247.kz. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.buro247.kz/buro-choise/events/gid-po-ekspo-2017-chto-iz-sebya-predstavlyaet-pavilon-nur-alem.html/ (дата обращения: 09.07.2020).

8. Иванова О.А. Особенности формирования образа Астаны - новой столицы Казахстана, Вестник ВГТУ им. В.Г. Шухова, 2017. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-arhitekturnogo-obraza-astany-novoy-stolitsy-kazahstana/viewer/ (дата обращения: 09.07.2020).

9. Стукалов В. Комплект открыток. Лениздат, 1968. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.etoretro.ru/pic64697.htm/ (дата обращения: 17.07.2020).

10. Камински Д. Несбывшаяся «сталинская» Алма-Ата. Часть II. Vласть. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vlast.kz/gorod/19362-nesbyvsaasa-stalinskaa-alma-ata-cast-ii.html/ (дата обращения: 17.07.2020).

11.Момырбаева Б. Архитектура Астаны. Фолиант, 2018. 304 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.kz/en/278-memlekettik-tapsyrys/2260-arkhitektura-astany.html/ (дата обращения: 17.07.2020).

12.Глаудинов Б.А., Сейдалин М.Г., Карпыков А.С. Архитектура советского Казахстана. М.: Стройиздат, 1987. 319 с.: ил. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www-lib.tufs.ac.jp/opac/en/recordID/catalog.bib/BA70654774?hit=-1&caller=xc-search/ (дата обращения: 17.07.2020).

13. Самойлов К.И. Масштаб в современном зодчестве Казахстана: автореф. дис. канд. арх. 18.00.01. Москва, 1990. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.