Научная статья на тему 'Проблемы повышения профессиональной компетентности учителей предметников малокомплектных школ алтайского края к физкультурно-оздоровительной деятельности'

Проблемы повышения профессиональной компетентности учителей предметников малокомплектных школ алтайского края к физкультурно-оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ukrainian Journal of Ecology
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова М. Е., Фатеев В. А., Глухов П. Э.

Современный этап модернизации образования общеобразовательной школы непосредственным образом коснулся малокомплектных школ Алтайского края. Особенностью работы малокомплектных школ является отсутствие специалистов в области физического воспитания, роль которого возложена на учителей-предметников, не имеющих достаточного опыта, умений и знаний в области физической и оздоровительной работы с учащимися. Вместе с тем степень повышения компетентности учителя-предметника может существенно повыситься за счет прохождения курсов на отделении дополнительного образования центра культурно-массовой работы, организованным на базе АлтгПА, что поможет снять имеющиеся трудности для оздоровления учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глухова М. Е., Фатеев В. А., Глухов П. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения профессиональной компетентности учителей предметников малокомплектных школ алтайского края к физкультурно-оздоровительной деятельности»

УДК 37.037.1 + 37.018.523

М.Е. Глухова, В.А.Фатеев, П.Э. Глухов ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНИКОВ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ АЛТАЙСКОГО КРАЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Современный этап модернизации образования общеобразовательной школы непосредственным образом коснулся малокомплектных школ Алтайского края. Особенностью работы малокомплектных школ является отсутствие специалистов в области физического воспитания, роль которого возложена на учителей-предметников, не имеющих достаточного опыта, умений и знаний в области физической и оздоровительной работы с учащимися. Вместе с тем степень повышения компетентности учителя-предметника может существенно повыситься за счет прохождения курсов на отделении дополнительного образования центра культурно-массовой работы, организованным на базе АлтгПА, что поможет снять имеющиеся трудности для оздоровления учащихся.

Ключевые слова: компетентность, учитель-предметник, малокомплектная школа, физкультурно-оздоровительная деятельность, педагогические условия, готовность, педагогические умения.

Приоритетное внимание в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года уделяется вопросам повышения эффективности физического воспитания, развитию спорта в образовательных учреждениях. Актуальность повышения уровня профессиональной компетентности учителей-предметников по использованию средств физической культуры с учащимися в сельских школах обусловлена как необходимостью расширения физкультурно-оздоровительной деятельности, так и отсутствием специалистов с профессиональным физкультурным образованием. Одним из решений данной проблемы может быть получение дополнительного образования по физической культуре для учителей общеобразовательных специальностей на базе высшего педагогического образования. В системе дополнительного физкультурного образования имеется необходимость разработки и реализации программ профессиональной переподготовки учителей-предметников малокомплектных сельских школ. Данная программа позволит решить проблему дефицита учительских кадров малокомплектных сельских школ, а также будет способствовать повышению уровня их социальной и профессиональной мобильности применительно к условиям сельской местности, направленных на укрепление и сохранение здоровья, на формирование и передачу знаний и практического опыта учащимся сельских школ.

В России из 59 тысяч школ почти 40 тысяч - сельские, где учатся 4 миллиона человек. Путем несложных арифметических действий можно подсчитать, что в каждой сельской школе обучается не более 100 учеников или по 10 школьников каждого года обучения. На самом деле во многих классах за партами - лишь один-два ученика. Это характерно и для Алтайского края. Действительно, в крае почти 1600 сельских населенных пунктов, а общеобразовательных школ в сельской местности края - 1227. Из этой статистики видно, что школы имеются не в каждом селе. С другой стороны население более половины сел края не достигает 500 человек, а в каждом из 312 сел проживает менее 100 человек. Понятно, что детей школьного возраста в этих селах от силы 10-15 человек. При общей скудности муниципальных бюджетов, в особенности бюджетов сельских поселений, сложно поддержать даже минимально потребный уровень состояния таких сельских школ, не говоря уже о какой-либо модернизации учебно-материальной базы, внедрении новых методов обучения, компьютеризации и других форм современной педагогической деятельности. Малокомплектная сельская школа России -уникальный социально-педагогический феномен. Одна из приоритетных задач - это подготовка учителя, который помимо педагогической деятельности должен много внимания уделять воспитанию.

