Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ГРАЖДАН ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ПО СТАНДАРТАМ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ WORLDSKILLS'

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ГРАЖДАН ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ПО СТАНДАРТАМ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ WORLDSKILLS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ WORLDSKILLS / "НАВЫКИ МУДРЫХ" / VOCATIONAL EDUCATION / PRE-RETIREMENT AGE STUDENTS / ANDRAGOGICAL COMPETENCE / WORLDSKILLS COMPETITIVE MOVEMENT / "SKILLS OF THE WISE"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гитман Елена Константиновна, Соловьева Светлана Игоревна, Тохтуева Татьяна Валерьевна

Статья посвящена вопросу готовности преподавателей профессионального образования к обучению граждан предпенсионного возраста. С введением государственной программы "Старшее поколение", нацеленную на повышение квалификации или освоению новой компетенции граждан предпенсионного возраста, начинают активно открываться центры обучения данного контингента. Обучение проводят преподаватели учебных заведений системы среднего профессионального образования. Программы обучения по стандартам WorldSkills в рамках чемпионатного движения "Навыки мудрых" предоставляют возможность людям в возрасте 50+ повысить квалификацию или освоить новую компетенцию на основе уже имеющейся. Авторы ставят своей целью выявить уровень андрагогической компетентности преподавателя профессионального образования. В основу исследования положены такие эмпирические методы, как сравнительный анализ, обобщения, наблюдение, анкетирование, эксперимент. Полученные результаты показывают, что обучение людей старшего возраста не может опираться на общие рекомендации, и требует использования определенных методологических подходов в методике преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гитман Елена Константиновна, Соловьева Светлана Игоревна, Тохтуева Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS FOR PRE-RETIREMENT AGE CITIZENS EDUCATION WITHIN WORLDSKILLS COMPETITION STANDARDS

The paper deals with the problem of vocational education teachers' readiness for training pre-retirement age citizens. With the introduction of the state program "Older Generation", aimed to improve the skills or mastering the new competence of pre-retirement age citizens, training centers for this contingent are actively opening up. The training is conducted by teachers of educational institutions of the secondary vocational education system. Training programs according to Worldskills standards within the framework of the championship movement "Skills of the Wise" provide an opportunity for people aged 50+ to upgrade their skills or to master a new competency on the basis of the existing one. The authors aim to identify the level of andragogical competence of a teacher of vocational education. The research is based on empirical methods such as comparative analysis, generalizations, observation, questionnaires, and experiment. The research results show that the education of older people cannot be based on general recommendations, and requires the use of certain methodological approaches in teaching methods.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ГРАЖДАН ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ПО СТАНДАРТАМ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ WORLDSKILLS»

READINESS OF ADDmONAL VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS FOR PRE-RETIREMENTAGE CITIZENS EDUCATION WITHIN WORLDSKHLS COMPETITION STANDARDS

Gitrnan Elena Konstantinovna, DSc of Pedagogical science, Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

Sobveva Svetfana igorevna, Lecturer, SolikamskSosio-PedagogicalCollege namedaftarA.P Ramenskoye, Solikamsk Tokhtueva Tatiana Valerlevna, Lecturer, Perm State Radiotechnica! College named after AS. Popov, Perm

The paper deals with the problem of vocational education teachers' readiness for training pre-retirement age citizens. With the introduction of the state program "Older Generation" aimed to improve the skills 01 mastering the new competence of pre-retirement age citizens, training centers for this contingent are actively opening up. The training is conducted by teachers of educational institutions of the secondary vocational education system. Training programs according to WorldskiUs standards within the framework of the championship movement "Skills of the Wise" provide an opportunity for people aged 50+ to upgrade their skills or to master a new competency on the basis of the existing one. The authors aim to identify the level ofandragogica! competence of a teacher of vocational education. The research is based on empirical methods such as comparative analysis, generalizations, observation, questionnaires, and experiment. The research results show that the education of older people cannot be based on general recommendations, and requires the use of certain methodological approaches in teaching methods.

Keywords: vocational education; pre-retirement age students; andragogical competence; WorldSkills competitive movement; "Skills of the Wise".

