средства. На уроке многое зависит от эмоциональной составляющей и от личности самого учителя. Сорок пять минут урока должны быть минутами радости: радости познания, радости творчества, радости общения. Создание ситуации успеха в школе - один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами, успех в учебе сегодня - успех в дальнейшей жизни.
Список использованной литературы:
1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. - М.: Просвещение.1991. -231 с.
2. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива: пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - М.: Мол. Гвардия, 1975. - 240 с.
3. Выготский Л.С. Детская психология. Сочинения: В 6 т. Т. 4 /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. -432 с.
4. Ковальчук. Я.И. Индивидуальный подход к воспитанию ребёнка. -М.: Просвещение. 1995. -110 с.
5. Швецова Н.А. Индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства (из опыта работы). - https://www.metod-kopilka.ru
6. Кайсина И.Ю. Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства. - https://infourok.ru.
© Хайров Р.З., Ходжакулов Б.Х., 2021
УДК 378.046.4
Ширина Лидия Васильевна
г. Армавир, РФ
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ
ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация
В статье обосновывается взаимозависимость профессиональной компетентности и готовности к инновационной деятельности, которая интегрирует в себе способность педагога адаптироваться к условиям инновационного учебно-воспитательного процесса, реализовывать свой профессиональный потенциал, потребность в преобразовании и совершенствовании образовательной деятельности; уточнены содержательные и характеристики готовности педагогов к инновационной деятельности как интегративного качества личности, определяющего направленность педагога на инновационную деятельность, включающего в себя знания и умения, необходимые для эффективной реализации инновационной деятельности в учебно-воспитательном процессе; структурные характеристики - как совокупности мотивационно-ценностного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов.
Ключевые слова
Готовность к инновационной деятельности педагога, профессиональная компетентность, готовность как состояние, готовность как качество, мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-
деятельностный компоненты готовности.
SHirina Lidia Vasilievna
Armavir, Russian Federation
TEACHER READINESS FOR INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE STRUCTURE OF THEIR
PROFESSIONAL COMPETENCE
Summary
The article justifies the interdependence of professional competence and readiness for innovation, which integrates the ability of the teacher to adapt to the conditions of an innovative educational process, realize professional potential, the need for transformation and improvement of educational activities; the content and characteristics of teachers' readiness for innovation as an integrative quality of a person that determines the orientation of the teacher to innovative activity, which includes the knowledge and skills necessary for the effective implementation of innovation in the educational process, are specified; structural characteristics - as a combination of motivational-value, cognitive and operational-activity components.
Keywords
Teacher's readiness for innovation, professional competence, readiness as a state, readiness as a quality, motivational-value, cognitive, operational-activity components of readiness.
На современном этапе научного знания проблему профессионально-педагогической компетентности обычно раскрывают сквозь призму профессиональных требований, предъявляемых к педагогическим работникам (А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя), а также образовательных стандартов (А.В. Хуторской), для конструирования которых важны конкретные структурно-содержательные характеристики компетентности.
Профессиональная компетентность педагога в единстве его теоретической и практической готовности к выполнению педагогических функций позволяет говорить о его самостоятельности, ответственности, инициативности, органичности взаимодействии с участниками образовательного процесса. Компетентность соединяет в себе профессиональные и личностные качества, направляя педагога на целенаправленное применение знаний в процессе прогнозирования, планирования и реализации учебно-воспитательной работы, активизируя его в направлении самообучения, саморазвития, самореализации в социально значимой деятельности. Л.К. Гребенкина и Н.А. Суворова профессиональную компетентность ставят в один ряд с педагогическим профессионализмом, профессиональной культурой, нацеленностью на профессиональный рост [4].
Если говорить о готовности к инновационной деятельности в образовании, то здесь необходимо отойти от видения готовности только как психического состояния или как качества личности, так как инновационный уровень образовательной деятельности предполагает личностное осмысление педагогам своего педагогического опыта; аккумуляции знаний, повышения их системности и разносторонности, расширения целостной картины мира, понимания общих закономерностей в педагогическом процессе и следования им в своей образовательной практике. В ходе освоения инновационной деятельности педагог подвержен переоценке собственных профессиональных способностей, начинает стремиться к новым способам познания и построения образовательного процесса, трансформировать свои знания в новый опыт.
То есть инновационную деятельность можно назвать еще и эффективным фактором реализации профессиональных возможностей педагога, раскрытия его творческого потенциала, условием его личностного развития, профессионализации, углубления и расширения профессионального образования, воспитания и самообучения, профессионального самоопределения и саморазвития.
Следовательно, если говорить о готовности педагога к инновационной деятельности как о целостном состоянии личности, то можно представить данную готовность в виде актуализации в педагогической деятельности тех способностей и качеств личности, которые позволяют адаптироваться к инновационному характеру образовательной деятельности, а также на эффективном (продуктивном) уровне ее реализовывать. Если готовность педагога к инновационной деятельности рассматривать как интегративное качество личности, являющееся следствием развития профессиональной компетентности, то данную готовность можно описать как направленность педагога на осуществление педагогической работы в условиях инновационного образовательного процесса, а именно на создание, освоение и реализацию образовательных инноваций.
