Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ'

ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / СЕМЬЯ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Марьям Курбановна, Курбанова Ольга Владимировна

Цель. В статье рассматривается актуальная проблема готовности родителей с детьми с ОВЗ и учреждений дополнительного образования к инклюзивному взаимодействию. Показать особенность работы учреждений дополнительного образования в совершенствовании системы работы по успешной социализации и интеграции детей с ОВЗ в общество, другими словами, об инклюзии ребенка. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, принципы инклюзивного образования, наблюдение. Результаты. Дано теоретическое обоснование роли учреждений дополнительного образования, в частности, осуществляющих инклюзивную практику. Реабилитация ребенка-инвалида немыслима без участия семьи. Правильное отношение семьи к болезни ребенка - один из факторов реабилитации аномальной личности. Самое главное в работе с семьей - это научить родителей и других членов семьи принятию ребенка таким, каков он есть, сочувствию ему, но не в виде жалости, а конструктивного желания и готовности создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие. Вывод. Долгое время общество делило детей на обычных (нормиков) и инвалидов (дети с ОВЗ), которые не имели возможности наравне со здоровыми детьми получать полноценное развитие и образование. И на сегодня эта проблема не потеряла своей актуальности. Инклюзивный подход к данной проблеме снимает много вопросы. Но, к сожалению, данный вопрос до конца не разработан и требует более пристального внимания к проблемам взаимодействия семьи с ребенком с ОВЗ и системой дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Марьям Курбановна, Курбанова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS ОF PARENTS WITH CHILDREN WITH DISABILITIES AND INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION FOR INCLUSIVE INTERACTION

Aim. The article deals with the actual problem of the readiness of parents with children with disabilities and institutions of additional education for inclusive interaction. To show the peculiarity of the work of institutions of additional education in improving the system of work on the successful socialization and integration of children with disabilities into society, in other words, about the inclusion of a child. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, principles of inclusive education, observation. Results. The theoretical substantiation for the role of institutions of additional education, in particular, carrying out inclusive practice, is given. Rehabilitation of a disabled child is unthinkable without the participation of the family. The correct attitude of the family to the child's illness is one of the factors of rehabilitation of an abnormal personality. The most important thing in working with the family is to teach parents and other family members to accept the child as he is, to sympathize with him, but not in the form of pity, but a constructive desire and willingness to create conditions that stimulate his mental, physical and emotional development. Conclusion. For a long time, society divided children into ordinary (normics) and disabled (children with disabilities), who did not have the opportunity to receive full-fledged development and education on an equal basis with healthy children. And today this problem has not removed its relevance. An inclusive approach to this problem removes many questions. But, unfortunately, this issue has not been fully developed and requires closer attention to the problems of interaction between a family with a child with disabilities and the system of additional education.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-63-68

Готовность родителей с детьми с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) и учреждений дополнительного образования к инклюзивному взаимодействию

© 2022 Магомедова М. К. 1 Курбанова О. В. 2

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: marykama@mail.ru 2 Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия; e-mail: olgavlad1967@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье рассматривается актуальная проблема готовности родителей с детьми с ОВЗ и учреждений дополнительного образования к инклюзивному взаимодействию. Показать особенность работы учреждений дополнительного образования в совершенствовании системы работы по успешной социализации и интеграции детей с ОВЗ в общество, другими словами, об инклюзии ребенка. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, принципы инклюзивного образования, наблюдение. Результаты. Дано теоретическое обоснование роли учреждений дополнительного образования, в частности, осуществляющих инклюзивную практику. Реабилитация ребенка-инвалида немыслима без участия семьи. Правильное отношение семьи к болезни ребенка - один из факторов реабилитации аномальной личности. Самое главное в работе с семьей - это научить родителей и других членов семьи принятию ребенка таким, каков он есть, сочувствию ему, но не в виде жалости, а конструктивного желания и готовности создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие. Вывод. Долгое время общество делило детей на обычных (нормиков) и инвалидов (дети с ОВЗ), которые не имели возможности наравне со здоровыми детьми получать полноценное развитие и образование. И на сегодня эта проблема не потеряла своей актуальности. Инклюзивный подход к данной проблеме снимает много вопросы. Но, к сожалению, данный вопрос до конца не разработан и требует более пристального внимания к проблемам взаимодействия семьи с ребенком с ОВЗ и системой дополнительного образования.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), семья, процесс воспитания и обучения, учреждения дополнительного образования, инклюзия, инклюзивный подход.