DOI 10.24923/2222-243X.;

УДК 378.046.4 ВАК РФ 13,00,08

*> Гитан EX, 2020 5 Соловьева CM, 2020 ? Тохтуева T,В., 2020

ГИТМАН Елена Константиновна, доктор педагогических наук профессор. Пермский государственный гуманитарно■ педагогический университет, Пермь

36.48

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ГРАЖДАН ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ПО СТАНДАРТАМ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ WORL.DSKiI.LS

Статья посвящена вопросу готовности преподавателей профессионального образования к обучению граждан предпенсионного возраста, С введением государственной программы "Старшее поколение", нацеленную на повышение квалификации или освоению новой компетенции граждан предпенсион ного возраста, начинают активно открываться центры обучения данного контингента, Обучение проводят преподаватели учебных заведений системы среднего профессионального образования, Программы обучения по стандартам \МоМ5ШЬ в рамках чемпионатного движения "Навыки мудрых" предоставляют возможность людям в возрасте 50+ повысить квалификацию или освоить новую компетенцию на основе уже имеющейся. Авторы ставят своей целью выявить уровень андрагогической компетентности преподавателя профессионального образования, В основу исследования положены такие,эмпирические методы, как сравнительный анализ, обобщения, наблюдение, анкетирование, эксперимент. Полученные результаты показывают, что обучение людей старшего возраста не может опираться на общие рекомендации, и требует использования определенных методологических подходов в методике преподавания.

Ключевые слова: профессиональное образование; обучающиеся предпенсионного возраста; андрагогическая компетентность; конкурсное движение Щз^5кИЬ; "Навыки мудрых"

СОЛОВЬЕВА Светлана Игоревна, преподаватель, Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского, Соликамск SPIN-CODE 1537-1649 ORCIDID:0000-0003-2483-7844

ТОХТУЕВА Татьяна Валерьевна, преподаватель. Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова, Пермь

Экономические преобразования и социальные изменения в России обозначили новые задачи перед системой образования, фор-миру я запрос на специалистов способных к непрерывному обучению. В связи с этим 31 декабря 2018 года правительством РФ была утверждена Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года и план организации учебных мероприятий. Государственная программа, нацеленная на реализацию андрагогического аспекта обучения граждан предпенсионного возраста, и соответственно получила название "Старшее поколение". Целью этой программы является стимулирование активного долголетия [12]. Б рамках Федерального проекта "Старшее

поколение" предусмотрен потенциал и опыт работы Союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)", включая ежегодное проведение чемпионатов п рофессионал ьного маете рства п о ста ндартам WorldSkills для людей старше 50-ти лет "Навыки мудрых". Организаторы данного конкурсного движения предусматривают возможность:

- активного открытого взаимодействия всех заинтересованных сторон зндрагогичес-кого аспекта граждан;

- открытости и гласности;

- проведение подобных чемпионатов с увеличением всех количественных и качественных показателей среди граждан предпенсионного возраста.

Реализация конкурсного движения дает возможность оценить сформировавшуюся базу знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности. Но для этого необходимо распространение в российской системе оценки качества образования международных инструментов оценивания и исследования качества образования, формирование единых подходов, в частности, технологии обеспечения процедур оценки качества квалификаций, что является одной из возможностей сопряжения интересов сферы труда и сферы образования на основе результатов обучения -компетенций [11]. Отличительной чертой признания квалификации является оценка результатов обучения, выраженная в компетенциях [16]. Поэтому предусмотренные программы обучения чемпионатным движением "WorldSkills Russia" дают возможность людям в возрасте 50+ повысить квалификацию, обновить профессиональные навыки, освоить новую компетенцию - на основе уже имеющейся, что, несомненно, является неотъемлемо-доминирующим достоинством в перманентном меняющемся мире.

С 2019 года проводятся Чемпионаты "Навыки Мудрых" среди людей предпенсионного возраста по стандартам WorldSkills. Сегодня в Российской Федерации на базе учебных заведений системы среднего профессионального образования (СПО) начинают активно открываться центры обучения граждан предпенсионного возраста. Обучение проводят преподаватели - сертифицированные эксперты и (или) эксперты с правом проведения чемпионатов по стандартам WorldSkills (по компетенции). Однако нужно учесть, что обучение людей старшего возраста не может опираться на общие рекомендации, и требует использова-

ния определенных методологических подходов в методике преподавания.