Именно профессиональная компетентность обеспечивает глубину и характер осведомленности педагога в различных аспектах построения инновационной деятельности и соответствующего образовательного пространства, нацеливает на поиск новых форм и способов работы и взаимодействия с участниками образовательного процесса, позволяет результативно реализовывать в практической деятельности соответствующие профессиональные компетенции (организационные, методические, исследовательские, управленческие, оценочные и пр.). Сформированная профессиональная компетентность педагога предполагает наличие у него таких личностных качеств (мотивационных, волевых, рефлексивных и пр.), которые определяют уровень его подготовленности к инновационной деятельности (профессиональной готовности к инновационной деятельности). В свою очередь, развитая на определенном уровне готовность к инновационной деятельности дает возможность педагогу профессионально и самостоятельно действовать при решении задач, поставленных согласно требованиям инновационной образовательной практики, обеспечивая тем самым дальнейшее развитие своей профессиональной компетентности.
Таким образом, и профессиональная компетентность и готовность к инновационной образовательной деятельности являются двумя взаимозависимыми категориями, неразрывно связанными с инновационной образовательной деятельностью, потому что данная готовность интегрирует в себе способность адаптироваться к условиям инновационного учебно-воспитательного процесса, реализовывать свой профессиональный потенциал в инновационной деятельности, потребность в преобразовании и совершенствовании образовательной деятельности.
Вопросы, связанные с изучением готовности к инновационной деятельности, раскрыты в трудах В.А. Aдoльфa, В.Н. Ввeдeнcкoго, Вoрoпaeвой Е.Э., Вoлoбyeвой Л.М., Н.Ю. Звягинцeвoй, И.А. Зимнeй, Б.И. Кaнaeвa, С.А. Квaшнинoй, В.С. Лaзaрeва, А.В. Луговой, В.А. Cлaстeнинa, Т.М. Сoрoкинoй, Е.Л. Умникoвoй и др.
Мы соглашаемся с точкой зрения Паниной С.В., которая считает, что сегодня готовность педагога к инновационной деятельности приобретает новый смысл, потому что содержание инновационной деятельности педагога связано с его умением управлять своим профессиональным ростом [6].
Под готовностью педагога к инновационной деятельности Воропаева Е.Э. понимает сложную личностно-профессиональную характеристику, определяющую направленность педагога на развитие своей профессиональной деятельности, обуславливающую активность и самостоятельность освоения инноваций, творческую самореализацию, создание способов педагогической деятельности, обладающих инновационной направленностью [3].
Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор успешной реализации деятельности рассматривает В.С. Лaзaрeв. Данное понятие он связывает с совокупностью качеств педагога, определяющих его направленность на развитие своей педагогической деятельности, а также деятельности педагогического коллектива образовательной организации; способность к выявлению актуальных проблем построения учебно-воспитательного процесса, поиску и реализации
эффективных способов их решения [5].
Рaитинoй Н.И. готовность к инновационной деятельности описывается в качестве интегративного профессионально значимого личностного качества, включающего мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, эмоционально-волевой структурные компоненты и выполняющего побудительную, исполнительную, регулирующую функции [7].
Aдoльф В.А. и Ильинa Н.Ф. раскрывают данную готовность в виде психического и психосоциального образования, определяющего отношение субъекта к реальности (предметной и социальной); установки на выработку новых концепций, способов поведения и взаимодействия; психологической готовности к реализации инновационного поведения [1].
Ceргeeвой Т.И. готовность учителя к инновационной деятельности определена как сформированная мотивация, знания, умения, навыки, профессионально и личностно значимые качества, необходимые для разработки и внедрения в образовательный процесс педагогических инноваций. Мотивы, направленность, уровень притязаний, самооценка формируют личностную готовность педагога к инновационной деятельности [8].
Волобуева Л.М отмечает, что инновационная деятельность педагога напрямую зависит от его инновационного потенциала, который проявляется в творческой способности генерировать новые представления и идеи, открытости к новациям и готовности к их реализации в своей педагогической работе; культурно-эстетической развитости и образованности; готовности у совершенствованию и развитию своей педагогической деятельности; понимании важности инновационной деятельности и ценности для образовательной практики, понимании основных преимуществ инновационной деятельности по отношении к традиционной системе обучения и воспитания. Необходимыми условиями успешности инновационной деятельности в образовательном процессе являются умения педагога принимать инновационные решения, рисковать, успешно преодолевать затруднения и даже конфликтные ситуации, связанные с реализацией новшеств, а также инновационные барьеры [2].