Формат цитирования: Магомедова М. К., Курбанова О. В. Готовность родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и учреждений дополнительного образования к инклюзивному взаимодействию // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 3. С. 63-68. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-63-68

Readiness cf Parents with Children with Disabilities and Institutions of Additional Education for Inclusive Interaction

© 2022 Maryam K. Magomedova 1, Olga V. Kurbanova 2

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: marykama@mail.ru 2 Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia; e-mail: olgavlad1967@yandex.ru

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 3. 2022

ABSTRACT. Aim. The article deals with the actual problem of the readiness of parents with children with disabilities and institutions of additional education for inclusive interaction. To show the peculiarity of the work of institutions of additional education in improving the system of work on the successful socialization and integration of children with disabilities into society, in other words, about the inclusion of a child. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, principles of inclusive education, observation. Results. The theoretical substantiation for the role of institutions of additional education, in particular, carrying out inclusive practice, is given. Rehabilitation of a disabled child is unthinkable without the participation of the family. The correct attitude of the family to the child's illness is one of the factors of rehabilitation of an abnormal personality. The most important thing in working with the family is to teach parents and other family members to accept the child as he is, to sympathize with him, but not in the form of pity, but a constructive desire and willingness to create conditions that stimulate his mental, physical and emotional development. Conclusion. For a long time, society divided children into ordinary (normics) and disabled (children with disabilities), who did not have the opportunity to receive full-fledged development and education on an equal basis with healthy children. And today this problem has not removed its relevance. An inclusive approach to this problem removes many questions. But, unfortunately, this issue has not been fully developed and requires closer attention to the problems of interaction between a family with a child with disabilities and the system of additional education.

Keywords: children with disabilities, family, the process of education and training, institutions of additional education, inclusion, inclusive approach.

For citation: Magomedova M. K., Kurbanova O. V. Readiness оf Parents with Children with Disabilities and Institutions of Additional Education for Inclusive Interaction. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 3. Pp. 63-68. DOI: 10.31161/19950675-2022-16-3-63-68 (in Russian)

Введение

В настоящее время на этапе формирования инклюзивного образования в Российской образовательной системе особенно актуальна организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И особенно важно выстроить систему работы с детьми с ОВЗ в учреждении дополнительного образования, поскольку учреждения дополнительного образования имеют возможность более широко варьировать содержание образования и методы обучения, подбирая наиболее оптимальные варианты для каждой группы обучающихся. [1].

Актуальность выбранной темы заключается в том, что долгое время общество делило детей на обычных (нормиков) и инвалидов (дети с ОВЗ), которые не имели возможности наравне со здоровыми детьми получать полноценное развитие и образование. И на сегодня это проблема не сняло своей жизненности. Инклюзивный подход к данной проблеме снимает много вопросы. Но, к сожалению, данный вопрос до конца не разработан и требует более пристального внимания к проблемам взаимодействия семьи с ребенком ОВЗ и системой дополнительного образования.

Сегодня сами родители, имеющие детей с ОВЗ, нуждаются в компетентной помощи в понимании различных образова-

тельных потребностей детей с ОВЗ. Они сталкиваются в повседневной жизни с такими ситуациями, как дискриминация их ребенка в образовательном процессе на разных уровнях непрерывного образования.

Рождение в семье ребенка-инвалида резко меняет сложившуюся семейную ситуацию. Важно, чтобы с самого начала оба родителя в полной мере взяли на себя ответственность и заботу о ребенке. Самая большая помощь для родителей - это обучать их ухаживать за ребенком и развивать его психомоторные функции. Естественно, что помощь родителям дифференцируется в зависимости от нарушений, имеющихся у ребенка, его возраста и степени выраженности как нарушенных, так и сохранных функций [2].

