DOI 10.22337/2077-9038-2018-3-100-106
Формирование художественно-коммуникационной среды города Астаны в контексте реализации градостроительного проекта Кисё Курокавы
С.М.Тюрин, НИД, Республика Казахстан, Астана Ю.В.Назаров, НИД, Москва
А.А.Корнилова, КАТУ им. С. Сейфуллина, Республика Казахстан, Астана
Статья посвящена взаимосвязи генерального плана развития Астаны, разработанного японским архитектором Кисё Курокавой, и особенностям формирования художественно-коммуникационной среды молодой столицы Республики Казахстан. В материале изложены философские идеи симбиоза и метаболизма Кисё Курокавы, положенные в основу концепции развития Астаны. В практике проектирования городской среды они реализовывались посредством отсутствия доминирующего стиля, многочисленных повторов, применения приёмов эклектики, гиперсимволизма и аисторизма.
Рассмотрена специфика формирования художественно-коммуникационной среды районов левого и правого берега реки Есиль. Обращается внимание на то, что, если территориальный район Левобережья - это новый административно-общественный центр, возведённый за короткий срок на свободных землях, то Правобережье -это район исторической застройки, который подвергся реконструкции и был включён в общую тенденцию развития города.
Подчёркивается, что монументальный характер архитектуры Астаны сочетается со своеобразием организации городских пространств. В статье приведены имена мастеров - архитекторов, скульпторов, дизайнеров Зарубежья и Казахстана, которые активно участвовали в оформлении художественно-коммуникационной среды столицы.
Изложены результаты исследования: 1) выявлены характерные особенности формирования художественно-коммуникационной среды столицы в контексте реализации проекта Кисё Курокавы; 2) классифицированы виды объектов, составляющих основу художественно-коммуникационной среды города; 3) определены виды рекламно-информационных носителей, наиболее подходящих для города со специфическим суровым резко-континентальным климатом и степным ландшафтом.
Сделан вывод о том, что организация городского пространства Астаны в целом и формирование его художественно-коммуникационной среды XXI века имеют ярко выраженный творческий вектор.
Ключевые слова: концепция, зонирование, генеральный план, художественно-коммуникационная среда, статус города, проектная культура
The Formation of the Artistic-Communication Environment of the City of Astana in the Context of Kisho Kurokawa Town-Planning Project Implementation
C.M.Tyurin, ANO VO "National Institute of Design", Republic of Kazakhstan, Astana
Yu.V.Nazarov, ANO VO "National Institute of Design, Moscow A.A.Kornilova, Republic of Kazakhstan, Astana The article is devoted to the interrelation of the master plan for the development of Astana, developed by the Japanese architect Kisho Kurokawa, and the peculiarities of the formation of the artistic and communication environment of the new capital of the Republic of Kazakhstan. The article presents the philosophical ideas of symbiosis and metabolism of Kisho Kurokawa, which are the basis of the development concept of Astana. In the practice of designing the urban environment, they were implemented through the absence of a dominant style, numerous repetitions, the use of techniques of eclecticism, hyper-symbolism and historicism.
The specificity of the formation of artistic and communication environment of the left and right Bank of the Yessil river is considered. The attention is drawn to the fact that if the territorial area of theleft Bank is a new administrative and social center, built in a short period of time on freeland, the right Bank is an area of historical development, that has undergone reconstruction and has been included in the overall trend of the city.
It is emphasized that the monumental character of Astana architecture is combined with the originality of the organization of urban spaces. The article presents the names of masters - architects, sculptors, designers of foreign countries and Kazakhstan, who actively participated in the design of the artistic and communication environment of the capital.
The results of the study are presented: 1) the characteristic features of the formation of the artistic and communication environment of the capital in the context of the implementation of the Kisho Kurokawa project are revealed; 2) the types of objects that make up the basis of the artistic and communication environment of the city are classified; 3) the types of advertising and information carriers, the most suitable for the city with a specific severe sharply continental climate and steppelandscape.
It is concluded that the organization of the urban space of Astana as a whole, and the formation of its artistic and communication environment of the XXI century have a pronounced creative vector.
Keywords: concept, zoning, général plan, artistic and communication environment, city status, project culture.
Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в 1998 году объявил о проведении Международного конкурса генерального плана развития столицы Республики - первого подобного проекта в истории суверенного Казахстана. В нём приняли участие градостроители 27-и стран, в том числе из Австрии, Болгарии, Польши, Италии, Германии, Японии, Украины, Белоруссии, Киргизии, России и Казахстана [1].
Задумывая новую столицу как символ новой эпохи, президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь» отметил, что в современном прочтении новая столица должна стать не только геополитическим центром республики, но и сакральным, знаковым местом: «Астана - это город - знак, знак мечты, воплощенной в реальность» [2, c. 349]. Наиболее полно отвечающим особым требованиям Президента Казахстана стал проект японского архитектора и градостроителя Кисё Курокава, признанный победителем конкурса. Реализация проекта-победителя открыла новую страницу в развитии столицы Республики Казахстан и способствовала формированию её художественно-коммуникационной среды [3].
Отметим, что предыдущий этап развития города со времени обретения Казахстаном независимости (1991) до даты переноса столицы из Алматы в Астану (1998) был сложным, насыщенным значимыми событиями и эклектичным. Поиск оригинальных путей формирования собственной художественно-коммуникационной среды Астаны включал в себя снос монументов советской эпохи и установку новых символов-памятников, переименование значимых объектов на западный манер, изменение облика фасадов зданий, расположенных вдоль центральных магистралей города, включение национального декора в оформление столичных улиц. Границы столицы были обозначены правым берегом реки Есиль.
В феврале 2000 года концепция развития Астаны изменилось в пользу объединения предложений исследовательской группы Японского агентства по международному сотрудничеству (ЯАМС), возглавляемого Кисё Курокава, и существовавшего на тот момент плана развития города, выполненного «Сауди Бен Ладен Групп». По состоянию на 1 января 2000 года территория, предусмотренная объёмом работ, охватывала границы города Астаны площадью 258 кв. км. Вместе с тем Указом Президента Республики Казахстан от 8 августа 2000 года административные границы новой столицы были изменены. Территория города Астаны увеличилась до 710 кв. км, включив в городскую черту часть прилегающих земель.
Основа концепции Кисё Курокавы
В основу концепции развития города Астана были положена философские идеи и структура градостроительного плана Кисё Курокава. Развитие города базировалось на принципах симбиоза и метаболизма [4]. Астана была задумана как
симбиотический город в том смысле, что в нём должны были гармонично сочетаться прошлое и будущее. Ландшафт нового города предполагалось вписать в специфическую природную степную среду, по аналогии с которой разреженность городского тела (пустоты) создаёт удивительное ощущение открытого пространства. Город должен гибко приспосабливаться к временным изменениям, представляя собой архитектурную среду постоянных обновлений, чему должна способствовать заложенная в проект система линейного зонирования. В Астане не предусматривалось доминирующего стиля, было намечено использовать многочисленные повторы, приёмы эклектики, гиперсимволизм и аисторизм.
До реализации генерального плана Кисё Курокавы русло реки Есиль проходило вдоль границы прежнего города. Река была практически полностью исключена из повседневной жизни горожан, являясь причиной наводнений в период весеннего половодья. По генеральному плану Кисё Курокавы были предусмотрены меры по реконструкции дамбы, построенной в верхнем течении реки, намечено строительство регулирующего бассейна, заложены работы по укреплению и приведению в порядок речного русла реки Есиль, которую планировалось превратить в красивую и безопасную водную магистраль. С расширением жилых районов на левобережных и правобережных землях река Есиль стала представлять собой природную зелёную и водную ось, направляющую развитие города и символизирующую течение жизни.
Левобережье реки Есиль - новая общественно-административная часть города. Решение о строительстве нового города на новых землях неосвоенной территории степного ландшафта, расположенного на левом берегу реки Есиль, задало принципиально новый формат столицы: «Прошлое города, а вместе с ним и отрезок советского периода истории, тем самым выносится за скобки нового центра» [5].
На территории нового административно-общественного центра, символизирующего новую столицу, планировалось разместить центральные правительственные учреждения, бизнес-сити, включающие агентства и министерства, а также дома дипломатических миссий. Этот территориальный район города на левом берегу получил название «Есиль».