В своем исследовании мы придерживаемся представлений о готовности педагогов к инновационной деятельности как интегративном качестве личности, определяющем направленность педагога на осуществление комплекса работ по созданию, освоению и распространению инноваций, который обладает совокупностью знаний об инновационной деятельности, ее сущности, задачах, принципах, содержании, формах, методах, а также умений, необходимых для эффективной реализации инновационной деятельности в учебно-воспитательном процессе.
Последующий анализ составляющих готовности педагога к инновационной деятельности опирается на научные исследования Быковой Е.А., Воропаевой Е.Э., Дурай-Новаковой К.М., Дьяченко М.И., Кандыбовича Л.А., Ибатуллиной Е.А., Коптяевой О.Н., Лaзaрeва В.С., Лyгoвoй А.В., Никитинoй Н.Н., Паниной С.В., Разамановой З.Н., Сергеевой Т.И., Струниной А.А., Слaстeнинa В.А., Трифоновой С.А. и др. В структуре готовности педагогов к инновационной деятельности выделены такие компоненты:
1) мотивационно-ценностный: отношение к инновациям, осознание важности внедрения образовательных инноваций в свою педагогическую деятельность; стремление к личностному росту, самосовершенствованию, осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить, потребность в профессиональном развитии в области инновационной деятельности, повышении профессионального уровня в вопросах инновационной деятельности; готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;
2) когнитивный: знания в сфере новых образовательных технологий, новаторских методик работы и их содержания, степень владения информацией о них, умение оперировать основными понятиями, категориями инновационной деятельности, понимание закономерностей и механизмов внедрения инновационной деятельности в образовательный процесс; уровень педагогического
мышления;
3) операционально-деятельностный: способности педагога, которые обеспечивают адаптацию, репродукцию, воспроизведение и преобразование существующего педагогического опыта, его приспособление к инновационной деятельности; активность в освоении и реализации образовательных инноваций, владение практическими навыками разработки и внедрения творческих задач, новых способов, методов и технологий учебно-воспитательной деятельности, умение перевести знания об инновациях в область практического применения; нацеленность на экспериментирование в образовательной деятельности; умения разрабатывать программу введения новшества в педагогический процесс; прогнозировать его результат; реализовывать, диагностировать и корректировать инновационные действия; умение давать себе оценку как субъекту, реализующему инновационную деятельность, критически осмысливать свою деятельность.
Эти компоненты проявляются комплексно при условии проявления в разнообразных сочетаниях и взаимосвязях. Например, потребность в освоении образовательных инноваций активизирует познавательный интерес к теории педагогики и методике преподавания, успешность собственной педагогической инновационной деятельности стимулирует желание искать новые способы и методы инновационной деятельности, адаптировать их к образовательным задачам, отстаивать свой инновационный опыт перед коллегами, адекватно принимать критику и проводить анализ и самооценку своей инновационной деятельности.
Готовность к инновационной деятельности формируется не сама по себе, не в процессе информирования или предоставления определенного объема знаний, а во время педагогической деятельности, когда аккумулируется все накопленное за предыдущие этапы работы и достигает благодаря этому более высокого уровня. Иными словами, предпосылкой формирования более высокого уровня готовности к инновационной деятельности является весь имеющийся объем профессиональной компетентности, поскольку сама инновационная деятельность педагога не отрицает принятые стандарты и устоявшиеся виды педагогической работы, а адаптирует традиционное к новым смыслам обучения и воспитания учащихся, содержанию и технологиям учебно-воспитательной работы.
Список использованной литературы:
1. Адольф, В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина. - Красноярск: Красноярский краевой ин-т повыш. квалификации и проф. переподготовки работников образования, 2007. - 190 с.
2. Волобуева, Л. М. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения: монография / Л. М. Волобуева, Е. Б. Кузнецова. - Москва: МПГУ: Прометей, 2012. - 156 с.
3. Воропаева, Е. Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности / Е.Э. Воропаева. - Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13880 (дата обращения: 07.08.2018).
4. Гребенкина, Л. К. Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в современных условиях: монография / Л.К. Гребенкина, Н.А. Суворова. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. - 180 с.
5. Лазарев, В. С. Инноватика в школе: учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования / В. С. Лазарев. - Екатеринбург; Сургут: Гуманитарный ун-т. - 2011. - 159 с.
6. Панина, С. В. Методологические ориентиры готовности педагога к инновационной деятельности / С.В. Панина. - Текст: непосредственный // Педагогика. Психология. Философия. - 2017. - №4 (08). - С.
109-115.
7. Раитина, Н. И. Подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях повышения
квалификации как фактор профессионального развития: автореферат дис.... кандидата педагогических
наук: 13.00.08 / Н.И. Раитина. - Чита, 2011. - 23 с.
8. Сергеева, Т. И. Готовность педагогов к инновационной деятельности в условиях Лаборатории развивающих образовательных технологий (ЛРОТ) / Т.И. Сергеева - Текст: электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 19. - С. 196-198. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56283.htm (дата обращения: 08.12.2016).
© Ширина Л.В., 2021