ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К ПОЛУЧЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. Тишкина,
аспирант РГПУ им. А.И. Герцена
Происходящие в настоящее время глубокие обновления различных сторон общественной жизни выдвинули принципиально новые требования к образованию. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века [3] была отмечена необходимость модернизации сферы образования, где предусматривается переход российских вузов на многоуровневую структуру образования.
Переход на новую систему обучения подразумевает качественную направленность в подготовке специалиста новой формации, обладающего высокой культурой, педагогической компетентностью, способностью приобретать новые знания и реализовать здоровьесбере-гающее обучение.
Однако существующая система профессионально-педагогической подготовки учителя слабо учитывает изменения, происходящие в социокультурной сфере общества.
Анализ образовательных тенденций свидетельствуют о том, что различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья и физической кондиции в последнее время стали объектом пристального внимания общества и предметом научных, в том числе междисциплинарных, исследований. Кроме того, современная социально-педагогическая ситуация предполагает решение весьма актуальной проблемы повышения эффективности физической культуры и спорта студенческой молодежи, а также роли и сущности дополнительного профессионального физкультурного образования. Это обусловлено следующими причинами: приоритет жизни и здоровья является основополагающим принципом государственной политики России в области образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 2, раздел 1); образовательные учреждения в процессе реформирования системы образования приобретают социокультурное и личностно-сообразное направления, выполняющие новую функцию - исследовательско-поисковую. Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что непрерывное развитие направлений и содержания дополнительного профессионального физкультурного образования обусловлено общественной потребностью адресной подготовки специалистов.
Таким образом, в современных условиях студентам педагогических вузов и учителям школ целесообразно уделять большее внимание повышению уровня своей образованности в области физической культуры, что обуславливает необходимость реализации в вузе комплекса организационно-методических мер, наиболее полно обеспечивающих эффективность дополнительного профессионального физкультурного образования.
Особенно это актуально в сельских школах, где уроки по физической культуре зачастую приходится проводить учителям, не имеющим специальной подготовки.
На вопрос «Имеется ли необходимость повышения знаний у учителей сельских школ по организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы с учащимися» 82% респондентов дали утвердительный
ответ, 16% затруднились с ответом.
Данные анкетирования проведенного среди студентов Арзамасского педагогического института им. А.П. Гайдара позволяют сказать, что 69,9% респондентов считают дополнительное профессиональное физкультурное образование одним из средств педагогической активности учителя сельской школы.
Профессиональная деятельность любого учителя села выходит за пределы школы и связана не только с обучением и воспитанием школьников, но и с активным преобразованием сельской среды в целом [5-6].
В сложившихся условиях должны возрасти культурологическая, гуманитарно-преобразовательная, физ-культурно-спортивная функции учителя, его личност-но-нравственная готовность к работе в трудных условиях малокомплектной школы и проживанию в социально-бытовых условиях села [9].
Активное участие учителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, и личный пример физ-культурно-спортивной деятельности является мощным средством физического воспитания подрастающего поколения и пропаганды физической культуры и здорового образа жизни среди населения.
Однако добиться старыми организационными формами физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности, как правило, не удается.
По мнению Б.А. Акишина [1], включение в программу учебных занятий современных видов спорта и оздоровительной физической культуры увеличит интерес у занимающихся к таким занятиям, а также будет способствовать непрерывному физкультурному воспитанию личности.
Анализ характера направленности средств и форм будущей деятельности в сфере физической культуры и спорта среди студентов, желающих получить дополнительное профессиональное физкультурное образование, выявили следующие результаты: 37,7% отдали предпочтение оздоровительной физической культуре (аэробика и её разновидности, так как основную часть педагогов сельских школ и студентов педагогических вузов составляют девушки и женщины). Физической культурой в сфере досуга отдали предпочтение 35,2%, спортивную направленность выбрали 27,1%.
Сегодня в практике физкультурного образования растет потребность в педагогах-организаторах массовой и оздоровительной физической культуры, инструкторах-методистах [8].
Приобщение учителей нефизкультурных специальностей, классных руководителей, завучей по воспитательной работе, социальных работников, психологов к активному использованию средств физической культуры в процессе обучения и воспитания в сельской школе значительно расширит сферу положительного оздоровительного и воспитательного влияния на детей.