С учетом изложенного сформулируем цель данного исследования:

1} определить объективный показатель актуальности внедрения андрагогической модели в программы обучения граждан предпенсионного возраста;

2)выявить уровень готовности преподавателя дополнительного профессионального образования к обучению граждан предпенсионного возраста.

Для достижения поставленной цели авторы провели обзор современных публикаций отечественных и зарубежных авторов. Проанализировали понятие андрагогической компетенции, андрагогической модели и эффективность ее реализации в системе дополнительного профессионального обучения граждан предпенсионного возраста. Для определения объективной оценки уровня готовности преподавателя дополнительного профессионального образования к обучению граждан предпенсионного возраста провели эксперимент на базе центров обучения по стандартам WorldSkills, используя метод наблюдения и анкетирования.

Андрагогическая компетентность преподавателя, работающего в сфере образования взрослых, рассматривается в научных изысканиях многих исследователей: Е. Анищенко, Т. Браже, С. Вершловского, М. Громковой, С. Змеева, А. Кукуева, Я. Лукьяновой, Н. Лебедевой, 8. Онушкина, Г. Сухобской и др. Про необходимость андрагогической подготовки преподавателей профессиональных учебных заведений исследователь А, Кукуев подчеркивает, что важнейшей характерной особенностью работы преподавателей является взаимодействие со взрослыми учениками, студентами, поэтому каждый преподаватель должен получить "андрагогическую подготовку", чтобы уметь работать со взрослой аудиторией, которая имеет свои особенности [9, с. 5]. 8 связи с этим А. Кукуев определяет наличие у преподавателя андрагогической компетентности по его способности практически решать возникающие реальные проблемы и задачи, связанные с повышением профессиональной компетентности специалиста [9].

Согласно позиции, В, Онушкина "андрагогическую компетентность" определяет как владение преподавателя знаниями, умениями, навыками, качествами и ценностными ориен-тациями, необходимыми для побуждения обучающегося к полной самореализации через образование [14].

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

254

По мнению Н. Лебедевой, "андрагогическая компетентность" трактуется как способность создать оптимальные условия для обучения взрослых; предусматривать развитие творческих способностей взрослого человека; способствовать овладению взрослым человеком умениями, навыками планирования, реализации, отбора содержания, форм, методов обучения; осуществлять не только традиционное информационно-накопительное, но и методологически-ориентированное обучение, необходимое человеку для работы с постоянно увеличивающимся потоком информации [10}.

Таким образом, анализ понятия "андрагоги ческая компетентность" раскрывает его как умение педагога инициировать обучающегося к повышению собственных компетентностей посредством андрагоги ческой методологии.

Большинство обучающих программ для пожилых людей имеют свою особенность - они разнообразны и не сводятся к строго очерченным дисциплинам. Специальные программы, призваны повышать потенциал трудоустройства, содействовать занятости и адаптации различных социально-демографических групп населения к рыночным условиям [3]. В этой связи следует очень точечно обратить внимание именно на методики обучения, потому что пожилые люди хотят учиться, но подход к ним должен быть несколько иной, чем к молодым людям [8|. Особенностью профессионального обучения пожилых людей является не столько механическая смена профессий и специальностей, сколько повышение квалификации, когда накопленный потенциал не утрачивается, а обогащается новыми знаниями, умениями и компетенциями для успешной деятельности на прежней работе или в других сферах приложения труда [3],

К основным умениям и личным качествам, которыми должен обладать преподаватель взрослых, нужно отнести:

- чуткость к требованиям и ожиданиям взрослых, способность оценивать потенциал взрослых в продвижении вперед и анализировать их сложности;

- владение набором технических приемов, не только выбирая те, что подходят больше всего, но и, создавая и улучшая их;

- умение организовывать работу в группах [2].

Согласно изменениям в обществе, на смену старым пришли совершенно новые технологии, материалы, инструменты, с которыми пожилых людей часто сложно научить работать [13]. В связи с этим образование лиц пенсионного возраста должно:

- способствовать успешной адаптации личности к быстро изменяющимся условиям жизни;

- научить каждого индивидуума ликвидировать разрывы, оказывающие влияние на все сферы его жизнедеятельности и существование в целом;

- помогать пожилым людям справляться с любыми возникающими неопределенными ситуациями. Подчеркнем, что главным в организации образовательного процесса пожилых людей должен бытьличностный подход с учетом индивидуальных, психологических и социальных особенностей каждого человека [15].