Для придания незабываемого интеграционного вида городской среде на территории нового центра города предусматривалось сосредоточить четыре основные объёмно-пространственные композиции: резиденцию Президента Республики; здание администрации Президента и здание Парламента; площадь Независимости в комплексе с монументом и культурно-развлекательную площадь. Такой подход организации городского пространства, в отличие от традиционного единого городского центра, по замыслу Кисё Курокавы позволил реализовать в Астане идею «блуждающего центра».
Особое внимание в проекте Кисё Курокава было уделено разнообразию вероисповеданий, существующих в Республике Казахстан. В Астане были выделены участки не только под строительство мечетей, но также для русской православной
церкви и других конфессий, что является необходимым условием для формирования толерантности между представителями различных конфессий.
Для формирования художественно-коммуникационной среды левого берега города важно было определение регламента высотности зданий в этой части столицы согласно их месторасположению: на территории делового центра -100-200 м; правительственного центра - 30 м; в жилой зоне - 15-20 м. Благодаря этому высотность застройки нового центра города плавно меняется в гармоничном ритме.
Для художественного оформления этой части города была разработана особая светоцветовая концепция (рис. 1). Внимание уделялось контролю над красными линиями, расположенными вдоль главных улиц правительственного центра, и развитию зелёных насаждений в этих зонах. Предлагалось ввести ограничение для въезда автомобилей на территорию нового центра города, но при этом обеспечить свободное передвижение общественного транспорта, в частности автобусов. Намечалась посадка деревьев вдоль улиц города, подчеркивающая дендрологическую индивидуальность каждой из них.
Водно-зелёный бульвар Астаны в соответствии с проектом стал основной осью художественно-коммуникационного оформления городского пространства левобережья, которое символически замыкали с двух сторон резиденция Президента Республики Казахстан «Ак-Орда», работу над которой вели европейские дизайнеры А. Гуалаци, А. Моль-тени и казахстанский архитектор К. Монтахаев (по эскизам А. и Б. Тортаевых), и «Хан-Шатыр» архитектора Н. Фостера. Над общим проектом Водно-зелёного бульвара работала команда отечественных казахских архитекторов, в которую входили Т. Букаев, Б. Досмагамбетов, С. Жунусов и Н. Токаев (рис. 2).
Выразительной художественной особенностью левобережья является наличие целого ряда высотных зданий. Среди них ЖК «Триумф Астаны» (36 этажей, 130 метров), по внешнему виду напоминающий московский «Триумф-палас»; 44-этажное здание (общей высотой 150 метров) Министерства транспорта и коммуникаций (архитектор Н. Борискин);
здание (высотой 173,6 метра) управления Казахстанской железной дороги «Казахстан темир жолы» (архитектор А. Толеген); 53-этажный ЖК «Изумрудный квартал» («The Emerald Towers») по концепции Р. Варакалли (210 метров); строящееся 88-этажное здание «Абу-Даби Плаза» Н. Фостера (380 метров).
Художественным особенностям новой высотной архитектуры Астаны посвящена публикация в журнале «Academia. Архитектура и строительство» (№ 4, 2017) А.В. Коротича, который отмечает, что «вся имиджевая высотная застройка города сосредоточена в районе главных административно-правительственных зданий, располагается вдоль его главной композиционной оси («Водно-зелёный бульвар») и вписана в ортогональные планировочные модули чётко упорядоченной градостроительной структуры по обеим сторонам от оси на протяжении 3600 м» [6, с. 49]. Яркие по внешнему архитектурному воплощению, технологическим особенностям, внутреннему эргономическому решению - все эти сооружения являются символическим представлением различных авторских подходов, реализованных в столице Республики Казахстан.
Монументальный характер архитектуры Астаны сочетается со своеобразием организации городских пространств (рис.
Рис. 2. Вид на бульвар «Нур жол» («Водно-зелёный»). В центре монумент «Байтерек». Фото Д. Чистопрудова
Рис. 1. Вид на Дворец мира и согласия (архитектор Норман Фо-стер) и высотки левобережья в вечернее время. Фото Е. Ткаченко
Рис. 3. Организация территории возле комплекса административных здания «Казмунайгаз». Фото Д. Чистопрудова
3). К оформлению художественно-коммуникационной среды столицы привлекаются лучшие мастера - архитекторы и скульпторы Казахстана. В 2002 году открывается величественная композиция - символ не только города, но и всего молодого независимого государства - «Астана-Байтерек» (архитектор А. Рустембеков). Это 97-метровая стелла, выполненная из стекла и металла, символизирующая согласно древней мифологии триединство миров (подземного, земного и небесного), также являющаяся образом «Древа жизни», в ветвях которого волшебная птица Самрук отложила своё золотое яйцо - Солнце.