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это особая категория общества, которая имеет те же права, что рядовые, здоровые люди, но они не могут вести полноценный образ жизни по состоянию здоровья. Отличительной чертой детей с ОВЗ от обычных детей является их ограничение функциональной жизнедеятельности в период становления личности и формирования высших психических функций.

Дошкольный возраст - это первая ступень непрерывного образования, время

становления и развития личности ребенка, когда формируются определенные знания и представления в ознакомлении с окружающим миром и социальной сферой. В дошкольном и младшем школьном возрасте основное внимание родителей должно быть направлено на формирование навыков личной гигиены и самообслуживания. Детей необходимо приучать чистить зубы, умываться, одеваться и раздеваться, складывать одежду, убирать постель, пользоваться туалетом. Первые попытки выполнять этот сложный для детей с ОВЗ объем работы будут очень неловкими, неуклюжими. Иногда у взрослых не хватает терпения дождаться, пока ребенок что-то сделает сам. Но получиться у ребенка может что-то только в том случае, если он многократно повторит отдельные действия, они станут автоматизированными и превратятся в стойкий навык. Это может произойти только в результате длительной тренировки.

На первых этапах обучения следует многократно совершать действия вместе с ребенком: взять его руки в свои и вместе с ним чистить зубы, мыть лицо и производить другие действия, постепенно предоставляя ему все больше самостоятельности. Когда ребенок усвоит отдельные действия и порядок их повторения, нужно предоставить ему полную самостоятельность. Пусть очень медленно, неловко и на первых порах очень неаккуратно, но ребенок должен все сделать сам. Помощь родителей будет заключаться в контроле за порядком и завершенностью действия [4].

На помощь родителям сегодня приходит инклюзия - это своего рода помощник детям как здоровым, так и детям с ОВЗ. Инклюзия помогает ребенку найти своё место в жизни; развить уже имеющиеся функциональные возможности; научить контактировать и развиваться, включаясь с ограниченными возможностями здоровья в общую систему образования.

Цель статьи - проанализировать и показать проблему готовности родителей с детьми с ОВЗ и учреждений дополнительного образования к инклюзивному взаимодействию.

Методы - анализ психолого-педагогической литературы, принципы инклюзивного образования, наблюдение.

Результаты и обсуждение

Организуя систему работы с детьми в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 01.01.01 № 000 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов» центры дополнительного образования создают специальные условия для получения знаний детьми с ОВЗ.

Они адаптируют дополнительные об-щеразвивающие программы, применяют специальные методы обучения и воспитания, используют учебные материалы и технические средства в зависимости от вида нарушения здоровья, проводят групповые и индивидуальные занятия с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся с ОВЗ.

Надо сказать, что большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что «особые» дети не имеют возможности постоянного общения со сверстниками. А вместе с тем, дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в общении, познании, творчестве. Поэтому перед педагогом дополнительного образования каждый раз встает вопрос: «Как помочь этому ребенку с ограниченными возможностями здоровья раскрыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать его пытливое стремление узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?»

Наше государство различными методами: инклюзивное образование, реабилитационные центры, пытается сделать жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья полноценной и радостной. В учреждениях дополнительного образования г. Махачкалы успешно ведется работа с детьми с ОВЗ индивидуально и в группе. Ребенок в условиях стационара -это особый ребенок, так как он лишен полноценного общения и контакта со сверстниками, ограничен в возможности

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 16. N0. 3. 2022

активно двигаться, находится в состоянии информационного голода, он не может посещать школу, развивающие занятия, кружки и т.д. Перечисленные особенности могут стать фактором, предрасполагающим ребенка к эмоциональному неблагополучию, а именно, возникновению раздражительности, тревожности, негативизма. А в стенах реабилитационного центра ребенок может получать не только медицинскую реабилитацию, но и психолого-педагогическую помощь [2].

Мониторинги показывают, что обучение ребят с ОВЗ положительно влияет на их развитие, многие воспитанники кружков активно включены в конкурсное движение, участвуют в других мероприятиях. Представление конкурсных работ - отдельный опыт для детей с ОВЗ.

Одним из направлений работы таких учреждений является совершенствование системы работы по успешной социализации и интеграции детей с ОВЗ в общество, другими словами, об инклюзии ребенка.