В конкурсном движении \Мэг1с15к1115 реализуются и целевые установки, которые направлены на:

- акцентирование внимания на формирование повышения знаний по компетенции в профессиональной деятельности;

- популяризацию профессии среди людей пожилого возраста;

- отбор и привлечение к сотрудничеству на рынке труда;

- перенимание передового опыта в овладении профессиональными навыками;

- конкурентоспособность профессионала в рамках региона или страны [18];

- профессиональный успех (планирование рабочего времени, сохранение трудоспособности в течение всего рабочего времени, участие в профконкурсах) [17];

- инновационную деятельность, направленную на реализацию инновации, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечения ее деятельности [1 ].

Немаловажным в реализации данного направлена конкурсного движения является деятельность как средства становления и развития субъективности личности человека. По мнению В.А. Паргачевой, "современный мир предъявляет совершенно новые требования к развитию личности, развитию умений и навыков е процессе освоения знаний".

Исходя из вышеперечисленных установок, руководству необходимо разработать систему мероприятий направленных на внедрение предложенных стандартов для формирования "Навыков Мудрых", четко представлять картину ожидаемых результатов, определить риски, просчитать необходимое ресурсное обеспечение. Содержание повышения квалификации педагогических реализуется в различных организационных формах: курсах повышения квалификации, семинарах или курсах по выбору.

Для педагогов дополнительного профессионального образования было бы целесообраз-

но реализовать программу обучающего семинара. В его содержании - освоение теоретических и методологических основ образования взрослых; содействие в овладении технологиями образования, адекватными социальным, психологическим, возрастным особенностям взрослых; развитие способности к профессиональной (андрагогической) самооценке. Программа должна обязательно включать такие разделы, как основные понятия и категории андрагогики; теория и практика взаимодействия в образовании взрослых; современные технологии обеспечения эффективности повышения квалификации педагогических работников; формирование методологической культуры специалиста в системе образования взрослых; особенности структурирования содержания в образовании взрослых; проведение рефлексии [7].

Теоретические обоснования значимости дополнительного профессионального образования возрастных граждан были сделаны в середине 70-х годов XX века. В1973 году во Франции был создан первый университет для пожилых людей. В настоящее время образовательные программы для людей пенсионного возраста получают масштабное распространение во всем мире. В США, Франции, Финляндии и Японии для пожилых людей работают учебные центры, факультеты, народные университеты. Пенсионеры могут получить квалификацию в области иностранных языков, медицины, права, педагогики, психологии, садоводства, экономики, краеведения и пр. В Дании и Швеции существуют специальные университеты для пенсионеров, чье финансирование осуществляется государственными и муниципальными фондами, общественными организациями и частными лицами. В Голландии многие учебные организации сотрудничают с предприятиями и сферой услуг по реализации проекта "Пенсия в перспективе".

Практика зарубежных стран показывает, что профессиональное обучение людей пожилого возраста повышает уровень их социального благополучия, играет важную роль в профилактике негативных последствий кризисного периода, повышая адаптивные возможности людей к внутренним и внешним изменениям [4].

В 2018 году правительством РФ была утверждена Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста. Обучение данного контингента граждан происходит по наиболее востребованным специальностям в конк-

ретном регионе. Перечни профессий для обучения или повышения квалификации утверждают администрации регионов, поэтому в каждом субъекте они свои - в зависимости от специфики рынка труда. Получить дополнительное образование в соответствии с мировыми стандартами можно на базе Академии WoridSkills Russia. Программа успешно реализуется с марта 2019 года при поддержки Федеральной службы по труду и занятости РФ за счет средств федерального бюджета. Всего в России более 500 центров обучения с современным оборудованием и преподавателями-экспертами по выбранному направлению,

В рамках анализа конкурсного движения авторами был организован мониторинг внедрения экспериментальных площадок по стан-flapTaMWorldSkills движения "Навыки Мудрых" для людей старше 50-ти лет в образовательных учреждениях системы среднего профессионального образования города Перми. Мониторинг выявил три центра, реализующих программы обучения по данному направлению: ГБПОУ "Краевой колледж предпринимательства", ГБПОУ "Пермский химико-технологический техникум" и ГБПОУ "Пермский радиотехнический колледж им. A.C. Попова".

