УДК 37.018.523
М.Е. Глухова, П.Э. Глухов, В.А.Фатеев
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕФИЦИТА УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Актуальность повышения профессиональной компетентности учителей-предметников в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности в сельских малокомплектных школах обусловлена необходимостью переподготовки их в системе дополнительного физкультурного образования при реализации программы профессиональной переподготовки на базе АлтГПА.
Подобный подход может снять проблему дефицита учителей малокомплектных сельских школ для проведения физкультурно-оздоровительной работы в школе.
Ключевые слова: малокомплектная сельская школа, физкультурно-оздоровительная работа, дефицит учительских кадров, дополнительное образование.
Малокомплектная сельская школа России - уникальный социально-педагогический феномен. Одна из приоритетных задач - это подготовка учителя, который помимо педагогической деятельности должен много внимания уделять воспитанию. Социальная программа подготовки учителя предметника включает в себя здоровьесберегающие технологии, которые направлены на укрепление и сохранения здоровья, что косвенным образом позволит разрешить социальные вопросы развития села. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер социальной их защиты. Решение данной проблемы особенно усложнилось в условиях сельских школ, которые составляют около 65% от общего числа школ страны.
Особые сложности физкультурно-оздоровительной работы со школьниками возникают в условиях малочисленной сельской школы.
Существуют такие специфические особенности деятельности сельской школы, как малочисленность (33% сельских школ - с контингентом до 40 человек, 32% - с наполняемостью до 100 учащихся); удаленность от культурных центров; небольшие ученические и педагогические коллективы; необходимость преподавания одним педагогом нескольких предметов; ограниченные возможности дополнительного образования.
Актуальность повышения уровня профессиональной компетентности учителей-предметников по использованию средств физической культуры с учащимися в сельских школах обусловлена как необходимостью расширения физкультурно-оздоровительной деятельности, так и отсутствием специалистов с профессиональным физкультурным образованием. Одним из решений ISSN 2225-5486 (Print), ISSN 2226-9010 (Online). Бiологiчний всникМДПУ. 2015. №1а
fä Biological Bulletin 35
данной проблемы может быть получение дополнительного образования по физической культуре для учителей общеобразовательных специальностей на базе высшего педагогического образования.
В системе дополнительного физкультурного образования имеется необходимость разработки и реализации программ профессиональной переподготовки учителей-предметников малокомплектных сельских школ. Данная программа позволит решить проблему дефицита учительских кадров малокомплектных сельских школ, а также будет способствовать повышению уровня их социальной и профессиональной мобильности применительно к условиям сельской местности, направленных на укрепление и сохранение здоровья, на формирование и передачу знаний и практического опыта учащимся сельских школ.
Воспитательные преимущества малокомплектных школ огромны, их никогда не заменят укрупненные школы. Обучение и воспитание сельских детей во многом носят общинный характер, приобщают учеников к этическим ценностям и нормам крестьянской морали. В отдалённых деревнях России обучение приближено к месту жительства детей, школа давно стала для многих ребят местом психологического комфорта, общения, досуга, приобщения к труду, искусству, спорту. Здесь ребёнок имеет гораздо больше шансов оказаться в атмосфере любви и заботы, человеческого внимания к его нуждам, проблемам и интересам. Если у малочисленной сельской школы есть сильный лидер, работоспособный и сплочённый коллектив, то, несмотря на многие трудности, она может эффективно работать и модернизироваться.
Данная работа направлена на программу подготовки учителя предметника и включает в себя здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление и сохранение здоровья, что косвенным образом позволит разрешить социальные вопросы развития села. Предлагаемые методы и подходы:
• проведение курсов-тренингов «Осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно-оздоровительной деятельности»;
1. реализация технологии, основанной на самоорганизации здорового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, потребности в бережном отношении человека к своему здоровью;
2. внедрение модели и технологии подготовки будущего учителя к организации и проведению оздоровительных видов гимнастики в школе. Ожидаемые результаты:
• Получение дополнительной специальности учителями-предметниками.
• Внедрение здоровьесберегающих технологий в малокомплектных школах.
• Разрешение социальных вопросов развития села посредством курсов-тренингов и оздоровительных видов гимнастики.