Первым шагом в организации инклюзии с детьми с ОВЗ является изучение индивидуальной программы реабилитации ребенка. В индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни. При наличии возможности, знакомство с родителями, внутрисемейной ситуацией и индивидуально-личностными особенностями ребенка, а также характеристиками и проявлениями заболевания ребенка. Разработка (адаптация) дополнительной общеразвивающей программы для ребенка ОВЗ.

В зависимости от особенностей развития и возможностей ребенка (группы обучающихся), на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии должна быть разработана или адаптирована образовательная программа, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Для детей с ОВЗ индивидуальный маршрут рекомендуется строить в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития, от пожеланий родителей и желания ребёнка, рекомендаций индивидуальной программы реабилитации.

Основными задачами педагогов при работе с детьми с ОВЗ по адаптированным программам являются:

- создание психолого-педагогических условий для развития личности ребенка;

- система отслеживания динамики развития ребенка;

- вовлечение ребенка в конкурсное движение и, по возможности, в мероприятия, проводимые для сверстников.

Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ требуется рассматривать в виде главной задачи в сфере осуществления права на образование. В Федеральном государственном образовательном стандарте требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ довольно обобщены, и наиболее подробно они разработаны в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ [3].

В Проекте отмечается, интегративный результат осуществления указанных требований должно быть: создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, эмоционально и физически комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей; гарантирующей укрепление и сохранение психологического и физического здоровья учащихся [1].

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что в результате в учреждениях дополнительного образования, в частности, осуществляющих инклюзивную практику, должны образовываться условия, которые гарантируют возможность:

- индивидуализировать образовательный процесс в отношении детей с ОВЗ;

- выявить и развить способности учащихся с ОВЗ через систему учреждений дополнительного образования детей;

- включения детей с ОВЗ в доступные им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество;

- взаимодействия в едином образовательном пространстве специальной (кор-рекционной), общеобразовательной школы и семьи с целью продуктивного применения накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и образованных для этого средств [6].

Всякому растущему ребенку, но, прежде всего, ребенку с различными нарушениями необходима та атмосфера, в которой никто не способен думать плохо о другом [5].

Оставляя ребенка в семье, родители, а чаще всего мать, подвергают себя постоянным стрессам. У матери постепенно формируется сверхценное отношение к ребенку, весь смысл своей жизни она видит в опеке над ним, считая это особым героизмом. Но даже при самых благоприятных условиях ребенок проводит большую часть дома, вырастает инфантильным, не знающим людей. К более тяжелым последствиям приводит воспитание ребенка с раннего возраста закрытом детском учреждении системы соцзащиты. Отсутствие материнской любви и тепла приводит к социально-психологической депривации. Это проявляется: в сужении круга неформального общения, узости интересов, замкнутости, неумении построить правильные отношения с другими людьми, агрессивности, а подчас и к психические нарушениям. Ребенок, воспитывающийся с раннего возраста вне семьи, лишен безусловной любви, что ведет к формированию устойчивой негативной Я-концепции. А это означает чувство дискомфорта, как при отрицательном, так и при положительном отношении окружа-

образования: практическое пособие / под ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. Л. Пала-дьева. М.: АРКТИ. 2006. 296 с.

2. Магомедова М. К., Магомедова Д. Г. Социально-культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами арт-терапии в условиях ГКУ РД РЦДПОВ // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения: Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 382-387.

3. Магомедова М. К., Магомедова Н. М. Взаимодействие родителей и учреждений дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ // Психолого-педагогическое и методическое сопровождение образовательного процесса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным

ющих людей к ребенку. Самая трудно поддающаяся коррекции черта личности таких детей - подорванность доверия к окружающему миру.

Все мысли и дела родителей направлены на больного ребенка, круг их интересов резко сужается, идет постепенное отстранение от родственников, друзей, знакомых. Ребенку нужны забота, любовь и поддержка, а дать их родители смогут, только позаботившись о себе. Родителей надо научить правильно расходовать, свои силы, не взваливать на себя слишком многого.