Среди этих площадок был организован экс-перимент "Андрагогическая компетентность преподавателя профессионального образования" в форме тестирования (анкетирования). В эксперименте приняли участие 52 преподавателя программы дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста. В качестве основных задач эксперимента можно выделить:

- оценка уровня знаний преподавателей о физиологических и психологических процессах возрастного контингента обучающихся; способностей интеллектуальной деятельности пожилых людей; знаний факторов, которые способствуют или препятствуют процессу обучения; знаний андрагогических принципов, основных андрагоги чески й технологий;

- выявление уровня готовности преподавателей к повышению андрагогической компетентности.

Анализ тестирования показал, что 68% из всего числа опрошенных преподавателей не владеют знаниями андрагогических принципов и технологий в полной мере. При этом 92% опрошенных показали высокий уровень готовности к повышению андрагогической компетентности.

Основные результаты педагогического эксперимента приведены на рисунке. Проведен-

ное авторами исследование позволяет сделать выводы о том, что преподаватели дополнительного профессионального образования, реализующие программы обучения по стандартам УУог1с15кШ5 для людей старше 50-ти лет в обра зова тельных учреждениях системы среднего профессионального образования не обладают достаточной андрагогической компетентностью.

18 16

а 10

У

Э--

*

/

¿г

■количество преподавателей готовы?: для реализации данной компетенций ■ количество людей предпенсионного возраста готовы/ к данной компетенции в количество людей не компетентных в данной компетенции

Рисунок - Результаты опроса по компетенции "Навыки мудрых"

Проблема обучения взрослого, прежде всего, заключается в том, что не всегда круг актуальных задач обучения может быть оптимально реализован в традиционно выстроенной образовательной модели. Для этого необходимо разрабатывать и внедрять специфические педагогические средства и методы организации комплекса разноплановой активной деятельности взрослого обучающегося для его самовыражения, самопознания, профессионального становления и развития способностей и интересов в реальных производственных ситуациях [6].

Эксперимент показал достаточно положительную динамику со стороны преподавателей к профессионально-личностному развитию, к повышению андрагогической компетентности. Современные реалии диктуют необходимость постоянного развития знаний, умений и навыков преподавателей в профессиональной деятельности.

Таким образом, данное исследование создает предпосылки для дальнейшей разработки вопросов по реализации методик обучения кадров учебно-образовательного процесса, концептуальной основой которой являются повышение андрагогической компетентности преподавателя. Обучение людей старшего возраста не может опираться на общие рекомендации, и требует использования определенных методологических подходов в методике пре-

подавания. Результаты исследования выявляют необходимость качественного подхода к проблеме подготовки квалифицированных кадров в сфере образования граждан предпенсионного возраста.

Современные условия перманентного социума задают новые векторы развития, которые в свою очередь ставят новые задачи, поиск и пути их решения. Это продиктовано динамически изменяющемся обществом в смене приоритетов профессий, конкуренцией в сфере занятости и необходимости освоения новых компетенций на продуктивном уровне.

Социум, профессиональное сообщество и рынок труда требуют более мобильных и креативных специалистов профессиональной деятельности, готовых учиться и осваивать компетенции в любой возрастной категории. Результаты проведенного авторами исследования вскрыли необходимость подготовки квалифицированных кадров в сфере образования граждан предпенсионного возраста для более качественной реализации Федерального проекта "Старшее поколение".

Данное конкурсное движение реализует возможность каждого участника принимать решение и самостоятельности действовать, продемонстрировать свои навыки и обменяться опытом. Вхождение в активное участие в данном конкурсном движении способствует развитию направлений:

- актуализации имеющихся знаний, умений и навыков;

- переподготовка кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций, так как обучение кадров важнейший фактор экономического роста страны, от внут-риорганизационного обучения выигрывает и общество, и государство в целом, получая более квалифицированных работников и более высокую производительность общественного труда;

- создание современной материально-технической базы образовательных организаций [5].

Для людей предпенсионного возраста участие в данном конкурсе просто жизненно необходимо, прежде всего потому, что именно здесь открывается возможность сосредоточить внимание на все новое, современное и ценное в профессиональной деятельности. Это гарантирует эффективную переподготовку специалиста предпенсионного возраста, так

как конкурсное движение открывает возможность переосмысления имеющихся интеллектуальных знаний, творческих умений, коммуникативных навыков и креативного мышления в нетипичных ситуациях.