На круглом столе «Современная школа и здоровье детей», проходившем 19 апреля 2002 года в Москве, были высказаны рекомендации по изменению подходов к профессиональной подготовке педагогических кадров
с целью развития у них способностей осознать здоровье школьников как ценность и эффективно решать вопросы его сохранения и укрепления. Бороться за здоровье учащихся должны все учителя, независимо от их предмета преподавания.
В связи с этим возникает необходимость новой стратегии в формировании образовательной программы по физической культуре в педагогических вузах [2].
По мнению Г.М. Соловьева и В.Ф. Горбатова [7], необходимо получение дополнительной специальности по физической культуре для студентов общеобразовательных предметов на базе высшего педагогического образования. И это следует рассматривать как стимул создания органичного института многопрофильной подготовки кадров в системе многоуровневого высшего образования.
Современная концепция многоуровневой структуры подготовки нацелена на оптимальную интеграцию общекультурной и естественнонаучной подготовки выпускников вуза при формировании у них высокопрофессиональных умений и навыков, так как в настоящее время стали очевидными общественные потребности в более широком использовании ценностей физической культуры как важнейших факторов обеспечения жизнедеятельности и созидательной активности личности для формирования нового стиля жизни, нового менталитета молодого поколения (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 1995).
Система физкультурного образования будущих учителей в условиях вуза должна иметь ярко выраженную профессиональную направленность, не только быть сосредоточенной на формирование личностной физической культуры, но и образовывать студентов, прививая им навыки физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельской школе.
Исследуя модель педагогической готовности учителя в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе, В.П. Косихин (1995) включает в нее три взаимосвязанных подструктуры:
- физическая культура личности студента педагогического вуза;
- специальная теоретико-образовательная образованность будущего педагога;
- педагогические умения и навыки организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе.
Таким образом, анализ научно-методической литературы, результаты практики показали, что дополнительные профессиональные образовательные программы по физической культуре для студентов педагогиче-
ского вуза наиболее целесообразно проектировать на базе государственного стандарта по дисциплине «Физическая культура», их физкультурного образования с учетом конкретных условий учебно-воспитательного процесса и общественной деятельности вуза. Например, на базе образовательной программы подготовки учителя физической культуры для сельской малокомплектной школы (дополнительная специализация) с учетом дисциплин общеобразовательного, психолого-педагогического и медико-биологического циклов, которые осваиваются студентами на занятиях по основной специализации, которая способствует расширению возможностей получить образование, новую профессию, а также позволяет повысить мобильность выпускника на рынке труда.
Литература
1. Акишин Б.А. Особенности преподавания физической культуры в ВУЗе на основе новых видов спорта // Физическая культура молодежи в XXI веке: Матер. 1-й научно-практ. конф. ВУЗов ЦЧР России. - Воронеж: ВГУ, 2001.
2. Акулова Л.Н. Информационное обеспечение физической культуры студентов педагогического вуза. Дисс. ... док. пед. наук - СПб., 2005.
3. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (Электронный ресурс): http // dod.miem.edu.ru/NPT/00/ declare.htm
4. Об образовании. Закон РФ от 13.01.1996 № 12-Ф3.
5. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание / Под общ. ред. док. пед. наук, проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань, 1998.
6. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учебн. пособие. - Л.: Ин-т культуры им. Н.К. Крупской, 1989.
7. Соловьев Г.М., Горбатов В.Ф. Некоторые аспекты технологической модели подготовки специалистов по физической культуре в системе дополнительного профессионального образования в вузе // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №9.
8. Тарасов А.М. Модель программы дополнительного высшего профессионального образования по физической культуре. Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 2004.
9. Хайретдинов Д.Н. Формирование социогумани-тарной готовности будущего учителя сельской начальной малокомплектной школы. Дисс. ... канд. пед. наук. Уфа, 2000.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
А.Ю. Закиева,
учитель русского языка и литературы Балтасинской средней школы Республики Татарстан
На успешное социальное становление ученика по формационной и организационной поддержки учащих
а успешное социальное становление ученика по окончании школы направлено профильное обучение, соответственно, на повышение осознанности выбора профиля дальнейшего обучения в старшей школе направлена предпрофильная подготовка. В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, ин-
ся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.
Известно, что в сельской школе ситуация с профессиональным выбором значительно уже, чем в городской. Расширить эти возможности позволяет интерактивное обучение.