Из выше сказанного ясно, что реабилитация ребенка-инвалида немыслима без участия семьи. Правильное отношение семьи к болезни ребенка - один из факторов реабилитации аномальной личности. Самое главное в работе с семьей - это научить родителей и других членов семьи принятию ребенка таким, каков он есть, сочувствию ему, но не в виде жалости, а конструктивного желания и готовности создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие. Именно в семье, с помощью близких, ребенок с ограниченными возможностями в состоянии включиться в жизнь, в мир ее звуков, запахов, тактильно-двигательных и зрительных ощущений, образов, предметов [6].

«АЛЕФ» (Махачкала), 2020. С. 133-137.

4. Магомедова М. К. Интерактивность родителей и учреждений дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ // Актуальные проблемы современной семьи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Грозный, 29 апреля 2021 года. «АЛЕФ» (Махачкала), 2021. С. 412-416.

5. Соколова Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. М.: 2005. 180 с.

6. Формирование безбарьерной образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (методическое пособие). Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. 66 с.

Литература

1. Интеграция общего и дополнительного участием). Махачкала, 04 декабря 2020 года.

es ••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 3. 2022

References

1. Evladova E. B., Zolotareva A. V., Baladeva working with children with disabilities. Makhach-

S. L. (eds.) Integraciya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya: prakticheskoe posobie [Integration of General and additional education: a practical Handbook]. Moscow: ARK-TI Publ., 2006. 296 p. (In Russian)

2. Magomedovа M. K., Magomedovа D. G. Gumanizaciya innovacionnogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah: perspektivy i dostizheni-ya: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Humanization of innovative education in modern conditions: prospects and achievements. Materials of the international scientific and practical conference]. Socio-cultural rehabilitation of children with disabilities by means of art therapy in Rehabilitation Center for Children and Adolescents with Disabilities. 2018. Pp. 382-387. (In Russian)

3. Magomedova M. K., Magomedova N. M. Psihologo-pedagogicheskoe i metodicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa: Ma-terialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii (s mezhdunarodnym uchastiem) [Psychological, pedagogical and methodological support of the educational process. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (with international participation)]. Interaction of parents and institutions of additional education in

kala, December 04, 2020. Makhachkala: ALEPH Publ., 2020. Pp. 133-137. (In Russian)

4. Magomedova M. K. Aktual'nye problemy sovremennoj sem'i: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Groznyj, 29 aprelya 2021 goda [Actual issues of the modern family. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Grozny, April 29, 2021]. Interactivity of parents and institutions of additional education in working with children with disabilities. Makhachkala: ALEF Publ., 2021. Pp. 412-416. (In Russian)

5. Sokolova N. D. Deti s ogranichennymi vozmozhnostyami: problemy i innovacionnye tendencii v obuchenii i vospitanii [Children with disabilities: problems and innovative trends in education and upbringing]. Moscow, 2005. 180 p.

6. Formirovanie bezbar'ernoj obrazovatel'noj sredy dlya uchashchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (metodicheskoe posobie) [Formation of a barrier-free educational environment for students with disabilities (methodological guide)]. Astana: I. Altynsarin National Academy of Education Publ., 2014. 66 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS

Принадлежность к организации Affiliations

Магомедова Марьям Курбановна, канди- Maryam K. Magomedova, Ph. D. (Peda-дат педагогических наук, доцент, кафедра gogy), assistant professor, the chair of Pedagogy

педагогики и технологий дошкольного и до- and Technologies of Preschool and Additional

полнительного образования, Дагестанский Education, Dagestan State Pedagogical Universi-

государственный педагогический универси- ty, Makhachkala, Russia; e-mail: maryka-

тет, Махачкала, Россия; e-mail: ma@mail.ru

marykama@mail.ru Olga V. Kurbanova, Ph. D. (Philology), assis-

Курбанова Ольга Владимировна, канди- tant professor, the chair of the Russian, Dage-дат филологических наук, доцент, кафедра stan State Technical University, Makhachkala,

русского языка, Дагестанский государствен- Russia; e-mail: olgavlad1967@yandex.ru ный технический университет, Махачкала, Россия; e-mail: olgavlad1967@yandex.ru

Принята в печать 18.08.2022.

Received 18.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.