Литература:

1. Антропов В.А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании. - Екатеринбург : Институт экономики. УрО РАН,2013.'103 с.

2. Балу га B.C. Андрпгогическая компетентность магистра педагогической направленности 8 современной науке и практике// Перспективы Науки и Образования. - 2016. - №6.

3. К я зим о в К.Г. Рынок труда и занятость населения : уч. пособие. - M : Перспектива, 2005. - 368 с.

4. Кязимов К.Г. Дополнительное профессиональное образование как условие продолжения занятости лиц пенсионного возраста // Професси опальное образование и рынок труда. - 2018. -№3. -С. 79-86.

5. Кязимов К.Г. Формирование профессионала ных компетенций// Профессиональное образование. Столица. - 2008. - №5. - С. 10-11.

6. Козлова Н.И. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы в контексте андраготической модели обучения // Гуманитарный вектор. - 2010, - N92,

7. Копылова А. В. Особенности андрагогической модели в системе повышения квалификации пе дагогических и руководящих работников образования//Вестник ТГПУ. - 2010. - Выпуск 10(100).

8. Кошарная Г. Б. Особенности обучения пожилых людей / Г. Б. Кошарная, Е. В. Щанина // Integration of education. - 2013 - № 4. - С 57-61.

9. Кукуев А.И. Андрагогическзя подготовка пре подавательских кадров для системы образования взрослых // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции Челябинского и н тперепод. и пов. квал. работ, образ. - 2008.-Ч.2.-С. 3-11.

Ю.Лебедева Н.В. Андрагогическая компетент ность преподавателя дополнительного профес сионального образования специалистов социальной сферы // Педагогический журнал. - 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Том 7. - № 1, - С. 36-45.

11. Малиновский Е.С. WORLD SKI LIS: достигай невозможного // Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. - №9.

12. Паспорт Национального проекта "Демогра фия" (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитиюи национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https:/ /base.garant.ru/72158122/ (дата обращения; 02.042020).

13.Свое еще не отработали. Легко ли пенсионеру найти ¡заботу? // Аргументы и факты. - 2016, - №4

- Режим доступа: URL: https://nn.aif.ru/society/ deta i ls/s voe_es h che_ne_otrabota I i„ryn ok_truda_ nadeetsya_na..pensionerov/ {дата обращения: 14.04.2020).

14. Соколов В.И. Об андрзгогической компетентности II-специалиста и путях её развития // Со- , временные научные исследования и инновации. '

- 2015, - № 3. - Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49996 (дата обращения: 02.02.2020).

15.Суйкова О. А. Андрагогические аспекты непрерывного образования / 0. А. Суйкова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. -N® 1 (21).-С, 16-22.

16. Bruan Maguire Issues arising from qualifications frameworks in Europe // Irish Bologna Expert Conference "National Qualifications Frameworks and the European Overarching frameworks: Supporting Lifelong Learning in European Education and Training". Dublin Castle, Ireland. 2010.15 April. 25 p.

17. Fowler D. Skill showcase // Engineer. 2011. Vol. 286, issue 7815, P. 51 -56.

18. Hou S.K., Huang C. H.,Chen J. F.The key factors to enhance the competitiveness of competitors in worldskills competition / Conference Proceeding of ASSE Annua! Conference and Exposition, Louisville, US, June20-23,2010. P.8

О CU

о tu

ш

CK

î о

со m, го

i 257

THE ESSENCE OF PROFESSIONAL SUCCESS OF CADETS Dubinin Anatoly Vladirnlrovich, Postgraduate Student

Borovitsky Aleksey Mikhailovich, PhD of Pedagogical science. Associate Professor, Deputy head of Department of Military Pedagogy and Psychology

Novosibirsk Military named after General of the Army IK. Yakovhv ofNational Guard ofRussian Federation, Novosibirsk

The article raises the problem of understanding the essence of professional success of cadets and the relevance of its formation at the initial stage of training for further qualitative performance of their duties to ensure state and public security, protection of human and civil rights and freedoms. Special attention is paid to the stages of formation of professional success of cadets during their training. The positions of domestic and foreign authors to determine the conditions for the formation of professional success are given.

Keywords: essence of professional success; formation of professional success; stages of professional success of future officers; professionally important qualities; subject of professional activity; training effectiveness.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.