Проблемы педагогической деятельности в условиях села исследовали А.В. Алексеев, В.П. Давыдов, М.И. Зайкин, А.В. Захарова, В.И. Кузнецов, И.О. Ланцова, А.А. Малиновская, И.Г. Металова, Г.Ф. Суворова и другие. Ими выявлены социальные, демографические и экономические факторы, влияющие на постановку учебно-воспитательного процесса в сельской малочисленной школе, показана специфика организации педагогической работы в таких условиях.

Труды А.Е. Алабужева, В.Г. Большенкова, А.И. Вишневского, В.Б. Иванова, И.С. Кабисова, В.М. Малинина, А.Н. Шифрина, Ю.И. Якунина раскрывают вопросы содержания и организации физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе.

Работы В. И. Жолдак, К. В. Косихина, А. Г. Моченова, В. А. Пономарчук и др. посвящены исследованию мотивационной структуры включения человека в различные формы физкультурно-оздоровительной деятельности.

О целесообразности обучения в разновозрастных группах по физической культуре, большом воспитательном потенциале взаимодействия детей разного возраста в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы в сельской малочисленной школе говорится в работах А.И. Вишневского, Л.П. Горчаковой, И.С. Кабисова, Т.Н. Леонтьева, Л.П. Пензулаевой.

Воспитательные аспекты социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся рассматривают Л.В. Байбородова, Е.В. Киселева, В.В. Копусова, А.А. Малиновская и другие.

Между тем следует отметить, что существует противоречие между социальным запросом общества на учителя, подготовленного к физкультурно-оздоровительной деятельности в сельской школе в целях сохранения и укрепления здоровья школьников и отсутствием системы подготовки будущих учителей-предметников к такой деятельности.

Выделенное противоречие составило проблему исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий подготовки учителей-предметников к физкультурно-оздоровительной деятельности в сельской школе.

Учителям-предметникам надо преодолеть инертность, осознать свою социальную значимость в воспитании здорового поколения, быть активными участниками самого процесса оздоровления. Это относится к любым формам оздоровительной работы - на уроках, во внеклассной и общешкольной работе. Призывы к школьникам вести здоровый образ жизни, как правило, безрезультатны. Только образ учителя, его личный пример могут оказаться действенными. Формирование ценностных ориентаций должно происходить в обстановке доверительных отношений между учителем и учеником, в атмосфере партнерства и сотрудничества.

Одной из эффективных форм занятий физической культурой в режиме дня общеобразовательной школы, которая может снизить указанные негативные явления, являются мероприятия, используемые в системе физкультурно-оздоровительной деятельности (ФОД). При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. К физкультурно-оздоровительной работе в школе должны быть привлечены не только специалисты по физической культуре, но и учителя-предметники. Однако практика показывает, что в реальных условиях их деятельность в этой области весьма редка и малоэффективна, так как лишена фундаментального основания - личной убежденности и компетентности в сфере физической культуры и спорта.

Учителя физической культуры в общеобразовательных школах составляют лишь малую часть педагогического коллектива и вынуждены работать на спортивный результат, с теми учениками, кто входит в сборную команду, а основная масса школьников не охвачена дополнительными занятиями физической культурой. Кроме того, далеко не все школьники выдерживают нагрузки общей программы физкультуры в школе, а заниматься с отстающими по индивидуальным программам, учителя ФК не могут по причине загруженности.

С другой стороны есть много учителей-предметников (большая часть коллектива), которые владеют общепедагогическими принципами и есть среди

них энтузиасты, которые мотивированы вести ЗОЖ, раньше занимались фитнесом, спортом. Для этих педагогов такие занятия - потребность души. И для их собственного здоровья несомненная польза. Из этих энтузиастов и необходимо готовить инструкторов-методистов по физической культуре. Чем больше педагогов овладеет готовностью использования средств физической культуры в учебном процессе, тем больше детей будет ими охвачено.

Еще более значима роль учителя-предметника в ФОД будет в условиях Алтайского края в малокомплектных школах, где вообще нет учителей физической культуры. Особые сложности физкультурно-оздоровительной работы со школьниками возникают в условиях малочисленной сельской школы.

Педагог любой специальности в определенной мере ответственен за уровень не только своей физической культуры, но и своих учеников. Особенно остро эта проблема стоит именно в малокомплектных сельских школах. Однако и при отсутствии увеличения прямых финансовых вложений в развитие малокомплектных сельских школ есть возможность обеспечивать достаточный уровень образования детей. Решение данной проблемы особенно усложнилось в условиях сельских школ, которые составляют около 65% от общего числа школ страны. В условиях ограниченного бюджетного финансирования, объективных трудностей малочисленных школ в организации платных дополнительных услуг, в развёртывании предпринимательской деятельности, при отсутствии спонсорской поддержки единственный путь повысить качество учебно-воспитательного процесса -перейти к эффективным образовательным методикам обучения и воспитания.