Обращением к национально-культурным традициям казахского народа на территории Водно-зелёного бульвара рядом с поющими фонтанами среди цветочных клумб стали необычные инсталляции в виде гигантских перстней и браслетов «Кыз жасауы» - аналогов национальных женских украшений XIX века, высотой от двух до трёх метров (автор Ж. Елюбаева). Внутри браслетов расположена голограмма «вертикального макета» - карты Астаны (идея Б. Килибаева).
Наряду с приглашением архитекторов мирового уровня, таких как Манфреди Николетти (Национальный концертный зал «Казахстан») (рис. 4) и Нормана Фостера (Дворец мира и согласия; торговый центр «Хан Шатыр») для оформления
Рис. 4. Вид на Национальный концертный зал «Казахстан». Автор - итальянский архитектор М. Николетти. Фото Е. Ткаченко
Рис. 5. Вид на Триумфальную арку «Мангилик Ел». Фото Е. Ткаченко
художественно-коммуникационной среды столицы также были привлечены и другие известные зарубежные мастера. Например, фонтан в «Парке влюблённых» выполнен по проекту европейского скульптора Габриэлы фон Габсбург. Такой подход является проявлением открытости казахского государства к диалогу на международной арене.
Кроме того, в контекст художественно-коммуникационной среды Астаны включены и отдельные авторские работы. В их числе, например, монумент «Жер ана» (автор - российский скульптор Д. Намдаков), фонтан «Древо Жизни» (автор А. Баярлин), триумфальная арка «Мангилик Ел» (авторы -дизайнер С. Жамболатов, архитектор К. Курганов) (рис. 5).
Важным компонентом оформления художественно-коммуникационной среды города Астаны стало появление тематической серийной парковой скульптуры. Так, в парке «Арай» расположены переносные бронзовые скульптуры воинов, отражающие традиции казахской национальной культуры (автор М. Мансурова). В парке «Студенческий» Евразийского национального университета им. Л. Гумилева представлена «Галерея скульптур под открытым небом» двенадцати авторов (К. Ажибек, Т. Батанова, Т. Ермекова, К. Нурбатурова, С. Смагулова, М. Сыдыкова и др.)
В «Парке каменных скульптур» представлены работы участников Международного симпозиума скульпторов 1998 года Среди них: «Рыба», «Ишим-Или-Рейн», «Тамба-Тас», «Шаман», «Барс», «Мелодия зовущих предков», «Охотник», «Кыпчак», «Колыбель», «След человека», «Ворота в шок», «Муза», «Дирмен», «Периште» и «Верблюжонок».
Вместе с авторскими работами известных и молодых архитекторов и скульпторов в городе есть, например, серия декоративных композиций «Горожане», которая не имеет авторства, но служит неким своеобразным штрихом современности: «Девушка за мольбертом», «Молодые, идущие друг к другу на свидание», «Бегущая на мосту» и «Велосипедист».
В целом, сочетание использования каменных балбалов - бронзовых скульптур, современных стилизованных национальных малых архитектурных форм - придаёт особый своеобразный характер художественно-коммуникационной среде Астаны.
Правобережье. В соответствии с генеральным планом развития города Кисё Курокавы изменения были направлены и на реконструкцию существующего правого берега города, главное звено которого - транспортные артерии столицы, железнодорожный и автобусный вокзалы.