Одной из эффективных форм занятий физической культурой в режиме дня общеобразовательной школы, которая может снизить указанные негативные явления, являются мероприятия, используемые в системе физкультурно-оздоровительной деятельности (ФОД). При всей значимости урока, как основы процесса физического воспитания в школе, главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. К физкультурно-оздоровительной работе в школе должны быть привлечены не только специалисты по физической культуре, но и учителя-предметники. Однако практика показывает, что в реальных условиях их деятельность в этой области весьма редка и малоэффективна, так как лишена фундаментального основания - личной убежденности и компетентности в сфере физической культуры и спорта .
Учителя ФК в общеобразовательных школах составляют лишь малую часть педагогического коллектива и вынуждены работать на спортивный результат, с теми учениками, кто входит в сборную команду, а основная масса школьников не охвачена дополнительными занятиями физической культурой. Кроме того, далеко не все школьники выдерживают нагрузки общей программы физкультуры в школе, а заниматься с отстающими по индивидуальным программам, учителя ФК не могут по причине загруженности.
С другой стороны есть много учителей-предметников (большая часть коллектива), которые владеют общепедагогическими принципами и есть среди них энтузиасты, которые мотивированы вести ЗОЖ, раньше занимались фитнесом, спортом. Для этих педагогов такие занятия - потребность души. И для их собственного здоровья несомненная польза. Из этих энтузиастов и необходимо готовить инструкторов-методистов по физической культуре. Чем больше педагогов овладеет готовностью использования средств физической культуры в учебном процессе, тем больше детей будет им охвачено.
Еще более значима роль учителя-предметника в ФОД будет в условиях Алтайского края в малокомплектных школах, где вообще нет учителей ФК. Педагог любой специальности в определенной мере ответственен за уровень не только своей физической культуры, но и своих учеников. Особенно остро эта проблема стоит именно в малокомплектных сельских школах. Однако и при отсутствии увеличения прямых финансовых вложений в развитие малокомплектных сельских школ есть возможность обеспечивать достаточный уровень образования детей. В условиях ограниченного бюджетного финансирования, объективных трудностей малочисленных школ в организации платных дополнительных услуг, в развёртывании предпринимательской деятельности, при отсутствии спонсорской поддержки единственный путь повысить качество учебно-воспитательного процесса — перейти к эффективным образовательным методикам обучения и воспитания.
Biological Bolletin 37
Современный подход к подготовленности учителя-предметника в условиях реформы образования позволяет в рамках требований к его образованности расширять содержание профессионального образования. Серьезный недостаток в воспитательной работе с учащимися средствами физической культуры и спорта - это очень слабая включенность в нее учителей-предметников. Создается ситуация, при которой учитель физической культуры оказывается в положении одиночки, ответственного за целое направление физкультурного воспитания учащихся, что негативно отражается на качестве и содержании целостного процесса формирования личности ученика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Глухова, М.Е. Подготовка будущего учителя к организации и проведению занятий со школьниками оздоровительными видами гимнастики: дис. ... канд. пед. наук / М.Е. Глухова. - Барнаул, 2008. - 227 с.
Глухова, М.Е. Программа подготовки организаторов и инструкторов-методистов оздоровительных видов гимнастики / М. Е. Глухова. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - 32 с.
Иванов, В. Б. Формирование готовности будущих учителей-предметников к организации физического воспитания учащихся сельских школ: дис. ... канд. пед. наук: / В.Б. Иванов. - Уфа, 2000. - 166 c.4.
Тишкина, Н.А. Социальная необходимость разработки дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки по физической культуре для учителей-предметников малокомплектных сельских школ. //Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Елабуга, 12-13 ноября 2008 г. - C. 238-243.
Как цитировать:
Глухова, М.Е., Глухов, П.Э., Фатеев, В.А. (2015). Актуальные проблемы дефицита учительских кадров малокомплектных сельских школ. Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, 5 (1а), 34-37. © Глухова, Глухов, Фатеев, 2015
Users are permitted to copy, use, distribute, transmit, and display the work publicly and to make and distribute derivative works, in any digital medium for any responsible purpose, subject to proper attribution of authorship.
[МШ^^М
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 3.0 License