Осознавая актуальность данного направления, в АлтГПА на отделении дополнительного образования центра культурно-массовой работы проводится подготовка будущих учителей-предметников к физкультурно-

оздоровительной деятельности в школе.

В настоящее время накоплен значительный теоретический и эмпирический материал о готовности личности к различным видам деятельности. В контексте исследуемой проблемы мы понимаем под готовностью учителя-предметника к физкультурно-оздоровительной деятельности в сельской школе качественную характеристику специалиста, включающую совокупность компонентов:

- мотивационного, состоящего в осознании ценностей физкультурно-оздоровительной деятельности (знания, убеждения, потребности, мотивы, интересы, отношения, ценностные ориентации);

- содержательного - знание принципов организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий (двигательные умения, двигательные навыки, физическое развитие, физическая подготовка, физическое совершенствование);

- деятельностного, включающего следующие виды деятельности: познавательную, пропагандистскую, инструкторскую, профессиональную, судейскую, физического самовоспитания и саморазвития при формировании здорового образа жизни, умение организовать физкультурно-оздоровительную работу со школьниками, использовать полученные педагогические умения (проектировочные, конструктивные, гностические, организаторские, коммуникативные, информационные, двигательные, рефлексивные) в практике для организации физкультурно-оздоровительной деятельности;

- рефлексивного, характеризующего познание и анализ собственной деятельности. Важно видеть и оценивать каждое изменение в ученике, его поведении и анализировать свои возможности в коррекции его состояния.

Согласно результатам выполненного исследования, наиболее значимыми для организации ФОД в школе являются следующие педагогические умения: проектировочные, формирующие систему педагогических задач, осуществляющие перспективное планирование; конструктивные, позволяющие делать выбор рациональных методов и методических приемов обучения; гностические, обеспечивающие приобретение новых знаний, умений исследовать учебный процесс и создавать собственные методики обучения; организаторские - необходимые для организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, взаимодействия учащихся, собственной деятельности; коммуникативные, способствующие эффективно взаимодействовать в системах: учитель-ученик, учитель-класс, ученик-ученик, учитель-родители, учитель-общественность, спонсоры; информационные, дающие возможность передавать знания, доходчиво доносить научные факты и методические указания, формировать у занимающихся четкие понятия; двигательные - умения владеть специальной терминологией, владеть техникой физических упражнений, правильно задавать нагрузку на основные группы мышц; рефлексивные, позволяющие проводить критично-конструктивный и позитивный анализ итогов совместной деятельности, самооценку и оценку других.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Глухов П.Э. Анализ готовности учителя-предметника к физкультурно-оздоровительной деятельности в сельской школе /П.Э. Глухов. // Проблемы и перспективы развития физической культуры в современных условиях: материалы Всероссийской с международным участием межвузовской научно-практической конференции. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - С.49. Глухов П.Э. Влияние системы пилатеса на уровень физического состояния будущих учителей /П.Э. Глухов, М.Е. Глухова // Проблемы и перспективы развития физической культуры в современных условиях: материалы Всероссийской с международным участием межвузовской научно-практической конференции. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - С.51.

Глухова М.Е. Роль учителя-предметника в физкультурно-оздоровительной деятельности в сельской школе / М.Е. Глухова, П.Э. Глухов // Современные педагогические и информационные технологии в физической культуре и спорте: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. - С. 66-70.

Глухова М.Е. Оздоровительно-развивающие виды гимнастики : учебно-методическое пособие / М.Е. Глухова, П.Э. Глухов. - Барнаул: АлтГПА, 2010. -130 с.

Глухов П.Э. Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности в сельской школе //Региональный молодежный слет «Алтай-территория развития» - Барнаул: центр новой молодежной политики, 18-20 марта 2011. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. //Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Как цитировать:

Глухова, М.Е., Фатеев, В.А., Глухов, П.Э. (2015). Проблемы повышения профессиональной компетентности учителей предметников малокомплектных школ алтайского края к физкультурно-оздоровительной деятельности. Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, 5 (1а), 28-33. © Глухова, Фатеев, Глухов, 2015

Users are permitted to copy, use, distribute, transmit, and display the work publicly and to make and distribute derivative works, in any digital medium for any responsible purpose, subject to proper attribution of authorship. | mi^mI

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 3.0 License

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.