На основании проведённого натурного обследования, анализа научных работ и архивных данных был сделан вывод о том, что изменение художественно-коммуникационной среды правобережных районов Алматы и Сары-арка включало в себя следующее:
- сохранение исторических зданий и архитектурного наследия;
- обеспечение транзитного мола через облагораживание пешеходных тротуаров по улице Бейбитшилик;
- выстраивание бизнес-коридора посредством строительства высотных зданий по проспектам Республики и Победы;
- оформление сценической зоны на участке улицы Бей-битшилик до пересечения её с улицей Акжайык для создания условий, благоприятствующих улучшению соответствующих компонентов городской структуры (парков, тротуаров, обустройства улиц и т.п.);
- обеспечение зелёного пояса между проспектами Республики и Победы;
- формирование рекреационных парковых зон вдоль улиц в направлении «Восток - Запад»: посадка зелёных насаждений вдоль проспекта Абая, вдоль проспекта Бо-генбая, около Евразийского национального университета, рядом с бывшем «Целинсельмашем» (ныне ОАО «Астана-технопарк»).
По основным магистралям правого берега в оформлении улиц использована лепнина из бетона, армированного фиброволокном:арки,объёмные профили,разнообразные рельефы, орнаменты, колонны, пояса, карнизы и т.д. Система навесных вентилируемых фасадов состоит из национальных орнаментов и простых геометрических форм, которые предложил Кисё Курокава [6, с. 121]. Косметические художественные элементы обновили и облагородили «лицевые» фасады зданий, выходящие на транспортные магистрали, но со стороны дворов в большинстве своём здания остались прежними, что негативно отражается на их общем восприятии горожанами.
В процессе реконструкции было предусмотрено формирование зелёных рекреационных зон для комфортного времяпрепровождения горожан на территории Правобережья - вдоль Гребного канала, Евразийского национального университета, а также напротив Министерства финансов и Музея первого Президента, на набережной. Их наполнение современной городской парковой скульптурой и дизайнерскими сюжетными проектами, посвящёнными истории и мифологии казахского народа и современным темам, составляет специфику организации художественно-коммуникационной среды Правобережья.
Вместе с тем правобережье сохраняет смешение промышленных и селитебных зон; пространств, используемых под склады, хозяйственные дворы и т.п., что отрицательно сказывается на общем формировании городской среды и комфортности жизни горожан.
Несомненно, важными для развития художественно-коммуникационной среды всего города являются вопросы размещения рекламно-информационных объектов, их соотношения с общим планом развития города. Определение наиболее подходящих видов рекламно-информационных объектов несколько усложнено в связи с суровым резко-континентальным климатом региона. Установлено, что наиболее подходящими рекламно-информационными видами объектов для художественно-коммуникационной среды города являются следующие:
1) суперсайты (размеры 5*15 м, 6*12 м, 3*18 м) - для установки вдоль кольцевой автомобильной дороги и на основных выездных магистралях;
2) билборды (размеры 3*6 м) - для установки вдоль магистральных улиц общегородского значения, таких как Сарыарка, проспект Богенбай батыра, проспект Тауелсиздык; в местах пересечения главных транспортных потоков, а также на разделительной полосе;
3) афишные и информационные стенды (размеры 1,75 *1,85 м) - для установки вдоль магистральных улиц районов города, в жилой застройке, на бульварах и скверах, около общественно-развлекательных объектов;
4) брандмауэры (размеры от 5*10 м) - для установки на зданиях вдоль магистральных улиц районов города, в местах пересечения с улицами местного значения, на бульварах, скверах, около общественно-развлекательных объектов;
5) рекламные конструкции сити-формата (размеры 1,2*1,8 м);
6) тумбы (размеры 1,2 * 1,8 м).
Среди более мелких рекламно-информационных объектов в городе могут использоваться рекламные установки на остановках общественного транспорта, рекламная уличная мебель, вывески, витринные рекламные афиши и др.
Необходимо подчеркнуть, что благодаря повсеместному распространению передовых технологий в столице стали появляться рекламные 3D-экраны конструкций разных типов: прямоугольные, изогнутые, отдельно стоящие, на стенах зданий, на широких основаниях-подставках.
Таким образом, на основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы.
1. Градостроительный проект Астаны Кисё Курокавы коренным образом изменил город и оказал значительное влияние на формирование его художественно-коммуникационной среды. С начала XXI века в развитие генерального плана города, в том числе и его художественно-коммуникационной среды, заложена новая методологическая основа, созданная Кисё Курокава и основанная на философии симбиоза и метаболизма.
2. Определился новый формат художественно-коммуникационной среды столицы с чёткой границей между районом прошлого и настоящего (правобережье) и новым представительским районом города (левобережье), символизирующим будущее и воплощение мечты.
3. Реконструирование художественно-коммуникационной среды районов правобережья (район Алматы, Сары-Арка) направлено на формирование её гармоничного включения как исторического комфортного для жизни ядра в общую глобальную тенденцию развития города.
4. Художественно-коммуникационная среда города - левобережье (район Есиль) - стала «чистым листом», открытым для развития стратегии национальной репрезентации и использования новых методов креативного, художественного оформления. К ним относятся: фрагменты открытых про-
странств города с их характерным предметным наполнением и эмоциональной окраской; яркие архитектурно-выразительные доминанты, выполненные в ультрасовременном европейском стиле; символические объекты малых форм с использованием национальной архаики (рекламные супер форматы, 3D-экраны и яркие световые решения, переносные бронзовые скульптуры, гиперувеличенные национальные украшения, каменные балбалы и т.п.).
5. Художественно-коммуникационная среда города наполнилась различного вида объектами, которые можно классифицировать следующим образом:
- архитектурно-выразительные объекты, задающие тон организации художественно-коммуникационной среды города, спроектированные знаменитыми отечественными архитекторами и специалистами мирового уровня;
- памятники, посвящённые историческим личностям (Абай, Кенесары Касымов, Сакен Сейфуллин) и мифологическим сюжетам (Уш-найза, Древо жизни);
- малые архитектурные формы, выполненные в архаической стилистике, в приёмах гиперсимволизма и постмодернизма;
- рекламно-информационные носители самых разных форм и размеров.
6. В соответствии с концепцией Кисё Куракавы в художественно-коммуникационной среде города, являющейся частью общего генерального плана развития города, нет доминирующего стиля, используется гиперсимволизм и архаика.
В развивающейся художественно-коммуникационной среде современной Астаны отразился не только мир кочевника-номада, но и глобальный мир, отражающийся в сознании жителя Казахстана; объекты художественно-коммуникационной среды одновременно ориентированы на современность и в то же время учитывают культурно-исторические особенности мировосприятия казахстанцев.
В процессе исследования выявлено, что организация современного городского пространства в целом, и формирование его художественно-коммуникационной среды, в частности, имеют ярко выраженный творческий вектор. Так, например, решение в 2012 году Генеральной ассамблеи Международного бюро выставок о проведении на базе Астаны Международной специализированной выставки ЭКСП0-2017 [20] стало мощным стимулом для активного развития художественно-коммуникационной среды города и должным образом вписалось в концептуальные, проектные мотивы не только Кисё Куросавы, но и в творческую канву произведений других авторов международного и республиканского уровня, упомянутых в данной публикации.
Литература
1. Осипова, И.В. Эволюция генерального плана города Астаны в XIX-XXI вв.: дисс... канд.арх / И.В.Осипова. - Астана, 2010. - 124 с.
2. Назарбаев, Н. Казахстанский путь/ Н. Назарбаев. - Караганда, 2006. - 365 с.
3. Курокава, К. Мегаполис XXI века никогда не остановится в росте / К. Куровака // Проект Россия. - 2002. - № 4 (30). - С. 21-25.
4. Kurokawa, K. Kisho Kurokawa Architects and Associates: the philosophy of symbiosis from the age of the machine to the age of life / K. Kurokawa. - New York: Edizioni Press. -2001. - 199 p.
5. Бекус, Н. Смена эпох как смена столиц: Астана как глобальный центр [Электронный ресурс] / Н. Бекус, К. Медеуова // Неприкосновенный запас. - 2011. - № 6 (80). - Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/nz/neprikosnovennyy-zapas-80-2011/ (дата обращения 02.11.2017)
5. Коротич, А.В. Художественные особенности современной высотной архитектуры Казахстана и Азербайджана / А.В. Коротич // Аcademia. Архитектура и строительство. - 2017.
- № 4. - С. 48-53.
6. Астана - архитектурная симфония Великой Степи / сост., авт. А.Ш. Чиканаев. - Астана: Деловой мир Астана, 2008. - 270 с., ил.
Literatura
1. OsipovaI.V. Evolyuciya general'nogo plana goroda Astany v XIX-XXI vv.: diss. kand.arh / I.V. Osipova. - Astana, 2010.
- 124 s.
2. Nazarbaev N. Kazahstanskij put'/ N. Nazarbaev. -Karaganda, 2006. - 365 s.
3. Kurokava K. Megapolis XXI veka nikogda ne ostanovitsya v roste / K. Kurovaka // Proekt Rossiya. - 2002. - № 4 (30).
- S. 21-25.
5. Bekus N. Smena epoh kak smena stolic: Astana kak global'nyj centr [Elektronnyj resurs] / N. Bekus, K. Medeuova // Neprikosnovennyj zapas. - 2011. - № 6 (80). - Rezhim dostupa: http://www.intelros.ru/readroom/nz/neprikosnovennyy-zapas-80-2011/ (data obrashheniya: 02.11.2017)
6. KorotichA.V. Hudozhestvennye osobennosti sovremennoj vysotnoj arhitektury Kazahstana i Azerbajdzhana / A.V. Korotich // Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. - 2017. - № 4. - S. 48-53.
6. Astana - arhitekturnaya simfoniya Velikoj Stepi / sost., avt. A.Sh. Chikanaev. - Astana: Delovoj mir Astana, 2008. - 270 s., il.
Тюрин Сергей Михайлович, 1987 г.р. (Астана, Республика Казахстан). Магистр архитектуры. Аспирант Автономной некоммерческой организация высшего образования «Национальный институт дизайна» Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина (Республика Казахстан, 010000, Астана, ул. Женис, д. 62, корп. 6. КазАТУ). Сфера научных интересов: дизайн и
организация городской среды, архитектурно-рекламное взаимодействие в городе, художественно-коммуникационная среда города. Автор более 10 научных публикаций. Тел.: +7 (702) 683-50-92. E-mail: [email protected].
Назаров Юрий Владимирович, 1948 г.р. (Москва). Доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАХ; Ректор Автономной некоммерческой организации высшего образования «Национальный институт дизайна» (115054, г. Москва, ул. Дубининская, д. 17, стр. 2. НИД). Сфера научных интересов: история, теория и методология дизайна как явления культуры. Автор более 200 научных публикаций. Тел.: +7 (495) 755-53-17. E-mail: [email protected].
Корнилова Алла Александровна (Астана, Республика Казахстан). Доктор архитектуры, профессор МААМ. Профессор кафедры «Дизайн» Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина (Республика Казахстан, 010000, Астана, ул. Женис, д. 62, корп. 6. КазАТУ ). Сфера научных интересов: история, теория и практика архитектуры Казахстана. Автор более 200 научных публикаций. Тел.: +7 (7172) 39-75-59. E-mail: [email protected].
Tyurin Sergey Mikhailovich, born in 1987 (Astana, Republic of Kazakhstan). Master of Architecture. Post-graduate student of the Autonomous Non-Profit Organization of Higher Education "National Institute of Design" of the S.Seifullin Kazakh Agro Technical University (Republic of Kazakhstan, 010000, Astana, Zhenis st., 62, build. 6. KATU). Sphere of scientific interests: design and organization of urban environment, architectural and advertising interaction in the city, artistic and communication environment of the city. The author of more than 10 scientific publications. Tel.: +7 (702) 683-50-92. E-mail: [email protected].
Nazarov Yuri Vladimirovich, born in 1948 (Moscow). Doctor of Arts, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Arts; Rector of the Autonomous Non-Commercial Organization of Higher Education "National Institute of Design" (115054, Moscow, Dubininskaya st., 17, building 2. NID). Sphere of scientific interests: history, theory and methodology of design as a cultural phenomenon. The author of more than 200 scientific publications. Tel.: +7 (495) 755-53-17. E-mail: [email protected].
Kornilova Alla Aleksandrovna (Astana, Republic of Kazakhstan). Doctor of Architecture, Professor of IAAM. Professor of the Design department of the S.Seifullin Kazakh Agro Technical University (Republic of Kazakhstan, 010000, Astana, Zhenis st., 62, build. 6. KATU). Sphere of scientific interests: history, theory and practice of architecture of Kazakhstan. The author of more than 200 scientific publications. Tel.: +7 (7172) 39-75-59. E-mail: [email protected].